14 ноября 2017 года в моей жизни произошло знаменательное событие: в торжественной обстановке в администрации ЗАТО Знаменск мне был вручен паспорт гражданина Российской Федерации! Торжественность этого момента позволила мне ощутить гордость за то, что я являюсь гражданином большой и великой страны! Я взрослею. У меня появляются свои размышления о жизни, формируются собственные взгляды и видения на ту или иную проблему. Я уже по-взрослому начинаю осознавать свои поступки и поступки своих сверстников. Одним словом, можно сказать, что я формируюсь, как личность…
На становление и развитие личности индивида, как известно, влияет огромное количество факторов: историческая эпоха, в которой он живет, общество, в котором он развивается, социальное окружение, в котором он вращается, и, конечно же, его семья.
Семья, в которой живет человек, оказывает огромное влияние на становление его личности. Состояние семьи показывает степень продвижения общества по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социокультурного развития. Важное значение в наше время имеет экономическая самостоятельность и материальное благополучие семьи, которые поддерживают процесс раскрепощения личности, характерный для современного исторического времени. Об этих факторах президент Российской Федерации В. Путин неоднократно упоминал в Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. Он подчеркнул: «...Теперь - о наших задачах более конкретно. И прежде всего - о ключевой из них: о сбережении народа, а значит, о всемерной поддержке семей. Для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать всё для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего. Это общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации».
Укрепление семейных ценностей, - вот основное направление социально-экономической политики России на ближайшее время. Узнав об этом факте из Средств массовой информации, мне захотелось проанализировать ценности своей семьи, узнать о её культуре, традициях. Хотя нет, я достаточно хорошо знаю их, потому что живу в счастливой и благополучной семье, где чтут семейные ценности, где традиции семьи бережно передаются из поколения в поколение.
Мы, сегодняшние молодые люди, - дети своих родителей, внуки и правнуки того старшего поколения нашей страны, которое отстояло независимость нашей родины в годы фашистской агрессии. Мы живем на этой планете лишь благодаря тому, что наши предки отдали за это свои жизни. Мы должны знать и помнить, какой ценой далась победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., должны преклоняться перед всеми, кто внёс свой вклад в Победу, чтить память погибших, сохраняя её в сердце и передавая её из поколения в поколение.
А истоки знаний о предках, об их подвигах, их смерти во имя наших жизней лежат именно в наших семьях, в их культурных ценностях и семейных традициях.
Поэтому, тема исследовательской работы, на мой взгляд, очень актуальна и значима.
Тема исследования: «Семейные традиции поколений в моём сердце».
Цель исследования:
- изучить и систематизировать традиции семей своих дедов и прадедов;
- проанализировать, какие традиции, принятые в их семьях перешли в нашу семью;
- рассказать одноклассникам о традициях празднования знаменательных дат нашей семьи и узнать об их семейных традициях.
Объект исследования: Великая Отечественная Война. Наша Семья. Наши герои.
Предмет исследования: Семейные традиции празднования Дня Победы и других знаменательных семейных событий.
Задачи исследования:
- изучить и систематизировать традиции своей семьи;
- найти и собрать материал об участниках Великой Отечественной войны моей семьи;
- систематизировать нравственные ценности семьи;
- изучить и проанализировать архивы фотоальбомов старшего поколения нашей семьи;
- провести анкетирование среди школьников;
- оценить полученные результаты по итогам своего проекта;
- создать «Альбом Памяти» семейного поколения.
Гипотеза исследования:
Предполагаю, что не во всех семьях есть традиции, передающиеся из поколения в поколение, и мои сверстники не владеют достаточной информацией по данной теме. Возможно, мои сверстники недостаточно хорошо знают истоки становления праздника «День Победы» и развитие связанных с ним традиций.
Думаю, что привлечение к теме исследования моих одноклассников будет содействовать развитию более трепетного отношения к истории нашей страны, а также уважению их предков и их традиций.
Методы исследования:
- поиск исторического материала;
- беседа;
- сравнение;
- анкетирование;
- анализ.
Основная часть (Теоретическая)
Семья – ячейка общества
Данная работа была мной написана на основе предыдущей «Традиции священной памяти в сердцах молодых». Однако в этой работе «Семейные традиции поколений в моём сердце» я больше рассматривала традиции именно своего поколения, своей родословной, семей: Шульгатых, Соловьёвых, Артюховых, Корниловых, Мартыновых.
При написании теоретической части я опиралась на определение термина «Семья».
Семья - ячейка общества, основной социальный институт, способствующий удовлетворению важнейших человеческих потребностей, в первую очередь, воспроизведение самого человека.
Семья - это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связана личностными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.1.
Современная семья выполняет следующие функции: 2
Функции семьи |
В чём выражаются |
Репродуктивная |
Биологическое воспроизводство населения |
Социализация |
Формирование личности |
Хозяйственно-бытовая |
Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи |
Экономическая |
Накопление и передача собственности, материальная поддержка членов семьи |
Защитная |
Физическая, психологическая защита членов семьи |
Духовно – нравственная |
Личностное развитие членов семьи |
Досуговая |
Организация рационального досуга, семейный отдых |
Семья оказывает огромное значение на всех своих членов, особенно на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в учреждениях образования (детских садах, школах, секциях) педагоги стремятся донести до своих воспитанников базовые знания и определенные моральные истины, всё же опыт мамы и папы, а также их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности их ребенка.
Все члены семьи, особенно родители, бабушки и дедушки закладывают в своих потомков: умение любить, понимание своих традиций, умение ценить помощь и оказывать её самому, манеру поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.
Семья - это начало всех начал, это - связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И задача государства сегодня – сделать все для её сохранения и преумножения благосостояния. Об этом, в частности, идет речь в Указ Президента РФ от 7 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: «...Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить: достижение целевых показателей в воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»....
