Влияние современных средств массовой информации на поведение молодежи

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние современных средств массовой информации на поведение молодежи

Корнилова Е.В. 1
1Гимназия "Пущино" городского округа Пущино Московской области
Шестибратова О.В. 1
1Гимназия "Пущино" городского округа Пущино Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Темой данной научно-исследовательской (проектной) работы является анализ влияния современных средств массовой информации на поведение молодежи. В эпоху бурного развития информационных технологий и средств массовой информации проблема степени их воздействия на людей, особенно на молодежь, становится очень актуальной. Каждый современный человек постоянно сталкивается с различными средствами массовой информации. Они настолько прочно обосновались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Сегодня средства массовой информации, массмедиа – это не только печатная пресса, кино, радио и телевидение, но и социальные сети, интернет-блоги, и другие современные средства распространения информации.

Средства массовой информации (СМИ) оказывают большое влияние на формирование общественного мнения, образа жизни, поведения и даже внешнего вида людей. При этом именно молодежь наиболее сильно подвержена влиянию СМИ.

В настоящее время происходит увеличение влияния массмедиа на формирование образа для подражания у молодежи: стиль поведения, их поступки и взаимоотношения с родителями и сверстниками, внешний вид и стиль одежды, отношение к собственному телу и в целом их образ жизни во многом определяют современные СМИ. Причём сейчас скорость распространения и сила такого воздействия стала намного выше, чем это было 10–15 лет назад.

При этом в настоящее время всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии СМИ на молодежь, которое может выражаться, например, в неадекватном внешнем виде или нестандартном поведении в обществе. Действительно ли это так, действительно ли подражание образу жизни и внешнему виду своего кумира и тому, что распространяется СМИ столь неоднозначно или даже, как правило, плохо?

Мне кажется, что современные массмедиа действительно оказывают огромное влияние на формирование образа жизни и внешнего вида молодых людей, при этом часто интернет-кумиры являются единственными примерами для подражания. Однако даже если внешний вид или стиль поведения юноши или девушки входит в диссонанс с «общепринятыми» нормами, это далеко не всегда должно восприниматься негативно или категорически отвергаться, если это конечно не является деструктивными или запрещёнными вещами, типа употребления наркотиков или противоправных действий.

Цель данного исследования – выявить негативное и позитивное влияние СМИ на молодежь, конкретно – на учащихся 10-х классов МБОУ гимназии «Пущино».

Объект исследования – СМИ как источник воздействия на молодежь.

Предмет исследования – влияние СМИ на социализацию молодежи.

Сформулируем гипотезу исследования: СМИ оказывают существенное влияние на социализацию молодёжи, это влияние носит неоднозначный характер, т.е. может быть как негативным, так и позитивным при выполнении определённых условий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

провести теоретический анализ литературы по теме исследования;

раскрыть понятие «средства массовой информации»;

определить характерные особенности современных СМИ, описать их виды и функции;

раскрыть позитивные и негативные стороны влияния СМИ на молодежь, как фактора социализации личности;

провести анкетирование среди учащихся для выявления характера и степени влияния СМИ на молодежь;

выявить степень влияния СМИ на молодежь;

проанализировать полученные данные и сформулировать выводы.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

– теоретический анализ научных источников;

– метод анкетирования;

– метод статистической обработки результатов.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты анкетного опроса, проведённого автором в марте 2019 года среди учащихся 10-х классов МБОУ гимназии «Пущино».

Практическая значимость результатов. Результаты исследования помогут расширить научное знание о характере и степени влияния СМИ на молодежь. Данное исследование может быть использовано для разработки рекомендаций по работе с молодежью.

1. Средства массовой информации как фактор социализации молодежи.

1.1 Средства массовой информации: понятие, особенности, виды.

Когда я приступала к работе над данным проектом, я даже не подозревала, насколько сложным и многообразным является понятие – «средства массовой информации». Более того, произнося «средства массовой информации» (СМИ), «средства массовой коммуникации» (СМК) и «массмедиа», я имела в виду одно и тоже, используя эти термины, как синонимы. Оказывается, это близкие, но немного разные понятия.

Наиболее устоявшимся выражением для русского языка оказалось понятие СМИ. Существует даже закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", который определяет массовую информацию, как «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы», а средство массовой информации, как «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)» [3].

