Как тип темперамента влияет на деятельность человека

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как тип темперамента влияет на деятельность человека

Мубаракшина Д.Н. 1Анохина А.А. 2
1МБОУ «СОШ» школа 9
2МБОУ «СОШ» Школа 9
Валеева А.Б. 1
1МБОУ «СОШ» Школа 9
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Природа позаботилась о том, чтобы все люди, проживающие на земле, были отличны друг от друга. Эти отличия проявляются практически во всём, в том числе в личностных характеристиках человека.

В личности человека переплетаются и интегрируются природные и социальные основы индивидуальности, формируя тип реагирования или определенное взаимодействие конституционально-заданных и ситуативно-обусловленных факторов. Конституционально-заданными являются свойства нервной системы или темперамент.

Темперамент - есть свойства нервной деятельности, характеризующие динамику и соразмерность нервных процессов (возбуждение и торможение). К данным свойствам, проявляющимся на физиологическом уровне, относятся:

- сила (или способность длительно выдерживать интенсивные состояния);

- лабильность (или скорость возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения);

- уравновешенность (или реагирование нервной системы на возбудительные и тормозные процессы).

Определяя внутренние и внешние реакции, темперамент влияет на темп и ритм деятельности, поведения, на протекание психических процессов: от него зависит скорость их возникновения, устойчивость, интенсивность. Темперамент определяет динамику психической жизни через психические свойства: реактивность, активность, чувствительность, эмоциональность, пластичность и ригидность, направленность вовне или на себя.

Кроме того, при разных условиях жизни, обучения и воспитания при наличии определенного типа темперамента формируются разные психологические черты. Ученые издавна заметили, что представители различных типов темперамента выбирают преимущественно те профессии, которые наиболее соответствуют их природным наклонностям. Склонность к определенной профессии имеет полуосознанный характер и отражает стремление человека получить удовлетворение в определенном виде деятельности.

Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность данной темы.

1.1 Цель проекта

Исследовать влияние темперамента на деятельность человека на примере склонности к обучаемости и результативности обучения учащихся 9б класса школы №9.

1.2 Гипотеза

Тип темперамента значительно влияет на способность к обучаемости и профессиональной деятельности человека.

1.3 Задачи проекта

1. Ознакомиться с историей учения о типах темперамента.

3. В ходе теоретического анализа психологической и специальной литературы выявить и обосновать влияние темперамента на деятельность человека и на его профессиональный выбор.

4. Изучить типы темперамента у учащихся 9 «Б» класса, определить качество успеваемости по школьным предметам у представителей разного типа темпераментов.

5. Установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности.

6. Провести интервьюирование школьного учителя и профессионального психолога на предмет возможного визуального определения типа темперамента у обучающихся и использования знаний о типах темперамента в педагогической практике.

7. Подготовить рекомендации педагогам о работе с обучающихся с разным типом темпераментов для использования на уроках и во внеклассной деятельности.

Глава 1. История развития учения о типах темперамента

Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ создал свое учение о типах темперамента (темперамент от латинского temperamentum – означает надлежащее соотношение, соразмерность частей), в котором он  утверждал, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела:  крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение. Если эти жидкости в организме человека смешаны непропорционально, то развиваются различные заболевания.

Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке более двух тысячелетий. Затем оно постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей. 

Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н. э.) разработал первую типологию темпераментов. Он предположил, что между соотношением жидкостей человека с его психологическими свойствами и особенностями поведения есть связь. Гален выделил четыре основных типа темперамента, которыми психология оперирует и по сей день. Эта типология очень хорошо описана в стихах в «Салернском кодексе здоровья» (XIV в.). (Приложение 1).

Научные подходы к теориям темперамента

По мере углубления медицинских, физиологических и психологических знаний, теория четырех жидкостей становилась наивной. Более поздние теории темперамента старались использовать последние достижения науки. И все же иногда эти теории были просто фантастическими. Алхимики, например, учили, что различия темпераментов зависят от преобладания в организме серы, ртути или соли. Сторонники другой теории утверждали, что эти различия определяются смешением в теле воздуха и эфира.

