Введение
Школа – это большой период в жизни каждого человека. Мы идем в школу детьми и заканчиваем ее уже почти взрослыми людьми со своими собственными взглядами на жизнь и своими достижениями. Зачем нам нужна школа? Школа – это получение знаний, воспитание и развитие личности.
К поведению многих учеников в школе нет претензий, но поступки моих одноклассников очень разные, не всегда понятны мотивы их действий. Видно, что с каждым годом снижается число хорошо и отлично успевающих детей, а вот причины этого не понятны. Нужно обнаружить скрытые основания успехов и неудач моих одноклассников, чтобы они могли скорректировать учебное движение.
Многие считают, что в школе неинтересно и скучно. Но разве в этом виновата школа? Желание учиться должно быть у самих школьников, потому что любят то, что умеют делать хорошо, когда ничего не мешает. В учебе – то же самое. Необходимо найти настоящие причины плохой учёбы школьников.
Проблема: после перехода из начальной школы в основную у некоторых моих одноклассников снизилась успеваемость, тогда как другие ребята продолжают учиться на прежнем уровне.
Цель: выяснить, какие факторы влияют на продолжение успешной учёбы в основной школе после перехода из начальной школы.
Задачи исследования:
Изучить внешние факторы, присутствующие в жизни учеников при переходе из одной ступени обучения в другую.
Исследовать факторы, влияющие на успешность учебы.
Выявить обстоятельства, влияющие на социализацию школьников
Проанализировать историю семьи Белозеровых как фактор воспитания примером.
Объект исследования: классный коллектив 6 «А» класса
Методы исследования:
наблюдение,
анкетирование учащихся и родителей,
тестирование,
опрос учителей и школьного психолога,
изучение литературы по теме.
Гипотеза: на успеваемость и социализацию влияют следующие факторы:
крепкие семейные связи;
взаимоотношения с родителями;
занятость в кружках и секциях;
взаимоотношения со старшими членами семьи.
Теоретическая значимость исследования - выявление факторов, влияющих на успешность учебы и социализацию учеников основной школы, в числе которых: крепкие семейные связи, взаимоотношения с родителями, занятость в кружках и секциях, взаимоотношения со старшими членами семьи.
Практическая значимость работы - в помощи детям и родителям для преодоления негативных факторов, влияющих на успеваемость обучающихся 6 «А» класса.
Изучение внешних факторов, присутствующие в жизни учеников при переходе из одной ступени обучения в другую
Отмечено статистикой, что при переходе из начальной школы в среднее звено качество знаний снижается на 30%. Это можно объяснить несколькими причинами: во-первых, усложняется школьная программа, возрастают требования, а желание трудиться у учащихся остается на уровне начальной школы. Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. В-третьих, нередки случаи, когда успехи в учебе снижаются из-за увлечения учащимися каким-либо делом по интересам(музыка, спорт и т. д).
Человек учится и развивается всю жизнь. Известный культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор Дмитрий Сергеевич Лихачев призывал: «Учись учиться!». Среди его литературного наследия – «Письма о добром и прекрасном», замечательная книга для всех поколений и возрастов. Самым актуальным для нас в этом произведении является письмо, посвящённоевопросу учебы.
«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут иметь определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу», - говорит автор.[1, С. 74] Он выделяет значимость образования, учения для отдельного человека в его личной судьбе, для достижения личного счастья. «Главное, что дает человеку учение на протяжении всей жизни – это способность создавать новое», -отмечает Лихачев. [1, С. 75]
Как учится человек? Дмитрий Сергеевич Лихачев предлагает найти радость в учении. Он советует попробовать любить все предметы, что есть в школе, пусть они даже не нравятся друзьям. Необязательно стремиться стать везде отличником, нагружать себя и «вылезать из кожи». Просто полюбить школьные предметы, интересоваться ими и любопытничать. Ведь когда учение в радость, то хочется достигать большего, все дается легко. Но к такой гармонии прийти очень сложно.
