Влияние страхов на современных подростков

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние страхов на современных подростков

Сайбель М.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №19»
Угрюмова О.Е. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №19»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Многие из нас с юного возраста слышали слово «страх». Чего боятся люди? Разумеется, у каждого человека конкретные причины испытывать страх могут быть бесконечно разнообразны. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Цель работы: узнать, как влияет страх на жизнь подростков и можно ли от него избавиться.

Задачи исследования:

Изучить литературу по данной проблеме.

Узнать, что такое страх, каковы причины страхов подростков.

Провести опрос и выяснить, как влияет страх на жизнь подростка.

Каким образом можно победить страх.

Сделать вывод по результатам исследования.

Объект исследования: страх в жизни подростка.

Предмет исследования: влияния страха и уровня тревожности на жизнь современных подростков.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что с возрастом количество страхов у подростков уменьшается.

Методы исследования:изучение литературы и источников, опрос «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой, анкетирование учащихся  «Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина, анализ.

Историография проблемы:

Страхи давно стали объектом психологического исследования. Страх чаще всего определяется как эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или в предвосхищении опасного или вредного стимула.

К. Изард отмечал, что страх переживается как тревожное предчувствие, беспокойство, опасение. По его мнению, причины страха могут быть разделены на четыре класса: а) внешние события или процессы, б) влечения и потребности, в) эмоции, г) когнитивные процессы субъекта.

Исследования А.И. Захарова показывают, что в младшем школьном возрасте в наибольшей степени выраженным явился страх, связанный со школой, причём он конкретизировался преимущественно в боязни опоздать в школу, что было наиболее характерно для девочек. В этот же период выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

Глава I. Что такое страх.

Страх – это сильная отрицательная эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу в жизни человека. Под страхом в психологии принимают внутреннее состояние человека, которое обусловлено предполагаемым или реальным бедствием.

Психологи относят страх к эмоциональным процессам, и данное состояние определяют к базовым эмоциям, относящимся к врожденным, которые имеют генетические и физиологические компоненты.

Страх - это средство познания окружающей действительности, которое приводит к более критичному, избирательному отношению к ней. Страх, на первый взгляд, обыденное чувство, испытываемое по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать всегда в подобных ситуациях.

Большая часть страхов обусловлена возрастными особенностями и имеет временный характер. Когда мы правильно относимся к детским страхам, понимаем причины их появления, они обычно исчезают бесследно.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Тревога представляет собой неприятное по своей окраске эмоциональное состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определённый раздражитель или ситуацию, как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Тревожность как свойство является относительно устойчивой характеристикой личности. Между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Нейротизм, рассматриваемый Г.Айзенком в качестве одной из важнейшей детерминант человеческого поведения, также относится к числу свойств личности, связанных со склонностью к восприятию ситуации как угрожающей. Высокий уровень нейротизма характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, поэтому он также может выступать предиктором возникновения страхов.

Взаимосвязь агрессивности и страха имеют более сложную природу. Во-первых, они состоят в отношении взаимной детерминации, т.е. агрессивность может вызывать разные формы страха, а страх может провоцировать агрессивное поведение. Во-вторых, существуют разные формы агрессивности, связанные с формированием страхов различными психологическими механизмами. А. Кемпински считает, что иногда беспокойство концентрируется на каких-либо незначительных трудностях и конфликтах, которые, начиная расти, превращаются в огромную проблему, одновременно возбуждая агрессию. В связи с этим чувство страха и агрессия часто появляются вместе.

1.1. Признаки страха

Чувство страха, хорошо знакомо любому человеку, даже самым отчаянным храбрецам, оно всегда вызывает ряд физиологических изменений в человеческом организме.

Страх моментально вызывает несколько реакций, которые позволяют человеку приспособиться к внезапно изменившейся и угрожающей ситуации.

