Введение
Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.
Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.
Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность человека и самодостаточность личности в целом. Поэтому роль самооценки сложно переоценить.
Самооценка складывается в ходе развития и воспитания ребенка и включается в структуру личности уже взрослого человека.
Поэтому не малую роль в формировании позитивной и адекватной самооценки у взрослого человека играет семья и взаимоотношения со значимыми близкими людьми, а также учителя [4].
Дети школьного возраста значительную часть жизни проводят в школе строго оценочной системе взаимоотношений.
Оценочная деятельность является базисом для выработки самооценки у ребенка. И влияет в дальнейшем на то, как личность проявляет различные свои стороны и качества, на успешность и не успешность личности в целом [7].
Исследователи, социологи, психологи, педагоги ищут решение данной проблемы, разрабатывают конкретные механизмы и методики, как адаптировать оценочную систему школьного образования к сложным и важным процессам и этапам развития ребенка как позитивной, уверенной, самодостаточной личности. Учитывая те проблемы, которые возникли в последнее время с проявлением у подростков суицидального или агрессивного поведения, связанны, в том числе с формированием неадекватной и деструктивной самооценки.
В связи с этим возникает интерес, как оценочная система среднего образования повлияла на самооценку уже повзрослевших людей.
Объектом нашегоисследования является самооценка взрослых, а предметом – влияние академической успеваемости в школе на самооценку взрослых.
При этом использовались следующие методы исследования: формализация, анализ, методы социологических исследований (биографическое анкетирование), методы психологических исследований (тест для исследования самооценки в модификации Л.П. Пономаренко).
Исходя из всего вышесказанного, цель нашей работы – найти взаимосвязь между средним баллом аттестата о среднем образовании и самооценкой во взрослой жизни.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников и литературы, связанных с темой нашего исследования;
2. Проанализировать теоретические основы изучения самооценки;
3. Изучить уровень самооценки у взрослых в контексте средних баллов, полученных в период обучения в средней школе с помощью тест для исследования самооценки в модификации Л.П. Пономаренко;
4. Раскрыть взаимосвязь между средним баллом аттестата о среднем образовании и самооценкой во взрослой жизни.
Таким образом, структура нашей работы выглядит так:
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки
Глава 2. Исследование зависимости самооценки взрослых людей и их академической успеваемости в школе
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки
В психологии самооценку определяют, как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом [2].
Я-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, Я-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.
Образ «Я» обычно включает в себя:
- «Я» - реальное - как представление индивида о себе, каков он на самом деле;
- «Я» - идеальное - как его представление о своем желаемом образе;
- «Я» - зеркальное - как его представление о том, что о нем думают другие;
- «Я» - фантастическое - как представление индивида о том, каким он мог бы стать при благоприятном стечении обстоятельств и др. [4].
Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.
Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особая роль принадлежит защитной и регулятивной функциям [11].
В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:
самодовольство, которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
недовольство, проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора [5].
Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценки, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности [13].
Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением развития самооценки) видела в самооценке человека главное, центральное образование личности. Через самооценку, по ее мнению, отражаются все возможные лини развития и становления личности [6].
В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью [7].
Психолог Л.В. Бороздина рассматривает самооценку как наличие критической позиции человека по отношению к тому, чем он владеет, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка, самооценка является самостоятельным элементом структуры самосознания [3].
В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видится как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека [14].
Однако большинство авторов рассматривает самооценку как органическую и центральную составляющую самосознания личности. Так, B.C. Мерлин говорил о зависимости самооценки от оценки индивида своей социальной группой, от его отношения к социальной группе [10].
В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (см. Таблица №1).
Таблица №1
Теоретические представления о самооценке человека
Группы по критерию (аспекту или функции) |
Основные идеи |
Представители теорий |
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) |
Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценка связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценке, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. |
М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др. |
2 группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) |
Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. |
У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи, |
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) |
Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и самопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. |
И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев |
Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности [12].
Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.
Необходимо отметить, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят средний уровень самооценки.
Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах.
Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности.
Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов [8].
В данном исследовании мы будем опираться, прежде всего, на представлениях представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Так же он не исключал влияния общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес [12].
Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.
Глава 2. Исследование зависимости самооценки взрослых людей и их академической успеваемости в школе
Исследование проводилось в городе Перми с октября 2018 по январь 2019 года.
В исследовании приняло участие 169 человек в возрасте от 25 до 60 лет. Это соответствует определению взрослости по возрастной периодизации Ананьева Б.Г. [1].
