Профориентация: ожидания и реальность

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Профориентация: ожидания и реальность

Цокур С.В. 1
1МБОУ СОШ №11 г.о. Красногорск МО
Булдакова Н.В. 1
1МБОУ СОШ №11 г.о. Красногорск МО
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«И, если наше воодушевление сохраняет еще свою силу, если мы продолжаем еще любить избранную профессию, чувствовать призвание к ней и после того, как хладнокровно обсудили ее, увидели всю ее тяжесть, все ее трудности, — тогда мы должны избрать ее, тогда не обманет нас воодушевление, не увлечет поспешность.»1

К.Маркс

Профессия – это будущее каждого человека. Но не каждый может похвастаться уверенным выбором. Мне кажется, что это является большой проблемой нашего поколения. Мы не можем определиться, или испытываем серьезные сомнения, потому что не знакомы, с особенностями и тонкостями многих профессий.

Актуальность работы: Школьники плохо ориентируются в многообразии профессий, недостаточно осведомлены об актуальных потребностях рынка труда, имеют сложности с выбором дальнейшего направления профессиональной деятельности.

Задачи работы:

1. Изучить имеющуюся информацию о рынке труда для молодых специалистов.

2. Провести анкетирование среди учеников 6 и 9 классов.

3. Получить реальную картину ожиданий школьников относительно их дальнейшей профессиональной карьеры и сравнить ее с обстановкой на рынке труда для молодых специалистов.

4. Предложить варианты профориентации для сокращения разрыва ожиданий и реальности. Разработать памятку

1.3. Гипотеза исследования: Недостаточная осведомленность школьников о многообразии профессий и их востребованности на рынке труда приводит к сложностям при выборе дальнейшей профессии.

1.4. Этапы работы:

1 этап – поисковый (поиск и изучение информации о рыке труда для молодых специалистов).

1 – Цитата из сочинения К.Маркса «Размышления юноши при выборе профессии» 1835г.

2 этап – аналитический (проведение анкетирования, сведение и изучение полученной информации, составление графиков).

3 этап – практический (анализ и сравнение полученной путем анкетирования информации с профессиональным исследованием, поиск несоответствий).

4 этап – рекомендательный (составление списка рекомендаций по уменьшению разрыва между ожиданиями и реальной обстановкой на рынке труда).

Основная часть

2.1. 1 этап

Для понимания реальной обстановки на рынке труда для молодых специалистов я совместно с Департаментом HR ГК «СОЮЗСНАБ»2 изучила исследования ресурса по поиску работы в России – HeadHunter3(далее HH). Исследования были представлены в презентации «Рынок труда для молодых специалистов» (2017 – 2018 гг.)4. Интересующие меня разделы я представляю как выдержки из исследования HH во втором этапе для сравнения с данными полученными путем проведения анкетирования.

2 этап

Для исследования я выбрала метод опроса. Составила Анкету5, в которую включила вопросы, ответы на которые помогут мне проанализировать и сравнить информацию. Совместно с учителем истории и обществознания Натальей Вячеславовной Булдаковой мы провели анкетирование среди учеников шестых и девятых классов МБОУ СОШ №11 г.о. Красногорск. Всего в опросе приняло участие 116 человек.

3 этап

Информация для анализа представлена в виде графиков, в некоторых случаях в сравнении по полу и возрасту. Первыми приведены выдержки из профессионального исследования HH «Рынок труда для молодых специалистов» 2017-2018г, основываясь на которых я буду делать предположения о соответствии ожиданий школьников и ситуации на рынке труда для молодых специалистов. За ними приведены данные, которые были сведены в ходе обработки информации полученной с помощью проведения анкетирования.

2 – крупнейший производитель ингредиентов для пищевой промышленности в России

3 - крупнейшая российская компания интернет-рекрутмента. Сайт: hh.ru

4 – исследование проведено интернет порталом для молодых специалистов career.ru входящим в ГК HeadHunter 5 – Анкета представлена в Приложении № 1

Из этих данных можно сделать предположение о том, что в шестом классе девочки больше чем мальчики заинтересованы в поступлении в средне-образовательное учреждение, а к девятому классу ситуация зеркально меняется.

