Социальные сети в жизни современного подростка

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социальные сети в жизни современного подростка

Васильева У.А. 1
1МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3
Горбачева О.А. 1
1МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый пятый ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет Интернетом. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях, которые являются сегодня неотъемлемой частью жизни человека.

Тема моей работы «Социальные сети в жизни современного подростка». Безусловно, социальные сети позволяют получать в достаточно быстрые сроки большой объем нужной информации. Они предоставляют возможность общаться на расстоянии с огромным количеством людей, живущих в разных уголках планеты, помогают знакомиться, находить друзей, влюбляться, обсуждать новости и события. Социальные сети помогают найти потерянных друзей, одноклассников и однокурсников. Благодаря популярным сайтам, люди возобновляют общение, а впоследствии поддерживают друг с другом связь, узнают новости, поздравляют с праздниками. Сети также помогают в поиске работы, так как позволяют узнать полезную информацию о работодателе и самой организации.

И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? Нет, если мы сможем это предотвратить. Все просто – нельзя забывать о золотой середине, о норме. Любое лекарство может стать ядом, если принято в слишком больших дозах.

Социальные сети являются неплохим человеческим изобретением, однако пользоваться ими нужно, руководствуясь здравым рассуждением.

О вреде и пользе до сих пор спорят ученые. Поэтому я захотела раскрыть позитивные и негативные стороны влияния социальных сетей на подрастающее поколение и нужно ли подростку проводить там время.

Актуальность темы заключается в том, что она поднимает серьёзную проблему: социализация человека происходит в процессе воспитания и под значительным влиянием среды. Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. Современное подрастающее поколение проводит больше времени в социальных сетях. Для подростков социальная сеть стала инструментом самовыражения. Общение ограничивается определенным кругом людей. Для психики подростка чрезмерное увлечение может плохо сказаться на его развитии. Подросток перестает общаться с ровесниками и замыкается в себе. При наличии у подростка проблем в общении, комплекс развивается с большей силой. И, как следствие этого, возникают трудности в адаптации к реальной жизни.

Цель: исследование влияния социальных сетей на формирование сознания и ценностных ориентаций современных подростков.

Задачи:

1. Изучить историю появления социальных сетей

2. Подобрать и проанализировать научную литературу и Интернет-ресурсы по данной теме.

3.Провести исследования среди учеников нашей школы о роли социальных сетей в их жизни.

4.Обработать полученные данные, построить диаграммы.

5.Выявить преимущества и недостатки социальных сетей.

6.Дать рекомендации ученикам и родителям, как избежать интернет-зависимости и не попасть в «виртуальную реальность».

Гипотеза: Современные подростки проводят большую часть своего времени в соц.сетях, которые вытесняют собой живое общение.

В соответствии с поставленными задачами в работе использовались следующие методы исследования:

Теоретический – изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме.

Практический – математическая обработка данных, построение диаграмм.

В качестве основного метода использовался метод социологического исследования – опрос, который был проведен среди учащихся 8-11 классов.

Объект исследования: социальные «сети».

Предмет исследования: достоинства и недостатки социальных сетей, информационная безопасность в сети.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении истории развития Интернета и социальных сетей, а также приобретение знаний о значении виртуального общения для пользователей.

Практическая значимость исследования заключается в умении воспринимать виртуальный мир как дополнительный, но не основной.

Научная новизна работы: разработка социологического опроса, выявляющего предпочтения в способах общения, степень зависимости от интернет - общения, анализ предпочтений в общении подростков.

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

РАЗДЕЛ 1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Появление современных блогов, социальных сетей и интернета предвидел русский писатель и философ Владимир Федорович Одоевский еще в 1835 г. В это время он закончил писать свой утопический роман «4338-й год». Мир, описанный автором, в некотором роде напоминает XXI в.: «…между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии разговаривают друг с другом». Также Одоевский рассказывает о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства; ими заменяется обыкновенная переписка. Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает все ему сказанное, потом в камеру-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости».

Стоит отметить, что Владимир Федорович недалеко ушел от реальности. Однако о социальных сетях, блогах и интернете тогда он, конечно, не мог знать.

В принципе, зарождение социальных сетей началось практически с рождения самого интернета в 1969 году. Победное шествие по Интернету социальные сети начали в  1995 году  с американского портала Classmates.com («Одноклассники.ru» являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.

Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники появилась в 1971 г. Она использовалась военными для передачи информации через ARPANET.