Из них 29 % мужчин, 71 % женщин. Средний возраст составил 35,4 лет, высшее образование имеют 100% респондентов. Все участники исследования проживают в городе Перми и трудоустроены.
Исследование проводилось с помощью биографического анкетирования и теста для исследования самооценки (модификация Л.П. Пономаренко).
В данном тесте исследуется соотношение оценки субъекта своего образа «Я» «Я – реального» и «Я – идеального» [15].
Данные обрабатывались математическими методами в программном комплексе Microsoft Excel.
Для математической обработки первичных данных был применен программный комплекс Microsoft Excel. А также результаты теста на самооценку были переведены в арифметические значения, в которых показатели более 25 баллов соответствуют заниженной самооценке, значения в диапазоне от 10 до 25 баллов – нормальной самооценке, показатели ниже 10 баллов высокой самооценке.
Результаты анкетирования были собраны в таблицу первичных данных, для удобства анализа данные отсортированы по возрастанию значения среднего балла аттестата о среднем образовании (см. Таблица №2)
Таблица №2
Сбор первичных данных (фрагмент)
Номер бланка |
Пол |
Возраст |
Образование |
Работает |
Средний балл аттестата |
Уровень самооценки |
4 |
Ж |
30 |
1 |
1 |
3 |
16 |
11 |
М |
26 |
1 |
1 |
3,5 |
15 |
13 |
М |
37 |
1 |
1 |
3,5 |
31 |
6 |
Ж |
38 |
1 |
1 |
3,7 |
17 |
1 |
Ж |
42 |
1 |
1 |
4 |
7 |
5 |
Ж |
33 |
1 |
1 |
4 |
7 |
9 |
Ж |
48 |
1 |
1 |
4 |
29 |
12 |
Ж |
37 |
1 |
1 |
4 |
18 |
15 |
М |
28 |
1 |
1 |
4 |
54 |
18 |
Ж |
48 |
1 |
1 |
4 |
17 |
19 |
Ж |
44 |
1 |
1 |
4 |
7 |
22 |
М |
43 |
1 |
1 |
4 |
7 |
24 |
Ж |
35 |
1 |
1 |
4 |
27 |
25 |
Ж |
34 |
1 |
1 |
4 |
9 |
26 |
Ж |
29 |
1 |
1 |
4 |
7 |
29 |
Ж |
27 |
1 |
1 |
4 |
2 |
31 |
Ж |
25 |
1 |
1 |
4 |
17 |
27 |
М |
33 |
1 |
1 |
4,3 |
19 |
23 |
Ж |
59 |
1 |
1 |
4,5 |
2 |
30 |
Ж |
25 |
1 |
1 |
4,5 |
11 |
20 |
М |
53 |
1 |
1 |
4,7 |
1 |
2 |
Ж |
34 |
1 |
1 |
4,9 |
15 |
14 |
М |
37 |
1 |
1 |
4,9 |
15 |
16 |
М |
34 |
1 |
1 |
4,9 |
15 |
3 |
Ж |
29 |
1 |
1 |
5 |
18 |
7 |
Ж |
30 |
1 |
1 |
5 |
20 |
8 |
Ж |
33 |
1 |
1 |
5 |
4 |
10 |
Ж |
32 |
1 |
1 |
5 |
18 |
17 |
М |
26 |
1 |
0 |
5 |
24 |
21 |
Ж |
40 |
1 |
1 |
5 |
15 |
28 |
Ж |
31 |
1 |
1 |
5 |
17 |
Далее был рассчитан средний арифметический уровень самооценки для каждого значения среднего балла аттестата, выявленного в выборке (см. Таблица №3).
Таблица №3
Среднеарифметические показатели (фрагмент)
Средний балл аттестата |
Уровень самооценки (среднеарифметическое значение) |
3 |
16 |
3,5 |
23 |
3,7 |
17 |
4 |
16 |
4,3 |
19 |
4,5 |
6,5 |
4,7 |
1 |
4,9 |
15 |
5 |
16,5 |
На основании этой таблицы построен график зависимости одного значения от другого (см. Рис. 1).
Р ис. 1
Линия тренда данного графика показывает, что при повышении среднего балла уровень самооценки повышается.
В ходе анализа полученных данных была обнаружена зависимость показателей среднего балла аттестата о среднем образовании у взрослых от значений уровня самооценки.
Таким образом, взрослые, имеющие более низкий показатель среднего балла аттестата, имеют склонность к заниженной самооценке. Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам, причем переживания бывают глубоки и длительны. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Сравнивая себя с другими, они приходят к неутешительным выводам, не любят принимать комплименты, видят в себе больше недостатков, чем достоинств.
