Кадетские корпуса – это не только система образования, но и система воспитания.И сегодня приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями кадетских корпусов, где обучают и воспитывают патриотично настроенного, дисциплинированного и разносторонне развитого человека.
На одно место в Минусинский кадетский корпус претендует до 10 ребят, в других же кадетских корпусах России эта цифра доходит до 30 человек на место.
Однако в кадетском корпусе не хватает квалифицированных кадров, особенно с педагогическим образованием. Воспитатели в кадетском корпусе это офицеры в отставке, в основном в звании майора или подполковника, профессионалы своего дела, но которые ранее в своей профессии не сталкивались с воспитанием детей. И не знают особенности психологии и физиологии ребенка.
Из опроса проведенного в Минусинском кадетском корпусе среди кадет 5, 6, 7 классов следует, что большинство ребят гордятся званием кадета. Однако ребята считают жизнь в кадетском корпусе очень трудной, потому что происходит определенная ломка характера, где слабым не место. Тяжелее всего приходится пятиклассникам (новеньким). Большинство ребят «отсеиваются» именно в этот период.
Мало кто из моих сверстников знает о существовании кадетского корпуса, но большинству моих сверстников нравятся профессии военных и их форма, а половина ребят выбрали бы для себя военную специальность.
Приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, с общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями кадетских корпусов. В семье вряд ли воспитывают патриотизм, любовь к Родине, а здесь сама атмосфера пропитана этим. Ребята носят форму и гордятся ей. И вообще, это какой – то «свой мир», свое братство, где есть клятвы, заветы кадета, заповеди товарищества.
Воспитанников Кадетских корпусов всегда отличали такие качества как патриотизм, чувство воинского долга, ответственность, достоинство, честь и преданность своему Отечеству.
Введение
Мои родители настаивают на том, что бы после четвертого класса, я поступал в Минусинский кадетский корпус. Что бы разобраться в том, хочу ли я там обучаться, я и провожу свое исследование. К сожалению, в период от 10 до 15 лет ребенок еще не определился с тем, кем он хочет быть по своей профессии. Поэтому одевать его в кадетскую шинель, в надежде, что "авось, когда подрастет" он останется в армии, на мой взгляд - неправильно. Когда я был маленький и ходил в детский сад, у нас в группе был мальчик, чей папа работал в МЧС. Когда он заходил, дети переставали капризничать, а сам мальчик очень гордился профессией своего папы. Всегда, когда я видел людей в форме, это вызывало у меня положительные эмоции, мне хотелось быть как они – стройными, подтянутыми, сильными. Как – то на праздновании Дня Победы, я увидел кадетов. Они шли строем в красивой форме. Тогда, как и любому мальчишке, мне захотелось быть рядом с ними. Эту мечту осуществил мой старший брат, который обучается в Минусинском кадетском корпусе второй год. Мой папа говорит, что кадетский корпус поможет сформировать у меня ответственное отношение к учебе, научит самоорганизации и обеспечит профессиональное самоопределение в старших классах. Таким образом, я решил изучить исторически сложившиеся идеи, традиции, идеалы кадетского образования. А так же те задачи, которые кадетское воспитание призвано решать сегодня; характер требований, которые предъявляет система воспитания кадетов ко всем участникам образовательного процесса, и подготовленность педагогов, воспитателей, командиров к их реализации.
Цель: изучить особенности системы кадетского образования и воспитания на примере Минусинского Кадетского корпуса
Задачи:
изучить историю кадетских корпусов в России;
изучить историю Минусинского кадетского корпуса;
изучить систему образовательного процесса в Минусинском кадетском корпусе и общеобразовательном учреждении Лицей №7;
рассмотреть принципы воспитательной работы, на которых основывается становление личности кадета.
провести анализ системы образования и воспитания кадетского корпуса.
Методы исследования:
анализ информации по данной тематике;
опрос;
анкетирование;
описание.
Гипотеза: в кадетских корпусах обучают и воспитывают патриотично настроенного, дисциплинированного и разносторонне развитого человека.
Практическая значимость: не только я смогу получить полную информацию о кадетском образовании, но и другие ребята смогут определить свой жизненный путь и профессиональную направленность.
