Введение
Актуальность темы. «Ваши дети — это не ваши дети. Они появляются через вас, но не из вас. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть их думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам. Вы только луки, из которых посланы вперёд живые стрелы, которые вы зовёте своими детьми» (Джебран Халиль Джебран, «Пророк»).
Слова выдающегося философа передают суть воспитания и взаимоотношений между родителями и ребенком, а также даёт понять, почему между ними могут возникать разногласия и недопонимание. Одной из проблем в отношениях между родителями и детьми является “столкновение поколений”. Оно происходит в тот период, когда дети начинают формировать свое мировоззрение, внутренний мир. У них появляется уже полностью свое, личное мнение, мышление, на основе которого принимаются решения, в то время как раньше, на все выше сказанное влияли родители. Мышление и мировоззрение не может полностью совпадать не только из-за того, что у каждого человека они разные, но и потому, что для каждого последующего поколение прошлое становится непонятным и нелогичным. Поэтому дети начинают сомневаться в правильности, необходимости родительских наставлений, вследствие чего сопротивляются им. А родители, привыкшие видеть только согласие, повиновение по отношению к ним, могут просто не понять своего ребенка, после чего может зародиться недопонимание или конфликт. Зачастую так и происходит, так как обе стороны попросту могут не воспринимать ход мыслей друг друга, прийти к соглашению.
Поэтому для обеих сторон очень важно создать правильную почву и подход к дальнейшим отношениям между собой. Нужно что бы эти условья не ущемляли кого-либо, и давали возможность к развитию личности ребенка.
Цель исследования: изучение особенностей детско-родительских отношений.
Задачи исследования: на этапе сбора теоретической информации – обобщение, анализ. На этапе практической части – проведение тестирования, изучение влияния различных аспектов на уровень принятия детей родителями.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений.
Объект исследования: различные аспекты отношений между родителями и детьми, влияющие на общее принятие или отвержение ребенка.
База исследования: родители учащихся гимназии «Пущино» из разных классов. Количество участников – 15 человек. Женщин – 11, мужчин – 4. Возрастные рамки – от 36 до 48 лет.
Гипотеза – чем выше у родителей уровень кооперации в отношениях с детьми и ниже уровень установки «маленький неудачник», тем выше уровень принятия ребенка.
Практическая значимость: данные в проекте указывают на причины возникновения различных проблем и недопониманий в отношениях между родителями и детьми, пути их решения. Работа поможет родителям правильно оценить и выстроить гармоничные, плодотворные взаимоотношения с ребёнком.
Глава 1. Основная часть
Под родительским отношением принято считать «систему, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним».
Под понятием «отношение» в психологии понимается субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В социальных группах (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь.
В данном случае, семья – это социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами, между которыми существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейное состояние.
Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите [2].
Многие ученые изучали вопрос детско-родительских отношений и влияния их на развитие личности ребенка. Например, представитель психоаналитического подхода Э. Эриксон, анализируя процесс становления личности в течение всей жизни, пришел к выводу о необходимости для каждого индивида решать психосоциальные конфликты. Основа формирования здоровой личности — автономность (чувство самоконтроля, самостоятельность), чувство доверия к миру (внутренняя определенность), инициативность (способность решать задачи ради поддержания собственной активности — социальной и двигательной) — закладывается в условиях адекватной родительской позиции (надежности, уверенности, поощрение самостоятельности), увеличение контролируемого ребенком пространства [1].
Главной характеристикой семейного общения является его стиль. Существует несколько наиболее ярко-выраженных моделей отношения родителей к своим детям. В первой модели поведения явно прослеживаются авторитарные черты, она так и называется – авторитарный стиль. Родители требуют от своих детей беспрекословного подчинения и не считают необходимым объяснять ему свою точку зрения. Также они могут некорректно контролировать все сферы жизни своих детей, порой вмешиваясь в самое сокровенное, и это может привести к плачевным последствиям. Чаще всего, в таких семьях дети замыкаются и их отношения с родителями становятся менее доверительными.
