Конфликтные взаимоотношения обучающихся в младшем школьном возрасте: причина, основные пути коррекции

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Конфликтные взаимоотношения обучающихся в младшем школьном возрасте: причина, основные пути коррекции

Пяк А.А. 1
1МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале Пуровского района
Петрова С.А. 1
1МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале Пуровского района
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема детских конфликтов в последнее время привлекает к себе все большее внимание исследователей. Невозможно избежать конфликтов, когда дети собираются вместе. И от того насколько взрослые будут готовы к адекватному вмешательству в подобные ситуации, во многом будет зависеть полноценное развитие ребенка.

Объектом исследования является: наука, изучающая душу, а также недоступные для визуального наблюдения процессы, структуры поведения человека и особенности в поведении отдельных коллективов.

Предметом исследования является человек и его психическая деятельность, а также взаимодействие между индивидуумами.

В своей работе я сделала акцент на изучение внутренних причин и особенностей конфликтного поведения в младшем школьном возрасте.

По данным М.С. Неймарк, одной из возможных причин возникновения конфликтов со сверстниками в младшем школьном возрасте является неадекватный уровень притязаний в познавательной и межличностной сфере, что ведет к завышенным притязаниям ребенка занимать определенное место во взаимоотношениях со сверстниками [6, с. 38].

Актуальность изучения данной проблемы состоит в том, что частые конфликты в отношениях обучающегося со сверстниками могут выступить в качестве серьезной угрозы личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте и перерасти в устойчивый тип конфликтного поведения в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками является ведущей деятельностью.

Цели исследования:

Выявить детей с неадекватным уровнем притязаний в сфере взаимоотношений со сверстниками;

Изучить особенности взаимоотношений детей с неадекватным уровнем притязаний со сверстниками.

Гипотеза: у младших школьников с неадекватным уровнем притязаний отмечается: низкий социометрический статус и неконструктивное решение конфликтных ситуаций.

Задачи исследования:

Определить социометрический статус обучающихся с неадекватным уровнем притязания;

Выявить особенности поведения обучающихся с неадекватным уровнем притязания в конфликтных ситуациях со сверстниками.

Методы психологического исследования:

Организационный метод:сравнительный метод.

Эмпирические методы: наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; психодиагностические методы (тесты, анкеты, проективные рисуночные методики, беседы); анализ продуктов деятельности.

Метод обработки данных: количественный и качественный методы.

Данная работа адресована студентам, преподавателям ОУ, педагогам-психологам, родителям обучающихся.

Глава 1. Основная (теоритическая) часть

Общая психологическая характеристика младшего школьного возраста

Изменение социальной ситуации развития, связанной с поступлением ребенка в школу, вызывает необходимость адаптации к ней. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования.

Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

В младшем школьном возрасте начинают формироваться и такие сложные новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции, в дальнейшем они усложняются и закрепляются.

Наибольшие изменения, в младшем школьном возрасте, во внутренней позиции связаны с взаимоотношениями со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в коллективе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей мере начинает влиять то, как складываются его отношения со сверстниками.

Существенно меняется самооценка школьника в период младшего школьного возраста. В этот период возникает кризис самооценки, резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой детей этого возраста распространяется во все сферы жизни. В.Н. Лозевцева пишет: «…обострение критического отношения к себе актуализирует у младшего школьника потребность во всеобщем признании» [5, с. 53].

Таким образом, в младшем школьном возрасте появляется своеобразный мотивационный кризис. Его появление вызвано сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции обучающегося. Переживания младших школьников далеко не всегда осознаются ими, часто они не могут сформулировать свои трудности, проблемы. Недовольство собой, отношениями с другими – все это может стать

стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может негативно отразиться на формировании личности.

Типы конфликтов и пути их преодоления в младшем школьном возрасте

В литературе посвященной проблеме детских конфликтов существует много направлений исследования.

В исследовательской работе за основу возьмем определение А.А. Ершова: «Конфликт – означает столкновение случайностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, поведения в процессе и в результате общения этих личностей» [2, с. 37-38].

