Книжкин дом

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Книжкин дом

Лычагина В.А. 1Богухвал С.Н. 1Халин В.А. 1Шутов Д.Е. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» города Магнитогорска.
Жавнерович Н.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» города Магнитогорска.
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Общество заинтересовано в том, чтобы люди были развиты, образованны, эмоциональны, с богатым духовным миром, а книги способствуют именно этому. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением.

Интерес к чтению в России неуклонно падает и это явление для нашей страны очень тревожное. В России чтение всегда было очень важным и значимым занятием. Эта проблема осознаётся в современном мире как государственная и общенациональная. Снижается интерес к печатной прессе, утрачиваются традиции семейного чтения. Как следствие снижается уровень грамотности и затраты интеллектуальных усилий при чтении, ухудшается владение родным языком.

Актуальность темы проекта

От взрослых мы часто слышим: «современные дети совсем не читают», «наши дети все свободное время проводят за компьютером, планшетами, они разучились читать».

А ведь современные дети – это МЫ. Значит, по мнению взрослых, это НАС не интересуют книги. Современных детей в нашем лице очень огорчили такие слова.

Решение этой проблемы очень важно, так как книга призвана не просто развлечь ребенка и расширить его кругозор и знания о мире, но и исправить что-либо в его поведении, повлиять на эмоции и поступки.

Цель проекта: привлечь внимание детей и взрослых к книге, приобщить к культурному наследию своего народа, создать условия для любви к чтению.

Задачи проекта:

1. Разработать вопросы анкеты, выявляющие читательские интересы, а также проследить динамику посещений пользователей школьной библиотеки.

2. По результатам анкетирования выявить пути привлечения детей к чтению.

3. Разработать мероприятия (акции, флешмоб, волонтерская деятельность), направленные на пропаганду ценности чтения.

4. Распределить обязанности в команде.

5. Составить календарный план реализации проекта и выполнить практическую часть проекта.

6. Наладить связь с социальными партнёрами: детская библиотека №3, детская поликлиника №2, библиотека МОУ «СОШ № 55».

7. Повысить интерес к чтению книг.

8. Подготовить отчётную презентацию по работе проекта.

9. Представить проект.

Объект исследования: учащиеся школы № 55 города Магнитогорска.

Предмет исследования:  проблема снижения читательского интереса у детей.

Новизна работы: руководителем, оформителями и исполнителями являются дети. Создатели проекта показывают на собственных примерах, как привлечь внимание других к чтению.

Методы исследования: теоретические - изучение информационных источников, анализ, обобщение; практические - анкетирование, наблюдение, сравнение.

Практическая значимость: расширить кругозор детей и знания о мире, исправить что-либо в поведении, повлиять на эмоции и поступки.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Очень давно, когда еще не было ни интернета, ни компьютеров, единственными источниками знаний были книги, газеты и журналы. Еще, в это время, по радио звучали передачи, в которых читали рассказы, стихи и другие произведения различных авторов.Мы сталкиваемся с книгой еще с первых минут своей жизни. Сначала, в утробе матери, когда она читает нам сказки, потом, подрастая, мы начинаем учить буквы.  В школе учим азбуку, читаем учебники, а дома увлекаемся чтением любимых рассказов. Интерес к чтению и желание читать формируется в семье. Приобщать детей к книге и чтению надо как можно раньше, а самое главное, чтобы занятие это было добровольным и интересным.

Что мешает детям полюбить чтение?

Отсутствие примера для подражания.

Во многих семьях взрослые перестали читать книги, имея такой пример перед глазами, дети тоже не читают книги и не ходят в библиотеку. В читающих семьях родители с детьми посещают литературные музеи, памятники, связанные с именами писателей.

Большая нехватка времени для  чтения.

Некоторые родители используют такой опыт: они просят почитать своих ребятишек вслух для мамы или папы, в то время как родители убираются, готовят или заняты важными делами. Также говорят о книгах, идя по дороге в школу.

Телевизоры и компьютеры отнимают ребенка от книги.

Можно предложить прочитать книгу по мотивам просмотренного фильма и передачи и найти сходства или различия.

Большое количество детских развлечений.

В современном мире для детей создана большая индустрия развлечений: кинотеатры, игровые комнаты, квесты и т.д. Посещение должно быть дозированным, выбирать только познавательные игры.

1.2 Для чего нужны детям книги?

