Исследование проблемы списывания учащимися начальной школы МБОУ "Лицей №17"

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование проблемы списывания учащимися начальной школы МБОУ "Лицей №17"

Утусикова С.А. 1
1МБОУ "Лицей №17"
Утусикова Е.В. 1
1МБОУ "Лицей №17"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды на уроке английского языка во время проведения контрольной работы учитель обнаружила, что некоторые ребята моего класса пользуются шпаргалками. Я стала наблюдать за одноклассниками и на других уроках. Оказалось, что не все выполняют задания самостоятельно и во время проведения проверочных и контрольных работ часто подсматривают в тетрадь к своему соседу. Мне стало интересно, почему школьники прибегают к практике списывания, почему пользуются шпаргалками? Хорошо или плохо для процесса обучения использование шпаргалок и списывание чужих ответов? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы в работе.

Существует множество зарубежных исследований проблемы обмана/ списывания. В России подобные исследования немногочисленны и касаются только академического мошенничества в высших учебных заведениях. Данную проблему рассматривали Н.В. и Ю.В Латовы в статье «Обман в учебном процессе. (Опыт шпаргалкологии)», Е.В. Спивак в работе «Преступление в аудитории. Детерминанты нечестного поведения студентов (плагиата и списывания)», Е. Д. Шмелева в статье «Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований». Заслуживает внимания и интервью с Е. А. Бунимовичем, в котором проблема списывания рассматривается как бич России, создание которого обусловливается самой системой образования.

Но ведь данная проблема не ограничивается только высшими учебными заведениями. Списывание – широко распространенное явление российской системы образования, пронизывающее абсолютно все ее ступени. Еще со школьной скамьи начинается знакомство учащихся с приемами применения шпаргалок, списывания у соседа и т.д., и только потом эта система переходит в вузовские аудитории. 

Тем не менее, в России нет ни одного серьезного исследования, посвящённого проблеме списывания в школе.

Цель: исследование проблемы списывания учащимися начальной школы МБОУ «Лицей №17».

Задачи:

изучить литературу по данной теме;

составить анкету и провести анкетирование учащихся 2 - 4-х классов;

обработать и проанализировать полученные данные;

сравнить данные полученные в различных возрастных группах;

объяснить учащимся негативное влияние списывания в процессе обучения.

Объект исследования: учащиеся 2-4 классов МБОУ «Лицей №17».

Предмет исследования: проблема списывания в начальной школе.

Методы исследования: анализ, анкетирование, сравнение, синтез, обобщение.

Гипотеза: мы предполагаем, что учащиеся начальной школы прибегают к практике списывания и получают отметки, не соответствующие их знаниям.

Практическая значимость. Для того чтобы выработать эффективные меры по предотвращению списывания в учебном процессе, нужно выявить причины данного явления и понять почему учащиеся прибегают к подобным практикам, а что мотивирует их быть честными в процессе обучения. Поэтому данные исследования будут полезны учащимся всех возрастных групп, педагогам школы, а также студентам педагогических колледжей и ВУЗов.

Глава 1. Списывание: польза или вред?

Мы выяснили, что в толковом словаре одно из значений слова «списать» означает «переписывать что-либо, написанное другим, выдавая за свое» [5, с.596].

К списыванию можно отнести нечестные приемы, которые осуществляют учащиеся для достижения хорошего результата в учебе, например, списывание домашних заданий, списывание на контрольных, самостоятельных, проверочных работах, списывание на экзаменах и зачетах, некорректное заимствование фраг­ментов текстов при написании письменных работ (плагиат), подсказки одноклассников.

Почему же ученики так часто прибегают к подобным приемам?

У многих детей наблюдается низкая мотивация к обучению, возникающая по разным причинам, но, чтобы иметь более или менее приличную успеваемость им приходится списывать.

Для большинства учащихся списывание является «легким путем» в повышении успеваемости и получении хороших отметок. Зачастую школьники учатся не ради получения знаний, а ради положительных отметок.

Экономист И. Любимов считает, что «отношение многих школьников и студентов к получению образования становится сравнимым с получением паспорта: обучение превращается в бюрократическую, церемониальную процедуру, которую надо пройти ради получения диплома. Списывание облегчает прохождение этой процедуры»[8].

По мнению специалистов, у современных детей общее развитие и

способности к обучению понизились, а современная школьная программа усложнилась и перегружена, зачастую не рассчитана на среднего ученика. И вот логичный результат – попытка списать, обмануть.

