Каляка-Маляка

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Каляка-Маляка

Закиева И.Ф. 1
1МБОУ СОШ №2 г.Туймазы
Райманова Г.Х. 1
1МБОУ СОШ №2 г. Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Положительное влияние рисования на настроение и состояние человека давно доказали психологи. Но ведь не все умеют рисовать. Кто-то может и хочет, но боится или стесняется взяться за кисточку т.к. знает, думая, что у него нет способностей к рисованию. Дети всегда очень огорчаются, если у них не получается изобразить, то, что задумали. И тогда исчезает желание рисовать.

Цель работы: доказать, что с помощью рисования пальцами и ладошками можно получить удовольствие от рисования и это позволяет на время избавиться от правил, рамок, которые навязываются обществом, снять эмоциональное напряжение.

Задачи: - изучить имеющуюся литературу по данной теме

- провести анкетирование среди учащихся, о влиянии рисования на его настроение- разработать буклет о положительном влиянии рисования на человека.

-провести мероприятия с использованием нетрадиционных техник рисования отпечатывание пальчиков и ладошек;

- изучить понятие «арт-терапии», охарактеризовать основные подходы   к применению приемов изо-терапии.

- применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.

Объект исследования: приёмы изотерапии, положительно влияющие на настроение.

Предмет: эмоциональная сфера учащихся.

Гипотеза: мы предположили, что нетрадиционные методики рисования помогут получить эмоциональный заряд, положительные эмоции, улучшить эмоциональное и психологическое состояние человека, ведь при этом не нужно иметь талант художника.

Актуальность: в наше время, к сожалению, у детей мало свободного времени, школа, секции, кружки, у многих оно тратится на телевизор, интернет, игры. Большая загруженность, и постоянный контроль со стороны взрослых приводит ребёнка к стрессу. Конечно же, без помощи родителей, иногда и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Ожидаемый результат: снижение стрессового состояния учащихся после применения изо-терапии.

Методы исследования: изучение литературы, поиск и сбор информации, опрос, анкетирование, интервью, наблюдение, беседы с учащимися и взрослыми, обработка и анализ результатов исследования.

База исследования: обучающиеся 3-х классов МБОУ СОШ№2 г.Туймазы, участники арт-терапевтического мероприятия «Каляка-Маляка» ДЦ «Семья Чудес».

Дети везде рисуют:
На асфальте, песке и в альбоме,
Они ничем не рискуют,
Рисуя на стенах в доме.
Чем хочешь дети рисуют:
Фломастером, палочкой, кистью,
Как в вальсе мелки танцуют,
Карандаш живет собственной жизнью.
Дети всегда рисуют...
И взрослые точно знают,
Что дети ни с кем не флиртуют - 
В рисунках себя выражают.

(Марина Житник)

Глава 1. Влияние рисования на человека

I.1.Стресс. Что помогает справиться со стрессом?

Стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Стресс, в своё время переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей.

У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом. [1]

Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. У младших школьников в повседневной учебной деятельности стрессовые ситуации возникают по разным причинам, это могут быть: обидные высказывания со стороны одноклассников, негативная оценка со стороны учителя, переход в другой класс или другую школу, выход к доске, контрольная работа, сообщение дома о плохой отметке, боязнь быть отстающим. Последствия стресса младших школьников могут быть самыми различными. Стрессовые ситуации могут вызывать депрессии, нервные расстройства и заболевания. [2]

Эффективными методами борьбы со стрессом у детей являются: рисование, игры, занятие спортом и т.д.

I.2. Что такое арттерапия, изотерапия?

В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Термин «Арт-терапия» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. [5]

Целительные возможности искусства, в том числе изобразительного, были известны с древних времен. Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка – интернационального языка образов.[6]

Одно из направлений арттерапии-изотерапия.

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. [7]

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становиться терпимее, мудрее по отношению к другим. Рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. [3]

Изобразительное творчество позволяет ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого.[4]

 Рисунок может рассказать больше, чем сам человек, выразить свои чувства, снять внутреннее напряжение, дает радость творчества.