Альтернативная модель — чрезмерная родительская любовь (гиперопека). Это, казалось бы, очень нужное и важное условие для правильного развития ребенка, но бывает, что родители чрезмерно заботятся о детях, лишая их самостоятельности. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль на протяжении всей его жизни, ориентирован на тесном контакте родителей и ребенка. Такой тип взаимоотношений может привести к пассивности ребенка, нежелание развиваться, учиться, трудиться. Родители таких детей не замечают, что своей «больной» любовью не приносят пользу своим детям. В дальнейшем детям, выросшим в «парниковых условиях», приходится сложно, так как они, не привыкшие к самостоятельности, очень отличаются от других детей, они более ленивы и менее дисциплинированны [1].
Стоит отметить, что оптимальная родительская позиция должна быть адекватной, гибкой, уверенной. Адекватность родительской позиции определяется тем, насколько велико умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире. Родительская позиция должна быть не только изменчивой, она должна быть предвосхищающей, а её гибкость можно рассматривать, как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его состояния или условий жизни семьи.
Такой стиль отношений можно отнести к так называемому демократическому стилю. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины.
Но существует так же еще один стиль родительских отношений – попустительский. Здесь ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
В результате неправильного воспитания и общения с детьми, возникают самые разные проблемы, которые могут проявиться как в раннем возрасте, так и в будущем. Ребенок может стать замкнутым, неуверенным в себе, у него могут быть проблемы в контакте с обществом. Или, наоборот, он может стать слишком самонадеянным человеком, которого преследует чувство безнаказанности и который, будет представлять о себе больше, чем он есть на самом деле.
Не нужно особых знаний, чтобы понять, что демократический стиль воспитания является наиболее оптимальным, конструктивным и приемлемым в формировании детско-родительских отношений. Что же заложено в основе этого стиля, в основе здоровых детско-родительских отношений и установок? В основе здоровых отношений заложено такое понятие, как принятие или отвержение ребенка родителем. Что же такое принятие родителем своего ребенка? Принятие – это факт родительского уважения индивидуальности своего ребенка, симпатии. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы (в статусе отвержения), родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Может ли что-то оказывать влияние на принятие-отвержение ребенка? Вполне возможно, что да. На наш взгляд есть факторы, которые оказывают влияние на аспект принятия родителем ребенка. Эти факторы – кооперация и родительская установка «маленький неудачник». Кооперация – это социально-желательный образ родительского отношения. Содержательно этот фактор раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах своего ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Родительская установка «маленький неудачник» - это отражение особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка более маленьким по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия [3].
Выводы по главе 1
Итак, подводя итоги первой главы:
Виды детско-родительских отношений: авторитарный, демократический, попустительский, гиперопека.
Для выстраивания наиболее приемлемых и здоровых отношений необходим такой аспект. Как принятие ребенка родителем.
Принятие (или отвержение) формируется такими факторами, как кооперация и родительская установка «маленький неудачник».
Глава 2. Практическая часть
2.1 План исследования
В нашем исследовании мы изучили связь между такими факторами как кооперация и установка «маленький неудачник» и аспектом принятия или отвержения ребенка родителем.
Цель исследования: изучение особенностей детско-родительских отношений.
Задачи исследования: на этапе сбора теоретической информации – обобщение, анализ. На этапе практической части – проведение тестирования, изучение влияния различных аспектов на уровень принятия детей родителями.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений.
Объект исследования: различные аспекты отношений между родителями и детьми, влияющие на общее принятие или отвержение ребенка.
База исследования: родители учащихся гимназии «Пущино» из разных классов. Количество участников – 15 человек. Женщин – 11, мужчин – 4. Возрастные рамки – от 36 до 48 лет.
Гипотеза – чем выше у родителей уровень кооперации в отношениях с детьми и ниже уровень установки «маленький неудачник», тем выше уровень принятия ребенка.
Используемая методика - Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варгой и В. В. Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет [4].
