Шпаргалка-помощница

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шпаргалка-помощница

Рассохина А.К. 1
1МАОУ СОШ № 14 г. Кемерово
Ковалева Н.М. 1
1МАОУ СОШ № 14 г. Кемерово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

При подготовке к контрольным работам я стала писать маленькие записочки - напоминалки. Когда мама обнаружила у меня одну из этих маленьких бумажек, то назвала её незнакомым для меня словом – шпаргалка. Что меня удивило больше всего, так это то, что родители меня не ругали, а даже похвалили. Мне стало интересно: почему мои родители положительно относятся к шпаргалкам? Кто до меня первым придумал их? Какие бывают шпаргалки? Как их правильно составлять? Многие ли в своей жизни прибегали к помощи шпаргалок? Помогают они или вредят? (Рисунок 1)

Цель исследования: выработать способ эффективного применения шпаргалок в процессе обучения, подтвердить на практике положительный результат от их использования.

Задачи исследования:

выяснить происхождение шпаргалки,

разобраться с существующими видами шпаргалок,

разработать методику составления шпаргалки,

провести анкетирование на предмет применения шпаргалок старшим поколением,

проанализировать на фокус-группе эффективность применения шпаргалок в процессе обучения.

Методы исследования:

Теоретический: прочтение и анализ информации в печатных и интернет-источниках о типах шпаргалок и методах их составления,

Практический: применение шпаргалок в процессе обучения, анализ полученных результатов.

Основная часть

1. Знакомство со шпаргалкой

Многие толковые словари не только само слово «шпаргалка» объясняют по-разному, но и его появление связывают с различными историческими эпохами и местами.

Википедия дает следующее определение шпаргалке:

Шпарга́лка (жарг. шпо́ра) — носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был запомнить.

Согласно толковому словарю советского лингвиста, доктора филологических наук Сергея Ивановича Ожегова, шпаргалка - это бумажка с записями для подглядывания во время экзамена.

Существует несколько слов, созвучных самому названию – шпаргалка:

1) польское слово, существующее с XVII века - szpargaљ - означающее «старая исписанная бумажка»,

2) латинское слово - sparganum - означающее «пелёнка»,

3) греческое слово – sparganon – также означающее «пелёнка»,

4) с санскрита слово - «shoargalle» - значит «секретный, тайный документ».

Из этого можно сделать 2 вывода: во-первых, история шпаргалки имеет глубокую историю, а во-вторых, сама по себе шпаргалка первоначально представляла собой исписанную бумажку.

По одной из существующих версий, изобретение шпаргалки приписывают Карлу Великому, королю франков, правившему в конце VIII века. (Рисунок 2). Обладая даром великого полководца и завоевателя, он так и не осилил грамоту: читать и писать он совершенно не умел. Однако до нашего времени дошли указы, которые Карл Великий подписывал собственной рукой. Делал он это благодаря одной хитрости: у него была шпаргалка! Для Карла Великого изготовили на пергаменте специальный образец подписи. Когда правителю требовалось подписать какой-либо государственный документ, он тщательно срисовывал свой титул и имя со шпаргалки. (Рисунок 3)

Одна из самых давних шпаргалок, дошедших до наших дней, была сделана в Китае. Она хранится в музее Пекинского императорского колледжа и датирована XIV веком.

Доподлинно неясно кто изготовил и применил первую шпаргалку. Многие склонны считать, что первые шпаргалки появились в одно время с первыми школами и университетами.

Использование шпаргалок, как правило, запрещено официально. В разных учебных учреждениях строгость наказания различается. Обычно, если у учащегося обнаруживают шпаргалку, то его удаляют с экзамена, контрольной работы с неудовлетворительной оценкой. Часто всё зависит от традиций страны и лояльности экзаменатора.

В то же время есть преподаватели, которые разрешают использование конспектов, справочников и учебной литературы. Это объясняют они тем, что важнее научиться думать, анализировать и знать, где можно посмотреть. Кроме того есть отдельные предметы, на экзамене по которым также разрешается использование учебной и справочной литературы, поскольку научная дисциплина содержит сложнейшие формулы, трудные для запоминания. (Рисунок 4)

Шпаргалками пользуются везде, их настолько много и они так разнообразны, что в мире открыто несколько музеев, посвященных шпаргалке. Один из самых известных музеев открыт в Германии в Нюрнбергском университете, где собраны все возможные виды шпаргалок — начиная с «бомб» до высокотехнологичных электронных устройств. Но необязательно ездить так далеко, чтобы увидеть чудеса человеческой изобретательности: два музея шпаргалок находятся недалеко от города Кемерово: один – в Новосибирске на станции метро «Студенческая», а второй – в городе Яровое Алтайского края. (Рисунок 5 и рисунок 6)

