Результаты социологического опроса «Какой должна быть лучшая школа?» на основе исследования национальных особенностей школ разных стран

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Результаты социологического опроса «Какой должна быть лучшая школа?» на основе исследования национальных особенностей школ разных стран

Питиримова С.В. 1
1МАОУ Гимназия 6
Тимофеева Т.Б. 1
1МАОУ Гимназия 6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В прошлом году мой брат учился в школе Артека, ему там очень понравилось, уроки были интересными, они ездили на экскурсии, не было домашнего задания. Предметы изучали на практике (они назывались СОМы), например, на обществознании они изучали ведение семейного бюджета, биологию изучали в саду, историю и литературу в музеях, физкультура проводилась в бассейне или тире. Школа очень красивая и современная.

Услышав его рассказ, я задумалась, а какие бывают школы, как учатся ребята в разных странах, что могло бы понравиться мне и моим друзьям - одноклассникам, а что - нет.

Говорят, школьные годы являются одними из самых запоминающихся в жизни. Как бы мы не хотели, но обучение в школе – это обязательный процесс, через который нужно пройти всем. Возможно, узнав о том, какими бывают школы в разных странах мира, мы больше начнем ценить то, что у нас есть, либо, наоборот, будем мечтать попасть в совершенно иную школу.

Исходя из выделенных положений актуальности, цель данного исследования заключается в подготовке и осуществлении социологического опроса по теме «Какой должна быть лучшая школа?» на основе исследования национальных особенностей школ в разных странах.

Данная цель предопределила решение следующих задач:

- изучить школы разных стран, выявить их отличительные особенности;

- осуществить социологический опрос по теме: «Какой должна быть лучшая школа?» для определения того, чего не хватает моим одноклассникам, чтобы они посчитали нашу гимназию самой интересной.

На основании поставленных цели и задач может быть сформулирована общая гипотеза исследования: самая интересная школа та, в которой каждый может найти себя.

Цель, задачи, гипотеза определили особенности объекта и предмета исследования. Объектом – являются отличительные характеристики школ разных стран мира. Предметом – направления улучшения гимназии с учетом результатов социологического опроса.

Глава 1.Отличительные особенности школы разных стран

Давайте попробуем взглянуть на школьный мир по новому!

Школа Италии

Что такое День знаний, в Италии не знают. Дата начала занятий в школах каждый учебный год разная. И в каждом регионе — своя. Из-за климата. На юге, там, где очень жарко, детям дают отдохнуть еще недельку, но с условием, что эту недельку они нагонят зимой. Всего итальянский учебный год длится 200 дней. Есть каникулы на Рождество с 24 декабря по 6 января, несколько выходных на февральский карнавал и неделя без уроков на Пасху.

Занятия начинаются, как правило, в 8 утра. А кое-где и в 7:40!

Уроки в среднем длятся 50 или 55 минут, перемены короткие. По словам педагогов и родителей, так дети не отвлекаются на посторонние дела и больше сосредоточены на учебе.

Школьной формы как таковой нет, но в начальной школе дети надевают халатики, которые бывают синего, голубого, розового, желтого и белого цветов.

Учатся в Италии 13 лет.

В школьной системе три этапа: начальная школа (scuola elementare), средняя школа (scuola media) и лицей (liceo).

Итальянские дети идут в школу с шести лет, а некоторые — с пяти. Причем во сколько лет дети начнут учиться, решают родители.

Здесь почти не дают домашнего задания, правда, дети находятся в школе в среднем по восемь часов.

Вот примерное расписание второго класса начальной школы:

8:30 — 10:30 — математика

10:30 — 10:45 — перемена

10:45 — 12:30 — рисование

12:30 — 13:30 — обед

13:30 — 14:00 — свободное время

14:00 — 15:00 — английский язык

15:00 — 16:00 — география

Уроки вроде математики или итальянского всегда ставят в расписание в первой половине дня, на обед дети могут спокойно уходить домой, но с условием, что вернутся к двум часам.

Учителя в начальной школе еще и аниматоры: они играют с детьми весь день и ходят по музеям, а чтобы два часа математики или итальянского не казались утомительными, планируют урок так, чтобы дети больше двигались, а не сидели, уткнувшись носом в учебник.

После пяти лет начальной школы, то есть когда итальянским детям исполняется 11 лет, они переходят в среднюю школу. Но это уже другая школа, с другими учителями и одноклассниками.

В средней школе учатся три года. После всем выпускникам предлагают выбрать лицей — это третья и последняя ступень итальянской школы.

Школы Британии.

В Британии школы очень разнообразны- государственные и частные, религиозные, бывают школы-пансионы, школы разделенные на школы для мальчиков и девочек и общие, даже форма обращения к ученикам может быть различна, например только по фамилии, уроки могут длится 30, 40 или 60 минут, поговорим о некоторых особенностях.

В школу идут дети с 5 лет, учатся 13 лет.

Школьный год в Великобритании очень долгий, пожалуй один из самых долгих в мире. Дети начинают учиться с 3-12 сентября (зависит от школы) и заканчивается учебный год только 25 июля. Каникулы: осенние в ноябре -1 неделя, на рождество -2 недели, зимние в феврале - 1 неделя, на Пасху весенние в апреле - 2 недели, и 1,5 месяца основные летние.