1. Краткая история кадетских корпусов в России
Кадет (фр. - младший, несовершеннолетний), так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определяющиеся на военную службу[2].
Кадетские корпуса ведут свое начало с 1653 года, когда в Пруссии была учреждена первая кадетская школа.
В 1731 году в России, при императрице Анне Иоанновне был подписан императорский указ «об устройстве Корпуса Кадетов» [2].
17 февраля 1732 г. состоялось открытие кадетского корпуса в Санкт-Петербурге на 300 человек для шляхтерских детей в возрасте от 13 до 18 лет.К моменту учреждения кадетского корпуса в России не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, определенных к изучению в кадетском корпусе. В Петербурге нельзя было достать большинства книг и приборов, необходимых кадетам для обучения. Приходилось просить военных инженеров в Нарве, Ревеле, Риге направить в кадетский корпус книги, математические инструменты, особенно циркули, различную амуницию и другие предметы, необходимые для кадетов. Все приходилось делать впервые. Вот почему выстраданная в первые годы существования кадетского корпуса система обучения кадетов в дальнейшем по своему значению вышла далеко за рамки этого учебного заведения и стала служить определенным примером для программ вновь создаваемых кадетских корпусов и других учебных заведений[4].
Указом императрицы от 30 марта 1737 г. было поведено подвергать кадетов экзаменам. К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с университетским образованием. Более тщательным стал отбор преподавателей и корпусных офицеров.
При императрице Елизавете Петровне в 1743 году открылся «Сухопутный Шляхетский Кадетский корпус» (к 1913 году он стал назваться 1-й Санкт - Петербургский кадетский корпус). Этот корпус славился на всю Россию, и из него вышли замечательные деятели, как военных, так и гражданских ведомств. Так же был пересмотрен устав корпуса. В уставе, представленном на подпись императрице, говорилось, что воспитание в кадетском корпусе “имеет целью: а) сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды и тяготы; б) украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину”. “Надо взрастить младенца, — было сказано в приложении к уставу, — здорового, гибкого и крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость”[3]. Право на поступление в корпус предоставлялось не только сыновьям дворян, но и детям лиц, состоящих в штаб-офицерских чинах; преимущество при приеме предоставлялось детям из неимущих семей и тем, чьи отцы были ранены или убиты на войне. При поступлении в кадетский корпус требовалась подписка о том, что они добровольно отдают своих детей в заведение не менее чем на пятнадцать лет и “даже во временные отпуски брать не будут”[3]. |
Главная цель: сделать кадет «добродетельными и благочестивыми». Целью физического воспитания было: «сбережение и подкрепление здоровья, развитие и усовершенствование телесных сил воспитанников, дабы сделать их способными к перенесению трудов военной службы» [3].
Общее направление воспитания основывалось «на любви к Богу, на сыновней преданности России, бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании семейного долга» [3].
Степень нравственного достоинства кадет было принято определять баллами (12 - поведение отличное, 11 и 10 - очень хорошее, 9, 8 и 7 - хорошее, 6, 5 и 4 - посредственное, 3, 2, 1 - дурное). За проступки кадет наказывали снятием погон, переодеванием в серую куртку и розгами. За примерное поведение и успехи в учебе поощряли похвальными грамотами и помещением на Красную доску, производством в унтер-офицеры. Дурные кадеты переводились по достижении 16-17 лет на службу нижними чинами в армейские полки или матросы (дурные кадеты - это те кадеты, к которым были применены все меры, но исправлений не достигли) [4].
Летом кадеты жили в летних лагерях, в больших палатках по 50 человек. В это время кадеты занимались чтением книг, решением задач, повторением пройденного, списыванием с книг, диктантами. Во время экскурсий и прогулок кадеты собирали гербарии, насекомых, минералы.
На протяжении всего времени существования кадетских корпусов курс обучения и программы периодически менялись.
С 1841 года в кадетских корпусах действовал распорядок дня, который не изменился и в современных кадетских корпусах (см. Приложение 1).
