Социальная реклама, как метод борьбы с курением среди подростков

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социальная реклама, как метод борьбы с курением среди подростков

Тарасова К.И. 1
1МАОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина
Кузьмина Г.С. 1
1Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение

Просматривая передачи на телевидении, мы ежедневно сталкиваемся с рекламой. Она уже стала данностью нашего времени. По несколько раз в день мы видим рекламу духов, чипсов и других продуктов. И только изредка на телевидении появляется реклама социальной направленности – о помощи заболевшим детям, о вреде курения. Все, наверняка, помнят рекламу «Позвони родителям!», «А ваши дети дома?». Она помогает обратить внимание на реальную проблему, пересмотреть свои собственные взгляды на те или иные вопросы.

Я нашла в Интернете документы, касающиеся регламентации вопроса выпуска роликов социальной рекламы. Я выяснила, что в апреле 2018 года на заседании совета по социальной рекламе эксперты обсудили создание при телеканалах комиссий по размещению социальной рекламы. В официальном письме от Минкомсвязи сообщалось, что такие комиссии уже создали холдинг ВГТРК, телеканал «Звезда», Общественное телевидение России (ОТР) и Первый канал. Некоммерческие организации пытаются разместить социальную рекламу на различных носителях и в СМИ, как правило, на безвозмездных началах, поэтому телекомпании не спешат вставлять их в эфир, хотя по положению, социальная реклама может занимать до 5% рекламного времени?

Чтобы разобраться во всех этих проблемах, я решила серьезно изучить вопрос, а так же попробовать себя в роли режиссера социальной рекламы.

Одной из таких важных проблем является курение, особенно среди подростков, сильно подверженных влиянию общественного мнения. Социальная реклама могла бы стать для них неким ориентиром. Она бы выступила «профилактическим средством» для тех, кто не курит, напомнив им о том, как это отразиться на состоянии их организма. И мощным сигналом для тех, кто уже пристрастился к это привычке, призывая их от нее отказаться.

Цель моей работы создать наиболее действенную социальную рекламу против курения, изучив ее виды, эффективность, влияние на человека.

Задачи:

1. Рассмотреть социальную рекламу, как метод воздействия на общество;

2. Изучить проблему курения среди подростков;

3. Проанализировать, какой вид социальной рекламы наиболее благоприятный и реализуемый;

4. Определить возможность воздействия на подростков, имеющих вредную привычку курение через социальную рекламу;

5. Создать социальный рекламный ролик;

6. Разместить данный социальный ролик в социальной среде.

Первый этап (подготовительный)

В ходе работы на этом этапе была выбрана тема, определены цели и задачи проекта.

Этап (Аналитический) – январь 2016

Чтобы понять, что такое социальная реклама, какие виды ее существуют, какие виды рекламы могут эффективно воздействовать на человека, я обратилась к литературе, материалам интернет. Кроме того, мне необходимо было выяснить, какая тема социального ролика актуальна для моих сверстников. На мой взгляд, это проблема курения. Чтобы выяснить, действительно ли это так, я провела анкетирование среди старшеклассников. Результатом стала исследовательская часть, которая была предоставлена вниманию одноклассников.

Исследовательская часть

Что такое социальная реклама

Социальная реклама

Социальная реклама является одним из видов некоммерческой рекламы. Представляет собой информацию в любом виде и на любых носителях, направленную на формирование определенных моральных ценностей, общественных взглядов, а также для преобразования моделей массового поведения и привлечения социума к проблемам общества. Существует несколько оснований для классификации социальной рекламы, несколько ее видов

Классификация по направлениям социальной рекламы.

Реклама ценностей (пропагандирует определенные идеи и убеждения, например, призывает правильно воспитывать детей и не применять к ним силу).

Реклама НКО, проектов, событий, мероприятий, программ (движение по защите окружающей среды и леса).

Информационно-просветительская реклама (пропаганда темы с подбором информационной и аналитической базы, например, о проблеме абортов, алкоголизма, наркомании).

Классификация рекламы по инициатору.

Государственная (организуется государственными институтами структурами в защиту своих интересов, например, патриотичная реклама военкомата «Служу Отчизне»).

Некоммерческих организаций (реализуется фондами, общественными объединениями в идеологических целях, например, фонд помощи «Подари жизнь»).

Коммерческих предприятий (относится к бизнес-рекламе в социуме, например, проект «Все равно?»).

Общественная (организуется через неофициальные структуры частными лицами в форме вывесок и баннеров, например, призыв водителей к езде в трезвом состоянии).

Классификация рекламы по типу воздействия.

Призывающая содержит разного рода побуждение к действию, например, призыв жить правильно.

Вопрошающая обращается к аудитории путем задачи проблемы, например, содержащая вопрос от страховой компании: «А Вы уверены, что ваша жизнь под контролем?».

Тезисная выражает суждение об определенной модели поведения в обществе, которое не содержит оценок или призывов, а констатирует факты. Например, «Здоровые родители — здоровые дети — здоровое будущее нации!».

Информирующая углубляет знания аудитории по теме, например, характеризует специфику действия экологии на системные функции организма.