Конфликт в отношении ребенка со сверстниками неизбежен, он выступает в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Поэтому знания о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной коррекции приобретает первостепенное развитие.

Во многих отечественных и зарубежных исследованиях конфликты различают в зависимости от их направленности и выделяют четыре типа: конфликт целей, конфликт процедур, конфликт мнений, конфликт межличностных взаимоотношений. Все типы можно наблюдать в младшем школьном возрасте.

Суть реального конфликта – объективные вещи. По мере роста конфликта растет, и враждебность между конфликтующими сторонами и уменьшается взаимосвязь.

Межличностный конфликт можно решить двумя способами: если стороны не зависят друг от друга, то лучше оставить конфликт, но если они попали в обстоятельства, где должны вместе учиться, то необходимо найти помощь у третьей стороны – нейтрального человека. Обеспечив встречу противников, в процессе решения их совместных проблем он обеспечивает смягчение конфликта.

Многие конфликты не могут быть решены конструктивно, учащиеся не всегда могут точно осознавать мотивы своего поведения, иногда их навыки общения настолько нерезультативны, что они не могут скрыть своего неприятия. Во многих конфликтах имеет смысл создать охлаждающий период. Эти перерывы в общении обеспечивают возможность враждебности и страстям поутихнуть.

В некоторых случаях учителям следует прекратить публичное обсуждение конфликта, если не может быть разумного решения проблемы. Полезной практикой является перенесение ситуации из сферы общественной в сферу личностную, в смысле ее решения. Попытка публичного урегулирования часто приводит к драме. В некоторых

ситуациях конфликт может быть решен между отдельными личностями или группами, когда учитель сталкивает вместе противоборствующие стороны обсуждать все до конца.

Учителям не следует ожидать, что все конфликты кончаются конструктивно. Но учителя могут использовать реальную драму жизненных событий, чтобы дать учащимся испробовать иные навыки поведения и уровни сознания (расширить их) с тем, чтобы

5 подключить соответствующие навыки для решения конфликта в зависимости от ситуации. Пока существует конфликт, существуют более или менее конструктивные способы решения его.

Личностные детерминанты конфликтного поведения ребенка со сверстниками

Каждый ребенок в процессе общения с взрослыми и сверстниками постоянно встречается с определенными требованиями. Под влиянием этого у ребенка складываются не только определенные отношения с окружающими его людьми, но и собственные отношение к себе, определенная самооценка. Если она поддерживается оценкой окружающих и к тому же достаточно высока и обеспечивает уважение со стороны взрослых и детского коллектива, то у ребенка, естественно возникает потребность сохранять эту самооценку. Эта потребность в определенной, удовлетворяющей ребенка самооценке составляет основу его уровня притязания.

Существует много определений уровня притязания. В исследовательской работе используется определение Л.В. Бороздиной: «Уровень притязания – это оценка своих возможностей, выраженных посредством требований к качеству результата в какой-либо сфере деятельности» [1, с. 102].

По словам А.Р. Липкиной: «Мы можем признать связь самооценки с уровнем притязания, и даже утверждать, что первая составляет базис второго» [3, с. 8].

Когда самооценка и уровень притязаний сложились, они начинают опосредовать отношение ребенка к другим людям.

Дети с адекватным уровнем притязания в познавательной сфере и сфере общения со сверстниками в оценочной ситуации ведут себя адекватно, то есть уровень притязания повышается после успеха и падает в результате неуспеха.

Но при определенных педагогических и психологических условиях у некоторых детей формируется неадекватный уровень притязания, когда самооценка и притязания не снижаются, несмотря на их несоответствие его возможностям. Такие дети претендуют на особое, высоко статусное положение в группе сверстников, на повышенное внимание к себе с их стороны, на объективное отношение сверстников кажется им несправедливым.

Это порождает у ребенка с неадекватным уровнем притязания отрицательное эмоциональное поведение.