Обмундирование кадетов
Форма одежды в кадетских корпусах менялась много раз, в зависимости от перемен в одежде войск и из других соображений. Кадеты в свое время носили фраки, камзолы (сюртуки), мундиры, штиблеты, панталоны с крагами, шаровары; имели косы, пудрили волосы; головной убор составляли шляпа с перьями, картузик, кивер, каска, кепи, фуражка, картуз. Обмундирование кадетов всех корпусов в конце XIX в., было почти одинаково, и корпуса отличались лишь цветом погон с их кантами и верхней цветной выпушкой на тулье фуражки (см. Приложение 2).
С первых дней своего существования корпус находился под пристальным вниманием и опекой царствующих особ России. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадетов, почитая это за высшее для них благо. С воцарением Александра I в практику вошло направление в корпус для обучения строевой подготовке, на летние лагерные сборы сыновей, внуков и других родственников российских императоров. При этом считалось, что кадетский корпус должен сформировать хорошего будущего императора, помочь ему получить надлежащее воспитание и образование.
К 1917 году действовали 31 кадетский корпус. В 1918 году в связи с ликвидацией императорской армии кадетские корпуса были закрыты.
Обращение к накопленному кадетскими корпусами положительному опыту обучения и воспитания подростков произошло лишь в период Великой Отечественной войны. В трудные для Советского Союза годы постановлением Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) от 21 августа 1943г. для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные военно-учебные заведения, по типу старых кадетских корпусов[2]. Это Суворовские и Нахимовские военные училища, которые должны были дать возможность детям получить наряду со средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях и последующей службы в офицерских званиях. А в качестве офицеров - воспитателей привлечены бывшие воспитанники кадетских корпусов.
Однако началось возрождение кадетских корпусов в России только в начале 90-х годов. Первые кадетские корпуса были созданы в современной России в 1991г. в Новочеркасске и в 1992г. в Новосибирске. С 1993 года организуются первые кадетские корпуса Министерства обороны РФ, в Санкт-Петербурге был создан Ракетно-артиллерийский кадетский корпус. В Министерстве образования РФ к началу 2003 г. было создано 14 юридически узаконенных, имеющих уставы и другую регламентирующую документацию, учебно – материальную базу кадетских корпусов. Это связано с возрождением кадетских корпусов и обращением к накопленному ими опыту подготовки высококвалифицированных и прекрасно образованных офицеров - цементирующей силы русской армии.
2. История Минусинского кадетского корпуса
5 мая 1999 года губернатором Красноярского края А.И. Лебедем было подписано соглашение о создании государственного общеобразовательного учреждения «Норильский кадетский корпус». В сентябре этого же года, в живописном местечке Тесь Минусинского района, на территории оздоровительного комплекса «Солнечный», около трехсот ребят надели парадную кадетскую форму и приступили к занятиям. В декабре 1999 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II с благословением вручил корпусу икону святого покровителя Николая Мирликийского, и теперь ежегодно 19 декабря отмечается главный корпусной праздник[6].
9 мая 2000 года кадетам было торжественно вручено корпусное знамя.
В сентябре 2008 года распоряжением Правительства Красноярского края Норильский кадетский корпус был реорганизован путем выделения Минусинского кадетского корпуса и передислоцирован в г. Минусинск. 20 февраля 2009 года состоялось торжественное открытие КГБОУ КШИ «Минусинский кадетский корпус». С этого же времени в образовательную программу учебного заведения был включен предмет на факультативной основе Закон Божий. В течение многих лет преподавателем дисциплины является Елена Синюгина, прихожанка Спасского собора. На сегодняшний день продолжается активное сотрудничество Минусинского кадетского корпуса с духовенством Спасского собора [6] и (См. Приложение №3) .
Сейчас здесь проходят обучение более ста шестидесяти кадет, большая часть которых находится на полном пансионе (всего имеется 140 койко – мест).
Жизнь в корпусе всегда насыщена интересными событиями. Помимо учебы, здесь проводятся акции, посвященные здоровому образу жизни, смотры художественной самодеятельности, есть даже своя книга рекордов и достижений. А так же свой конкурс «Лучший кадет года».
