ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Человек – существо биосоциальное. Ежедневно мы контактируем с окружающими нас людьми. Наши навыки общения и поведения в обществе закладываются еще с детства. Особенно важным и сложным становится подростковый период, во время которого происходит формирование личности. Также в этот период более-менее устойчивый характер приобретает самооценка. Особое внимание подростки придают тому, что о них думают и говорят сверстники. Мы можем заметить, что у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая самооценка, и наоборот. В зависимости от того, какая у подростка сформируется самооценка, во многом определит его будущее, поэтому очень важно уделять внимание её адекватному формированию ещё в юности.
Объект исследования – самооценка подростков и их социометрический статус.
Предмет исследования – влияние самооценки на место подростка в коллективе.
Цель исследования – изучить взаимосвязь самооценки подростков и их статусного положения в коллективе
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по проблеме индивидуальных особенностей, помогающих устанавливать эффективные межличностные отношения в коллективе.
Определить понятие самооценки и изучить особенности социометрического статуса в подростковом возрасте.
Доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и положением в классном коллективе. Адекватная и высокая самооценка свидетельствуют о высоком статусном положении, а подростки с завышенной и заниженной самооценкой пользуются меньшей популярностью в коллективе.
Методы исследования. На этапе анализа литературы: обобщение, анализ, синтез. При сборе эмпирических данных использовались следующие психодиагностические методики: методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено; методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейна.
Практическая значимость. Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки коррекционных и тренинговых программ, направленных на формирование адекватной самооценки подростков, улучшение взаимоотношений в классном коллективе.
ГЛАВА 1. Теоретические основы самооценки и социологических исследований
Личность. Самооценка
В психологии личность является достаточно сложным термином, в связи с чем не имеет однозначного определения. Но всё же, среди этого большого количества определений можно выделить основное.
Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.
Необычным фактом является то, что слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим [1; с.22].
Подростковый период (11-17 лет) – это трудный и сложный возраст, представляющий собой период становления личности. Помимо физиологической и гормональной перестройки организма, происходит формирование мировоззрения, жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Процесс формирования личности в жизни можно разделить на три фазы:
Адаптация – усвоение действующих в обществе норм и правил поведения.
Индивидуализация – поиск способов и средств для обозначения своей индивидуальности.
Интеграция – стремление быть личностью и получить одобрение общества. Поскольку процесс становления личности проходит в обществе, человеку в нём помогают множество факторов. Среди них выделяют семью, родственников, сверстников, друзей и приятелей. Все они определенным образом влияют на формирования взглядов, убеждений и ценностей.
При становлении у подростков образа «Я» в качестве образцов для подражания выступают как взрослые, так и сверстники. Поэтому создаваемый ими идеал становится несколько противоречивым. Из-за того, что он сочетает в себе качества как взрослого, так и более молодого человека, а они не всегда могут быть совмещены в одном лице, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.
Самооценка же определяется, как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценку можно считать ядром личности, поскольку она регулирует действия и поведение человека. Самооценка может быть неадекватной - заниженной или завышенной - и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка.
Характерными чертами адекватной самооценки является то, что подросток спокойно принимает неудачи, умеет анализировать ошибки и хорошо понимает свои возможности и ограничения. Общительность, находчивость, чувство юмора – качества, свойственный подростку с адекватной самооценкой.
Обладатели завышенной самооценки часто переоценивают себя в ситуациях, которые не дают для этого повода, преуменьшая при этом способности других. У них часто появляются претензии к окружающим, из-за чего позитивных межличностных отношений строить уже не получается.
Подростки с заниженной самооценкой недооценивают себя и не уверены в собственных силах, чаще склонны переоценивать достижения товарищей. Они не любят быть в центре внимания, не стремятся начинать новые дела, т.к. их преследует боязнь ошибки и страх неудачи.
Самооценка подростков зачастую нестабильна, поскольку на данный возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. Под влиянием оценки окружающих, у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельные формы активности: общение, поведение, деятельность. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.
