«В каждом ребенке солнце. Дайте ему светить!» (Посвящается 100 - летию системы дополнительного образования детей )

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«В каждом ребенке солнце. Дайте ему светить!» (Посвящается 100 - летию системы дополнительного образования детей )

Гиоев К.Р. 1
1МБОУ СОШ №26 имени дважды Героя Советского Союза И.А.Плиева
Гаглойты Д.В. 1Энукидзе Л.М. 2
1ГБУ Республиканская Газета для детей и подростков Алании "Чемпион-Ир"
2МБОУ СОШ №26
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моей работы - «В каждом ребенке солнце. Дайте ему светить!» (Посвящается 100 - летию системы дополнительного образования детей)».

Как важно для маленького ребенка иметь любящих и понимающих родителей, помогающих в его развитии и формировании личности.

В моей жизни есть помощники. Которые помогают мне найти свой путь в жизни. В первую очередь — это моя мама, затем, педагоги в различных творческих объединениях и спортивных секциях. Именно они и прививают мне любовь к природе, труду, к родному краю.

Творческие объединения. В особенности, изостудия «Радуга детства» помогла мне воплотить многие мечты в реальность, запечатлеть радостные моменты жизни и, конечно же, возможность поучаствовать в различных республиканских, всероссийских и международных конкурсах, выставках и конференциях.

В своих работах я стараюсь передать любовь к близким людям. К величественным горам, любимому краю — Осетии.

Цель работы: показать на личном примере многообразие творческих и спортивных занятий для всестороннего развития личности.

Задачи: графическими и живописными техниками и приемами изобразительного искусства передать свои увлечения и интересы.

Актуальность работы: в повышенном внимании к дополнительному образованию детей.

Новизна: всестороннее развитие подрастающего поколения через творчество и спорт.

1. «Нартон симд»

Многие дети любят танцевать, посещают различные танцевальные секции. В своем рисунке, я изобразил осетинский народный танец «Нартон симд» (см. рисунок 1). На фоне величественных, красивых гор Осетии и башни, которые строились в давние времена. Такие башни можно встретить и сегодня, во многих высокогорных селах.

«Нартон симд» - это танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. Симд уже перестал быть просто танцем. Он — символ нашего народа. Конечно, его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического искусства осетин.

В танце «Нартон симд» (симд нартов) принимали участие только мужчины, обычно от тридцати до сорока пяти лет, которые должны были отличаться ловкостью и изрядной силой. В танце могло участвовать до 200 человек: собиралась, как правило, вся многочисленная округа.
Этот вид симда наиболее сложный. Выстраивался нижний ряд. Танцующие брали друг друга за пояса, образовывая сплошную круговую «людскую» стену. Этот ряд двигался медленно сначала против, а потом по часовой стрелке. Верхний же ряд взбирался ногами на плечи тех, кто танцевал в нижнем. Когда двухэтажная стена выстраивалась, то танцоры начинали синхронно двигаться. Танец сопровождался песней. Нижние, обращаясь к верхним, пели: «Бакувут!» («Поклонитесь нам!»). Нижние на это отвечали примерно так: «Даелаемае аерхаут!» («Чтоб вам упасть вниз!»). Иногда, чтобы на плечи нижних взвалить больше тяжести, верхние поднимали на плечи бычков или жеребят. Потом ряды менялись, и нижние платили верхним тем же самым. Делалось это, понятно, не из жестокости. Просто во время танца проверялись выдержка и выносливость мужчин. Симд был своего рода испытанием.

Обычно для исполнения танца нартов приходили люди не только из одного селения, но и из всей округи. Зрителей было еще больше – ведь в процессе этой пляски мужчины соревновались в своей силе и ловкости

С помощью танца люди выражали эмоции. Пластичность и ритм — вот главные составляющие, которые позволяют передавать душевное состояние с помощью невербальных инструментов.

Глядя на осетинские танцы, можно забыть обо всем — движения танцоров плавны, а музыка, сопровождающая каждую композицию, зажигательная.

Эту графическую работу я выполнил черным маркером, серым фломастером и белой замазкой на цветной бумаге.