2. Исследование факторов, влияющих на успешность учебы
2.1 Успеваемость и успешность обучения
Что же понимается под «успеваемостью»? Словарь русского языка
С. И. Ожегова дает такое определение: «Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися».[3, С. 729] В большинстве случаев школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний. Успеваемость – это совпадение реальных результатов учебной деятельности с запланированными.
Успешность обучения – оценка результатов учебы, которая складывается из результатов и личного отношения к этим результатам ученика, учитывающая способности учащихся.
Способности представляют собой свойства, которыми обладает человек, и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Их развитие обусловлено наличием врожденных задатков.
Они бывают интеллектуальные (умственные или мыслительные способности), художественные, или экспрессивные (дающие возможность выразить эмоциональное состояние), и инструментальные. Благодаря интеллектуальным способностям, каждый человек может познавать и понимать предметы и явления жизни. Развитость этих способностей во многом определяет общий интеллектуальный уровень человека.
Художественные способности есть у каждого. У одних эти способности проявляются в музыкальном, художественном, литературном и иных видах творчества. У других такие способности позволяют сильнее, чем окружающим, воспринимать произведения искусства. У третьих способности проявляются в отношениях с людьми — они глубоко чувствуют состояние другого и могут сильно переживать и проявлять себя в дружбе. Инструментальные - это способности что-то делать руками, искусно обращаться с инструментами и материалами.
Все способности реализуются детьми на занятиях внеурочной деятельностью, в кружках и секциях учреждений дополнительного образования поселка Бачатский.
Есть еще одна группа способностей, которые условно можно назвать социальными. Это способность взаимодействовать с людьми, общаться. Какими бы огромными не были способности, без работы над собой они развиваться не могут. Способности раскрываются в труде и гибнут в бездействии. Учеба тоже относится к такому труду, а успешность учебы становится показателем работы.
Вывод: успешность бывает разной. Ученик может достигнуть высоких результатов в учёбе, но такой ценой, что чувствует себя несчастным и неудачливым, а не успешным и сильным. А может, он продвинулся совсем недалеко, но для него самого — это победа, и чувство успеха переполняет его. Возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял. И это — предмет его гордости. Нужно объективно рассматривать достижения каждого в сравнении с прошлыми данными.
2.2 Успеваемость учеников 6 «А» класса
При переходе в основную школу происходит изменение условий учёбы, усложняются требования, которые предъявляются ученикам разными учителями. Смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней является серьезным испытанием для школьника.
Психолог школы объясняет снижение успеваемости еще одним фактором: каждый ученик в начальной школе имеет свой статус «сильного», «среднего» или «слабого», и это дает ученику принимать самого себя в этом качестве. В основной школе каждый учитель воспринимает ученика по-своему.
Положительная учебная мотивация очень нужна. Младший школьник может заставить себя упорно работать даже при желании получить пятерку и заслужить похвалу учителя и родителей. В среднем звене ученик должен уметь заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем.
Проанализировав успеваемость моих одноклассников в 5-м классе, могу сказать, что не все благополучно прошли адаптацию после начальной школы. Успеваемость снизилась на 6,8%, а в 6 классе еще на 10,5%
Основным показателем исследования в 6 классе являются текущие оценки за две четверти этого учебного года.
Табл.1. Успеваемость
Начальная школа |
% |
Основная школа |
||||
4 класс |
5 класс |
% |
6 класс |
% |
||
Отличники |
4 ученика |
13,7 |
4 ученика |
13,7 |
4 ученика |
13,7 |
На 4 и 5 |
16 учеников |
55,2 |
14 учеников |
48,4 |
11 учеников |
37,9 |
На 4 и 3 |
9 учеников |
31,1 |
11 учеников |
37,9 |
14 учеников |
48,4 |
Устный опрос учителей, работающих в классе, показал, что, по их мнению, главными причинами снижения успеваемости являются:
- неумение работать с книгой, и распределять своё время;
- страх у некоторых учеников отвечать у доски, сделать ошибку, получить двойку;
- пропуск большого количества уроков по состоянию здоровья;
- непоседливость и невнимание учеников, которые не слушают объяснение учителя;
- сложная домашняя обстановка, отсутствие помощи и понимания в семье.