Социологические исследования в коллективе
Социологические исследования – это система логических последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить объективно-достоверные знания об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования [3].
Для проведения социологических исследований в коллективах используются основные социологические методы: анализ документов, наблюдение, опрос и социальный эксперимент. В социологии различают:
1) Теоретические социологические исследования, направленные на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития, анализ общих противоречий.
2) Эмпирические социологические исследования, касающиеся изучения социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулированием межгрупповых и внутригрупповых отношений и процессов.
Эмпирические социологические исследования бывают разовые и повторные. Разовое исследование дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент. Повторное исследование рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии. Также, социологические исследования разделяют в зависимости от масштабов:
Международные
Общенациональные
Региональные
Отраслевые
Локальные
Полное эмпирическое социологическое исследование состоит из трех этапов:
Подготовительный (разработка программы исследования)
Основной (проведение социологического исследования)
Завершающий (обработка, анализ данных, формирование выводов и рекомендации)
Важность социологических исследований заключается в том, что информация, полученная в ходе социологического исследования, может способствовать решению проблем в различных областях человеческой жизни и деятельности.
Выводы по первой главе
Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от остальных.
Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Социологические исследования – это система логических последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью – получить объективно-достоверные знания об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования.
ГЛАВА 2. Практическое исследование взаимосвязи места в классном коллективе с самооценкой подростка
2.1. Программа практического исследования
Цель эмпирического исследования – изучить взаимосвязь места в классном коллективе с самооценкой подростка.
Задачи исследования:
1. Разработать план практического исследования.
2. Провести социометрическое исследование, изучить самооценку учащихся.
3. Описать результаты исследования и проанализировать их.
4. Сопоставить полученные данные с нашей гипотезой.
Гипотеза исследования: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и положением в классном коллективе. Адекватная и высокая самооценка свидетельствуют о высоком статусном положении, а подростки с завышенной и заниженной самооценкой пользуются меньшей популярностью в коллективе.
База исследования: учащиеся 10 «А» класса МБОУ гимназии «Пущино», 22 человека (13 девушек, 9 юношей). Возраст – 15-17 лет.
Психодиагностические методики:
- Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено [2].
- Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна [2].
Описание методики исследования:
1.Методика диагностики межличностных отношений («социометрия») Дж. Морено.
Использование нами социометрической процедуры в рамках нашего исследования было связано с тем, что социометрическая процедура дает важный показатель успешности отношений в группе.
В ходе проведения нами социометрической процедуры, испытуемым предлагалась следующая инструкция: «С кем бы Вы отправились в поход?», «Кого бы вы взяли с собой в поездку?». Результаты заносились в социометрическую матрицу.
При анализе результатов мы исходили из следующего разделения: 1)благоприятный статус (от 3 выборов и выше); 2)неблагоприятный статус (от 0 до 2 выборов).
Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.
Методика основывается на непосредственном оценивании подростками ряда личностных качеств и характеристик (здоровье, характер, способности, авторитет у сверстников, умелость, внешность, уверенность в себе и собственных силах). Результаты вносятся в специальный бланк, на котором изображены семь линий фиксированный высоты (100 мм.) с указанием низа, середины и верха шкалы. Участникам диагностики предлагается на вертикальных линиях отметить уровень развития у них отдельных качеств (знаком «-»), а также уровень желаемого развития того или иного качества (знаком «х»).
2.2. Результаты и анализ практического исследования
В результате психодиагностического обследования испытуемых нами были получены следующие психологические показатели:
Число выборов в социометрической процедуре, отражающее статус учащегося в классе.
Данные по самооценке подростков.
Для сохранения безопасности учащихся мы зашифровали имена специальным кодом. Более подробная информация представлена на рисунках 1-4.
Итак, проведя социометрическое исследование, мы получили результаты, отраженные на рисунке 1.