Неадекватный уровень притязания является причиной аффектных проявлений и внешних конфликтов, так как у ребенка существуют высокие притязания в межличностной сфере, которые ребенок не может достичь, что вызывает внутренний дискомфорт, напряженность, повышение тревоги, что побуждает ребенка в проблемных межличностных ситуациях действовать агрессивно. Эти ситуации сопровождаются тяжелым состоянием, постоянной неудовлетворенностью, чувством неблагополучия. Аффект неадекватности выполняет определенную защитную функцию. Он ограждает ребенка от травмирующих его воздействий, которые могут заставить пересмотреть притязания. Таким образом, аффект неадекватности помогает сохранить самооценку, то отношение к себе, которое обеспечивает самоуважение. Однако выполняя определенную защитную функцию в отношении самооценки, аффект неадекватности нарушает нормальные взаимоотношения ребенка с действительностью и это, конечно, не может не отразиться на его общем эмоциональном состоянии: нарушение адекватных взаимоотношений с людьми, необоснованные обиды неизбежно порождают конфликты, недоверие, агрессивность.

Рассматривая неадекватный уровень притязания как один из механизмов порождения межличностных конфликтов между сверстниками в младшем школьном возрасте, видимо, можно говорить об определенном возрастном периоде, когда этот механизм является определяющим. По словам А.И. Сильвестру: «Завышение своих возможностей – это возрастной феномен, характерный для старшего дошкольного возраста в целом и максимально выраженный в младшем школьном возрасте» [4, с. 75].

Глава 2. Практическая часть

Я теоретически охарактеризовала проблему: зависимость между психическими особенностями личностного развития, особенностями общения со сверстниками.

Неадекватный уровень притязания в младшем школьном возрасте становится устойчивым личностным образованием. У обучающихся с неадекватным уровнем притязания в этом возрасте, в среде со сверстниками возникают негативные проявления. Для предотвращения этих проявлений необходимо их своевременное выявление и коррекция.

Исследование я условно разделила на предварительную и основную части, варьирующие по характеру поставленной задачи.

Предварительная часть исследования

Исследование проходило в МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале, в 4-А классе. В исследовании приняло участие двадцать обучающихся.

Задачей предварительного исследования стало выявление детей с неадекватным уровнем притязания.

В исследовании мы стремились выяснить, в процессе анализа полученных результатов, характер реакций наших испытуемых на успех и неуспех. Для этого воспользовались методикой разработанной Ф. Хоппе.

В результате исследования шестнадцать обучающихся не обнаружили признаков неадекватного поведения. Четыре человека неадекватно реагировали на неуспех, при столкновении с трудностями в решении задач у них притязания не снижались, а оставались на прежнем уровне или повышались. Почти всегда эти дети ищут причины или виновников своих неудач: задача плохая, учитель виноват, одноклассники помешали и т.д. В их случае можно говорить об аффекте неадекватности (Приложение I).

Для дальнейшего исследования мы выдали две группы обучающихся.

В первую группу вошли обучающиеся с неадекватными уровнем притязания (Н): испытуемый 1, испытуемый 11, испытуемый 14, испытуемый 19.

Во вторую группу вошли обучающиеся с адекватной реакцией на неуспех – контрольная группа (А): испытуемый 2, испытуемый 4, испытуемый 10, испытуемый 17.

Основная часть исследования

Задачей основного исследования является выявление эмоционально-личностных особенностей и статуса, обучающихся с неадекватным уровнем притязания и обучающихся контрольной группы в классе.

Социометрическое исследование определило собственно-личностные отношения обучающихся с неадекватным уровнем притязания и без него. Социометрический опрос, отраженный в матрице выборов, измеряет не процесс наблюдаемого общения, а отношения, взаимоотношения членов группы, их межличностное отвержение или предпочтение (Приложение II, III).

Для изучения личностных особенностей обучающихся с неадекватным уровнем притязания и без него, мы использовали рисуночную проективную методику «Ссора».

Анализировались такие особенности детских рисунков, как причина конфликта, способ разрешения конфликта, цветовой фон, величина изображения фигур, особенности графической презентации фигур.