Понятие и сущность традиции
В современном гуманитарном знании понятие «традиция» трактуется широко и многопланово. В толковом словаре В.И. Даля «традиция» определяется в соответствии с её первоначальным латинским смыслом: «всё, что устно перешло от одного поколения на другое» 3. Расширенно данное понятие толкуется в «Словаре русского языка»:4 «Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д.; установившийся порядок, неписанный закон в поведении, в быту; обычай, обыкновение».
В философском энциклопедическом словаре «традиция» определяется как «передача духовных ценностей от поколения к поколению».5 Традиция – это неотъемлемый атрибут общества; она реально существует; передаётся способами, отличными от генетического: вербальными, письменными, путём преемственности; включает в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности).
Изучая традиции своей семьи и передавая их из поколения в поколение, мы вносим огромный вклад в развитие общества, а, следовательно, и своего государства.
Основная часть (Практическая)
Изучение значимости подвига наших прадедов в Великую Отечественную войну
В контексте темы исследования хочется рассмотреть важнейший ценностный ориентир для современной семьи и молодёжи - патриотизм.
Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого проявляется в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Патриот - личность, которая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций.6
Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, к своему народу. Патриотически настроенные семьи и подрастающие в них молодые люди привержены национальным традициям, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к её историческому прошлому, к народной памяти, культуре.
Как отмечалось ранее, данная работа была мной написана на основе предыдущей «Традиции священной памяти в сердцах молодых». Однако и в этой работе мне хочется упомянуть о создании семейного альбома Памяти (Приложение № 1), в котором я собрала информацию о четырёх поколениях нашей большой семьи, в том числе и о поколениях военной поры.
Эту работу я представила на гимназической и городской конференциях, она очень заинтересовала моих одноклассников и сверстников. Они спрашивали о том, как мне удалось собрать такую объёмную информацию, как мне удалось узнать о традициях семей моих предков, которых давно уже нет в живых и сколько времени я работала над этим исследованием.
Я поняла, что подобного рода исследованием можно увлечь ребят, ведь каждому важно знать историю своей семьи, а через такую работу более глубоко познакомиться и с её традициями!
Итак, обо всём по порядку.
В учебном курсе истории 9 класса мы изучали тему Великой Отечественной войны. Мы должны знать и помнить, какой ценой далась Победа в этой страшной войне, должно чтить память погибших, проявлять неустанную заботу о ветеранах, тружениках тыла. Ведь благодаря им мы сегодня можем жить под мирным небом!
Каждый, прошедший сквозь огонь войны, достоин самой высокой почести и благодарности и самых высоких правительственных наград.
2.2. Кто вернулся в войны? Я застала в живых!…
Мои прапрадеды сражались на полях Гражданской войны, воевали прадеды и на фронтах Великой Отечественной. Шесть человек из нашей родни: Соловьёв Илья Лукьянович, Тимофеев Степан Михайлович, Куприянов Михаил Николаевич, Даниленко Иван Михайлович, Бирюк Григорий Николаевич, Бирюк Игнат Николаевич, - отдали жизнь за свободу и независимость любимой Родины, в борьбе против фашистских захватчиков, и лишь трое вернулись с фронта: Шульгатый Николай Иосифович, Мартынов Михаил Фёдорович, Корнилов Владимир Григорьевич.
Единственным из трёх, вернувшихся с фронта, кого мне посчастливилось увидеть в живых и с кем довелось беседовать, - был мой прадед, Шульгатый Николай Иосифович, уроженец станицы Новодеревянковской Краснодарского края. Когда я беседовала с ним, сколько узнала важного и значимого! Николай Иосифович – 1926 года рождения. Когда началась война, ему тогда было, как мне сейчас, 15 лет. Он, как и другие сверстники, рвался сражаться с фашистами. «Известие о Победе было долгожданным, все ликовали. Люди плакали, не стесняясь своих слёз! Чувство радости было неописуемым», - вспоминал мой прадедушка. Я очень счастлива, что мне удалось застать в живых моего прадедушку и много узнать о традициях нашей семьи праздновать этот Великий праздник - День Победы. Он ушел из жизни три года назад. Ушел счастливым, что смог не только увидеть своих правнуков, но и передать им традиции его семьи.
О Николае Иосифовиче было написано много статей в городских и краевых газетах. Сам он также очень много писал и публиковал в них свои материалы. Моя семья очень бережно хранит выпуски этих газет (Приложение № 2).…
Нравственные ценности семьи.
Мои родные жили и живут в разные исторические эпохи, но есть у них то общее, что объединяет этих людей разных поколений, - это нравственные ценности. Одной из традиций нашей семьи – бережно хранить и передавать эти ценности и истории своих дедов и прадедов следующему поколению.
Из воспоминаний, рассказов родных старшего поколения, публикаций о дедушке и бабушке, я собрала следующую информацию (представляю в виде таблицы), с которой поделюсь с одноклассниками, и которую, непременно, передам своим потомкам.