Способность обрабатывать и анализировать информацию можно развить с помощью чтения. Информация, которая прочитанная сведения запоминается лучше.Над книгой можно остановиться, задуматься и перечитать ее.Книга развивает воображение, она переносит тебя в разные эпохи, и страны. Книга учит  добру, любви к природе, искусству и науке, уважению к чужому труду.

Название темы нашей исследовательской работы: «Книжкин дом», что в переводе на греческий язык – это означает «библиотека». В разных языках это слово обозначает: книжный склад, книжный дом, книгохранилище, дом для книг и т. п., отражая одно предназначение библиотеки: сохранность книг.

Библиотека - один из самых древних культурных институтов. Первые библиотеки предназначались для хранения документов. С течением времени изменилось и назначение библиотеки. Современная библиотека ставит своей целью удовлетворить реальные потребности посетителей.Библиотека создает интеллектуальную атмосферу, что способствует становлению человека как образованной личности.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

В ноябре 2017 года зародился наш проект «Книжкин дом». Создатели и реализаторы этого проекта – ученики 2 «В» МОУ «СОШ № 55» г. Магнитогорска. Мы провели опрос среди наших учеников первых классов. Всего в опросе приняли 79 учеников. Отвечали они на следующие вопросы:

Чем любишь заниматься в свободное время?

Только 25 ребят читают книги, остальные ребята смотрят телевизор, играют в компьютер либо с друзьями на улице.

2. На вопрос: «Посещаешь ли ты библиотеку» - 32 человека ответили нет. Выяснилось, что только 45 человек из 79 ходят в библиотеку.

3. На вопрос: «Есть ли у вас дома книги (домашняя библиотека)» – 33 первоклассника ответили нет. Такие результаты нас немного огорчили.

4. Мы попросили назвать своих любимых сказочных героев и откуда он о них узнал. Выяснилось, что у большинства ребят любимые герои из мультфильмов, а не из книг.

5. Отвечая на вопрос: «Почему ты читаешь книгу?» - 19 учеников ответили, что их заставляют читать родители, 13 ребят ответили, что читать книги это скучное занятие, но большинству учеников нравится узнавать из книг новое и интересное.

Конечно, готовясь к опросу, мы ожидали, что ребят, которые не любят читать окажется 1 или 2, но никак не 32. Таким образом, мы выяснили, что взрослые не зря беспокоятся. Возник проблемный вопрос: Почему современные дети не любят читать? Как заинтересовать ребят? Мы любим читать, поэтому решили разобраться в этом вопросе. Основное отличие от других проектов, пропагандирующих любовь к чтению, в том, что и руководителем, и оформителями, и исполнителями являются дети. Создатели проекта показывают на собственных примерах, как привлечь внимание других к чтению

2.1 Этапы проведения исследования 2017-2018 гг.

Задача

Сроки

Ответственный

1

Знакомство с идеей проекта.

ноябрь 2017г.

Лычагина Виктория

2

Разработка вопросов для викторины «В гостях у сказки»; подготовка афиши-объявления для первоклассников о проведении викторины; изготовление жетонов для выявления победителей;

создание «суперобложек» и закладок своими руками для победителей и призёров викторины.

декабрь 2017г. – январь

2018 г.

Лычагина Виктория

Богухвал Савелий Саприко Полина

Халин Виктор

Шутов Данил

3

Проведение викторины «В гостях у сказки»

5-6 февраля2018г.

Лычагина Виктория

Богухвал Савелий Саприко Полина

Халин Виктор

Шутов Данил

4

Написание объявления с итогами викторины «В гостях у сказки»

февраль 2018 г.

Халин Виктор

5

Подготовка акции «Книжкина больница» совместно с социальным партнёром – библиотекарем.

февраль 2018 г.

Богухвал Савелий

Саприко Полина

6

Проведение акции «Книжкина больница» в школьной библиотеке.

12-16 февраля 2018г.

Лычагина Виктория

Богухвал Савелий

Саприко Полина

Халин Виктор

Шутов Данил

7

Подготовка к акции «Книжная ярмарка» по обмену книгами.

февраль 2018 г.

Саприко Полина

8

Подготовка рекламных плакатов для «Книжной ярмарки» (для родителей, детей, учителей).

февраль 2018 г.

Шутов Данил

9

Проведение акции «Книжная ярмарка» по обмену, дарению книг.