Индексом благополучия является то, что на рисунках, обучающихся без неадекватного уровня притязания фигуры конфликтующих обычно маленьких размеров. Характерны плавные линии, улыбающиеся лица. Наличие всех частей тела. Для таких рисунков характерна теплая цветовая гамма. Основной причиной конфликта, на рисунках эмоционально устойчивых обучающихся, являются случайные ситуативные проблемы (Приложение IV).

На рисунках детей с неадекватным уровнем притязания сверстники, вступившие в конфликт, изображены крупным планом, характерны острые углы, не вырисованы части тела, характерны яркие цвета: черный, красный, темно-синий. Схематичность на этих рисунках говорит о чувстве тревожности. Яркость цветов об импульсивности. Основной причиной конфликта, на рисунках детей с неадекватным уровнем притязания является необоснованность претензии на особое положение и внимание (Приложение V).

Беседа с учителем была проведена в форме стандартизованного интервью.

Примеры характеристик обучающихся с неадекватным уровнем притязания.

Испытуемый 1 – очень сложный мальчик, неуступчивый, злой. Часто попадает в конфликты, почти всегда является их инициатором. Конфликт разрешает с помощью драки. Почти ни с кем не дружит.

Испытуемый 11 – очень эмоциональный ребенок. На уроках постоянно выкрикивает, часто отвечает неправильно. Во всем хочет быть первой, по этому поводу возникают конфликты. К одноклассникам относится высокомерно. В конфликтной ситуации обижается на сверстников и демонстративно уходит.

Испытуемый 14 - очень любит хвастаться. Если его рассказам не верят, он сердится, иногда вступает в драку.

Обучающиеся с неадекватным уровнем притязания, часто вступают в конфликт, причем всегда является их инициаторами. Причиной таких конфликтов является претензии на особое отношение и внимание сверстников. Конфликт разрешаются ими не конструктивно, с помощью драки, ссоры.

Проективная методика для диагностики межличностных отношений Рене Жиля состоит из текстовых заданий и рисунков.

Обучающемуся предлагалось выбрать себе место среди людей. При обследовании по этой методике мы не требовали развернутого рассказа, достаточно знать его выбор. Таким образом, мы выяснили такие характеристики как стремление к доминированию, конфликтность, реакцию на фрустрацию (Приложение VI, VII, VIII).

2.3. Анализ полученных результатов

В результате проведенного мною исследования были получены данные, которые позволяют выявить особенности личностного развития, особенности общения со сверстниками.

Анализируя результаты социометрического исследования можно сделать вывод, что обучающиеся с неадекватным уровнем притязания пользуются наименьшей популярностью в классе, а 5% составляют группу «отверженных».

Из беседы с учителем и наблюдения за классом выявлено, что дети с неадекватным уровнем притязания часто создают проблемные ситуации вокруг себя, в конфликтных ситуациях вступают в драки, ссоры, они агрессивны и грубы. Этим обучающимся не удается установить положительных взаимоотношений с коллективом, им кажется, что сверстники и учителя несправедливы к ним. Поэтому они как бы находятся в состоянии готовности защищать себя от обиды окружающих. Причем, для обучающихся с неадекватным уровнем притязания характерен способ защиты - путем обвинения других.

По результатам методики Р. Жиля и рисуночного теста «Ссора» видно, что обучающиеся с неадекватным уровнем притязания находятся в состоянии повышенной тревожности, они не включены в жизнь класса, очень импульсивны. Основная причина вступления в конфликт со сверстниками – завышенные притязания на особое отношение и внимание сверстников. Обучающиеся с неадекватным уровнем притязания в конфликтных ситуациях менее эффективны и конструктивны в их разрешении любая оценочная ситуация аффективна для них. Самооценка у обучающихся с неадекватным уровнем притязания завышенная, что мешает им адекватно оценивать свои возможности в деятельности. Эти дети очень ориентированы на внешние положительные оценки окружающих.

Что же касается возрастной специфики возникновения конфликтной ситуации в младшем школьном возрасте, то завышение своих возможностей является не возрастным феноменом, а индивидуальной особенностью.