3. Исследование социальных факторов,
влияющих на успешность учебы
3. 1. Социализация как необходимый фактор успешной учёбы
Перед школой стоит задача социализации – культурного и нравственного воспитания будущего члена общества. Часто успешность обучения ребенка в школе понимается как получение хороших оценок и умений. Но очень важны и социальные навыки. Такой опыт формируется в классном коллективе и переносится в дальнейшем во взрослую жизнь.
В числе обязательных умений общения для учеников есть самые важные:
- умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них;
- умение внимательно слушать и активно обсуждать проблему и предложенные идеи;
- комментировать высказывания собеседника и давать им свою оценку;
- аргументированно высказывать свое мнение в группе, в классе;
- приспосабливать свои высказывания к другим ученикам.
Человек живет в обществе, и больший объем информации он получает от окружения, это важный фактор, который надо учесть в процессе обучения и привития социальных навыков.
Занятость в кружках и секциях
Проведённое анкетирование (Приложение 2) показало, что из ребят, заполнивших анкету и имеющих тройки в четверти, только 1/3 (4 человека, 33%) посещают волейбольную секцию школы, остальные 2/3 (8 учеников, 67%) не занимаются в школьных и поселковых объединениях. Хорошисты и отличники тоже ответили на этот вопрос, и выяснилось, что только 1 ученица (7,7%) не посещает кружки и секции, а интересы остальных очень разнообразны. 4 ученика класса (31%) занимаются и в спортивных секциях: плавание, волейбол, футбол, и в художественных объединениях: танцы, вокал, рисование. Остальные 8 (61,3%) занимаются только в одном кружке. Это спортивные и танцевальные коллективы: рукопашный бой, школа хореографии, волейбол, футбол.
Таким образом, ученики, успевающие в учёбе, успевают и в других областях своей деятельности.
3.2 Семейные ценности и их влияние на успехи в учёбе
Учителем и социологом из Санкт-Петербурга Ольгой Сачава было проведено анкетирование детей и родителей, выяснилось, что на школьные успехи ребенка напрямую влияют ценности его семьи.[2]
После обработки анкет обнаружилось, что половина отличников и хорошистов живут вместе с бабушками и дедушками, а 42% регулярно общаются со старшим поколением, даже если бабушки и дедушки живут в другом городе. А родители часто все свои силы и время отдают работе, что отражается на детях. [2] Оказывается, чем чаще происходит обмен опытом старшего поколения с младшим, тем успешнее ребенок в школе.
И еще один важный результат исследования Ольги Сачава: отношение родителей к жизни, к своему труду, к тому, что называется самореализацией, влияет на учебу ребенка. «56% родителей отличников и хорошистов заявили, что работают, в первую очередь, для самореализации. Они говорят об удовольствии от своей профессиональной деятельности. Лишь 20% родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным словам, „ради денег“». [2] Автор исследования предполагает, что отношение родителей к труду определяет отношение ребенка к учебе.
Итак, что же в первую очередь нужно ребенку, чтобы хорошо учиться и быть счастливым? Мир в семье, счастливые родители, довольные своей жизнью, развитые внутрисемейные связи. Если при этом у школьника нормальные способности, но проблемы с учебой, то здесь могут быть проблемные взаимоотношения внутри класса с ребятами или учителями.
Используя методы исследования учителя из Санкт-Петербурга, в 6 «А» классе были также розданы анкеты родителям и детям.
Вопросы для анкеты были составлены таким образом, чтобы получить ответы о влиянии семьи на становление личностных качеств ребенка через крепкие семейные связи и взаимоотношения с родителями, занятость в кружках и секциях и общение со старшими членами семьи и сравнить с ответами, которые давали родители детей учителю из Санкт-Петербурга.
3.3 Анализ анкет родителей и детей
Все анкеты с ответами разложили в 3 группы по успеваемости детей. Всего в анкетировании приняли участие родители 4 отличников, 9 хорошистов и 12 учеников, имеющих за четверть «3».
Общение со старшими членами семьи
Все отличники охотно общаются со своими бабушками и дедушками, интересуются историей своей семьи, знают ее. Они, по ответам родителей, проводят с представителями старшего поколения достаточно много времени. И ответы детей подтверждают эти сведения.