Таким образом, законодательно определяются виды СМИ и их характерные особенности, такие как периодичность распространения и постоянство названия источника информации. При этом возникновение новых способов передачи информации, таких как интернет, лишь приводит к появлению новых видов СМИ, таких как, например, социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook), или просто добавляет новые возможности старым СМИ (размещение электронных версий газет и журналов на соответствующих веб-сайтах, онлайн телевидение и т.п.), не меняя принципиально сущность этого понятия – передача, распространение информации, ориентированной на большое количество людей.

Рассмотрим теперь термин «средства массовых коммуникаций». Отличие от СМИ в последнем слове – «коммуникации». При этом СМК можно рассматривать как синоним, или даже как перевод устоявшегося англоязычного выражения «media of mass communication», сокращенно «mass media (mass –массовый и media – средства)». Тогда, понимая термин «коммуникация», как взаимодействие, связь, общение, обмен информацией [10], можно определить СМК, как средства, способы обмена информацией с «массами» – множеством людей. Здесь можно обратить внимание на разницу в смысле слов «распространение информации» – акцент на слове «распространение», доведение до сведения, в СМИ, и «обмен информацией» в СМК.

Тем не менее это действительно очень близкие понятия и неудивительно, что классификация видов СМК в целом совпадает с видами СМИ. Так, англоязычная Википедия [19] предлагает следующую классификацию массмедиа:

печатные издания,

звуко- и видеозаписи,

кинофильмы,

радио,

телевидение,

интернет,

сотовая связь.

В последние годы всё большую значимость, большее влияние на людей, приобретают «новые» виды массмедиа, такие как интернет и сотовая связь – по отношению к «старым» – печатные издания, радио, телевидение. При этом, хотя во все времена, начиная с речей древнегреческих ораторов, СМИ (СМК) использовались не только для информирования людей, распространения новостей, но и для формирования общественного мнения, нужного отношения общества к тем или иным событиям, к проводимой властями политике, формирования определённых стереотипов поведения, и т.п., именно сейчас эта функция, эта способность СМИ влиять на сознание, убеждения и поведение людей становится всё более значимой, значительно возрастает роль СМИ в жизни общества [13, 14].

Современные технологии дают возможность получить доступ к любой информации в любой момент времени из любой точки пространства. Доступность громадного количества самых разных информационных источников с одной стороны, и высокая распространённость электронных устройств, позволяющих легко осуществить этот доступ к информации, с другой стороны, приводят к качественному изменению характера взаимодействия СМИ и потребителя информации. По некоторым оценкам около 50% времени жизни современного человека составляет общение с различными цифровыми приборами [7]. Современные СМИ в виде различных интернет-источников, новостных лент, социальных сетей, блогов, сообщений в Твиттере, push-уведомлений буквально окружают, заполняют, «пропитывают» современного человека, оказывают всё более значительное влияние на политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь общества, формируют общественное мнение, медиакультуру.

При этом новые технологии создания и распространения массмедиа позволили вывести на новый качественный уровень приёмы манипулирования общественным сознанием, как способ управления большим количеством людей посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении [8]. Посредством современных массмедиа мы вступили в «эпоху постправды и "фейковых новостей"» [6], доведены до совершенства приёмы, с помощью которых нас водят в заблуждение и навязывают "правильный" взгляд на современные события и на исторические факты.

1.2 Влияние средств массовой информации на социализацию современной молодёжи.

Одно из наиболее популярных определений описывает молодежь, молодых людей определённого возраста (от 14 до 24 лет), как «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [5].

Молодежь, поколение людей, только вступающих в активную социальную жизнь, всегда по-своему воспринимала общественные ценности, молодые люди редко принимают «на веру» жизненный опыт старших поколений, находятся в процессе формирования жизненной позиции, планов, целей и ценностных ориентаций [11, 12]. При этом социализация, формирование личности происходит под «постоянным воздействием получаемой информации, которая оказывает влияние на ценности, установки и поведение молодежи» [18, 1].