В этом возрасте ведущей формой общения является, не изучение своих возможностей в различных совместных видах деятельности. Поэтому объективной причиной конфликтных ситуаций чаще всего является не разрешение своих или чужих переживаний, а коммуникативно-организационные моменты (цели совместной деятельности).

В этом возрасте для ребенка важно общее принятие его сверстниками, а не общение с каким-либо конкретным партнером. Поэтому данный возраст очень благоприятный момент для корректировки неадекватного уровня притязания.

Глава 3. Основы для программы коррекции поведения обучающихся

с неадекватным уровнем притязания в младшем школьном возрасте

Обучающийся с неадекватным уровнем притязания в младшем школьном возрасте не в состоянии разрешить конфликт самостоятельно. Такие дети требуют к себе особое индивидуальное отношение, они нуждаются в помощи взрослого по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.

Коррекционная работа заключается в изменении уровня притязаний в познавательной сфере и в сфере общения со сверстниками. Параллельно должны идти индивидуальная и групповая работа с обучающимися. Индивидуальная работа заключается в следующем: в беседе с ребенком, выявить в какой сфере деятельности он наиболее успешен, самооценку и соотнести с уровнем притязания. В результате получается две группы обучающихся: первая группа низкая самооценка, завышенный уровень притязаний и вторая группа высокая самооценка, завышенный уровень притязаний.

Коррекционная работа с первой группой детей: организовать ситуацию успеха в присутствии других детей и организовать обратную связь, по поводу успеха, от одноклассников. В процессе этого делать акцент на процесс, а не на результат. Обучающейся в этой ситуации должен попробовать себя в разных ролях и пережить успех на промежуточной фазе этой деятельности.

Коррекционная работа со второй группой детей самая трудная. С такими детьми необходимо организовать совместную деятельность, но и результат и оценка результата должна быть общей, а не индивидуальной. Групповая работа заключается в разыгрывании различных конфликтных ситуаций с участием этого ребенка и одноклассников. Причем из одной и той же конфликтной ситуации найти и обыграть несколько конструктивных разрешений конфликта.

Заключение

Я в исследовательской работе проанализировала причины возникновения конфликтов со сверстниками в младшем школьном возрасте. Одной из причин возникновения конфликта стало наличие неадекватного уровня притязания у младших школьников.

В младших классах, когда неадекватный уровень притязания еще не стал устойчивым личностным образованием, необходимо проводить коррекционную работу, направленную на снижение уровня притязания до реальных возможностей.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Обучающиеся, которые склонны к конфликтному поведению со сверстниками, часто проявляют неадекватный уровень притязаний, как в сфере межличностных отношений, так и при решении познавательных задач в оценочной ситуации.

Неадекватный уровень притязаний является одной из причин конфликтного поведения обучающихся в начальной школе. Другими возможными причинами конфликтного поведения младших школьников может быть несформированность коммуникативных навыков и недостаточный уровень произвольной регуляции своего поведения.

Результаты нашего исследования показывают, что обучающиеся с неадекватным уровнем притязания характеризуются следующими личностными особенностями: завышенным уровнем притязания и самооценкой, высоким уровнем тревожности, неустойчивостью к аффектогенным ситуациям. В конфликтных ситуациях эти дети менее эффективны и конструктивны. Обычно конфликтные ситуации разрешаются силовыми методами, то есть ссорами и дракой.

Обучающиеся с неадекватным уровнем притязаний и частыми конфликтами в межличностных отношениях со сверстниками имеют низкий социометрический статус и не включены в совместную деятельность класса.

Полученные результаты в ходе исследования в целом свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы.

Список литературы

Бороздина Л.А. Исследование уровня притязаний. - Москва, 1985г., с.142.

Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов // Социальная психология и социальное планирование. Под ред. Кузьмина Е.С., Бодалева А.А. - Л., 1973.

Липкина А.И. Самооценка школьника. – Москва, 1976г., с.7-9.