Что касается высшего образования, то большая часть шестиклассников обоих полов планируют поступление в ВУЗ, к девятому классу процент желающих среди мальчиков немного снижается, а среди девочек наоборот возрастает.

Ожидание школьников, касающееся времени поиска работы, примерно совпадает с рынком труда.

Средние ожидания школьников касаемо заработной платы колеблются в диапазоне от 25 000 до 45 000 руб., что в свою очередь совпадает с ситуацией на рынке труда.

Вот первый серьезный разрыв в ожиданиях школьников и реальных потребностях рынка труда. К сожалению, начинающие специалисты находятся только на 10 месте среди всех молодых специалистов без опыта работы. Школьники мечтают, что смогут найти работу по выбранной профессии после получения профильного образования и, скорее всего, не готовы к тому, что найти работу по специальности будет не так уж и просто.

В целом, рынок труда достаточно лоялен к молодым специалистам, большинство работодателей практикуют прием молодых специалистов на работу или стажировку.

Анкетирование показало, что выбор профессий шестиклассниками далек от реальных потребностей рынка труда. Вероятно, в этом возрасте не многие школьники задумываются о востребованности профессий и вообще о рынке труда.

Интересно, что если проанализировать отдельно данные мальчиков и девочек, то становится наглядно видно разницу в предпочтениях, девочки больше расположены к профессиям связанным с эстетической составляющей (искусство, дизайн, шоу-бизнес), а мальчиков привлекают техника, точные науки и спорт.

Девятиклассники уже примерно понимают, где они будут нужны, это видно на графике. Их желания очевидно ближе к потребностям рынка.

И у девочек, и у мальчиков преобладают нужные рынку труда профессии, но они по-прежнему отличаются, мальчики выбирают точные науки, девочки склонны к гуманитарным и творческим профессиям.

И шестиклассники, и девятиклассник безошибочно выбрали самые востребованные качества необходимые молодым специалистам, по мнению работодателей. Интересно, что исполнительность и аккуратность для мальчиков девятиклассников вдвое важнее, чем для девочек.

Если говорить в целом о предпочтительных типах профессий, то большинство респондентов выбрало профессии, требующие взаимодействие с людьми (категория «человек – человек», 42%), и наименьшее число опрошенных хотят связать свою профессиональную жизнь с природой (категории «человек – природа», 3%). Примерно равное количество школьников выбрали категории «человек – художественный образ» и «человек – знаковая система» (22% и 20% соответственно), а 13% опрошенных – категорию «человек – техника».

2.4. Вывод:

На мой взгляд, те несоответствия между ожиданием и реальностью, которые удалось выявить в ходе проведения исследования, связаны в первую очередь с тем, что шестиклассники еще не имеют полного представления о многообразии профессий и мечтают без привязки к потребностям рынка труда. Девятиклассники гораздо больше осведомлены и более осознанно подходят к выбору. Но и им не помешало бы расширить имеющиеся знания. Есть ряд профессий, которые не выбрал ни один школьник, предполагаю, что это может быть связано с тем, что никто из опрашиваемых не знает, чем занимаются специалисты по внешне экономической деятельности или что из себя представляют средства массовой информации. Наука оказалась в аутсайдерах, хотя рынок ощущает острую нехватку в квалифицированных научных кадрах. Тяжелая и легкая промышленность не популярны у школьников.

Заключение

3.1. 4 этап

Проведенное исследование показывает, что есть необходимость в повышении осведомленности о многообразии профессий среди школьников, знакомства их с потребностями рынка труда, формирования верных ожиданий.

Для решения этой проблемы и воспитания успешного поколения я полагаю необходимым внедрить в школьный процесс часы, в которые школьники смогут узнавать о возможных профессиях от самих носителей этих профессий, а также проводить тестирование на предрасположенность к различным категориям взаимодействия с окружающим миром.

