Введение
Домашние животные уже давно находятся рядом с людьми. В далёкой древности человек заводил домашних животных для того, чтобы они помогали ему по хозяйству: кошки – ловили мышей и крыс, собаки – были хорошими сторожами, домашний скот – «кормил» и «одевал» хозяина. В современном мире многое изменилось! Люди переселились из домов в квартиры и некоторые функции животных сами собой отпали. Какая роль не была бы у домашних животных, человек заботится о них: кормит, ухаживает, он несёт ответственность за это живое существо и несомненно это отражается в его уголках души, развиваются такие нравственные качества как доброта, любовь, сострадание, сопереживание. Человек видя своего любимого питомца получает массу положительных эмоций. Для чего человеку необходимо чувствовать рядом с собой живую душу? Все ли хозяева испытывают положительные эмоции заботясь за своими питомцами? Все ли домашние животные дают положительные эмоции? И влияют ли они на нравственные качества детей? Именно эти вопросы интересуют меня и легли в основу нашей научно-исследовательской работы.
И я считаю, тему своей работы актуальной, так как без домашних питомцев не представляю жизни на земле. Заботясь о них мы развиваемся сами! Дети, в семьях которых есть домашние животные получают бесценный опыт общения и взаимодействия с ними.
В своей научно-исследовательской работе я коснулась темы домашних животных и их влияния на уровень эмпатии человека, а также его настроение. И была выдвинута следующая гипотеза: «у подростков имеющих домашних животных - уровень эмпатии выше, чем у тех подростков, у которых домашних животных нет»
Цель научно-исследовательской работы: изучение влияния домашних животных на эмпатию подростков
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить научную литературу и публикации по данной проблеме;
- провести анкетирование по выявлению предпочтений обучающихся, в выборе домашнего животного;
- исследовать отношение людей к домашним животным;
- провести диагностику обучающихся для выявления уровня эмпатии;
- проанализировать эмоциональные изменения, происходящие с обучающимися
Объект исследования: обучающиеся МОУ лицей г. Электрогорск 11-15 лет.
Предметом исследования является эмпатия подростков
В исследовании использовались такие методы, как анализ литературы, анкетирование, беседа, построение таблиц по результатам исследования.
Теоретическая значимость: заключаются в изучении научной литературы, рассмотрении понятия, виды эмпатии, влияния домашних животных на подростка.
Практическая значимость: поможет показать людям важность домашних животных в семьях, где есть подростки
Структура научно-исследовательской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Глава I. Анализ теоретических знаний о эмпатии человека и влияние домашних животных на психику ребёнка
1.1. Понятие эмпатия, виды, уровни
Эмпатия — это способность сопереживать другим людям, уважать их чувства. Человек, который склонен к эмпатии, очень остро реагирует на эмоции и чувства окружающих, он ощущает их на себе. Эмпат является сверхчувствительной личностью, всегда готов прийти на помощь.
В психологии различают пять видов эмпатии: эмоциональная, когнитивная, предиктивная, сопереживание, сочувствие. Эмоциональная эмпатия - этому виду эмпатии характерно восприятие чувств людей на эмоциональном уровне. Когнитивная эмпатия - происходит интеллектуальное восприятие чувств других людей, при этом обращаются к аналогиям, сравнению, проводятся параллели. Предикативная - способность заранее выявлять возможные реакции индивида на определенные события, поведение в конкретных ситуациях. Сопереживание - происходит идентификация себя с человеком, который испытывает какие-то эмоции, переживания его эмоционального состояния. Сочувствие - социальный аспект, который выражает состояние эмпата касательно волнений другого индивида.
Нужно понимать, что эмпатия начинает формироваться еще с детства. По мере взросления индивид приобретает жизненный опыт, становится способным распознавать чувства людей. Однако, независимо от того, сколько, кому лет, различают проявления чувствительности в разной степени.
Так выделяют четыре основных уровня.
Низкий уровень - присутствует слабая тяга к сопереживанию. Такие люди полагаются только на логику и реальные факты, им не знакомы поступки, которые совершаются под влиянием эмоций.
Нормальный уровень - такой уровень эмпатии характерен для большинства. Его также называют стандартным уровнем. Такие индивиды могут понимать эмоции и чувства окружающих, но переживают не слишком часто, не особо задумываются над чужими ощущениями. Такая эмпатия характерна практически для каждого второго, зачастую они остаются равнодушными к проблемам других. Они чутко относятся к эмоциям, которые испытывают сами или же их близкое окружение.
Высокий уровень - такие люди не часто встречаются. Их как раз называют эмпатами. Они очень хорошо понимают эмоции и чувства других людей, слушают внимательно, подмечает все детали, сопереживают в любых ситуациях. Такие люди отличаются социальной активностью и легко заводят новые знакомства, у них много друзей.