Лисина М.И., Сельвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев, 1983г., с.106.

Лозовцева В.Н. Развитие ребенка при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту/ Психология современного подростка – Москва, 1987г.

Неймарк М.С. Аффекты у детей, пути их преодоления. – Советская педагогика, 1965г., №5., с.38-40

Ролк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – Москва, 1988г., с.120.

Харрис. Я хороший, ты хороший. – Москва, 1993г., с.174.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – Москва, 1974г., с.239-284.

Приложения

Приложение I.

Протокол выбора и выполнения заданий к методике Ф. Хоппе обучающимися 4-а класса МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале

п/п

Код

обучающегося

1

выбор

2

выбор

3

выбор

4

выбор

Сумма

баллов

Уровень

притязаний

1.

Испытуемый 1

6(+)

8(-)

10(-)

12(-)

36

высокий

2.

Испытуемый 2

3(+)

6(+)

8(-)

7(-)

24

средний

3.

Испытуемый 3

5(+)

7(+)

10(-)

6(+)

28

средний

4.

Испытуемый 4

2(+)

4(+)

6(-)

1(+)

13

низкий

5.

Испытуемый 5

5(+)

7(-)

9(-)

8(-)

29

средний

6.

Испытуемый 6

6(+)

7(+)

9(-)

8(-)

30

средний

7.

Испытуемый 7

3(+)

2(+)

6(-)

4(-)

15

низкий

8.

Испытуемый 8

6(+)

7(+)

9(-)

8(-)

30

средний

9.

Испытуемый 9

5(+)

6(+)

9(-)

7(-)

27

средний

10.

Испытуемый 10

1(+)

2(+)

4(+)

5(+)

12

низкий

11.

Испытуемый 11

7(-)

10(-)

11(-)

12(-)

40

высокий

12.

Испытуемый 12

5(+)

7(-)

10(-)

6(+)

28

средний

13.

Испытуемый 13

6(+)

9(-)

2(+)

4(+)

19

средний

14.

Испытуемый 14

8(-)

10(-)

11(-)

12(-)

41

высокий

15.

Испытуемый 15

2(+)

4(+)

7(-)

5(-)

18

низкий

16.

Испытуемый 16

6(+)

10(-)

7(-)

2(+)

25

средний

17.

Испытуемый 17

5(+)

9(-)

4(+)

7(-)

25

средний

18.

Испытуемый 18

2(+)

7(+)

11(-)

6(-)

26

средний

19.

Испытуемый 19

7(-)

8(-)

10(-)

12(-)

37

высокий

20.

Испытуемый 20-

2(+)

3(+)

5(+)

6(-)

16

низкий

Приложение II.

Матрица социометрических положительных выборов обучающихся 4-а класса МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале

п/п

Код уч-ка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1.

Испытуемый 1 (Н)

-

 

2

                   

1

       

3

 

2.

Испытуемый 2 (А)

3

-

           

1

   

2

               

3.

Испыту.3

   

-

         

1

   

3

       

2

     

4.

Испыт.4(А)

     

-

2

1

 

3

                       

5.

Испыт.5

     

1

-

3

2

                         

6.

Испыт.6

     

3

 

-

           

2

       

1

   

7.

Испыт.7

           

-

             

3

   

2

 

1

8.

Испыт.8

       

3

 

2

-

           

1

         

9.

Испыт.9

 

2

           

-

1

           

3

     

10.

Испыт.10

(А)

 

1

             

-

 

3

       

2

     

11.

Испыт.11

(Н)

     

1

     

3

   

-

 

2

             

12.

Испыт.12

   

2

         

1

   

-

     

3

       

13.

Испыт.13

                       

-

   

1

 

3

 

2

14.

Испыт.14 (Н)

 

1

             

3

     

-

   

2

     

15.

Испыт.15

                       

3

 

-

   

2

 

1

16.

Испыт.16

     

1

3

   

2

             

-

       

17.

Испыт.17 (А)

 

1

2

               

3

       

-

     

18.

