Зависимость положительного статуса подростка в классе от его личностных характеристик

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зависимость положительного статуса подростка в классе от его личностных характеристик

Галушко О.Е. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Наимова Ю.Ю. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность.Ни для кого не секрет, что для подростков очень важно иметь друзей, круг общения, контакты со сверстниками. Это происходит от того, что человек, живущий в социуме, постоянно нуждается в общении. Так же так же для подростков крайне важно иметь «своё», достойное место в классном коллективе, пользоваться авторитетом или популярностью среди одноклассников. Что оказывает влияние на статус в коллективе? Ведь его определяет выбор одноклассников и, казалось бы, ничего в данном случае от самого подростка не зависит. Но почему же одних ребята оценивают положительно, прислушиваются к их мнению, а других стараются избегать? Значит ли это, что есть некие факторы, которые влияют на статус подростка в классе? В своей работе мы попробуем ответить на поставленные вопросы.

Важная часть исследования в нашей работе – это изучение особенностей характера и их связь с положением подростка в обществе (в нашем случае, обществом выступает классный коллектив). Анализ этой части даст точно понять, как влияет характер человека на его взаимодействие с социумом.

Объект исследования – личностные характеристики подростков.

Предмет исследования – зависимость статуса подростка в классе от его личных характеристик.

Цель исследования – изучить зависимость положительного социального статуса подростка от его личностных качеств.

Задачи исследования:

Проанализировать теоретические данные по выбранной теме.

Изучить социальные статусы и личностные характеристики подростков.

Исследовать взаимосвязь личностных качеств с положением человека в обществе.

Гипотеза исследования: положительный статус подростка в классном коллективе зависит от его личностных качеств и характеристик.

Методы исследования: на этапе обзора литературных источников - обобщение, анализ. Для получения практических данных использовались методики диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено; методика Басса-Дарки.

Практическая значимость. Полученные данные могут помочь составить программу для улучшения межличностные отношения в классном коллективе.

2. Основная часть.

Социальный статус и личностные особенности подростков

2.1 Положительный социальный статус

Тема «психологии отношений» занимает в российской психологии одно из важных мест. Понятие «межличностные» указывает не только на то, что объектом выступает сам человек, но и на обратную принадлежность к нему. Главное составляющее межличностных отношений – это контакты между людьми, при чем относительно постоянные. Контакты возникают в процессе взаимодействия людей друг с другом. Они узнают черты характера своего напарника/коллеги/одноклассника и т.д. в процессе общения, так же его личные предпочтения, интересы и спустя какое-то время у человека возникает положительное или отрицательное отношение к партнеру.

Соответственно, межличностные отношения – это представления о человеке, которые складываются в процессе контакта. На основании этих межличностных отношений каждый человек получает некий социальный статус. Проблема взаимоотношений в малой группе анализируется в трудах отечественных и зарубежных исследователей таких как, В. Н. Мясищев, В. М. Бехтерев, Н. И. Обозов, Б. Г. Ананьев, Дж. Морено, и т. д.[1]Статус в психологии рассматривается, как положение человека в коллективе, определяющий его обязанности, права и преимущества в глазах отдельных членов группы.[2] Он обусловлен различными факторами, например: мнения группы о личности, успешность в наиболее важных видах деятельности, так же важны и сами качества личности и особенности поведения.[1]. Статус может быть как положительным, так и отрицательным, т.е. подросток может быть как лидером, иметь авторитет в глазах одноклассников, так и отвергаемым, если у него будут преимущественно отрицательные выборы одноклассников.

2.2 Личностные особенности подростков

Личностные особенности человека играют большую роль во взаимоотношениями между людьми. Личностные особенности – это качества, которые сформировались в человеке еще в детстве. Это такие окончательно сформировавшиеся качества характера, которые невозможно или трудно изменить, например, темперамент; это принципы, взгляды на жизнь, поведение в тех или иных ситуациях и т. д.

Говоря об особенностях, отличиях людей друг от друга, выделяют, в первую очередь:

- психологические особенности (способности, темперамент, качества характера),

- социальные (статус, социальная роль),

- личностные (взрослость, самостоятельность, к чему стремится человек).

К основным элементам личности можно отнести:

Темперамент – это особенности нервной системы человека.

Характер – это совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств.

Способности – сочетания свойств, являющихся условием успешного выполнения какой – либо одной или нескольких видов деятельности.

Черты личности – это обобщенные её характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков.

Рассмотрим в качестве примера несколько наиболее ярких черт личности, широко представленных в повседневной жизни:

эмоциональность. Люди с высокими оценками по этойчерте обладают богатством и яркостью эмоциональных проявлений, естественностью и непринужденностью поведения, чутким и внимательным отношением к окружающим, добротой и мягкосердечием. Они легко уживаются в коллективе, активны в установлении контактов;

доминантность (настойчивость, напористость).Высокие оценки по этому фактору характерны для людей властных, стремящихся к самостоятельности, независимости. Эти люди действуют смело, энергично и активно, живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления её от окружающих;

моральность. Для людей с высокими значениями по этому фактору характерны чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов и устойчивость оценок. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, стремятся не нарушать правил.