Из воспоминаний Шульгатого Иосифа Ивановича 1886 г.р. (моего прапрадеда) |
«Для меня на войне друг – больше, чем друг. Прикрыть в бою, не жалея себя, - это было обычное дело. Помню, вытаскивал с поля боя смертельно раненого Федю Порхова, вокруг взрывы… Он говорит: «Брось меня, всё равно я уже – не жилец»… «Нет, - говорю, - мы ещё вместе повоюем!» Вытащил. А потом уж мы его по - христиански похоронили»… |
Из письма Соловьёва Ильи Лукьяновича 1904 г.р. (моего прапрадеда) |
«Не отдадим Сталинград немцам! Будем драться изо всех сил! За Родину! За Сталина! За вас, мои дорогие!!!» (Письмо было единственным и последним). |
Из письма Тимофеева Степана Михайловича 1908 г.р. (моего прапрадеда) |
«Перемещаемся ближе к передовой. Завтра – трудный бой! Будем драться до конца! Пусть немец знает, что нас ничем не сломать!» |
Из рассказов Шульгатого Николая Иосифовича 1926 г.р. (моего прапрадеда) |
«Был в дозоре. Задача – взять «языка». Дождь – проливной. Промок до нитки. Подоспела смена. «Нет, - говорю, - не уйду с позиции. – Задачу командира сам выполню и немца – языка, обязательно ему доставлю». И доставил всё – таки. Воинский долг – превыше всего»! |
Из воспоминаний Соловьёвой Ольги Егоровны 1911 г.р. (моей прапрабабушки) |
«Мужчины наши ушли на фронт, а мы, женщины, старики, дети (кто постарше) – помогали строить ветку железной дороги «Сталинград – Астрахань». В руках – кирка да лопата. Работали с утра до ночи. Без выходных. Женщинам, у которых детки были маленькие, можно было дома оставаться. Моему младшенькому сыночку было тогда чуть более 2-х лет, но я не могла остаться в стороне. Оставляла малыша со старшим (ему было тогда 11 лет), а сама шла работать со всеми наравне»… |
Из воспоминаний Соловьёвой Таисии Иосифовны 1930 г.р. (моей прабабушки) |
«В школе готовилась к пионерскому сбору, посвященному пионерам – героям военной поры». Решили: для того, чтобы подчеркнуть, насколько мы чтим память юных героев, ребята наши будут в красных пилотках. При объявлении минуты молчания, ребята должны снять пилотки и склонить головы. Двое моих учеников заплакали: «У нас нет дома красного материала, да и денег нет, чтобы его купить». «Не переживайте, будут у вас пилотки, - сказала я. В тот вечер я обошла всех своих знакомых в селе, нашла всё-таки красный материал и сшила две пилотки! В день пионерского сбора, те, двое, особенно были сосредоточены и подтянуты!» |
Из рассказов Тимофеевой (Соловьёвой) Татьяны Александровны 1956 г.р. (моей бабушки) |
Будучи студенткой пединститута г. Волгограда, я часто посещала мемориал Памяти на Мамаевом Кургане. В зале воинской славы прикасалась с трепетом к стене, где на одном из боевых знамен высечено имя моего деда Соловьёва Ильи Лукьяновича, погибшего в боях за Сталинград. Мне казалось, что я передаю мысленно его душе главное: «Мы помним тебя, дедушка, и гордимся тобой»! Работая в школе, я особое внимание уделяла вопросам военно-патриотического воспитания школьников. Дети моего класса всегда занимали призовые места в конкурсах, связанных с темой войны. Я горжусь, что могла вложить в их души величие подвига советского солдата. |
Из рассказов Мартыновой (Тимофеевой) Ирины Сергеевны 1979 г.р. (моей мамы) |
«Нас принимали в ряды Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина накануне празднования Дня Победы на Мамаевом Кургане. До сих пор помню те особые чувства: «Я – потомок тех, кто здесь в годы войны пролива кровь» за свободу нашей Родины! |
Из рассказов Мартынова Владимира Анатольевича 1980 г.р. (моего папы) |
«Продолжаю военную династию своей семьи. Горжусь военной доблестью своих дедов, отца и старшего брата! Воинский долг считаю священным. Горжусь, что свои знания вкладываю в важнейшее дело – укрепление обороноспособности страны». |
Из бесед с родными старшего поколения, знакомств с перепиской, которую дала прочесть моя бабушка, я выделила те высшие нравственные ценности, которые остаются неизменными для нашей семьи на протяжении многих лет:
- совесть;
- верность долгу (верность воинскому долгу);
- гуманность;
- искренность в отношениях;
- честность;
- обязательность;
- надёжность;
- доброжелательность;
- непричинение зла другим людям;
- порядочность;
- ответственность;
- благодарность;
- терпимость;
- сотрудничество.
И это не просто слова!.. Есть тому и «вещественные» доказательства.
Моя бабушка по линии мамы - Тимофеева Татьяна Александровна награждена медалью «Почётный работник общего образования РФ», имеет множество грамот и наград, о ней много раз писали в городской газете «Орбита» (Приложение № 3).
Оба моих дедушки - Мартынов Анатолий Михайлович и Тимофеев Сергей Владимирович отмечены грамотами и медалями за доблестную многолетнюю воинскую службу!
В 2011г. в канун праздника «День любви, Семьи и верности» семья дедушки и бабушки Тимофеевых Сергея Владимировича и Татьяны Александровны была награждена грамотой и медалью «За любовь и верность». Глава ЗАТО Знаменск Астраханской области В.Н. Дубровченко пригласил их на торжественный прием в Администрацию ЗАТО Знаменск, он вручил им награды как одной из лучших семей нашего города.
Мои папа и мама Мартыновы Владимир Анатольевич и Ирина Сергеевна также награждены грамотами за безупречную работу и отличную службу. (Приложение № 3).
Возвращаясь к теме патриотизма, хочу отметить, что все поколения нашей семьи с самого раннего детства, широко и торжественно отмечают праздник 9 мая, - День Победы советского народа в великой Отечественной войне. С самого раннего детства я тоже приобщилась к этому грандиозному празднику.
И я тогда решила более подробно изучить этот вопрос.
Традиции празднования Дня Победы и почитания памяти воинов Великой Отечественной войны в наших семьях
9 Мая, День Победы – праздник радости и скорби. День Победы! Как много в этих словах! В них – горечь слёз и потерь, в них – радость встреч и достижений. Ведь события тех страшных лет коснулись каждой семьи. И пусть от той великой Победы нас отдаляет много лет, каждый год, 9 Мая, вся страна, а в том числе, и наша семья, с уважением и трепетом вспоминают подвиг своих отцов и дедов.
