Влияние хобби на выбор профессии

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние хобби на выбор профессии

Семерикова И.Е. 1
1МАОУ Гимназия №2
Семерикова И.В. 1
1МАОУСОШ № 69
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I Введение

Тема: Влияние хобби на выбор профессии

Цель: Создание профориентационного теста, направленного на выбор выпускников школы образовательного направления при поступлении в ВУЗ.

Задачи:

Дать определение понятию хобби, как виду человеческой деятельности;

Определить, как влияет хобби на выбор профессии;

Выявить зависимость факторов, влияющих на выбор профессии;

Создать тест, определяющий зависимость хобби (интересов) на выбор образовательного направления.

Гипотеза: созданный мною профориентационный тест поможет моим одноклассникам определиться с образовательным направлением в выборе профессии.

Методы исследования:

Анкетирование;

Опрос;

Сравнение, анализ;

Изучение статистики в интернет - ресурсах.

1. Актуальность

Каждый подросток на определенном этапе своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. И часто этот выбор делается без оглядки на способности или желания человека, исходя из востребованности профессии на рынке труда, уровня заработной платы, перечня специальностей в ВУЗе, который ближе всего к дому, желания родителей и мнения окружающих.

Человек, выбравший профессию подобным образом, в будущем может столкнуться с рядом проблем, так как специальность, которую он получит во время обучения, не будет соответствовать ни его желаниям, ни возможностям, ни интересам. Такая работа не стоит вкладываемых усилий. Это чревато и тем, что к ней, как правило, относятся с меньшей ответственностью и увлеченностью, что препятствует карьерному росту. Если человек работает в одном и том же месте в течение многих лет, но ему не нравится то, чем он занимается, это способствует стрессам, депрессиям и кризисам. Рано или поздно жизнь такого человека становится бессмысленной.

Поэтому время выбора профессии настало и для меня. Я все еще не определилась с выбором направления дальнейшего обучения, также как и большинство моих одноклассников. У меня возникла идея найти такую профессию, которая была бы связана с моим хобби: скрапбукинг, рисование, рукоделие , а также помочь своим одноклассникам с выбором направления обучения в ВУЗе исходя из их увлечений.

II Основная часть

1.Определение понятий

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Например, мы очень любим играть в компьютерные игры. Если одновременно у нас все хорошо с математикой мы можем заняться программированием и в будущем стать разработчиком новых стратегий и RPG. Если же с точными науками не так хорошо, то можно посвятить себя компьютерной журналистике, стать тестировщиком новых игр или заняться компьютерной графикой. Или мы увлечены каким-либо видом спорта, но не имеем достаточных физических данных, чтобы заниматься им профессионально. Опять же, можно заниматься спортивной журналистикой, писать обзоры турниров и чемпионатов, а можно найти свое призвание в области продажи или изготовления спортивного инвентаря. Страсть к чтению необязательно может вылиться в написание рассказов и романов, мы можем стать журналистом, редактором, переводчиком, учителем русского языка и литературы, ученым-филологом. Если мы увлечены кинематографом, необязательно подавать документы на актерский факультет. У нас самый широкий выбор профессий: монтажер, гример, автор сценариев, специалист по спецэффектам, режиссер, художник по костюмам. И таких примеров предостаточно. С нашим увлечением наверняка связано много других занятий, в области которых можно найти себе применение. Главное- правильно и вовремя определиться.

Естественно, существует ряд увлечений, которые в будущем прямо могут стать профессией. Как правило, это относится к творческим специальностям, таким как художник, дизайнер, писатель, журналист и так далее.

Рекрутинговый портал Superjob.ru провел опрос, который подтвердил прямую взаимосвязь профессии с увлечением человека.

В результате опроса выяснилось что, менеджеры по туризму любят посвящать досуг путешествиям (14%), дизайнеры – рисованию (25%) и фотосъёмке (22%), а водители – всему, что связано с автомобилями (17%). Специалисты сферы IT посвящают свободное время компьютерам и Интернету (16%), журналисты и редакторы – чтению (16%), а переводчики (10%) – изучению иностранных языков.

Интерес =хобби(от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Интересы различаются:

• по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);

• по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);

• по глубине (глубокие или поверхностные);

•по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

• склонность к работе с людьми;

• склонность к работе с техникой;

• склонность к работе с условными знаками;

• склонность к работе с растениями и животными;

• склонность к работе с художественными образами.