Но в нашей работе мы рассмотрим такие характеристики личности, как агрессивность и враждебность.

Агрессивность – это специфическая форма разрушающих (деструктивных) действий человека, которые подразумевают применение силовых воздействий и нанесение другим людям, а также живым существам или предметам, различного рода вреда [5].Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием разрушительных тенденций, в основном в области межличностных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.[9].

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д.

Враждебность – это недоброжелательное отношение, готовность или желание причинить зло[6].

Итак, кратко можно сказать следующее:

1. Социальный статус – это положение, занимаемое индивидом в иерархической социальной системе, в которую он включен [7]. Социальный статус может быть, как положительным, так и отрицательным. При положительном социальном статусе подросток пользуется авторитетом и признанием одноклассников в коллективе, при отрицательном же наоборот, становится отвергаемым или изгоем в классе.

2. Личностные особенности – это внутренние и глубинные особенности людей[8]. Личностные характеристики бывают разные, зависят от типа темперамента, способностей или склонностей человека, врожденных или приобретенных черт характера.

2. 3. Практическое исследование зависимости положительного статуса в классном коллективе от личностных характеристик

Программа практического исследования

Цель данного практического исследования – изучение зависимости положительного социального статуса подростков от их личностных характеристик.

В качестве личностных факторов мы будем рассматривать черты характера, выражающие отношение к людям, а именно враждебность и агрессивность.

С учетом сказанного могут быть поставлены следующие задачи практического исследования:

выявить положительный статус подростков;

изучить уровень агрессивности и враждебности у данной группы;

выявить взаимосвязь социального статуса учащихся и выраженности в их отношении к окружающим враждебности и агрессивности.

Гипотеза исследования: положительный статус подростка в классном коллективе зависит от его личностных качеств и характеристик.

База исследования: МБОУ гимназия «Пущино», учащиеся 10 «А» класса, 22 человека (13 девушек, 9 юношей).

Для сбора данных нами использовались следующие психодиагностические методики:

- Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено [3].

- Опросник Басса-Дарки[4].

Описание методик исследования:

Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено.

Использование нами социометрической процедуры в рамках нашего исследования было связано с тем, что социометрическая процедура дает важный показатель успешности отношений в группе

В ходе проведения нами социометрической процедуры, испытуемым предлагалась следующая инструкция: «С кем бы Вы охотнее всего поехали продолжать образование за границей?». Результаты заносились в социометрическую матрицу.

2. Опросник Басса-Дарки. Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - DurkeeHostilityInventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности респондентов. Опросник состоит из 75 утверждений. На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос [9].

2.4. Описание и анализ результатов исследования

В результате психодиагностического обследования испытуемых нами были получены следующие психологические показатели:

Число выборов в социометрической процедуре, отражающее статус учащегося в классе.

Данные по чертам характера, выражающим отношение к другим людям (враждебность и агрессивность).

Для сохранения безопасности подростков мы зашифровали имена специальным кодом. Более подробная информация представлена на рисунках 1-4.

Рисунок 1.

В результате исследования мы видим, что три человека имеют отрицательный статус в классе, а трое могут являться лидерами класса. В лидеры вышли следующие учащиеся – Д7, Д10 и М5. Их положительный статус равен 0,33 соответственно, что говорит о том, что к них прислушиваются и их мнение значимо для 33% одноклассников.

Рисунок 2.

Девушки

Юноши

код

статус

код

статус

Д7

0,33

М5

0,33

Д10

0,33

М2

0,28

Д6

0,28

М6

0,26

Д13

0,28

М3

0,21

Д1

0,26

М4

0,21

Д2

0,18

М8

0,21

Д4

0,18

М7

0,18

Д12

0,17

М1

0,14

Д8

0,14

М9

0,14

Д9

0,12

   

Д5

-0,14

   

Д3

-0,26

   

Д11

-0,33

   

Для своего исследования мы возьмем самые яркие значения, тройку лидеров с положительным статусом 0,33 и троих отвергаемых с отрицательными статусами.

Рисунок 3.

Нормы индекса агрессивности составляют 21±4. Таким образом, мы видим, что у нескольких учащихся этот показатель завышен, у других же наоборот, ниже среднего уровня.

Рисунок 4.

Нормы индекса враждебности составляют 7±3. Исходя из этих значений мы видим, что опять-таки, есть учащиеся с повышенным уровнем враждебности, а есть с низким.

Если мы проанализируем связь социометрического статуса с индексами враждебности и агрессивности, то сумеем увидеть, есть ли какая-то взаимосвязь между этими факторами. На рисунке 5 представлена наглядно таблица с анализом данных факторов. Примечание: ИА – индекс агрессивности, ИВ – индекс враждебности.