На протяжении ряда лет в корпусе кипит работа кадетского парламента: ребята обсуждают и находят пути решения проблем, касающихся жизни корпуса. Принципы кадетской жизни новички – пятиклассники постигают в ходе игры «Кадетология», организаторами которой являются восьмиклассники. Все события освещаются ежемесячной газетой «Кадет» и передачей «Кадетские новости» студии кабельного телевидения корпуса.
Система образовательного процесса
Минусинского кадетского корпуса
Система образовательного процесса в Минусинском кадетском корпусе практически не отличается от общеобразовательной школы. Прочитав устав Лицея №7 и устав Минусинского кадетского корпуса, я понял, что образовательный процесс, как в лицее, так и в Минусинском кадетском корпусе ориентирован на достижение обучающимися основного общего и среднего общего образования, что и представлено в таблице №1
Таблица №1. Сравнительная характеристика систем образовательного процесса.
Сравнительная характеристика |
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №7 г. Красноярск |
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа – интернат «Минусинский кадетский корпус» |
Общее |
|
Освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией и выдает своим выпускникам документ государственного образца о соответствующем уровне образования (аттестат). |
|
Реализуются образовательные программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. |
|
Учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, основные дисциплины, текущий и итоговый контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся. |
|
Элективные курсы по подготовке к государственной итоговой аттестации (профильное обучение). |
|
Различие |
|
Управление через министерство образования Красноярского края. |
Управление напрямую через министерство образования: отдел по работе с одаренными детьми, кадетскими корпусами и мариинскими гимназиями. |
Гражданская форма обучения – это жизнь в семье и обучение в школе |
Жизнь кадета – это жизнь по воинскому уставу. Кадеты живут в особых социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении - интернате, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение режима питания, жизнь в новом коллективе, военная форма. |
В кадетском корпусе есть дополнительные общеобразовательные программы (различные кружки), которые представлены в таблице №2.
Таблица №2. Дополнительные общеобразовательные программы.
Дополнительные общеобразовательные программы: художественно – эстетическая направленность |
«Ансамбль народных инструментов», «Духовой оркестр», «Общая хореография», «Танцевальный ансамбль», «Класс ударных инструментов», «Класс эстрадного вокала», «Кружок лепки из глины «Глинляндия», «Класс эстрадной гитары», «Фольклорный вокальный ансамбль», «Класс фортепиано» (бесплатно) |
Дополнительные общеобразовательные программы: физкультурно-спортивной направленности |
«Настольный теннис», «Спортивное ориентирование», «Дзюдо», «Баскетбол», «Футбол», «Бокс», «Армейский рукопашный бой». (бесплатно) |
Дополнительные общеобразовательные программы: научно-технической направленности |
«Радиотехнический кружок», «Информатика», «WEB-дизайн», «Основы телепроизводства и журналистики» (бесплатно) |
Дополнительные общеобразовательные программы: культурологической направленности |
«Мировая художественная культура», «Основы православной культуры» с разрешения родителей, «Этика», один по выбору до 11 класса. «Английский язык», «Немецкий язык» (второй язык) обязателен, по выбору |
Дополнительные общеобразовательные программы: спортивно-технической направленности |
«Мотокросс» (бесплатно) |
Дополнительные общеобразовательные программы: военно-патриотической направленности |
«Основы военной службы», «История кадетского образования в России». |
Два из них, кадеты обязаны посещать в обязательном порядке. Я думаю, меня заинтересовали бы «Армейский рукопашный бой», «Мотокросс». А еще мне было бы интересно заниматься и в «Ансамбле народных инструментов», так как его ведет мой дедушка и посещает мой старший брат.
Однако в кадетском корпусе не хватает квалифицированных кадров, особенно с педагогическим образованием. Воспитатели в кадетском корпусе это офицеры в отставке, в основном в звании майора или подполковника (см. Приложение 4), профессионалы своего дела, но которые ранее в своей профессии не сталкивались с воспитанием детей. И не знают особенности психологии и физиологии ребенка.
Тем не менее, на одно место в Минусинский кадетский корпус претендует до 10 ребят, в других же кадетских корпусах России эта цифра доходит до 30 человек на место.