Старая, добрая шпаргалка представлена в них во всей красе: на поверхности обычного карандаша безымянный автор умудрился написать десять задач по физике с ответами, другой изобретатель "создал" миниатюрный блокнотик со "шпорами", прикрепив его к небольшому ластику. Для девочек есть расческа, помада, ободок с приклеенными гармошками «умного» текста, серьги, густо покрытые формулами. Для мальчиков есть пакетик сока с исписанной изнанкой, кусок ремня — также со «знаниями»…

2. Разновидность шпаргалок

Шпаргалки можно поделить на два вида: технические и текстографические. (Рисунок 7 и рисунок 8)

Текстографические– это шпоры, созданные с помощью написания текста на различных материалах, «носителях», с целью его последующего переписывания.

К текстографическим шпаргалкам можно отнести:

Бомба (крокодил) — лист с решённым экзаменационным заданием, изготовленный заранее. После получения билета экзаменуемый, улучив момент, достаёт из пачки «бомб» ту, которая соответствует номеру билета и сдаёт её как написанную за время экзамена. Иногда бомба изготавливается в виде «чистого листа» — текст пишется закончившейся шариковой ручкой и обводится по вмятинам на листе уже «на месте».

Архивка — напечатанная или написанная очень мелким шрифтом шпаргалка. В качестве «носителя» чаще всего используются листы из тетради в клетку. (Рисунок 9)

Гармошка — относительно узкая вытянутая бумажная лента с кратким содержанием материала и основными терминами. После записи её складывают равными частями поперек, похоже на гармошку. Достоинство этого метода — малый размер и относительная незаметность в сложенном виде. Недостатки — шумность и заметность в разложенном виде, шпаргалка достаточно отчетливо шуршит во время доставания её из кармана, и чем крупнее «гармошка», тем сложнее и медленнее спрятать её обратно. (Рисунок 10)

Рулонка — более продвинутый вариант «гармошки». В отличие от неё, после записи бумажную ленту не складывают, а туго закручивают вокруг карандаша, стержня ручки и тому подобного; после этого ручку вытаскивают, а получившийся рулон сохраняет свою форму и упругость. Недостаток — этот вариант трудно разворачивать, не привлекая внимания. Достоинство — просмотрев информацию, достаточно просто отпустить конец ленты, и она быстро и достаточно тихо свернётся в рулон. (Рисунок 11)

Технические – это шпоры связанные с техникой, которая в наше время развивается очень быстро. Среди технических шпаргалок можно выделить (Рисунок 12):

Вики-шпаргалка или ленивчик — подборка распечатанных статей из Википедии по словам, встречающимся в списке вопросов к экзамену. Как правило, готовится в условиях отсутствия времени для написания бомбы. Также под Вики-шпаргалкой подразумевают подсматривание информации непосредственно с самой веб-страницы через мобильный телефон или другое устройство. Данный способ позволяет искать информацию на ходу, не подготавливая её заранее. Однако, в связи с распространением мобильных телефонов среди учащихся, многие школы и вузы ввели правила, запрещающие иметь при себе подобные аппараты во время экзаменов, а некоторые университеты на время экзаменов блокируют сотовую связь.

Электронная шпаргалка – при наличии Интернета в телефоне, всю информацию можно отправить самому себе на электронную почту, и списывать прямо с телефона, предварительно, перед тем как зайти в кабинет, зайдя на сервер электронной почты и во входящие сообщения. Можно слать по одному письму на каждый вопрос, а можно все в одном письме. Все зависит от объема шпаргалок.(Рисунок 13)

Телефонная шпаргалка - Это может быть просто текстовый документ-шпаргалка, закачанный в смартфон или отсканированные страницы конспекта или учебника. В интернете, без труда можно скачать уже готовые программы-шпаргалки по некоторым предметам. Еще более ленивый способ – одновременный поиск и списывание «напрямую» с интернета.

Еще один способ списывания с мобильных устройств, более практичный и отнимающий меньше времени – СМС-сообщения. Суть в том, что в другом помещении сидит ваш помощник. У него есть перечень вопросов и ответы на них. Все что нужно сделать – это послать ему номера попавшихся вопросов и ждать присланных ответов. Преимущества такого списывания в том, что вы получаете сразу готовый ответ, не нужно самостоятельно искать его среди множества шпаргалок. Недостатки те же, они сопряжены с использованием самого устройства.