В организме происходит сильнейший выброс адреналина и норадреналина, вызывающие учащение дыхания и сердцебиения, увеличение артериального давления, покраснение или побледнение лица, выделение пота на ладонях, появляется сухость во рту. Все эти проявления доступны для внимательного наблюдателя.

1.2. Причины возникновения страха

Страхи бывают: возрастные и невротические. Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Чаще всего они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития.

Поводом их возникновения являются:

• Наличие страхов у родных.

• Тревожность в обращении с ребёнком.

• Избыточное предохранение от опасности.

• Большое количество запретов.

• Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье.

• Психологическая травма типа испуга, шока и др.

Подростковый возраст - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Этот период можно определить как критический в развитии личности человека.

В этом возрасте происходит формирование мировоззрения, познания окружающего мира и себя в том числе. В этом возрасте психика ребенка нестабильна и восприимчива к происходящему вокруг.

Среди причин, приводящих к формированию страхов у подростков в возрасте от 11 до 16 лет, выделяют:

Биологические причины, которые связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности.

Социальные причины, среди которых страх быть непринятым в группе, большой возраст родителей (страх их смерти) и пр.

Психоэмоциональные причины, обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д.

Скрытые формы агрессии способствуют зарождению страхов, среди этих форм можно отметить раздражение, вину, подозрительность.

1.3.Страхи подростков

Обычно подростки стремятся тщательно скрыть свои страхи. Наличие устойчивых страхов свидетельствует о неспособности защитить себя, отсутствии понимания и поддержки со стороны взрослых, лишающем их чувства безопасности и уверенности в себе, порождая настороженность и подозрительность. В дальнейшем это оборачивается предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или уходом от реальной действительности.

Все страхи подростка пропитываются навязчивыми мыслями, различного рода "идеями фикс", что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и ведется много разговоров на эту тему.

У мнительных, подверженных беспокойству подростков могут проявляться навязчивые опасения, будто их никто не любит, не понимает, что они никому не нужны, что у них нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади и жить не имеет смысла. Подобный нигилизм существования отражает невозможность достижения идеала, вызывает стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Жизнь таких людей построена согласно их иллюзорному миру, в котором они заложники собственных страхов.

Страх сказать что-либо не так или сделать плохо, страх, что над тобой будут смеяться - все это проявления застенчивости, которой страдают, прежде всего, эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки.

Способы, которые помогут справиться со своими страхами:

Взять тайм-аут. Необходимо взять тайм-аут, чтобы можно было физически успокоиться.

Поговорить о страхах. Обмен страхами помогает объяснить окружающим предмет вашего страха.

Здоровый образ жизни, медитация. Направлены на освобождение, выброс застоявшейся в нашем теле энергетики и другие.1

Страхи у подростка – это явление, с которым можно и нужно уметь справляться. Помочь родителям, совместно с ребенком преодолеть страхи, в состоянии следующие советы психологов:

лишний раз не демонстрировать свою склонность к беспокойству и сомнениям;

не навязывать детям такие правила и обязательства, выполнить которые они не в состоянии;

не читать постоянно мораль о должном поведении и не стыдить по любому поводу;

стараться чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения;

не создавать проблемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не драматизировать уже имеющиеся затруднения в общении или имеющийся физический недостаток; и др.

Проблемы подросткового возраста многогранны, в том числе, имеют свое место и страхи. Родителям важно уметь распознавать тревоги и опасения, которые мучают их подросших детей. Это даст возможность совместно преодолеть имеющиеся страхи, а личности – гармонично развиваться.

Глава  II. Тревожность

Тревожность  – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом  возникновения  реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности –  это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

2.1.Детская тревожность

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают.

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Таким образом, поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

2.2. Виды тревожности

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

2.3. Причины появления и развития тревожности у детей

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так как нужно. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми.

Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции, особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случае старый призыв к воспитателю воспитать прежде всего себя звучит чрезвычайно уместно.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Глава 3. Практическая часть исследования.