В результате поиска информации по различным источникам, беседы с людьми старшего поколения, работы с фотоархивами наших семейных альбомов, - я смогла обобщить и систематизировать информацию о традициях празднования Дня Победы, о традициях почитания памяти воинов Великой Отечественной войны моих дедушек и бабушек, моих мамы и папы, когда они были ещё совсем юными (Приложение № 4).
Каждое время вносит свой смысл, свои коррективы в традиции, расставляя акценты, соответствующие духу времени, атмосфере общественной жизни.
Так, в настоящее время, в которое я подрастаю, уже канул в прошлое прием в «Пионеры» на Мамаевом Кургане г. Волгограда; в связи с принятием политических санкций для нашей страны, мы не можем посещать города-герои, города воинской славы бывшего СССР.… Однако, появились другие традиции, которые стали жить не только в моей семье, но и семьях моих одноклассников (Приложение № 4).
Каждый год, в праздник Победы, 9 Мая, мы всей семьей посещаем мемориал «Павшим воинам», расположенный в селе Капустин Яр, где жили родные по линии моей мамы. Обязательно возлагаем цветы. Особо долго стоим у плиты, где высечено имя моего прапрадеда Соловьева Ильи Лукьяновича, погибшего в боях под Сталинградом.
Традиционно, в день 9 Мая, после торжественного парада мы выезжаем на природу, на дачу моих дедушки и бабушки. Готовим настоящий армейский обед: гречневую кашу с тушенкой. Вспоминаем поименно всех наших родных, воевавших в годы Великой Отечественной войны, все вместе поём песни военной поры под гитару (играет моя мама, солирует она и моя сестра Люба).
Парад Победы – это традиция моей семьи, традиция моего города, традиция моей страны. Я живу в особом, военном городке. Мой дедушка - старший прапорщик запаса, мой папа - действующий офицер российской армии. Каждый год я очень горжусь тем, что на центральной площади гарнизона, перед всеми его жителями проходит военный парад. Чеканя шаг, офицеры и прапорщики отдают честь в память о павших. На протяжении многих лет мой папа идет в парадной колоне, и я очень горжусь им (Приложение № 5).
По итогам данной части своего исследования я сделала вывод: несмотря на то, что с того знакового исторического события прошло более 70 лет, патриотические традиции празднования Дня Победы в наших сердцах продолжают жить и развиваться.
Мне стало интересно узнать, а что знают мои одноклассники о судьбах своих предков, отдавших свои жизни за нашу мирную жизнь? И есть ли в семьях сверстников традиции почитания павших и другие семейные традиции, о которых можно рассказать одноклассникам? Я провела с ребятами анкетирование, вопросы и результаты которого приводятся в Приложении № 6.
Анализ анкеты показал, что многие ребята (52%) готовы рассказать одноклассникам о своих семейных традициях. В основном, это также традиции присутствия на военном параде на главной площади города (68%), а также – путешествие в отпуск всей семьей (82%).
Ежегодно, накануне празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне в нашей гимназии проводятся тематические мероприятия. Так и сейчас, накануне празднования 74 годовщины были проведены тематические классные часы «Непридуманные уроки о войне». Мероприятие в нашем классе превзошло все ожидания: ребята с гордостью рассказывали о судьбах своих родных, участников Великой Отечественной войны, о традициях празднования Дня Победы в их семьях (Приложение № 7). Я выступила перед одноклассниками со своей исследовательской работой «Традиции празднования Дня Победы и почитания воинов Великой Отечественной войны в нашей семье». Мой доклад очень приветствовали ребята. Я очень надеюсь, что и в семьях одноклассников после нашего мероприятия появятся такие традиции.
Профессиональные традиции нашей семьи
2.5.1. Есть такая профессия – Родину защищать…
Проведение классного часа, описанного ранее, - это итог большой работы, который настроил всех нас на исследовательскую работу в своих семьях. Дело в том, что для нашего военного городка весьма специфично тот факт, что наши отцы продолжают военные династии своего рода.
Мне очень нравится фильм Владимира Рогового «Офицеры», где хорошо показано, как дети тех, кто воевал в Великую Отечественную, а теперь уже и дети этих детей, продолжают не только чтить память своих родных, но и профессии - «Родину защищать», - посвятили всю свою жизнь. Одна из главных патриотических традиций нашей большой семьи: традиция на профессиональном уровне защищать свою Родину. Восемь человек мужчин нашей большой Семьи избрали профессию военного, достойно несли и несут ратную службу (Приложение № 8).
Прадед по линии мамы – Соловьев Анатолий Ильич после войны окончил школу, поступил в Камышинское военное строительное училище, по окончании проходил службу в войсковой части «Москва-400»;
Дедушка по линии мамы – Тимофеев Сергей Владимирович 25 лет отдал военной службе в войсковой части № 42204 полигона Капустин Яр, ушел в отставку в звании старшего прапорщика. Позже работал в структуре военно-промышленного комплекса;
Дедушка по линии папы – Мартынов Анатолий Михайлович в 1974г. окончил Военную Академию им. Дзержинского (г. Москва). 28 лет прослужил в войсковой части № 74322 полигона Капустин Яр;
Двоюродный дедушка по линии папы – Магомедов Залимхан Расулович 32 года прослужил на полигоне г. Аральск;
Мой папа – Мартынов Владимир Анатольевич – действующий офицер российской армии, воинское звание - подполковник, начальник отдела войсковой части № 15644 полигона Капустин Яр;
Дядя по линии папы – Мартынов Андрей Анатольевич – действующий офицер российской армии, воинское звание - подполковник, старший преподаватель в Военной Академии им. Петра Великого (г. Серпухов);
Дядя по линии мамы – Плискин Андрей Сергеевич – действующий офицер российской армии, воинское звание – майор, старший инженер-испытатель в космических войсках;
Двоюродный дядя по линии мамы – Артюхов Яков Александрович – действующий офицер, воинское звание - лейтенант.