В условиях, когда непосредственное общение между людьми, в том числе между подростками и их родителями, постоянно снижается, когда большую часть своего свободного времени молодые люди проводят в интернете (по данным опросов, проведённых ВЦИОМ, 97% людей в возрасте от 18 до 24 лет пользуются интернетом ежедневно, при этом 71% проводит в интернете более 4 часов [16]), влияние современных СМИ, массмедиа на социализацию молодёжи становится очень значимым.

Молодые люди всё чаще полностью уходят в виртуальный мир, «живут» в интернете, в социальных сетях, проводя своё время в переписке с виртуальными друзьями, в размещении и просмотре фотографий и видеороликов, проставлении «лайков» и комментариев, обновлении статусов, просмотре новостей – при этом новости политической жизни страны их волнуют несоизмеримо меньше, чем новости из личной жизни популярного блогера или музыкального кумира, а в перипетиях жизненных сюжетов и судеб героев аниме или ролевых игр они разбираются намного больше, чем в интригах выборов президента в соседней стране или санкционного противоборства между Европейским союзом, США и Россией.

При этом социологи, исследующие влияние СМИ на социализацию молодежи, будучи полностью согласными в том, что степень воздействия массмедиа на молодежь весьма значительна, что именно СМИ во многом ответственны за «формирование ценностных ориентаций, жизненных стратегий, образцов поведения, привычек, предпочтений молодых людей» [2], расходятся во мнениях о позитивных и негативных сторонах влияния СМИ на молодежь. Многие исследователи отмечают в основном негативное влияние современных СМИ на молодежную аудиторию, обвиняя их в пропаганде потребительского, праздного образа жизни; в том, что СМИ перестали воспитывать подрастающее поколение, оставив за собой исключительно развлекательные функции; в том, что в содержании транслируемой информации наличествует «достаточно большой поток насилия, агрессивности и эротики» [2, 17, 4, 9]. Также утверждается, что «под влиянием средств массовой информации происходят изменения в иерархии ценностных ориентаций молодежи – начинают доминировать индивидуальные ориентации – на отдых и развлечение» [15].

Кроме того, молодым людям, подросткам свойственно подражать поведению своих кумиров, а ими в современных массмедиа зачастую становятся популярные «блогеры», «ютуберы» и «стримеры». Именно они определяют модели социального поведения, изменяют лексику и нормы языка, задают стиль общения со сверстниками, учителями и родителями. Полезность следования за такими вожаками действительно вызываете сомнения. Одновременно такие медийные личности всегда являются объектами внимания маркетологов и политтехнологов, которые именно через этих знаменитостей воздействуют на многих людей, формируя их потребительский спрос или предпочтения в голосовании.

Итак, влияние СМИ, особенно современных видов массмедиа, на социализацию молодежи весьма значительно. При этом в литературе в основном отмечается негативное и даже деструктивное воздействие СМИ на формирование личности и развитие молодых людей.

2. Исследование степени и характера влияния средств массовой информации на молодёжь.

В целом согласившись с выводами первой главы я, тем не менее, поставила задачу провести собственное исследование степени и характера влияния средств массовой информации на молодёжь, проведя анкетирование среди учеников 10-х классов своей школы (см. Приложение 1). В опросе приняли участие 28 человек.

На вопрос «Есть ли у вас кумир, на кого вы хотели бы быть похожим?» 20 человек, т.е. примерно 70%, ответили положительно. У большинства ответивших кумиром оказался реальный человек – в 30% случаях это был «персонаж, существующий в интернет-пространстве», в 20% – «представитель массмедиа, певец, актёр»; у 20% ответивших образ для подражания – это анимационный персонаж, и ещё у 10% – персонаж книги. Несколько неожиданным для меня стало то, что у 20% ответивших кумир – реальный, «живой» человек, хотя возможно и живший в другую эпоху, но реально существовавший (или и ныне здравствующий), и никак не связанный с миром современных массмедиа.

Практически все респонденты указали на интернет как на единственный или по крайней мере основной источник информации о своём кумире. Среди других вариантов ответов были «друзья» и «книги». Интересно, что ни один из традиционных видов СМИ: печатные периодические издания и телевидение – не был упомянут ни разу.

90% респондентов искренне считают, что желание быть похожим на своего кумира оказывает на них положительное воздействие; 10% затруднились с ответом на этот вопрос.