3.1. Исследование страхов учащихся МАОУ «Гимназии№19»

Для изучения данного вопроса мы опросили учащихся МАОУ «Гимназии №19» с 13-17 лет. Был использован опросник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой, который содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха2.

Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии3, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи.

Испытуемые должны были оценить, насколько данный фактор провоцирует у них чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов:

0 - такого страха у меня никогда не было;

1 - такой страх у меня был однажды;

2 - такой страх у меня был несколько раз;

3 - периодически такой страх у меня возникает;

4 - этот страх меня преследует постоянно. 

В результате исследования степени выраженности разных страхов у старшеклассников было выявлено, что наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей. Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше. Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа социальных страхов: страх утраты любви со стороны близких; страх предательства со стороны друзей, страх одиночества. А так же страх попасть в транспортную аварию.

У девушек лидируют криминальные страхи. Это страх террористического взрыва, страх сексуального насилия, страх оказаться в толпе в момент паники. Так же девушкам присущи учебные страхи, они боятся получить плохую оценку и испытывают страх перед вызовом родителей в школу. Самая ярко выраженная фобия у девушек подросткового возраста, это страх темноты. Девятиклассницы также боятся одиночества и не оправдать доверия со стороны близких людей.

Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными.

Судя по данным, школьников обоих полов не очень пугает возможность быть не такими как остальные ученики, по данному направлению подростки набрали минимальное количество баллов. Так же юноши практически не испытывают страх закрытых помещений и страх сглаза и порчи. Для школьниц наименее характерным был страх животных и страх быть выгнанной из класса. Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника (фобии, учебные страхи, социальные страхи, криминальные страхи, мистические страхи).

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам4.

В целом по тесту наибольшую выраженность у старшеклассников имеют социальные страхи. Второе место делят фобии и криминальные страхи, на третьем месте находятся мистические, и замыкают ряд учебные страхи.

3.2. Исследование тревожности учащихся «МАОУ Гимназия №19»

Для изучения данного вопроса мы опросили учащихся МАОУ «Гимназия №19». Была использована  «Шкала личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина».

Методика предназначена для определения тревожного состояния у подростка 12-17 лет с учетом его глубины с целью оказания психологической, медицинской помощи в зависимости от уровня тревоги, позволяет выявить условия и факторы, под действием которых возникает данное состояние и степень дезадаптации личности в случае психотравмирующей ситуации. Позволяет выявить такие характерологические особенности личности как неуверенность, внушаемость, несамостоятельность в принятии решений и действий.

Данная методика состоит из двух опросников, при помощи которых можно определить уровень ситуативной тревожности5 (СТ) личности в условиях сложной психологической ситуации, уровень личностной тревожности6 (ЛТ), как индивидуальной черты подростка, которая не зависит на момент обследования от конкретной ситуации.

Уровень ситуативной тревожности оценивается следующим образом:

(до 30 баллов) - 4 балла - низкий уровень тревожности.

(31-45 баллов) - 3 балла - средний уровень тревожности

(46 баллов и более) - 2 балла - высокий уровень тревожности

Личностная тревожность оцениваются следующим образом:

(до 30 баллов) - 4 балла - низкий уровень тревожности

(31-45 баллов) - 3 балла - средний уровень тревожности

(46 баллов и более) - 2 балла - высокий уровень тревожности

В результате опроса7 мы выяснили, что большинство учащихся имеют высокий уровень ситуативной тревожности (50%). Второе место занимают учащиеся со среднем уровнем (40%) и замыкают ряд учащиеся с низким уровнем (10%).

Судя по полученным данным, учащихся со средними (47%) и высокими (48%) уровнями личностной тревожностью, практически равное количество. Меньше всего учащихся с низким уровнем (5%).

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Значение итогового показателя по данной шкале позволил оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемых, но и определить, находятся ли они под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:

Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения.