У хорошистов только 1 (11%) ответ из 9 - «не очень» на вопрос: интересуется ли ребенок историей семьи? Остальные ответы положительные. И также только 1 ответ «неохотно» на вопрос об общении детей со старшим поколением семьи, против 4 (33%) из 12 - «нет» родителей «троечников».
На вопрос о времени, которое проводят «хорошисты» с бабушками и дедушками, частые ответы родителей: «каждый день», «много», «не ограничен», «каждые выходные». «Не много» - только 1 ответ родителей. А дети все, за исключением одного ребенка, ответили, что они очень любят общаться со своими бабушками и дедушками. Возможно, родители более объективно оценивают отношения в семье со старшим поколением, а может быть, просто не знают о желании детей быть ближе к своим родным.
Самореализация родителей как фактор успешной учебы детей
Еще один аспект, который мы проверяли для сравнения - самореализация родителей. Итак, результаты, которые мы получили:
хорошисты и отличники - 84% родителей (13 человек) ответили, что они получают удовольствие от своей профессиональной деятельности, 7% (1 человек) - не получает, 7% (1 человек) - не всегда. У родителей троечников другая картина: 75% - удовлетворены своей работой и 25% - нет.
А вот критерии привлекательности выбранной профессии в двух группах немного отличаются. Никто из родителей троечников не отметил интеллектуальный и творческий характер своей профессии, тогда как это один из главных критериев привлекательности выбранной профессии для 4 (30%) родителей хорошистов и отличников. Для 9 (69%) из 13 важно общение с людьми и возможность иметь свободное время (5 человек (38%)). Для другой группы этот показатель тоже очень важен (8 из 9 родителей), а 40% родителей троечников пишут о зарплате (деньгах) как привлекательной позиции, против 15% родителей хорошистов и отличников, отметивших этот фактор привлекательности профессии. Можно предположить, что отношение родителей к труду определяет отношение детей к учебе.
Таким образом, исследования учителя из Санкт-Петербурга Ольги Сачава подтверждаются данными нашего анкетирования.
Взаимоотношения с родителями
Таб. 2 Наказание детей родителями за плохие оценки
(по ответам детей)
Наказание |
4 и 5 (13) |
3 и 4 (12) |
Беседа, разъяснение |
23,6% |
14,3% |
Лишение телефона и компьютера |
17,7% |
- |
Заставляют исправлять оценки |
11,5% |
- |
Ругают |
23,6% |
7,2% |
Нет, не наказывают |
23,6% |
71,3% |
Никто из детей не ответил, что к нему применяется физическое наказание, т.е. родители понимают вред такого воздействия. Полное отсутствие реакции у 71,3 % родителей ребят с тройками говорит о том, что проявляется безразличие и учёба пускается на самотек, а это показатель проблем в жизни ученика.
Таб. 3 Реакция родителей на плохие оценки (в формулировках детей)
Реакция родителей на плохие оценки |
4 и 5 (13) |
3 и 4 (12) |
Критичное отношение |
23% |
- |
Нормальное отношение |
15,5% |
8,3% |
Плохо относятся |
38,3% |
25% |
Негативное отношение |
15,5% |
33,5% |
Переживают |
7,7% |
16,6% |
Никак |
- |
16,6% |
16% родителей у обучающихся на «3» и «4» – равнодушны к оценкам своих детей, 16,6% - только переживают и ничего не предпринимают. А оценка показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Чаще всего одноклассники получают плохие оценки из-за своего плохого поведения: разговаривал с соседом и не понял материал, не записал домашнее задание. Если родители «нормально» относятся, то и ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет. Реагировать на оценки родителям нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу, а это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.
Таб. 4 Стиль семейного воспитания (ответы родителей)
Стиль семейного воспитания |
4 и 5 (13) |
3 и 4 (12) |
Авторитарный |
7,7% |
- |
Авторитетный |
22% |
25% |
Либеральный, попустительский |
- |
16,7% |
Гиперопека (опекающий) |
22% |
8,3% |
Демократичный |
48,3% |
50% |
Индифферентный (холодные закрытые отношения) |
- |
- |
Как мы видим, 16,7 % родителей попустительски относятся к учебе своих детей, поэтому резко результаты снижаются. Если сравнить ответы детей о реакции родителей на плохие оценки с ответами родителей на вопрос о стиле отношений в семье, то получается, что ответы родителей соответствуют ответам детей.
