Счастье глазами детей

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Счастье глазами детей

Шейкин М.М. 1
1МАОУ Одинцовский лицей № 6, им А.С. Пушкина
Северин Ольга Ивановна 1
1МАОУ Одинцовский лицей № 6, им. А.С. Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Говорят, что несчастие –

хорошая школа: может быть.

Но счастие есть лучший университет.

Оно довершает воспитание души,

способной к доброму и прекрасному»

А.С.Пушкин

1.ВВЕДЕНИЕ

Что такое счастье? Какого человека можно назвать счастливым?

Зачем становиться счастливее? Нужно ли стремиться к счастью?

Простые вопросы и совсем непростые ответы.

При разговоре о счастье, первое, что приходит на ум, это слова из старой песни: «Птица счастья завтрашнего дня…». Таким образом, получается, что счастье - это категория из области орнитологии? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе более обстоятельно.

Всем известно, что человек - субъект общественно-исторической деятельности и культуры, а также – существо общественное, обладающее разумом и сознанием. Любой человек – это, прежде всего, осознанное существо. Наша повседневная жизнь подчинена поведению, которое в свою очередь, полностью зависит от осознания переполняющих эмоций. Несчастный человек подобен выхлопной трубе – загрязняет окружающий мир. Несчастного человека не заботит ничего, кроме самого несчастья, он слишком сконцентрирован на несчастьях. Человек счастливый, наоборот, неизбежно изливает счастье на окружающих. Счастливые люди мыслят более открыто и более продуктивно работают. Из них получаются лидеры, успешные бизнесмены, они больше зарабатывают, у них более сильный иммунитет, они выносливее, более здоровы физически. Счастливые люди даже живут дольше!

Счастье означает наличие внутреннего богатства. Жизнь счастливого человека обретает не только глубинный, но и в тоже время глобальный смысл. Такой человек ценит жизнь, он не будет причинять вред людям, грабить, убивать, обманывать. Счастливые люди более общительны и энергичны, они более щедры и склонны к сотрудничеству, к ним лучше относятся окружающие. У счастливых людей больше друзей и знакомых, у них счастливые семьи.

Актуальность: общество, в котором мы живем, состоит из отдельных людей, которые, в свою очередь, обладают сознанием. Ощущение своих эмоций в частности каждой личностью, в целом формируют сознание общества. Счастливые люди формируют позитивное мышление всего социума, что приводит к счастью в целом. Счастливая личность обладает более высоким социальным, интеллектуальным и физическим потенциалом.

Автор теории позитивных эмоций Барбара Фредриксон, утверждает, что позитивные эмоции играют важнейшую роль в процессе эволюции. Под влиянием позитива мы становимся свободнее, терпимее, подходим к любой проблеме творчески, открыты для новых идей1.

Однако следует отметить, что иметь право стремиться к счастью законодательно, имеют право только жители США. Это регламентировано Конституцией страны.

Забота человека о счастье в России принадлежит непосредственно самому индивиду. Мы сами выбираем, испытывать нам эту категорию чувств, или нет. Правительство, в свою очередь, конституционно закрепляет право на свободу выбора. В нашей стране созданы благоприятные условия для жизни человека. Фонд региональных исследований «Регионы России» провел исследование «Индекс счастья Российских городов». Цель исследования - определить, где в России проживают наиболее счастливые люди (Москва оказалась на 52 месте2).

В городе Одинцово сложилась благоприятная обстановка по уровню благоустройства, и доходов населения. Город благоприятен с точки зрения экологии, безопасности, динамика развития города также благоприятно сказываются на ощущении счастья. В народе за Одинцово закрепилось название «Город Счастья». В нашей стране таким неофициальным титулом награжден только город Ялта.

Вопроссчастья очень актуален. Иногда мама спрашивает меня: «Сынок, ты счастлив?». Мне стало интересно разобраться, что вложено в категорию «счастья», чем оно определяется, все ли люди вокруг меня испытывают это чувство? Зачем нужно стремиться к счастью?

Проблема: мы живем в век потребления. Несмотря на то изобилие и благополучие, которое мы видим на прилавках магазинов и блага, которые нам предоставляет современное общество, многие люди не чувствуют себя счастливыми. От чего это зависит? Делают ли вещи нас по-настоящему счастливыми?

Предмет исследования: абстрактное понятие радостного удовлетворения жизнью, состояние довольства и благополучия.

Объект исследования: психоэмоциональные отношения в современном обществе, формирующие понятие счастья.

