Исследование факторов, влияющих на успешность учебы и социализацию учеников основной школы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование факторов, влияющих на успешность учебы и социализацию учеников основной школы

Белозерова А.Н. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №24 города Белово»
Белозерова Е.Н. 1Перемота Л.М. 1
1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №24 города Белово»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Школа – это большой период в жизни каждого человека. Мы идем в школу детьми и заканчиваем ее уже почти взрослыми людьми со своими собственными взглядами на жизнь и своими достижениями. Зачем нам нужна школа? Школа – это получение знаний, воспитание и развитие личности.

К поведению многих учеников в школе нет претензий, но поступки моих одноклассников очень разные, не всегда понятны мотивы их действий. Видно, что с каждым годом снижается число хорошо и отлично успевающих детей, а вот причины этого не понятны. Нужно обнаружить скрытые основания успехов и неудач моих одноклассников, чтобы они могли скорректировать учебное движение.

Многие считают, что в школе неинтересно и скучно. Но разве в этом виновата школа? Желание учиться должно быть у самих школьников, потому что любят то, что умеют делать хорошо, когда ничего не мешает. В учебе – то же самое. Необходимо найти настоящие причины плохой учёбы школьников.

Проблема: после перехода из начальной школы в основную у некоторых моих одноклассников снизилась успеваемость, тогда как другие ребята продолжают учиться на прежнем уровне.

Цель: выяснить, какие факторы влияют на продолжение успешной учёбы в основной школе после перехода из начальной школы.

Задачи исследования:

Изучить внешние факторы, присутствующие в жизни учеников при переходе из одной ступени обучения в другую.

Исследовать факторы, влияющие на успешность учебы.

Выявить обстоятельства, влияющие на социализацию школьников

Проанализировать историю семьи Белозеровых как фактор воспитания примером.

Объект исследования: классный коллектив 6 «А» класса

Методы исследования:

наблюдение,

анкетирование учащихся и родителей,

тестирование,

опрос учителей и школьного психолога,

изучение литературы по теме.

Гипотеза: на успеваемость и социализацию влияют следующие факторы:

крепкие семейные связи;

взаимоотношения с родителями;

занятость в кружках и секциях;

взаимоотношения со старшими членами семьи.

Теоретическая значимость исследования - выявление факторов, влияющих на успешность учебы и социализацию учеников основной школы, в числе которых: крепкие семейные связи, взаимоотношения с родителями, занятость в кружках и секциях, взаимоотношения со старшими членами семьи.

Практическая значимость работы - в помощи детям и родителям для преодоления негативных факторов, влияющих на успеваемость обучающихся 6 «А» класса.

Изучение внешних факторов, присутствующие в жизни учеников при переходе из одной ступени обучения в другую

Отмечено статистикой, что при переходе из начальной школы в среднее звено качество знаний снижается на 30%. Это можно объяснить несколькими причинами: во-первых, усложняется школьная программа, возрастают требования, а желание трудиться у учащихся остается на уровне начальной школы. Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. В-третьих, нередки случаи, когда успехи в учебе снижаются из-за увлечения учащимися каким-либо делом по интересам(музыка, спорт и т. д).

Человек учится и развивается всю жизнь. Известный культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор Дмитрий Сергеевич Лихачев призывал: «Учись учиться!». Среди его литературного наследия – «Письма о добром и прекрасном», замечательная книга для всех поколений и возрастов. Самым актуальным для нас в этом произведении является письмо, посвящённоевопросу учебы.

«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут иметь определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу», - говорит автор.[1, С. 74] Он выделяет значимость образования, учения для отдельного человека в его личной судьбе, для достижения личного счастья. «Главное, что дает человеку учение на протяжении всей жизни – это способность создавать новое», -отмечает Лихачев. [1, С. 75]

Как учится человек? Дмитрий Сергеевич Лихачев предлагает найти радость в учении. Он советует попробовать любить все предметы, что есть в школе, пусть они даже не нравятся друзьям. Необязательно стремиться стать везде отличником, нагружать себя и «вылезать из кожи». Просто полюбить школьные предметы, интересоваться ими и любопытничать. Ведь когда учение в радость, то хочется достигать большего, все дается легко. Но к такой гармонии прийти очень сложно.