Между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Таким образом, гипотеза, что с возрастом количество страхов у подростков уменьшается - подтверждена.

Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах жизни у  ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы.

Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к взрослым  в  сложных ситуациях. Всегда есть такие люди, которые могут оказать помощь в ситуации, когда страшно.

   
   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества [Текст] // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск.- СПб, 2002, с.133-140.

Айзенк Г. Структура личности. [Текст] - СПб, 1999.

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавится от страха. [Текст] - СПб., 1995.

Захаров А.И. Неврозы у подростков и психотерапия. [Текст] - СПб., 2000.

 Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей".​СПб.: Издательство "Союз", 2004.

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - [Текст] СПб., 2002.

Кемпински А. Психопатология неврозов. [Текст] - Варшава, 1975.

Локтионова Е.Ю. СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ ПОДРОСТКОВ В ПРИЗМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СЕТЕЙ [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf (дата обращения: 21.01.2019)

Леонгард К. Акцентуированные личности. [Текст] - Киев, 1989.

Откуда у подростков разные страхи [Электронный ресурс] //Код доступа: https://www.pravda.ru/science/planet/humanbeing/25-11-2012/1130060-tin_brain-0

Е.Н. Просекова. Страхи детей в подростковом возрасте [Электронный ресурс] //Код доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-19.pdf

Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью// ж. «Прикладная психология: достижения и перспективы». Ростов-на-Дону, Фолиант, 2004, с.283-299.

Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург – Якутск.- СПб, 2002, с.133-140.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВИДЫ ФОБИЙ

Фобии бывают разными, приведем некоторые из них:

Акрофобия — навязчивый страх высоты. Высота порождает панический страх, является причиной появления неприятных физиологических и психологических симптомов. Люди, страдающие этой фобией, боятся даже небольшой высоты, где полностью исключается риск падения. Эта фобия очень распространена и тесно связана с другими фобиями, например, со  страхом падения.

Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства. Человек боится закрытых помещений, связанных с мыслью о ловушке. Люди с тяжелой формой клаустрофобии избегают замкнутых пространств. Это пещеры, тоннели и даже лифты.

Никтофобия – боязнь темноты. Ошибочно полагается, что никтофобии подвержены только дети. Многие взрослые не только панически боятся темноты, но и тщательно скрывают свой страх от окружающих и от самих себя. Ученые полагают, что никтофобия родом из детства, где происходят все страхи и комплексы человека. Развить никтофобию могут богатое воображение, одиночество, жизненные стрессовые ситуации.

Микрофобия – боязнь заражения микробами. Эта фобия является клинической. Чаще всего ей страдают люди, испытывающие ранее парализующий страх из-за микробов и микроорганизмов.

Тафофобия — боязнь быть погребенным заживо, похорон, похоронных принадлежностей. Является одной из базовых фобий человеческой психики.

Коулрофобия — боязнь клоунов. Обычно данная фобия появляется, потому что клоуны непредсказуемы и не возможно предугадать их действие. Манеры клоуна слегка угловаты, что на уровне подсознания воспринимается как поведение психически нездорового человека, в результате появляется страх перед клоунами.

Гидрофобия (аквафобия) — боязнь воды, сырости, жидкостей. В основном аквафобией страдают люди, побывавшие в роли утопающего, у них страх перед водой прочно засел в сознании. Но иногда человек не может вспомнить ничего похожего, но воды панически боится. Возможно, неприятный момент мог произойти в раннем возрасте, причем не только в водоеме, но даже в ванной. Есть и другое объяснение: человек являлся свидетелем того, как тонул кто-то другой, и вода стала ассоциироваться с опасностью.

Кумпунофобия — боязнь пуговиц. Встречается у одного человека из 75 тысяч. Человек, страдающий этой фобией, боится прикоснуться к пуговицам, они кажутся ему грязными, противны на ощупь также как и тараканы.

