Фрики – угроза обществу или нестандартные личности?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фрики – угроза обществу или нестандартные личности?

Савенко Е.С. 1
1маоу одинцовский лицей №6
Кузьмина Г.С. 1
1МАОУ Одинцовский лицей № 6 им. А.С. Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В прошлом году на научно-практической конференции я с интересом слушала работу Балюк Анфисы о стадном чувстве. Девятиклассница рассказала о психологических особенностях групп людей, о лидерстве, а также о тех людях, которые хотят любыми способами выделиться из толпы. Прозвучало и название таких людей – фрики. Мне показалось интересным выяснить, кто же такие фрики, в чем проявляется их нестандартность, оригинальность, поразмышлять о том, не опасны ли такие люди для общества.

Каждый человек на улице или в транспорте наверняка встречал людей чем-то непохожих на остальных. У одних на голове ирокез, другие с ног до головы обвешаны металлом, третьи одеты во все черное. Мы все разные, у нас различные увлечения, интересы, но все, же нас многое связывает.

Даже в нашей школе я вижу, что у одного мальчишки очень длинные волосы, кто-то сделал дреды, а есть девчонки, у которых волосы окрашены в очень яркие цвета. Эти ребята своеобразно одеваются, иногда откровенно вызывающе, иногда идут на открытый конфликт с учителями, не желая подчиняться общим правилам, другие же, напротив, держатся обособленно. Таких ребят принято называть представителями субкультур.

Я не раз слышала, что представители субкультур, мягко говоря, не очень умные, они будущие пьяницы и наркоманы. В то же время, некоторые мои знакомые считают себя представителями субкультурных объединений, и могу достоверно заявить – они абсолютно нормальные, адекватные люди. Это становится уже стереотипом. На мой взгляд, это серьезная проблема при оценивании поведения подростков в современном обществе. Тема субкультур является особенно актуальной в наше время, так как в современном мире многие субкультуры развились в крупнейшие объединения. Я решила заняться этой темой и выяснить: что правда, а что вымысел в том, что говорят о фриках.

Поэтому я поставила цель: выявление сущности, причин возникновения, влияния фриков на современное общество.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

изучить материалы, посвященные фрикам (газетные и журнальные статьи, материалы Интернет-сайтов); проанализировать информацию;

ознакомиться с мнением сверстников о роли и значении фриков в современном обществе; (провести анкетирование);

обобщить результаты исследования;

выяснить, представляют ли фрики угрозу обществу или они являются нестандартными личностями с позитивной направленностью;

рассказать одноклассникам о данной субкультуре.

Объект исследования – субкультура фриков.

Предмет исследования – роль и влияние фриков на современное общество, на подростков.

Методы исследования: теоретический, сравнительный, анкетирование

Гипотеза: только в том случае, если подростки будут знать о субкультуре фриков, причинах ее появления и проявлениях, они не будут слепо копировать это направления с целью выделиться из толпы.

Основная часть

Кто такие фрики?

Для начала я обратилась к словарям, к статьям в Интернете, чтобы выяснить, кого же вообще называют фриками.

Изначально слово фрик относилось к физически неполноценным, имеющим редкие экзотические заболевания или отличающимся необычным внешним видом людям, то есть к уродам. Часто их показывали в бродячих цирках как участников «шоу уродцев». Сегодня фриками называют целую молодежную субкультуру, разрывающую в клочья общественные нормы и эпатирующую публику.

Фрик в современном понимании — человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением в результате отказа от социальных стереотипов. Фрики выделяются в отдельную субкультуру.

По данным, найденным в Интернете, субкультура Фрики (Freak) сформировалась в 20 веке, на территории Северной Америки. В 1960-е годы, особенно во времена расцвета субкультуры хиппи на западном побережье, многие подростки и молодые люди в США, разочарованные суровыми реалиями послевоенной жизни стали называть себя, не без помощи контркультуральных и новых левых движений, «фриками». Первоначально она объединила музыкантов и представителей молодежных групп пацифистов, которые представили миру так называемую психоделическую музыку и свой взгляд на рок, а так же последователей хиппи, и музыкантов, которые считали себя служителями искусства и были равнодушны к политическим проблемам. Они, с одной стороны, пытались демонстрировать полное пренебрежение к оценкам собственной персоны обществом, а с другой, - старательно противопоставляли себя общепринятым устоям, чем привлекали внимание общественности. Главной их задачей было – выделяться внешне среди других людей.

Американский музыкант и композитор Фрэнк Заппа и его рок-группа The Mothers of Invention стали центральными фигурами музыкальной фрик-сцены, как в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, так и в Нью-Йорке, где с 1967 года группа играла на сцене Garrick Theatre.