14 февраля

2018г

Лычагина Виктория

Богухвал Савелий

Саприко Полина

Халин Виктор

Шутов Данил

10

Снятие репортажа о проведённых акциях «Книжкина больница» и «Книжная ярмарка» на канале «ТНТ»

14 февраля

2018г.

Лычагина Виктория

11

Подготовка концертных номеров к празднику «Прощание с Азбукой»

март 2018г.

Саприко Полина

12

Проведение праздника «Прощание с Азбукой»

март 2018г.

Лычагина Виктория

Богухвал Савелий

Саприко Полина

Халин Виктор

Шутов Данил

13

Запись первоклассников в библиотеку МОУ «СОШ № 55» (посвящение в читатели)

март 2018г.

Шутов Данил

14

Подготовка отчетной презентации по итогам проекта «Книжкин дом».

март 2018г.

Халин Виктор

Богухвал Савелий

15

Написание статьи в журнал «Познание» о проекте «Книжкин дом».

март 2018г.

Саприко Полина

Мы разработали вопросы для викторины «В гостях у сказки»; подготовили афиши-объявления для первоклассников о проведении викторины; изготовили жетонным для выявления победителей; создали «суперобложки» и закладки своими руками для победителей и призёров викторины. 14 февраля в международный день дарения книг ребята устроили «Книжную ярмарку». В этот день ученики и взрослые смогли обменяться прочитанными книгами.

В школьной библиотеке организовали акцию «Книжкина больница». Так ученики «вылечили» библиотечные книги.

В марте мы совместно с библиотекарем провели праздник «Прощание с Азбукой», в конце которого первоклассники записались в библиотеку и стали читателями.

В 2018 г. команда «Книжкин дом» заняла 1 место в городском марафоне по социальному проектированию «Активное пространство» и была награждена денежным призом.

Третий год подряд мы проводим мероприятия по созданию условий для развития читательского интереса. Наша команда решила не ограничиваться рамками школы, мы расширили аудиторию путем проведения различных благотворительных акций.

Мы провели анкетирование «Результаты нашей деятельности за 2017-2018г. по привлечению детей к чтению книг». По результатам анкетирования мы пришли к выводу о том, что наша деятельность имеет положительные результаты и увидели положительную динамику: 52 ученика нашей школы записались в библиотеку, у ребят появились свои любимые жанры и они стали больше пользоваться книгой, в качестве литературного источника при подготовке к школьным заданиям.

2.2 Этапы проведения исследования 2018-2019 гг.

Задача

Сроки

Ответственный

1

Знакомство с идеей проекта новых участников.

сентябрь 2018г.

Лычагина Виктория

Богухвал Савелий

Халин Виктор

Шутов Данил

2

Разработка вопросов для анкетирования «Результаты нашей деятельности по привлечению детей к чтению книг»; подготовка бланков.

сентябрь 2018г.

Богухвал Савелий Шутов Данил

3

Проведение анкетирования «Результаты нашей деятельности по привлечению детей к чтению книг».

сентябрь

2018г.

Шутов Данил

Богухвал Савелий

4

Подсчет результатов анкетирования

сентябрь 2018 г.

Халин Виктор

Шутов Данил

Богухвал Савелий

Акулинушкин Арсений

5

Подготовка к акции «Подари библиотеке книгу».

октябрь 2018 г.

Бахрамова Виктория

Акулинушкин Арсений

6

Подготовка рекламных плакатов для акции «Подари библиотеке книгу» (для родителей, детей, учителей).

октябрь 2018 г.

Акулинушкин Арсений

Богухвал Савелий Бахрамова Виктория

Халин Виктор

Шутов Данил

7

Проведение акции «Подари библиотеке книгу».

25 октября

2018г

Бахрамова Виктория Акулинушкин Арсений Лычагина Виктория

Богухвал Савелий

Халин Виктор

Шутов Данил

8

Подведение итогов благотворительной акции «Подари библиотеке книгу». Награждение активных участников акции.

октябрь

2018г.

Лычагина Виктория

Бахрамова Виктория

9

Подготовка к флешмобу «Читаем вместе» совместно с социальным партнёром – библиотекарем.

октябрь 2018 г.

Акулинушкин Арсений Халин Виктор Бахрамова Виктория

10

Проведение флешмоба «Читаем вместе» в фойе ТЦ «Семейный парк» и «Талантике».

28 октября 2018г.

