Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 как встреча культур

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 как встреча культур

Лобарева М.А. 1
1МБОУ СОШ №66
Ермакова А.А. 1
1МБОУ СОШ №66
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Лето 2018 года стало поистине знаменательным для России. Мы принимали гостей из разных стран в честь проведения Чемпионата мира. Каждый из 11 городов – организаторов получил возможность показать свое родное место всему миру: его культурное наследие и ценности, архитектуру и искусство. А мы, в свою очередь, имели возможность лично пообщаться с представителями различных культур, что делает это мероприятие наиболее значимым в межкультурном взаимовосприятии друг друга. Особое значение в приобщении к ценностям несомненно играют музеи. Именно на их плечи легла большая часть организации культурных мероприятий.

Исходя из актуальности исследования, мы выявили несколько проблем, связанных с данной темой. Первое – это низкая посещаемость музеев в повседневный период, и реальная возможность показать весь потенциал работы, а также направить все возможные ресурсы на привлечение не только гостей страны, но и граждан России к культурному наследию. Второе связано с низкой степенью изученности данной темы, ввиду относительной недавности событий.

Исходя из вышесказанного цель данного исследования: проанализировать культурный потенциал музеев России при проведении Чемпионата мира.

Объектом нашего исследования является культурно – образовательное пространство музеев России.

Предметом выступает процесс подготовки и реализация культурных мероприятий, приуроченных к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в России.

Цель данного исследования: проанализировать культурный потенциал музеев России при проведении Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

Задачи:

Определить роль и место массовых мероприятий в межкультурном взаимодействии;

Доказать, что музей играет основную роль в приобщении к культурным ценностям;

Исследовать нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений культуры по подготовке и проведению мероприятий, приуроченных к ЧМ по футболу 2018;

Проанализировать представления туристов о традициях и культуре России до посещения нашей страны и после;

Составить рейтинг посещаемости музеев России и Свердловской области, а также определить основные формы работы музеев и тематику экспозиций;

Предложить способы продвижения деятельности музеев через Instagram.

Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы: анализ теоретической базы исследования, практической деятельности музеев, впечатлений различных категорий людей о прошедшем Чемпионате мира; синтез, сопоставление, сравнение различных точек зрения по поводу ключевых понятий и проблем, рассмотренных в работе; наблюдение за поведением и культурными ценностями болельщиков.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что полученные данные можно использовать для дальнейшей научной разработки темы, также при организации мероприятий, интегрирующих спорт и искусство. Предложенные способы привлечения посетителей через Instagram можно активно использовать в деятельности не только музеев, но и в деятельности всех, кто желает продвинуть свой товар или услуги.

Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, списка используемых источников и литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 В РОССИИ

1.1. Роль массовых мероприятий в межкультурном взаимодействии

Развитие культурных связей происходит в разных сферах человеческой жизни – образовании, туризме, спорте и т.д. Такое обращение к культурно – массовому опыту других стран принято называть межкультурным взаимодействием. Необходимо отметить, что проведение международных и всемирных мероприятий, в особенности спортивных, способствует созданию благоприятной обстановки для снятия внутреннего напряжения социально приемлемыми способами, что позволяет избежать серьезных военных конфликтов, но не исключают возможности локальных ситуационных противоречий.

При взаимодействии культур в современном мире участие принимают все его субъекты, которые формируют разного рода контакты, однако важно заметить, что не количество контактов способствует формированию эффективных взаимодействий между различными культурами, а сама природа и качественные характеристики таких контактов. Как отмечала Г.А. Аванесова, «взаимодействие культур – это особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне» [5, 34].