Я провел анализ распределения выпускников 2018 года, как в лицее, так и в Минусинском кадетском корпусе и получил следующие результаты представленные в таблице №3 и диаграмме №1.
Таблица №3. Анализ распределения выпускников 2018 г.
Лицей №7 |
Минусинский кадетский корпус |
Служат в армии |
|
6% |
12,5% |
Выбрали военную специальность |
|
20% |
50% |
Диаграмма №1. Результаты анализа распределения выпускников 2018 г.
Из опроса, который я проводил в Минусинском кадетском корпусе (кадеты 5, 6, 7 классов – 60 человек) следует, что большинство ребят, хотели стать кадетами и обучаться в кадетском корпусе, а главное гордятся званием кадета. При этом только 37% ребят, отдали бы своего будущего ребенка в кадетский корпус.
Таблица №4. Результаты опроса кадет.
Вопросы из анкеты |
да |
нет |
Хотели стать кадетом |
86% |
13% |
Это самостоятельное решение |
79% |
20% |
Нравится кадетская форма |
62% |
37% |
Гордятся званием кадета |
75% |
24% |
Тяжело быть кадетом |
75% |
24% |
Считают, что кадеты дисциплинированнее сверстников |
86% |
13% |
Испытывают трудности в кадетском корпусе |
68% |
31% |
Отдали бы в будущем своего ребенка в кадетский корпус |
37% |
48% |
Однако 68% кадет считают жизнь в кадетском корпусе очень трудной, потому что происходит определенная ломка характера, где слабым не место. Тяжелее всего приходится пятиклассникам (новеньким). Они находятся на полном пансионе, то есть, живут в корпусе, домой отпускают их только на выходные и то при отсутствии нареканий. Не знаю, смогу ли я выдержать такое испытание. Большинство ребят «отсеиваются» именно в этот период. Трудности которые испытывают кадеты отображены в таблице №5.
Таблица №5. Трудности кадет.
Трудности кадет |
Количество в % |
Адаптация в 5-м классе |
34 |
Нет рядом родителей |
31 |
Вместо родителей офицеры - воспитатели |
21 |
Полный пансион (проживание в корпусе, а не дома) |
27 |
Еда как не дома |
62 |
Класс состоит только из мальчиков |
45 |
Повышенные физические нагрузки |
24 |
Ограниченный доступ к телефону |
31 |
А так же кадеты отметили и такие трудности как «мало свободного времени», «не свободная жизнь», «трудно без родителей».
Среди учеников третьих классов лицея №7, я так же провел анкетирование (участвовали мальчики 3-х классов – 59 человек), результаты которого отображены в таблице №6 и диаграмме №2.
Таблица №6. Анкетирование учеников лицея №7.
Вопросы из анкеты |
да |
нет |
Знают, что в городе есть кадетский корпус |
28% |
71% |
Хотят стать кадетами |
31% |
68% |
Есть знакомые кадеты |
21% |
78% |
Привлекают военно – патриотические мероприятия |
69% |
30% |
Нравится профессия военных |
75% |
24% |
Нравится форма военных |
75% |
24% |
Считают, что кадеты более дисциплинированы, чем сверстники |
77% |
22% |
Считают, что в кадетах воспитывают патриотизм, любовь к Родине |
83% |
16% |
Хотели бы в будущем получить военную специальность |
53% |
44% |
Диаграмма №2. Результат анкетирования учеников лицея №7.
Таким образом, мало кто из моих сверстников знает о существовании кадетского корпуса, но большинству опрошенных ребят нравятся профессии военных и их форма, а половина ребят выбрали бы для себя военную специальность. Почти все опрошенные считают, что именно в кадетах в большей степени воспитывают патриотизм и любовь к Родине. При этом и кадеты, и мои сверстники с лицея, считают, что кадеты более дисциплинированы, чем их сверстники.