Позже начали появляться уже гораздо более обоснованные предположения. Их авторы опирались на точные научные знания о процессах, происходящих в живом организме. Так, русский педагог и анатом П.Ф. Лесгафт считал, что темперамент человека зависит от строения кровеносных сосудов, их диаметра, толщины и упругости стенок, немецкий учёный И. Кант считал органической основой темперамента качественные особенности крови. Он же обобщил и систематизировал психологические характеристики четырёх общеизвестных типов. Французский врач Клод Сиго связывал темперамент с системами организма. Классификация американского психолога Уильяма Шелдона содержала три типа темперамента. Висцеротонический (от латинского viscera – внутренности), соматотонический (от греческого soma – тело), церебротонический (от латинского cerebrum – мозг). Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия.

Подлинно научное объяснение природы темперамента дал русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Опыты И. П. Павлова показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному. В результате получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип – меланхолическому; сильный, неуравновешенный – холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.

На современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным.

Глава 2. Учёт темперамента в деятельности и при выборе профессии

Любишь трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно. Временами ты склонен переоценивать свои возможности. Ты быстро включаешься в работу и всегда все доводишь до конца. Стремишься к самостоятельности и плохо подчиняешься власти. Говорят, что ты напорист, но недостаточно настойчив. Вывод: ты холерик.

Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. При необходимости они умеют быстро восстанавливать свои силы. Но жестоко заставлять холерика выполнять монотонную и однообразную работу. Хроническая усталость наступит не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику противопоказаны такие профессии, как цветоводство, библиотекарское дело и бухгалтерский учет. Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог т.д. Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева.

Среди одноклассников ты выделяешься высокой работоспособностью, легко сосредотачиваешь внимание. Параллельно выполнять несколько дел – проще простого. Легко загораешься новой работой, но также быстро теряешь к ней интерес. Увы, не способен вникать в детали и не переносишь однообразия и монотонности. Зато проявляешь организаторские способности и быстро осваиваешь новые специальности. Ни одно ответственное мероприятие не проходит без твоего участия. Вывод: ты сангвиник.

Сангвиник – прирожденный руководитель. С точки зрения подчиненных этот тип является, пожалуй, самым приятным и душевным начальником. Его сильная черта – умение уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них. Поэтому профессии делопроизводителя, бухгалтера, радиомонтажника, библиографа, архивиста, реставратора можно смело исключить. Рекомендуемые профессии:менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д. Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен — известные истории сангвиники.

Не тороплив в учебе и медлителен в работе? Успеха ты достигаешь за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – твоя фишка. Если тебя не будут торопить, продумаешь все мелочи и доведешь дело до идеала. Но ты не стремишься брать на себя обязанности лидера, поэтому тебя нередко называют неинициативным. Сбой привычного ритма, смена обстановки работы пугают тебя, а суета может довести до депрессии. Вывод: ты флегматик.

На первый взгляд отрицательная черта – медлительность – делает их очень сильными. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение незаменима в стрессовых ситуациях. Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. С другой стороны, эта же самая черта делает не возможной для них карьеру хирурга и менеджера, но они прекрасно подойдут для роли терапевта и главного бухгалтера. Активная, яркая публичная жизнь актера, дирижера, телерепортера, коммерсанта будет им в тягость. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик. Среди великих умов этой категории: И.А.  Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон.

Ты – человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня тебе лень вставать с кровати. Быстро устаешь, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. В работе тебе необходима постоянная поддержка и регулярный отдых. Все называют тебя тонким и наблюдательным. Вывод: ты меланхолик.

Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, так как «общение» с компьютерами у них выходит намного лучше. Опасен такой тип темперамента и в роли водителя общественного транспорта или монтажника-верхолаза. Характерное им торможение нервной системы могут привести к потере концентрации внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, диспетчера приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья.

Рекомендуемые профессии: деятель искусств, швея-модельер, маляр, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д.

Не трудно догадаться, что среди меланхоликов много писателей, композиторов, например, А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский.

Чистыми холериками или флегматиками люди бывают редко. Психологи считают, что человек – это скорее смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного. Вопрос кем лучше быть: сангвиником или меланхоликом, не имеет смысла. Так как не бывает хороших или плохих типов темперамента. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.