Я горжусь тем, что каждый из них вносит свой огромный вклад в нашу мирную жизнь!
2.5.2 Учительница лучшая моя…
Свою профессию учителя не случайно выбрала и моя бабушка по линии мамы – Тимофеева Татьяна Александровна (Приложение № 9). Она 34 года проработала учителем физики, заместителем директора по УВР в МОУ «Гимназия № 235» г. Знаменска Астраханской области. За время работы она награждена грамотами, медалями. Бабушка имеет следующие регалии: Отличник народного образования, Почётный работник общего образования; Победитель конкурса лучших учителей по Астраханской области; награждена Грантом Губернатора Астраханской области, занесена в книгу лучших учителей Астраханской области «Учительское созвездие».
Её мама, Соловьева Таисия Иосифовна, была, тоже была педагогом иностранного языка, как говорится, «учителем от бога». Таисии Иосифовны нет в живых уже 37 лет, но в нашем городе живут люди, которых она когда-то учила. Им сейчас уже более 70 лет. И до сих пор, когда они встречают мою бабушку, то с огромной теплотой вспоминают свою учительницу. А некоторые из них с гордостью признаются, что знания, которые она им дала, он пронесли через всю жизнь и даже помогают в изучении немецкого языка своим внукам!
Возможно, я не буду прерывать эту семейную традицию и в будущем тоже стану учителем. Я хочу внести огромный вклад в развитие своей страны, хочу учить детей и быть её достойным гражданином!
Культурные традиции нашей семьи
Это ещё одно важное направление, о котором бы очень хотелось рассказать.
На протяжении многих поколений все женщины нашего рода были не только хранительницами домашнего очага, но и центром сближения, соединения всех семейных «ответвлений» (Приложение № 10).
По рассказам старшего поколения ещё к моей прабабушке, Шульгатой Елене Трофимовне, часто съезжались семьи её родных и двоюродных сестёр и братьев.
У моей прабабушки – Соловьёвой (Шульгатой) Таисии Иосифовны, которая хоть и росла в небогатой семье, всегда был полный дом гостей. И люди приходили не только для того, чтобы угоститься лакомством, а для того, чтобы душевно поздравить виновника торжества, попеть народные песни, вспомнить о великих и знаменательных событиях страны, вообщем, поговорить по душам…
Тоже самое, могу сказать и о своей бабушке, гостеприимству которой сегодня можно только позавидовать… Ни один государственный праздник, ни один день рождения, ни любой другой торжественный и знаменательный день не обходится в нашей семье застольем и банальным словом «Поздравляю»… Моя бабушка – мастерица, она прекрасная придумывальщица своих, собственных, сценариев праздника. Поэтому вот уже почти 16 лет (а, именно, столько лет назад в нашей семье появилась я), все семейные праздники: Новый год, 8 Марта, дни рождения и т.д. и т.п., у нас всегда проходят по написанным ею собственным праздничным сценкам.
Один из любимых наших семейных праздников – Новый год! В новогоднюю ночь в доме бабушки и дедушки собирается вся наша большая семья: мама, папа, я, моя сестрёнка, тётя, дядя, их дети и внуки, племянники…
Собраться всем вместе за праздничным столом и поучаствовать в новогодней Сказке, сценарий которой бабушка разрабатывает и придумывает самостоятельно, – стало Главной традицией нашей семьи. Самые прикольные сказочные новогодние образы представляю в Приложении № 11.
Когда собирается вместе вся огромная семья, где потомки вспоминают своих предков, их военные подвиги и жизнь в мирное время, где каждый может рассказать о своих успехах, проблемах или неудачах, порадоваться за достижения своих детей и внуков, - не это ли великое счастье? Единение семей через традицию Памяти – вот главный лозунг нашей семьи. И мне бы очень хотелось пронести её через всю свою жизнь и передать своим благодарным потомкам…
Заключение
Итоги данного исследования
Я считаю, что, следуя поставленным задачам, цели исследования достигнуты. Задачи выполнены в полном объёме. Гипотеза была верна.
Проделанная работа позволила:
- изучить семейные традиции нашего рода;
-способствовала формированию и развитию трепетного отношения к истории своей страны, своего народа, своей семьи через сохранение памяти предков, участвовавших в борьбе за свободу и независимость нашей Отчизны;
- содействовала укреплению нравственных истоков связи поколений, поддержанию в молодёжной среде традиций патриотической направленности в дни празднования Дня великой Победы;
- помогла обратить внимание моих сверстников на то, что «Память о военном лихолетье – священна!»;
- провести анкетирование среди школьников;
- провести в гимназии мероприятие «Непридуманные уроки о войне»;
- рассказать одноклассникам о традициях празднования знаменательных дат нашей семьи и узнать об их семейных традициях.
- изучить и проанализировать архивы фотоальбомов старшего поколения нашей семьи;
- оценить полученные результаты по итогам реализации проекта.
Для меня очень значимо, что я проделала огромную работу по сбору материалов о традициях своей большой семьи, её нравственных ценностях. Я поделилась с этим проектом со своими одноклассниками. Ребят вдохновила моя работа на проведение аналогичной работы в своих семьях.
Для меня очень важно, что я смогла приобщить своих друзей к акциям «Посещение мемориала «Павшим воинам» в селе Капустин Яр и «Свеча памяти».
