Введение
Витражи являются на современном этапе очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства. Дошедшие до нас художественные витражи являются своеобразным историческим источником, ибо в них наиболее точно отображена повседневная жизнь средневекового общества в целом и средневекового города в частности.
Культурно-антропологический подход к пониманию истории предполагает ее изучение через социальные институты и структуры, личность отдельного человека и его повседневную жизнь.
На сегодняшний день историческая реконструкция является одной из самых быстроразвивающихся педагогических технологий, которая позволяет получить новые знания в творческой интерактивной форме. Историческая реконструкция предполагает воссоздание материальной и духовной культуры определенного исторического периода и проведение мероприятия, в ходе которого на практике используются воссозданные элементы культуры.
Одной из форм исторической реконструкции выступает историческое моделирование. Данная форма исторической реконструкции позволяет гармонично обеспечить единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Объектом нашего исследования является историческая реконструкция как педагогическая технология, а предметом – возможности использования технологии исторической реконструкции в современной модели образования на примере «Витражный свет».
При этом нами использовались следующие методы исследования: нарративные, историческое моделирование, проектные, анкетирование, интервьюирование.
Исходя из всего вышесказанного, цель нашей работы – показать возможности использования технологии исторической реконструкции в современной модели образования на примере «Витражный свет».
Задачи:
1. Теоретический анализ литературы, связанной с темой нашего исследования;
2. Изучить историю витражного искусства;
3. Изучить теоретические основы исторической реконструкции как педагогической технологии;
4. Разработать, организовать и провести проект для учащихся 7-х классов гимназии «Витражный свет»;
5. Провести анкетирование по итогам проекта.
Таким образом, структура нашей работы выглядит так:
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
Глава 2. «Витражный свет»
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Витражное искусство
Витраж – это вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении [1].
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий [4].
С давних пор витраж использовался в храмах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. В настоящее время, в строительстве, под понятием витраж часто имеют в виду светопрозрачный фасад [6].
Витражное искусство начиналось с церковной сферы, и на заре его возникновения было связанно именно с воплощением в стекле библейских сцен. Каждая фигура была говорящей, за её позой, орнаментальными символами, предметами в руках и даже одеждой стоял сюжет того или иного библейского повествования. По сути, витраж стал вариантом иллюстрации к текстам Библии, поэтому сюжетность здесь была на первом месте. В соборах и церквях можно было видеть развёртывающиеся сцены истории рождения Христа, тайной вечери и предательства, распятия и т.п. [7]
Очень скоро в добавление к изображениям Иисуса, Девы Марии, Апостолов и святых на стеклах соборов появляются монархи, высшие чины церкви, а за ними и донаторы, субсидирующие строительство храмов. В итоге даже самые прозаические бытовые сцены, будь то пиршество или охота, оказываются применимы для декорирования окон храмов (см. Рис. 1) [3].
Начиная с эпохи Возрождения, сюжетность отходит на второй план, так как меняются задачи витражного искусства. Оно переходит в светские здания и становится частью архитектурного замысла в целом. Наиболее значимым в нем становится все, что относится к сфере красоты, а не к сфере повествовательности. Темы для своих работ художники подбирали, руководствуясь эстетическими принципами. Популярными становятся витражи в стиле флора – главными предметами изображения становятся цветы, экзотические животные, птицы, бабочки и стрекозы. Так же художников привлекли мифы: они обратились к сюжетам древнегреческой и славянской мифологии [4].
В начале XX века на первый план выходят большие сюжетные многофигурные композиции. В качестве примера очень сложного сюжетного полотна можно привести триптих Л.К. Тиффани, выполненный для штаб-квартиры Красного креста в Вашингтоне. Содержание полностью подчинено великой миссии, которую выполняет Красный крест – миссии спасения людей. В центральной части изображен Рыцарь Красного Креста, оказывающий помощь. Слева расположена святая Филомена и аллегорические фигуры Веры, Надежды и Любви к ближнему. Правую часть заполняет многофигурная композиция с аллегорией Правды в центре. Этот витраж опирается на литературное произведение «Королева Фей» Эдмунда Спенсера, что также очень показательно в плане формирования сюжетной линии изображения (см. Рис. 2) [5].
Сегодня сюжетный витраж в целом мало распространен. Часто запросы заказчиков не отличаются стремлением к большой содержательности и больше тяготеют к декоративности. В частных домах и квартирах объекты обычно не претендуют на повествовательность, на наличие за ними какого-либо сюжета. Они призваны радовать глаз, но не задумываться над историей, психологией героев.