Однако, мы думаем, что по сути это явление появилось гораздо раньше, чем в конце 20 века. Протестное поведение, прежде всего выражавшееся в странном внешнем виде, некоторые личности демонстрировали и задолго до того. Вспомним, например, Жорж Санд, коротко подстриженную и облачённую в мужской костюм, – это было шоком для Франции XIX века. Эту писательницу, очевидно, можно считать первым в мире фриком. Впрочем, чуть позже «фриковал» и наш великий художник Михаил Врубель, выкрасивший волосы в зелёный цвет.

Литературными фриками, уверенно занявшими место в отечественной истории, были обэриуты. «Объединение реального искусства», как они себя назвали, состояло из писателей и деятелей культуры, использовавших абсурд как главный литературный приём. Нередко и собственным поведением они закрепляли себе славу абсурдных персонажей. В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий и другие.

Однажды Хармс пришёл в гости и стал при дамах снимать штаны. Все ахнули, но оказалось, что под брюками были ещё одни – Хармсу захотелось увидеть, как отреагируют окружающие на этот шокирующий поступок.

Внешний вид

Встретив фрика на улице, можно растеряться. Пирсинг и татуировки по всему телу, одежда нестандартных форм и люминесцентных цветов, парик или ирокез, обилие грима и иные эксперименты с внешностью… Зачастую это шокирует консервативных прохожих. Добавьте к тому неординарное поведение, никак не вписывающееся в заведенный обществом распорядок, и вам покажется, что конец света уже наступил.

Зачем фрики меняют свою внешность и наряжаются в шокирующие публику вещи? Это своего рода протест – против серых будней, консерватизма, догматизма, правил и норм. Быть не как все. Да и жить не как все. Истинный фрик не играет эту роль, он такой и есть, снаружи и внутри.

Представителей этой субкультуры часто описывают словами: сумасшедший», «бешеный», «одержимый», «неформальный», «эпатажный».

Они плюют на традиции и общественное мнение, они сами себе модельеры, стилисты и дизайнеры.

Чаще всего фрики пытаются отразить внешним видом собственное творческое начало, самовыразиться, выпустить наружу истинное «Я».

Поэтому в их рядах полно поэтов, художников, музыкантов и иных персонажей креативной направленности. Каждый последователь этого направления создает свой собственный образ и ни в коем случае не придерживается общественных стандартов, они делают это различными способами, среди которых:

татуировки, занимающие значительную часть тела;

прически с ирокезами или дредами;

окраска волос в яркий цвет;

зато фрик стиль в одежде предпочитает черный цвет;

многочисленный пирсинг;

косметическая хирургия.

К числу знаменитых фриков можно также отнести певицу Жанну Агузарову, Бьорк, художников Андрея Бартенева и Сашу Фролову, актрису Хелену Бонем Картер, журналисток Анну Пьяджи и Тэви Гевинсон, дизайнера Вивьен Вествуд.

Они надевают невообразимые шляпы, раскрашивают лицо в радугу цветов, шьют наряды из «подножного корма» и шокируют прическами.

Так, Леди Гага не гнушается выйти на сцену в платье из сырого мяса, Бонем Картер годами не пользуется расческой, а Агузарова всю жизнь ищет связь с космосом.

Вествуд претендует на звание самой яркой и эпатажной бабушки планеты, Сашу Фролову легко принять за воздушный шар, а Бартенев щеголяет в костюмах, годных лишь для фантастического мультфильма.

Причины появления фриков

Мне кажется, людей, которые хотят быть не такими как все, можно разделить на несколько категорий:

1. Неуверенные, закомплексованные люди, желающие отличиться просто ради того, чтобы отличиться и привлечь к себе внимание. Возможен комплекс неполноценности, переросший в манию величия или, банально, дефицит внимания.

2. Индивидуалисты. Выделяться - это их образ жизни. Они изначально презирают стадность, считают, что каждая личность индивидуальна, должна максимально реализовывать свой потенциал. Стремление выделиться из толпы обусловлено желанием творить что-то неповторимое, великое. Верят, что в этом высшее предназначение человека.

3. Люди, которые разочарованы в толпе и «таких как все». Очень остро ощущают несовершенство общества (иногда конкретной группы, а не в целом) и стремятся не стать его частью, не уподобиться. Зачастую это может быть связано с травмами, этим обществом причиненными.

Мировоззрение

Что касается идеологии, мировоззрения фриков, то здесь главным считается иметь в характере харизматичность, свои, не похожие на остальных, взгляды на жизнь и общечеловеческие ценности. Фрики не боятся быть непонятыми, всеми способами выражают внутреннюю свободу. В отличие от других современных молодежных направлений, именно они не боятся показать свою индивидуальность, и если обычны неформалы не могут бросить вызов обществу, то для фриков это крайне простая задача. При любом окружении они будут оставаться собой и будут верны своим идеалам

Бывает и такое, что образ фрика – всего лишь имидж. Многие музыканты выбирают его для себя, чтобы привлекать внимание и эпатировать публику. А затем вживаются в роль – и становятся истинными фриками.

