Введение.
Что помогает нам лучше понимать друг друга? Мне кажется, что этот вопрос всегда являлся и является актуальным. Думаю, что таким вопросом задаюсь не только я, но и люди, которые думают не только о себе, но и об окружающих. Я же начал размышлять над темой данного рода только недавно, а когда появился шанс еще и поработать над ней, то я решил не упускать такую возможность.
Целью моего исследования является получение ответа и решения на поставленный вопрос: «Что же помогает людям понять друг друга?» (представителя другой национальности, вероисповедания, иных мировоззренческих позиций)
Задачи заключаются в следующем:
- собрать как можно больше информации, аргументов как в теоретическом, так и практическом плане, в пользу того, что понимание между людьми необходимо;
- сопоставить полученные данные при анкетировании и сделать вывод.
Тип проекта – исследовательский.
Объект исследования: современное общество.
Гипотеза:
Человек может видеть в другом лишь столько, скольким он сам обладает, и понять другого, он может лишь соразмерно с собственным умом?
Артур Шопенгауэр (немецкий философ)
Испокон веков человек не живет в одиночестве. Он живет в обществе, где все люди взаимодействуют между собой. Для того чтобы успешно общаться и эффективно взаимодействовать с окружающими, необходимо понимать других людей. Все люди разные, иначе мы бы думали и поступали одинаково. Люди абсолютно разные, соглашаются понимать и принимать друг друга, если тянутся друг к другу. Если они друг другу нужны настолько, чтобы находить точки соприкосновения там, где их нет - то это уже любовь. Если людей не связывает ни дружба, ни любовь, тогда музыка помогает людям понять друг друга.
Великой мудростью в жизни является понимание того, что вы видите и воспринимаете мир иначе, чем его воспринимают другие. А великая задача в жизни заключается в том, чтобы научиться понимать людей. Ведь понять человека иногда не так просто. Мало того, даже фразы собеседника мы понимаем по-своему. В итоге, из-за неправильно растолкованного значения услышанного, прочитанного и прочего нам сложно понять собственного друга, коллегу по работе, мало того, любимого и близкого человека.
Людей разных национальностей, с непривычными традициями и нравами среди нас становится все больше. Как научиться жить вместе и лучше понимать друг друга?
Не надо, прежде всего, забывать о том, что все мы являемся людьми. И не важно, что они говорят на других языках, что у них разные религии, обычаи, они выглядят по-разному, несмотря на свою непохожесть, все люди стремятся к одному и тому же, хотят радоваться, веселиться, влюбляться, жениться, рожать детей, прожить долгую и счастливую жизнь до глубокой старости. Мы такие разные, но все-таки мы вместе. Ведь у дружбы нет национальности. Человек-существо биосоциальное, поэтому для нас важнее всего общество и общение в нем. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Важно, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.
Общение является необходимым условием формирования личности. Общение между представителями различных национальностей, людей разных социальных групп выполняет информационную, регулятивную и эмоциональную функции. Важная роль в процессе общения принадлежит познавательному фактору - взаимный обмен сведениями о конкретно-исторических особенностях того или другого народа, его новейших достижениях в науке, технике, хозяйстве, культуре, искусстве и т.д. Всякое проявление пренебрежения к истории, культуре и достижениям того или другого народа порождает чувство обиды, недоверия, ведет к обособленности, отчужденности.
Я считаю, что первой причиной непонимания другого человека является то, что люди в мире становятся безразличными ко всему и ко всем, кто их окружает, ведь понимая своего собеседника, мы не только раскрываем для себя по-новому его личность, но и лучше узнаем его мировоззрение, предпочтения, интересы.
Второй же причиной непонимания я бы назвал, то, что люди всегда по-разному относятся к жизненным "мелочам "(такие как, мытье посуды, ходьба в обуви по квартире, открытый тюбик зубной пасты, пустая втулка от туалетной бумаги и другие), которые очень раздражают и порой служат причиной серьезных конфликтов.
Чтобы этого избежать, нужно все-таки делать некие шаги, возможно, для некоторых, сложные шаги, находить компромисс, стараться принять человека таким, какой он есть. Я считаю, что этими шагами являются: проявление уважения к окружающим, умение выслушивать собеседника, представление себя на месте другого человека - это все ведет, как мне кажется, к правильному общению.