Немаловажную роль играет и то, что на сегодняшний день книжный рынок нашей страны наводнен выпущенными к учебникам решебниками, ответами на билеты, готовыми сочинениями, шпаргалками по различным предметам и прочей подобной литературой, позволяющей не напрягаясь, списать готовый ответ. В сети Интернет существует большое количество специальных сайтов, предлагающих ответы по предметам школьного курса. Для выполнения домашней работы достаточно просто ввести «ГДЗ» в поисковую систему и переписать готовую работу. На данных сайтах активно пропагандируются идеи о том, что списывать - хорошо. Приведу пару цитат с подобных интернет-порталов: «Запомнить все правила и формулы не могут даже сами учителя, которые преподают один и тот же материал много лет. Чего же тогда говорить о замученных огромными объемами школьной программы учениках. Когда вот-вот будет контрольная, а формулы не хотят запоминаться, то самый лучший вариант распечатать шпаргалки и… дальше все школьники и сами знают, что нужно сделать. А еще эти формулы можно вложить в тетрадь и подсматривать при решении задач на уроках» [2]; «Преувеличить нагрузку, которой подвергаются современные школьники, сложно. Множество предметов, дополнительные занятия и, разумеется, домашние задания. На их выполнение не всегда остается достаточно времени. Зачастую школьник вынужден посвящать учебной деятельности, с учетом времени на выполнение домашних заданий, полноценный рабочий день, в то время как растущий организм остро нуждается в прогулках на свежем воздухе, занятиях спортом и отдыхе.Кроме того, нередко ученик испытывает трудности в изучении одного-двух предметов. Кому-то не даются точные науки, кто-то не совсем грамотно пишет. А ведь все это влияет на общую успеваемость. Как избежать плохих оценок за домашние задания? Конечно, воспользоваться сайтом ГДЗ» [9].

Отсутствие серьезных санкций, оценка знаний при помощи тестов, использование современных технологий и средств связи в разы облегчают процесс списывания и делают его массовым явлением.

Автор статьи «Учеба с нулевой суммой» И. Любимов отмечает, что причиной списывания в школе и университете является отсутствие «устойчивых эффективных институтов, сдерживающих списывание», и «культуры, порицающей нарушение правил». В развитых же странах в школах и университетах списывание жестко наказывается. «В Нидерландах за попытку списать на экзамене студент сразу отчисляется из университета, а не отправляется на пересдачу или получает штраф в виде сниженной оценки…в школе и университете студенты знакомятся с культурой, порицающей обман и воровство. Ведь списывание является обманом … а также кражей рейтинга: благодаря списыванию двоечники становятся троечниками, троечники – хорошистами и т. д. Постепенно большинство учеников приучается честно конкурировать за места в школьных и университетских рейтингах…»[8].

В российском же обществе списывание считается нормой. Сложилось понимание, что в этом нет ничего страшного, что это сродни детской безобидной шалости. В некоторых публицистических статьях встречается мнение, что использование шпаргалок вырабатывает у учащихся полезные навыки. Так, при написании шпаргалок какая-то часть материала запоминается, в процессе списывания можно разобраться с заданием, понять его решение. Списывание способствует развитию смекалки, умению приспосабливаться и адаптироваться к существующим условиям.

«Списывающий ученик должен «расшифровать» чужой почерк, а при этом развивается знаковая функция, способствующая повышению способности абстрактно мыслить. Ему приходится следить, чтобы не увидел учитель, и чтобы не «выдали» другие ученики. Списывальщику необходимо поставить ученика, у которого он списывает, в такую ситуацию, при которой он бы дал списать, или списать так, чтобы он не заметил. Получается, что для того чтобы «талантливо» списать, ученик должен обладать, как минимум, следующими умениями: способностью абстрактно мыслить; адекватно оценивать жизненные ситуации; обладать коммуникативной компетентностью; способностью быстро адаптироваться к новым условиям»[7].

На наш взгляд, распространенная практика списывания принесет вреда значительно больше, чем пользы. Ученик, не зная темы, списывает контрольную работу, списывает на экзамене. С первого взгляда такая мелочь. Но это может привести к серьезным последствиям.

Во-первых, систематическое переписывание чужих работ не тренирует мыслительный процесс, сдерживает интеллектуальное развитие и приводит к большим пробелам в знаниях. Те, кто добросовестно учит уроки знает намного больше, чем те, кто регулярно переписывает чужое, выдавая за свое.

Во-вторых, формируется привычка жить чужим умом, за чужой счет. Списывальщики привыкают, что можно самим особых усилий не прикладывать, ничего не делать, а получить все без особого труда в готовом виде. В итоге такие ребята теряют веру в свои силы, становятся не самостоятельны и всегда ждут, что кто-нибудь выполнит за них работу.