2. Исследование факторов, влияющих на успешность учебы

2.1 Успеваемость и успешность обучения

Что же понимается под «успеваемостью»? Словарь русского языка

С. И. Ожегова дает такое определение: «Успеваемость – степень успешности усвоения учебных предметов учащимися».[3, С. 729] В большинстве случаев школьная неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний. Успеваемость – это совпадение реальных результатов учебной деятельности с запланированными.

Успешность обучения – оценка результатов учебы, которая складывается из результатов и личного отношения к этим результатам ученика, учитывающая способности учащихся.

Способности представляют собой свойства, которыми обладает человек, и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Их развитие обусловлено наличием врожденных задатков.

Они бывают интеллектуальные (умственные или мыслительные способности), художественные, или экспрессивные (дающие возможность выразить эмоциональное состояние), и инструментальные. Благодаря интеллектуальным способностям, каждый человек может познавать и понимать предметы и явления жизни. Развитость этих способностей во многом определяет общий интеллектуальный уровень человека.

Художественные способности есть у каждого. У одних эти способности проявляются в музыкальном, художественном, литературном и иных видах творчества. У других такие способности позволяют сильнее, чем окружающим, воспринимать произведения искусства. У третьих способности проявляются в отношениях с людьми — они глубоко чувствуют состояние другого и могут сильно переживать и проявлять себя в дружбе. Инструментальные - это способности что-то делать руками, искусно обращаться с инструментами и материалами.

Все способности реализуются детьми на занятиях внеурочной деятельностью, в кружках и секциях учреждений дополнительного образования поселка Бачатский.

Есть еще одна группа способностей, которые условно можно назвать социальными. Это способность взаимодействовать с людьми, общаться. Какими бы огромными не были способности, без работы над собой они развиваться не могут. Способности раскрываются в труде и гибнут в бездействии. Учеба тоже относится к такому труду, а успешность учебы становится показателем работы.

Вывод: успешность бывает разной. Ученик может достигнуть высоких результатов в учёбе, но такой ценой, что чувствует себя несчастным и неудачливым, а не успешным и сильным. А может, он продвинулся совсем недалеко, но для него самого — это победа, и чувство успеха переполняет его. Возможно, он вообще не продвинулся, но зато и не потерял. И это — предмет его гордости. Нужно объективно рассматривать достижения каждого в сравнении с прошлыми данными.

2.2 Успеваемость учеников 6 «А» класса

При переходе в основную школу происходит изменение условий учёбы, усложняются требования, которые предъявляются ученикам разными учителями. Смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней является серьезным испытанием для школьника.

Психолог школы объясняет снижение успеваемости еще одним фактором: каждый ученик в начальной школе имеет свой статус «сильного», «среднего» или «слабого», и это дает ученику принимать самого себя в этом качестве. В основной школе каждый учитель воспринимает ученика по-своему.

Положительная учебная мотивация очень нужна. Младший школьник может заставить себя упорно работать даже при желании получить пятерку и заслужить похвалу учителя и родителей. В среднем звене ученик должен уметь заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем.

Проанализировав успеваемость моих одноклассников в 5-м классе, могу сказать, что не все благополучно прошли адаптацию после начальной школы. Успеваемость снизилась на 6,8%, а в 6 классе еще на 10,5%

Основным показателем исследования в 6 классе являются текущие оценки за две четверти этого учебного года.

Табл.1. Успеваемость

 

Начальная школа

%

Основная школа

4 класс

5 класс

%

6 класс

%

Отличники

4 ученика

13,7

4 ученика

13,7

4 ученика

13,7

На 4 и 5

16 учеников

55,2

14 учеников

48,4

11 учеников

37,9

На 4 и 3

9 учеников

31,1

11 учеников

37,9

14 учеников

48,4

Устный опрос учителей, работающих в классе, показал, что, по их мнению, главными причинами снижения успеваемости являются:

- неумение работать с книгой, и распределять своё время;

- страх у некоторых учеников отвечать у доски, сделать ошибку, получить двойку;

- пропуск большого количества уроков по состоянию здоровья;

- непоседливость и невнимание учеников, которые не слушают объяснение учителя;

- сложная домашняя обстановка, отсутствие помощи и понимания в семье.