Спустя 17 лет, в 1988 г., финский ученый Ярко Ойкаринен изобрел протокол «IRC» — ретранслируемый интернет-чат — и программное обеспечение для его реализации. Теперь стало возможным общаться друг с другом в реальном времени.

Однако настоящую популярность социальные сети обрели в 1995 г.

Тогда американец Рэнди Конрадс создал Classmates.com — первую соцсеть в современном понимании. В ней зарегистрированные пользователи получают доступ к каталогу выпускников различных учебных заведений. Таким образом любой желающий может найти одноклассников или однокурсников. Стоит отметить, что Classmates.com сразу оказалась очень востребованной. К слову, ее популярность не падает и сегодня — социальной сетью пользуются более 50 млн. человек. Интересно, что «Одноклассники» являются русским аналогом Classmates.com. В настоящее время в них зарегистрировано более 290 млн. пользователей.

Вывод: Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 - это классические социальные сети и еще 60 - в той или иной степени социализированы. Более 80% компаний по всему миру использую социальные сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей. Через них даже устраиваются целые революции. Социальные сети стали самым центром современного Интернета.

РАЗДЕЛ 1.2 КРУПНЕЙШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТА:

FACEBOOK, «ВКОНТАКТЕ», TWITTER И INSTAGRAM.

1.Компания Facebook Inc. была основана 4 февраля 2004 г. четырьмя студентами, которые обучались в Гарвардском университете: Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. В это же время появился одноименный веб-сайт. Изначально он был доступен только для студентов Гарварда. Чуть позже регистрацию открыли для университетов Бостона, а затем для всех американцев, имеющих электронный адрес в домене .edu. Начиная с сентября 2006 г., Facebook стал доступен для всех пользователей интернета в возрасте от 16 лет. Сегодня он входит в пятерку наиболее посещаемых веб-сайтов мира. Неудивительно, что месячная аудитория сети составляет 1,968 млрд. человек.

Рисунок 1.1

2.Десятого октября 2006 г. в России появляется аналог Facebook — социальная сеть «ВКонтакте».

Ее создатель — Павел Дуров. Сайт доступен на многих языках, однако основная его аудитория — русскоязычные пользователи. Стоит отметить, что изначально ресурс был предназначен для студентов и выпускников российских вузов, спустя время, он стал позиционировать себя как «современный, быстрый и эстетичный способ общения в сети». По данным SimilarWeb за декабрь 2017 г., «ВКонтакте» занимает 11-е место в рейтинге самых популярных сайтов в мире. К слову, в этой социальной сети сегодня зарегистрировано более 410 млн пользователей.

Рисунок 1.2

3.История Twitter началась в марте 2006 г. Первоначально сервис использовался для внутреннего общения сотрудников одноименной компании. 15 июля 2006 г. Twitter стал доступен для публичного обмена сообщениями: отправленные в программе твиты сразу отображаются на странице пользователя и мгновенно приходят к подписчикам. Первое сообщение отправил владелец системы Джек Дорси, он написал: «Just setting up my twttr» («Просто настройте мой Twitter»).

Сегодня Twitter очень популярен среди пользователей интернета. В рейтинге SimilarWeb он занимает 12-место и насчитывает более 300 млн. подписчиков.

Рисунок 1.3

4.Бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями — Instagram — появилось в магазине App Store 6 октября 2010 г. Изначально Instagram назывался немного иначе — Burbn (проект назван в честь бурбона, который очень любит один из создателей сети). Он позволял пользователям «чекиниться» в различных местах, планировать встречи с друзьями и публиковать фотографии. Проанализировав статистику, создатели Кевин Систром и Майк Кригер поняли, что люди не чекинятся, а лишь делятся фотографиями.

«Они загружали и делились фотками, как сумасшедшие», — отмечает Систром. В связи с этим он вместе с коллегой решает избавиться от всех функций, оставив только выкладку фото.

Ход сработал, и Burbn, а точнее, уже Instagram приобрел небывалую популярность. Сегодня приложение занимает 17-е место в списке SimilarWeb и имеет более 200 млн активных подписчиков, которые загрузили более 16 млрд. различных снимков и видеороликов.