Принципы воспитательной работы, на которые
основывается становление личности кадета
Приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, с общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями кадетских корпусов. В семье вряд ли воспитывают патриотизм, любовь к Родине, а здесь сама атмосфера пропитана этим. Ребята носят форму и гордятся ей. И вообще, это какой – то «свой мир», свое братство, где есть клятвы, заветы кадета, заповеди товарищества (см. Приложение 5). Здесь свято почитают торжественное обещание. Самое интересное, что правила для кадетов остаются неизменными с 1732 года. Да, они претерпели некоторые новшества, учитывая сколько времени, прошло с их написания, но основные части остались все те же (см. Приложение 6). Эффективность воспитательного процесса достигается поддержанием образцового внутреннего порядка и высокой организацией внутренней службы, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни, быта и досуга обучающихся, всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к обучающимся.
Один из пунктов старой кадетской заповеди гласит: «Каждому кадету надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, быть храбрым, беспрекословно повиноваться начальникам и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны» [3]. И этой заповеди придерживаются в кадетских классах. Мальчики учатся любить свою Родину и защищать ее. С самого раннего возраста в кадетах стараются воспитать ответственность за свои поступки, целеустремленность, умение подчинить свои интересы интересам государства.
Ежегодно, в Минусинском кадетском корпусе, в октябре, после курса начальной военной подготовки, вновь поступившие воспитанники перед строем своих товарищей, при Знамени Корпуса дают торжественное обещание (присяга), после чего им вручаются лычки (погоны) (см. Приложение 7), удостоверение кадета и мальчик становится полноправным членом кадетского коллектива. «Я, Саури Владислав, перед лицом своих товарищей вступаю в корпус Российских кадет клянусь:
Быть преданным родине, стать настоящим патриотом и гражданином своего Отечества!
Я клянусь достойно продолжать славные традиции Российских кадет, беречь свою честь и честь родного корпуса!
Я клянусь свято следовать заветам кадетского братства: быть верным Знамени корпуса, почитать родителей, уважать старших, достойно нести высокое звание Российского кадета!
Воспитанников Кадетских корпусов всегда отличали такие качества как патриотизм, чувство воинского долга, ответственность, достоинство, честь и преданность своему Отечеству. Несмотря на, казалось бы, строгую систему казарменного воспитания, иногда довольно жесткую воинскую дисциплину, в Кадетских корпусах была заложена система воспитания военных кадров, отвечающая духу времени. Воспитательная работа в Кадетских корпусах строилась на трех основополагающих принципах: самодержавие, православие и народность. Исходя из этого, она осуществлялась по трем основным направлениям: церковно-религиозное воспитание, выполняющее идеологическую роль; военное воспитание, ставившее своей целью привитие кадетам необходимых русскому офицеру военно-боевых качеств; духовно-нравственное, направленное на развитие духовных и физических сил воспитанников.
Заключение
Я изучил особенности системы кадетского образования и воспитания и пришел к выводу:
Кадетские корпуса в России ведут свое начало с 1732 года. Каждый из властителей России стремился внести свой вклад в воспитание кадетов, почитая это за высшее для них благо. В практику вошло направление в корпус сыновей, внуков и других родственников российских императоров. При этом считалось, что кадетский корпус должен сформировать хорошего будущего императора, помочь ему получить надлежащее воспитание и образование. В 1918 году в связи с ликвидацией императорской армии кадетские корпуса были закрыты. Началось же возрождение кадетских корпусов в России только в начале 90-х годов ХХ века.
Открытие Минусинского кадетского корпуса состоялось 20 февраля 2009 года. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II с благословением вручил корпусу икону святого покровителя Николая Мирликийского.
Кадетские корпуса – это не специализированные военные школы, а школы для подготовки высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества. Система образовательного процесса в Минусинском кадетском корпусе практически не отличается от общеобразовательной школы и ориентирована на достижение обучающимися основного общего и среднего общего образования.
кадетские корпуса – это не только система образования, но и система воспитания.И сегодня приоритетами кадетского образование являются воспитание личности, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, религии, традициями кадетских корпусов, где обучают и воспитывают патриотично настроенного, дисциплинированного и разносторонне развитого человека. Считаю, что гипотеза моей исследовательской работы подтвердилась.