Рисунок 1. Диаграмма социологического статуса учащихся
В результате исследования мы видим, что три человека имеют отрицательный статус в классе, а трое могут являться лидерами класса. В лидеры вышли следующие учащиеся – Д-7, Д-10 и М-5. Их положительный статус равен 0,33 соответственно, что говорит о том, что к ним прислушиваются и их мнение значимо для 33% одноклассников.
Рисунок 2. Таблица результатов социометрии
Девушки |
Юноши |
|||
код |
статус |
код |
статус |
|
Д-7 |
0,33 |
М-5 |
0,33 |
|
Д-10 |
0,33 |
М-2 |
0,28 |
|
Д-6 |
0,28 |
М-6 |
0,26 |
|
Д-13 |
0,28 |
М-3 |
0,21 |
|
Д-1 |
0,26 |
М-4 |
0,21 |
|
Д-2 |
0,18 |
М-8 |
0,21 |
|
Д-4 |
0,18 |
М-7 |
0,18 |
|
Д-12 |
0,17 |
М-1 |
0,14 |
|
Д-8 |
0,14 |
М-9 |
0,14 |
|
Д-9 |
0,12 |
|||
Д-5 |
-0,14 |
|||
Д-3 |
-0,26 |
|||
Д-11 |
-0,33 |
Для своего исследования мы возьмем самые яркие значения, тройку лидеров с положительным статусом 0,33 и троих отвергаемых с отрицательными статусами.
Результаты изучения самооценки также представлены наглядно на рисунке 3.
Рисунок 3. Сводная таблица результатов самооценки учащихся
Девушки |
Юноши |
|||
код |
самооценка |
код |
самооценка |
|
Д-7 |
70,3 |
М-5 |
64,4 |
|
Д-10 |
64,4 |
М-2 |
68,8 |
|
Д-6 |
63,2 |
М-6 |
57,3 |
|
Д-13 |
63,2 |
М-3 |
58,7 |
|
Д-1 |
61,8 |
М-4 |
64,4 |
|
Д-2 |
67,4 |
М-8 |
70,1 |
|
Д-4 |
58,6 |
М-7 |
54,3 |
|
Д-12 |
58,4 |
М-1 |
52,1 |
|
Д-8 |
61,2 |
М-9 |
48,9 |
|
Д-9 |
57,3 |
|||
Д-5 |
83,4 |
|||
Д-3 |
43,8 |
|||
Д-11 |
43,8 |
Рисунок 4. Сравнительная таблица статусов и самооценки
Девушки |
Юноши |
|||||
код |
статус |
самооценка |
код |
статус |
самооценка |
|
Д7 |
0,33 |
70,3 |
М5 |
0,33 |
64,4 |
|
Д10 |
0,33 |
64,4 |
М2 |
0,28 |
68,8 |
|
Д6 |
0,28 |
63,2 |
М6 |
0,26 |
57,3 |
|
Д13 |
0,28 |
63,2 |
М3 |
0,21 |
58,7 |
|
Д1 |
0,26 |
61,8 |
М4 |
0,21 |
64,4 |
|
Д2 |
0,18 |
67,4 |
М8 |
0,21 |
70,1 |
|
Д4 |
0,18 |
58,6 |
М7 |
0,18 |
54,3 |
|
Д12 |
0,17 |
58,4 |
М1 |
0,14 |
52,1 |
|
Д8 |
0,14 |
61,2 |
М9 |
0,14 |
48,9 |
|
Д9 |
0,12 |
57,3 |
||||
Д5 |
-0,14 |
83,4 |
||||
Д3 |
-0,26 |
43,8 |
||||
Д11 |
-0,33 |
43,8 |
Рисунок 5. Таблица нормы самооценки
Параметр |
Количественная характеристика (балл) |
|||
низкий |
Адекватный |
Очень |
||
средний |
высокий |
|||
Уровень самооценки |
Менее 45 |
45-59 |
60-74 |
75-100 |
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, мы видим, что существует тесная взаимосвязь между самооценкой и положением в классном коллективе. Адекватная и высокая самооценка свидетельствуют о высоком статусном положении, а подростки с завышенной и заниженной самооценкой пользуются меньшей популярностью в коллективе. Наглядно это представлено на рисунке 6.