Повышенный уровень - таким индивидам чувство эмпатии причиняет дискомфорт. У человека возникают сложности в различии своих проблем с чужими. Данное состояние сопровождается следующими проявлениями: излишняя впечатлительность; сильная ранимость; острое переживание чувств и эмоций других людей; возникновение чувства вины за боль, которую ощущают другие; беспокойство и страдания за проблемы окружающих. Такой уровень оказывает негативное воздействие на жизнь эмпата, ухудшает его навыки общения, нередко является фактором, влияющим на развитие психических заболеваний.
1.2. Влияние животных на психику ребенка
Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.
Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они обращаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или собака, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут. А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели. Домашние животные – мощный инструмент для снятия стресса.
Постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира. Исследования доказывают, что уровень агрессивности и конфликтности у детей, имеющих домашних животных в два раза ниже, чем у детей, не имеющих домашних животных.
В ходе общения с животными у ребенка развивается чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту домашних питомцев. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество. Ребенок стремится отразить свои переживания с животным в стихах, рассказах, а главным образом в изобразительном искусстве.
Домашние животные могут вылечить от заикания, а также помогают замкнутым детям влиться в окружающий мир.
Домашние животные становятся источником и первых переживаний, и первой радости. В общении с животным ребенок испытывает, прежде всего, положительные эмоции, а ведь в современном обществе именно их-то зачастую и не хватает.
В то же время ребенок при общении с животным естественным образом учится проявлять бережное и заботливое отношение ко всему животному миру. Так ребенку прививаются понятия экологической культуры, являющейся составной частью культуры духовной.
Ребенок знакомится с простейшими трудовыми операциями. Под руководством взрослых он приобретает первые навыки по уходу за животным. При этом ребенок получает и дополнительные знания об условиях жизни животных в природе и в условиях дома.
Животные незаменимы в укреплении физического и психического здоровья детей: в процессе прогулок с собакой, игр с кошкой или кроликом, да и при уходе за питомцем дети прекрасно совершенствуются физически.
Животные – это своеобразная «психологическая неотложка» для детей: компенсируя одиночество, питомцы снимают психоэмоциональное напряжение, дают возможность поиграть и даже поговорить с собой, погладить или потискать себя – это важно, особенно когда у взрослых не хватает времени и сил на общение со своим ребенком. Животное не заменит родительскую любовь, но общение с домашним животным будет ребенку очень полезно.
Нерешительным и замкнутым детям домашние питомцы нередко заменяют друзей, и тогда дети доверяют животному свои тайны, радости и печали, хвастаются своими достижениями и способностями - ведь животное не отмахнется, не будет смеяться и никому не расскажет. А еще благодаря питомцу такой ребенок может легче завести друзей и среди детей, например, во время совместных прогулок с собакой во дворе или парке.
Животные не говорят, но издают звуки, оповещая о своих потребностях и настроении, движениями, позой, взглядом. Так дети учатся понимать без слов и животных, и людей.
Наличие животного в доме дисциплинирует: ребенок быстрее и лучше поймет, что все живое требует ухода, питания, возможно - перестройки распорядка дня в соответствии с нуждами животного. У ребенка воспитывается чувство ответственности, потребность и умения заботиться не только о себе, но и о других – а это лучшая прививка от эгоизма, особенно если ребенок в семье один.
Глава II. Исследование влияния домашних животных на эмпатию обучающихся МОУ лицей г. Электрогорск
Данное исследование проводилось в МОУ лицее г. Электрогорск, в нём приняли участие обучающиеся 5- 9 классов (11-15 лет) - 140 человек. Из них из 5 класса – 43 человека, 7 класс – 25 человек, 8 класс – 27 человек, 9 класс – 45 человек. (приложение1) Целью, этого исследования, было изучение влияния домашних животных на эмпатию подростков. Ребятам была предложена анкета и опросник эмоциональной эмпатии (EETS) Мехрабиана.
Анкета состояла из нескольких вопросов. Цель анкеты – выяснить у подростков МОУ лицей следующие факты: имеют ли они домашних животных, кто за ними ухаживает, какие эмоции и чувства испытывают подростки в общении со своими питомцами. В ходе исследования было выявлено, что у 78% опрошенных людей есть домашние животные (35% из них, имеет не одно домашнее животное, а два и более), а у 22% их нет. Большинство (93%) обучающихся проживают в квартире и всего 7% в частном доме. При этом все те, кто живёт в частном доме имеют одно и более домашних животных. (приложение2)
По результатам анкеты нами был составлен список животных, предпочитаемых семьями обучающихся нашего лицея: большинство семей заводят кошек – 65%, собак – 36%, попугаи – 12%, черепахи – 10%, рыбки – 10%, хомяки – 5%, улитки – 5%, 3% - шиншиллы, 3% кролики и 3% куры, крысы – 2%. Как мы видим, лидирующие места в этом рейтинге принадлежат кошкам и собакам (приложение 3)
На вопрос анкеты «Кто ухаживает за домашними животными в Вашей семье?» 24% ответили, что самостоятельно ухаживают за своими питомцами (преобладающее число у 9 классов), 11% ухаживают родители, 65% ухаживают дети совместно с родителями.