I.3. Нетрадиционные техники рисования

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Но при рисовании карандашами и кистью требуются навыки и знания. Дети всегда очень огорчаются, если у них не получается изобразить, то, что задумали. И тогда исчезает желание рисовать. [9]

Поэтому мы решили остановиться на нетрадиционных методах рисования, тем более это дает возможность получить необычный опыт. Ведь рисовать можно пальцами, ладошкой и даже ногой, ватными палочками, губками, зубной щеткой и прочими подручными предметами; рисовать по стеклу; расписывать ткани; рисовать мелом по бархатной бумаге, расписывать камни, кружки и другие предметы, рисование по песку и рисование песком.

Рисование пальцами, ладошками.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску -- плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. [8]

Пальчиковые краски

Пальчиковые краски, созданные в домашних условиях можно использовать с любого возраста крохи, потому что они изготовлены из безопасных материалов. Если ребенок захочет облизать свои яркие пальчики, испачканные в краске, то родителям не нужно переживать. И тем более такие краски легко смываются, и не трудно отстирать с одежды. Рецепт создания пальчиковых красок очень прост в изготовлении.

Способ основан на использовании муки. Ингредиенты потребуются в следующих пропорциях:

мука – 1 стакан;

растительного масло – 1 ч.л.;

соль – 0,5 стакана;

вода – 0,5 стакана;

пищевые красители.

В качестве красителя можно использовать не только готовые краски, но и соки свёклы, моркови, а также аптечную зелёнку, куркуму или другие природные красители. Все ингредиенты: мука, соль, вода, подсолнечное масло перемешиваются до однородной массы, как густая сметана. Если смесь получится слишком жидкой, нужно добавить муку. Если разбавить массу – воду. После того как состав разложите по баночкам, в каждую нужно внести свой пигмент.

Выводы по главе I

Изотерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью рисования дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.

Изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка. Рисование пальцами - это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной.

Глава II. Практическая часть

II. 1. Вопросы психологу

У нас возникло несколько вопросов:

Часто ли дети испытывают стресс?

Есть ли польза от рисования пальчиками и ладошками?

С этими вопросами мы обратились к психологу Детского Центра «Семья Чудес» г.Туймазы Кувшиновой Олесе Мирославовне (Приложение 1)

Она рассказала нам что очень полезно рисовать пальчиками. Благодаря этому методу, у детей, в том числе и малышей, развивается мелкая моторика, что способствует развитию речи. А также развивает тактильную чувствительность, осознание своего тела. С помощью такой техники рисования, дети говорят на бумаге о своих чувствах, ощущениях в виде рисунков различных цветов и оттенков. И конечно развивает воображение, и образное мышление.

И вообще, очень важно, чтобы каждый ребенок смог повозиться в грязи, краске и в песке, размазывал грязь, сжимал в руках её – это важный этап в развитии ребёнка. Эти занятия помогают снять излишнюю тревогу и способствуют развитию творческих способностей. Он через прикосновение своими маленькими ручками «как будто» знакомится с миром.

Мы решили проверить, как рисование пальчиками и ладошками влияет на моих одноклассников.

II. 2. Анкетирование одноклассников

Для того, чтобы понять, какое место имеет рисование в жизни одноклассников, мы провели опрос (Приложение 2).

Результаты были следующими (Приложение 2):

Любят рисовать - все 32 человека

Часто рисуют 21человек - редко 11

Посещают кружки 10детей - нет 22

Рисуют, если плохое настроение 15 человек, нет-17.

Вывод: большинство ребят любят рисовать.

II.3. Арт-мероприятия

С целью узнать влияет ли рисование на настроение мы провели арт-мероприятия в технике рисования: «отпечатки пальцев» - Мир животных. Рисунки при отпечатывании пальчиками получились яркими и разнообразными по сюжету и настроению (Приложение 3).

Перед проведением мероприятий и после них, мы проводили диагностику «Твоё настроение». Результаты, показали, что настроение детей меняется в положительную сторону, после рисования пальчиками и ладошками (Приложение 4).