Рисунок 1.4 Рисунок 1.5

Вывод: На данный момент, это наиболее популярные социальные сети, которые пользуются спросом по всему миру. Если вы хотите найти своих друзей или знакомых, то вы обязательно найдете их хотя бы в одной из вышеперечисленных сетей, а пользование ими невероятно простое и удобное. Сами сервисы переведены на русский язык, что позволяет русскоязычной аудитории использовать возможности соц.сетей на максимум.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

РАЗДЕЛ 2.1 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Раньше часто можно было услышать и от взрослых и от детей: «Зайдешь ко мне?». Фраза эта означала приглашение зайти домой, чтобы пообщаться, провести вместе время, поесть или попить чего-нибудь, помочь в домашних делах. Словом, любая совместная деятельность или совместное безделье. Несколько лет назад эта фраза получила новое значение – посетить профиль в социальной сети. Смысл приглашения примерно тот же, что и раньше – пообщаться, обменяться новостями и сплетнями, похвастаться достижениями или пожаловаться на жизнь. При этом заметна экономия времени: общаться можно не выходя из дома в любое удобное время суток, если собеседник надоел, то нет необходимости высокохудожественно зевать и намекать, что гости уже не в радость, можно просто отключить интернет.

Итак, социальная сеть – это многопользовательская интернет-система, позволяющая общаться, размещать, просматривать и оценивать разного рода файлы (аудио, видео, фото, текст), искать знакомых и заводить новые знакомства.

Все социальные сети имеют ряд общих черт:

- наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать;

- вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля);

- настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).

Социальные сети, хотя и работают по единой концепции, имеют разные функции и опции, что позволяет делить аудиторию и успешно конкурировать. Мало, кто зарегистрирован более чем в трех глобальных социальных сетях, обычно даже очень общительные пользователи выбирают одну локальную социальную сеть, чтобы общаться с соотечественниками, одну международную, если есть друзья или родственники в других странах.

13 интересных фактов о социальных сетях

1. Увлечение виртуальным общением отчуждает от реальной действительности, и, вследствие этого, сокращается настоящее общение.

2. Вряд ли увлечение социальной сетью приносит пользу умственному развитию. Большая часть времени, проводимая на своем аккаунте – это прочитывание бессмысленных сообщений и комментариев, ежедневная зависимость от этого.

3. По данным опросов, средний пользователь сети заходит на свою страницу не менее двух раз за день.

4. Соц.сети позволяют каждому почувствовать себя иным человеком. Ведь можно выложить не только чужое фото, но и написать море недействительной информации о себе, вызывая еще большую зависимость от своего аккаунта.

5. Ежедневно из 65 млн. человек в России, входящих в интернет, более 90% — это посетители соц.сетей.

6. Кредиторы в поиске задолжников и военкоматы, разыскивая призывников, стали активно пользоваться страницами социальных сетей.

7. Ведущие газеты и СМИ терпят убытки, так как новости в сети появляются быстрее, чем в новостных телепередачах.

8. 81% детей зарегистрированы в какой-нибудь соцсети.

9. На сервисах некоторых сетей какое-то время хранятся фотографии, которые пользователи удалили.

10. Самой популярной сетью в мире признан Фейсбук. Количество его пользователей перевалило за миллиард.

11. Наряду с развитием сетей, появилась новая фобия – боязнь взлома аккаунта.

12. Ловушки социальных сетей в том, что они вызывают реальную зависимость. Замечено, что активные пользователи практически перестают интересоваться чем-либо кроме просматривания своей страницы.

13. Для того чтобы собрать полсотни миллионов пользователей радио потратило почти 40 лет, в то время как Фейсбук собрал вдвое больше за 9 месяцев.

Вывод: всплеск интереса к социальным сетям стал настолько сильным, что многие люди уже не представляют себе жизни без своего виртуального двойника, живущего насыщенной и интересной социальной жизнью. Чтобы интерес к сайтам не падал, и, соответственно, чтобы не падали доходы, владельцы социальных сетей придумывают новые развлечения для жителей своих виртуальных мегаполисов, чтобы те как можно больше времени проводили по другую сторону экрана.

РАЗДЕЛ 2.2 ПОДРОСТКИ И СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ

В психологии и педагогике подростковый возраст – это возраст примерно от 11 до 15 лет. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом от детства к взрослой жизни. Подростка в последнее время называют английским словом тинейджер.

Современные тинейджеры значительно отличаются от подросткового поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени. Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода!

Действительно, современные подростки и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет-зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.