Ф ормат работы вертикальный.

1.2. «Рыцари»

Одним из моих увлечений является СМБ.

СМБ — это фехтование мечом и щитом.

Эту работу я выполнил в технике «граттаж» (см. рисунок 2).

Слово «граттаж» от французского глагола «qrata» - «царапать», «скрести». Для работы в этой технике мне понадобились: лист бумаги, акварельные краски, широкая мягкая кисть, парафиновая свеча, черная гуашь и жидкое мыло.

Вначале я сделал заготовку акварельными красками (произвольный рисунок), когда все полностью подсохло, аккуратно натер бумагу свечкой. Затем, покрыл лист черной гуашью, чтобы краска лучше ложилась, я добавлял в краску жидкое мыло. Когда гуашь высохла, приступил к работе, к самому интересному процессу — процарапыванию рисунка. Сначала царапал контур, чтобы ясно увидеть композицию. И, только потом, стал «вычищать», «выскребать» штрихами нужную форму.

На переднем плане этого рисунка я изобразил себя со своим соперником в процессе боя. В руках у нас мечи и щиты.

Работа горизонтальная, динамичная.

1.3. Рисунок - «Репетиция».

На этом рисунке я изобразил занятия в музыкальном творческом объединении (см. рисунок 3). На переднем плане нарисовал детей, которые играют на национальных народных инструментах: двусторонний барабан, двенадцати струнная арфа, свирель, струнный смычковый инструмент и осетинская гармонь. Жаль, что на них сейчас играет очень мало людей. Мне бы хотелось, чтобы эти красивые звуки, которые они издают звучали еще многие годы.

В осетинском языке фандыр – это общее название разных музыкальных инструментов: щипковых и смычковых.

В далёком прошлом осетинам были известны только три музыкальных инструмента: пастушеская свирель (уадынз), двенадцатиструнная арфа (дыууадæстæнон фæндыр) и струнный смычковый инструмент (хъисын фæндыр).

Одним из излюбленных струнных инструментов, под аккомпанемент, которого исполнялись нартовские сказания, песни и танцы, был "хъисын фæндыр". Это род скрипки с 2-3 струнами из конского волоса и чашеобразным корпусом из дерева. Верхней декой ему чаще всего служила натянутая козья кожа. Смычок представлял собой согнутую в виде лука трость с натянутым на нее конским волосом. У каждой струны было свое название. "Хъисын фæндыр" изготавливался вручную из твердых пород дерева.

В отличие от инструмента "хъисын фæндыр", "хъырнæг фæндыр" имел в основании не одну, а две чаши и обладал более громким звуком.

Особым престижем пользовался "дыууадæстденон фæндыр" - разновидность небольшой угольной арфы с двенадцатью струнами, изготовленными из конского волоса. Арфы были известны с глубокой древности многим народам. Считается, что толчком к созданию этого инструмента послужил звук тетивы лука при спускании стрелы. Появление арфы на Кавказе ученые связывают с предками осетин - скифами. Еще в начале XX в. арфа была достаточно широко

распространена в Осетии, но в настоящее время вышла из обихода. Традиционно она была связана, прежде всего, с такой формой музыкально-поэтического творчества, как исполнение нартовских сказаний.

"Дала фæндыр" - еще один распространенный в прошлом щипковый инструмент с 2-3 струнами. Под его аккомпанемент исполнялись лирические и бытовые песни, танцы.

Осетины использовали и ударные инструменты, особенно необходимые для отбивания танцевального ритма. "Гуымсæг" - это двухсторонний барабан. Его деревянный цилиндрический корпус с обеих сторон был обтянут кожаной мембраной. "Дала" - деревянный обруч шириной 12-13 см. С внешней стороны он обтянут кожаной мембраной, с внутренней стороны нередко имеет деревянные бубенцы, создающие звеняще - ритмический эффект.

Трещотка "къæрцгæнæг" состоит из нескольких деревянных пластинок четырехугольной формы, натянутых свободно на шнур из сыромятной кожи, который соединяет их с крайней пластинкой-рукояткой. Чтобы получить щелкающий звук, исполнитель держит рукоятку в правой руке и ударяет трещоткой по левой ладони в такт исполняемой музыке.