На следующий вопрос «Что вы чувствуете, общаясь с домашними питомцами?», подавляющее большинство (98%) ответили, что только положительные эмоции (радость, нежность, заботу, любовь и др.) и только 2% «ничего» (за питомцами ухаживают другие члены семьи, подросток не принимает никакого участия в этом).
На вопрос «С какой целью были заведены домашние питомцы?» ответы были следующие: «ухаживать, заботиться» - 9%, «просто так» - 4%, «очень хотелось» - 6%, «чтобы был друг, чтобы было веселее, для общения» - 17%, «чтобы разводить» - 3% «подарили» - 1%, «для уюта» - 2%, «не знаю» - 3%, «родители захотели» - 5%, «ради спокойствия» - 5%. Таким образом, многие семьи заводят домашних животных для того, чтобы не чувствовать одиночество, было с кем пообщаться.
«Кто для вас домашнее животное?» на это вопрос большинство ответили «друг», «член семьи» и 2% ответили «лишние проблемы», «комок шерсти» (так ответили мальчики из 9 класса, которые не ухаживают за питомцами и животных в семье завели по инициативе родителей)
«Согласились бы вы поменять домашнее животное на дорогую вещь или деньги?» 98% ответили – «нет», 2 % - ответили «да» (те же молодые люди, что и в предыдущем вопросе)
На вопрос «Согласны ли вы с мнением, что домашние животные улучшают самочувствие?» те, у кого есть домашние животные ответили «да» - 69%, «нет» - 2%, «не знаю» - 18%, у кого нет домашних питомцев ответили следующим образом – «да» - 50%, «нет» - 3%, «не знаю» - 47% По сравнению те у кого
«Помогают ли Вам домашние животные справиться со стрессом?» опрошенные ответили «всегда» - 16% (так во основном отвечали обладатели кошек), «часто» - 13%, «иногда» - 31%, «редко»- 14%, «никогда» - 3%
Также была проведена диагностика уровня эмпатии у подростков с помощью опросника эмоциональной эмпатии (EETS) Мехрабиана. Тест-опросник способности к эмпатии предназначен для определения уровня эмпатических тенденций. Эмпатия (как сопереживание и сочувствие) является механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении. Эмпатия предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Эмпатия способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи. Результаты диагностики представлены в таблице №1.
Таблица №1
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Очень низкий уровень |
|
Есть домашние питомцы |
14% |
62% |
23% |
0% |
Нет домашних питомцев |
9% |
49% |
28% |
14% |
Таким образом, подростки, имеющие домашних животных, имеют более высокие показатели эмпатичности, т.е. умения сопереживать другим, чем те, у кого домашних животных – нет
Заключение
В своей работе мной были выполнены все задачи. Была проанализирована научная литература по данной проблеме. Был проведён научно-исследовательский эксперимент с учащимися МОУ лицей. И был сделан следующий вывод:
Эмпатия — это способность сопереживать другим людям, уважать их чувства. Человек, который склонен к эмпатии, очень остро реагирует на эмоции и чувства окружающих, он ощущает их на себе. Эмпат является сверхчувствительной личностью, всегда готов прийти на помощь.
Психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи. Постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира. Под руководством взрослых он приобретает первые навыки по уходу за животным. Животные – это своеобразная «психологическая неотложка» для детей: компенсируя одиночество, питомцы снимают психоэмоциональное напряжение.
В ходе анкетирования мы выяснили, что большинство ребят в нашем лицее имеют домашних животных. Подростки принимают активное участие в ухаживании за своими питомцами. Самыми популярными «жителями» квартир стали – кошки и собаки.
Подростки испытывают самые тёплые, добрые, нежные чувства по отношению к своим домашним животным, считают их членами своей семьи и лучшими друзьями, и только некоторые ребята ничего не испытывают, ими оказались мальчики 15 лет, которые не ухаживают за животными. Большинство опрошенных согласны с мнением, что животные улучшают самочувствие, помогают справиться со стрессом. И подавляющее большинство не согласилось бы поменять своего лучшего друга ни на что.
Результат диагностики эмоциональной эмпатии, мы получили следующий: подростки, имеющие домашних животных, имеют более высокие показатели эмпатичности, т.е. умения сопереживать другим, чем те, у кого домашних животных – нет.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза: «у подростков имеющих домашних животных - уровень эмпатии выше, чем у тех подростков, у которых домашних животных нет», но с небольшим уточнением эмпатия выше у подростков, которые не просто живут в одной семье с домашними животными, но и заботятся, ухаживают за ними.
Список использованной литературы
1. Вилюнас В. К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
2.Роджерс, К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.
3. Тарасов Е. «Наши домашние целители». С. 22-24. Спортивная жизнь России. 2009, №4.
4.Шаронова Е. Г. «Социальная реабилитация школьников при взаимодействии с природой». С. 55-59. Педагогика. 2005, №6.
5.Интернет-источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=701645