Гипотеза: чтобы стать счастливым, нужно стремиться обладать большим количеством материальных благ высокого качества.

Цель исследования: подтверждение значимости чувства счастья для современного человека путем определения причин, вызывающих его осознание.

Задачи:

Собрать, изучить и систематизировать категорию счастья.

Определить факторы на него влияющие.

Установить зависимости.

Сделать выводы.

Оформить исследование и презентацию выступления.

Познакомить сверстников с результатами исследования, доказав важность понимания счастья для человека.

Методы:

- изучение и анализ литературы;

- теоретический анализ существования связи между чувствами, эмоциями человека и поведением в обществе;

- анализ и выявление взаимовлияния;

- работа с интернет – источниками;

- наблюдения;

- опрос, беседы, анкетирование;

- обобщение и построение выводов.

В своей работе я выделил следующие этапы:

1. Определение актуальности и значимости исследования (июль 2018);

2. Изучение теории по данному вопросу (сентябрь-ноябрь 2018);

3. Проведение анкетирования и социального эксперимента (декабрь 2018);

4. Анализ и формулирование выводов (декабрь 2018);

5. Оформление и работа над презентацией (декабрь2018);

6. Выступление (декабрь 2018, февраль 2019).

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что, понимая механизм счастья, человек станет более осознанно подходить к вопросу его реализации и достижения. Ощущение счастья не только приятно, но и полезно, как для индивида, так и для всего социума. Счастливый человек формирует счастливое общество, в котором хорошо жить, работать, учиться. Результаты моего исследования можно использовать в качестве демонстрационного материала на классных часах, конференциях, уроках «Окружающий мир» и «Обществознание».

Социальная значимость данного исследования заключена в том, что став счастливее, мы не только лучше себя чувствуем, но получаем еще некоторые «дополнительные льготы». Позитивные эмоции увеличивают социальный, интеллектуальный и физический потенциал человека. При правильном понимании важности счастья для каждого человека в отдельности, создаются условия для строительства счастливого общества и государства.

Основными источниками информации послужили книги Уварова Н.В. «Энциклопедия народной мудрости», Бутромеева В.П. «Притчи всех времен и народов», высказывания великих людей и политологов, интернет источники, отражающие изучение темы на данную тему.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.1. Что такое счастье

Обратимся к толковому словарю.

По версии Ожегова: «1.Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2.Успех, удача3».

Толковый словарь Ушакова: «Счастье - состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью4».

Так что же такое счастье?

Для начала я обратился к народной мудрости: пословицам и поговоркам о счастье. «Счастье – не палка, в руки не возьмешь», «Счастье на деньги не купишь», « Не отведав горя, не познаешь и счастья». «Не было бы счастья, да несчастье помогло», «Счастье в воздухе не вьется, а руками достается», «Счастье в нас, а не вокруг, да около», «Счастье не находят, его создают5».

Проанализировав высказывания мудрого народа, можно сделать выводы:

- это понятие абстрактное, не вещественное. Счастье нельзя измерить материальной категорией, купить в магазине или выменять;

- счастье мы не замечаем до тех пор, пока оно не покинет нас;

- счастье - это труд или действие;

- зависит от внутреннего состояния человека.

Это дает мне право сделать вывод о том, что счастье не зависит от внешних факторов, это глубинная категория внутреннего мира каждого человека. Не материальные вещи имеют решающее значение, а ценны те эмоции, которые мы испытываем. Ведь счастье не материально, поэтому его нельзя увидеть, понюхать пощупать и приобрести. Мы никогда не задумываемся над тем, что счастье всегда рядом, что это наша жизнь и то, что в ней есть – это уже счастье! И оно есть у каждого! Просто надо пытаться почувствовать его рядом с собой.

Должно ли счастье быть громким? Ведь когда ты счастлив, хочется кричать об этом всему миру, ликовать.

Однако «Счастье любит тишину», - говорят в народе, это же подтверждает философское стихотворение Тютчева «Селентиум»:

«- Лишь жить в себе самом умей-

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно - волшебных дум,

Их оглушит наружный шум.

Дневные разгоняй лучи,-

Внимай их пенью и молчи6».

2.1.2. Личностное понимание и осознание счастья

Счастье бывает в очень простых, обыденных вещах. Это первые секреты, сокровенные тайны, тайники, которые находятся в самых неведомых местах! Ледяная горка, с которой можно кататься на санках или катиться кубарем, коньки, клюшка, шайба! Летом - футбол с ребятами во дворе, лазить по деревьям и строить шалаш на даче, ежик, которого нашли на даче и напоили молоком! (см. приложения).