Со второй половины XIX в. в Осетии широко распространилась гармоника ("ирон хъандзал фæндыр"), потеснившая другие инструменты. Как показывают археологические находки, гармоника была известна еще средневековым аланам. Ее возвращение в XIX-XX вв. связано с развитием ремесла и торговых связей, которые вновь сделали доступным этот сложный в изготовлении инструмент. Интересно, что на остальных инструментах обычно играли мужчины, а распространение гармоники позволило девушкам активно приобщаться к музыкальному исполнительству.

1.4. «Посади свое дерево»

Творческие объединения, в особенности изостудия «Радуга детства» помогла мне воплотить многие мечты в реальность, запечатлеть радостные моменты в жизни.

Занятия в дополнительном образовании в различных творческих кружках по: рисованию, робототехнике, программированию, смб, английскому языку и актерскому мастерству прививают мне любовь к природе, труду, к родному краю.

Рисунок на котором дети сажают деревья я исполнил грушевыми красками. Использовал яркие краски, чтобы передать свое хорошее настроение и чувства, которые я испытывал, при посадке деревьев.

Часто участвую в акциях по посадке деревьев, делаю скворечники для птиц. Так я в Мамисонском ущелье смог посадить свои первые кедры. Спустя годы, навестил их, к сожалению, из посадочных кедров, многие не прижились, но все же нашлись и такие, что прижились и немного подросли.

Эта работа горизонтальная, динамичная.

1.5. «Моделирование из бумаги»

Пятую работу я выполнил из бумаги. Своими руками нарисовал чертежи роботов, разукрасил их, вырезал и склеил. У меня получились вот такие работы (см. рисунок 5).

Также я часто делаю фигурки птиц, машин, людей, домов.... Этому всему я тоже научился в дополнительном образовании. Посещая кружок моделирования.

Моделирование из бумаги является почти самым древним способом моделирования.

Первые бумажные модели появились во Франции в 15 веке, вместе с появлением машинного изготовления бумаги.

Первые картинки вырезались в форме квадратов и наклеивались на кубики для обучения детей.

Примерно в то же время у художников появляется такой вид создания портрета, как вырезание профиля человека из бумаги. Позже, это направление в искусстве получило название «выцинанка».

Объёмные модели из бумаги были сначала дорогим занятием. В России они изготавливались для семьи Романовых, именно для дочерей и сына Николая II делали разные модели зданий и техники, а также фигурок людей и животных, с применением тиснения бумаги и покрытием из благородных металлов, золота и серебра, расписанных вручную. Бумажные модели были уже не плоскими и восхищающие своим великолепием.

Так же модели из бумаги, здания, корабли и другую технику, фигурки людей и животных, изготавливали и изготавливают для разных до и по ныне существующих княжеских, королевских, императорских и иных монарших домов со всего мира.

Появление в 20 веке моделей из пластмассы, железа и дерева, нанесло сильный удар по бумажному моделированию. Но и в 21 веке бумажные модели –

это самый доступный и простой способ.

Модели из бумаги имеют большую прочность. Бумага сложенная особым образом приобретает свойства крепкого материала. Детали из бумаги можно многократно копировать самостоятельно в домашних условиях, чего не сделаешь с пластмассой. Используется бумага самых разных видов: от папиросной бумаги, до плотного ватмана. Многие модели поставляются в виде готовых наборов с напечатанными деталями, которые остаётся только вырезать и склеить. Но можно также собрать модель самостоятельно.

Многие инженеры авиационной, автомобильной и другой промышленности, делали модели будущей техники, чтоб потом воссоздать в готовом изделии.

Сегодня бумажное моделирование делится на несколько направлений — это 2D моделирование и 3D моделирование.

2D моделирование — это вид моделируемого объекта с боку, снабженный подставкой для придания модели устойчивости.

3D моделирование — это изготовление объемных моделей. Чтобы придать плоской бумаге объём, её сгибают в конусы, цилиндры, кубики.

