Лидер в подростковом возрасте

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лидер в подростковом возрасте

Портнова А.О. 1
1МОУ Лицей 15
Скрипнеченко И.Ю. 1
1МОУ Лицей 15
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Проблема лидерства очень остро стоит в сегодняшнем мире. Наблюдая за сегодняшней политической жизнью, мы видим, как от деятельности того или иного лидера зависят судьбы не только людей, но и всей планеты. Огромное значение уделяется личности лидера – того, кто руководит, ведёт за собой. И это правильно, ведь в каждой группе, коллективе, компании будь она малая или большая должен быть руководящий человек. Лидерами могут быть не только взрослые, но и подростки в своих группах. Конечно, каждый подросток хочет быть в центре внимания, быть лидером, быть самым лучшим. И среди подростков идет борьба за место лидера. Но не все могут быть им, ведь для лидерства нужны необходимые личностные качества. Некоторые лидерами рождаются, а другие ими становятся. Путь становления лидера интересен и труден, ведь он получает новый опыт и развитие , становится более интересным и способным. Тем самым он развивает в себе еще какие-то хорошие качества, которые положительно на него влияют. Я считаю, что тема которую я взяла для своего исследования «Подростковый лидер и его качества» необходима для саморазвития и воспитания в себе каких-то качеств личности.

Цель работы: изучить качества личности подростков-лидеров на примере 6 и 8 классов.

Объект исследования: лидерство в подростковом возрасте.

Предмет исследования: качества личности подростка (уровень коммуникабельности, тип высшей нервной деятельности, характеристика личных качеств и особенностей поведения)

Гипотеза. Лидер – подросток имеет определённый набор личностных качеств и психологических черт.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретического материала по теме исследования.

2. Проведение диагностических методик по теме исследования.

3. Составление индивидуального психологического портрета лидеров класса.

4. Разработка советов для подростков «Как стать лидером»

Методы исследования:

1. Методика «Исследование межличностных взаимоотношений методом социометрии» (1 этап).

2.Методика Г. Айзенка. «Тест на определение типа темперамента»

3.«Психогеометрический тест личности» С.Диллингер.

Для исследования мы выбрали обучающихся 6-х классов (11-12 лет) и 8-х классов (14-15 лет) МОУ Лицей. Для прохождения теста на выявление лидера, участвовали 130 человек из 6-х и 8-х классов.

Подросток и лидерство. Теоретическая основа.

1.1. Лидерство – что это такое?

Многие великие люди размышляли, что это за феномен – лидерство.

«Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем» - писал Конфуций. Так же говорил и Вовенарг Люк де Клапье – известный французский писатель «Хотите подчинить себе других – начинайте с себя». Очень емко сказал о лидере Наполеон Бонапарт: «Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном». Моё мнение в том, что лидерство это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью.[4]

Слово «лидер» происходит от английского «lead» (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Чтобы стать лидером нужно иметь сильную волю и обладать определенными качествами.

Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Лидер может быть официальным, то есть назначенным, а может руководить коллективом в силу своих организаторских способностей.

Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).[6]

Британский психолог Эдвард де Боне в качестве критерия использует роли, которые выполняют руководители-лидеры в коллективе. По его классификации, виды лидеров существуют такие:

Мудрец - это мозг команды. Он умеет анализировать пошлое и прогнозировать будущее, в его анализ входит очень широкий круг событий, людей, предметов. Пророк - его мысли – в будущем. Он всегда наполнен мечтами и кажущимися на первый взгляд нереальными перспективами.

Волшебник - стремится к гармонии и оптимизации всего вокруг. Он заставляет меняться, любит перемены.

Наставник - он не только сам постоянно развивает свои способности и совершенствует навыки, но и стимулирует остальных к профессиональному и личностному развитию.

Союзник - обожает общаться и сотрудничать, развивает и поддерживает партнерские отношения.

Властитель - использует власть для того, чтобы принимать ответственные решения. И других направляет на это же.

Проводник - отличный организатор, который умеет собрать людей воедино и повести за собой в избранном направлении.

Художник - посвящает свою жизнь совершенствованию мастерства. Для него работа – это искусство.[7]

Давайте вспомним яркие примеры лидеров из художественной литературы:

В повести А.Гайдара «Тимур и его команда» главный герой рассказа - Тимур. Он является лидером в произведении. Тимур обладает определенно лидерскими качествами: смелый, решительный, отважный, ответственный, верный, надежный как друг, справедливый и честный.