Способности – это индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не могут быть врожденными.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие;

математические;

конструктивно-технические;

музыкальные;

литературные;

художественно-изобразительные.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности и требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Таким образом, на выбор будущей профессии могут влиять:

Наличие склонностей (интересов);

Наличие способностей;

Собственные предпочтения;

Мнение окружающих (семья, друзья ,одноклассники);

Знания о профессии;

Потребности общества.

2.Влияние хобби на выбор направления обучения в ВУЗе.

Если трудно определиться с направлением будущей профессии, то полезно будет обратиться к своим увлечениям. Если грамотно проанализировать свои интересы и предрасположенности, можно легко выбрать достойную профессию и не жалеть о её выборе. Моими хобби являются скрапбукинг, рисование и рукоделие (Приложение1). Исходя из своих интересов, я хочу определить направления обучения, а также возможные профессии. Кроме того, я смогу помочь своим одноклассникам с выбором направления для дальнейшего поступления в ВУЗ. Решено было провести опрос с целью получения информации о наличии и виде хобби, мнения о том, влияет ли оно на выбор профессии, о наличии выбранного направления будущего обучения и связано ли оно с их увлечением. Моим одноклассникам были предложены вопросы анкеты:

Опрос

Есть ли у Вас хобби?

Какое оно?

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Игры (компьютерные, настольные)

Коллекционирование

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Другое (чтение…)

Как Вы считаете, влияет ли хобби на выбор будущей профессии?

Определились ли Вы с выбором направления для дальнейшего обучения в ВУЗе?

Связано ли оно с Вашим увлечением?

(Приложение1)

В ходе опроса было выявлено, что у всех одноклассников имеется любимое хобби: любят театр и кино 26%, увлекаются творчеством 21%, занимаются активными видами спорта 17%, чтением и другими видами хобби 15%, играми 13% и пассивными видами спорта 8%. Большая часть класса 70% считает, что хобби влияет на выбор будущей профессии, чуть больше половины 60% уже определились с направлением обучения, у 35% опрошенных одноклассников направление связано с их увлечением. (Приложение 2,3)

Изучив материалы опроса, проведенного компанией HeadHunter среди 4000 жителей России, можно увидеть на выбор каких профессий хобби влияет чаще всего. На специалистов, занятых в сфере «Спорт / Фитнес», наиболее часто влияли хобби, связанные с активными видами спорта, на сотрудников ИТ-сферы – компьютерные игры. 18% респондентов, работающие в СМИ, отметили, что на их выборе профессиональной деятельности сказалось «творческое» хобби (пение, танцы, живопись, фотография). 10% опрошенных специалистов, которые в данный момент предоставляют услуги для населения, выбрали эту сферу в соответствии с увлеченностью чтением, театрами, кино, познавательным туризмом и другими занятиями, позволяющими открыть для себя что-то новое.

Данная информация позволила нам распределить хобби одноклассников по направлениям УрФУ(Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина г. Екатеринбург), определить все доступные профессии и собрать в таблицу.

Хобби

Направление УрФУ

Профессии

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Сервис в индустрии спорта и рекреации, физическая культура, пожарная безопасность, таможенное дело, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)…

Фитнес-инструктор, спортивный обозреватель, инкассатор, охранник, милиционер, тренер, преподаватель физкультуры, менеджер в споре, балетмейстер, хореограф…

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

История искусств, культурология, социально-культурная деятельность, востоковедение и африканистика, история и языки стран Азии и Африки…

Актер, звукорежиссер, звукооператор, режиссер, постановщик, балетмейстер, хореограф, научный сотрудник, методист, экскурсовод, экспозиционер, работник музея…

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Архитектура, строительство уникальных зданий и сооружений, дизайн, технология художественной обработки материалов, журналистика…

Дизайнер, художник-оформитель, фотограф, специалист по рекламе, архитектор, реставратор, парикмахер, ювелир, модельер, визажист, певец, арт-менеджер, звукорежиссер, звукооператор, балетмейстер, хореограф…

Игры (компьютерные, настольные)

Прикладная информатика, информатика и вычислительная техника, бизнес-информатика, безопасность компьютерных систем, мехатроника и робототехника, компьютерная безопасность…

Программист, геймдизайнер, специалист службы технической поддержки, инженер по обслуживанию систем безопасности, аниматор, системный администратор…

