Глобализация образования

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Глобализация образования

Божков И.А. 1
1МАОУ Селятинская СОШ №2
Никифорова Т.Б. 1
1МАОУ Селятинская СОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Глобализация – это процесс интеграции и унификации различных сфер жизни общества под единый международный стандарт. Потрясающие достижения в области телекоммуникаций, колоссальное расширение компьютерных возможностей и создание информационный сетей типа Интернет стимулируют процесс глобализации.Процесс глобализации образования в России является одним из наиболее актуальных проблем, в связи, с оптимизацией обучения и воспитания и переходом на новые образовательные стандарты. От решения этой проблемы зависит возможный статус и место государства на мировой арене.

Целью данной исследовательской работы является нахождение наиболее оптимальных форм, методов образования в условиях глобализации.

Задача данной работы заключается в анализе влияния процессов глобализации на образование и изменение содержания образования под влиянием стандартизации.

Гипотеза заключается в том, что глобализация как естественный процесс развития мирового сообщества может привести к негативным результатам и последствиям развития общества.

В работе используются методы систематизации знаний, описание, сравнение социальный опрос, анализ источников: Декларации Болонского процесса ,Лиссабонской Стратегии 2020, работы Л. Ивашкевич “Реалии Болонской системы в Европе”, В. Унковски-Корица “Удар по неолиберализму , Е.А. Тюгашев «Философия Болонского процесса» и современные исследования А.Н Чумакова и Е.Л. Гринина.

Практическая значимость работы выражена в использовании её учителем истории и обществознания в качестве материала к уроку по теме: «Глобализация»

Глава I. Конец XX века, как начало глобализации образования в мире

1.1.Предпосылки глобализации образования

Современный мир находится в положении постоянных конфликтов и угроз разного характера, образованных целым разнообразием причин и вытекающих в различные последствия для всемирного сообщества. И для поддержания этого хрупкого мира, все страны и государства должны выстраивать одно единое интеллектуальное пространство, тем самым, стирая какие-либо барьеры между людьми, будь-то национальные, религиозные или даже государственные границы.

Идея такого «идеального» и «утопического» общества зародилась в Европе в конце XX века. Европейские государства всё более ощущают себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта и сформировался общеевропейский рынок труда. В условиях пестроты систем высшего образования возник закономерный вопрос о создании единого метода обучения из-за несопоставимости присваиваемых квалификаций, которые тормозили мобильность квалифицированной рабочей силы1. Так и был создан «Болонский процесс».

В 1998 году министры образования четырёх стран Европы приняли решение, что сегментация обучения в европейских странах мешает развитию науки и образования. Они подписали Сорбонскую декларацию. Её цель заключалась в образовании общих положений стандартизации Европейского высшего образования, мобильность которого нужно поощрять как для студентов и выпускников, так и для увеличения квалификации персонала.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. 29 стран были готовы взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность Европейского высшего образования, не забывая об обязательном сохранении самостоятельности всех высших учебных заведений. Декларация имела добровольный и необязательный характер2.

1.2.Основные цели Болонской декларации и их реализация.

Основные стратегические цели:

Реализовать идею об обучении длиною в жизнь и обеспечить автономность

Увеличить качество и эффективность обучения и профессионального образования

Способствовать равноправию, социальной связи и позиции активного гражданина

Укрепить творческий и инновационный дух, в том числе деятельности предпринимателей, на всех уровнях образования и профессиональной подготовки

Для отслеживания качества выполнения этих целей многие страны-участницы участвуют в международных исследованиях TIMSS3, PISA4 и PIRLS5.

Результаты в этой области, Монитор образования и подготовки 2014, опубликованный Комиссией, показывает нам, что ещё присутствуют серьёзные проблемы:

20% 15-летних в Европейском Союзе не обладают высокими способностями в чтении, математике и науке. 20% более взрослых людей имеют низкий уровень грамотности и умения считать, 25% не адаптированы к работе с цифровыми технологиями.

Завершение школьного обучения в настоящее время достигает 88.9%, а 19 стран-участниц добились цели, поставленной выполнить к 2020 году.

Количество выпускников высших учебных заведений продолжает расти и достигло 37.9%, но их трудоустройство до сих пор остается серьёзной проблемой6.