Как уже указывалось ранее, частичное погружение в чужую культуру может происходить посредством межкультурной коммуникации в рамках организации и посещения спортивных массовых мероприятий. Это одна из популярных форм культурного взаимодействия, а также досуга населения и удовлетворения потребности личности в непосредственном приобщении к достижениям спорта, культуры, искусства. Массовые мероприятия, как правило, доступны большому количеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общественных зданиях, на спортивно-зрелищных сооружениях и в других общественных местах городов и населенных пунктов и являются эффективным способом передачи значимой информации. Нельзя не отметить, что проведение совместных мероприятий способствует формированию объективного представления о других культурах, ведь именно при непосредственном опыте межкультурного взаимодействия происходит корректировка стереотипов.

Таким образом, российские города становятся уникальной площадкой для презентации своих региональных особенностей, в том числе посредством культурно-образовательной деятельности музеев. И поэтому проведение такого масштабного мероприятия, как чемпионат мира по футболу, можно рассматривать как возможность разрушения тех или иных стереотипов и налаживания отношений со странами-участниками.

1.2. Место и роль музея в приобщении к культурным ценностям

Во всем мире футбол уже давно не просто спортивная игра – это образ жизни, культ и традиции. Летом 2018 года Россия приняла более двух миллионов футбольных болельщиков, часть из которых, без сомнения, приобщилась к нашей культуре посредством музеев, где для них придумали специальные проекты и предложения: «футбольные ночи», трансляции матчей, концерты, аудиогиды, скидки или даже бесплатный вход на выставки.

Выставочные залы музеев объединили разные поколения, эпохи, успехи, команды, тренеров и болельщиков и помогли посетителям проследить за развитием в нашей стране самого популярного в мире спорта.

Знакомство с культурой нашей страны – процесс не только познавательный, но и развлекательный, так как важнейшей особенностью музеев XXI века является их многофункциональность. Современный музей – это не только научно-просветительное учреждение, сочетающее в себе отбор, реставрацию, хранение и экспозицию историко – культурных ценностей. Сегодня музей – это сложная, многоуровневая система, решающая ряд социально значимых задач, среди которых все более заметные позиции занимает художественная организация досуга, интеграция познавательной, развлекательной и художественной творческой функции. [8, 13]

За последние годы многие российские музеи стали использовать систему компьютерной информации, реализовывать разнообразные программы обслуживания туристов, использовать маркетинг и иные механизмы рыночной экономики, стали заниматься издательской и рекламной деятельностью [20,48]. В связи с этим, в музеях развернулась масштабная культурно – образовательная деятельность, связанная с привлечением гостей и жителей разных городов России познакомиться как с культурой страны и отдельных регионов, так и с историей футбола. С этой целью были оформлены тематические выставки и даже открыты новые музеи футбола. В настоящее время актив­но развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

1.3. Подготовка плана культурных мероприятий в период проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018

Деятельность по подготовке к ЧМ по футболу FIFA 2018 началась 25 марта 2013 года с указа президента РФ № 282 «Об организации подготовки чемпионата мира по футболу 2018 в Российской Федерации» [15]. Следующий документ, регламентирующий эту деятельность –постановление Правительства Свердловской области от 20 июня 2013 года № 518 «Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» [17]. В документе содержится пункт № 267, относящийся к 9 Подпрограмме «Реализация иных мероприятий, связанных с подготовкой к проведению чемпионата мира по футболу», ответственность за исполнение которой несёт Минспорт России, а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

АНО «Оргкомитет «Россия – 2018», Минспорт России, 11 городов – организаторов чемпионата (Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург) и 6 субъектов Российской Федерации, в которых запланировано размещение национальных команд и тренировочных баз (Чеченская Республика, Ставропольский край, Воронежская, Калужская, Ленинградская и Московская области) предложили План культурной программы чемпионата мира по футболу FIFA 2018 [12], утверждённый заместителем Председателя Правительства РФ А.В.Дворковичем 26 апреля 2018 года № 3222п – П12, в который вошло 536 мероприятий.

В рамках культурной программы прошли фестивали болельщиков ФИФА, концертные программы и театральные представления, выставки и культурно –просветительские мероприятия, народные гуляния, цирковые программы, спортивные и гастрономические праздники, ярмарки региональных производителей и фольклорные фестивали, представляющие многонациональную культуру России. Также в ряде городов подготовлены совместные проекты с национальными ассоциациями стран – участниц чемпионата. Мероприятия культурной программы состоялись в период проведения чемпионата с 14 июня по 15 июля 2018 года.