Для нас, школьной молодёжи, сейчас главное хорошо учиться, развивать все свои способности, опираясь на лучшие нравственные ценности нашей семьи, а также российского общества, чтобы в дальнейшем, получить качественное образование и вносить свой посильный вклад в развитие и укрепление России. Мы, школьная молодёжь сегодняшнего дня, - являемся продолжением рода своих предков, а также создатели своих семей в будущем.
Патриотические традиции и семейные ценности, передаваемые от старшего поколения к молодёжи, сегодня значимы, как никогда!
Традиции священной памяти живут в наших сердцах, и мы будем передавать их из поколения в поколение.
Пока в нас живут эти нравственные истоки – Россия будет крепнуть и развиваться!
Список литературы
Важенин А. Г. Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. Изд.: Вентана-Граф, 2017.
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений» Изд.: АСТ, 2018.
Толковый словарь живого великорусского языка» // Владимир Иванович Даль: Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ./Рос. гос. б- ка. НИО библиографии; Сост. О. Г. Горбачева; Ред. Т. Я. Брискман; Библиогр. ред. Е. А. Акимова.-Изд.: Пашков Дом, 2004.
Философский энциклопедический словарь. Изд.: Советская энциклопедия; Изд.: М.: 1983
https://www.youtube.com/watch?v=KFb8PXb1bM0
https://www.gazeta.ru/science/2014/11/05_a_6289705.shtml
https://womanadvice.ru/patriotizm-pochemu-tak-vazhno-privivat-chuvstvo-patriotizma
https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/semia_brak
Приложение № 1.
Семейный альбом Памяти
Поколения моей семьи от периода ВОВ (1941-1945) |
Мамина ветвь генеалогического дерева |
Папина ветвь генеалогического дерева |
||
ФИО, год рождения, место жительства |
Общие сведения |
ФИО, год рождения, место жительства |
Общие сведения |
|
I поколение (мои прапрадеды) |
Шульгатый Иосиф Иванович (1886 -1965г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края |
Воевал в Гражданскую войну (1919-1921г.г., в ВОВ (1941-1945г.г.), - был ранен, комиссован в 1943, работал в колхозе |
Куприянов Михаил Николаевич (1905-1941 г.г.) место жительства: село Скворчиха республики Башкортостан |
Воевал с июня 1941г. по ноябрь 1941г. Погиб под Смоленском |
Шульгатая (Грицай) Елена Трофимовна (1893 -1978г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края |
В годы войны – участник трудового фронта, работала на полях колхоза (Продовольственная программа «Всё для фронта, всё для победы») |
Куприянова Мария Николаевна
(1908-1977 г.г.) место жительства: с. Скворчиха республики Башкортостан |
В годы войны – участник трудового фронта, работала на полях колхоза (Продовольственная программа «Всё для фронта, всё для победы») |
|
Соловьёв Илья Лукьянович (1904-1942 г.г.) место жительства: село Капустин Яр, Астраханской области |
Воевал (1941-1942г.г.), погиб в боях под Сталингра-дом |
Мартынов Фёдор Михайлович
(1888-1959 г.г.) место жительства: село Скворчиха, республики Башкортостан |
В годы ВОВ работал председателем колхоза, реализовывал продовольственную программу «Всё для фронта, всё для победы»! |
|
Соловьёва (Омельченко) Ольга Егоровна (1911 -1994 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
В годы ВОВ – участник трудового фронта, работала на строительстве аэродрома в селе Капустин Яр, а также на строительстве ветки железной дороги «Сталинград – Астрахань». После войны – билетёр в кинотеатре при войсковой части |
Куприянов Фёдор Михайлович
(1926-1990 г.г.) место жительства: село Скворчиха республики Башкортостан |
Был инвалидом, не воевал, работал в колхозе конюхом. Позже работал на пасеке |
|
Даниленко Иван Михайлович
(1909-1941 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Воевал (1941г.), погиб в боях под Москвой |
Шилкина Пелагея Тихоновна (1887-1973 г.г.) место рождения: г. Ярцево Смоленской области |
Во время войны работала на заводе, выпускала военную продукцию |
|
Даниленко Александра Дмитриевна (1912-1981 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Участник трудового фронта, работала на строительстве ветки железной дороги Сталинград – Астрахань, после войны работала в войсковой части |
Шилкин Андрей Кузьмич (1888-1964 г.г.) место рождения: г. Ярцево Смоленской области |
Участник ВОВ |
|
Тимофеев Степан Михайлович (1909-1941 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Воевал (1941 г.), погиб в боях под Сталинградом |
|||
II поколение (мои прадеды) |
Соловьёв Александр Ильич (1930-1982 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Ребёнок военной поры, помогал строить ветку железной дороги «Сталинград – Астрахань», после ВОВ закончил школу, техникум, срочную службу служил в г. Благовещенск После чего работал бухгалтером в в/ч |
Мартынов Михаил Фёдорович (1927-2001г.г.) место жительства: г. Салават, республики Башкортостан |
С 1944 по 1945 г.г. воевал в русско-японской войне. Награждён Медалью «За победу над Германией в ВОВ», Медалью «За победу над Японией» |
Соловьёва (Шульгатая) Таисия Иосифовна (1930-1983 г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края, позже – с. Капустин Яр Астраханской области |
Ребёнок военной поры, в годы ВОВ помогала работала в колхозе, помогала выращивать урожай для фронта. После ВОВ окончила школу, институт. Работала учителем немецкого и французского языков в школе № 21 села Капустин Яр. Имела много грамот за высокие показатели в обучении и воспитании детей |
Мартынова (Куприянова) Александра Михайловна (1929-2002г.г.) место жительства: село Скворчиха респ. Башкортостан. |
Во время ВОВ работала на колхозных полях, пилила лес, делала лесозаготовки, помогала отправлять продукты на фронт. Имеет звание ветеран тыла |
|