Согласно психологическим данным, почти все ссоры, недопонимания происходят, в первую очередь, по той причине, что каждый из нас в одни и те же слова вкладывает свой определенный смысл. Мало того, даже фразы собеседника мы понимаем по-своему. В итоге, из-за неправильно растолкованного значения услышанного, прочитанного и прочего нам сложно понять собственного друга, коллегу по работе, мало того, любимого и близкого человека. Что же нужно знать и предпринять для того, чтобы люди начали понимать друг друга с полуслова? Давайте порассуждаем над этим вопросом вместе, а также поработаем над проблемой исчезновения милосердия, сочувствия, доброго отношения друг к другу.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации из разных источников, анкетирование.
Теоретическая часть
«Понимание — начало согласия»- говорил Бенедикт Спиноза. Я соглашусь с его словами, ведь все мы зачастую даже не замечаем тех, кто нас окружает. Иногда человеку нужна лишь малость того, что он может дать близкому человеку – понимание. Я считаю, что мы можем с полуслова понять друг друга – главное захотеть это сделать, и путь к успеху проложен.
Каждый день мы встречаем множество людей, наблюдаем за их поведением, слушаем то, что они говорят, думаем о них, пытаемся понять. Нам кажется, что мы не только видим, какого цвета глаза и волосы у того или иного человека, высокий он или нет, худощавый или полный, но и то, что грустно ему или весело, умный он или глупый, солидный или нет и так далее.
Существует множество факторов, влияющих на восприятие и понимание других людей. Среди них психологи выделяют: возраст, пол, профессию, индивидуальные особенности личности. Широко распространено мнение о том, что чем старше человек, тем лучше он понимает других, потому что с возрастом стал мудрее. Это мнение никем не подтвердилось. Человек, развивающий навыки общения, становится мудрее. Он всегда в хороших отношениях с людьми. Подобно тому, как мы следим за чистотой в наших домах — нам следует следить за порядком мыслей, поведения, манерой общения.
Если вы можете признать, что все мы уникальны и у всех нас есть различия, то это будет первым шагом к победе. Да, нелегкая задача, однако, если изо дня в день будете стараться слушать и слышать людей, тем самым вы найдете путь к пониманию.
Я считаю, что ряд особенностей, связанных с индивидуальными чертами и качествами личности, имеют большее значение, нежели пол и возраст. Важную роль играет, например, образ "Я" и самооценка – они как бы являются психологическим фундаментом, на котором базируются различные факторы, влияющие на понимание людей.
Проблема понимания других людей встает перед нами, как правило, когда мы завязываем и поддерживаем с ними контакт. То, как нас поймут окружающие, зависит в значительной степени от нашего поведения – мы можем помогать или мешать другим правильно нас воспринимать. Каждый может задать себе такие вопросы: "Хорошо ли знают меня другие люди?", "Легко ли им понимать меня?", "Знаю ли и понимаю ли я сам себя?", "Помогаю ли я другим лучше понять меня?".
На понимание человека человеком влияет также:
- «эффект первого впечатления» - выражается в том, что очень часто при оценке некоего человеке или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению. Все последующие сведения о нем, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные;
- «эффект дезинформации» - возникает тогда, когда человек, получает ложную информацию о другом и позднее выстраивает эту дезинформацию в свою память.
В любом виде общения важно понимание, особенно важно взаимопонимание, а для семейных отношений – это основа основ, тогда не только каждый член семьи ощутит себя счастливым человеком, его самочувствие будет находиться на высоте. А еще ему захочется делиться радостным настроением с миром, улучшать его, привнося в повседневную рутину нотку оптимизма, положительных эмоций.
Когда этого не происходит, то нарушается баланс гармоничных взаимоотношений и тогда постепенно начинает разрушаться домашний мир для ребенка и для родителей, а это беда.
Чтобы вернуть понимание в семье, требуется, в первую очередь, выявить причину потерю. Можно нужно воспользоваться услугами квалифицированного психолога. Если же средства не позволяют, нужно проанализировать возникшую ситуацию, начать работать над собой, пытаться найти способ восстановления или нормализации отношений.