Так называемый индекс счастья состоит из трех составляющих: крепкая семья, хорошее здоровье и самореализация (успешная учеба или работа). Счастье начинается в семье, в родном уютном гнездышке, свитом с любовью и заботой родителями. Изначально именно в семье человек чувствует себя любимым, защищённым. Разговоры с мамой перед сном. Сказки, рассказанные дедушкой или бабушкой. И все эти кусочки счастья, складываются в одно счастливое детство! Это объединяет родителей и детей эмоционально, и рождают настоящую близость и счастье…. Зачастую, мы, дети, да и взрослые думаем о том, что мы были бы счастливы, если бы у нас появилось то, о чем они давно мечтали. Например, новая приставка, новый велосипед, или новая машина. Думаем о том, что если бы у меня был такой телефон, как у моего соседа по парте, то я бы был счастлив. Мы искренне думаем, что если бы у нас было то, чего нет, то это сделало бы нас счастливее. Так вот она - бесконечная погоня за счастьем! Получив это, мы начинают мечтать еще о чем-то, но удовлетворения при этом не получаем. Птица счастья, взмахнув крылом, улетела вдаль…

2.1.3. Парадокс счастья

Феномен счастья, как и любви, волнует человечество с глубокой древности. Счастье – неуловимое, мимолетное, не поддающееся определению – интересует и философов, и богословов, и даже политиков.

Американская общественная деятельница Элеонора Рузвельт писала: «Однажды меня спросили, что я считаю главными условиями счастья. Я ответила: «Сознание, что ты всегда был честным с самим собой и окружающими людьми. Сознание, что ты все сделал, что мог, в своей жизни и в работе. И способность любить других. Но есть еще одно основополагающее условие, и я не понимаю, как могла о нем забыть: сознание, что ты так или иначе приносишь пользу. Быть полезным – какую бы это не приняло форму - цена, которую всем нам следует платить за воздух, которым мы дышим, и за еду, которую мы едим, и за возможность жить на этой земле. Приносить пользу – само по себе награда и первый шаг к счастью. Точно так же, как жалость к себе и избегание жизненных трудностей – начало страданий7».

Окунаясь в древнерусскую историю, можно найти очень интересную легенду.

Издавна хлеб был неотъемлемой частью русского стола. В нем заключалась сама жизнь, сила, мудрость. Поэтому, когда в семье рождался ребенок, пекли самый лучший хлеб. Затем его делили на равные части, одну выделяли новорожденному. Так в народе завелось выражение, что каждый начинает жизнь « с частью» благополучия. Предположительно, именно так появилось слово «счастье»8.

Дадим морфемный анализ самого слова счастье. Корень этого слова «часть». С-часть-е. То есть, это то, когда мы живем с частью чего-то, имеем какую-то часть. Часть какого-то блага.

Но для того, чтобы ее получить, нужно, чтобы кто-то нас наделил ею изначально. Дал часть. Долю, кусочек своего счастья.

И здесь происходит чудо. Вопреки законам математики, чем больше счастья отдаешь, тем больше его становится. Счастлив тот, кто дает счастье другим, а не ищет его только для себя. Он делится и становится от этого счастлив.

Моя мама каждый год ездит в детский дом во Владимир (см. приложение 2). Она оказывает посильную волонтерскую помощь детскому дому. Мама много рассказывает нам с сестрой о детях, которые живут без родителей. Очень хочется поделиться частичкой своего тепла с каждым из них. Конечно, подарки, игрушки и одежда доставляют им радость, но больше всего ребята рады вниманию, дружескому присутствию. Для них важно знать, что есть люди, которые думают и заботятся о них, спешат к ним на праздники и в будни, дарят им тепло своего сердца. А для мамы, я вижу, важно делиться добром с тем, кто нуждается. Отдавая часть своей души, она не становится беднее, ее глаза наполняются тихой радостью и нежной грустью. Это дает ей силы быть сильнее, активнее, не опускать руки перед сложностями, бороться с жизненными неурядицами. Не ради себя и своей семьи, а ради этих ребят тоже.

Конечно, представление о счастье у каждого свое. Счастье неотъемлемая часть нашего воображения, фантазии, творчества. Однако еще одно высказывание Элеоноры Рузвельт еще раз подчеркивает именно социальную значимость составляющей понятия счастья: «Счастье – это не цель, а побочный продукт. Парадоксально, но стремление жить в свое удовольствие – верный путь к тому, чтобы сделать себя несчастным. Спустя, очень короткое время вы понимаете, что мало, что может вас по-настоящему осчастливить. Причина в том, что интерес к жизни и надежда на будущее живут в нас, лишь когда мы приносим счастье другим людям9».