Согласно промежуточному отчету7 по итогам Программы, смогли сделать много, но в некоторых частях Европа, как и раньше, испытывает серьёзные проблемы. Необходимо отметить несколько достижений, сделанных благодаря именно реализации программы: программы Erasmus и Srasmus, улучшение мобильности образования и развитие гибкости высшего образования.

Глава II. Оценка фактической реализации Болонской декларации.

2.1.Мнение экспертов и «участников процесса» - студентов

Создание Болонской декларации должно было стать чем-то прорывным и новым в образовании, чем-то, что может помочь всем. Но как бы не были хороши амбиции и громкие слова – это лишь пустой звук, если реализация «оставляет желать лучшего». Из-за неоднозначности Болонского процесса и постепенной его интеграции в разные страны, выработалось мнение такого же плана.

В условиях данных реалий в 2005 году была представлена работа, написанная ESIB и названная «Черной Книгой Болонского процесса». Книга была разработана на основании материалов, опубликованных студентами из 31 стран-участниц, в которые входила Италия, Франция, Великобритания и т.д. В проекте описываются немалочисленные провалы системы, такие как неэффективность кредитной системы, невозможность автономности, проблемы структуры бакалаврата-магистратуры. Стало очевидном, что всё хорошее , что было представлено в декларации, оказалось на практике совершенно недееспособным8.

Однако существуют и гораздо более радикально настроенные студенты – норвежская группа Norsk Studentunion. Объединение создано с целью противостояния изначальным целям и принципам Болонского процесса. Они выделяют коммерческую составляющую высшего образования, его направленность на потребности рынка, глобального капитала, осознанное снижение уровня массового обучения (магистратура не рассчитана на преобладающий процент учащихся, большая их часть выбирает именно 3-ёх годовой срок обучения). Это объединение также обвиняло Болонскую декларацию в «штамповании» людей, которые при выходе из высших учебных заведений не имели ни критического мышления, ни собственного мировоззрения.

Данное движение обрело свою популярность среди студентов 40 организаций разных европейских стран, которые поддержали и приняли участие в Европейском форуме. Активисты форума заявили, что они – не просто протестное движение против Болонского процесса, а движение за общедоступное, не подлежащее экономическим зависимостям и достижениям критического образования, которое будет направлено на интересы общества, а не фирм и предпринимателей.

Студенты увидели, что есть люди, находящиеся в такой же ситуации, как и они, которые не собираются мириться с существующими реалиями и готовы протестовать и выражать свою гражданскую позицию для достижения компромисса, и тогда учащиеся высших учебных заведений получили такую «дозу» мотивации, что начали пытаться что-то исправлять и в своих странах: Германия, Франция, Италия, Ирландия и так далее.

Глава III. Глобализация образования в России.

3.1.Процесс интеграции Болонской декларации в Россию.

В 2002 году, спустя три года после подписания Болонской декларации, был задан вопрос об изучении опыта Европы для сближения систем высшего образования и Министерства образования Российской Федерации. Главной дилеммой стало размышление о повышении уровня информированности Российской высшей школы о Болонском процессе. С данной целью была сформирована соответствующая рабочая группа, которую возглавили заместитель министра РФ, председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы и ректор Санкт-Петербургского университета.

17-19 сентября 2003 года состоялась конференция в Берлине на уровне министров 33 стран – участниц и 7 государств – кандидатов. На этом собрании по инициативе Франции, поддержанной рядом европейских стран, Россия стала участником Болонского процесса.

Мотивировалось это присоединение России к Болонскому процессу, по словам министра международных отношений и регионоведения, необходимостью придать новый импульс, модернизировать высшее образование для воспитания новых профессионалов, которые будут строиться на принципиально новой системе обучения, где ученик не просто копирует знания учителя, а сам зарабатывает для себя ценную информацию9.

3.2.Последствия реформы образования в России.

Болонский процесс не имеет определенных сроков окончания – только некоторые контрольные точки.

В России этот процесс не прошёл бесследно. И в первую очередь следует выделить плюсы. Первым плюсом Болонской системы является двухуровневая система высшего образования: бакалавриат и магистратура. Такая система обучения позволяет увеличить уровень своей профессиональный подготовки, «отсеять лишних» - закончить первую ступень на одном факультете, а вторую на другом10.