В психологическом ключе, острая тяга к социальным сетям весьма схожа с алкогольной и наркотической зависимостью. Это можно констатировать тем, что в дальнейшем это может привести подростка к отклоняющемуся (девиантному) поведению. Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Оно может проявиться из-за каких-либо нереализованных желаний, психологических или личностных проблем, а также латентных комплексов и замкнутости в общении. Фактически в виртуальном мире значительно легче демонстрировать себя, реализовывать идеальный образ, т.к. главное значение имеет ощущение собственной защищенности и анонимности, чего нет в реальной жизни.

Основной причиной является то, что подростки полновластно присутствуют в социальных сетях. Родители никак не интересуются, что за видеоматериалы смотрят их дети, какие группы они больше всего посещают. А самое главное, с кем они знакомятся. В наше время данное невозможно оставлять без внимания. Скорее, это даже опасно. Подросток может «уходить» в виртуальный мир полностью, забыть о собственных обязанностях, учебе и друзьях в реальном мире. Время, проводимое в Сети, способно быть до такой степени притягательным, что у человека производится нездоровая привязанность или зависимость от Сети Интернета. Попробовав общаться в социальных сетях, ребёнок осознает, что в виртуальном пространстве процесс общения значительно легче и безопаснее. А главным является факт, что возможно в любой момент «включить» или «выключить» собеседника, следуя только собственными желаниями, а не искать компромиссы во мнениях, не пытаться проникнуться эмоциями другого человека для взаимопонимания и сочувствия. К примеру, число суицидов среди детей и подростков за полгода с ноября 2015 по апрель 2016 года в России равняется 130, из которых, как минимум, 80 подростков считались соучастниками «Групп смерти» ВКонтакте. В результате гибели детей возбуждены уголовные дела по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». Социологи и специалисты по психологии уже бьют тревогу в связи с такой проблемой.
В последнее время, возникла еще одна серьезная социальная проблема среди подростков. Детей завлекают в экстремистские и нацистские группировки по средствам сети Интернет. В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста. Например, в Башкирии молодые люди публично демонстрировали нацистскую символику, устроили драку в честь нацистского лидера с выкладыванием видео в сеть Интернет, а также размещали в социальной сети «ВКонтакте» сети Интернет экстремистские фотоматериалы. Видимо, целью нарушителей было привлечение в социальной сети еще больше людей в свою организацию «Белая река». Также, подросток из Кемерово, показал нацистский знак приветствия у Вечного огня. Снимок с надписью: «Когда пришел на вписку к дедам» появился в одной из групп в соцсети «ВКонтакте».

Такие правонарушении кроются под уголовным делом по ч. 1 ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества) п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

С одной стороны, социальные сети усиливают связи, если у детей есть и настоящее общение. С иной стороны, если ребенок скрытный, малообщительный, имеет конфликтные отношения с одноклассниками, отсутствует контакт с отцом и матерью, в таком случае социальные сети считаются единственным источником для удовлетворения его необходимости в общении, ухода от реальности.

Вывод: воздействие социальных сетей на человека в настоящее время переоценить невозможно – мы обладаем возможностью использовать колоссальное количество информации, совершенствовать собственные знания и самосовершенствоваться. Главное, не упустить эту возможность. В любой системе, будь живое общение, или же виртуальная сеть есть полезные качества, так и плохие. Неизменным остается тот факт, что жизнь подростка зависит от самих родителей, если в семье подают хороший пример для подражания, то подросток не будет искать его вне семьи. В связи с хрупкой психологией подростка, родителям необходимо научить своих детей правильно пользоваться Интернетом и нацелено работать над тем, чтобы он получал только нужную, правильную и полезную для себя информацию.

РАЗДЕЛ 2.3 ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ.

К их преимуществам, как правило, относят:

Возможность общаться с друзьями и коллегами на расстоянии.

Поиск утерянных контактов и новых знакомств.

Социальные сети используются в качестве инструмента для саморазвития, изучения иностранных языков, чтения интересных книг, прослушивания музыки. В этом отношении потенциал таких площадок бесконечен. Социальные сети становятся местом обучения, поиска научной и другой литературы.

С помощью соц.сетей можно продвигать и развивать свой бизнес, например, создать свой интернет-магазин. Провести пиар-кампанию трудно, но главное - начать. И ни в коем случае, не пасовать перед сложностями.

Такие площадки являются мощным источником полезной информации.

РАЗДЕЛ 2.4 НЕДОСТАТКИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Несмотря на популярность этих бесплатных интернет-площадок, у них достаточно много недостатков.