Откровенный разговор с детьми, между супругами позволяет узнать хотя бы причины всех конфликтов.
Велико и значение семейных традиций: они помогают нормализовать отношения в семье и достичь взаимопонимания. Можно устроить поход в кино, пикник, совместные соревнования. Такие мероприятия сплачивают семью. Если семья дорога, супруги сделают все возможное и невозможное, чтобы сохранить ее.
Мы часто оказываемся в тупике, потому что не можем понять, что на самом деле происходит с близким человеком. Как часто мы бываем растеряны оттого, что чувствуем непонимание с его стороны. Что же нам поможет понять другого человека? А вот что:
- слушайте внимательно и показывайте ваш интерес к словам другого человека с помощью языка тела: позы, жестов, кивков головы и звуков («угу, «да»).
- погрузитесь во внутренний мир другого человека. Постарайтесь на мгновение стать этим человеком, идентифицироваться с его мыслями, чувствами, его восприятием себя.
- мысленно сформулируйте высказывание, описывающее внутренние чувства и реакции человека, о которых, быть может, он не сказал прямо. Ориентируйтесь при этом на его внешние проявления – тон голоса, жесты. Постарайтесь понять, почему он заговорил об этом именно сейчас. Ваше высказывание не должно порождать дискуссий, не нужно задавать вопросов, убеждать или оценивать.
- отбросьте те слова, которые другой человек не сможет сразу принять. Прежде чем произнести то, что вы мысленно сформулировали, на мгновение «станьте» опять этим человеком и постарайтесь предугадать его реакцию. Избегайте слов и выражений, которые могут нести психологическую угрозу. Особенно будьте осторожны в высказывании социально неодобряемых чувств.
- формулируйте свое высказывание как утверждение (не вопрос), тоном и выражением лица подчеркивая ваше уважение к другому человеку.
- с готовностью принимайте корректировку ваших высказываний со стороны другого человека. Даже если вы не согласны с другим человеком, вы можете показать, что понимаете его. А затем, если вы найдете нужным, высказать свою точку зрения.
А вы знаете, что такое понимание без слов? Пониманием без слов считается такой способ сосуществования двух людей, при котором один лишь только начинает говорить о чем-то, часто даже не додумав мысль до конца, а партнер его уже понял.
Еще понимание проявляется, например, таким образом: мужчина предлагает своей женщине поехать в поход на озеро с палатками на неделю. И она без лишних слов соглашается, или она предлагает поехать в тур по Европе, с возможностью обойти пешком половину европейских столиц, а он поддерживает. Один поддерживает инициативу другого так, будто это он автор идеи и эта идея ему чрезвычайно по душе.
Либо, в диалогах: один начинает рассказывать, а другому все понятно без лишних уточнений. Желания партнера принимаются и понимаются так, будто это собственные желания.
Как добиться понимания без слов? Рассмотрим два способа:
Искать своего человека
Знакомиться и искать действительно «своего» человека. Такого, у которого похожие взгляды на мир, жизнь, поведение в обществе, семью.
Строить нужные тебе отношения
Используя этот способ, придется самостоятельно, по собственному желанию строить такие отношения, в которых со временем и родится понимание без слов. Что для этого необходимо делать?
Во-первых, осознать, что твой партнер тебе действительно дорог, и ты готов идти ему на какие-то уступки.
Во-вторых, осознать, что взаимопонимание без слов – это работа, быть может, даже тяжкий труд. Ведь, скорее всего, тебе придется принести в жертву посиделки с друзьями и поехать с ним на футбол. Или отправиться с ним в путешествие на машине по Золотому Кольцу и ночевать в дешевых гостиницах по дороге, или еще хуже — прямо в машине. Или ходить с ним за грибами по лесу, и терпеть укусы комаров и дождь. Но зато, живя какое-то время «его жизнью» ты узнаешь, что ему действительно дорого и ценно. Вы станете гораздо ближе друг к другу.