В нашем классе есть замечательная традиция участия в жизни пожилых людей: ветеранов Вов, «детей войны». Мы пишем им письма и открытки, не только к праздникам, но и тогда, когда этого просит душа. В своих письмах мы делимся с ними радостью, размышлениями о жизни и о будущем. Для бабушек и дедушек очень важны такие письма, мы это знаем и чувствуем. Ветераны их ждут, с радостью перечитывают не один раз и бережно хранят.

Пожилые люди приходят к нам в гости, проводят классные часы и беседы. Для нас всех очень важно участвовать в жизни ближних, чувствовать родство и связь поколений (см. приложение 3).

В.В. Путин о счастье говорит так: «Очень важно получать удовольствие от жизни. Заниматься любимым делом и добиваться выдающихся результатов – это и есть счастье. В любви вообще заключается весь смысл бытия. Это любовь к семье, к детям, к Родине10». Отсюда следует, что счастлив тот, кто предприимчив, активен, кто смотрит на мир с любовью.

Для каждого возраста человека – счастье имеет свой смысл. Детское счастье - единение с социумом и единение с окружающим миром и природой. Просто комфорта – когда нам тепло, мы сыты и чувствуем себя в безопасности – недостаточно, чтобы испытать счастье. У счастья есть еще две важные составляющие: ощущение полноты бытия (когда мы достигли «высшего» состояния, в котором больше нечего желать, кроме как продлить его) и исчезновение чувства проходящего времени. Именно детям проще всего жить, не задумываясь о времени, поэтому детское счастье более яркое и выразительное.

Познав вкус счастья в детстве, я навсегда сохраню в душе то тепло, которое мне дарит моя семья. Сохраню и приумножу. Надеюсь, когда я вырасту, моей семье и людям возле меня будет так же светло и радостно, как сейчас возле моих родителей. Взаимная любовь и забота, веселый смех, радостные совместные игры, походы с палатками, согревают не только меня, но и окружающих: бабушек и дедушек, родственников, друзей, знакомых. Как важно жить в счастливой семье и делиться счастьем со всем миром.

Скоро у моей кошки Моти будут котята, и это тоже неотъемлемая часть счастья, в ее, кошачьем понимании… (см. приложение 4).

Уместно будет вспомнить притчу про старого кота и котенка.

Старый мудрый кот лежал на травке и грелся на солнышке. Тут мимо него пронесся маленький шустрый котенок. Он кувырком прокатился мимо кота, потом резво подскочил и снова начал бегать кругами. 
Старый кот стоял и смотрел, а молодой котенок все крутился, падал, вставал и опять гонялся за хвостом. 

— Почему ты гоняешься за своим хвостом? — лениво поинтересовался старый кот. 

— Мне сказали — ответил котенок — что мой хвост, это мое счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и свое счастье. Вот я и бегаю уже третий день за своим хвостом. Но он все время ускользаем от меня. 

Старый кот улыбнулся так, как это умеют делать только старые коты, и сказал: 

— Когда я был молодым, мне тоже сказали, что в моем хвосте, мое счастье. Я долго бегал за своим хвостом и пытался схватить его.
Я не ел, не пил, а только бегал за хвостом. Я падал без сил, вставал и опять пытался поймать свой хвост. В какой-то момент я отчаялся и пошел. Просто пошел, куда глаза глядят. И знаешь, что я вдруг заметил? 

— Что? — с удивлением спросил котенок. 

— Я заметил, что куда бы я ни шел, мой хвост везде идет со мной. Счастье всегда следует за мной по пятам. Где бы и ни был, моё счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом11!

Есть еще одна замечательная притча о счастье.

Бог слепил человека из глины и у него остался неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? - спросил Бог.

— Слепи мне счастье,- попросил человек.

Ничего не ответил бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины12.

Ведь счастье в наших руках. Только мы можем осознавать себя счастливыми, поступая честно, искренне и благородно, щедро даря добро и частичку счастья своим близким и окружающему миру.

Наука «Позитивная психология», активно развивающаяся в мире начиная с 1990-х годов, справедливо утверждает, что «субъективное благополучие» вытекает из умения справляться с отрицательными эмоциями и культивировать положительные. Дополнительным стимулом к этому может служить то, что счастье «полезно для здоровья»: оптимизм, прочные социальные связи и положительные эмоции отчасти защищают нас от болезней13.