В музеях, выставочных комплексах, на станциях метро, в государственных учреждениях и других присутственных местах традиции соцреализма, пусть сильно видоизмененные и лишенные идеологической основы, продолжаются. Художники разрабатывают тематические монументальные композиции, которые выражают основную идею того или иного здания или помещения [5].
Существует несколько техник изготовления витража:
1. Пайка.
Сюжет по эскизу нужно собирать из отдельных стеклянных фрагментов (витражные смальты), которые фиксируют между собой свинцом, медью, оловом или латунью. Каждая смальта оборачивается кованным или литым «шнурком» и спаивается с остальными. Сейчас этот способ несколько модифицировали и для окантовки используют мягкую металлическую ленту (фолию) – медную или латунную (см. Рис. 3).
2. Фацет
Для витражей используется толстое, от 6 мм, стекло, со всех граней каждого элемента под небольшим углом снимается фаска, что обеспечивает преломление света. Фацетные витражи выполняют из особых сортов стекла – свинцового и поташного, первое тяжелее, но дает сильный оптический эффект, второе легче, но и лучи в нем не так играют (см. Рис. 4).
3. Фьюзинг
Более сложная техника, но и витражи можно сделать объемные и более зрелищные, возможно изготовление многослойных картинок или фигурок. Разноцветные стеклянные элементы укладываются согласно сюжету, запекаются и прокатываются, границы фрагментов могут оставаться четкими или наслаиваются, проявляя фактуру рисунка, недостижимую в других техниках (см. Рис. 5).
4. Травление
Рельеф на стекле образуется в процессе обработки поверхности специальными кислотами, используются трафареты, по контуру которых вытравливают рисунок (см. Рис. 6) [6].
Таким образом,в настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:
* Классический (наборный или мозаичный) витраж – образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту).
* Расписной витраж – на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками с последующим обжигом.
* Комбинированный витраж – образуется сочетанием различных технологий создания витража.
* Литой витраж – каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30 мм, также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет, усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура [7].
1.2. Историческая реконструкция как педагогическая технология
Историческая реконструкция – это процесс воссоздания материальной или духовной культуры определённой исторической эпохи и региона (допустим, создание образца римского доспеха) либо воспроизведения исторического события (например, битвы при Аустерлице) [2].
Движение исторической реконструкции получило распространение в кругу людей, увлекающихся историей и искусством. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей (по возможности из того же материала затрагиваемой эпохи) некоторого региона и исторического периода. Каждый элемент комплекса должен быть подтверждён какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными).
Движение исторической реконструкции выступает фактором самореализации, во-первых, благодаря свободному личностному выбору и широкому спектру форм и средств деятельности, обеспечивающих долговременную и стабильную реализацию социально-педагогического (познавательного, творческого, ценностного, коммуникативного, художественного) потенциала, формирования и развития позитивных знаний, умений и навыков [2].
Движение исторической реконструкции стало предметом педагогического осмысления недавно. Исследования социально-педагогической направленности, посвященные движению исторической реконструкции, представлены работами В.Ф. Кудашова, Е.Ю. Филоненко, Д.А. Николаева, которые рассматривают, прежде всего, феномен военно-исторической реконструкции [2].
На сегодняшний день историческая реконструкция является одной из самых быстроразвивающихся педагогических технологий, которая позволяет получить новые знания в творческой интерактивной форме. Историческая реконструкция предполагает воссоздание материальной и духовной культуры определенного исторического периода и проведение мероприятия, в ходе которого на практике используются воссозданные элементы культуры.
Историческая реконструкция предполагает погружение учащихся в конкретную историческую эпоху, вживание в конкретную историческую личность.
Вовлекая подростков в реконструкцию, мы позволяем им почувствовать весь драматизм событий тех лет, когда ты соприкасаешься с историей и сам становишься участником событий давно минувших лет.
Историческая реконструкция как педагогическая технология имеет свои положительные стороны и трудности проведения. К плюсам реконструкции можно отнести возможность учащихся самим лучше узнать и запомнить эпоху, героев, проблемы страны. В рамках данной технологии осуществляется самореализация учащихся, когда раскрываются их положительные качества. Трудной стороной реконструкции является отсутствие необходимых реквизитов для оформления исторического пространства; большие затраты педагога на изготовление костюмов героям.
В связи с этим наиболее актуальной является одна из форм исторической реконструкции – историческое моделирование. Данная форма исторической реконструкции позволяет гармонично обеспечить единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Историческое моделирование позволяет создавать отдельные элементы истории, например, отдельные элементы живописи, архитектуры. Мы решили провести для учащихся 7-ых классов самый настоящий урок – реконструкцию, посвященный витражному искусству.