Шульгатый Николай Иосифович (1926-2014 г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края |
Воевал(1944-1945г.г.), участвовал в освобождении Белоруссии, стран Западной Европы, после войны работал воспитателем, позже – директором Детского дома |
Мартынов Николай Фёдорович
(1924-2003г.г.) место жительства: село Скворчиха республики Башкортостан |
Не воевал по состоянию здоровья, работал на колхозных полях, реализовывал продовольственную программу «Всё для фронта, всё для Победы»! |
|
Шульгатый Сергей Иосифович (1928-1991 г.г.) место жительства: станица Новодеревянковская, Краснодарского края |
Токарь на заводе по выпуску военных заказов после войны – токарь в колхозном МТС |
Корнилов Владимир Григорьевич (1923-1996 г.г.) место рождения: г. Щёлково, Московской области |
Воевал, был ранен, комиссован в 1942г; награжден орденом Славы III степени и орденом Отечественной войны I степени. В дальнейшие годы ВОВ работал токарем на заводе |
|
Соловьёв Анатолий Ильич (1939-2009 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр Астраханской области |
Ребёнок военной поры. После ВОВ окончил школу, Камышинское военное строительное училище, служил в в/ч «Москва-400». После увольнения работал на трубном заводе, заместителем начальника участка (г. Волжский). |
Корнилова (Шилкина) Вера Андреевна (1923-2009 г.г.) место рождения: деревня Дуброво, Смоленской области |
Во время ВОВ работала на фабрике, Награждена медалью «Ветеран труда» |
|
Тимофеев Владимир Степанович (1929-1994 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр, Астраханской области |
Ребёнок военной поры. Помогал при строительстве ветки железной дороги «Сталинград – Астрахань». После ВОВ работал водителем в КЭУ |
|||
Даниленко Валентина Ивановна (1933 -2017 г.г.) место жительства: с. Капустин Яр, Астраханской обл. |
Ребёнок войны. После окончания ВОВ работала в войсковой части химиком-лаборантом |
|||
III поколение (мои бабушки и дедушки) |
Тимофеев Сергей Владимирович (1954 г.р.) место жительства: г. Капустин Яр Астраханской области |
Окончил Волгоградский индустриальный техникум. Срочную службу служил в Молдавской ССР. 25 лет служил в в/ч 42204 полигона Капустин Яр, ушел в отставку в звании старшего прапорщика. В настоящее время работает в структуре военно-промышленного комплекса |
Мартынов Анатолий Михайлович (1952 г.р.) место жительства: г. Волгоград |
В 1974г. окончил Военную Академию им. Дзержинского (г. Москва). 28 лет прослужил в в/ч 74322 (полигон Капустин Яр), уволился в звании подполковник с должности заместителя начальника отдела. Имеет медали «За безупречную воинскую службу III,IIиI степени» |
Тимофеева (Соловьёва) Татьяна Александровна (1956 г.р.) место жительства: г. Капустин Яр Астраханской области |
Окончила с красным дипломом Волгоградский государственный Педагогический институт, работала учителем физики, заместителем директора по УВР в МОУ «Гимназия № 235» г. Знаменска Астраханской области, Отличник народного образования, Почётный работник общего образования; Победитель конкурса лучших учителей по Астраханской области, награждена Грантом Губернатора Астраханской области, занесена в книгу лучших учителей Астраханской области «Учительское созвездие». |
Мартынова (Корнилова) Валентина Владимировна (1952 г.р.) место жительства: г. Королев, Московской области |
В 1974 г. окончила Московский технологический институт. 10 лет проработала инженером в/ч 15644, позже -старшим экономистом планового отдела в/ч 15644, с 1995 по 2005г. – ведущий экономист отдела капитального строительства администрации ЗАТО Знаменск. |
|
IV поколение (мои папа и мама) |
Мартынова (Тимофеева) Ирина Сергеевна (1979 г.р.) место жительства: г. Знаменск Астраханской области |
В 1997г. закончила СОШ № 235 г. Знаменск, в 2002г. – окончила с отличием (красным дипломом) Волгоградскую государственную Архитектурно-строительную Академию (Волжский-инженерно-строительный институт). Место работы: заместитель начальника Отдела № 12 УФК по Астраханской области |
Мартынов Владимир Анатольевич (1980 г.р.) место жительства: г. Знаменск Астраханской области |
В 1997г. закончил СОШ № 236 г. Знаменск, в 2002 – окончил Военную академию РВСН им. Петра Великого. В настоящее время – военнослужащий, подполковник, начальник отдела в/ч 15644. |
V поколение я и моя сестрёнка |
М артынова Анна, 2003 г.р. Я - ученица 9«А» класса МКОУ «Гимназия № 231» ЗАТО Знаменск Астраханской области. Имею множество побед и призовых мест на городских олимпиадах по математике и русскому языку, являюсь призёром регионального этапа олимпиады школьников по химии, а также являюсь неоднократным победителем и призёром областных конкурсов исследовательских работ. Вот уже 9 лет я занимаюсь в Детско-юношеской спортивной школе на отделении плавания, имею спортивный разряд КМС (кандидат в мастера спорта). В моём активе есть также победы и призовые места, как на городских, так и областных соревнованиях по плаванию. В 2013 г. удостоилась нагрудного знака «Стипендиат Главы ЗАТО г. Знаменск», в 2018 г. – «Гордость Знаменска». М артынова Любовь, 2007 г.р. Моя сестрёнка - ученица 5 «А» класса МКОУ Гимназия № 231 ЗАТО Знаменск Астраханской области. Она имеет призовые места в гимназических олимпиадах и является неоднократным победителем и призёром областных конкурсов исследовательских работ. Занимается в Детской школе искусств по классу «Скрипка», и также, как и я, в Детско-юношеской спортивной школе на отделении плавания. Имеет 2 взрослый спортивный разряд. Неоднократный призер областных соревнований по плаванию. |
Возложение лучшими пионерами цветов к обелискам и стелам воинской славы (на фото: Тимофеева (Соловьёва) Татьяна Александровна), ныне, моя бабушка.