Моделирование из картона и бумаги обозначает собой искусство создания масштабных моделей из бумаги. Модели собираются из предварительно подготовленных, вырезанных и согнутых бумажных деталей. Многие модели можно купить в виде готовых наборов с напечатанными деталями, которые остаётся только вырезать и склеить. Издаются журналы с деталями для изготовления разных моделей.

Но лучше собрать модель самостоятельно. Можно самому нарисовать любые модели машин, кораблей, самолетов, животных, людей и роботов.

Д ля моделирования из бумаги необходимы: бумага разных видов, линейка, ножницы, клей, краски, фломастеры или карандаши. Бумажное моделирование – увлекательное занятие не только для детей, но и взрослых.

Заключение

И все же, счастливое детство — что это? Это светящиеся глаза мамы, яркие улыбки близких и родных, верные надежные друзья и, конечно же, занятия, которыми ты занимаешься от души.

Кружок изостудии научил меня мыслить, понимать и рисовать мир в ярких цветах. Через свои работы я постарался показать некоторые творческие кружки в дополнительном образовании. Благодаря таким кружкам, я развиваюсь и узнаю много нового.

Опросив своих одноклассников, друзей, знакомых и соседей, я понял, что многим из них хотелось бы заниматься в различных творческих, художественных, танцевальных коллективах и спортивных секциях. Из 100 человек, только 30 % имеют такую возможность, остальная масса остается дома и играет в различные компьютерные игры, постоянно находится во дворах улиц. Эти ребята хотели бы ходить на робототехнику, рисование, современный мечевой бой, ушу и осетинские танцы, но по различным причинам они этого сделать не могут.

Уверен, что если бы больше детей были заняты в различных объединениях и кружках, то они имели бы много побед.

Как известно, ребенок формируется с детства. Именно поэтому, так необходимо завлекать и увлекать детей интересными занятиями в дополнительном образовании.

Дополнительное образование для детей создает лучшие условия для раскрытия творческого потенциала. Поскольку основано на желании и потребностях ребенка. Художественное творчество, мастерские, школы изобразительного искусства. Спортивные секции — создают условия не только для получения дополнительных знаний детьми, но и определенную систему роста и проявления различных успехов.

Соревнования, фестивали, конкурсы дают возможность личности быть

замеченной и получить первые знаки признания востребованности таланта.

Создавая серию работ, я пришел к выводу, что в каждом ребенке Солнце и ему нужно дать возможность светить. Занятия в дополнительном образовании помогут мне и многим другим, которые могли бы заниматься в дополнительных кружках во взрослой жизни стать достойными людьми. Настоящим патриотами своей Родины!

Приложение

Исследовательский материал

В вопросе дополнительного образования родители имеют разные взгляды: одни считают его лишним и ненужным. Они аргументируют это тем, что школьное образование дает всё необходимое для развития ребенка. Другие склоняются к мысли о том, что без дополнительного образования раскрыть потенциал ребенка невозможно.

На дополнительных занятиях дети работают над тем, что им нравится, фокусируясь на процессе, а не на результате. Здесь оценки за тесты и контрольные работы не является приоритетом и целью, важно развитие творчества. Во время таких занятий ребенок может раскрыть свой творческий потенциал без ограничения со стороны учителей и образовательных программ.

Возможно ли полноценное развитие ребенка без дополнительного образования?

В документе «Об образовании» написано, что одна из его целей — формирование гармонично развитой личности, но не всегда школы могут обеспечить для этого соответствующие условия. В школьных учреждениях действует ряд ограничений, которые тормозят этот процесс: все учебные предметы подчиняются общим требованиям, планам, а значительная часть работы на уроках направлена на то, чтобы дети могли составить необходимые тесты и написать контрольные работы. В таких условиях не хватает времени на креативную деятельность. Учителям физически очень сложно реализовывать индивидуальный подход и учитывать потребности и особенности каждого ребенка, часто в списке их приоритетов является только выполнение требований учебной программы, а не раскрытие талантов каждого ученика в классе.