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Экология, туризм, антропология и этнология, востоковедение и африканистика, Зарубежная филология (романо-германская),история, культурология, международные отношения, экология и природопользование, астрономия…

Менеджер по туризму, гид, экскурсовод, корреспондент, археолог, геолог, пилот, фотограф, музейный работник, историк…

Другое (чтение…)

Реклама и связи с общественностью, востоковедение и африканистика, издательское дело, журналистика, филология, фундаментальная и прикладная лингвистика, образование и педагогические науки…

Журналист, филолог, специалист по рекламе, редактор, корректор, преподаватель языка и литературы, библиотекарь, лингвист

(Приложение 4)

На основе данной таблицы был создан профориентационный тест, который поможет определиться одноклассникам с выбором направления обучения или узнать об альтернативных вариантах выбора профессий в ВУЗе на основе их хобби. (Приложение 5)

3.Анализ исследования на основе опроса и профориентационного теста.

Проведенный профориентационный тест и повторный опрос одноклассников показал, что из видов увлечений, оказывающих наибольшее влияние на выбор профессий, можно назвать активные виды спорта, творчество (пение, танцы, живопись, фотография), автомобили, познание, просвещение (посещение театров, кино, познавательный туризм), компьютерные игры. Показатели повторного опроса изменились. Большая часть класса 75% считают, что хобби влияет на выбор будущей профессии, больше половины 70% уже определились с направлением обучения, у 45% опрошенных одноклассников направление связано с их увлечением. Все показатели мы видим в диаграмме. (Приложение 6)

Таким образом, мы видим изменения по следующим параметрам:

Стали считать, что хобби влияет на выбор будущей профессии 5%(1 человек);

Определились с выбором будущей профессии 10% (2 человека);

Выбранное направление стало связано с их увлечением 10% (2 человека).

III Заключение

Очень часто люди выбирают свою профессию, не учитывая свои интересы. Однако, нами было выяснено, чтобы найти работу, которая бы приносила не только зарплату, но и удовольствие, нужно учитывать свои хобби и увлечения. Таким образом, мне удалось подобрать для себя профессии, связанные с моими хобби. На основе своих увлечений я определила направление обучения в ВУЗе - «Дизайн», а также возможные профессии: дизайнер, художник – оформитель и веб-дизайнер.

IV Вывод

Нам удалось подтвердить свою гипотезу: созданный нами профориентационный тест помог мне и моим одноклассникам определиться с направлением в выборе профессии на основе наших увлечений.

Список использованной литературы

Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. - М.: Генезис, 2012.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008. 21. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.

Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис,

http://www.kem.by/proforientir/interesy-sposibnosti-v-vybore-prof/

http://schkoler.ru/мой-выбор/интересы-и-выбор-профессии-хочу.html

http://мой-ориентир.рф/твои-возможности/khobbi-i-vybor-professii/

Приложение

Приложение 1

Опрос

1.Есть ли у Вас хобби?

2.Какое оно?

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Игры (компьютерные, настольные)

Коллекционирование

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Другое (чтение…)

3.Как Вы считаете, влияет ли хобби на выбор будущей профессии?

4.Определились ли Вы с выбором направления для дальнейшего обучения в ВУЗе?

5.Связано ли оно с Вашим увлечением?

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Хобби

Направление УрФУ

Профессии

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Сервис в индустрии спорта и рекреации, физическая культура, пожарная безопасность, таможенное дело, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)…

Фитнес-инструктор, спортивный обозреватель, инкассатор, охранник, милиционер, тренер, преподаватель физкультуры, менеджер в споре, балетмейстер, хореограф…

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

История искусств, культурология, социально-культурная деятельность, востоковедение и африканистика, история и языки стран Азии и Африки…

Актер, звукорежиссер, звукооператор, режиссер, постановщик, балетмейстер, хореограф, научный сотрудник, методист, экскурсовод, экспозиционер, работник музея…

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Архитектура, строительство уникальных зданий и сооружений, дизайн, технология художественной обработки материалов, журналистика…

Дизайнер, художник-оформитель, фотограф, специалист по рекламе, архитектор, реставратор, парикмахер, ювелир, модельер, визажист, певец, арт-менеджер, звукорежиссер, звукооператор, балетмейстер, хореограф…

Игры (компьютерные, настольные)