На основе культурной программы можно выделить основные формы работы музея в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018: выставки / фотовыставки; экспозиции (интерактивно – образовательные, интерьерные, мемориально-бытовые); экскурсии; лекции; празднование знаменательных дат; фестивали кино, танцев, песен, народной культуры, науки и техники, садов и цветов, ландшафтного искусства; патриотические акции; игротеки; концерты; ночь музея, кино, музыки, спорта; мультимедийный исторический парк; ярмарки изделий; исторические инсталляции; квесты.

Основные тематики работы музеев и галерей: тема родного края в истории России и тема исторического становления футбола в нашей стране и спорта в целом.

В целом, можно сказать, что все запланированные мероприятия состоялись на высшем уровне, это подтверждается отзывами гостей, приехавших в разные города России в качестве болельщиков, а также официальной оценкой Совета Международной федерации футбола (ФИФА) о том, что «чемпионат мира по футболу FIFA 2018 в России является лучшим в истории». [10]

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что такое массовое мероприятие как Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 предоставил отличную возможность познакомиться с культурой разных стран. С культурой нашей страны туристы имели возможность познакомиться значительно глубже посредством музеев, подготовивших план культурной программы. Именно музеи взяли на себя большую часть организации культурных мероприятий, при этом использовали различные формы.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ FIFA 2018 В РОССИИ

2.1. Знакомство туристов с традициями и культурой нашей страны:

до и после

Перед началом чемпионата мира по футболу 2018 года различные иностранные СМИ писали об опасениях, связанных с поездкой в Россию, что организация мундиаля станет неудачной, однако уже в первую неделю турнира зарубежная пресса свое отношение изменила кардинально.

Одним из первых, кто публично признался, что поменял свое мнение о России, стал обозреватель The Washington Post Стивен Гофф: «Серость и неприветливость. Пустые прилавки в магазинах, туманные фигуры. Радость и страсть чемпионата мира по футболу, погруженная в российский мрак. Что вы представляли о России? Что я представлял? Я ошибался. Москва выглядит как любой большой европейский город: здесь есть бургерные, суши – бары, в городе работает бесплатный вай – фай, работает Uber, все пользуются Apple Pay, есть красивые парки, музеи…». [3]

В Твиттере появились многочисленные ролики, в которых английские фанаты рассказывают, что в их прессе постоянно появлялись статьи, предупреждающие, как опасно ехать в Россию. Несмотря на это, многие из них приехали и не жалеют об этом: «У вас отличная страна, отличные люди, очень добрые. Мы были пять дней в Москве, теперь два дня в Нижнем Новгороде. И за все это время ничего плохого не произошло. Только хорошее».

В целом на чемпионат мира по футболу FIFA 2018 приехало свыше 5 миллионов иностранных гостей. (Диаграмма 1)

Диаграмма «Количество иностранных гостей на ЧМ 2018 в разных городах России»

Страны, болельщики которых приехали поддержать свою команду на чемпионате мира по футболу в России, представлены в диаграмме №2.

Диаграмма «Гости из разных стран на ЧМ 2018»

*Сборные команды этих стран не принимают участие в первенстве

Екатеринбург также не остался без внимания иностранных болельщиков. Благодаря чемпионату мира Екатеринбург посетило свыше сотни иностранных журналистов. Австралийский телеканал SBS на своем сайте перечислил достоинства города: здесь 1200 высотных зданий, 20 небоскребов, самый высокий из которых, «Исеть», возвышается на 206 метров. Здесь находится старейшая деревянная фигура в мире – Шигирский идол, который старше египетских пирамид. А из местного металла сделаны Статуя Свободы в Нью-Йорке и Эйфелева башня в Париже». [4]