Дополнительное образование дает такую возможность. Так как такие занятия проходят в небольших группах (6-10 учеников) и имеют узкие направления, каждый ребенок может максимально раскрыть свой творческий потенциал, заниматься тем, что ему нравится без ограничений со стороны планов и программ. Преподаватели в области дополнительного образования имеют больше свободы в планировании и организации работы, они не ограничены четкими учебными целями и требованиями.

5 причин сказать «да» дополнительном образовании:

Родители решают включить в жизнь своего ребенка дополнительное образование, чтобы:

- помочь ребенку открыть таланты и творческие способности. Некоторые дети не знают, что им нравится и чем они хотят заниматься. Дополнительное образование помогает выяснить это: пробуя различные занятия — творческие, спортивные, технические, — школьники пытаются найти то, что понравится им больше;

- помочь справиться с трудностями в школе. Например, если у ребенка есть

проблемы по математике или английскому языку, то его записывают на

соответствующие кружки;

- повысить уровень мотивации. Распространенной является ситуация, когда ребенок не хочет изучать в школе какой-то предмет: ему трудно, не нравится учитель или неинтересно на уроках. Тогда родители выбирают дополнительные занятия по этому направлению, чтобы ребенок открыл для себя этот предмет с другой стороны и легче воспринимал его в школе;

- найти единомышленников, помочь влиться в компанию детей с похожими способностями и наклонностями. Дети с особыми талантами могут чувствовать себя в классном коллективе одинокими и неуверенными. Дополнительные занятия помогают им понять ценность своего таланта, познакомиться со сверстниками, у которых есть схожие увлечения.

Не все, что ребенок получает в школе на уроках, может понадобиться ему в дальнейшей жизни. Школьное образование нуждается в реформировании, и пока целью школы является не формирование компетенций, а передача не всегда актуальных знаний, дополнительное образование остается единственным способом поиска любимого занятия, которое может в будущем стать делом жизни.

В ходе своей исследовательской работы я узнал очень многое о национальных народных инструментах, об истории смб, древнего осетинского танца и многом другом.

Фандыр, несомненно, самый «национальный» инструмент осетин. Недаром самое известное, значимое произведение великого просветителя Осетии Коста Левановича Хетагурова носит название «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»).

В осетинском языке фандыр – это общее название разных музыкальных инструментов, в том числе щипковых и смычковых. Осетинская гармоника (дальний родственник русского аккордеона, скорее всего, попавший на Северный Кавказ из Средиземноморья, по Великому Шёлковому пути) – это тоже «фæндыр» («ирон хъандзал фæндыр»).

В далёком прошлом осетинам были известны только три музыкальных инструмента: пастушеская свирель (уадынз), двенадцатиструнная арфа (дыууадæстæнон фæндыр) и струнный смычковый инструмент (хъисын фæндыр), причём первые два инструмента известны ещё нартам, что говорит об их древнем происхождении. Подтверждение этому можно найти в Нартском эпосе, в котором нашёл отражение быт алан.

История создания фандыра – одна из самых ярких и запоминающихся страниц Нартского эпоса. Пронзительно и незабываемо описывается происхождение двенадцатиструнной арфы (дыууадæстæнон фæндыр) в Нартских сказаниях в песне «Гибель семьи Сырдона».

Сырдон – ловкий пройдоха, хитрец и острослов, он же – злокозненный чародей, способный перевоплотиться в женщину, старика или в предмет, в эпосе

его неоднократно называют «погибелью нартов». Сырдон – сын Гатага, водного божества, и Дзерассы. Жил Сырдон под землёй, вход в его жилище напоминал запутанный лабиринт, и никто не мог найти его дом. Только когда Сырдон украл у Хамыца корову, тот разузнал, где находится дом Сырдона, и убил его семерых сыновей. Скорбя по сыновьям, Сырдон из кисти старшего сына, на которую натянуты жилы его сыновей, изготавливает арфу (фæндыр).