Обычно такие люди тонко чувствуют переживания других, ранимы, впечатлительны, «тонкокожи». Надо сказать, что с такими людьми другим хорошо, однако сами они часто страдают.
В некоторых случаях заниженная самооценка приводит к стремлению самоутвердиться за счет других, болезненной склонности видеть за поступками других людей желание уязвить или обидеть. Иногда может проявляться немотивированная агрессивность и вспышки гнева [15].
Среди респондентов с заниженной оценкой (15 %) встречаются как женщины, так и мужчины. Они не замужем/не женаты или находятся в разводе. При этом, занимая достаточно высокий социальный статус, они испытывают чувство неудовлетворенности, тревожность, неуверенность, испытывают потребность в постоянной поддержке.
Скорее всего, истоки низкой самооценки следует искать в стиле воспитания в семье и в окружении. Вероятно, родители или учителя слишком строги или критичны, или часто сравнивают субъекта с другими, или предъявляют высокие требования к достижениям. При таких обстоятельствах путь к зрелости лежит через осознание и проработку своих детских «комплексов». Можно предположить, что более низкие оценки в школе имеют отношение к формированию комплексов и влияют на уровень самооценки взрослого человека [15].
В свою очередь для респондентов с нормальным (65 %) и повышенным значением (20 %) самооценки характерны более высокие баллы аттестата о среднем образовании. Это свидетельствует об адекватной самооценке. Такие люди трезво оценивают себя, видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться. Как неудачи, так и победы воспринимают адекватно, делают выводы, учатся на ошибках и готовы воспринимать новое [15]. Среди респондентов данной группы 30 % составляют руководители разного уровня, 55 % – научные сотрудники, 25 % – представители бюджетной сферы (учителя, врачи). При этом в браке находятся 80 % респондентов. Данные показатели говорят об их самореализации и успешности в жизни, об их состоятельности. Они смогли найти себя и стремятся приносить пользу обществу, получая удовлетворение от этого.
Сильно завышенные показатели самооценки могут говорить о том что «реальное Я» респондента почти не отличается от «идеального Я», т. е. такие люди уверены в собственной непогрешимости, и тогда с ними достаточно сложно взаимодействовать, так как они не готовы «слышать» других, воспринимать сигналы извне, требующие каких-то изменений в своем поведении [15].
Заключение
Самооценка является одним из необходимых условий для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.
В ходе анализа теоретических основ изучения самооценки вы выяснили, что под «самооценкой» в психологии понимается способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения. Формирование самооценки играет важнейшую роль в становлении личности. Она обуславливает развитие уровня притязаний личности, уровня уверенности и неуверенности, что влияет на жизненную успешность человека и самодостаточность личности в целом. Самооценка бывает заниженной, адекватной, завышенной.
Самооценка складывается в ходе развития и воспитания ребенка и включается в структуру личности уже взрослого человека. Поэтому не малую роль в формировании позитивной и адекватной самооценки у взрослого человека играет семья и взаимоотношения со значимыми близкими людьми, а также учителя. Дети школьного возраста значительную часть жизни проводят в школе строго оценочной системе взаимоотношений. Оценочная деятельность является базисом для выработки самооценки у ребенка. И влияет в дальнейшем на то, как личность проявляет различные свои стороны и качества, на успешность и не успешность личности в целом.
Целью данного исследования было выявить зависимость между средним баллом аттестата о среднем образовании у взрослых и уровнем самооценки. Для достижения поставленной цели предварительно проводился сбор эмпирического материала методом биографического анкетирования и Теста для исследования самооценки (Модификация Л.П. Пономаренко).
Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования на тему влияния академической успешности в школе на уровень самооценки в зрелом возрасте позволяют сделать вывод, что уровень академической успеваемости влияет на уровень самооценки взрослого. Высокая академическая успеваемость в средней школе способствует формированию адекватной самооценка у человека во взрослом возрасте. Она позволяет людям добиваться успеха, т.к. они видят в себе как достоинства, так и недостатки, способны реагировать на обстоятельства. Принимая во внимание сигналы извне, они могут изменяться и самосовершенствоваться, достигая высоких результатов и занимая более высокое положение в обществе.
Однако в ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
1. какая система оценивания эффективнее для формирования адекватной самооценки;
2. какова ценность оценки в данной системе;
3. какие факторы помимо академической успеваемости влияют на уровень самооценки взрослых.
В дальнейшем мы планируем включить в наше исследование данные проблемы и изучить их более подробно.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 – М.: Педагогика, 1980. – 232 с.