В-третьих, чтобы успешно сдать выпускные экзамены, для восполнения пробелов в знаниях списывальщикам придется прибегнуть к помощи репетиторов. А это по сегодняшним меркам очень недешево.

В-четвертых, если ученики списывают, то педагогу сложно определить насколько хорошо или плохо учащиеся усвоили материал, какие пробелы у них существуют, над чем ему нужно поработать.

В-пятых, привыкнув списывать в школе, юноши и девушки будут заниматься этим учась и в высших учебных заведениях. При этом они не получат соответствующих знаний, умений, навыков и выйдут на рынок труда, не имея необходимой квалификации, что в свою очередь отразится на качестве их работы в дальнейшем. Ну а потом падают самолеты, тонут корабли, не долетают ракеты, рушатся здания …

В-шестых, нельзя исключить и того, что учащиеся, привыкнув к обману в процессе обучения, будут продолжать это делать и на рабочем месте. Только это уже будет носить не такой безобидный характер как прежде. Следствием этого могут стать мошенничество, взяточничество, коррупция и т.д.

По мнению Н.В. и Ю.В Латовых: «Нарушение формальных правил школьниками и студентами оказывается ранним опытом нарушения формальных норм в широком плане» [4, с. 31]

Глава 2. Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось с ноября 2016г. по январь 2017 г. среди учащихся 2-4 классов в количестве 146 чел. В анкетировании приняли участие 60 учащихся 2 классов, 42 учащихся 3-х классов, 44 учащихся 4-х классов.

Результаты анкетирования представлены в диаграммах.

Рис. 1. Отношение учащихся к списыванию.

Из рисунка видно, что 30 учащихся 2-х классов, а это половина от общего числа второклассников относятся к списыванию положительно. Среди учащихся 3-х и 4-х классов списывание одобряет всего 11 человек. О том, что списывание допустимо только в некоторых случаях ответили 9 второклассников, 17 третьеклассников и 15 четвероклассников.

Осуждающе относятся к списыванию во 2-х классах – 18 человек, в 3-х – 17, в 4-х - 15 человек.

Рис. 2. Влияние списывания на оценку.

По мнению большинства учащихся 2–х классов, половины учащихся 3-х и 4-х классов списывание значительно влияет на оценку. 34 участника анкетирования отметили, что списывание мало влияет на оценку, а 20 школьников из всех опрошенных считают, что списывание совсем не влияет на оценку.

Рис. 3. Распространенность списывания.

Результаты исследований по этому вопросу свидетельствуют о том, что 30 второклассников, 12 третьеклассников и 10 четвероклассников (всего 52 школьника) не занимаются списыванием. Всего из 146 учащихся в списывании признались 94 человека, что составляет больше половины опрошенных. В основном учащиеся 2-4 классов списывают редко. Тех, кто списывает часто больше во 2- классах, чем в 3-х и 4-х классах. Учащиеся 2-х классов чаще списывают на контрольных и проверочных работах и не списывают д/з, а учащиеся 3-4 классов чаще прибегают к списыванию д/з.

Рис. 4. Источники информации о списывании.

Проанализировав ответы учащихся на этот вопрос, мывыяснили, что 16 человек догадались об этом сами, 19 человек узнали об этом от своих друзей, 30 человек получили информацию от одноклассников, 10-ти учащимся об этом рассказали старшие братья и сестры, 26 ребят, причем второклассников среди них больше, узнали об этом от своих родителей.

Рис. 5. Причины списывания.

Основными причинами, побуждающими учеников к списыванию, для второклассников являются: трудность материала, нехватка времени и неуверенность в своих знаниях. Большинство третьеклассников прибегают к списыванию, потому что им не хватает времени, они не уверенны в своих знаниях и испытывают трудности в процессе обучения. Среди четвероклассников основными причинами списывания названы: неуверенность в своих знаниях, нехватка времени и трудности при изучении материала. 7 учащихся начальной школы списывают, потому что их дома ругают за оценки. По причине лени списывают 4 второклассника и 1 третьеклассник.

Рис. 6.Способы списывания.

Анализ ответов показывает, что среди второклассников наиболее распространено списывание с учебника, тетради и шпаргалок, а также списывание у соседа. У третьеклассников на первое место выходят шпаргалки, затем списывание у соседа, с тетради и использование телефона, интернета. Четвероклассники отдают предпочтение списыванию с решебников, у одноклассников, использованию шпаргалок и учебника.

Р ис. 8. Чувства, вызываемые списыванием.

Исследование по этому вопросу показывает, что учащиеся вторых классов больше испытывают чувство удовлетворения от данного поступка, а учащиеся 3-4 классов больше испытывают угрызения совести, поступая нечестно. С безразличием к данному поступку относятся 18 учащихся из 94. Среди других чувств были названы: волнение, радость, сомнение и злость.