Старшеклассники мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат, после получения диплома, попадают в невыгодные для них условия. Условия, когда большая и лучшая часть дня, которую человек проводит на работе, превращается в муку, а оставшееся время уходит на восстановление сил.

Интересно, что даже по внешнему виду (Приложение 2) и поведению можно определить тип темперамента человека.

Глава 3. Результаты практического исследования по определению типов темперамента

Объектом наших исследований были учащиеся 9 «Б» класса в возрасте от 15 до 16 лет. В ходе работы на основе изучения типов темперамента по методике Г. Айзенка были получены следующие результаты:

Кол-во опрошенных учащихся

Сангвиники

Холерики

Флегматики

Меланхолики

30 чел.

8 чел.

3 чел.

11 чел.

8 чел.

Всего 100 (%)

27%

10%

36%

27%

Сколько получилось совпадений по внешности:

Совпадения - 59%

Нет совпадений - 40%

Совпадения с нашим мнением:

Меланхолики - 27%

Флегматики - 31%

Сангвиники - 18%

Холерики - 18%

Качество успеваемости по школьным предметам:

Тип темперамента

Отличники

(от общего количества)

Ударники

(от общего количества)

Троечники (от общего количества)

сангвиники

0%

18%

9%

меланхолики

18%

4,5%

4,5%

флегматики

9%

22,5%

4,5%

холерики

0%

4,5%

4,5%

Вывод: Люди часто показывают себя не такими, какие они есть на самом деле. Тест показал, что мнение о типе темперамента, составленное по внешности и поведению обучающихся достаточно сильно отличается от реальных данных, полученных на основе теста. По-нашему мнению, результаты обученности одноклассников по типам темперамента совпадают с характеристикой психологов. Меланхолики и флегматики более усидчивы, более качественно воспринимают учебную информацию и выполняют учебные действия. Поэтому процент качества успеваемости у них выше. Холерики и сангвиники ввиду своей подвижности не способны долгое время концентрировать внимание на учебной задаче, и это отражается на качестве их успеваемости.

Совпадения рекомендованных профессий и желаний учащихся:

Тип

темперамента

Список

выбранных

профессий

Список

рекомендуемых

профессий

сангвиники

программист,

PR-менеджер,

юрист, режиссер,

переводчик

официант, менеджер по персоналу, педагог,

психолог, журналист,

адвокат

меланхолики

архитектор, врач,

программист, футболист, актриса

педагог, модельер,

композитор, ветеринар, геолог, агроном

флегматики

врач, программист,

писатель, учитель,

журналист, музыкант

лаборант, диспетчер,

ювелир, ветеринар,

математик, инженер

холерики

банкир, нейрохирург

артист, журналист,

дипломат, ведущий,

режиссер

Совпадают ли рекомендованные профессии с желаниями учащихся:

Совпадают-36%

Не совпадают-63%

Вывод: Нужно изучать себя, открывать в себе новые способности и пробовать себя в разных сферах.

Интервью с психологом - Директором Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» Охотниковой Дарьей Сергеевной:

Влияет ли тип темперамента на успеваемость в школе?

Сам по себе темперамент не влияет на успешность обучения. Темперамент лишь определяет те способы, методы, темп, которые будут максимально подходить ученику с тем или иным темпераментом для освоения новых знаний.

Влияет ли тип темперамента на выбор профессии?

На выбор профессии темперамент, конечно, влияет. Например, холерики выдерживают высокий темп работы,менее подвержены стрессу, но на монотонной работе, требующей усидчивости, могут быстро утомляться. И, наоборот, флегматики и меланхолики могут испытывать стресс от необходимости быстро принимать решения, общаться с большим количеством людей.

Можно ли по поведению определить тип темперамента?

Тип темперамента можно определить по манере общения и поведения человека. Но, желательно, пообщаться для этого с ним не один раз, чтобы исключить влияние внешних факторов( даже самый жизнерадостный сангвиник может быть расстроен или болен). Так сангвиники легко сходятся с людьми, активны, энергичны, но при этом часто бывают неуравновешенны. Флегматики очень усидчивы, неторопливы, иногда даже медлительны. Меланхолики обычно не очень коммуникабельны и часто их настроение бывает неустойчивым с тенденцией к пониженному.