Мы провели коллективную работу «Ладошки» в моем 3 б классе. Основная цель - сблизить моих сверстников, развить их воображение и фантазию, а также почувствовать всю прелесть от рисования пальчиковыми краскам. (Приложение 5)

Я увидела, что в начале этой работы, 12 детей с отвращением и не желанием начали обмакивать свои пальцы и ладошки, и каждый раз протирали влажными салфетками руки, постоянно оглядывались на одноклассников. Это говорило о недоверии и боязни прикоснуться к чему-то новому, неизвестному. Только через некоторое время, увидев, как другие весело пачкались в краске, они тоже включились в процесс.

Мы пригласили моих одноклассников и их семьи на семейное арт-мероприятие «Каляка-Маляка» в детский центр «Семья чудес». Рисовать предложили на ватмане различными предметами (губками, валиками, кистями) и конечно же пальцами, ладошками и даже ногами. Здесь каждый участник –художник, и каждого получилась яркая, и неповторимая картина. (Приложение 6)

Мы наблюдали что тот, кто боялся испачкать свои пальчики, стоял в сторонке, стеснялся-в конце мероприятия с огромным удовольствием и наслаждением расписывал не только свои пальцы и ладошки, но даже лицо и ноги. Было заметно что занятие доставляет удовольствие. Участники стали больше улыбаться, без стеснения подходить друг к другу и общаться, создавать совместные картины. Это еще раз доказывает, что данный метод рисования помогает снять излишнюю тревогу и способствует улучшению эмоционального состояния.

Выводы по II главе

В результате проделанной работы, можно сделать следующий вывод:

- рисовать любят все;

- рисунки при отпечатывании пальчиками получаются яркими, разнообразными по сюжету и настроению;

-рисование, может изменить и поднять настроение;

-рисование помогает почувствовать вкус победы и достигнутой цели

Ребята, у которых до занятия было нейтральное или даже плохое настроение, после «Каляки-Маляки» стали весёлыми, радостными, настроение улучшилось. Они становятся более открытыми и отзывчивыми.

Рисование является одним из самых доступных, завораживающих и увлекательных видов творчества, обладает исцеляющими способностями и помогает выразить своё эмоциональное состояние.

Для этого не обязательно быть художником, скульптором или дизайнером. Нужно просто иметь огромное желание, трудолюбие, терпение и усидчивость. Вы получите невероятное удовольствие, когда вдохновение прилетит к вам на крыльях бабочки и сядет на край карандаша, а чистый лист бумаги заиграет яркими красками.

Заключение

В своей работе мы ставили цель доказать, что с помощью нетрадиционных техник рисования можно экспериментировать, как душе угодно, это позволяет на время избавиться от сильного социального давления (социальных норм, правил, рамок).

Из источников мы узнали, что этим методом пользуются огромное количество людей, чтобы снять напряжение в теле, расслабиться и сосредоточиться.

Проведя анкетный опрос, мы выяснили что все любят рисовать, и многие мои одноклассники рисуют, чтобы улучшить своё настроение.

Все дни, когда мы рисовали пальчиками и ладошками, прошли на высоком эмоциональном подъеме. Улыбки не сходили с лиц детей, не было в классах ссор и драк, все были очень доброжелательны.

Ребята, у которых до занятия было нейтральное или даже плохое настроение, после «Каляки-Маляки» стали весёлыми, радостными, настроение у них улучшилось. Ребята становятся более открытыми и отзывчивыми.

В результате проведённых исследований можно сделать следующий вывод:рисование может изменить настроение, помочь справиться с стрессом.

Гипотеза, что рисование может оказывать положительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние человека даже, не умеющего рисовать подтверждена.

Дальнейшее развитие проекта

Думаем, наша работа может быть использована на внеклассных мероприятиях, классных часах.