В замечательном произведении Марка Твена - «Приключения Тома Сойера» главный герой рассказа - Том Сойер. В произведении Том является лидером и обладает такими лидерскими качествами, как благородство, доброта, справедливость, великодушие, щедрость.

А вот в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок», главный герой романа Остап Бендер. В произведении он является лидером. Остап обладает определенными качествами: язвительный, ищущий для себя выгоду, сообразительный, юмористичный, энергичный, мечтательный, умный человек.

Как мы видим, лидер – это не чётко оформленный список качеств. Тем более, если это лидер подростковой группы. Для этого нам надо разобраться, что собой представляет подростковый возраст.

1.2.Характеристика подросткового возраста.

Подростковый период – это время наибольшего физического, познавательного и психосоциального развития человека. Возраст 12-15 лет – для детей период жизни полный «бурь и волнений». Часто говорят, что это трудный возраст и подростков сложно понять.

Однако период созревания – это нормальный этап развития. Поэтому замечания о «ненормальности» подростка только усиливают его погружение в себя, страх перед переменами, которые он переживает.

Физиологическое развитие.

С точки зрения же физиологии подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, повышение кровяного давления, напряжение сердечной деятельности у подростков, а также повышение их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении.

Оценка своей внешности и физического «Я».

Подросток придирчиво рассматривает себя в зеркало, иногда без причины грустит и может ответить грубостью на замечания взрослых. С одной стороны, ему хочется, чтобы все заметили, как он изменился, с другой – он беспокоится, что эти изменения делают его неуклюжим и некрасивым, и поэтому раздражается, когда уделяют ему слишком много, по его мнению, внимания.

С быстрым развитием в переходном возрасте связано и негативное или настороженное отношение подростков к новым чертам своей внешности

Развитие и укрепление чувства взрослости

Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

В этом возрасте подростки начинают сбиваться в группы, придумывают свои шутки и собственный жаргон, постоянно стремятся быть своим среди друзей. Подростки обращаются к родителям и взрослым только в силу необходимости, когда нуждаются в защите (например, в кризисной ситуации или материальной поддержке). Чаще взрослые с обидой воспринимают стремление к независимости. А подростки все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.[3]

Особенности поведения детей - подростков(12—15 лет)

мальчики склонны к групповому поведению

дети испытывают внутреннее беспокойство

противопоставление между мальчиками и девочками, дразнят друг друга

мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых

дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета

стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды

сопротивление критике [2]

Вывод: таким образом, подростковый возраст чрезвычайно труден как для взрослых, так и для самих подростков. Но тем не менее, он является важным этапом для становления личности. И значимое место при этом принадлежит социальной группе, в которой он получит признание и саморазвитие. Вот здесь и сыграет большую роль лидер этой группы – человек, под чьим руководством существует эта группа

Для получения полной картины подросткового лидера нам было важно составить индивидуальный психологический портрет личности подростка-лидера. Психологический портрет личности представляет собой совокупность особенностей характера, особенностей темперамента, индивидуальных личностных свойств, которые позволяют получить психологическую характеристику.

2. Составление психологического портрета лидера. Практическая часть.

Для того, чтобы наиболее полно составить портрет личности лидера, мы решили провести исследование в двух возрастах – 12 и 14 лет.

2.1.Социометрическое исследование

Сначала нам необходимо было выяснить, кто в классах является лидером. Для этого мы использовали метод социометрии, основанный на выборе партнера по совместной деятельности.[3] При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся. Целью методики является изучение межличностных взаимоотношений и выявление положение личности в классном коллективе.

Мы выбрали для диагностики только 1 этап, при котором выявляются лидеры и аутсайдеры класса.

Исследование проводилось в 6-х - 65 человек и 8-х классах – 65 человек.

В каждом классе с помощью социометрии были выявлены учащиеся, имеющие наибольшее количество положительных выборов.

2.2.Тест Айзенка на определение типа темперамента

Следующим этапом мы решили выяснить тип темперамента каждого из выявленных лидеров.