Также нельзя забывать о возросшей мобильности и автономности студентов. Ученики, начавшие свое обучение в одной стране, всегда могут закончить его в вузе другой страны. Так же после получения документа об окончании высшего учебного заведения его можно стандартизировать под дипломы стран, входящих в Болонский процесс.

Два представленных раннее аргумента формируют третий пункт – повышение конкурентоспособности среди студентов, получивших высшее образование.

Некоторые последствия можно отнести скорее к нейтральным, чем к плюсам или минусам. Это и излишняя самостоятельность студентов. В программе идёт расчет на их «честность» и «сознательность», но это слишком положительный взгляд на вещи, «через розовые очки». Многие учащиеся высших учебных заведений вряд ли захотят тратить свободное время на учебу. Но с другой стороны данный подход прививает людям «автономность». В условиях, постоянно обновляемых течений общества, нужны специалисты готовые на решительные меры, в том числе, на получение новых знаний.

Но нельзя забывать и о минусах программы. Её главным недостатком, по моему мнению, является ориентированность на развитые страны. Специалисты, окончившие вузы, уедут в страны, наиболее выгодные им с точки зрения работы, заработной платы и условий труда. А это предполагает лишь «утечку мозгов». В результате экономически развитые страны продолжат своё процветание, а бедные своё обеднение.

Заключение.

В введении в России Болонской системы образования присутствуют как положительные, нейтральные, так и отрицательные черты. Данная декларация основывается на установлении авторитетного и информационного подхода, при котором оценивание студентов происходит по определенным баллам.

Идея создания единой системы обучения, при которой будет достигаться равность всех студентов, у всех одинаковые условия при приеме на работу и возможность поступить на выбранную ими профессию в любой стране, является более чем хорошей, возможно, в какой-то степени идеальной.

Но как бы то ни было, наши амбиции всегда далеки от истины, как и в этом случае. Правда мы можем всегда стремиться к нашим целям и идеалам, что и делают нынешние страны, входящие в Болонскую систему. Для этого я предлагаю ввести некоторые корректировки, связанные с существующей системой образования:

Нужно больше практики – люди не понимают, что им делать с полученными им знаниями после выхода с учебных заведений. Также данный тезис может мотивировать учеников на учебу

Нужно улучшить систему поощрений ученикам, имеющие «отличные» оценки: это будет мотивировать «хорошистов» на улучшение оценок, а «отличников» продолжить получать знания на том же уровне

Нужно ввести систему «электронного» обучения, когда ученики неспособны ходить в школу по ряду причин для получения знаний.

Нужно проводить психологические тренинги для подростков – учеников для улучшения эмоционального состояния учеников, следовательно, их продуктивности

Несмотря на пробелы в выполнении поставленной задачи, можно увидеть , явные улучшения в положении студентов в нашей и других странах в последние годы. Это и дает нам шанс на «светлое будущее», которое, будем верить, находиться не за горами.

Список литературы:

1.Леся Ивашкевич “Реалии Болонской системы в Европе”

2. Е.А. Тюгашев «Философия Болонского процесса».

3. Владимир Унковски-Корица “Удар по неолиберализму — студенческие протесты 2006 года”

Интернет – источники:

1.Журнал «Национальные проекты» — Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы

2.Владимир Унковски-Корица. Удар по неолиберализму — студенческие протесты 2006 года

3. http://vuzobr.ru

4. https://www.hse.ru/news/1163613/1108500.html

5.http://scepsis.net/library/id_2240.html

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

1 https://works.doklad.ru/view/Z8rcATcos14.html

2 Журнал «Национальные проекты» — Национальный проект в сфере образования. Болонская декларация и конкурентоспособность выпускников российской высшей школы

Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования

Тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике

Международное исследование качества чтения и понимания текста

3 Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования

4 Тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике

5 Международное исследование качества чтения и понимания текста

6В Испании этот показатель снизился с 70% до 59% по итогам 2013 года, при среднеевропейском показателе 75.5% и целевом показателе 82%

7 Проект отчета Совета и Комиссии о выполнении стратегии Образование и Профессиональное обучение ET-2020 от 28.05.2015

8 http://scepsis.net/library/id_2240.html

9 https://www.hse.ru/news/1163613/1108500.html

10 http://vuzobr.ru

Просмотров работы: 709