Из-за того, что в социальных сетях хватает бесполезной информации, время, проведенное в Интернете, увеличивается в несколько раз. Согласно статистике, пользователь проверяет свой профиль несколько раз в день. Все это негативно сказывается на самочувствии, физическом и психологическом здоровье.

Объем информации отрицательно влияет на нервную систему, появляется раздражительность и агрессивность.

Зависимость от Интернета и социальных сетей способна изменять гормональный фон человека. Согласно статистике, чаще она возникает среди подростков и представляет собой психологическое расстройство. Проверяя свой профиль, пользователь испытывает тревожные чувства, что сопровождается выбросом в кровь гормона окситоцина.

Со временем теряются навыки реального общения. Решение всех вопросов в режиме онлайн превращают человека в асоциальную личность.

Соц.сети негативно сказываются на речи и правописании. Скудный словарный запас, речевые и грамматические ошибки - все это результат общения в Интернете.

Сегодня социальные сети используют спецслужбы для отслеживания пользователей.

Пропаганда насилия, запрещенных идей, распространение порнографии имеет место в социальных сетях. Несмотря на мониторинг и блокировку подобных страниц, они появляются снова и всячески скрывают свою направленность.

ГЛАВА III.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ 3.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках данной работы мною было проведено исследование путем социологического опроса, целью которого явилась оценка степени влияния социальных сетей на подростков нашей школы. В анкетировании участвовало обучающиеся 8-11 классов.

Я предложила подросткам максимально честно ответить на опрос. Все ответы я обработала и отразила в диаграммах. Приведу результаты моего исследования.

Первый вопрос: «Пользуетесь ли Вы соц.сетями?»

На вопрос, какими социальными сетями пользуются подростки, многие начали перечислять, насчитывая не менее трех сервисов. К самым распространённым я отнесла: «ВКонтакте», «Instagram», «Twitter», «Facebook» и «Одноклассники». Среди учеников также активно используются такие мессенджеры, как «Whats up» и «Telegram».

Второй вопрос: «Что подтолкнуло Вас зарегистрироваться в соц.сетях?»

Большая часть респондентов заходят в социальные сети с целью общения с друзьями и для того, чтобы посмотреть фото, картинки, видео, послушать музыку и поиграть в игры.

Третий вопрос: «Сколько часов в сутки Вы проводите в соц.сетях?»

По данным о проведенном в социальных сетях времени видно, что 51 % подростков находится там 3-4 часа. Тревожный знак, особенно если учесть рекомендации врачей и психологов о том, что за компьютером нужно проводить не больше двух часов в день с перерывами. Бесконтрольное погружение в виртуальную реальность отрицательно влияет и на психику и на физическое здоровье.

Четвертый вопрос: «Сколько у Вас друзей в соцсетях?»

Количество друзей в социальной сети, очевидно, свидетельствует об уровне сплочения социальных связей. Данные указывают на следующее - большинство пользователей имеют количество от 150-500 друзей, что указывает на некоторое зеркальное отражение количества среднего показателя связей в социуме и в сети.

Пятый вопрос: «Всегда ли Вы размещаете в соц.сетях подлинную информацию?

Большая часть респондентов не размещает в социальных сетях правдивую информацию. Это говорит о том, что не всегда нужно верить виртуальным данным. В среде школьников это проявляется особенно ярко. Причем, сами социальные сети провоцируют такую ситуацию. Это связано с простыми условиями регистрации своего аккаунта.

Шестой вопрос: «Предпочтете ли Вы замену живого общения на виртуальное?»

Как видно из диаграммы, на данный вопрос все отвечающие ответили отрицательно. Живое общение имеет место быть и играет важную роль в жизни человека. На вопрос: «Почему?», чаще всего высказывалось мнение, о том, что живое общение приятнее, эмоциональнее.

Седьмой вопрос: «Считаете ли Вы себя зависимым/ой от соц.сетей?»

Большинство опрошенных (54 %) затруднились ответить на этот вопрос. Можно сделать вывод, что некая зависимость существует.

Вывод: В результате проведенного опроса я получила всю необходимую информацию, по которой стало возможным провести исследование.

В начале своего исследования я предположила, что современные подростки проводят большую часть своего времени в соц.сетях, которые вытесняют собой живое общение.

В результате проведенного опроса и обработки информации можно сказать, что мое предположение было верно. Несмотря на то, что все опрошенные предпочли живое общение виртуальному, большую часть времени современные подростки проводят в социальных сетях.