Глава 2. «Витражный свет»
Содержание проекта
1. Постановка проблемы, которую будет решать проект
Актуальность проекта обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников, названных приоритетными в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
На наш взгляд, данный проект является одним из действенных инструментов, способствующих решению выше обозначенной проблемы именно потому, что позволяет гармонично обеспечить единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитать у них интерес к активному познанию истории материальной культуры и традиций своего и других народов, уважительное отношение к труду.
С введением в историческое образование историко-культурного стандарта изменяются требования к качеству и результатам обучения, где одним из важнейших элементов является обеспечение вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, что вызывает необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
Участники проекта: учащиеся 7-х классов (104 человека), учителя истории и обществознания (руководители и организаторы проекта).
2. Цель и задачи проекта
Проект осуществляется в целях духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Задачи проекта:
- понимание истории и традиций культуры эпохи Возрождения через витражную символику;
- овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами;
- обучение технологиям различных видов исторического моделирования;
- обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся;
- формирование способности к духовному развитию;
- развитие эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- создание среды для творческого сотрудничества молодежи;
- развитие и укрепление взаимодействия между учащимися 7-х классов, гимназией и семьей.
3. Стратегия и механизм достижения поставленной цели
Первый, подготовительный, этап (с 01 по 09 октября 2018):
Создание рабочей группы, знакомство с историей и традициями культуры эпохи Возрождения, виражным искусством и его символикой.
Второй, основной, этап (с 10 октября по 22 ноября 2018):
В рамках второго этапа учащиеся 7-х классов (104 человека) знакомятся с витражным искусством и основами витражной техники в рамках мастер-класса «Витражный свет», проводимого совместно с учащимися 8-х классов (Солодянкина Полина, Сафина Диана) (см. Рис. 7-8).
Учащиеся осуществляют изготовление витража прямоугольной (размеры 35 х 25 см.) или круглой формы (размеры 35 см (диаметр)), выбрав одну из четырех тем: растительный, геометрический, исторический, религиозный. Работа мастерской реализуется в рамках проекта «Уникальная школа». Общее количество занятий – 8. Руководство мастерской – Солодянкина Полина, Сафина Диана
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Понятие «витраж». Витражная техника. |
1 |
2 |
Картон. Свойства и способы обработки картона. |
1 |
3 |
Мастер-класс «Витражный свет» |
1 |
4 |
Произведение замеров и составление эскиза витража |
1 |
5 |
Изготовление основы витража |
1 |
6-7 |
Заполнение витража |
2 |
8 |
Презентация готового продукта. |
1 |
Заключительный этап (с 23 ноября по 01 декабря 2018):
1. презентация готовой продукции 23 ноября 2018 (Солодянкина Полина, Сафина Диана);
2. проведение конкурса на лучшую работу (состав жюри: Нечаева С.В., Климова Е.Э., Кривостаненко И.Н., Солодянкина Полина, Сафина Диана) (см. Рис. 9-10);
3. размещение итоговой информации о реализации проекта на сайте гимназии (фото и видеоотчет) и в газете гимназии (Сафина Диана);
4. заседание оргкомитета проекта, обсуждение итогов и дальнейших перспектив развития проекта (Нечаева С.В., Солодянкина Полина, Сафина Диана);
5. изготовление и вручение благодарственных писем партнерам, участникам и организаторам проекта (Сафина Диана);
6. составление аналитической отчетности по проекту (Солодянкина Полина, Сафина Диана).
4. Описание деятельности организации и квалификации сотрудников проекта
Руководители проекта:
1. Нечаева Светлана Владимировна – учитель истории высшей категории МАОУ «Гимназия №2» г. Перми. Осуществляет общее руководство проекта.
2. Сафина Диана – ученица 8 А класс гимназии. Осуществляет теоретическую подготовку участников, разработку проекта, организацию конкурса на лучшую работу.
3. Солодянкина Полина – ученица 8 А класс гимназии. Осуществляет теоретическую подготовку участников, разработку проекта, организацию конкурса на лучшую работу.
4. Климова Елена Эдуардовна – учитель истории высшей категории МАОУ «Гимназия №2» г. Перми. Является членом жюри конкурса на лучшую работу.
5. Кривостаненко Ирина Николаевна – учитель истории высшей категории МАОУ «Гимназия №2» г. Перми. Является членом жюри конкурса на лучшую работу.