Акулинушкин Арсений Лычагина Виктория

Богухвал Савелий Бахрамова Виктория

Халин Виктор

Шутов Данил

11

Подготовка к благотворительной акции в рамках волонтерской недели клуба «28 петель».

ноябрь 2018г.

Халин Виктор

Бахрамова Виктория

12

Сбор пряжи для благотворительной акции «28 петель».

23 ноября 2018г.

Богухвал Савелий Акулинушкин Арсений Лычагина Виктория

Бахрамова Виктория

Халин Виктор

Шутов Данил

13

Посещение библиотеки №3, прослушивание лекций и участие в практических занятиях по изучению шумерской клинописи, а также развивающих занятий «Сделай книгу сам».

декабрь

2018г.

Шутов Данил

Богухвал Савелий Акулинушкин Арсений Лычагина Виктория

Бахрамова Виктория

Халин Виктор

14

Проведение мастер-классов по изучению шумерской клинописи среди одноклассников.

декабрь

2018г.

Бахрамова Виктория

Шутов Данил

Богухвал Савелий Акулинушкин Арсений Лычагина Виктория

Халин Виктор

15

Проведение ежегодной акции «Книжкина больница» в школьной библиотеке.

декабрь

2018г.

Акулинушкин Арсений

Бахрамова Виктория

16

Участие в проекте «Рифма» среди одноклассников (МОУ «СОШ 55»).

январь 2019г.

Халин Виктор

Шутов Данил

Богухвал Савелий Акулинушкин Арсений Лычагина Виктория

Бахрамова Виктория

17

Подготовка к благотворительной акции «Книга лечит».

январь

2019

Акулинушкин Арсений Шутов Данил

Богухвал Савелий Лычагина Виктория

Бахрамова Виктория

Халин Виктор

18

Проведение благотворительной акции «Книга лечит» (детская поликлиника №2).

январь-февраль

2019

Шутов Данил

Богухвал Савелий Акулинушкин Арсений я

Бахрамова Виктория

Халин Виктор

19

Подготовка отчетной презентации по итогам проекта «Книжкин дом».

февраль 2019г.

Лычагина Виктория

Шутов Данил

20

Подача заявки на участие в VII Международном конкурсе научно-исследовательских

и творческих работ учащихся

«Старт в науке»

Март 2019г.

Богухвал Савелий Шутов Данил

Акулинушкин Арсений Лычагина Виктория

Бахрамова Виктория

Халин Виктор

В октябре мы провели в школе благотворительную акцию «Подари библиотеке книгу», в рамках которой было собрано более 500 книг. Все книги были переданы городской библиотеке №3. Директор и сотрудники библиотеки выразили огромную благодарность, а также вручили благодарственные письма участникам проекта и администрации МОУ «СОШ № 55».

28 октября в фойе ТЦ «Семейный парк», а также в детском клубе «Талантика» нашими участниками был проведен флешмоб «Читаем вместе». Еще мы приняли участие в благотворительной акции клуба «28 петель», которая прошла в городской библиотеке №3, куда принесли собранную пряжу для вязки носочков, шапочек для недоношенных малышей. Связанные вещи передаются бесплатно в медицинские учреждения города.

В декабре городская библиотека №3 организовала прослушивание лекций и практические занятия по изучению шумерской клинописи, а также развивающие занятия «Сделай книгу сам». Участники проекта с большим интересом получили знания, которыми поделились со своими одноклассниками, устроив мастер-классы по изучению шумерской клинописи.

Также была проведена ежегодная акция «Книжкина больница» в школьной библиотеке, мы участвовали в проекте «Рифма» среди одноклассников (МОУ «СОШ 55»). В феврале 2019 года в международный день дарения книг ребята при поддержке администрации ГБУЗ Детской городской поликлиники № 2 г. Магнитогорска устроили акцию «Книга лечит». Историки утверждают, что при входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка с надписью «Книга лечит». А известный математик Пифагор, который был еще и популярным целителем, наряду с лекарственными травами и музыкой, использовал стихи и художественную литературу для лечения своих пациентов, а ребенок воспринимает окружающий мир и новую информацию гораздо более эмоционально, чем взрослый, поэтому «лечение книгой» детей в двойне эффективно. В фойе поликлиники мы организовали книжное пространство, где каждый сможет выбрать интересную книгу, чтобы скрасить ожидание в очереди. Эта акция произвела большое впечатление не только на посетителей поликлиники, но и была широко освещена в одной из групп социальной сети. Одна из посетительниц увидела, как дети раскладывают книги, и выложила свой пост, под которым было оставлено много благодарственных комментариев.