Только один человек из принявших участие в опросе признал, что подражание кумиру расходует достаточно много его времени. Возникает впечатление, что респонденты заподозрили «подвох» в этом вопросе, и зря – никто не сказал, что, например, желание стать умнее или сильнее вслед за своим кумиром не может не занять много времени, наоборот, например, регулярные занятия спортом могут расходовать весьма значительную часть свободного времени.

Практически все респонденты собираются изменить свой образ жизни (или, может быть даже более вероятно, что уже находятся в процессе перемен).

70% респондентов никак не отреагируют на плохие отзывы об их кумире и просто останутся при своём мнении, 20% – будут убеждать своего оппонента в его неправоте и лишь только один человек признал, что способен проявить агрессию к «обидчику» его кумира.

И все ответившие единогласно заявили, что никогда не замечали признаков манипулирования их сознанием.

Не претендуя на качественную полноту данного исследования в связи с небольшим количеством респондентов, на основании анкетирования можно сделать выводы, что из современных средств массмедиа по степени влияния на молодежь уверенно лидирует интернет, а вовсе не телевидение. Степень этого влияния очень высока – если судить по процентному соотношению тех, кто указал на наличие кумира и тех, кто желает измениться для достижения сходства с ним.

При этом желание изменить себя в подражание своему кумиру может быть как положительным, так и отрицательным. На самом деле нет ничего плохого в том, что хотеть стать похожим на своего героя. Проблема в том, что в поколении наших родителей с героями всё было однозначно ясно, они «назначались» обществом и в желании стать космонавтом, учёным или балериной не могло быть никаких противоречий с тем, что в обществе считалось единственно правильным. Сейчас произошла смена героев. Это могут быть самые разнообразные личности – от звёзд кино или звёзд Инстаграма до крупных бизнесменов, а также, к сожалению, и антисоциальные личности и даже преступники. Как мы уже обсуждали, в современных массмедиа доступна практически любая информация, легко можно найти не только публично высказываемые ими идеи, но и даже сведения о носимых ими марках одежды, предпочтения в еде и т.п.

Таким образом, подтверждая сформулированную в введении гипотезу, можно сделать вывод, что влияние массмедиа на молодежь является сильным, при этом носит неоднозначный характер, т.е. может быть как негативным, так и позитивным – в зависимости от того, насколько совпадёт направление развития подростка, стремящегося, как и поколения до него, стать таким же, как и его герой, с принятыми здесь и сейчас в семье и обществами нормами.

При этом я считаю, что даже если внешний вид или стиль поведения юноши или девушки входит в диссонанс с «общепринятыми» нормами, это далеко не всегда должно восприниматься негативно или категорически отвергаться, если это конечно не является деструктивными или запрещёнными вещами, типа употребления наркотиков или противоправных действий.

Дополнительным положительным результатом проведённого исследования можно считать то, что почти все респонденты показали толерантность к чужому мнению, это не может не радовать в наше «агрессивное» время.

Заключение

По итогам проведенного исследования можно сделать выводы, что влияние средств массовой коммуникации на современную молодежь чрезвычайно велико, причем наибольшее влияние оказывает интернет. Извечная потребность молодых выбрать себе объект для подражания совместно с возможностями интернета привела к выбору в качестве кумиров предлагаемых в этом ресурсе объектов, чаще всего не очень высокого морального и культурного уровня. При этом количество желающих отождествить себя с объектом преклонения очень высоко.

Из положительных сторон можно отметить высокий уровень толерантности к чужому мнению и выбору. Если раньше выделяющийся из общей массы людей одеждой, поведением или высказываемыми идеями молодой человек подвергался общей критике и даже наказаниям, то теперь это всего лишь (почти) обычный способ найти себя, подобрать себе личную модель поведения и способ взаимодействия с обществом. И, наверное, это не так уж и плохо, что в настоящее время существует бесконечное множество доступных для этого вариантов.

Список использованных источников и литературы

Головатый, Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций [Текст] / Н.Ф. Головатый. – К.: МАУП, 1999.

Данилова, Е.А. Влияние СМИ на социализацию молодежи [Электронный ресурс] / Е.А. Данилова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2017. - Т. 5. - № 2 (18). – Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019) "О средствах массовой информации" [Текст].