5. Партнеры проекта:
1. Пермский целлюлозно-бумажный комбинат (предоставление материала для изготовления витража)
2. служба телевизионных новостей «СНГ» (Ватолина С.Н., Ильинская К.А.) (информационная поддержка и освещение мероприятия в СМИ).
6. Ожидаемые результаты
Использование данной формы исторической реконструкции позволяет, с одной стороны, реализовать требования историко-культурного стандарта, с другой стороны, достичь основного результата, заложенного в ФГОС. При этом историческое моделирование как форма исторической реконструкции помогает сделать историю «живой», понятной и близкой каждому учащемуся, развить у них интерес к изучению истории, создать условия, обеспечивающие творческое и аналитическое отношение учащихся к историческому материалу в процессе соприкосновения с ним.
7. Предлагаемые критерии оценки проекта
Критерии оценки результативности проекта:
- количество участников;
- уровень организации и проведение проекта;
- углубление знаний участников по истории эпохи Возрождения;
- интерес со стороны социальных партнеров;
- появление активного интереса к историческому моделированию как форме исторической реконструкции;
- развитие компетенций участников и модераторов проекта.
Подведение итогов проекта состоится на заключительном заседании оргкомитета.Показателем эффективности проекта будет являться рост количества участников, количество проведенных консультаций и мастер-классов, публикаций по использованию исторического моделирования как формы исторической реконструкции в реализации новых требований, предъявляемых к современному историческому образованию.
8. Дальнейшее развития проекта
Закрепление исторического моделирования как традиционной формы работы с учащимися в рамках воспитательной программы МАОУ «Гимназии №2» и реализации проекта «Уникальная школа».
Расширение числа участников за счет включения других классов старшей школы.
Распространение опыта (в том числе участие на краевых, всероссийских конференциях, чтениях), проведение мастер-классов, осуществление публикаций.
Заключение
В ходе данного исследования было установлено, что витраж является видом монументального искусства, который не подвластен времени. Мы, изучив историю витражей, проследили динамику его изменений. В истории витража были моменты кризиса, также были периоды быстрого развития данного вида искусства.
Витражи являются своеобразным историческим источником, ибо в них наиболее точно отображена повседневная жизнь средневекового общества в целом и средневекового города в частности.
Культурно-антропологический подход к пониманию истории предполагает ее изучение через социальные институты и структуры, личность отдельного человека и его повседневную жизнь.
Историческая реконструкция предполагает воссоздание материальной и духовной культуры определенного исторического периода и проведение мероприятия, в ходе которого на практике используются воссозданные элементы культуры. Использование данной педагогической технологии позволяет получить новые знания в творческой интерактивной форме.
Одной из форм исторической реконструкции выступает историческое моделирование. Данная форма исторической реконструкции позволяет гармонично обеспечить единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
В проекте приняло участие 104 человека. Из них 33 человека стали победителями и призерами конкурса на лучшую работу. Историческое моделирование как форма исторической реконструкции помогает сделать историю «живой», понятной и близкой каждому учащемуся, развить у них интерес к изучению истории, создать условия, обеспечивающие творческое и аналитическое отношение учащихся к историческому материалу в процессе соприкосновения с ним.
Участники проекта – творческой мастерской – создали собственный продукт по истории (витраж). Лучшие творческие работы используются в оформлении кабинета истории. По итогам игры финалистам, педагогам, членам жюри было предложено ответить на вопросы анкеты и интервью. Самые интересные ответы и итоги проекта опубликованы в школьной газете «Тет-а-тет», на сайте школы и на сайте http://web2edu.ru/.
Список литературы
1. Аль Нуман Л., Глазков А. Витраж в архитектуре. – М.: АМА-Пресс, 2006. – 208 с.
2. Кудашов В.Ф., Филоненко Е.Ю. Применение военно-исторической реконструкции в практике театрализованных представлений и праздников
[электронный документ](https://novainfo.ru/article/5734)
3. Лясковская О. А. Французская готика XII-XIV веков: Архитектура. Скульптура. Витраж. – М.: Искусство, 1973. – 144 с.
4. Майзульс М. Как устроены средневековые витражи [электронный документ](https://arzamas.academy/mag/453-vitrazh)
5. Молоткова Ю.Ю. Витраж в архитектуре московского модерна. // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 . Под ред. А.В. Захаровой – СПб: НП-Принт, 2012. – 459 с.
6. Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. – М.: Белый город, 2006. – 288 с.
7. Яглова Н.Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. – М.: Искусство, 1965. – 436 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Р ис. 3
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10