РАЗДЕЛ 3.2 АЛЬТЕРНАТИВА СОЦИАЛЬНЫМ СЕТЯМ

Как я смогла отметить, негативного влияния социальных сетей на процесс социализации учащихся значительно больше, чем положительного. Точнее сказать, оно гораздо опаснее и вреднее. Но, на мой взгляд, это не повод отказываться раз и навсегда от их использования. Достаточно просто свести к минимуму все опасные факторы.

Во-первых, хорошей альтернативой может послужить дружеское общение с родителями. Взрослые должны разъяснять подросткам, какие опасности скрыты в сети, и как их избежать.

Необходимо заниматься поиском альтернативных способов времяпрепровождения. Например, занятие спортом, рисование, вышивание, чтение книг. Чем больше подросток вовлечен в деятельность, тем меньше времени у него уходит на Интернет и тем меньше желания, так как он уже ставит себе другие цели.

Нужно оказывать больше внимания своей реальной жизни: проблемам в школе, в семье, друзьям, а также увеличивать время пребывания в компании реальных, а не виртуальных друзей.

РАЗДЕЛ 3.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ РАБОТЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Проявляйте осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей. Не следует бездумно открывать все ссылки подряд – сначала необходимо убедиться в том, что присланная вам ссылка ведет на безопасный или знакомый вам ресурс.

Контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете. Обычно злоумышленники взламывают учетные записи на сайтах следующим образом: они нажимают на ссылку "Забыли пароль?" на странице входа в учетную запись. При этом для восстановления или установки нового пароля система может предложить ответить на секретный вопрос. Это может быть дата рождения, родной город, девичья фамилия матери и т.п. Ответы на подобные вопросы можно легко найти в сведениях, которые вы опубликовали на своей странице в какой-либо популярной социальной сети. Поэтому при установке секретных вопросов необходимо придумывать их самостоятельно (если сайт, на котором вы регистрируетесь, это позволяет) или по возможности не использовать личные сведения, которые легко найти в сети.

   Не думайте, что сообщение, которое вы получили, было отправлено тем, кого вы знаете, только потому, что так написано. Помните, что хакеры могут взламывать учетные записи и рассылать электронные сообщения, которые будут выглядеть так, как будто они были отправлены вашими друзьями. Если у вас возникло такое подозрение, будет лучше связаться с отправителем альтернативным способом, например, по телефону, чтобы убедиться в том, что именно этот человек отправил вам данное сообщение. Точно так же необходимо относиться и к приглашениям зарегистрироваться в той или иной социальной сети.

   Чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты. При подключении к новой социальной сети вы можете получить предложение ввести адрес электронной почты и пароль, чтобы узнать, есть ли в этой сети пользователи, с которыми вы уже поддерживаете отношения при помощи электронной переписки. Используя эти данные, сайт может рассылать электронные сообщения (например, приглашения присоединиться к этой сети от вашего лица) всем пользователям из вашего списка контактов. Социальные сети должны предупреждать об этом, но зачастую этого не делают.

 Вводите адрес социальной сети непосредственно в адресной строке браузера или используйте закладки. Нажав на ссылку, которую вы получили в электронном сообщении или нашли на каком-либо сайте, вы можете попасть на поддельный сайт, где оставленные вами личные сведения будут украдены мошенниками.

Не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд. Мошенники могут создавать фальшивые профили, чтобы получить от вас информацию, которая доступна только вашим друзьям.

  Не регистрируйтесь во всех социальных сетях без разбора. Оцените сайт, который вы планируете использовать, и убедитесь, что вы правильно понимаете его политику конфиденциальности. Узнайте, существует ли на сайте контроль контента, который публикуется его пользователями. К сайтам, на которых вы оставляете свои персональные данные, необходимо относиться с той же серьезностью, которую требуют сайты, где вы совершаете какие-либо покупки при помощи кредитной карты.

Учитывайте тот факт, что все данные, опубликованные вами в социальной сети, могут быть кем-то сохранены. На большинстве сервисов вы можете в любой момент удалить свою учетную запись, но, несмотря на это, не забывайте, что практически любой пользователь может распечатать или сохранить на своем компьютере фотографии, видео, контактные данные и другие оставленные вами сведения.

Проявляйте осторожность при установке приложений или дополнений для социальных сетей. Многие социальные сети позволяют загружать сторонние приложения, которые расширяют возможности личной страницы. Довольно часто такие приложения используются для кражи личных данных, поэтому к их использованию необходимо относиться так же серьѐзно, как и к установке на свой компьютер программ, которые вы можете найти в Интернете.