Ф.Ш. Алборов отмечал: «Дыууадæстæнон фæндыр и в осетинской действительности, благодаря своему широкому распространению не только в музыкальном, но и в поэтическом творчестве, вошёл в сферу мифов и легенд в качестве носителя одной из главных эмоциональных начал – скорби».

Сегодня, когда инструмент почти полностью вышел из обихода, уже трудно установить, какие формы музыкального творчества народа (кроме Нартских сказаний) он ещё обслуживал. Немногие сведения свидетельствуют преимущественно о произведениях размеренно-повествовательного характера. Инструмент имел «хождение» в народной практике вплоть до 40-50-х годов XX века.

В Нартских сказаниях игра на другом музыкальном инструменте – свирели (уадынз) – описана как любимое развлечение не только знаменитого нартского Орфея – Ацамаза, который пробуждает своим чудесным пением окружающую природу, но и выдающихся героев эпоса – Сослана и Батраза.

Вряд ли сегодня можно было бы говорить о сказаниях Нартского эпоса, если бы не струнный смычковый инструмент – хъисын фæндыр. Звучанием у древнего инструмента хъисын фæндыр – заслушаешься. Казалось бы, чего проще: две струны и деревянный корпус, а звучит – почти как человеческий голос. Не в любых руках петь будет – только в ласковых и профессиональных.

Когда-то под тоскующий и надрывный голос фандыра старцы-сказители могли поведать о сражениях и подвигах аланских воинов. Но старцев тех уж нет, а струн фандыра теперь редко коснётся смычок мудреца. Народная память сохранила имена замечательных сказителей Нартского эпоса: Батчери Каргиева, Эльмурзы Цагараева, Габадза Шавлохова, Кола Плиева, Акима Джигкаева, Пируза Келехсаева, Бимбола Сланова, Гахи Сланова, Ники Ханикаева…

Знаменитый сказитель конца XIX века Курм-Бибо был слеп, играл на самодельной трёхструнной скрипке (хъисын фæндыр).

Сам факт существования у осетин духовых, струнных и ударных инструментов, их архаичность, с одной стороны (дыууадæстæнон фæндыр вообще является древнейшим представителем инструментальной культуры), и техническое совершенство – с другой, подтверждают древность осетинского народного музыкального инструментария.

Музыкальный фольклор вбирает в себя также и глубокие корни древнейшей инструментальной культуры.

Хъисын фæндыр – хойысæр фæндыр, осетинский струнный смычковый музыкальный инструмент. Длина 650-700 мм. Имеет 2-3 струны. Настройка 2-струнного хъисын фæндыр квартовая, 3-струнного — терцово-квинтовая.

История этого инструмента насчитывает несколько веков. Он похож на скрипку. Только играть на нём нужно, поставив инструмент в вертикальное положение. Смычок в данном случае толще и длиннее, а струн всего две-три. Звуки хъисын фæндыр ни на что не похожи.

Хъисын фæндыр имеет круглый чашеобразный корпус. Верхней декой ему служит натянутая козья кожа. Струны изготовлялись из конского волоса. Корпус вырезался из средней части ствола дерева твёрдых пород (орех, клён, груша). К заготовке и сушке древесины подходили очень тщательно. Интересно, что для народных мастеров значение имело даже то, в каком месте срублено дерево – на северном склоне или на залитом солнцем южном. По их мнению, инструмент, изготовленный из лесоматериала «солнечной зоны» по своим звуковым качествам отличался от прочих.

Классической модели хъисын фæндыр никогда не было. Секретов много. Так, в старину, например, резонаторы делали не только из дерева ели и клёна, но и кожи животных, а конский волос обычно скользил по струнам из сухожилий козлёнка. Даже играли и напевали сказания тоже каждый по-своему.

Сейчас в Осетии осталось очень мало людей, играющих на хъисын фæндыр. Человек, играющий на этом инструменте, издавна особо почитаем. Обучиться игре на инструменте ещё два века назад считалось великим даром.

Симд (осет. симд) — народный осетинский массовый хороводный танец.