Темперамент в переводе с латинского означает «смесь, соразмерность». Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, определяющие характер его психики, степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент. В V в. до н. э. Древнегреческий врач Гиппократ изучил свойства человека, по его учению темперамент определяется не равными пропорциями смешения слизи, крови и желчи. От названий этих жидкостей произошло название темпераментов:

- преобладание крови – сангвиник;

- преобладание желчи – холерик;

- преобладание слизи – флегматик;

- преобладание чёрной желчи – меланхолик.

Для того, чтобы узнать тип темперамента наших лидеров, мы использовали он-лайн тест Айзенка на определение типа темперамента.[8]

Результаты получились следующие:

В 6 классах (см. приложение 1).

В 8 классах (см. приложение 2).

Как мы видим, если в 6-х классах преобладающим типом темперамента был сангвиник, то в 8-х классах преобладающим стал холерик, но появились также и флегматики и меланхолики. Это позволяет сделать нам предварительный вывод, что лидерство не зависит от типа темперамента.

2.3. «Психогеометрический тест личности» С.Диллингер.

Следующим этапом исследования стал тест личности [2]

Целью этой методики стоит определить тип личности, характеристики личных качеств и особенностей поведения подростка.

Диагностика личности с помощью психогеометрического теста Сьюзен Деллингер позволяет:

1. Мгновенно определить тип, личности интересующего человека и Вашу собственную форму.

2. Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому, языке.

3. Составить сценарий поведения для каждого типа личности в типичных ситуациях.

Методика представляет собой пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг . От тестируемых требуется выбрать ту фигуру, в отношении которой можно сказать: это – «Я». При сильном затруднении – требуется выбрать ту фигуру, которая привлекла первой. Затем требуется выбрать оставшиеся четыре фигуры в порядке предпочтения.

На основании полученных результатов составляется краткая психологическая характеристика основных форм личности: Квадрат, Треугольник, Круг, Прямоугольник, Зигзаг. Данный результат исследования устанавливает: особенности поведения, внешние признаки личности, даже по половому признаку, положительные и отрицательные психологические свойства, привычки, пристрастия, увлечения, особенности поведения личности в конфликте.

По результатам данной методики среди наших лидеров выделилось следующее соответствие (см. приложение 3) .

Как видим, преобладающим выбором стал треугольник, на втором месте в 6-х классах круг, а в 8 классах одинаково набрали зигзаг, круг и квадрат.

О том, что обозначают эти фигуры в диагностике, можно прочитать в приложении 4 к данной работе.

2.4. Составление общего психологического портрета лидера классов.

На основании проведённых исследований мы решили сделать обобщённый портрет лидеров классов по параллелям, совместив полученные результаты.

В результате анализа мы выявили, что лидер в 6 классахэто чаще всего сангвиники, с сильным волевым началом. умеющие анализировать ситуацию, сосредотачиваться на главном, на сути проблемы, обладающие умением эффективно решать проблемы. Они хорошие слушатели, искренне заинтересованы, прежде всего, в хороших межличностных отношениях, обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека, гуманны, умеют разбираться в людях.

Лидер для 8-х классов без разницы тип темперамента, но также как и у 6-х классов – это способность концентрироваться на главной цели , с сильным волевым началом. Они способны глубоко и быстро анализировать ситуацию, способны сосредотачиваться на главном, на сути проблемы. Умение придумывать новое, оригинальное. Основная цель их жизни - самовыражение. Эмоциональны, имеет развитое эстетическое чувство и вкус. Но в противоположность этому может возникнуть и другая сторона лидерства – Мыслитель - вынослив, терпелив и методичен, что делают его высококлассным специалистом в области обработки и систематизации информации. Любит раз и навсегда заведенный порядок: он консервативен, предпочитает работу с определенным, однажды заведенным правилом и с конкретно поставленной задачей. Ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий. Он упорядочивает, организует людей и вещи вокруг себя, обладает практическим складом ума, деловитостью и упорством.

Заключение.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась – мы выявили, что имеются характерные черты подростковых лидеров и попытались их систематизировать. Мы выявили , что психологические особенности личности у подростков имеют отличия исходя из возраста, но также имеют и ряд общих характерных черт.

Что же делать тем подросткам, которые стремятся к лидерству, но в данный момент лидерами не являются? На основании изученной темы я попытаюсь сформулировать основные советы подростку.

Советы тем, кто стремится к лидерству.