Испыт.18

     

3

 

1

 

2

                 

-

   

19.

Испыт.19 (Н)

 

3

                 

1

       

2

 

-

 

20.

Испыт.20

           

1

             

3

2

     

-

Сумма

выборов

 

3

26

20

24

17

28

18

17

20

14

0

21

17

5

14

16

19

21

3

24

Соц. индекс

 

0,1

1,3

1,1

1,3

0,9

1,4

0,9

0,8

1,1

0,7

0

1,1

0,8

0,3

0,7

0,8

1

1,1

0,1

1,3

Приложение III.

Сводная таблица результатов социометрического исследования обучающихся с неадекватным уровнем притязания и без него, 4-а класс МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале

п/п

Код ученика

(Н)

Сумма выборов

Соц.

индекс

Статус

в классе

Код ученика

(А)

Сумма выборов

Соц.

индекс

Статус

в классе

1.

Испытуе-мый 1

3

0,1

низко-статусный

Испытуе-мый 2

26

1,4

высоко-статусный

2.

Испытуе-мый 11

0

0

отвер-женный

Испытуе-мый 4

24

1,3

высоко-статусный

3.

Испытуе-мый 14

5

0,3

низко-статусный

Испытуе-мый 10

14

0,7

низкоста-тусный

4.

Испытуе-мый 19

3

0,1

низко-статусный

Испытуе-мый 17

19

1

высоко-статусный

Приложение IV.

Рисунок «Ссора», обучающейся 4-а класс МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале

Испытуемый 2 (А)

Приложение V.

Рисунок «Ссора», обучающегося 4-а класс МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале

Испытуемый 1 (Н)

Приложение VI.

Сводная таблица результатов по переменной: стремление к доминированию, лидерству в группах детей, к методике Р. Жиля обучающихся с неадекватным уровнем притязания и без него, 4-а класс МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале

п/п

Код ученика (Н)

Значения в натура-льных ед.

Значе-

ния

в %

Уро-вень прояв-

ления

Код ученика

(А)

Значения в натура-льных ед.

Значе-

ния

в %

Уро-вень прояв-

ления

1.

Испыт.1

6

100

высокий

Испыт.2

2

34

норма

2.

Испыт.11

3

50

высокий

Испыт. 4

0

0

норма

3.

Испыт.14

4

66

высокий

Испыт.10

3

50

высокий

4.

Испыт.19

5

83

высокий

Испыт.17

2

34

норма

Приложение VII.

Сводная таблица результатов по переменной: конфликтность, агрессивность, к методике Р. Жиля обучающихся с неадекватным уровнем притязания и без него, 4-а класс МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале

п/п

Код

ученика (Н)

Значения в натура-льных ед.

Значе-

ния

в %

Уро-вень прояв-

ления

Код ученика

(А)

Значения в натура-льных ед.

Значе-

ния

в %

Уро-вень прояв-

ления

1.

Испыт.1

7

87

высокий

Испыт.2

3

34

норма

2.

Испыт.11

5

65

высокий

Испыт. 4

2

0

норма

3.

Испыт.14

6

74

высокий

Испыт.10

4

52

высокий

4.

Испыт.19

6

74

высокий

Испыт.17

3

39

норма

Приложение VIII.

Сводная таблица результатов по переменной: реакция на фрустрацию, к методике Р. Жиля обучающихся с неадекватным уровнем притязания и без него, 4-а класс МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале

п/п

Код

ученика (Н)

Значения в натур. ед.

Значе-ния

в %

Уровень прояв-

ления

Код ученика

(А)

Значения натур. ед.

Значе-ния

в %

Уровень прояв-

ления

1.

Испыт.1

6

100

высокий

актив.-агрессив

Испыт.2

2

34

норма

2.

Испыт.11

4

68

норма

Испыт. 4

2

34

норма

3.

Испыт.14

6

100

высокий

актив.-агрессив

Испыт.10

3

50

норма

4.

Испыт. 19

5

83

высокий

актив.-агрессив

Испыт.17

2

34

норма

Просмотров работы: 806