Существует несколько вариаций самого "Симда". Первый, о котором я хочу рассказать это "нартон симд", танец нартов. Участие в "нартон симд" принимали, собравшись вокруг костров, только мужчины. Обычно от 25 до 40 лет. Количество участников могло возрасти до 200 человек. Собирались именно те храбрецы, которые могли показать свою ловкость, мужество и силу. Выстраивалась картина танца из двухэтажной "человеческой стены", образовывавшей круг, который сопровождался песней. Когда нижний ряд обращался к верхним, пели: "Бакувут!" (Поклонитесь нам). Нижние на это все отвечали: "Дæлæмæ æрхаут!" ("Чтоб вам упасть вниз"). Этим танцем проверяли мужчин на стойкость и выносливость. Для тренировки на плечи мужчинам взваливали для начала бычков, затем делали замену на самих мужчин.

"Тымбл симд" — еще одна разновидность танца. Суть танца в следующем: мужчины брали женщин под руку, становились в круг через один. Количество людей должно было быть чётное, чтобы каждому хватило пары. Рисунок танца заключался в передвижение круга сначала вправо, затем влево. Танец сопровождался песней, а после все получали угощение и, не делая большого перерыва, бежали в пляс.

"Нагуай симд" или иначе старинный симд — абсолютно противоположная вариация. Этот танец был плавным, показывал свое величие. Парни с девушками выстраивались в идеальную шеренгу, причем мужчина должен был брать девушку под руку. Стена должна была двигаться как по струнке в единое целое. Затем первая пара проходила вперед, за ней двигались остальные танцоры. Этот танец должен был приводить зрителям впечатление того, что пары двигались друг за другом, словно волны набегающая одна на другую. Потому и музыка была спокойная, но в то же время насыщенная.

Современный Мечевой Бой (СМБ) представляет собой единоборство спортсменов, использующих «рубящую» технику средневековым клинковым оружием, и применяющих при этом безопасный спортивный инвентарь: спортивный мягкий меч и спортивный мягкий щит, а также специальную безопасную экипировку, которая защищает корпус, голову и конечности.

Современный мечевой бой способствует физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, совершенствованию его двигательной активности и формированию здорового образа жизни.

Современным мечевым боем могут заниматься все желающие независимо от возраста, пола, физического состояния, социального статуса.

Правила этого вида спорта универсальны для всех.

Понятие «дополнительное образование детей» появилось в конце прошлого века, когда был принят основной и единственный закон Российской Федерации, регулирующий сферу приобретения знаний - «Об образовании в РФ». Оно подразумевает целенаправленный, систематизированный и поэтапный процесс обучения и воспитания школьника с помощью дополнительных программ.

В России система ДОД формировалась в течение долгих лет на основе элементов внешкольного обучения. Еще в девятнадцатом веке для детей создавались всевозможные кружки, секции, клубы, мастерские, летние оздоровительные учреждения. Подобные заведения существуют и по сей день, однако их функции и особенности организации неоднократно пересматривались. Сегодня внешкольное обучение (в различных своих формах) и дополнительное образование детей - понятия разные, хотя и соприкасающиеся.

В начале двадцатого века выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий основал на базе детского приюта культурно-просветительное общество для детей из малоимущих семей, сирот и беспризорников. Главной идеей этого общества, носившего название «Сетлемент», было удовлетворение культурных потребностей и развитие творческих способностей детей, которые не могут позволить себе такую недосягаемую роскошь, как специальное обучение.

Деятельность С. Т. Шацкого носила не только культурно-просветительный, но и общий воспитательный характер. Сироты и дети из неблагополучных семей подвергались достаточно сильному пагубному влиянию криминогенной среды.

Детский алкоголизм, воровство, проституция - это далеко не все проблемы, которые стали менее глобальными благодаря обществу «Сетлемент» и другим подобным учреждениям.

Именно тогда и наметились перспективы развития дополнительного образования детей. Стало ясно, что во внешкольном обучении и воспитании нуждаются не только отпрыски из обеспеченных семей, которых родители готовят к безоблачному будущему, но и те ребята, которых судьба одарила менее щедро. Более того, вторые испытывают потребность в нем гораздо больше, ведь к их воспитанию нужен особый подход.