Необходимо ли учителю учитывать тип темперамента ученика?

В идеале, конечно, учителю нужно учитывать особенности темперамента детей. Общая рекомендация- исключить разговор на повышенных тонах, потому что холерика это может перевозбудить, а меланхолика еще больше «затормозить», что не будет способствовать успешной учебной деятельности ни у тех, ни у других.Также следует учитывать тот факт, что флегматикам и меланхоликам легче даются кропотливые письменные работы. Это можно использовать для углубления знаний. Но не забывать мягко и бережно развивать способности к устным выступлениям, обсуждениям. Холерики и сангвиники, напротив быстры и подвижны. Это можно использовать как их сильные стороны. Но развивать усидчивость. Например, поручить подготовить доклад, с которым они легко выступят на публике, но уделить внимание особое внимание и помочь в более глубокой и вдумчивой подготовительной работе.

Интервью с учителем истории и обществознания Валеевой А.Б.:

Как вы считаете, влияет ли тип темперамента на успеваемость?

Да, влияет. Скорее не на успеваемость, а на подготовку, работу и активность на уроке и результат. У меня, конечно, нет профессиональных знаний в этом вопросе, но общие знания психологии и личный интерес к типам темперамента наводит на некоторые мысли и позволяет сделать выводы. Холерики и сангвиники более активны, разговорчивы, быстрее выполняют работу. Но, с другой стороны, они не так внимательны и вдумчивы, иногда не всегда ответственно подходят к делу, скорее торопливо. Флегматики и меланхолики наоборот,- более усидчивые и вдумчивые, но медлительные и сомневающиеся.

Учитываете ли вы в своей работе тип темперамента?

Да, но скорее интуитивно. При групповой или парной работе стараюсь разделить класс так, чтобы в одной команде работали дети разных темпераментов. На уроках стараюсь разговорить флегматиков. Хвалю их и меланхоликов. А вот холерикам и сангвиникам чаще делаю замечания. Но это только мои наблюдения, все-таки я не профессионал.

Можно ли по поведению определить тип темперамента?

Я считаю, можно. Но для этого нужно иметь представление чертах поведения разных типов темперамента. Хотя, нет людей только с одним темпераментом, есть преобладающий тип. А в разное время и при разной работе могут проявляться черты и других темпераментов.

Таким образом, рассматривая психологические характеристики темпераментов, мы пришли к выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Следовательно, нет темпераментов плохих, нет темпераментов хороших - каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. От темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека. Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамент в другой, а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Глава 4. Учет типа темперамента учащихся при обучении

Наблюдения показывают, что преподаватели склонны задавать темп, отвечающий их темпераменту. Приходилось наблюдать преподавателя математики с типичным сангвиническим темпераментом. Она постоянно подготавливает учеников, требует, чтобы они выполняли задания быстро. При этом задается такой темп, который явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойствам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответственной контрольной работе, уже заранее знали, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был задан слишком высокий темп работы. Беседуя с такими учениками, неизменно обнаруживается чувство обиды: они считали, что с ними поступают несправедливо.

Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от темперамента и от методики преподавания. Есть и ряд других факторов. Но пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся в обучении, в том числе и темперамента, ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленной цели. При наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения, темперамент будет лишь придавать своеобразие этим чертам. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель может так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

Рекомендации педагогам по работе с обучающихся с разным типом темпераментов:

Холерики:

Вырабатывать у ребенка умение тормозить себя и свои ,нежелательные реакции.

Надо постоянно и настойчиво требовать спокойных и обдуманных ответов, спокойных и нерезких движений.

Систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

В трудовой деятельности воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе.

Требовать выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразной и кропотливой работы.

Поощрять инициативность.

Говорить с ними спокойным и тихим голосом.

Сангвиники:

Воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу.

Учить быть ответственным за свои обещания.

Поощрять настойчивость.

Флегматики:

Помочь преодолеть их некоторую лень.

Развивать их большую подвижность, активность и общительность. Не допускать проявление безразличия к деятельности, вялости и инертности.

Чаще заставлять не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

Научить терпимости.

Меланхолики:

В отношениях с этими детьми нужна мягкость, тактичность, чуткость и доброжелательность.