Список литературы

Кожохина С. Х. Растём и развиваемся с помощью искусства.- СПб.: Речь, 2006. с.60

Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет, - 2001. -48 с

Интернет ресурсы

http://art-s-p.ru/stati-po-psihologii.html

http://ped-kopilka.ru/blogs/yulija-vitalevna-gorohova/statja-na-temu-vlijanie-stresovyh-situacii-na-yemocionalnuyu-sferu-mladshego-shkolnika.html

http://psihdocs.ru/opitno-eksperimentalenaya-rabota.html

http://refleader.ru/jgernaatymer.html

https://bookz.ru/authors/elena-svistovskaa/art-tera_360/1-art-tera_360.html

https://educontest.net/ru/3905713/влияние-арт-терапии-на-психоемоциона

https://kopilkaurokov.ru/psihologu/planirovanie/izotierapiia

https://sites.google.com/site/morozkovanv/home/moi-raboty/eto-interesno-1

ravaynkaschool.ucoz.ru/metodkopilka/Yschkova/netradicionnye_tekhniki_risovanija_kak_sredstvo_ra.pdf

Приложение 1.

Беседа с психологом детского Центра «Семья Чудес» г.Туймазы

Кувшиновой Олесей Мирославовной

Вопрос 1: Часто ли дети испытывают стресс?

Ответ:Сегодня от стресса не защищен никто, особенно дети. Они испытывают стресс по различным причинам: одни связаны с их собственными вопросами, событиями, возрастными периодами, другие с отношениями в семье

2 вопрос: Есть ли польза от рисования пальчиками и ладошками?

Ответ: Очень полезно рисовать пальчиками. Благодаря этому методу, у детей, в том числе и малышей, развивается мелкая моторика, что способствует развитию речи. А также развивает тактильную чувствительность, осознание своего тела. С помощью такой техники рисования, дети говорят на бумаге о своих чувствах, ощущениях в виде рисунков различных цветов и оттенков. И конечно развивает воображение, и образное мышление.

И вообще, очень важно, чтобы каждый ребенок смог повозиться в грязи, краске и в песке, размазывал грязь, сжимал в руках её – это важный этап в развитии ребёнка. Эти занятия помогают снять излишнюю тревогу и способствуют развитию творческих способностей. Он через прикосновение своими маленькими ручками «как будто» знакомится с миром

Приложение 2.

Диагностика «Твоё настроение»

Твоё настроение

     

До рисования

     

После рисования

     

Результаты диагностики

Приложение 3.

Нетрадиционная техника рисования «отпечатки пальцев»

Мир животных.

Приложение 4.

Анкета

Любишь ли ты рисовать?

   

Как часто ты рисуешь?

   

Посещаешь ли ты кружки по рисованию, изо-студии?

   

Ты рисуешь, когда у тебя плохое настроение?

   

Результаты

Приложение 5.

Коллективная работа «Цветные ладошки»

Приложение 6.

Арт-мероприятие «Каляка-Маляка» ДЦ «Семья Чудес»

Приложение 7.

Буклет «Каляка-Маляка»

Изотерапия- эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток.

Чем и кому будет полезна

Изотерапия?

Востребованность изотерапии объясняется тем, что процесс рисования даёт человеку разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей рисование является привычным способом самовыражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. Даёт много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки.

Подготовила:

Закиева Илия

Ученица 3 Б класса

МБОУ СОШ №2

Руководитель:

Райманова Г.Х.

Г.Туймазы

2019

Каляка-Маляка

Рекомендации для снятия эмоционального напряжения:

Устал – рисуй цветы,

Злой – рисуй линии,

Болит – лепи,

Скучно – заполни листок бумаги разными цветами,

Грустно – рисуй радугу,

Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей,

Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку,

При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки,

Чувствуешь беспокойство – складывай оригами,

Хочешь расслабиться – рисуй узоры,

Важно вспомнить – рисуй лабиринты,

Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины,

Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги;

Надо что-то понять – нарисуй мандалы,

Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи,

Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет,

Важно запомнить состояние – рисуй цветовые пятна,

Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты,

Хочешь разобраться в себе и своих желаниях – сделай коллаж,

Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками,

Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги,

Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали,

Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.

Правила изотерапии

Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:

мечтаешь или сомневаешься – рисуй;

плачешь от горя или радости – рисуй;

расслабленный или напряженный – рисуй;

скучно или занят – рисуй;

весело или грустно – рисуй;

страшно или смело – рисуй;

радостно или печально – рисуй;

устал ли, отдыхаешь – рисуй;

Понятийный аппарат

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента[Википедия]

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах [Википедия]

Просмотров работы: 266