Проведение в пионерских лагерях конкурса песен «Навеки в памяти людей» (на фото нижний ряд, посередине: Тимофеев Сергей Владимирович, ныне - мой дедушка.)
Организация экскурсионных поездок школьников по городам – героям и местам боевой славы (на фото: Соловьева Таня, верхний ряд вторая справа, ныне – моя бабушка Тимофеева Татьяна Александровна.)
Н а центральной площади города, перед «Парадом Победы», слева направо: моя двоюродная бабушка Артюхова (Соловьёва) Ольга Александровна, моя прабабушка Соловьёва (Шульгатая) Таисия Иосифовна, моя маленькая мама Мартынова (Тимофеева) Ирина Сергеевна, моя бабушка Тимофеева (Соловьёва) Татьяна Александровна.
Прием в «Пионеры» на Мамаевом Кургане г. Волгоград (на фото: Тимофеева Ирина, второй ряд, в центре, под Знаменем, ныне – моя мама Мартынова Ирина Сергеевна.)
Н аша семья Мартыновых: папа – Владимир Анатольевич, мама – Ирина Сергеевна и я, - Мартынова Анна, - сразу после «Парада Победы», 9 Мая 2004 и 2018 года.
С овременная акция «Я помню! Я горжусь!»появилась еще в 2005 году. Символом акции стала георгиевская ленточка. Чтобы напомнить молодёжи о подвиге наших предков, и появилась эта традиция повязывать ленточку в День Победы. Наша семья чтит эту традицию. На снимке: семья Тимофеевых, представители семьи Артюховых, Мартыновых.
А кция «Свеча Памяти» - это международная акция, участники которой с 2009 года ежегодно в День Победы 9 Мая и в День Памяти и скорби 22 июня зажигают свечи в честь 27 миллионов погибших в ВОВ и павших в боях за Родину в 1941- 1945г.г. Люди зажигают свечи и чтят память погибших минутой молчания. Наша семья всегда приходит на центральную площадь города и зажигает свечи в Память о своих предках, отдавших свои жизни во имя нашей жизни на земле. На снимке: наша семья Мартыновых.
Акция «Бессмертный полк» -это молодая традиция, которая буквально за несколько лет распространилась не только по всем городам России, но и получила признание во многих странах мира. Миллионы людей выходят на улицы городов с портретами своих отцов, дедов, прадедов, которые принимали участие в приближении Великой Победы. По улицам проходит настоящий «Бессмертный полк», так как в нашей памяти эти герои всегда будут живы. Моя семья также чтит эту традицию, идя в «Бессмертном Полку» с портретами своих дедов и прадедов…
Н а снимке: семьи Тимофеевых, Мартыновых, Артюховых.
Посещение мемориала «Павшим воинам» и армейский обед.
9 Мая каждого года мы всей семьей посещаем мемориал «Павшим воинам» в селе Капустин Яр, где жили родные по линии моей мамы. Обязательно возлагаем цветы. Особо долго стоим у плиты, где высечено имя моего прапрадеда Соловьева Ильи Лукьяновича, погибшего в боях под Сталинградом.
Т радиционно, в день 9 Мая после торжественного парада мы выезжаем на природу, на дачу. Готовим армейский обед: гречневую кашу с тушенкой. Вспоминаем поименно всех наших родных, воевавших в годы Великой Отечественной войны, все вместе поём песни военной поры под гитару (играет моя мама, поют все, солирует моя мама и моя сестра Люба).
Приложение № 5.
Гарнизонный военный парад.
Участие моего папы – неописуемая гордость у меня за него и своё Отечество!
Приложение № 6.
Анкетирование одноклассников и его результаты.
Вопросы Анкеты:
1. Как часто ты разговариваешь со своими родственниками о ваших дедах и прадедах?
2. Есть ли в вашей семье традиции, о которых можете рассказать одноклассникам?
3. Знаешь ли ты, где сражались твои прадеды в боях с фашистами и их дальнейшую судьбу?
4. Какие традиции празднования Дня Победы и почитания памяти погибших советских солдат тебе известны?
На вопрос: «Есть ли в вашей семье традиции, о которых можете рассказать одноклассникам»? - ребята ответили так:
С реди семейных традиций одноклассники называли:
Приложение № 7.
«Непридуманные уроки о войне».
Приложение № 8.
Есть такая профессия – Родину защищать…
Приложение № 9.
Учительница лучшая моя…
Моя прабабушка - Соловьёва (Шульгатая) Таисия Иосифовна, 1960-1975г.г.
Моя бабушка – Тимофеева (Соловьёва) Татьяна Александровна, 2001-2010 г.г.
Приложение № 10.
Единение семей через традиции Памяти
Приложение № 11.
Сказочные образы бабушки Тани
1 Важенин А. Г..Обществознание : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. 2017
2 https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/semia_brak
3«Толковый словарь живого великорусского языка» // Владимир Иванович Даль : Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б- ка. НИО библиографии; Сост. О. Г. Горбачева ; Ред. Т. Я. Брискман ; Библиогр. ред. Е. А. Акимова.- М.: Пашков Дом, 2004
4Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений» Издательство: "АСТ" (2018)
5Философский энциклопедический словарь. Издательство: Советская энциклопедия; М.: 1983.840 с.
6https://womanadvice.ru/patriotizm-pochemu-tak-vazhno-privivat-chuvstvo-patriotizma