Вот как отзывается о Екатеринбурге японский журналист Йосукэ Аояги: «В Японии, наверное, все знают, что столица России – Москва, а в центре Кремль и Красная площадь. Еще достаточно много японцев знают Санкт-Петербург как город-музей, Владивосток, потому что близко к нам, и Сочи – столицу Олимпийских игр 2014 года. Остальные города для жителей Японии и для меня были неизвестны – где они, и кто там живет? Однако моё мнение изменилось во время этого чемпионата мира. Я побывал в Нижнем Новгороде – это огромный и красивый мегаполис на берегу двух рек, прекрасный город. Я был в Казани – это что-то невероятное, там совсем другая культура, это чувствуется, но это тоже часть России. Екатеринбург – это далеко от Москвы, но там тоже настоящий культурный и деловой центр». [7]

Следует, однако, заметить, что среди положительных отзывов о России были и те, что немного подпортили впечатление: первое касается завышенных цен на проезд и жильё, а второе связано с незнанием иностранного языка. Последнее было не столько проблемой, сколько удивлением, но несмотря на такой факт, иностранные гости отмечают, что это не мешало общаться с русскими, которые всеми возможными способами пытались помочь даже тогда, когда к ним напрямую не обращаешься за помощью.

2.2. Рейтинг посещаемости музеев России и Свердловской области

Среди множества музеев и галерей, предлагавших для посетителей различные тематические программы, можно выделить наиболее посещаемые [11]. Рейтинг составлен по результатам анализа популярности и уникальности культурных событий.

1. Выставка об истории отечественного футбола, ВДНХ (Москва);

2. Выставка «Спорт в советском фарфоре, графике», Русский музей (Санкт-Петербург);

3. Выставка «Родченко и Степанова. Футбол», Пушкинский музей (Москва);

4. Выставка «Юрген Теллер. Россия. Чемпионат мира по футболу», Гараж (Москва);

5. Фотовыставка «Гол», Арсенал (Нижний Новгород);

Самым популярным местом в Свердловской области среди туристов стала граница Европы и Азии. На втором – Ганина яма. «Японцы больше предпочитали пешеходные экскурсии, интересовались авангардом и конструктивизмом. Некоторые из них самостоятельно посещали Белую башню. Перуанцев заинтересовал Музей камнерезного искусства. Большей популярностью среди гостей ЧМ стал Большой Шигирский идол в краеведческом музее. Особый интерес он вызвал у уругвайцев», – рассказывает представитель Свердловского областного краеведческого музея Татьяна Мосунова.

С точки зрения интересов и психологии разных национальностей экскурсоводы екатеринбургских музеев уже сделали свои выводы. «Японские туристы интересовались конкретной информацией. Перуанцы очень эмоциональны, чего не хватает в наших экскурсиях. Сенегальцам, к примеру, не хватило некоторого экскурса в нашу историю… В отличие от улицы Вайнера городские музеи посетило не так много туристов, как ожидалось. Тому есть очевидные причины. Мы вели себя сдержанно, не продвигая себя в интернете и социальных сетях, не занимали проактивную позицию», – признается Татьяна Мосунова.

Анализируя материал по теме исследования, нас заинтересовали два музейных пространства: это ВДНХ в городе Москва, выставочные залы которой мы посетили виртуально и Музей истории Екатеринбурга, в котором мы побывали лично.

ВДНХ представила новый музейный проект – выставку «Мяч круглый, поле ровное. Хроники российского футбола 1897–2018». Главная экспозиция состояла из трех разделов: «История императорского и советского футбола», «Зал славы», посвященный лучшим отечественным футболистам, и «Современная история российского футбола и околофутбола». Тема была раскрыта через призму различных сфер нашей жизни: кинематографа, изобразительного искусства, мультипликации, литературы, фотографии, графики и компьютерных игр.