Я считаю верным и точным высказывание А.П. Чехова «Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно:

а) уметь довольствоваться настоящим,

б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже14».

Эти слова полностью подтверждают предположение о том, что счастье категория не столько материального характера, сколько абстрактное ощущение внутреннего состояния. И барометром - «счастьемером» выступает твое сердце, твоя душа. Счастье – невидимка. Если оно есть – мы его не замечаем. Но если оно покидает нас, сразу чувствуем боль.

2.2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.2.1.Анкетирование

Изучая вопрос счастья, я провел анкетирование в своем классе, в спортивной команде ФК Строгино, где я занимаюсь с моими друзьями. Мама провела его в детском доме г. Владимир (см. приложение 5).

Были заданы следующие вопросы:

1. Что такое счастье?

2. Что должно произойти, чтобы ты стал счастливым?

Вопросы оказались не из легких.

Тем не менее, не было тех, кто не смог бы дать ответ на этот вопрос. Большинство отвечало, что «Счастье  - это когда ты радуешься чему-либо» или «Когда у тебя все получается». Большее количество детей, связали понимание счастья с семьей. «Счастье - это когда есть родители », «Когда у тебя есть брат», «Когда бабушка с дедушкой приезжают в гости». Из наиболее оригинальных ответов были: «Счастье - это когда у тебя все дома как в мультике», «Счастье - это любовь», «Когда люди влюбляются, и у них рождается ребенок», «Это когда тебе подарили машинку». На вопрос «Что нужно сделать, чтобы ты стал счастливым?» многие отвечали, что нужно улыбнуться, поиграть с друзьями, съесть конфету, поиграть в футбол или, чтобы его насмешили или обняли. Некоторые дети отвечали, что для того, чтобы быть счастливым, надо поехать в Париж или пойти в музей.

Все ответы можно разделить на две группы: одни считали, что должно произойти что-то, чтобы они были счастливы, другие были счастливы просто потому, что они есть на свете.

Получается, что пока мы не начнем или, точнее сказать, не научимся, не захотим сами видеть счастье в том, что происходит с нами, нам невозможно его ощутить.

2.2.2. Социальный эксперимент

Я решил провести еще социальный эксперимент (см. приложение 6).

Можно ли передать счастье по цепочке, к чему это приведет? Если с утра я был вежлив, говорил приветливые слова, то люди вокруг меня отвечали взаимностью. Кроме того, я видел как они, пообщавшись со мной, становились сами более радостные, открытые, становились добрее и лучше. Они с легкостью делились этой радостью дальше. Но самое удивительное, это то, что через некоторый промежуток времени этой радостью поделились со мной. Круг закрылся! Что посеешь, то и пожнёшь!

Таким образом, я наглядно смог продемонстрировать, как формируется счастье, и как члены социума могут его распространять. Получается, в мире существует некий «счастьеобмен», «круговорот счастья». Ведь счастье, как бумеранг, всегда возвращается обратно!

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мире существует один простой, но очень важный закон. Его знали и почитали наши предки, о нем знают и говорят известные мыслители и общественные деятели. И каким бы ни было дифференцированным понятие счастья для каждого человека, есть основной и главный принцип. Он заключен в дарении части. Части счастья. И тогда его становится больше! Ведь чем больше счастья отдаешь, тем больше его становится. И тогда совсем не важно, что мы отдаем: материальное (игрушку, машинку, конфетку) или абстрактное (добро, улыбку), ведь понимание счастья у каждого свое. Главное, что этот закон работает и делает людей и мир вокруг счастливыми.

В процессе проделанного мной исследования я четко конкретизировал и сформулировал значимость чувства счастья для современного человека, путем определения факторов, вызывающих его осознание.

Итак, факторами, определяющими полноту счастья, являются:

- чувство близости и эмоционального родства,

- безопасность и комфорт,

- крепкая и дружная семья,

- крепкое здоровье,

- самореализация (учеба, работа, хобби),

- исполнение желаний, мечты,

- достижение поставленных целей,

- возможность приносить пользу, быть нужным обществу, стране.

Мое исследование полностью опровергает гипотезу о том, что чтобы стать счастливым, нужно стремиться обладать большим количеством материальных благ высокого качества. Счастье – не только материальная категория. Главный вывод заключается в том, что счастье - это состояние души, эмоциональная наполненность человека позитивом и радостью, а так же готовность разделить этот позитив с окружающим миром и социумом.