Зейтунян, М.А. Проблема социализации молодёжи в информационном обществе: теоретическое осмысление [Текст] / М.А. Зейтунян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. - №2. - С. 1-5.

Иконникова, С.Н. Молодежь как социальная категория. Доклад на VII Всемирном социологическом конгрессе, Варна, 1970 [Текст] / С.Н. Иконникова, И.С. Кон. – М. 1970.

Ильченко, C. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией [Текст] / C. Ильченко, Д. Пучков. – СПб.: Питер, 2019.

Как не утонуть в потоке информации? [Электронный ресурс] // Электронное издание «Наука и технологии России». – Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=222&d_no=119429

Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием-2 [Текст] / С.Г. Кара-Мурза, С.В. Смирнов. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2009.

Комарова, Н.С. Роль СМИ в социализации молодежи в современном обществе [Текст] / Н.С. Комарова // Вестник уральского института экономики, управления и права. – 2011. - № 1. - С. 44.

Коммуникация [Электронный ресурс] // Материал из Википедии — свободной энциклопедии. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коммуникация/

Лернер, Р. Справочник по психологии подростков [Текст] / Р. Лернер, Л. Стайнбергс. – Нью-Йорк: Wiley, 2009.

Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2007.

Назаров, Б.Н. Массовая коммуникация и общество [Текст] / Б.Н. Назаров. – М.: Либроком, 2014.

Науменко, Т.В. Социология массовой коммуникации [Текст] / Т.В. Науменко. – М.: Кнорус, 2019.

Петченко, Т.С. Роль средств массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи [Текст]: дис. … к-та соц. наук / Т.С. Петченко. – Ставрополь, 2007.

Просторы интернета: для работы или развлечений? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ № 3767, 20 Сентября 2018. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322

Селезнёва, М.К. Социализация молодёжи в современном обществе [Текст] / М.К. Селезнёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №40. - Т. 16. - С. 239-243.

Социология молодёжи [Текст]: коллектив авторов; под ред. В. Т. Лисовского. – СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996.

Mass media [Электронныйресурс] // From Wikipedia, the free encyclopedia. – Режимдоступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Mass_media/

Приложение 1. Анкета

Внимательно читайте каждый вопрос или задание. Отвечайте достаточно быстро. В анкете нет правильных или неправильных ответов. Любой вариант отражает Вашу точку зрения.

1.Есть ли у вас кумир, на кого вы хотели бы быть похожим?

- есть

- нет никого

- у меня несколько образцов для подражания

2.Этот образ для подражания является

- реальным человеком

- персонажем книги

- анимационный персонаж

- представитель масс-медиа – певец, актер

- персонаж, существующий в интернет-пространстве – напр., видео-блоггер

3. Откуда вы в основном получаете сведения о своем кумире?

- из печати (журналы, газеты);

- из книг;

- из учебников;

- при помощи телевидения;

- от родителей;

- от друзей;

- из Интернета;

- затрудняюсь ответить.

4. Считаете ли вы, что ваше желание быть похожим на своего кумира оказывает на вас положительное воздействие?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить.

5.Насколько увлечение своим кумиром способно отвлечь вас от реальной жизни?

- нет, я просто интересуюсь информацией о своем кумире

- да, я трачу на это увлечение много своего времени

- это увлечение не влияет на мою реальную жизнь

6. Вы хотели бы подражать своему кумиру

- в поведении

- в одежде

- хотите достичь его уровня образования

- просто любуетесь им

7. На что бы вы могли пойти в подражании своему кумиру?

- сесть на диету

- чаще посещать тренажерный зал

- подражать его прическе, макияжу

- читать те же книги, что и он

- выражаться, как и он (даже если это не совсем корректные выражения)

- изменить свой образ жизни

8.Если кто-то плохо отзовется о вашем кумире, то вы

- просто пожмете плечами – на ваше мнение это не повлияет никак

- будете убеждать своего оппонента в его неправоте

- поссоритесь с ним

- будете отстаивать свое мнение о кумире кулаками

9. Ощущаете ли Вы, что Вашим сознанием манипулируют?

- нет, никогда;

- иногда ощущаю;

- да, ощущаю постоянно;

- затрудняюсь ответить.

Просмотров работы: 6582