Прикладная информатика, информатика и вычислительная техника, бизнес-информатика, безопасность компьютерных систем, мехатроника и робототехника, компьютерная безопасность…

Программист, геймдизайнер, специалист службы технической поддержки, инженер по обслуживанию систем безопасности, аниматор, системный администратор…

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Экология, туризм, антропология и этнология, востоковедение и африканистика, Зарубежная филология (романо-германская),история, культурология, международные отношения, экология и природопользование, астрономия…

Менеджер по туризму, гид, экскурсовод, корреспондент, археолог, геолог, пилот, фотограф, музейный работник, историк…

Другое (чтение…)

Реклама и связи с общественностью, востоковедение и африканистика, издательское дело, журналистика, филология, фундаментальная и прикладная лингвистика, образование и педагогические науки…

Журналист, филолог, специалист по рекламе, редактор, корректор, преподаватель языка и литературы, библиотекарь, лингвист

Приложение 5

Профориентационный тест

1.Вы бы хотели, чтобы будущая профессия

позволила бы вам помогать другим людям

давала возможность делать открытия, изучать что-то новое

давала возможность выразить свой творческий потенциал

была связана с новыми технологиями

позволила бы много путешествовать, изучать культуру различных народов

предполагала общение с людьми

2.В интернете, социальных сетях, СМИ Вы обычно смотрите

спортивные соревнования, матчи, новости о спорте

обзоры на фильмы, музыку; новости из мира науки

фото-блоги, новости из индустрии моды

достижения в IT- сфере, новые модели компьютеров, смартфонов

блоги о путешествиях, статьи об экологии

статьи об известных личностях, журналистские расследования

3.Вы бы хотели, чтобы ваша профессия была связана с

активной деятельностью, достижением высоких результатов

исследовательской деятельностью

креативной деятельностью

работой с новыми технологиями, техникой

изучением природы, разработкой программ по улучшению экологии

изучением социальных процессов, постоянными коммуникациями

4.Ваше хобби – это

активные виды спорта

посещение кино, концертов, театров

занятие танцами, рукоделием, фотография

компьютерные игры, сборка робототехники

походы, охота, рыбалка, путешествия

чтение

5.Я бы хотел (а)

устанавливать собственные спортивные рекорды

рассказывать людям об истории различных народов

устраивать фотосессии

создать собственное мобильное приложение, программу

участвовать в программе по защите окружающей среды

писать статьи в крупном издательстве

6.Мне нравиться

поддерживать себя в хорошей форме

играть на музыкальных инструментах

писать акварелью, акрилом

писать компьютерную программу

узнавать о культуре других народов

создавать рекламный плакат

7.Из меня может получится отличный

фитнес-инструктор

кинорежиссер

архитектор

специалист по компьютерной безопасности

археолог

лингвист

8.Если бы вам пришлось выбрать 1 профессию, что бы вы предпочли?

Спортивный обозреватель

Экскурсовод

Реставратор

Программист

Геолог

Редактор

9.Вы любите

участвовать в спортивных соревнованиях

критиковать театральную постановку

дарить подарки сделанные своими руками

узнавать что-то новое в IT-технологиях

ездить по выходным на природу

писать статьи или рассказы

10.Больше всего вам интересен предмет

Физкультура

Мировая художественная культура

Изобразительное искусство/ Технология

Информатика

Основы безопасности жизнедеятельности

Литература

11.Чем бы Вы предпочли заняться в свободное время

Играть в спортивные игры

Пойти на концерт

Заняться рукоделием

Поиграть в компьютерную игру

Отправиться в поход

Читать увлекательную книгу

12.В свободное время вы чаще всего

занимаетесь поддержанием физической формы

посещаете выставки и экспозиции

рисуете в свое удовольствие

играете в компьютерные игры

стараетесь побывать на природе

сидите за книгой

13. Вам было бы интересно

участвовать в военных играх

обсуждать и анализировать просмотренный фильм

расписывать стены/детали интерьера

собирать и ремонтировать электроприборы

читать геологические и географические карты

анализировать произведения знаменитых писателей

14.Какую статью вы бы прочитали?

Об известных спортсменах

О необычных музеях мира

О направлении искусства – граффити

О IT-инновациях и изобретениях

Об интересных фактах про животных и растений

Об автобиографиях знаменитых людей

Приложение 6

Приложение 7

Просмотров работы: 9802