Нужно добиваться, чтобы меланходик использовал такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевал такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

На уроках чаще спрашивать, создавая во время ответа спокойную обстановку.

У учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив.

Большую роль играют одобрение, похвала, подбадривание, что способствует укреплению веры в себя.

Заключение

В ходе исследования мы выяснили, что темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. В современной психологической литературе выделяют следующие типы темпераментов: холерический, флегматический, меланхолический, сангвинический.

Каждая профессия предъявляет свои требования к работнику. Несоответствие психофизиологических способностей организма во многих случаях определяет неуспешность и даже невозможность овладения ею. Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.

Роль индивидуально-психологических особенностей личности в труде заключается в том, что от них зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, педагогическими воздействиями. От них зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ускорение темпа работы, дисциплина и т.п.). Таким образом, индивидуально-психологические особенности личности, в т. ч. темперамент, накладывают отпечаток на способы поведения и общения, поэтому очень важно их учитывать, определяя вид и успешность учебной и профессиональной деятельности.

Обучение в 9 классе предполагает определение профильного направления, будущей профессиональной деятельности. В нашей школе 10-11 классы являются профильными, с углубленным изучением отдельных предметов. И для того, чтобы не потерять время, нам нужно уже сейчас выбрать направление дальнейшего обучения. А для этого нужно не только собственное желание или желание родителей видеть нас в определенной профессии, но и знание своих способностей и особенностей личности.

Работа над проектом показала, что реальность и субьективные выводы часто не совпадают. Надеемся, что наши рекомендации помогут не только одноклассникам в выборе будущей профессии, но и учителям в процессе подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Список использованной литературы

1.         Батаршев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. Психологическая диагностика / А.В. Батаршев. - М.: Сфера, 2002. - 96 с.

2.         Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - 242 с.

3.         Камышев, Э.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.Н. Камышев, Л.И. Иванкина, И.А. Дубинина и др. - 2-е изд., стер. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 79 с.

4.         Немов, Р.С. Психология. Учебник для вузов. В 3-х т. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2006. - 639 с.

5.         Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 175 с.

6.         Психология: Учебник для технических вузов / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

7.         Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 705 с.

8.         Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1996. - 736 с.

Приложение 1.

Холерик (от латинского chole – желчь)

Желчь существует – она необузданным свойственна людям,
Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться;
Много он ест, превосходно растёт, ко всему восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.

Сангвиник (от латинского sanguis – кровь)

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре…
Склонностью он обладает к наукам любым и способен,
Чтоб ни случилось, он нелегко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

Флегматик (от латинского phlegma – флегма)

Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость,
Лень порождает она и ленивое крови движенье,
Сну – не занятьям – своим посвящает флегматик досуги…

Меланхолик (от латинского melaschole – чёрная желчь)

Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали.
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду.

Приложение 2.

Определение типа темперамента по конституции телосложения (по Шелдону).

Для типичного представителя меланхолического темперамента характерны следующие внешние признаки:

Высокая скорость обмена веществ, обычно просто так меланхолики не полнеют, однако обмен веществ несбалансированный, отчего часто бывает сильная усталость.

Утонченные черты лица, хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость, отсутствие выраженной склонности к ожирению.

Вытянутые части тела, заметное удлинение конечностей по отношению к общим пропорциям, акцент всей фигуры на конечностях.

Выступающие кости, плоская, утонченная, слабая мускулатура, длинные тонкие мускулы и кости.

Плоская спина, узкая, длинная, плоская или вогнутая грудная клетка, острый реберный угол

Относительно широкие таз и плечи при узкой талии.

Высокий угловатый квадратный лоб, череп значительно сужается книзу, верхняя часть головы по объему больше нижней.

Затылок имеет выступы, сильно скашивается к шее, имеет резкий переход к шее, заостренная теменная область.

Подбородок заострен, выступает вперед или слабо скошен, нижняя челюсть «слабая», заметно сужается книзу.

Скулы средне или сильно выражены, выступают, часто заострены.

Нос часто удлиненный, заостренный, выступающий вперед, ярко выражен.

Шея длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен.

Ноги и руки длинные, тонкие, суставы острые и угловатые, ступни и кисти узкие, вытянутые.