Все поставленные задачи решены:

Я собрал, изучил и систематизировал категорию счастья.

Определил факторы на него влияющие.

Установил зависимости.

Сделал необходимые выводы.

Оформил результаты исследования и презентацию выступления.

Познакомил сверстников с результатами исследования, доказав важность понимания счастья для человека.

Работа над исследованием еще раз доказал, что человек, как существо общественное, в полном объеме может ощутить счастье, только принося пользу другим людям, своему делу, своей Родине. Человек - творец счастья. Его не нужно искать за тридевять морей, или ловить мифическую синюю птицу. Счастье живет в душе каждого человека, а осознать его можно, только в тот момент, когда мы начинаем делиться им с окружающим нас миром.

Я очень хочу, чтобы я, мои друзья и сверстники, поняв механизм «круговорота» счастья, совершали добрые дела, дарили радость и улыбки, делая мир счастливее. Ведь счастье в наших руках. Мы можем осознавать себя безмерно счастливыми, поступая честно, искренне и благородно, щедро даря добро и частичку счастья своим близким и окружающему миру.

Когда я стану взрослее, то смогу участвовать в волонтерском движении. Идея дарить людям счастье, делиться с ближними радостью и позитивом привлекает и окрыляет меня. Хочется жить, творить и действовать!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бутромеев В.П., Бутромеев В.В.: «Притчи всех времен и народов», -И.ОлмаМедиаГрупп/Просвещение – 2015, 448с.

Ожегов С.И.: « Толковый словарь русского языка», - И.Мир и образование - 2018, 736с.

Тютчев Ф.: « Стихи» - И.Искатель, серия Школьная библиотека – 2015, 64с.

Уваров Н.В.: « Энциклопедия народной мудрости» - И.Инфо-Инженерия – 2009, 592с.

Ушаков Д.Н. : «Большой толковый словарь русского языка» - И.Славянский Дом Книги – 2017, 960с.

В каких странах самый высокий уровень счастья - [Электронный ресурс] - режим доступа- www.fb.ru , свободный.

Рамблер - [Электронный ресурс] – режим доступа – www.news.rambler.ru , свободный.

Позитивная психология - [Электронный ресурс] – режим доступа –

www.psychologos.ru, свободный.

Письма великих: Элеонора Рузвельт о счастье. – [Электронный ресурс] – режим доступа – www.psychologes.ru , свободный.

Чехов: цитаты и афоризмы – [Электронный ресурс] – режим доступа –

www.frazy.ru, свободный.

В поисках счастья – [Электронный ресурс] – режим доступа – www.superhappy.ru , свободный.

Индекс счастья городов РФ - [Электронный ресурс] – режим доступа – www.gosrf.ru , свободный.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение №1

Фото 1
Личное счастье

Фото 1
Личное счастье

Приложение №2

Фото 1

Помощь детям

Фото 2

Письма ветеранам

Фото 3

Помощь детям

Приложение 3


Фото 1
Рядом с ветеранами

Приложение №4

Фото 1
Тоже счастье

Приложение №5

Рис.1
Результаты анкетирования
(Что такое счастье?)

Рис.2
Результаты анкетирования
(Что должно произойти, чтобы ты стал счастливым?)

Приложение №6

Фото 1
Социальный эксперимент

Фото 2
Социальный эксперимент

Фото 3
Социальный эксперимент

1 www.superhappy.ru

2 www.gosrf.ru

3 Ожегов С.И.: « Толковый словарь русского языка», - И.Мир и образование - 2018, 736с.

4 Ушаков Д.Н. : «Большой толковый словарь русского языка» - И.Славянский Дом Книги – 2017, 960с.

5 Уваров Н.В.: « Энциклопедия народной мудрости» - И.Инфо-Инженерия – 2009, 592с,

6 Тютчев Ф.: « Стихи» - И.Искатель, серия Школьная библиотека – 2015, 64с.

7 www.psychologes.ru

8 www.fb.ru

9www.psychologes.ru

10www.news.rambler.ru

11 Бутромеев В.П., Бутромеев В.В.: «Притчи всех времен и народов», -И.ОлмаМедиаГрупп/Просвещение – 2015, 448с.

12 Бутромеев В.П., Бутромеев В.В.: «Притчи всех времен и народов», -И.ОлмаМедиаГрупп/Просвещение – 2015, 448с.

13 www.psychologos.ru

14 www.frazy.ru

Просмотров работы: 337