Трискаидекафобия – боязнь числа 13. Этот страх считается суеверием, исторически связанным с религиозными предрассудками. 

Птеронофобия – боязнь птичьих перьев. Является достаточно редкой фобией, присуща в больше женщинам, чем мужчинам. Люди, которые страдают птеранофобией, не понимают, как можно не бояться перьев и не испытывать к ним отвращения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИИ «КАК ПОБОРОТЬ СТРАХ»

Каждому человеку, независимо от возраста, важно уметь преодолеть свой страх, фобии, которые сформировались в разные периоды жизни, в противном случае невозможно чего-то достичь в своей жизни. Человек будет бояться общественного мнения, начальства, своей несостоятельности – умственной или физической, возможностей, препятствий и так далее, и будет жить, каждый день мучаясь от того, что не в силах что-то изменить. На самом деле, изменить можно все, так как каждый из нас – хозяин своей жизни и сам решает, что ему выбирать и как действовать.

Способы, которые помогут справиться со своими страхами:

Взять тайм-аут. Человеку, находящемуся под влиянием страха или беспокойства, сложно ясно мыслить. Биение сердце, потливость ладоней и дрожь по телу являются результатом адреналина. Поэтому, необходимо взять тайм-аут, чтобы можно было физически успокоиться. Помогает расслабиться 15 минутная прогулка пешком, чашечка чая или принятие горячей ванны. Лишь после полного физического успокоения и чувства облегчения можно принимать решения или что-то делать.

Поговорить о страхах. Обмен страхами помогает объяснить окружающим предмет вашего страха. Если трудно поговорить с другом или членом семьи, можно позвонить в телефон доверия или обратитесь к специалисту.

Здоровый образ жизни, медитация. Направлены на освобождение, выброс застоявшейся в нашем теле энергетики.

Разозлиться на страх. Если человек панически боится какой-то ситуации, например, похода к стоматологу, достаточно разозлиться на того стоматолога по вине которого впервые возникло чувство страха перед лечением зубов.

Смеяться. Любой страх боится смеха. Смех полностью уничтожает страх. Необходимо смеяться, когда думаешь о страхе. Как только найдется причина посмеяться, страх исчезнет.

Поговорить с самим собой. Разговор с собой полезен так как он переводит во внешний план внутренние, часто запутанные переживания - он их распутывает, выстраивает в стройную цепочку причинно-следственные связи, объясняет себе то, что произошло, и в каком положении вы оказались. Такой размеренный разговор с самим собой успокаивает, нормализует сердечный ритм, другие вегетативные проявления. Называя себя по имени, человек обращается к памяти детства - ведь именно в детстве мы в максимальной степени защищены, находимся в безопасности, и именно в детстве нас называют по имени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Опросник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой

Насколько данный фактор провоцирует у вас чувство страха, оцените от 0 до 4 баллов:

0 - такого страха у меня никогда не было;

1 - такой страх у меня был однажды;

2 - такой страх у меня был несколько раз;

3 - периодически такой страх у меня возникает;

4 - этот страх меня преследует постоянно. 

 

Виды страхов

 
 

Страх темноты

 
 

Страх перед вызовом отвечать на уроке

 
 

Страх утраты любви со стороны близких

 
 

Страх физического насилия

 
 

Страх оказаться заложником в руках бандитов

 
 

Страх высоты

 
 

Страх быть осмеянным классом

 
 

Страх предательства со стороны друзей

 
 

Страх не оправдать доверия со стороны близких людей

 
 

Страх перед потусторонними силами

 
 

Страх животных

 
 

Страх получить плохую оценку

 
 

Страх быть высмеянным друзьями или родней

 
 

Страх оказаться в толпе в момент паники

 
 

Страх сглаза или порчи

 
 

Страх закрытых помещений

 
 

Страх попасть в транспортную аварию

 
 

Страх перед вызовом к директору

 
 

Страх выглядеть смешным или жалким

 
 