3. Исследование социальных факторов,

влияющих на успешность учебы

3. 1. Социализация как необходимый фактор успешной учёбы

Перед школой стоит задача социализации – культурного и нравственного воспитания будущего члена общества. Часто успешность обучения ребенка в школе понимается как получение хороших оценок и умений. Но очень важны и социальные навыки. Такой опыт формируется в классном коллективе и переносится в дальнейшем во взрослую жизнь.

В числе обязательных умений общения для учеников есть самые важные:

- умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них;

- умение внимательно слушать и активно обсуждать проблему и предложенные идеи;

- комментировать высказывания собеседника и давать им свою оценку;

- аргументированно высказывать свое мнение в группе, в классе;

- приспосабливать свои высказывания к другим ученикам.

Человек живет в обществе, и больший объем информации он получает от окружения, это важный фактор, который надо учесть в процессе обучения и привития социальных навыков.

Занятость в кружках и секциях

Проведённое анкетирование (Приложение 2) показало, что из ребят, заполнивших анкету и имеющих тройки в четверти, только 1/3 (4 человека, 33%) посещают волейбольную секцию школы, остальные 2/3 (8 учеников, 67%) не занимаются в школьных и поселковых объединениях. Хорошисты и отличники тоже ответили на этот вопрос, и выяснилось, что только 1 ученица (7,7%) не посещает кружки и секции, а интересы остальных очень разнообразны. 4 ученика класса (31%) занимаются и в спортивных секциях: плавание, волейбол, футбол, и в художественных объединениях: танцы, вокал, рисование. Остальные 8 (61,3%) занимаются только в одном кружке. Это спортивные и танцевальные коллективы: рукопашный бой, школа хореографии, волейбол, футбол.

Таким образом, ученики, успевающие в учёбе, успевают и в других областях своей деятельности.

3.2 Семейные ценности и их влияние на успехи в учёбе

Учителем и социологом из Санкт-Петербурга Ольгой Сачава было проведено анкетирование детей и родителей, выяснилось, что на школьные успехи ребенка напрямую влияют ценности его семьи.[2]

После обработки анкет обнаружилось, что половина отличников и хорошистов живут вместе с бабушками и дедушками, а 42% регулярно общаются со старшим поколением, даже если бабушки и дедушки живут в другом городе. А родители часто все свои силы и время отдают работе, что отражается на детях. [2] Оказывается, чем чаще происходит обмен опытом старшего поколения с младшим, тем успешнее ребенок в школе.

И еще один важный результат исследования Ольги Сачава: отношение родителей к жизни, к своему труду, к тому, что называется самореализацией, влияет на учебу ребенка. «56% родителей отличников и хорошистов заявили, что работают, в первую очередь, для самореализации. Они говорят об удовольствии от своей профессиональной деятельности. Лишь 20% родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным словам, „ради денег“». [2] Автор исследования предполагает, что отношение родителей к труду определяет отношение ребенка к учебе.

Итак, что же в первую очередь нужно ребенку, чтобы хорошо учиться и быть счастливым? Мир в семье, счастливые родители, довольные своей жизнью, развитые внутрисемейные связи. Если при этом у школьника нормальные способности, но проблемы с учебой, то здесь могут быть проблемные взаимоотношения внутри класса с ребятами или учителями.

Используя методы исследования учителя из Санкт-Петербурга, в 6 «А» классе были также розданы анкеты родителям и детям.

Вопросы для анкеты были составлены таким образом, чтобы получить ответы о влиянии семьи на становление личностных качеств ребенка через крепкие семейные связи и взаимоотношения с родителями, занятость в кружках и секциях и общение со старшими членами семьи и сравнить с ответами, которые давали родители детей учителю из Санкт-Петербурга.

3.3 Анализ анкет родителей и детей

Все анкеты с ответами разложили в 3 группы по успеваемости детей. Всего в анкетировании приняли участие родители 4 отличников, 9 хорошистов и 12 учеников, имеющих за четверть «3».