Микронаушник. Современные микронаушники, беспроводные и настолько компактные, что заметить их очень сложно. Как и в предыдущем случае нужен только друг, который согласится помочь. Технология проста – непосредственно перед экзаменом звоним другу (микронаушник соединяется с телефоном посредством Bluetooth), вытягиваем билет, сообщаем вопросы другу, пишем ответы под диктовку. Данный метод особо эффективен, хотя и не исключает технических сбоев. (Рисунок 14)

Преимущество всех перечисленных форм технических шпаргалок в том, что сделать их гораздо легче, они не занимают много места, а написать «шпору» можно какого угодно объема, вплоть до развернутого ответа. Недостаток – вас могут попросить оставить технику в специально отведенном месте на время экзамена. Также телефон или другое устройство тяжелее спрятать, чем маленькую бумажную шпаргалку.

3. Рациональное применение шпаргалки

Очень часто ученики, писавшие большое количество шпаргалок, могли так и не воспользоваться ими, но с большим успехом всё-таки отвечали по своей памяти. «Виной» же этого «парадокса» является то, что когда человек пишет шпаргалку у него оказываются задействованы два вида памяти: зрительная и моторная. Таким образом, основную часть записанного он, не напрягаясь, запоминает. Значит, польза шпаргалок в том, что необходимый для экзамена материал, воспроизведенный в шпаргалке, может быть усвоен.

Довольно распространены случаи, когда под влиянием стресса на экзамене ученики чувствуют, что, казалось бы, хорошо усвоенная информация бесследно улетучилась. Шпаргалка в этой ситуации становится стимулятором памяти и дает возможность грамотного формулирования ответа на вопросы. (Рисунок 15)

Некоторые ученики предпочитают писать шпаргалки, но никогда их не использовать. Сам факт наличия «шпоры» поддерживает в них уверенность, что в экстренном случае им будет куда подсмотреть, а это приводит к внутреннему спокойствию и вере в успешную сдачу экзамена.

Есть преподаватели, поддерживающие написание шпаргалок учениками, поскольку считают это трудоемким процессом, который сам по себе уже достоин положительной оценки.Однако рассчитывать на это не стоит.

Кроме того, следует отметить и тот факт, что написание шпаргалок помогает тем людям, у кого больше развита зрительная и моторная память. А вот аудиалам – тем, кто воспринимает информацию на слух, то есть те, у кого хорошо развита слуховая память – написание шпаргалок не поможет в запоминании материала. (Рисунок 16)

Итак, если главной функцией шпаргалки считать не облегчение жизни экзаменуемого через возможность списывания информации, а помощь в систематизации информации и её запоминании, то умение писать шпаргалку может очень пригодиться в жизни.

4. Отношение родителей к шпаргалкам

В первую очередь я решила выяснить отношение старшего поколения к написанию шпаргалок. Среди родителей учеников 4-ых классов МАОУ «СОШ №14» г.Кемерово было проведено анкетирование. Было предложено ответить на следующие вопросы:

Делали ли Вы когда-нибудь шпаргалки?

Пользовались ли Вы шпаргалками?

Находите ли Вы изготовление шпаргалок полезным для запоминания учебного материала?

Разрешаете ли Вы своему ребенку делать шпаргалки?

Учили ли Вы своего ребенка писать шпаргалки?

Помогали ли Вам в Вашей жизни шпаргалки?

Всего было опрошено 77 человек. Полученные результаты приведены в Таблице 1.

Примечательно, что подавляющее большинство родителей (91% опрошенных) в своей жизни делали шпаргалки, 79% родителей утверждают, что они помогли им в жизни. Следует отметить, что не все родители, писавшие шпаргалки, реально пользовались ими на тестах, контрольных или экзаменах. Процент тех, кто списывал со шпаргалок или подглядывал, составил всего 74%.

Удивительным является тот факт, что основная масса родителей (83%) считает полезным для запоминания учебного материала написание шпаргалок, половина родителей (55%) даже поддерживает их изготовление, однако мало кто – всего лишь 19% - учит своих детей делать это правильно.

5. Методы написания шпаргалки

Перед написанием шпаргалки необходимо:

1) внимательно прочитать и проанализировать изучаемый материал;

2) выделить ключевые моменты;

3) сформировать план.

При написании шпаргалки:

1) делаем записи согласно разработанного плана, разграничиваем текст;

2) основные мысли текса записываем тезисно, коротко;

3) пояснения к ключевым мыслям текса пишем более мелким шрифтом, при этом записываем только то, что оказалось трудным для запоминания;

4) не забываем записывать формулы и схемы. (Рисунок 17)

После написания шпаргалки проговариваем весь материал, а при затруднениях – обращаемся к шпаргалке.

Основное и главное правило при написании шпаргалки: писать её самостоятельно. Ключевые слова: ПИСАТЬ и САМОСТОЯТЕЛЬНО! Когда человек записывает и проговаривает информацию, то он тренирует память и лучше запоминает. А если ты запомнил, то доставать шпаргалку на экзамене уже и не потребуется, а это значит, что шпаргалка выполнила главную свою функцию!