Востребованность кадетского образования огромна. На одно место в Минусинский кадетский корпус претендуют до 10 ребят. Более 50% выпускников кадетского корпуса поступают в военные учебные заведения, которых в течение первого года учебы уже не придется учить азам воинской службы. Но в кадетском корпусе не хватает квалифицированных кадров, особенно с педагогическим образованием.
В Кадетском корпусе сама атмосфера другая. Форма обязывает, и мальчишки ею гордятся. И потом – в семье мальчишка вряд ли себя патриотом и воином почувствует, современным родителям, к сожалению, не до воспитания.
Для детей со стороны, из семей, не имеющих отношения к военной службе, это большое испытание и часто не легкая ломка характера. Ведь я должен покинуть дом и полностью погрузиться в жизнь «солдата», у меня не останется времени на компьютерные игры, я буду редко видеть друзей. К тому же, мама переживает, за меня и за брата, что мы разучимся общаться с девочками. Но для меня, как и для других мальчишек это - приключение, как в фильмах про честь и достоинство, про клятвы верности, нелегкие испытания и т.п. И я думаю, что принимаю правильное решение – поступать в Минусинский кадетский корпус.
Список использованной литературы
Воробьева А.Ю, Пархаев О.И. Кадетские корпуса в России в 1732-1917г.г.
Изд-во: Астрель, АСТ. – 2003г.
Информационные ресурсы:
История кадетского движения в России (http://pandia.ru/text/77/494/44963.php)
Гурковский В.А. Кадетские корпуса России (XVIII — начало XX вв.)
(http://www.ruscadet.ru/history/comm/01.htm)
Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты
Приложение 1
Действующий распорядок дня с 1841 года в кадетских корпусах, который не изменился и в наши дни:
6.00 - подъем;
6.00 - 7.00 - умывание, молитва, утренний чай;
7.00 - 7. 45 - утренний воспитательский осмотр, утренние занятия;
7.45 - 8.00 - отдых и прогулка;
8.00 - 14.40 - уроки (шесть уроков, по 50 мин. с переменами по 10 мин.);
10.50 - 11.50 - большая перемена, во время которой — завтрак и прогулка;
15.00 - 16.00 - обед;
16.00 -18.00 - свободное время, музыка, ручной труд, пение, фехтование и другие необязательные занятия;
18.00 - 20.00 - самоподготовка, приготовление уроков;
20.00 - вечерний чай, чистка, умывание;
21.00 - отход ко сну младших кадетов (1, 2, 3, 4 и 5-е классы);
22.00 - отход ко сну кадетов старших классов (6 и 7-е классы).
Приложение 2
Обмундирование кадетов
Мундир из черного сукна однобортный с 8 медными пуговицами по борту и 2 у воротника для пристегивания погон. Воротник из черного сукна с красной петлицей, с нашитым на ней на парадном мундире золотым галуном и погонами разных цветов, присвоенных каждому корпусу. Пуговицы с изображением двуглавого орла с сиянием.
1) Брюки из черного сукна навыпуск.
2) Шинель из черного сукна с черным отложным воротником и хлястиком с 5 пуговицами в один ряд вдоль борта по середине шинели, 2 пуговицами у погон и 2 сзади у хлястика, погоны как на мундире.
3) Фуражка с черным козырьком, красным околышем с солдатской кокардой на околыше, с цветной выпушкой вверху у тульи, цвета, присвоенного каждому корпусу.
4) Пояс из черной кожи с медной бляхой с изображением двуглавого орла на щите с сиянием.
5) Кадеты 1-й строевой роты носили штык в ножнах у левого бедра.
Рис. 1 Обмундирование кадет разных эпох
Рис. 2 Обмундирование кадет Минусинского кадетского корпуса
.