1. Постоянно развивать свой кругозор.

2. Участвовать во всех делах класса, даже если это дело для тебя не очень интересно.

3. Учиться общению, быть внимательным, уважающим собеседником, уметь искать компромисс в конфликтных ситуациях.

4. Не боятся совершать ошибки.

5. Иметь свою индивидуальность. Не обязательно внешнюю, а внутреннюю обязательно.

6. Учится анализировать себя как личность, на основе этого учиться понимать других.

7. Учиться слушать других, сопереживать.

Лидерство в подростковом возрасте это отправной пункт дальнейшей жизни. Именно инициативный подросток имеет больше шансов на успешное самоопределение. Наличие лидерских качеств у подростка позволяет ему уверенно себя чувствовать, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи. Каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха.

Список литературы:

Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога /И.В.Вачков// СпБ: Речь.- 2001.-С. 27-29

Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М.Грановская//Свет. - СПб. - 1997. – С. 69

Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика / М.Ю.Кондратьев, В.А.Ильин // ПЕР СЭ. – Москва. - 2007.- С. 420

Кричевский Р.Л. Психология лидерства / Р.Л.Кричевский // СПб. – Статут.- 2007 г. – С. 12

https://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt1/

http://komandatrening.ru/library/postroenie-komandy/kakie-byvayut-lider/

http://www.relaxon.net/vsyako-razno/liderskie-kachestva-podrostka

https://iqclub.ru/test/temperament

Приложения

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

«Психогеометрический тест личности» С.Диллингер

ТРЕУГОЛЬНИК (РУКОВОДИТЕЛЬ). Характерная особенность «Треугольника» - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые люди с сильным волевым началом. Они способным глубоко и быстро анализировать ситуацию. «Треугольники» способны сосредотачиваться на главном, на сути проблемы. Сильно развитая прагматическая ориентация направляет их мыслительный анализ на поиск наиболее эффективного в данных условиях решения проблемы.

КРУГ (КОММУНИКАТОР). Коммуникаторы среди всех фигур, потому что они лучшие слушатели. Они те, кто уверенно выбирает круг в качестве наиболее предпочитаемой фигуры, искренне заинтересованы, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для «Круга» - люди, их благополучие. Он является связующим звеном коллектива, скрепляет и стабилизирует ту группу, в которой находится. К основным чертам характера «Кругов» можно смели отнести гуманность, социальность, умение разбираться в людях. Они достаточно активны как в профессиональной, так и в общественной деятельности, легко приспосабливаются к людям, в общении проявляют гибкость, готовность идти на компромисс. «Круг» не отличается решительностью, легко внушаем, его нетрудно уговорить, переубедить в чем-либо

«КВАДРАТ» (ТРУЖЕНИК). Выбирающие в качестве предпочитаемой фигуры квадрат, относятся к «левополушарным» мыслителям (аналитический склад ума). «Квадрату» легче «вычислить» результат, перерабатывая данные в логической форме, чем интуитивно догадываться о нем. Выносливость, терпение и методичность делают его высококлассным специалистом в области обработки и систематизации информации.

ПРЯМОУГОЛЬНИК (Переходный тип). «Прямоугольник» - это тип личности, характеризующийся лабильностью настроений, неуверенностью в выборах и является промежуточным, переходным вариантом. Основные черты характера этого типа - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему. Им нравится работать с животными, они любят ухаживать за растениями, трепетно относятся ко всему живому.К любой работе стараются подойти творчески, не признают авторитетов, стараются находить собственные нестандартные решения. Их отличает непунктуальность, склонность к избеганию прямых конфликтов, язвительность и раздражительность.

ЗИГЗАГ (ГЕНЕРАТОР) Эта фигура символизирует в человеке креативность, способность к творчеству, т. е. генерации новых идей, развитую интуицию. Доминирующим стилем мышления «Зигзагов» является синтетический стиль: они относятся к «правополушарным» мыслителям. Они не фиксируются на деталях, а строят сразу целостные, гармоничные концепции и образы. «Зигзаги» склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них неприемлемы рутина, шаблон, правила и инструкции. Они устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных людей. «Зигзаги» честолюбивы; основная цель их жизни - самовыражение.«Зигзаг» по натуре очень эмоционален, чувствителен и раним. силы.

Просмотров работы: 4880