6. Практическое применение шпаргалок

Совместно с классным руководителем были выбраны 10 человек, которые при выполнении домашнего задания и подготовке к уроку окружающего мира в течение двух месяцев писали так называемые шпаргалки. Предполагалось, что результатом применения шпаргалок будет повышение успеваемости тех школьников, кто принял участие в эксперименте, за счет улучшения запоминания изучаемого материала.

И, действительно, из 10 учеников, принявших участие в эксперименте, у 8 произошел рост среднего балла по окружающему миру.

Что касается меня самой, то:

Во-первых, я для себя выяснила, что плохо запоминаю информацию на слух,

Во-вторых, написание шпаргалок научило меня систематизировать учебный материал, мне стало легче запоминать содержание параграфов.

В-третьих, моя успеваемость по окружающему миру повысилась.

В-четвертых, я решила применить данный опыт написания шпаргалок и к другим предметам, подготовка к которым дается мне сложно, например, к английскому языку.

Заключение

Самостоятельное написание шпаргалки и повторение материала по ней – идеальный способ тренировки памяти, метод систематизации и запоминания материала, потому что только вы сами для себя можете, изучив и проанализировав материал, скомпоновать его в нужной вам последовательности, выделить ключевые фразы, записать наиболее сложные, слабо запоминающиеся для вас моменты, формулы и тезисы.

Подводя итог моей исследовательской работы, можно с уверенностью сказать, что шпаргалка несколько специфический, но всё же вполне действенный способ усвоения учебного материала для большинства людей. Кроме того, шпаргалка является хорошим психологическим фактором для неуверенных в себе учеников.

(Рисунок 18)

Стоит отметить и тот факт, что шпаргалки нашли своё применение не только в учебных целях, но и в обычной жизни людей, просто спрятались под другими именами: телефонная записная книжка, тетрадка с любимыми кулинарными рецептами, блокнот для записей и т.д. Многие пишут себе записочки-напоминалки перед походом в магазин, перед сбором вещей для поездки в отпуск или список гостей на праздник, чтоб никого не забыть пригласить. Шпора - лучшая опора! Как бы она ни называлась, шпаргалка помогает нам по жизни. Главное – правильно ею пользоваться!

Список использованной литературы

Как сделать шпаргалку? (Самая полная коллекция интернет-ресурсов по шпаргалкам) / http://bravedefender.ru/post121921744

Полезные советы школьнику – Виды шпаргалок / http://litevv.narod.ru/pol_sovetu/shkol_vid_shpor.html

Почитай-ка!: Виды шпаргалок / http://pochitai-ka.blogspot.com/2007/09/blog post_1236.html

Самые необычные шпаргалки // http://samyi-samyi.ru/unusual/samye neobychnye-shpargalki.html

Советы учащимся: Как правильно пользоваться шпаргалками / http://www.211school.ru/4-sovety-uchashhimsja-kak-pravilno-polzovatsja.html

Текстографические шпоры. Шпорный вопрос // http://shpora-zon.narod.ru/statshpargalka-ieep.htm

Шпаргалка – друг человека // http://www.ntv.ru/novosti/119423/#sel=

Шпаргалка – тайная сторона школьной науки //http://signend.com/2011/07/shpargalka-tajnaya-storona-shkolnoj-nauki/

Шпаргалка и ее применение. Шпороведение. Технические шпоры.

Шпаргалки / http://www.ljpoisk.ru/archive/5024663.html

Шпаргалки / http://www.uchsib.ru/articles/50

www.cribs.su

http://nayazyke.ru/shpargalka/#ixzz5VrGIqbK3

Приложения

Таблица 1. Результаты анкетирования родителей.

п/п

Вопрос

Ответ "ДА", чел.

%

Ответ "НЕТ", чел

%

Ответ "Иное", чел

%

1

Делали ли Вы когда-нибудь шпаргалки?

70

91

7

9

 

 

2

Пользовались ли Вы шпаргалками?

57

74

20

26

 

 

3

Находите ли Вы изготовление шпаргалок полезным для запоминания учебного материала?

64

83

12

16

1

1

4

Разрешаете ли Вы своему ребенку делать шпаргалки?

42

55

30

39

5

6

5

Учили ли Вы своего ребенка писать шпаргалки?

15

19

62

81

 

 

6

Помогали ли Вам в Вашей жизни шпаргалки?

61

79

16

21

 

 

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

Рисунок 10.

Рисунок 11.

Рисунок 12.

Рисунок 13.

Рисунок 14.

Рисунок 15.

Рисунок 16.

Рисунок 17.

Рисунок 18.

Просмотров работы: 629