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе я провела социологическое исследование по теме «Социальные сети в жизни современного подростка». Опрос и анкетирование были проведены среди обучающихся 8-11 классов МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.

Данный возраст был выбран неслучайно. Установлено, что подростковый возраст  - это самый сложный, но в то же время важный этап в социализации личности. Происходит «второе рождение» личности. Ведущей деятельностью подростка является коммуникативная деятельность. Подросток ищет себя, свои интересы, взгляды, ценности, свой образ. Как оказалось, все эти задачи подросткового образа он находит в социальных сетях. 

В начале своего исследования я предположила, что современные подростки проводят большую часть своего времени в соц.сетях, которые вытесняют собой живое общение.

В результате проведенного опроса и обработки информации можно сказать, что мое предположение было верно. Несмотря на то, что все опрошенные предпочли живое общение виртуальному, большую часть времени современные подростки проводят в социальных сетях.

Говорить о том, что социальные сети оказывают только отрицательное влияние на формирование личности подростка нельзя. Отрицательными факторами являются фобии (страхи) общения с реальными людьми, снижение уровня грамотности, а также патологическую зависимость от Интернета, которая отрицательно сказывается на учебе, психическом здоровье, умственной утомляемости  и качестве жизни в целом.  Многие из  наших учеников добавляют себе в друзья незнакомцев, что делает их потенциальными жертвами Интернет - мошенников.

В ситуации недостатка родительского внимания ребенок ищет пути самореализации и самоактуализации в воображаемом мире, отдавая «виртуальной жизни» все больше и больше времени.

Ученые доказывают, что происходят изменения в развитии головного мозга молодежи потому, что они все меньше участвуют в деятельности, которой занимались многие поколения  на протяжении тысячелетий. Я не против технологий и компьютеров. Но прежде чем подростки начнут общаться в социальных сетях, они должны научиться выстраивать взаимоотношения с реальными людьми.

Разумеется, есть и положительные моменты.  Это и коммуникация на дальних расстояниях, и возможность полноценного общения для замкнутых, неуверенных в себе подростков, и самовыражение, интеграция подростков по интересам и взглядам, быстрый способ обмена информацией. Главное, на мой взгляд, взрослым необходимо найти общий язык с подрастающим поколением и рассказать о возможных последствиях чрезмерным увлечением социальными сетями или их аналогами.

Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.

Список использованной литературы

1.Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер. с англ. - М.: СК Пресс, 1996. - 167с.

2.КентП. Internet  / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 267 c.

Кон, И.С. Психология ранней юности/И.С. Кон. – М, 1989.

3.Кравченко, А.И. Обществознание: учебник для 7 кла. Общеобразовател.учрежд./ А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – М.: ООО «ТИД»Русское слово – РС», 2010

4.Психология: словарь/под. Ред. А.В. петровского, М.Г. Ярошевского.  – М., 1990.

Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2003.

5.Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2003. - 378 с.

Интернет-ресурсы:

https://sciencepop.ru/istoriya-sotsialnyh-setej-poyavlenie-i-razvitie/

https://zonainternet.ru/preimushhestva-i-nedostatki-socialnyx-setej/

https://webakula.ua/blog/socialnye-seti-plyusy-i-minusy/

http://nperov.ru/soznanie/vred-socialnyx-setej-vliyanie-na-psixiku/

https://www.kakprosto.ru/kak-818210-vred-i-polza-socialnyh-setey#ixzz5BGIBnwWR

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Опрос по теме «Общение в социальных «сетях»

Первый вопрос: «Пользуетесь ли Вы соц.сетями?»

а)Да б) Нет

Второй вопрос: «Что подтолкнуло Вас зарегистрироваться в соц.сетях?»

а) Общение с друзьями б) Доступ к медиафайлам

в) Доступ к новостям г) Возможность завести новые знакомства

Третий вопрос: «Сколько часов в сутки Вы проводите в соц.сетях?»

а) 1-2 часа б) 3-4 часа в) 5 часов и более

Четвертый вопрос: «Сколько у Вас друзей в соц.сетях?»

а) от 1 до 50 б) от 50 до 150

в) от 150 до 500 г) более 500

Пятый вопрос: «Всегда ли Вы размещаете в соц.сетях подлинную информацию?»

а) Да б) Нет

Шестой вопрос: «Предпочтете ли Вы замену живого общения на виртуальное?»