Второй музей, который мы посетили, но уже лично – Музей истории Екатеринбурга. Зал, представляющий основную экспозицию, удивил нас своими инновационными технологиями: интерактивная книга, перелистывая страницы которой, проектор создает движущуюся картинку об истории Екатеринбурга в динамике. Стоит отметить, что это единственный экспонат во всей стране и один из трех в мире. Наш интерес также привлекла экспозиция «Кто такой Толебок?», так как все участники выставки могли оставить свой вариант переименования улицы, и даже назвать улицу в честь себя, что и сделали до нас иностранные посетители.

Стоит отметить, что мы были не единственными посетителями музея: вместе с нами с историей Екатеринбурга знакомились гости из Англии, Швеции и др., которые слушали не только аудиогид, но и экскурсоводов музея, в совершенстве владеющих английским языком.

Работа музеев в таком формате нас приятно удивила, так как были использованы разные методы визуализации и взаимодействия с посетителями.

2.3. Instagram как современная платформа продвижения деятельности музеев

Социальные сети стали неотъемлемым атрибутом современной жизни. Данный фактор привлекает многих людей или организаций, планирующих продвигать свои товары или услуги через интернет. Instagram входит в число наиболее перспективных социальных платформ для продвижения. Исходя из вышесказанного нами были проанализированы странички музеев в Instagram на предмет активности продвижения и привлечения посетителей. Первое, на что мы обратили внимание – это то, что ограниченное количество музеев имеет страницу в Instagram. Так, например, мы не нашли страничку Свердловского областного краеведческого музея, в котором находится знаменитый Шигирский идол. Из множества музеев по всей стране, которых насчитывается свыше 2027, только 49 из них имеют страницу в Instagram. [14]

В качестве примера того, как на наш взгляд должен работать музей в интернет – пространстве, мы взяли страницу ВДНХ в Instagram, так как данное музейное пространство стало лидером по посещаемости в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Также мы нашли странички музеев Екатеринбурга и Нижнего Тагила: Музей истории Екатеринбурга, Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбургский музей ИЗО, Музей «Горнозаводской Урал», Нижнетагильский музей ИЗО, Музей природы, Историко – краеведческий музей.

Для удобства мы сделали сравнительную таблицу по таким критериям, как количество публикаций, подписчиков и подписок, данные представлены в таблице №1:

Таблица 1

Сравнительный анализ активности и охват подписчиков страницы музея в Instagram

п/п

Название музея

Количество публикаций

Количество подписчиков

Количество подписок

1.

ВДНХ

4178

216000

57

2.

Музей истории Екатеринбурга

324

777

293

3.

Музей истории камнерезного и ювелирного искусства

27

173

403

4.

Екатеринбургский музей ИЗО

1677

3821

287

5.

Музей «Горнозаводской Урал»

109

569

43

6.

Нижнетагильский музей ИЗО

115

834

3092

7.

Музей природы

39

387

1644

8.

Историко – краеведческий музей

23

2284

6772

Из данных, представленных в таблице видно, что многие музеи для того, чтобы привлечь подписчиков, сами подписываются на всевозможные аккаунты. Этот путь можно выбрать в самом начале продвижения своей страницы, так как многие могут не знать о том, что вы зарегистрировали музей в Instagram и предположительно им действительно было бы интересно наблюдать за тем, что происходит в жизни музея. Идеальным вариантом будет считаться превышение количества подписчиков над подписками, как, например, в музее ВДНХ, Музее истории Екатеринбурга, Екатеринбургском музее ИЗО, а также в Музее «Горнозаводской Урал» в Нижнем Тагиле.

Страница должна быть рабочей. Это первый показатель, который можно увидеть в таблице. Во – первых, большое значение играет количество публикаций, их частота. Во –вторых, фотографии должны быть хорошего качества, необычной задумки, привлекающие внимание. В – третьих, к публикациям обязательно надо писать текст и хэштег (ключевое слово). Текст должен быть информативным и мотивирующим на обратную связь, комментарии, обсуждения.