Слушай внимательно, что тебе рассказывают, спрашивай, что тебя интересует и что тревожит. Запоминай это, и используй эти знания для выстраивания крепких отношений. Конечно, здесь есть риск «потерять себя», отказаться полностью от своих интересов в пользу интересов партнера. Но существует много способов построить отношения, не спровоцировать конфликты, главное – самому осознавать и понимать: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». (Гал. 6:9)1
Подытожив свою теоретическую часть работы, хотелось бы еще раз сказать, а точнее призвать к тому, чтобы все люди старались понимать друг друга, ибо это есть одна из важных составляющих нашей жизни.
Свои рассуждения мне хочется закончить словами из Библии: “Отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру! Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью!…”. (Рим 12:9-10)2
Практическая часть.
«А вот я в ваши годы…», – именно так многие пожилые люди начинают свои рассказы, поучая молодёжь, а молодые смотрят на них с долей жалости, считая их немного отсталыми. Родители и подросшие дети часто не могут ужиться под одной крышей, поскольку они имеют разные взгляды на жизнь. А что же влияет на формирование таких взглядов у молодежи и как помочь им достичь понимания со старшим поколением? Чтобы найти ответ на эти вопросы, я решил провести опрос среди учащихся моей школы. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие мои одноклассники - 24 человека.
См. Приложение №1
Что же влияет на формирование взглядов молодежи?
Исходя из данных в диаграмме, можно сказать, что все эти факторы действительно влияют на формирование взглядов молодежи. Если мы внимательно посмотрим на историю, то увидим, что культурные, семейные, материальные ценности человечества действительно меняются, а нашим бабушкам и дедушкам будет трудно понять, почему современная молодёжь откровенно одевается, не приспособлена к домашним делам и постоянно сидит в Интернете и не могут представить себе жизнь без сэлфи, «Инстаграма», пропиаренных брендов. Я считаю, что родители должны чаще разговаривать со своим ребенком на тему роли молодежи и среды в современном обществе. Если нравственные ценности старшее поколение не привьет вовремя, то все это может привести к весьма неоднозначным последствиям.
См. Приложение № 2
Как помочь молодежи достичь понимания со старшим поколением?
Согласно полученным данным, отображенным на диаграмме, видно, что из 50 опрошенных, большинство, а именно, людей старшего поколения, считают умение уважать и слушать наиболее важным для понимания. К старшему поколению нужно относиться с почтением, которого они заслуживают по возрасту и положению, прислушиваться к их мнению, не грубить, говорить вежливо, внимательно выслушивать все, о чем они говорят.
24 человека старшего поколения считают, что нельзя никому отказывать в общении, а надо постараться найти время для простого разговора, посетить больного или просто прийти в гости и попить чаю за душевным разговором.
Люди всех поколений, почти в равном количестве, считают, что мы должны, безусловно, уделять больше внимания пожилым людям, чем уделяем сейчас. А как? Искренне интересоваться их делами, быть внимательными к их чувствам, справляться о самочувствии, не отказывать в общении и т.д.
Лишь младшее поколение, то есть дети, склонны помочь, предложить свою помощь в бытовых делах, попросить помощи у старшего и среднего поколения, а значит советоваться по различным вопросам со взрослыми, предложить сделать что-нибудь совместно, для того чтобы понять друг друга.
Вывод:
Если школьники изменят свое отношение к старшему поколению, то это должно принести душевное спокойствие не только в семью, но и в общество в целом. Надо постараться понять старшее поколение и принять его таким, какое оно есть, со всеми достоинствами и недостатками, не забывая, конечно, что и у молодых тоже есть свои как сильные, так и слабые стороны.
Заключение.
Великой мудростью в жизни является понимание того, что вы видите и воспринимаете мир иначе, чем его воспринимают другие. А великая задача в жизни заключается в том, чтобы научиться понимать людей. Ведь понять человека иногда не так просто. Некоторые из нас идут по жизни, принимая решения в зависимости от того, как только мы думаем – и никто другой. Мы часто действуем исходя только из наших представлений о том, как именно жизнь должна происходить и как другие должны действовать или реагировать на наши слова и дела. А когда дела идут не “по-нашему”, или окружающие нас люди действуют не так, как мы думаем – это приводит нас к разочарованию. Представьте, какой была бы ваша жизнь, если бы вы могли принять или понять чужую точку зрения. Как правило, в большинстве случаев мы считаем себя правыми в какой-либо ситуации. Иногда мы все-таки можем услышать другую точку зрения, но, по большей части, последнее слово все равно остается за нами. Строить отношения с другими и понимать людей – одна из самых сложнейших задач в жизни. Посмотрите на это так – мы все абсолютно разные, и это делает жизнь еще интересней. Было бы вам интересно жить, если бы вас окружали только ваши двойники?!