Если вы видели хоть раз Леди Гагу и Мэрилина Мэнсона, вы представляете, о чем речь.

Стоит ли бояться фриков? Несмотря на эпатажные, вызывающие и глупые на вид поступки, эти юноши и девушки обычно безобидны. Более того – они несут в мир свое понятие о свободе от стереотипов, оптимизме, радости и красоте. Пытаются показать, что не нужно зависеть от шаблонов модной индустрии и подгонять себя под «идеальные стандарты». Каждый прекрасен таким, каким он себя ощущает. Важно быть собой и выплескивать это наружу.

Настоящие фрики, идущие от головы и сердца, моделируют свою реальность и в ней существуют. Им уже трудно нормально функционировать в нынешнем обществе, соблюдать правила.

Они провоцируют, эпатируют, разрывают стереотипы и видят в этом свою миссию. Их цель – привлечь внимание, вызвать бурю эмоций у окружения. Все они готовы к пристальным взглядам, купаются в них. Поэтому фрики – вовсе не отшельники, без социума их не станет: некому будет себя противопоставлять.

Влияние на общество

Стоит заметить, что в западных странах, фрик-культура развита гораздо сильнее, чем в нашей стране. В первую очередь это связано с совершенно другим отношением.

Однако, наша страна, если и не держит пальму первенства, то, во всяком случае, не сильно отстаёт от Запада в этом направлении.

Мне показалось, что некоторые наши «нестандартные» медийные личности ведут себя как фрики, чтобы получать коммерческую выгоду. Например, Богдан Титомир заработал на своём эпатажном поведении и неформальном виде кругленькое состояние. Было бы наивно полагать, что это произошло с ним случайно.

А шоумен и «поэт» Никита Джигурда в открытую признаётся на форумах в Интернете, что он не какой-нибудь дурак, чтобы зря скоморошничать. В своих интервью артист гордо заявляет, что его рычание, танцы и шутки приносят ему несколько сотен тысяч рублей от каждого телеэфира. Когда Никиту Борисовича приглашают на программу, он всегда предварительно обсуждает с редактором сумму. Если артиста гонорар не устраивает, то он фриковать отказывается.

А барышня с оригинальными именем и фамилией Лена Ленина? Она тоже не просто так таскает на голове города из волос. Если бы не этот эпатажный элемент, то в Москве было бы куда меньше маникюрных салонов под маркой «Лена Ленина». Так же как и прибыли от них.

В мире существует огромное количество субкультур, которые как никак оказывают влияние на общество. Другие могут влиять на общество отрицательно, есть определенные культуры, которые способствуют агрессивному поведению, употреблению наркотиков, к насилию и жестокости.. Но все же большинство субкультур, а в частности, фрики, служат для отражения внутреннего мира молодежи и для самовыражения своей личности.

Не все люди поддаются влиянию субкультур, но есть и такие, которые хотят быть похожим на представителей фриков, например, таких:

Ричи Льюис Эспозито

Житель Лос-Анджелеса (Калифорния, США) по имени Ричи с раннего возраста мечтал быть клоуном.Правда, судьба распорядилась несколько иначе, и Ричи работает парикмахером, но он никогда не забывал радовать своих клиентов шутками и различными трюками.

Генри Родригес

Несколько лет и почти 40 тысяч долларов потратил 37-летний житель Венесуэлы Генри Родригез, чтобы стать похожим на одного из главных злодеев комикса про Капитана Америку - фашистского агента Красного Черепа. Он сделал татуировки, подвергся нескольким болезненным операциям и даже отрезал себе часть носа - и теперь, глядя в зеркало, полностью удовлетворен результатами.
Евгений Болотов

Евгений Болотов – бодимодификатор, он экспериментирует над своей внешностью. У него на губах пластины, нижняя растянута на 60 мм, верхняя на 33 мм. И он планирует их растягивать «до бесконечности». Он растягивает и мочки ушей, сделал тоннели в носу, и теперь между ноздрями может спокойно пройти даже карандаш. А еще он проколол себе носовой хрящ, и теперь его нос гнется, как пластилин. Женя очень гордится тем, что он единственный обладатель такого пирсинга на планете.

Привлекая к себе внимание эпатажем, человек собирает вокруг себя огромную аудиторию. Было бы странно не использовать это в политических интересах. Неудивительно, что фрики порой встают на политические платформы. Некоторые из них делаются чудаками на время, что совершенно не мешает им оставаться разумными людьми.