Instagram имеет много дополнительных возможностей, позволяющих вашей странице быть полезной. Во – первых, это сторис (stories) – короткие 15-ти секундные фото или видеопубликации, которые рассказывают о происходящих событиях за день. Последние обновления позволяют добавлять в сторис опросы (голосование), подписчикам также можно самим задавать вопросы, тем самым видна обратная связь. Причём голосование и вопросы могут быть на отвлечённые, повседневные темы, таким образом подписчики могут считать себя причастными к жизни музея и складывается впечатление о его доступности, неотдалённости от жизни людей. Второе, что также делает страничку полезной – это IGTV (Инстаграм ТВ). Появилась возможность записывать и сохранять видео длительностью до 60 минут, что на сегодняшний день составляет большую конкуренцию YouTube. Среди рассматриваемых музеев функцией сторис пользуются ВДНХ, Екатеринбургский музей ИЗО, Музей «Горнозаводской Урал», Нижнетагильский музей ИЗО. Функцию IGTV используют два музея: ВДНХ и Музей «Горнозаводской Урал» в Нижнем Тагиле. Применяя даже такие базовые правила, можно привлечь достаточно большое количество подписчиков, которые будут интересоваться не только интернет – пространством музея, но и с удовольствием будут посещать музеи лично.

Таким образом, посещение туристами России расширило представление о нашем менталитете и изменило некоторые стереотипы. Среди музеев, подготовивших культурную программу, можно выделить несколько наиболее посещаемых: ВДНХ и Свердловский областной музей, где туристов впечатлил Шигирский идол. Кроме того, было отмечено, что количество посетителей не оправдало ожиданий сотрудников музеев, в связи с чем нами были предложены способы продвижения деятельности музеев через современную платформу Instagram.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя культурно – образовательное пространство музеев в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018, мы пришли к двум очень важным выводам. Во – первых, возможности музеев достаточно велики, чтобы оставаться незамеченными. Основными формами организации деятельности становятся не столько презентации достижений культуры посредством выставок, сколько такие интерактивные формы, как: квесты, дискуссии, инсталляции, игры, мультимедийные исторические парки, фестивали кино, музыки, танцев и т.д. Основными тематическими линиями в период проведения чемпионата мира стали история зарождения и развития футбола в России, а также культурное наследие народов, живущих бок о бок на территории нашей страны на протяжении многих веков. Кроме этого, музеи на сегодняшний день начинают использовать современную технику, усиливающую эмоциональное восприятие экспозиций, что в корне меняет отношение к ним и музеям в целом.

Во – вторых, события, происходящие этим летом в нашей стране, очень ярко продемонстрировали встречу культур: мы могли наблюдать за поведением друг друга, манерой общения и взаимодействия, эстетическими и духовно – нравственными ценностями. При этом расширился круг посетителей таких мероприятий: ими стали не только люди, интересующиеся историей и культурой нашей страны, но и спортсмены, интересующиеся футболом в целом, так как упор тематических экспозиций был сделан именно на этот вид спорта.

Чемпионат мира по футболу FIFA 2018, организованный Россией, считают лучшим в истории проведения подобных мероприятий, а впечатления, полученные туристами в небольшой период пребывания на территории нашей страны, расширили представление о ней и даже изменили некоторые стереотипы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

10 мифов о России. Страна глазами английских болельщиков // YouTube [Видеозапись] URL: https://www.youtube.com/watch?v=fJqYWNj3ol8 (дата обращения: 30.01.2019)

PR news. Лидирующая компания в области исследования коммуникаций // [Электронный ресурс] URL: https://www.prnews.ru/ (дата обращения: 30.01.2019)

Steven Goff. What’s it really like in Russia? During World Cup, more vibrant than I expected. The Washington Post // [Электронныйресурс] URL: https://www.washingtonpost.com/news/soccer-insider/wp/2018/06/18/after-seeing-moscow-i-understand-why-fifa-gave-the-world-cup-to russia/?noredirect=on&utm_term=.6c65660c777b (датаобращения: 30.01.2019)

The 2018 FIFA World Cup. SBS // [Электронный ресурс] URL: https://www.sbs.com.au/ondemand/world-cup (дата обращения: 30.01.2019)

Аванесова, Г.А. Взаимодействие культур // Культурология. ХХ век: словарь [Электронный ресурс] СПб.: Университ. книга, 1998. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/276/ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (дата обращения: 20.01.2019).