Страх перед Богом

 
 

Страх полёта на самолётах

 
 

Страх быть не таким, как остальные ученики

 
 

Страх быть уличённым во лжи

 
 

Страх аттракционов

 
 

Страх быть ограбленным на улице

 
 

Страх болезни

 
 

Страх быть выгнанным из класса

 
 

Страх медицинских процедур

 
 

Страх критики со стороны близких

 
 

Страх смерти близких людей

 
 

Страх одиночества

 
 

Страх собственной смерти

 
 

Страх перед вызовом родителей в школу

 
 

Страх наказания родителями за неуспеваемость

 
 

Страх террористического взрыва

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Средние значения по группам страхов

Шкала

Юноши

Девушки

Итог

Мистические

13

25

38

Фобии

17,2

27,3

44,5

Учебные

13,7

23,4

37,1

Социальные

19,1

26,9

46

Криминальные

16

29,2

45

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Определение уровня ситуативной тревожности.

Бланк опросника:

Вы спокойны

1

2

3

4

Вам ничего не угрожает

1

2

3

4

Вы находитесь в напряжении

1

2

3

4

Вы испытываете сожаление

1

2

3

4

Вы чувствуете себя свободно

1

2

3

4

Вы расстроены 

1

2

3

4

Вас волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком

1

2

3

4

Вы встревожены

1

2

3

4

Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 

1

2

3

4

 Вы уверены в себе

1

2

3

4

Вы нервничаете

1

2

3

4

Вы не находите себе места

1

2

3

4

Вы взвинчены

1

2

3

4

Вы не чувствуете скованности и напряжения

1

2

3

4

Вы довольны

1

2

3

4

Вы озабочены

1

2

3

4

Вы слишком возбуждены и вам не по себе

1

2

3

4

Вам радостно

1

2

3

4

Вам приятно

1

2

3

4

Ситуативная тревожность определяется по ключу:

Из суммы баллов по вопросам(3,4, 6,7,9,12,13,14,17,18) вычесть сумму баллов по вопросам(1,2,5,8,10,11,15,16,19,20), затем к полученному результату прибавить 50.

С Т =(3,4, 6,7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) +50=

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Определение уровня личностной тревожности

Бланк опросника:

Вы испытываете удовольствие

1

2

3

4

Вы быстро устаёте

1

2

3

4

Вы легко можете заплакать 

1

2

3

4

Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие

1

2

3

4

Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения

1

2

3

4

Вы чувствуете себя бодрым человеком

1

2

3

4

Вы спокойны, хладнокровны и собранны

1

2

3

4

Ожидание трудностей очень тревожит вас

1

2

3

4

Вы слишком переживаете из-за пустяков

1

2

3

4

Вы бываете вполне счастливы

1

2

3

4

Вы принимаете всё слишком близко к сердцу

1

2

3

4

Вам не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

Вы чувствуете себя в безопасности

1

2

3

4

Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

У вас бывает тоска

1

2

3

4

Вы бываете довольны

1

2

3

4

Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас

1

2

3

4

Вы так сильно переживете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть

1

2

3

4

Вы уравновешенный человек

1

2

3

4

Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах

1

2

3

4

Личностная тревожность определяется по ключу:

Из суммы баллов по вопросам (2,3,4,5,8,11,12,14,15,9,17,18,20) вычесть сумму баллов по вопросам (1,6,7,10,13,16,19), затем к полученному результату прибавить 35.

ЛТ= (2,3,4,5,8,11,12,14,15,9,17,18,20) - (1,6,7,10,13,16,19)+ 35=

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Результаты опроса

Тревожность

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Ситуативная тревожность

10%

40%

50%

Личностная тревожность

5%

47%

48%

1 Подробные описания способов можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

2 Приложение 3

3Приложение 1

4 Приложение 4

5 Приложение 5

6 Приложение 6

7 Приложение 7

Просмотров работы: 4976