Введение
Тема моего проекта – «образ России в отечественной кинематографии». Я выбрала эту тему, потому что посчитала ее наиболее интересной для изучения. Я часто задавалась вопросом, как и когда, возникла кинематография. В своей работе я хотела бы изучить развитие кинематографа, его влияние на духовную жизнь общества. Выделить и проанализировать самые популярные жанры современного кино.
Цель моей работы – это изучение кинематографии, ведь они остается эффективным средством влияния на аудиторию. Следовательно, изучение трансформации образа России на западном экране сегодня по-прежнему актуально. И для меня это тоже интересно. Основная цель кинематографа – это внести краски в повседневную жизнь и добавить в нее позитива. И с этой целью кинематограф отлично справляется.
Проектным продуктом будет – определение места и роли трансформации образа России в отечественной и зарубежной кинематографии.
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как появление кинематографии произошло на рубеже XIX и XX веков. За семь десятков лет кино успело овладеть умами и сердцами людей всех стран, всех национальностей и возрастов и стать непременной частью интеллектуальной жизни и повседневного была человечества.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
Проанализировать образ России в отечественном кинематографе;
Проанализировать образ России в зарубежном кинематографе;
Определить место и роль трансформации образа России в отечественной и зарубежной кинематографии.
В процессе изучения объекта и предмета исследования использовались различные виды анализа: конкретно-исторический, сопоставительный, смысловой, а также экспериментальный анализ кинофильмов. На основе использования данных методов были выявлены направления пространственно-временного континуума исторического кино и определены эстетические факторы достижения убедительности и достоверности в игровых фильмах о прошлом.
Задачи отечественного кинематографа
Одной из задач отечественного кинематографа является воспитательная функция, включающая в себя ряд следующих аспектов:
Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине и ее природе;
Воспитание нравственного отношения и чувства долга перед обществом;
религиозное православное воспитание;
развитие международных отношений.
Воспитание чувства патриотизма играет важную роль в российском кинематографе. Множество современных фильмов реализуют государственный заказ и своей целью ставят патриотическое воспитание. Одним из таких фильмов является фильм Артема Аксененко «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее.», вышедший в прокат в 2016 году. Данный фильм рассказывает биографию трех спортсменов, которые в своих видах спорта не только реализовались сами, но и принесли славу своей стране. (приложение 2) На воспитание патриотизма направлен еще один фильм спортивной тематики – «Легенда №17», вышедший в прокат в 2013 году. Он посвящен биографии прославившегося на весь мир советского хоккеиста Валерия Харламова. Патриотическое воспитание реализуется также и военными фильмами, что традиционно для кинематографа. (приложение 1) Ведь фильмы на военную тематику в России снимались и в годы Первой Мировой войны, (приложение 2)и в годы Великой Отечественной войны, и в перестроечные времена. (приложение 3) Стоит отметить, что блок российских фильмов о войне реализует и образовательную функцию, так как большинство фильмов привязано к реальным историческим событиям и лицам, которые неоднократно упоминаются и раскрываются в кинокартинах.Актуальными становятся фильмы историко-биографические, где создан образ культурного героя, при этом тематически такие картины связаны с актуальной социокультурной ситуацией. Для обоих типов фильмов характерно сочетание традиционных сюжетов со штампами современного мирового кино. Безусловно, киноизображение России последнего десятилетия во много определяется старыми стереотипами, перекочевавшими из фильмов предыдущей эпохи. Мне кажется, интересно проследить, как они сочетаются с современными чертами, и проанализировать, почему старые представления не исчезают вместе с теми реалиями, которые их породили.
Задачи зарубежного кинематографа (приложение 5)
С одной стороны, на конкретных примерах использования стереотипов в зарубежных фильмах выявить механизм практического применения стереотипов в таком популярном виде массовой культуры, как кинематограф. С другой – вычленить конкретный стереотип иностранцев о России, зрительные и поведенческие компоненты, составляющие образ России и русского в представлении другого народа, а также проследить закономерность устойчивости этого порожденного стереотипами образа и причины именно такого изображения нашей страны и ее народа.