Таб. 5 Отношение к учебе и к школе
Любишь ли ты учиться? |
Любишь ходить в школу? |
|||
да |
нет |
да |
нет |
|
4 и 5 |
84,5% |
15,5% |
84,5% |
15,5% |
3 и 4 |
42% |
58% |
75% |
25% |
Ученики, говорящие о своей нелюбви к учебе, в большинстве своём любят ходить в школу для общения с одноклассниками и друзьями. Такие ребята учатся на удовлетворительно. А отличники и хорошисты любят ходить в школу и учиться, значит у них есть мотивация на получение знаний.
Таб. 6 Слова и дела взрослых
Как часто ты видишь расхождение между словами и поступками взрослых? |
||||
всегда |
часто |
иногда |
никогда |
|
4 и 5 |
- |
15.4% |
49.6% |
35% |
3 и 4 |
8,3% |
- |
66.7% |
25% |
Пример взрослых в жизни подростка очень важен. Рассмотрев полученные данные, выяснилось, что родители перестали являться примером для подражания, потому что слова у взрослых расходятся с делом. Поэтому, дети не всегда прислушиваются к советам родителей учиться хорошо.
3.4 Семья Белозеровых какфактор воспитания примером
Для каждого человека есть примеры в жизни. Мы всегда хотим быть похожими на кого-то. Для многих примером служат родители, бабушки или дедушки, первые учителя.
Для меня стала примером моя бабушка – Нина Тимофеевна Белозерова.
Моя бабушка была очень важным человеком в моей жизни. Она всегда знала ответы на любые вопросы, для неё все трудности были легко решаемы.
Её можно назвать старожилом посёлка Бачатский. Она была активным участником становления поселка и внесла большой вклад в его развитие. В 1977 году она была избрана секретарем Исполкома Бачатского поссовета. Важным событием в ее жизни было вступление в 1978 году в ряды КПСС. В работе она придерживалась главного принципа – делать все на «хорошо» или на «отлично». По – другому она не могла. Нина Тимофеевна избиралась депутатом местного совета, много лет являлась секретарём Избирательной комиссии. Ее не стало в 2014 году, но она навсегда оставила след в памяти людей, как человек ответственный и добросовестный.
Алексей Иванович Вахонин
Спортивная судьба Алексея Ивановича Вахонина является яркой страницей спортивной истории нашей страны, его выдающиеся подвиги на спортивном поприще прославили Кузбасс.
В 1964 году на Олимпийских играх в Токио Алексей Вахонин взял золото. Это событие стало вершиной спортивной карьеры. 357,5 килограммов — мировой и олимпийский рекорды, золотая медаль чемпиона Токийской олимпиады! Я горда тем, что Алексей Иванович, заслуженный спортсмен, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, является моим родственником. Думаю, что и мое спортивное настоящее во многом складывается, как следствие побед членов моей семьи.
Елена Николаевна Белозерова – моя первая учительница, моя тетя. Благодаря ей я научилась читать и писать. Елена Николаевна привила мне любовь к учению.
Как все дети того времени она была октябренком, затем пионером, активно участвовала во всех школьных делах, хорошо училась. Она была вожатой в подшефном классе, с детства мечтала быть учительницей. Своим призванием всегда считала работу с детьми. В декабре 2016 года Елена Николаевна вступила в общественную организацию «Кемеровское региональное общественное движение «Ветераны комсомола». И сегодня она одна из самых активных учителей и классных руководителей в школе №24 города Белово, где я учусь. Я вижу, сколько интересных и важных дел она делает, и очень ей горжусь.
Вывод: изучая страницы биографии членов моей семьи, я поняла, что это были активные, неравнодушные, ответственные люди. Их жизнь – это пример для подражания.