Особенно мощный и сильный толчок в своем непрерывном развитии дополнительное образование детей получило после революции. Стирание граней между бедными и богатыми сословиями привело к равноправию, благодаря чему каждый школьник мог получить то обучение, которое считал для себя нужным, полезным и интересным. Поскольку подготовка высококвалифицированных кадров была одной из главных общественных задач, система обучения (в том числе и внешкольного) стала стремительно развиваться.

Цели дополнительного образования детей вне зависимости от формы их достижения состоят в том, чтобы вырастить каждого школьника полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Обучение в рамках ДОД не является принудительным, и это, пожалуй, одно из самых значимых его достоинств.

Основные задачи:

•Формирование и дальнейшее развитие различных творческих способностей детей.

•Воспитание высоких моральных качеств - патриотизма, духовных ценностей, любви к труду, уважения к старшим.

•Привитие культуры общения, выработка коммуникативных качеств - вежливости, уважения к собеседнику, умения поддержать разговор и принимать критику, прислушиваться к замечаниям.

•Профессиональное ориентирование детей с перспективой дальнейшего развития приобретенных качеств.

•Удовлетворение коммуникативных и культурных потребностей школьников.

•Ограждение детей от пагубного и агрессивного влияния социума.

•Физическое развитие.

Из целей и задач дополнительного образования детей проистекают его основные направления, одинаково важные для всестороннего развития школьников и их дальнейшей профессиональной и личностной реализации. В современной педагогике их шесть:

1. Социально-педагогическое. Включает в себя волонтерство, работу с одаренными детьми, а также уход за людьми, имеющими особые нужды.

2. Художественное. Предусматривает активное развитие творческих

задатков - склонности к изобразительному искусству, писательству и т. д.

3. Техническое. Готовит детей к овладению профессиями, связанными с технической деятельностью.

4. Туристско-краеведческое. Создано для тех, кто испытывают тягу к путешествиям и изучению родного края.

5. Естественно-научное. В основе лежит изучение естественных наук - химии, биологии и т. п.

6. Физкультурно-спортивное. Ориентировано на развитие физических качеств - силы, ловкости, выносливости, гибкости, что благотворно сказывается на их здоровье.

Каждое из направлений в полной мере реализует цели, задачи и основные функции дополнительного образования детей. Проводится ДОД на факультативах, во всевозможных творческих кружках, спортивных секциях, танцевальных студиях, детских лагерях (пришкольных и выездных) и т. д.

У всех детей, рожденных на земле,

Свои мечты, надежды и опора.

Представьте – мы плывем на корабле –

А впереди – бескрайние просторы!

Для нас открыты тысячи страниц

Волшебной книги под названием «Детство»,

В ней нет замков, запоров и границ,

Она хранит чудесное наследство.

Наследство – память чьих-то крепких рук,

Тепло души, полет воображения,

Умений, знаний обо всем вокруг,

И творчества чудесные мгновенья.

Прошло сто лет, без малого – сто лет!

Пусть первые шаги – уже предание,

Но как сегодня ярок добрый свет,

Который мы зовем «Образование»!

Считают «дополнительным» его,

Но это слово – лучшее на свете!

Как не «дополнить» жизни волшебство?

Как без него узнать про все на свете?

«Внешкольное»! Но каждый день летят,

Оставив дома школьные задания,

Не сотни – тысячи восторженных ребят,

Влюбленных в творчество, науку, спорт и знания!

Стремись вперед, дерзай, гляди смелей,

Чтоб в жизни воплотить свои желанья!

Использованная литература

1. Жукова, Л. «… Искусство должно давать счастье и радость...»: К 155 — летию со дня рождения художника В.Д. Поленова (1844-1927) / Л.Жукова // Книгочей - 1999. - №4. - С59-67.

2. Эддерс Роуз: Рисуй, раскрашивай, изображай, придумывай

3. Емельянова Т.: Большая книга рисования. Для детей и взрослых

4. Djblestvekov.ru>smb.html

5. Инфоурок, статья "Качество образования: проблемы и пути решения"

Просмотров работы: 117