а) Да б) Нет

Седьмой вопрос: «Считаете ли Вы себя зависимым/ой от соц.сетей?»

а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Рекомендации для безопасного пользования Интернетом:

1. Для защиты своего компьютера необходимо регулярное обновление программного обеспечения, использование надежных антивирусных и антишпионских программ.

2. В интернете не стоит переходить по ссылкам и нажимай кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными. Даже если вас будут уверять, что там находится нечто очень важное лично для вас.

3. Для защиты личной информации придумайте надежный пароль и никому его не сообщайте. Для каждого ресурса стоит использовать уникальные логины и пароли.

4. Никогда не предоставляйте секретные сведения, например, номер счета или пароль в ответе на сообщение электронной почты или в социальных сетях.

5. Прежде чем вводить секретные сведения в веб-форме или на веб-странице, обратите внимание на наличие таких признаков, как адрес веб-страницы, начинающийся с префикса https и значка в виде закрытого замка рядом с адресной строкой, который обозначает безопасное соединение.

6. Для безопасности общения в социальных сетях оставляйте как можно меньше данных о себе и избирательно подходите к предложениям о дружбе.

7. Откройте пункт «Настройки» или «Параметры» в таких службах, как Facebook и Twitter, чтобы настроить список пользователей, которые могут просматривать ваш профиль или фотографии, помеченные вашим именем, контролировать способы поиска информации и добавления комментариев о вас, а также узнать, как можно заблокировать некоторых пользователей.

8. Перед просмотром входящих писем на электронном ящике, проверьте адрес отправителя. Подозрительные письма смело отправляйте в спам, особенно если в таких письмах содержатся прикрепленные файлы.

9. В чатах и системах мгновенного обмена сообщениями вы никогда не можете быть уверенными, кто с вами общается. Постарайтесь избегать общения с незнакомцами и ни в коем случае не соглашайтесь с ним на встречу в реальной жизни.

10. Для скачивания картинки или мелодии вам предлагают отправить смс? Не спешите! Сначала проверьте этот номер в интернете — безопасен ли он и не обманут ли вас.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Тесты для диагностики компьютерной зависимости

Составитель: Педагог-психолог Марущак Я.В.

Тест 1(для подростков)

1.Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)?
2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?
3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?
4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?
5. Находитесь ли Вы он-лайн больше, чем предполагали?
6. Были ли у Вас случаи, когда Вы рисковали получить проблемы в работе, учебе или в личной жизни из-за Интернета?
7. Случалось ли Вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?
8. Используете ли Вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

Тест 2(для родителей)

Ваш ребенок:

1.Приходя домой, первым делом садится за компьютер?
да нет

2.Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным?
да нет

3.Груб и раздражителен, если его отвлекают от компьютера?
да нет

4.Ест и пьет, не отрываясь от компьютера?
да нет

5.Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался?
да нет

6.Неспособен контролировать время, проводимое за компьютером?
да нет

7.Тратит много денег на компьютерные игры или оплату работы в Интернет?
да нет

8.Не общается или почти не общается с друзьями как раньше?
да нет

9.Использует компьютер как отдушину и средство уйти от проблем?
да нет

10.Ребенок погружен в виртуальность и вне компьютера (постоянно думает об игре, об общении в Интернет)?
да нет

10 положительных ответов. Результат:

Похоже, ваш ребенок действительно болен компьютерной зависимостью. У него стирается интерес к реальной жизни, он становится раздражительным и непослушным. Необходимо срочно принимать меры. Для начала ограничьте время пребывания ребенка за компьютером Проконсультируйтесь с педагогом или психологом. Ознакомьтесь с советами психологов как предотвратить и вылечить компьютерную зависимость. Навязчивое использование Интернет может быть симптомом других проблем, таких как депрессия, раздражение или низкая самооценка.

7-9 положительных ответов. Результат:

Ваш ребенок в опасной близости до возникновения зависимости от компьютера. Уже сейчас он предпочитает общение в Интернет реальному общению. Желательно уменьшить время его работы за компьютером. Ознакомьтесь с советами психологов как предотвратить возникновение компьютерной зависимости. Можно также контролировать время, проводимое ребенком в Интернет. Вы сможете установить разрешенные и запрещенные дни и часы пользования доступом в Интернет и другим программами.

5-6 положительных ответов . Результат:

Ваш ребенок в близости до возникновения зависимости от компьютера. Желательно уменьшить время его работы за компьютером

Просмотров работы: 48728