2. Большой психологический словарь/ Под ред.Мещеряков Б., Зинченко В. – М.: Олма-пресс, 2004. – 816 с.
3. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Психология. Вестник Московского университета, №1, 2011. – С. 54-65
4. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?// Психологический журнал, № 4, 1992. – С.99-101
5. Джеймс У. Психология. – М.: Академический проспект, 2011. – 320 с.
6. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. – М.: Прогресс, 1993. – 100 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
8. Локушева Е.В. Социально-психологическая роль семьи в становлении личности младшего школьника [электронный документ] (https://scienceforum.ru/2017/ article/2017031828)
9. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 254 с.
11. Пастухова М.В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, № 5 (2), 2010. – С. 460-462.
12 . Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. – СПб.: Питер, 2000. -636 с.
14. Рыжковская Т.Л. Основы психологии и педагогики. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 345 с.
15. Сборник тестов по психологии [электронный документ] (https://studopedia.ru/12_141973_zadanie--test-na-issledovanie-samootsenki-metodika-lpponomarenko.html)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Здравствуйте!
Мы обращаемся к Вам с просьбой принять участие в исследовании, цель которого – изучение самооценки взрослых в зависимости от оценок в средней школе.
Нам интересно знать Ваше мнение по данной теме.
Для нас важно, что бы ответили на все вопросы.
Участие в исследовании займет у Вас примерно 20 минут.
Вся полученная информация будет использованная только в научных целях и в обобщенном виде.
Мы можем предоставить Вам для ознакомления результаты исследования, если вы укажете свой электронный адрес в Биографической анкете (стр.2).
Заранее благодарим Вас за участие!
Часть I
Биографическая Анкета.
Укажите, пожалуйста, следующую информацию о себе:
Укажите Ваш возраст:_____________________________________
Ваш пол:_________________________________________________
Ваше образование:_________________________________________
Средний бал в аттестате за среднюю школу (примерно, как вы помните)________________________________________________
Вы в настоящий момент работаете?___________________________________________________
Если Вы хотите получить итоговые результаты исследования, то укажите, пожалуйста, электронный адрес Вашей почты.
Часть II
На бланке 1 представлено 15 свойств характера, имеющие два полярных полюса. Последовательно по каждой паре определите, как это свойство проявляется у Вас. В середине бланка имеются колонки, имеющие номера от 1 до 7.
Например: если вы выбираете столбец под номером 1, это означает, что вы на 100% добрый человек (в вас нет ни 1% злости). Если вы считаете себя на 100% злым человеком, то должны выбрать столбец № 7. Столбец № 4 означает среднюю позицию (т.е. 50% и 50%)
Ha I этапе работы по каждой паре вы выбираете номер колонки, соответствующий тому, как каждое из свойств проявляется у вас в настоящий период вашей жизни («Реальное Я»). Выбор обозначьте крестиком («х») в соответствующем квадратике.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
1 |
Добрый |
Злой |
|||||||
2 |
Общительный |
Замкнутый |
|||||||
3 |
Уверенный в себе |
Неуверенный в себе |
|||||||
4 |
Раздражительный |
Спокойный |
|||||||
5 |
Неоткровенный |
Откровенный |
|||||||
6 |
Нерешительный |
Решительный |
|||||||
7 |
Понимающий других |
Непонимающий других |
|||||||
8 |
Смелый |
Робкий |
|||||||
9 |
Симпатичный |
Несимпатичный |
|||||||
10 |
Нуждающийся в поддержке других |
Самодостаточный |
|||||||
11 |
Импульсивный |
Уравновешенный |
|||||||
12 |
Подчиняющийся |
Доминирующий |
|||||||
13 |
Умный |
Глупый |
|||||||
14 |
Активный |
Пассивный |
|||||||
15 |
Целеустремленный |
Беспорядочный |
Часть III
Можно приступать ко II этапу работы. Теперь нужно снова вернуться к первой паре полярных характеристик и оценить, как бы вы хотели, чтобы это свойство было развито у вас, т.е. каким бы вы хотели быть. Например, вы оценили себя как человека, доброго на 100% (крестик под столбцом с № 1), но в жизни это часто мешает и вы хотели бы, чтобы в вас поровну были представлены «злость» и «доброта». В таком случае вы на II этапе выбираете позицию столбца № 4 и обозначаете свой выбор кружочком. Может случиться, что вы удовлетворены тем положением, которое есть, – в таком случае поставленный на I этапе крестик просто обведите кружком.
Напоминаем, что вся полученная информация будет использованная только в научных целях и в обобщенном виде.
Спасибо за участие!