Для типичного флегматика характерны следующие внешние признаки:

Замедленные движения, спокойная и уверенная, как бы плывущая походка.

Квадратно-прямоугольное, «бочкообразное» туловище. Массивная, плотная, крепко сбитая фигура, угловатые формы.

Одинаковое развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота), структуры плечевого пояса и конечностей.

Акцент фигуры в центре туловища, на "грудной клетке и на округлом животе. Кости и мышцы короткие, широкие, крепкие.

Мускулатура массивная, крепкая, сильная. Короткие, круглые или средней длины и толщины ноги и руки.

Имеется склонность к ожирению. Явно или средне выраженная жировая ткань, в первую очередь проявляется в ожирении торса, живота.

Умеренная ли низкая скорость обмена веществ — вес прибывает в случае избыточного питания.

Короткая, широкая, выпуклая расширяющаяся книзу грудная клетка, тупой реберный угол.

Вытянутая «бочкообразная» голова. Верхняя и нижняя часть черепа равны по объему, или нижняя больше. Широкий, угловатый, квадратный череп, имеет сглаженные выступы.

Лоб слабо сужающийся.

Затылок плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо.

Круглый, шарообразный контур темени.

Скулы слабо или средне выражены.

Нос крупный, прямой, выступающий вперед, кончик опушен книзу.

Относительно короткая, толстая, прямая шея.

Отделенность от головы и туловища не выражена, ноги и руки длинные, суставы округлые, ступни и кисти широкие короткие.

Для типичного представителя холерического темперамента характерны следующие внешние признаки:

Хрупкость внешнего облика, худоба и худощавость, телосложение сухое.

Вытянутые части тела. Сильное развитие конечностей, акцент фигуры на конечностях. Длинные тонкие мускулы и кости.

Отсутствие выраженной склонности к ожирению, худоба.

Высокая скорость обмена веществ.

Грудная клетка узкая, длинная, плоская или вогнута, острый реберный угол.

Слегка конусообразный череп, овальной или яйцеобразной слегка сужающийся кверху формы.

Лоб плавно сужающийся кверху, конусообразный, без выступов и неровностей.

Верхняя часть головы больше по объему.

Подбородок заострен.

Нижняя челюсть «слабая» или сильно скошенная, заметно сужается книзу.

Скулы средне или сильно выражены, выступают, заострены.

Нос ярко выраженной формы — с горбинкой «птичий», сильно выступающий, заостренный, удлиненный, вытянутый вперед, кончик явно опущен вниз по отношению к основанию.

Затылок имеет выступы, сильно скашивается книзу, резкий переходи к шее.

Заостренная теменная область.

Шея длинная, средней толщины или тонкая, часто изогнута, на вид присутствует отделенность от головы и тела, кадык выражен.

Ноги длинные, тонкие, колени худые, угловатые, острые, ступни узкие, вытянутые, узловатые, суставы резко выступают.

Для типичного сангвиника характерны следующие внешние признаки:

Круглое, «шарообразное» туловище, округлые формы, низкий, редко средний рост.

Сильное развитие внутренних полостей тела (головы, груди, живота) при слабо развитой структуре плечевого пояса и конечностей.

Акцент в центре туловища на округлом животе.

Короткие, широкие кости и мышцы — вид круглых «нашлепок» на плечах, как латы. Выпуклый рельеф мышц.

Явно выраженная жировая ткань, жир откладывается равномерно во всех частях тела.

Низкая скорость обмена веществ — вес прибывает, даже если есть относительно мало.

Короткая, широкая, выпуклая грудная клетка, тупой реберный угол.

Круглая шарообразная голова, верхняя и нижняя часть черепа равны по объему, круглый, шарообразный контур темени.

Лоб круглый, без выступов и неровностей, плавно закругленный, почти незаметный переход к волосяной части.

Подбородок и скулы не выражены.

Нос явно не выражен, «утиный», «картошкой» или слегка вздернут.

Затылок круглый или плоский, без выступов, переход в шею очерчен слабо.

Шея слабо или совсем не выражена, короткая, толстая.

Ноги короткие, гладкие, круглые.

Просмотров работы: 9789