Нужно понимать друг друга, чтобы знать, что человеку хочется в данный момент и сделать как будет лучше, ведь даже без слов можно всё сделать правильно и договориться со всеми, если вы их понимаете, хорошо знаете, как говорится, вы с ними на одной волне… Почему возникают войны, да потому что нет у людей понимания, не могут они договориться, вот и решили воевать, как будто после войны что-то измениться. Помахали кулаками и сразу поняли друг друга, но ведь просто тот, кто победил в битве, просто становится главнее, но понимание не придёт, а если поговорить, всё выяснить, то возможно и мир лучше будет и все будут равны в этом мире...
Список использованной литературы:
Еже Мелибруда «Я-Ты-мы» Перевод: Е.В.Новиковой. М.: Прогресс, 1986 Jerzy Mellibruda. Ja-Ty-My Psychologiczne możliwości ulepszania kontaktów międzyludzkich Warszawa: Nasza Księgarnia, 1980
Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А. Бодалева / Вступительная статья.
http://psylib.org.ua/books/melib01/txt10.htm
http://www.soloby.ru/660262/
http://kemgkb4.ru/problema-vzaimootnoshenija-pokolenij/
http://megapoisk.com/problemy-sovremennogo-obschestva-osnovnye-ugrozy
Человек и общество. 4.1. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для основной школы. - 2-е изд. / Под ред. Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. - М.: Новая школа, 1995. - 144 с.
https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/kak-imet-pravilnoe-ponimanie-biblii.html
Приложение 1
Что же влияет на формирование взглядов молодежи?
Конкретно на этот вопрос, мне затруднялись ответить однозначно, поэтому я придумал несколько других вопросов, на которые люди должны были ответить конкретно: да или нет.
Вопросы:
1. Влияет ли менталитет на взгляды молодежи?
Влияют ли новые технологии на формирование взглядов молодежи?
Влияет ли СМИ на формирование взгляда молодых людей?
Влияют ли достижения человечества на формирование взглядов молодежи?
Влияет ли социум на формирование взглядов молодежи?
На мои вопросы ответили 50 человек. Этими людьми оказались обычные прохожие, которые мне встречались на улице. Это были люди младшего поколения (от 12 лет до 18), среднего возраста (от 25-40 лет) и старшего поколения (от 60-80 лет). На эти вопросы все однозначно ответили - да.
Итог:
Влияет ли социум на формирование взглядов молодежи?
Из 50 прохожих ответили:
младшего поколения - 11 человек,
среднего поколения - 16 человек,
старшего поколения - 23 человека.
про новые технологии вспомнили 5 учащихся,
Влияет ли менталитет на взгляды молодежи?
Из 50 прохожих ответили:
младшего поколения - 11 человек,
среднего поколения – 15 человек,
старшего поколения – 24 человека.
Влияют ли новые технологии на формирование взглядов молодежи?
Из 50 прохожих ответили:
младшего поколения - 12 человек,
среднего поколения – 13 человек,
старшего поколения – 25человек.
Влияет ли СМИ на формирование взгляда молодых людей?
Из 50 прохожих ответили:
младшего поколения - 8 человек,
среднего поколения – 17 человек,
старшего поколения – 25 человека.
Влияют ли достижения человечества на формирование взглядов молодежи?
Из 50 прохожих ответили:
младшего поколения - 10 человек,
среднего поколения – 20 человек,
старшего поколения – 20 человека.
Приложение 2:
Помогает ли умение уважать и слушать добиться взаимопонимания?
Влияет ли общение на взаимопонимание?
Может ли добиться внимание взаимопонимания?
Может ли достичь взаимопонимания стремление помочь пожилым людям?
1
21,https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/voprosy-i-otvety/kak-imet-pravilnoe-ponimanie-biblii.html