2.2 Результаты и анализ исследования
В ходе проведенной диагностики мы получили уровни принятия-отвержения родителями своих детей, а также нашли показатели по таким факторам, как родительская установка «маленький неудачник» и кооперация. Мы постарались представить их наглядно в виде диаграмм, чтобы увидеть взаимосвязь полученных итогов.
Результаты исследования уровня принятия - отвержения представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнительный анализ уровней принятия-отвержения
Результаты исследования фактора кооперация представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительный анализ уровней кооперации
Результаты исследования родительской установки «маленький неудачник» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Сравнительный анализ уровней родительских установок
Для удобства анализа мы зашифровали фамилии испытуемых в буквы алфавита, взяв за основу первые 15 букв: А, Б, В, Г(м), Д, Е, Ж, З, И(м), К(м), Л, М, Н, О, П(м). Рядом маленькой буквой «м» мы указали принадлежность к мужскому полу.
Наглядно данные представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Влияние факторов на уровень принятия-отвержения
Из последнего рисунка мы ясно видим, что чем ниже уровень установки «маленький неудачник» и выше уровень кооперации, тем выше уровень принятия родителем своего ребенка. Наша гипотеза подтвердилась.
Выводы по главе 2
По итогам практического исследования можно сделать следующие выводы:
Высокий уровень принятия своих детей выявлен у 8 родителей (А, Б, Г(м), Ж, И(м), Л, Н, О).
Высокий уровень кооперации выявлен у этих же родителей.
Низкий уровень родительской установки «маленький неудачник» выявлен тоже у этих родителей.
Гипотеза исследования полностью подтвердилась: чем ниже родительская установка «маленький неудачник», чем выше уровень кооперации, тем выше уровень принятия родителем своего ребенка.
Заключение
В целом, хорошая коммуникативность, взаимоотношения, воспитание в семье – гарантия хорошего социального здоровья ребенка. Это и способность приспосабливаться к условиям окружающей среды различной сложности, и умение контактировать с социумом, что очень может помочь ребенку в будущем. Все эти умения берут свое начало в кругу семьи, еще в небольшом возрасте. Ведь именно семья, та среда, в которой ребенок усваивает существенные правила поведения, учится правильно действовать в окружающем его предметном и социальном мире согласно выработанным в обществе формами и способами предметных операций. И это достигается непосредственно в процессе общения. Культура взаимоотношений родителей и детей образует важнейшую подсистему межличностных взаимоотношений. В наши дни воспитание ребенка сильно отличается от того, что было раньше. Сегодня хорошо распространён попустительский стиль воспитания, в то время как раньше преобладал авторитарный. Это непосредственно связано со временем, в которым мы живем. У родителей может попросту не хватать времени на общение с ребенком. Можно сказать, что сейчас у родителей есть возможность “воспитывать” детей таким образом, ведь раньше детей с раннего детства буквально готовили к тяжелой и суровой жизни, чтобы они могла выжить и прокормить свою будущую семью. Конечно же, оба стиля нельзя назвать правильными и сбалансированными, но к счастью, они не находятся в лидирующих позициях. Если родители будут разумно воспитывать своих детей, давать почву для размышлений и исключать установление восприятия своего ребёнка «маленький неудачник», то их дети вырастут целеустремленными, будут иметь стимул развиваться и развивать все вокруг, что хорошо отразиться на социуме и обществе в целом.
Список литературы
Котлярова В. В., Медведь В. Д., Проскурякова Ю. А. Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 404-407. — URL https://moluch.ru/archive/135/37893).
Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707. — URL https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения: 22.03.2019).
https://studopedia.org/14-71642.html
https://psytests.org/family/oro.html
https://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro
Приложение 1
Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка. В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
Инструкция. Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Вопросы теста.
Я всегда сочувствую своему ребенку.
Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
Я уважаю своего ребенка.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто мне неприятен.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
Я жалею своего ребенка.
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребенком.
Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения моего ребенка.
Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
Мой ребенок часто меня раздражает.
Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребенку.
За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
Я восхищаюсь своим ребенком.
Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка. За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.
Ключ. Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
Интерпретация.Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.
Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка. Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога; Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов. Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем
[5].