Рис. 9. Отношение родителей к списыванию.

Учащиеся 2-4 классов отмечают, что в большинстве родители не знают о том, что их дети списывают. Чем младше учащиеся, тем больше родители ругают их за нечестное поведение в процессе обучения, и чем старше

становятся учащиеся, тем меньше родители придают значение подобного рода поступкам.

Заключение

Проблема списывания не может не волновать каждого из нас, так как надёжные и качественные знания не только залог будущей карьеры ученика, но и успешного развития страны, как в экономическом, так и в нравственном плане. Для того чтобы опасность списывания на пути собственных возможностей была осознана в полной мере, необходимы совместные действия взрослых и детей.

В ходе исследования, я выяснила, почему учащиеся часто используют приемы нечестного поведения в процессе обучения, рассмотрела положительные и отрицательные стороны процесса списывания, определила к каким последствиям может привести привычка списывания в школе.

Проведя данное исследование мы пришли к следующим выводам:

В литературе проблема списывания учащимися в школе мало изучена;

Большинство учащихся начальной школы лицея №17 (94 из 146 школьников) списывают используя различные приемы и это оказывает значительное влияние на отметки учащихся;

Основными причинами, побуждающими учеников к списыванию, являются: нехватка времени, неуверенность в своих знаниях и трудность изучаемого материала;

Учащиеся 2 классов, несмотря на преобладающее положительное отношение к списыванию, списывают меньше, чем учащиеся 3-4 классов, несмотря на их преобладающее негативное отношение к списыванию;

Учащиеся 2 классов при списывании отдают предпочтение списыванию с учебника, учащиеся 3 классов списыванию со шпаргалок, а четвероклассники чаще списывают с решебников.

У второклассников преобладает чувство удовлетворения при списывании, а учащиеся 3- 4 классов в большинстве испытывают угрызения совести.

Список литературы:

Бунимович, Е. Честность в школе: списывать, не списывать(2004)// Эхо Москвы.30 мая 2004 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.yabloko.ru/…/2004/2004_06/040602_ehom_bunimovich.html

ГДЗ на Отлично. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://otlgdz.ru

Голунов, С. В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом // Вопросы образования. – 2010. – № 3. – С. 243-257.

Латова, Н.В., Латов, Ю.В. Обман в учебном процессе (Опыт шпаргалкологии) // Общественные науки и современность. 2007.- №1. – с.31-46.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: «Русский язык», 1987. -750 с.

Сивак Е. В. 2006. Преступление в аудитории. Детерминанты нечестного поведения студентов (пла­гиата и списывания). Препринт WP10/2006/06. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.- 44 с. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://lia.hse.ru/data/076/590/1239/WP10_2006_06.pdf

Списывание и плагиат характерны не только для российских вузов. Национальный исследовательский университет. Высшая школа экономики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/news/edu/143132989.html

Учеба с нулевой суммой. Ведомости. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/09/09/656281-ucheba-summoi

Учебе. Нет! Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchebe.net

Приложение

Анкета

Возраст класс пол (м) (ж)

Как ты относишься к списыванию?

А) осуждаю, недопустимо

Б) плохо, но в некоторых случаях допустимо

В) положительно

Г) другое (указать какое)

Влияет ли списывание на оценку?

А) значительно влияет

Б) влияет мало

В) совсем не влияет

Приходилось ли тебе списывать?

А) не списываю

Б) списываю редко

Б) списываю часто

В) списываю только на контрольных, самостоятельных и проверочных работах

Г) списываю только д/з

Кто тебе подсказал (рассказал), что можно списать?

А) подруга (друг)

Б) одноклассники

В) старший брат (сестра)

Г) родители

Д) другие (указать кто)

Е) догадался сам

По какой причине ты списываешь?

А) лень учить

Б) трудно учить

В) не успеваю (не хватает времени)

Г) не уверен в своих знаниях

Д) дома ругают за оценки

Е) другие причины (указать какие)

Как родители относятся к тому, что ты списываешь?

А) не знают

Б) ругают

В) не придают значения

Г) покупают решебники, помогают изготовлять шпаргалки

Что ты используешь, списывая д/з, контрольные, самостоятельные, проверочные работы?

А) шпаргалки

В) списываю с учебника

Г) списываю с тетради

Д) списываю с решебника

Е) списываю у соседа

Ж) использую телефон, интернет

Какие чувства ты испытываешь в процессе списывания?

А) угрызения совести

Б) удовлетворение (удалось списать!)

В) безразличие (не волнует данный поступок)

Г) другое (указать какое)

Просмотров работы: 1952