Общение со старшими членами семьи

Все отличники охотно общаются со своими бабушками и дедушками, интересуются историей своей семьи, знают ее. Они, по ответам родителей, проводят с представителями старшего поколения достаточно много времени. И ответы детей подтверждают эти сведения.

У хорошистов только 1 (11%) ответ из 9 - «не очень» на вопрос: интересуется ли ребенок историей семьи? Остальные ответы положительные. И также только 1 ответ «неохотно» на вопрос об общении детей со старшим поколением семьи, против 4 (33%) из 12 - «нет» родителей «троечников».

На вопрос о времени, которое проводят «хорошисты» с бабушками и дедушками, частые ответы родителей: «каждый день», «много», «не ограничен», «каждые выходные». «Не много» - только 1 ответ родителей. А дети все, за исключением одного ребенка, ответили, что они очень любят общаться со своими бабушками и дедушками. Возможно, родители более объективно оценивают отношения в семье со старшим поколением, а может быть, просто не знают о желании детей быть ближе к своим родным.

Самореализация родителей как фактор успешной учебы детей

Еще один аспект, который мы проверяли для сравнения - самореализация родителей. Итак, результаты, которые мы получили:

хорошисты и отличники - 84% родителей (13 человек) ответили, что они получают удовольствие от своей профессиональной деятельности, 7% (1 человек) - не получает, 7% (1 человек) - не всегда. У родителей троечников другая картина: 75% - удовлетворены своей работой и 25% - нет.

А вот критерии привлекательности выбранной профессии в двух группах немного отличаются. Никто из родителей троечников не отметил интеллектуальный и творческий характер своей профессии, тогда как это один из главных критериев привлекательности выбранной профессии для 4 (30%) родителей хорошистов и отличников. Для 9 (69%) из 13 важно общение с людьми и возможность иметь свободное время (5 человек (38%)). Для другой группы этот показатель тоже очень важен (8 из 9 родителей), а 40% родителей троечников пишут о зарплате (деньгах) как привлекательной позиции, против 15% родителей хорошистов и отличников, отметивших этот фактор привлекательности профессии. Можно предположить, что отношение родителей к труду определяет отношение детей к учебе.

Таким образом, исследования учителя из Санкт-Петербурга Ольги Сачава подтверждаются данными нашего анкетирования.

Взаимоотношения с родителями

Таб. 2 Наказание детей родителями за плохие оценки

(по ответам детей)

Наказание

4 и 5 (13)

3 и 4 (12)

Беседа, разъяснение

23,6%

14,3%

Лишение телефона и компьютера

17,7%

-

Заставляют исправлять оценки

11,5%

-

Ругают

23,6%

7,2%

Нет, не наказывают

23,6%

71,3%

     

Никто из детей не ответил, что к нему применяется физическое наказание, т.е. родители понимают вред такого воздействия. Полное отсутствие реакции у 71,3 % родителей ребят с тройками говорит о том, что проявляется безразличие и учёба пускается на самотек, а это показатель проблем в жизни ученика.

Таб. 3 Реакция родителей на плохие оценки (в формулировках детей)

Реакция родителей

на плохие оценки

4 и 5 (13)

3 и 4 (12)

Критичное отношение

23%

-

Нормальное отношение

15,5%

8,3%

Плохо относятся

38,3%

25%

Негативное отношение

15,5%

33,5%

Переживают

7,7%

16,6%

Никак

-

16,6%

16% родителей у обучающихся на «3» и «4» – равнодушны к оценкам своих детей, 16,6% - только переживают и ничего не предпринимают. А оценка показывает, усвоил ученик школьную программу, или нет. Чаще всего одноклассники получают плохие оценки из-за своего плохого поведения: разговаривал с соседом и не понял материал, не записал домашнее задание. Если родители «нормально» относятся, то и ребенку все равно, поставят ему двойку, или нет. Реагировать на оценки родителям нужно, иначе ребенок потеряет всякий стимул посещать школу, а это может воспитать в ребенке неправильные жизненные ценности и отношение к жизни.