Рисунок 5. Сравнительная таблица статусов и личностных характеристик.

Девушки

Юноши

код

статус

ИА

ИВ

код

статус

ИА

ИВ

Д7

0,33

12

6

М5

0,33

12

6

Д10

0,33

9

5

М2

0,28

8

6

Д6

0,28

12

7

М6

0,26

13

6

Д13

0,28

14

8

М3

0,21

10

7

Д1

0,26

14

6

М4

0,21

12

7

Д2

0,18

13

9

М8

0,21

10

6

Д4

0,18

12

6

М7

0,18

9

9

Д12

0,17

19

10

М1

0,14

9

7

Д8

0,14

17

7

М9

0,14

19

11

Д9

0,12

13

8

       

Д5

-0,14

24

11

       

Д3

-0,26

17

13

       

Д11

-0,33

23

11

       

Рисунок 6.

Рисунок 7.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, мы видим, что положительный статус в классном коллективе зависит от враждебности и агрессивности личности, чем ниже эти характеристики, тем выше статус подростка. Наглядно это представлено на рисунке 8.

Рисунок 8.

Выводы по практической части

Итак, в нашей работе было проведено исследование зависимости положительного статуса подростка в коллективе от его личностных характеристик, а конкретно, мы рассматривали два критерия – враждебность и агрессивность. В работе мы опирались на методику Дж.Морено «Социометрия» и опросник агрессивности-враждебности Басса-Дарки.

Подводя итоги исследования, можно сделать краткие выводы:

Социометрический статус подростков зависит от их личностных характеристик.

Чем ниже уровни агрессивности и враждебности подростка, тем выше его положительный статус.

Чем выше уровни агрессивности и (или) враждебности, тем ниже статус подростка. Вполне вероятно, что статус станет отрицательным.

Заключение

Да, для подростков очень важно иметь друзей, круг общения, контакты со сверстниками. Человек, живущий в социуме, постоянно нуждается в общении. Так же для подростков крайне важно иметь «своё», достойное место в классном коллективе, пользоваться авторитетом или популярностью среди одноклассников. Оказывает ли что-то влияние на статус в коллективе? Что влияет на выбор одноклассников? Почему же одних ребята оценивают положительно, прислушиваются к их мнению, а других стараются избегать? Значит ли это, что есть некие факторы, которые влияют на статус подростка в классе? Да, безусловно, существуют факторы, влияющие на статус подростка в коллективе. В своей работе мы как раз это подробным образом изучили и доказали.

Важная часть исследования в нашей работе – это изучение особенностей характера и их связь с положением подростка в обществе (в нашем случае, обществом выступает классный коллектив). Анализ этой части даст точно понять, как влияет характер человека на его взаимодействие с социумом. В ходе нашего исследования гипотеза полностью подтвердилась: положительный статус подростка в классном коллективе зависит от его личностных характеристик (в данном случае, мы изучали такие характеристики как враждебность и агрессивность). Полученные результаты могут помочь в составлении тренингов личностного роста, программ коррекции личности подростков, укрепления взаимоотношения в классе.

Список используемой литературы

Зимина М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1354-1357. — URL https://moluch.ru/archive/114/29551/ (дата обращения: 18.03.2019).

Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Ленинград, 1979. — 172 с.

Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.

http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/agressivnost.html

https://obu4ayka.ru/psihologiya/vrazhdebnost-psihologiya.html

https://psihomed.com/sotsialnyiy-status/

https://www.psychologos.ru/articles/view/lichnostnye-osobennosti

http://psylab.info/Опросник_уровня_агрессивности_Басса_-_Дарки

Приложение 1

Социометрия Дж.Морено

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; 
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительныйпоход?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы туда?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 3 человека. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Результаты социометрии. Обработка данных

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:

где С— социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы. 

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. 

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.  

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы). 

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

:

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Приложение 2

Опросник Басса-Дарки

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.

Я не всегда получаю то, что мне положено.

Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

Мне кажется, что я не способен ударить человека.

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

Я часто бываю несогласен с людьми.

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор.

Меня немного огорчает моя судьба.

Я думаю, что многие люди не любят меня.

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

Я не способен на грубые шутки.

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

Довольно многие люди завидуют мне.

Я требую, чтобы люди уважали меня.

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".

Я никогда не бываю мрачен от злости.

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам".

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

Неудачи огорчают меня.

Я дерусь не реже и не чаще чем другие.

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

Я ругаюсь только со злости.

Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

Я часто думаю, что жил неправильно.

Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

Я не огорчаюсь из-за мелочей.

Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

В последнее время я стал занудой.

В споре я часто повышаю голос.

Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

10, 26, 49

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

 

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

44

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

 

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Просмотров работы: 590