Для популяризации востребованных но «непонятных» для школьников профессий предлагаю внедрить профориентационные экскурсии на реальные производства со знакомством с профессиями на рабочем месте специалистов. И я говорю не только о заводах и технологических процессах производства, а о всех сопутствующих службах, которые поддерживают функционирование предприятия в целом, такие как: финансы, бухгалтерия, реклама, кадры и пр.

Рекомендации:

Основываясь на гипотезе исследования, а также на данных проведенного анкетирования я составила «памятку»6 для школьников: 5 шагов для правильно выбора профессии:

6– Памятка представлена в Приложении № 2

Список использованных источников и литературы:

Поисковый интернет ресурс yandex.ru

Сочинение К.Маркса «Размышления юноши при выборе профессии» 1835г.

Аналитические данные ГК «СОЮЗСНАБ»

Сайт hh.ru

Сайт career.ru

Приложение №1

Пройдите тестирование, поставьте галочку в квадрат напротив выбранного варианта или напишите свой вариант

Представьте, что вы уже закончили школу, каковы ваши намерения:

□ попробую поступить в колледж или техникум (среднее профессиональное образование)
□ попробую поступить в ВУЗ (высшее профессиональное образование)
□ пойду работать

Какую профессию вы хотите получить? Напишите свой вариант или поставьте галочку в один из предложенных вариантов

Свой вариант_________________________________________________

□ Ветеринария, работа с животными

□ Экология

Человек - природа

□ Инженерное дело

□ Транспорт, авиация, автобизнес

□ Строительство и архитектура

□ Лёгкая промышленность (швея, ткачиха, вязальщица и пр.)

Человек - техника

□ Информационные технологии (IT)

□ Наука

□ СМИ, издательство, полиграфия

□ Маркетинг, реклама и PR

□ Финансы, бухгалтерия

□ Юриспруденция

□ Секретариат, делопроизводство

Человек - знаковая система

□ Искусство (музыка, театр, кино, изобразительное искусство)

□ Дизайн и прикладное искусство

□ Мода и красота

□ Тяжёлая промышленность (сварщик, токарь, слесарь, лесоруб)

□ Шоу-бизнес

Человек - художественный образ

□ Медицина

□ Менеджмент (управление)

□ Педагогика и психология

□ Сервис и туризм

□ Кулинария, пищевая промышленность

□ Торговля

□ Спорт и фитнес

□ Силовые структуры (полицейский, инженер ГИБДД, пожарный, спасатель)

□ Политика

Человек - человек

Представьте, что вы получили желаемое образование по выбранной профессии, вы молодой специалист и впервые устраиваетесь на работу

На какую должность вы можете претендовать?

□ Начинающий специалист (должность соответствует полученному вами образованию)

□ Продавец-консультант

□ Менеджер по продажам

□ Администратор

□ Официант

□ Курьер

□ Продавец-кассир

□ Уборщик помещений

Свой вариант__________________________________________________________

Как вы думаете, какая стартовая заработная плата на этой должности?

□ 15000 руб – 25000руб

□ 25000 руб - 35000 руб

□ 35000 руб – 45000 руб

□ 45000 руб и выше

В течение какого срока вам удастся устроиться на работу? 
□ 1 месяц
□ 3 месяца
□ 6 месяцев и больше 

На ваш взгляд, какие личные качества требуются в вакансиях для молодых специалистов? 

□ Амбициозность

□ Инициативность

□ Доброжелательность

□ Исполнительность

□ Ответственность

□ Целеустремленность

□ Стрессоустойчивость

□ Активная жизненная позиция

□ Аккуратность

□ Коммуникабельность

Укажите кем работают ваши родители:

Папа___________________________________________________________

Мама___________________________________________________________

Укажите ваш возраст ____________________________________

Благодарим вас!

Приложение №2

Просмотров работы: 586