Таб. 4 Стиль семейного воспитания (ответы родителей)

Стиль семейного воспитания

4 и 5 (13)

3 и 4 (12)

Авторитарный

7,7%

-

Авторитетный

22%

25%

Либеральный, попустительский

-

16,7%

Гиперопека (опекающий)

22%

8,3%

Демократичный

48,3%

50%

Индифферентный (холодные закрытые отношения)

-

-

Как мы видим, 16,7 % родителей попустительски относятся к учебе своих детей, поэтому резко результаты снижаются. Если сравнить ответы детей о реакции родителей на плохие оценки с ответами родителей на вопрос о стиле отношений в семье, то получается, что ответы родителей соответствуют ответам детей.

Таб. 5 Отношение к учебе и к школе

 

Любишь ли ты учиться?

Любишь ходить в школу?

 

да

нет

да

нет

4 и 5

84,5%

15,5%

84,5%

15,5%

3 и 4

42%

58%

75%

25%

Ученики, говорящие о своей нелюбви к учебе, в большинстве своём любят ходить в школу для общения с одноклассниками и друзьями. Такие ребята учатся на удовлетворительно. А отличники и хорошисты любят ходить в школу и учиться, значит у них есть мотивация на получение знаний.

Таб. 6 Слова и дела взрослых

 

Как часто ты видишь расхождение между

словами и поступками взрослых?

 

всегда

часто

иногда

никогда

4 и 5

-

15.4%

49.6%

35%

3 и 4

8,3%

-

66.7%

25%

Пример взрослых в жизни подростка очень важен. Рассмотрев полученные данные, выяснилось, что родители перестали являться примером для подражания, потому что слова у взрослых расходятся с делом. Поэтому, дети не всегда прислушиваются к советам родителей учиться хорошо.

3.4 Семья Белозеровых какфактор воспитания примером

Для каждого человека есть примеры в жизни. Мы всегда хотим быть похожими на кого-то. Для многих примером служат родители, бабушки или дедушки, первые учителя.

Для меня стала примером моя бабушка – Нина Тимофеевна Белозерова

Моя бабушка была очень важным человеком в моей жизни. Она всегда знала ответы на любые вопросы, для неё все трудности были легко решаемы.

Её можно назвать старожилом посёлка Бачатский. Она была активным участником становления поселка и внесла большой вклад в его развитие. В 1977 году она была избрана секретарем Исполкома Бачатского поссовета. Важным событием в ее жизни было вступление в 1978 году в ряды КПСС. В работе она придерживалась главного принципа – делать все на «хорошо» или на «отлично». По – другому она не могла. Нина Тимофеевна избиралась депутатом местного совета, много лет являлась секретарём Избирательной комиссии. Ее не стало в 2014 году, но она навсегда оставила след в памяти людей, как человек ответственный и добросовестный.

Алексей Иванович Вахонин

Спортивная судьба Алексея Ивановича Вахонина является яркой страницей спортивной истории нашей страны, его выдающиеся подвиги на спортивном поприще прославили Кузбасс.

В 1964 году на Олимпийских играх в Токио Алексей Вахонин взял золото. Это событие стало вершиной спортивной карьеры. 357,5 килограммов — мировой и олимпийский рекорды, золотая медаль чемпиона Токийской олимпиады! Я горда тем, что Алексей Иванович, заслуженный спортсмен, олимпийский чемпион по тяжелой атлетике, является моим родственником. Думаю, что и мое спортивное настоящее во многом складывается, как следствие побед членов моей семьи.

Елена Николаевна Белозерова – моя первая учительница, моя тетя. Благодаря ей я научилась читать и писать. Елена Николаевна привила мне любовь к учению.

Как все дети того времени она была октябренком, затем пионером, активно участвовала во всех школьных делах, хорошо училась. Она была вожатой в подшефном классе, с детства мечтала быть учительницей. Своим призванием всегда считала работу с детьми. В декабре 2016 года Елена Николаевна вступила в общественную организацию «Кемеровское региональное общественное движение «Ветераны комсомола». И сегодня она одна из самых активных учителей и классных руководителей в школе №24 города Белово, где я учусь. Я вижу, сколько интересных и важных дел она делает, и очень ей горжусь.

Вывод: изучая страницы биографии членов моей семьи, я поняла, что это были активные, неравнодушные, ответственные люди. Их жизнь – это пример для подражания.