Заключение
Результаты исследования успеваемости учащихся 6 «А» класса показали, что все перечисленные факторы, влияющие на успешность в обучении, имеют огромное значение для школьников.
В ходе работы мы пришли к выводу, что крепкие семейные связи, доброжелательные взаимоотношения с родителями и старшими членами семьи, как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств, способствуют формированию успешной личности ребенка.
Социализация – это еще один необходимый фактор для успешной учёбы. Занятия в кружках и спортивных секциях способствуют развитию творческих и спортивных способностей учащихся.
Все перечисленные факторы помогут школьникам стать успешными учениками, а одним из главных факторов успешности является образование.
Литература
Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д. С. Лихачёв; сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. - С.74 - 76.
Михайлова, Елена. Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей - поразительные выводы социологов [Электронный ресурс] / Е. Михайлова // Иван - чай: информационный портал семейной политики [сайт]. – Режим доступа: https://ivan4.ru/news/semeynye_tsennosti/kak_uspevaemost_v_shkole_zavisit_ot_semeynykh_tsennostey_porazitelnye_vyvody_sotsiologov/, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.01.2019).
Ожегов, С. И. Словарь русского языка: около 57000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - Изд. 16-е, исправл. - М.: Русский язык, 1984. - 797 с.
Приложение 1 «Работа со школьным психологом и руководителем работы»
Рис.1 Беседа со школьным психологом Н.И. Худяшовой
Рис. 2 Анализ анкет с руководителем работы Л.М. Перемота
Приложение 2 «Анкета для родителей учеников 6 «А»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить вопросы нашей анкеты:
1. Какой стиль воспитания у Вас в семье?
Авторитарный
Авторитетный
Либеральный, попустительский
Опекающий (гиперопека)
Демократичный
Индифферентный (холодные закрытые отношения)
2. Интересуется ли Ваш ребенок историей семьи?
__________________________________________________________
3. Есть ли у ребенка в круге общения старшее поколение семьи? ___________________________________________________________
4. Охотно ли общается Ваш ребёнок со старшим поколением в семье?
__________________________________________________________
6. Сколько времени проводит ребенок, общаясь со старшим поколением семьи? ___________________________________________________________
7. Кто из членов семьи уделяет ребёнку больше времени (подчеркнуть):
мать, отец, бабушка, дедушка, другие члены семьи (кто?)
___________________________________________________________
8. Где проводит лето Ваш ребенок? (можно отметить несколько вариантов)___________________________________________________________________________________________________________________________
9. Посещает ли ваш ребенок секции или кружки? Какие?
_________________________________________________________
10. Помогает ли ваш ребенок в домашней работе? Есть ли у него свои ежедневные или еженедельные обязанности по дому? При работе на даче (если есть)? _________________________________________
11. Получаете ли вы удовольствие от своей профессиональной деятельности? __________________________________________________________________
11. Что привлекает Вас в выбранной профессии (отметьте не более 3-х позиций):
социальная престижность;
зарплата;
возможность иметь свободное время;
возможность сделать карьеру;
возможность развить свои способности,
интеллектуальный характер профессии;
возможность командовать другими;
творческий характер профессии;
возможность приносить людям пользу;
возможность общения с людьми;
Приложение 3 «Анкета для учеников 6 «А» класса»
Ты любишь учиться?_________________________________________
А ходить в школу? ___________________________________________
Для тебя важно мнение родителей по поводу твоих оценок?
____________________________________________________________
Как твои родители реагируют на плохие оценки?
_____________________________________________________________
Тебя наказывают за плохие оценки. Как? ______________________________
Есть ли расхождение между словами и поступками взрослых? Как часто ты их замечаешь, если они есть?
_____________________________________________________________
Кем работают твои родители?
__________________________________________________________
Знаешь ли ты историю своей семьи?
_______________________________________________________________________
Есть ли у тебя бабушки и дедушки? Как их зовут?
____________________________________________________________
Любишь ли ты с ними общаться и как часто ты это делаешь? __________________________________________________________
Где обычно проводишь лето? ____________________________________________________________
Какие кружки и секции посещаешь? ___________________________________________________________
Приложение 4 «Фото 6 «А» класса»