Основная часть (приложение 6)
Мир кино близок зримому облику жизни. Иллюзия реальности – это неотъемлемое свойство кино. Поразительно, как за такой короткий промежуток времени кинематограф, который поначалу считался технической новинкой, массовым увеселением, стал одним из видов зрелищных искусств и обрел столько почитателей.
Кинематограф – это одновременно и литература, и театр, и живопись, и музыка. Современный кинематограф – это неотделимая часть культуры российского общества, развитие которой во многом зависело от политики и экономики. Однако не только политика и экономика, но и все новейшие технологии двадцатого столетия (начинания со звука и света) в киноискусстве были использованы с парадоксальными результатами, которые были в конце XX века.
Образ России в отечественной кинематографии. (приложение 7)
Для отечественного кино актуальна экранизация отечественной литературы, направленная на популяризацию русской классики. При анализе отечественного кинематографа я сделала вывод о том, что отечественные фильмы в последние годы показывают образ России, основанный на национальных стереотипах, в фильмах, обращенных к фольклорным сюжетам или историческим событиям. В основе первых лежит манипуляция фольклорными образами. В историческом кинематографе на первый план выходят фильмы, показывающие советское прошлое, через его идеализацию и мифологизацию, одновременно происходит десакрализация знаковых образов Российской империи.
Образ России в зарубежной кинематографии. (приложение 5)
В ходе моего исследования выявлены две основные тенденции, характерные для образа России в зарубежном массовом кино. Первая – экранизация русский классики, значительно упрощающая сюжет, конфликт и образы классического произведения. Вторая – изображение типичного русского пространства России и русских героев в современном мире, в зарубежных фильмах, обращенных к русской культуре. Образ России остается традиционным и воплощен в стереотипных знаках русской культуры.
Заключение
Материал темы для исследования «Образа России в отечественной и зарубежной кинематографе» я выбрала неслучайно. Непременно надо отметить информационно-образовательную роль кинематографа, формирующего представления от окружающем мире в целом и других народах, в частности. С точки зрения моей теории, стереотип кино представляет особый интерес, как источник воплощения национальных образов, и играет двойную роль: наиболее полно отражая самые поверхностные национальные представления, оно одновременно и наиболее активно способствует их распространению.
Я не хотела развенчивать уже существующий и неоднократно воплощенный образ России в зарубежном и отечественном кино, более того, постаралась избегать эмоционально окрашенных оценочных суждений.
Проведенное мною исследование позволяет сделать следующие выводы: образ России в зарубежных фильмах – продукт стереотипного мышления, присущего их народу, в комплексе с пропагандой собственных национальных ценностей, идеологических и политических установок.
Для отечественного кинематографа последних лет наиболее характерен образ России в фольклорном и историческом контексте. Фильмы, обращенные к фольклору, манипулируют фольклорными образами и сочетанием народных сюжетов с штампами современного мирового кино. Фильмы на историческую тему призваны вызвать у публики патриотические чувства.
В связи с этим, наиболее востребованными становятся образ культурного героя и стереотипные образы, которые являются основой мифологизированного образа России в современной кинематографии. Образ России по-прежнему строится на процессах мифологизации и сакрализации.
Приложение
Приложение 1. «Легенда №17» (2013). Реж. Н. Лебедев.
Приложение 2. «Балтийцы» (1937) Реж. А. Файнциммер.
Приложение 3. «Враг у ворот» (2000). Реж. Ж.-Ж. Анно.
Приложение 4.Чарльз Чаплин. н.
Приложение 5. «Красная жара» (1998). Реж. У. Хилл.
Приложение 6. «Две жизни» (1961). Реж. Л. Луков.
Приложение 7. «Они сражались за Родину» (1975). Реж. Бондарчук.
Приложение 8. «Офицеры» (1971). Реж. В. Роговой.
Используемая литература
http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennoe-prostranstvo-i-vremya-v-istoricheskom-kino#ixzz5hz7Z4NuV
https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-obraza-rossii-v-otechestvennom-i-zarubezhnom-kinematografe