Заключение

Результаты исследования успеваемости учащихся 6 «А» класса показали, что все перечисленные факторы, влияющие на успешность в обучении, имеют огромное значение для школьников.

В ходе работы мы пришли к выводу, что крепкие семейные связи, доброжелательные взаимоотношения с родителями и старшими членами семьи, как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств, способствуют формированию успешной личности ребенка.

Социализация – это еще один необходимый фактор для успешной учёбы. Занятия в кружках и спортивных секциях способствуют развитию творческих и спортивных способностей учащихся.

Все перечисленные факторы помогут школьникам стать успешными учениками, а одним из главных факторов успешности является образование.

Литература

Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д. С. Лихачёв; сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. - С.74 - 76.

Михайлова, Елена. Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей - поразительные выводы социологов [Электронный ресурс] / Е. Михайлова // Иван - чай: информационный портал семейной политики [сайт]. – Режим доступа: https://ivan4.ru/news/semeynye_tsennosti/kak_uspevaemost_v_shkole_zavisit_ot_semeynykh_tsennostey_porazitelnye_vyvody_sotsiologov/, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 25.01.2019).

Ожегов, С. И. Словарь русского языка: около 57000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. - Изд. 16-е, исправл. - М.: Русский язык, 1984. - 797 с.

Приложение 1 «Работа со школьным психологом и руководителем работы»

Рис.1 Беседа со школьным психологом Н.И. Худяшовой

Рис. 2 Анализ анкет с руководителем работы Л.М. Перемота

Приложение 2 «Анкета для родителей учеников 6 «А»


Уважаемые родители! Просим Вас ответить вопросы нашей анкеты:

1. Какой стиль воспитания у Вас в семье?

Авторитарный

Авторитетный

Либеральный, попустительский

Опекающий (гиперопека)

Демократичный

Индифферентный (холодные закрытые отношения)

2. Интересуется ли Ваш ребенок историей семьи?

__________________________________________________________

3. Есть ли у ребенка в круге общения старшее поколение семьи? ___________________________________________________________

4. Охотно ли общается Ваш ребёнок со старшим поколением в семье?

__________________________________________________________

6. Сколько времени проводит ребенок, общаясь со старшим поколением семьи? ___________________________________________________________

7. Кто из членов семьи уделяет ребёнку больше времени (подчеркнуть):

мать, отец, бабушка, дедушка, другие члены семьи (кто?)

___________________________________________________________

8. Где проводит лето Ваш ребенок? (можно отметить несколько вариантов)___________________________________________________________________________________________________________________________

9. Посещает ли ваш ребенок секции или кружки? Какие?

_________________________________________________________

10. Помогает ли ваш ребенок в домашней работе? Есть ли у него свои ежедневные или еженедельные обязанности по дому? При работе на даче (если есть)? _________________________________________

11. Получаете ли вы удовольствие от своей профессиональной деятельности? __________________________________________________________________

11. Что привлекает Вас в выбранной профессии (отметьте не более 3-х позиций):

социальная престижность;

зарплата;

возможность иметь свободное время;

возможность сделать карьеру;

возможность развить свои способности,

интеллектуальный характер профессии;

возможность командовать другими;

творческий характер профессии;

возможность приносить людям пользу;

возможность общения с людьми;

Приложение 3 «Анкета для учеников 6 «А» класса»

Ты любишь учиться?_________________________________________

А ходить в школу? ___________________________________________

Для тебя важно мнение родителей по поводу твоих оценок?

____________________________________________________________

Как твои родители реагируют на плохие оценки?

_____________________________________________________________

Тебя наказывают за плохие оценки. Как? ______________________________

Есть ли расхождение между словами и поступками взрослых? Как часто ты их замечаешь, если они есть?

_____________________________________________________________

Кем работают твои родители?

__________________________________________________________

Знаешь ли ты историю своей семьи?

_______________________________________________________________________

Есть ли у тебя бабушки и дедушки? Как их зовут?

____________________________________________________________

Любишь ли ты с ними общаться и как часто ты это делаешь? __________________________________________________________

Где обычно проводишь лето? ____________________________________________________________

Какие кружки и секции посещаешь? ___________________________________________________________

Приложение 4 «Фото 6 «А» класса»

Просмотров работы: 3476