Анисимков, А.А., Платунова, Е.А., Хорова, П.А. К вопросу о роли массовых спортивных мероприятий при установлении межкультурного взаимодействия [Текст] // Чемпионат мира FIFA по футболу – 2018: перспективы ожидания и эффекты наследия спортивного мегасобытия: материалы Международ. науч. – практ. конф. Екатеринбург, 2–4 марта 2017 года / под общ. ред. Н.Б.Серовой; отв. за вып. Д.Ю.Нархов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017 – 156 с.

Бобылев, С. Какой Россию запомнят иностранцы, приехавшие на ЧМ –2018. ТАСС // [Электронный ресурс] URL: https://worldcup2018.tass.ru/articles/5375198 (дата обращения 30.01.2019)

Буров, Н.В. Современный музей: от просветительства к образовательно – воспитательной деятельности современного музея. Спб., 2014., С. 237

Выставка об истории отечественного футбола «Мяч круглый, поле ровное». ВДНХ // [Электронный ресурс] URL: http://vdnh.ru/events/sport/vystavka-ob-istorii-otechestvennogo-futbola/ (дата обращения: 01.02.2019)

Как Россия провела лучший чемпионат мира по футболу в истории. ТАСС // [Электронный ресурс] URL: https://worldcup2018.tass.ru/articles/5376470 (дата обращения: 31.01.2019)

Лучшие культурные события к ЧМ 2018 в России. Исследования рынка туризма и путешествий по России и СНГ. ТурСтат // [Электронный ресурс] URL: http://turstat.com/bestcultureeventworldcup2018 (дата обращения: 31.01.2019)

Министерство культуры РФ // [Электронный ресурс] URL: https://www.mkrf.ru/press/news/v_ramkakh_kulturnoy_programmy_chempionata_mira_po_futbolu_fifa_2018_v_gorodakh_uchastnikakh_proydet_/ (дата обращения: 29.01.2019)

Музей истории Екатеринбурга [сайт]. URL: http://m-i-e.ru/exhibitions (дата обращения: 01.02.2019)

Музейный мир России. Российская музейная энциклопедия // [Электронный ресурс]. URL: http://museum.ru/RME/musworld.asp (дата обращения: 06.02.2019)

Собрание законодательства РФ от 1 апреля 2013 г. № 13 ст. 1520, «Официальный интернет – портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 26 марта 2013 г. // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70343844/ (дата обращения: 29.01.2019)

Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 23 ст. 2866 // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70393102/#ixzz5dzqUOfAV (дата обращения: 29.01.2019)

Собрание законодательства Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 26 ст. 3340 // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70403652/#ixzz5e0ArAiRq (дата обращения: 29.01.2019)

ТОП – 10 инстаграм – аккаунтов российских музеев, за которыми нужно следить. ARTANDHOUSES // [Электронный ресурс]. URL: http://art-and-houses.ru/2018/03/22/top-10-instagram-akkauntov-rossijskih-muzeev-za-kotorymi-nuzhno-sledit/ (дата обращения: 06.02.2019)

ЧМ – 2018: из каких стран в Екатеринбург приедут болельщики. Официальный портал Екатеринбуг.рф // [Электронный ресурс] URL: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/news/71450-chm-2018-iz-kakikh-stran-v-ekaterinburg-priedut-bolelshchiki (дата обращения: 30.01.2019)

Хевронина А.Н., Боронина Е.В. Педагогический потенциал музея в системе нравственного воспитания [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). – М.: Буки–Веди, 2017. – С. 134-136. – [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13166/ (дата обращения: 28.01.2019).

Просмотров работы: 271