2.3 Оценка результатов проекта

Ожидаемые результаты

Ребята задумаются о пользе чтения и среди них будут такие, которые полюбят читать: будут регулярно посещать школьную библиотеку, запишутся в городские библиотеки.

Первоклассники познакомятся со школьным библиотекарем, её деятельностью.

Ученики научатся устранять малейшие дефекты повреждённых книг.

Станут бережнее относиться к книге.

Развитие и саморазвитие ребенка через приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре.

Формирование информационной культуры личности.

Команда проекта научится основам социального проектирования.

Создатели проекта попробуют свои силы во взрослом деле, что сделает их увереннее в себе, а значит успешнее.

Участники проекта осознают в процессе деятельности его социальную значимость, что повысит уровень сознательного поведения

Ребята познакомятся с технологией проведения акции.

Улучшится отношение к чтению самих родителей, взрослых людей, окружающих ребенка.

Ученики, их родители и учителя получат удовольствие от общения с участниками проекта и от их деятельности.

Куратор проекта накопит и систематизирует методический материал по теме «Формирование книжной культуры детей младшего школьного возраста».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что же нужно сделать, что бы привить детям любовь к книгам и интерес к чтению? Нужно придерживаться следующих правил:

читать самим.

читать вместе с ребенком, обсуждать прочитанное, узнавать значение незнакомых слов.

брать для первых чтений яркие книги с крупным шрифтом, где много картинок.

дарить книги в подарок с дарственной надписью.

устраивать выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.

проводить совместные благотворительные акции и интересные флешмобы.

Проводя работу над нашим проектом, мы научились изготавливать книги своими руками, организовывать мероприятия, проводить благотворительные акции и анализировать их. Пополнился фонд городской детской библиотеки №3. Организовали книжное пространство в детской поликлинике №2.

Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал  навыки сотрудничества.

Перспективы развития проекта

В следующих классах начальной школы работа над этим проектом будет продолжена.

В 3 классе пройдет конкурс сочинений о прочитанном произведении. Планируется издание школьного журнала сочинений учеников МОУ «СОШ № 55».

В 4 классе составится литературный словарь русского классика ( А.Пушкина, Лермонтова, Тютчева и т.д ). Проведение благотворительной акции «Книга лечит» на различных площадках города.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Граник Г.Г. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1991. 192с.

Дьяченко Н.П. Рождение книги. – М.: Просвещение, 1990. – 133с.

Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность. – М.: Просвещение, 2008. – 118с.

Фёдоров П.С. Всем лучшим во мне я обязан книгам. – Спб.: Речь, 2007. – 120с.

Инфоурок: ведущий образовательный портал России. [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://infourok.ru/kniga-i-chtenie-v-zhizni-cheloveka-2715543.html (дата обращения: 17.10.18)

Копилка эффективных советов. Чтение книг. польза книг. [Электронный ресурс].– Режим доступа:https://kopilkasovetov.com/lichnaya-effektivnost/polza-ot-prochteniya-knig (дата обращения: 28.10.17)

Приложение 1

Анкета

Чем любишь заниматься в свободное время?

Посещаешь ли ты библиотеку?

Есть ли у вас дома книги (домашняя библиотека)?

Назовите своих любимых сказочных героев и откуда ты о них узнал.

Почему ты читаешь книгу?

Проведение мероприятий на тему: «Суперобложка для любимых книжек своими руками», конкурс книжных закладок

Приложение 2

Проведение мастер-классов по изучению шумерской клинописи среди одноклассников

Проведение мастер-классов по изучению шумерской клинописи среди одноклассников

Приложение 3

Проведение акции «Подари библиотеке книгу»

Сбор пряжи для благотворительной акции «28 петель»

Приложение 4

Участие в проекте «Рифма» среди одноклассников (МОУ «СОШ 55»)

Флешмоб «Читаем вместе» в фойе ТЦ «Семейный парк» и «Талантике»

Приложение 5

Проведение благотворительной акции «Книга лечит»

(детская поликлиника №2).

Проведение благотворительной акции «Книга лечит»

(детская поликлиника №2).

Приложение 6

Просмотров работы: 423