Приложение 3
Рис. 3 Кадеты минусинского кадетского корпуса на причастии
Приложение 4
Список офицеров – воспитателей
Минусинского кадетского корпуса
Атаманкин В.А. –зам. директора по воспитательной части (полковник)
I рота
Бочкаев И.С – командир 1 роты (подполковник)
Снигирь Д.Н. – офицер –воспитатель (капитан)
Груздев В.В. - офицер –воспитатель (капитан)
Ахаев В.Е. - офицер –воспитатель (лейтенант)
Пивсаев С.Е. - офицер –воспитатель (лейтенант)
II рота
АнашкинВ.В. – командир 2 роты (подполковник)
Сосин А.Ю. - офицер –воспитатель (капитан)
Балтенков Г.А.- офицер –воспитатель (капитан)
Рассказов Ю.В.- офицер –воспитатель (майор)
Садовников С.И. - офицер –воспитатель (майор)
Приложение 5
Заветы кадета:
быть верным России;
помнить чье имя носишь;
любить корпус;
уважать и почитать старших;
соблюдать форму кадетской одежды;
подчиняться по доброй воле;
сохранять строй и выправку;
быть добрым, закалять свою волю;
безропотно терпеть лишения;
смотреть людям в глаза;
быть честным во всем;
не лгать, не хвастаться;
не быть грубым, не хамить;
быть чистоплотным;
быть скромным, соблюдать приличия;
знать свои недостатки;
не оправдываться;
быть благородным;
не завидовать;
всегда помогать товарищам;
не драться, не бить младших;
сохранять православие, уважать молящихся;
охранять младших кадет как братьев;
не соблазняй;
поссорившись, думай о мире;
не доноси, не сплетничай;
будь почтителен в общежитии;
не бойся быть вежливым;· уважай чужое горе, печаль, труд, сон и покой;
никогда не бери пищи до раздачи;
соблюдай за едой приличие;
не выявляй и не вызывай брезгливость.
Заповеди товарищества:
1. Товариществом называются добрые взаимные отношения вместе живущих или работающих, основанными на доверии и самопожертвовании;
2. Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью.
3. На службе дружба желательно, товарищество обязательно.
4. Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества.
5. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы.
6. Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным.
7. Подчиненность не исключает взаимного товарищества.
8. Подвод товарища под ответственность за ТВОИ поступки – измена товариществу.
9. Товарищество прав собственности не уменьшает.
10. Отношение товарищей должно выражать их взаимное уважение.
11. Честь товарища нераздельна.
12. Оскорбление своего товарища – оскорбление товарищества.
Приложение 6
Правила кадета
Кадет должен быть чистоплотен, опрятен, и соблюдать в этом отношении следующие правила:
1. Встав утром, убрать постель, вычистить одежду, обувь, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы, причесаться;
2. Ходить в баню еженедельно, белье менять не менее одного раза в неделю; летом купаться только в отведенных местах и с разрешения начальников;
3. Ноги и руки содержать в чистоте, ногти иметь остриженными;
4. Волосы на голове иметь остриженными, ежедневно расчесывать их расческой;
5. Белье не занашивать, сырого белья или носков не надевать; не сушить белье в жилом (спальном) помещении и не развешивать его где попало;
6. Одежду носить бережно, чинить ее своевременно; крючки и пуговицы должны быть надежно и крепко пришиты; обувь всегда должна быть исправна и почищена;
7. Подушки и постель, кадет должен заправлять САМ, проветривать и выколачивать их не реже одного раза в неделю (обычно в субботу);
8. Под матрацем и подушкой, не держать ни каких вещей. Под кроватью не иметь никакого сора.
Обязанности кадета.
Кадет есть будущий защитник Отечества. Поборник его процветания, мира и счастья всех граждан;
Каждому кадету надлежит быть: благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно подчиняться начальникам, быть храбрым и терпеливым, переносить тяготы, которые подчас неизбежны;
Кадет обязан строго и точно соблюдать дисциплину и порядок в корпусе;
В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни;
Кадет не имеет право самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения;
Кадет должен иметь бодрый, молодцеватый вид, соблюдать со всей точностью правила приветствия;
Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборах и беспорядках;
Кадет должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса, будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит;
Снаряжение, и прочие состоящие на нем казенные вещи, кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности.
Приложение 7
Рис. 4 Присяга кадет
Рис. 5 Погоны кадет Минусинского кадетского корпуса
Рис. 6 Класс старшего брата после присяги
Рис. 7 Анкетирование кадет 5 класса
Р
ис.8 В Минусинском кадетском корпусе со старшим братом и моим дедушкой
Рис. 9 В музее Минусинского кадетского корпуса