Ни тетрадок, ни учебников ни канцтоваров тут покупать не нужно, единственное на что нужно потратиться в государственной школе это форма.

В каждой школе есть своя единая форма, в основном это: стандартный пиджак, юбка/брюки, кофта и рубашка, либо футболка школы. Форма есть осенняя (обязательно логотип школы), летняя (в младшей школе для девочек - платьица, для мальчиков - брюки-шорты), спортивная зимняя и спортивная летняя.

У учителя есть помощники, обычно это два человека, они встречают детей у входа в школу. В младших классах дети сидят кружочком и выполняют задания соответственно своему уровню сложности. Дети могут в любое время встать и походить между столами, сходить в туалет, ну и совсем малыши даже поспать.

На большой перемене которая длится около полутора часов дети обедают, после обеда остается время на большую прогулку, которая длится примерно минут 40. Можно взять скакалки, обручи, мячи, мелки. Гуляют практически в любую погоду, если дождь, то под навесом. Гуляют на всех переменах, тут считается не здоровым сидеть в душных помещениях .

Вообще, процесс обучения строится на геймофикации. Это не только проекты, но и плакаты, фильмы, конкурсы, игры. Даже сидение на полу придает непринужденность обучению. При школах есть кружки пения, рисования, театральные кружки.

Школьники часто участвуют в различных мероприятиях - регулярных благотворительных акциях, на которых дети и родители и даже учителя и директора школ стоят, например, и продают какие-то булочки или развлекают посетителей, вместе голосуют, куда поедут со Школой на летние каникулы.

Часто можно увидеть в музеях целые школы. Намного интереснее изучать Средневековье в Британском музее, смотря на произведения искусства, орудия и предметы быта того времени, чем на картинки в книжке. В Британском музее целый этаж отведен для школ: шкафчики, классы. Но можно и прямо на полу в холле.

Финские школы.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс

верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».

Почти все школы в Финляндии одинаковы, нет ни элитных, ни «слабеньких». Почти все государственные, есть десяток частно-государственных. Как правило, это уклон по методике -Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и нет, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

Учителя тоже не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

У педагогов в Финляндии есть помощники.

В Финляндии школы бесплатны. Совсем. В это понятие входят-обеды, экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность, школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров от дома, учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития.

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться.

Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

Вот такими не похожими оказались школы в разных странах! И их интересно сравнивать! Чем я и предложила заняться своим одноклассникам.

Глава 2. Результаты социологического опроса по теме: «Какой должна быть лучшая школа?»

В процессе подготовки к научно-практической конференции, я принесла в класс опросники, в них я кратко описала «непохожести» наших школ и предложила ответить на вопросы:

1. В какой школе они хотели бы учиться?

2. Что в школах разных стран понравилось и не понравилось?

3. Что бы захотелось добавить в нашу школу?

И вот что мне удалось узнать:

Так распределились голоса ребят за новшества:

А это моменты, от которых мои одноклассники предлагают отказаться:

Причём большинство детей довольны своей школой и заведенным в ней порядком.

Глава 3. Вывод

Из результатов опроса мы видим, что ребятам интересно было сравнивать себя с детьми из других стран. Всё новое привлекает наше внимание и позволяет сменить угол зрения на наш мир.

Мнения ребят разделились: поровну детей хотели бы учиться в Финской школе и в нашей гимназии, а также по паре человек в Италии и других странах.

Многим пришлась по вкусу идея добавить больше свободы в школьную жизнь. Так дети предлагали долгие каникулы, свободу в выборе соседа по парте, возможность изучать те предметы, которые близки каждому, их темпераменту, способные раскрыть таланты ребят, а ещё возможность больше общаться, в том числе и с животным миром, и прочее.

Моменты от которых ребята предлагают отказаться в нашей гимназии также показывают, что многие хотели бы свободнее чувствовать себя в стенах гимназии, отказавшись от формы, больше времени проводить с друзьями и родителями, не отдавая это время на выполнение домашнего задания.

В тоже время, большинство моих одноклассников не стали бы менять заведенный порядок вещей, понимая, возможно, важность дисциплины и порядка в школе, доверяя своим наставникам- учителям и родителям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение выбранной темы мне показалось очень интересным и даже захватывающим! Ведь ребята в этих странах такие же дети как я, у них есть свои радости и трудности, они тоже учатся, общаются, растут.

Проведя исследования, изучив полученные данные, я считаю, что найти самую интересную школу в мире невозможно.

А гипотеза, о том, что самая интересная школа та, в которой каждый может найти себя, верна.

Самая интересная школа, та в которой каждый может развиваться по своему сценарию, та, в которой каждый ребенок может изменить мир, для начала вокруг себя!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. https://felbert.livejournal.com/5198964.html

2. https://kids.livejournal.com/59826.html

3. https://mel.fm/shkoly_mira/192346-italian

4. https://terve.su/zagadki-finskoy-shkoly-menshe-uchishsya-bolshe-znaesh

Просмотров работы: 317