Рисунок 6. Взаимосвязь самооценки с положением в классном коллективе
Выводы по второй главе
Итак, в нашей работе было проведено исследование взаимосвязи социального статуса подростка в коллективе и его самооценки. В работе мы опирались на методику Дж.Морено «Социометрия» и шкалу изучения самооценки Дембо-Рубинштейна (в модификации А.М.Прихожан).
Подводя итоги исследования, можно сделать краткие выводы:
Социометрический статус подростков связан с самооценкой.
Адекватная и высокая самооценка свидетельствуют о высоком статусном положении, а подростки с завышенной и заниженной самооценкой пользуются меньшей популярностью в коллективе.
Заключение
Да, для подростков очень важно иметь друзей, круг общения, контакты со сверстниками. Человек, живущий в социуме, постоянно нуждается в общении. Так же для подростков крайне важно иметь «своё», достойное место в классном коллективе, пользоваться авторитетом или популярностью среди одноклассников. Что влияет на выбор одноклассников? Почему же одних ребята оценивают положительно, прислушиваются к их мнению, а других стараются избегать? Значит ли это, что есть некие факторы, которые влияют на статус подростка в классе? Безусловно, существуют факторы, влияющие на статус подростка в коллективе, что доказано в нашем исследовании.
Важная часть исследования в нашей работе – это изучение самооценки и их связь с положением подростка в обществе (в нашем случае, обществом выступает классный коллектив). Анализ этой части даст точно понять, как связана самооценка человека и его взаимодействие с социумом. В ходе нашего исследования гипотеза полностью подтвердилась: существует тесная взаимосвязь между самооценкой и положением в классном коллективе. Адекватная и высокая самооценка свидетельствуют о высоком статусном положении, а подростки с завышенной и заниженной самооценкой пользуются меньшей популярностью в коллективе. Полученные результаты могут помочь в составлении тренингов личностного роста, программ коррекции личности подростков, укрепления взаимоотношения в классе, повышения самооценки подростков, развития адекватной самооценки.
Список используемой литературы
1. Теории Личности. Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2009. – 608 с.
2. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. – 624 с.
3. https://studopedia.ru/5_49386_mifologemi-sredovogo-vospriyatiya.html
Приложение 1
Социометрия Дж.Морено
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительныйпоход?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы туда?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 3 человека. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Результаты социометрии. Обработка данных
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.
Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.
Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле
где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле
:
где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.
Приложение 2
Самооценка Дембо-Рубинштейна
Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М. Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных). Автор модификации добавила такие шкалы, как "умение что-то делать своими руками", "внешность", "признание сверстников", а также изменила шкалу "счастье" на "уверенность в себе".
Инструкция к проведению исследования
Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее. Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце - максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой "-" уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас. Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком "х" тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость. Шкалы в тесте Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие: здоровье; способности и ум человека; его характер; пользуется ли он авторитетом у сверстников; умение делать что-то самостоятельно, своими руками; уверенность в себе; внешность человека. Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу - "здоровье". Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.
Анализ результатов
При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм - 48 баллов). Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от "0" до "х". Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от "0" до "-". Далее необходимо вычислить расстояние от "х" до "-". Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.
Расшифровка показателей
Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.
Показатели уровня притязаний
Адекватный - 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
Высокий - 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
Низкий - ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.
Уровень самооценки
Адекватная - 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
Завышенная - 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как "закрытость для опыта", то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
Заниженная - менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и "защитной" неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту "недооценку", чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.
Параметр |
Количественная характеристика (балл) |
|||
низкий |
средний |
высокий |
Очень |
|
Уровень притязаний |
Менее 60 |
60-74 |
75-89 |
90-100 |
Уровень самооценки |
Менее 45 |
45-59 |
60-74 |
75-100 |