Наши родители помнят депутата Госдумы Вячеслава Марычева. Он являлся на заседания то в костюме сектанта «Аум Синрикё», то в лохмотьях бомжа, то с накладным бюстом. Это, как объяснял сам депутат, помогало привлекать внимание к важным проблемам. Кстати, Марычев нередко предлагал мудрые решения и умел убеждать коллег в своей правоте. Правда, фриковские выходки запомнились куда больше, чем его законопроекты.

Типичным фриком от политики можно назвать Жириновского с его выходками на грани дозволенного, а то и за гранью.

Нужны ли обществу фрики? Вряд ли можно дать однозначный ответ. Однако «нестандартные особи» были, есть и будут.

Если бы все люди были одинаковыми, прилично одетыми и разумно рассуждающими, то мир бы свихнулся от скуки. Это первый и неоспоримый плюс в пользу необходимости существования фриков в обществе.

Вторым плюсом можно считать умение фриков «встряхнуть» нас и вызвать сильные эмоции. Ведь известно, что нет ничего хуже равнодушия, а существование фриков – одна из самых безобидных для общества пилюль от этого самого равнодушия. Тем более, что никакой агрессии эти люди никогда не проявляют.

Кстати, неформальное поведение и странный вид очень свойственны подросткам, и это вполне объективная потребность. Молодые люди делают татуировки, прокалывают себе всё, что можно, и красят волосы в огненный цвет. Так они заявляют о своём существовании или выражают протест против снобизма и нежелания взрослых вступать в диалог с собственными детьми. Но ирония в том, что самим взрослым это нужно не меньше, чем детям, а, возможно, даже больше.

Итоги анкетирования

Чтобы выяснить, знают ли мои одноклассники о фриках и как они относятся к данной субкультуре, я провела анкетирование. Оно показало, что большинство учеников нашего класса, даже если слышали название субкультуры, не очень себе представляют, чем отличаются эти люди, в чем состоит суть их мировоззрения.

Практически 100% ребчт не хотят быть, как все, все стремятся чем-то выделяться, хотя бы чсреди одноклассников. Что меня очень порадовало, выделиться хотят хорошими знаниями, начитанностью, успехами на олимпиадах и конкурсах. Около 20% хотели бы выделяться внешностью, одеждой, вещами.

После того, как я показала несколько представителей фриков, было предложен еще один вопрос: «Хотите ли вы быть похожими на самых знаменитых фриков?». На этот вопрос все однозначно ответили «нет». Это дает надежду, что мои одноклассники не будут слепо копировать представителей этой субкультуры, даже имея цель «быть неординарными».

Заключение

Ради того, чтобы выделиться из толпы, найти индивидуальный образ и стиль, некоторые люди отдают все силы и средства. Зачем же им это нужно? Причин, как мы выяснили, здесь много. Одни, таким образом, поднимают свою самооценку, другие – настроение. Третьи развевают скуку: этот посыл «как скучно жить» заставляет совершать немыслимые эксперименты с собственным обликом, да и поведением. Кому-то жизненно необходимо привлечь к себе общее внимание, а кому-то – внимание конкретного человека. Встречаются и те, кто просто-напросто испытывает наслаждение, шокируя окружающих.

Нельзя дать точного ответа хорошо или плохо влияет субкультура на общество и молодежь в частности. Как говорится: «Все хорошо в меру». Подростки в период своего взросления пытаются найти себя и понять, что хотят от жизни вот и начинают применять разные облики субкультур, самое главное во время закончить с этим и не пропустить момент взросления. Но проблема в том, что не одна субкультура не призывает к построению карьеры, развитию личности, к семье и детям.

Изучив такое явление, как фрики, я пришла к мнению, что лучше всего достичь цели и выделиться из толпы можно не экспериментируя со своей внешностью, а добиваясь успехов в учебе, творчестве, спорте.

Цель, поставленная в начале работы, выполнена, я выявила сущность, причин возникновения, влияния фриков на современное общество. Я познакомилась с мнением сверстников о роли и значении фриков в современном обществе, проведя анкетирование.

Я пришла к выводу, что фрики не представляют угрозу обществу, однако позитивной направленностью их личности в большинстве своем, не обладают.

Гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась, ведь только в том случае, если подростки будут знать о субкультуре фриков, причинах ее появления и проявлениях, они не будут слепо копировать это направления с целью выделиться из толпы.

Литература

http://kak-bog.ru/kto-takie-friki-i-chem-oni-zanimayutsya

https://chto-eto-takoe.ru/freak-kto-eto-takoy

http://36on.ru/magazine/style/1012-kto-takie-friki-freaks

http://profmetodist.ru/137-friki-i-frikadelki.html

https://setevoy.net/kto-takie-friki/

Приложения

Просмотров работы: 1091