Комбинированная может использовать как призыв, так и тезис или информационный блок.

Классификация по формату.

Звуковая, например, просьба вовремя забирать детей из детского сада.

Визуально-графическая и электронно-цифровая. Например, призыв на баннере обеспечить себе беззаботную старость.

Визуально-кинематографическая. Например, видеоролики ко Дню Победы.

Визуально-объектная. Уникальный вид пропаганды с применением форм, вызывающих различные ассоциации, без передачи текстовой информации.

Текстовая. Например, бегущая строка о важности контрацепции.

Классификация по эмоциональной направленности.

Позитивная создает положительный образ, вызывает реакцию «За».

Негативная имеет вектор «Против».

Классификация по задачам.

• Привлечение внимания общества к общим проблемам.

• Воздействие на моральные ориентиры.

• Изменение поведенческих моделей и восприятия.

• Агитация на определенные действия.

• Призыв решить проблему или посодействовать материал

2.8. Классификация по видам.

• устная реклама (в любом виде);

• фотография;

• социальный плакат;

• баннер;

• открытки;

• листовки;

• значки;

• флажки;

• одежда с фотопечатью;

• литературное произведение;

• постановочное видео;

• документальные фильмы;

• социальные ролики;

• информационные таблички;

• брошюры;

• буклеты;

• стенды;

• вывески.

Эффективность социальной рекламы.

Эффективность социальной рекламы измеряется по критериям, затрагивающим психологический аспект личности и социума. К таким параметрам относят:

узнаваемость обществом того или иного феномена;

оценка общественной позиции;

оценка сложившегося мнения.

Социальная реклама имеет эффект в том случае, когда оказывает воздействие на субъект.

Выделяют следующие уровни эффективности социальной рекламы:

осведомленность зрителя;

усвоение информации;

формирование убеждений;

появление желания следовать модели;

достижение результата (100%).

Факторы воздействия социальной рекламы.

Восприятие человека отбирает из рекламного сообщения лишь самое нужное для его жизнедеятельности и не воспринимает то, что субъективно не представляется ему необходимым.

Люди сознательно или бессознательно избегают информации, которая не совпадает или противоречит их убеждениям, а воспринимают обычно то, что соответствует их желанию, опыту.

Эффективность воздействия социальной рекламы во многом зависит от длительности процесса внимания, вызываемого раздражителем, и от силы раздражителя. Раздражитель, действующий длительное время.

При неумелой или непродуманной работе ущерб может быть нанесен организации. В качестве примера мы назовем московскую рекламную кампанию «Эта мелочь защитит вас обоих», ставшую хрестоматийной у исследователей. Кампания выступала за безопасные половые отношения. «Посмотрев ролик "Эта мелочь защитит вас обоих" в рамках акции по продвижению безопасного секса, 20% респондентов посчитали его рекламой презервативов, 11% - призывом читать брошюры о половом воспитании, 2% - пропагандой сексуальной жизни. 1% понял в том смысле, что иметь несколько любовников одновременно вовсе не так уж и неприлично».

Нельзя также не отметить, что эффективность коммуникации тем выше, чем интенсивнее информационный поток, направленный на реципиента.

Для эффективного функционирования социальной рекламы необходимы:

1. Научно организованного процесса рекламирования;

2. Достаточное финансирование;

3. Отсутствие противоречий (желательно);

4. Знание своей аудитории (правильное сегментирование).

2. Курение как социальная проблема.

2.1. Понятие курения.

Курение — вредная привычка, которая заключается во вдыхании дыма тлеющего табака. Курение представляет собой одну из форм токсикомании. Оно оказывает отрицательное влияние как на здоровье курильщиков, так и окружающих лиц. Содержащийся в табачном дыме никотин практически мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Кроме никотина, в табачном дыме содержится большое количество продуктов сгорания табачных листьев и веществ, используемых при технологической обработке. По данным фармакологов, табачный дым, кроме никотина, содержит угарный газ, синильную кислоту, сероводород, углекислоту, аммиак, эфирные масла и концентрат из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака - табачный дегть.

2.2. Вред курения.

Употребление табака является одной из самых значительных угроз для здоровья, когда-либо возникавших в мире. Оно ежегодно приводит почти к 7 миллионам случаев смерти, из которых более 6 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 890 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Как же воздействует курение на организм человека?

Курение осуществляется посредством дыхательной системы, она страдает в первую очередь от дыма, содержащего крупные частицы копоти и сажи. Попадая в ротовую полость табачный дым начинает свое разрушительное действие – зубы со временем желтеют, появляется неприятный запах, воздействуя на слизистую оболочку, может вызвать инфекционные заболевания. Оказавшись в желудке, составляющие табачного дыма вызывают гастрит, панкреатит, язву. Курильщики часто страдают отсутствием аппетита, расстройствами желудка. Никотин, проникающий в кровь, повышает сердечный ритм, т.е. сердце работает в усиленном режиме, что приводит к его ожирению, инфаркту.

Приведу перечень заболеваний, которые вызывает курение:

различные виды рака;

инфаркт миокарда;

инсульт;

тромбоэмболию легких;

атеросклероз;

слепоту;

глухоту;

облитерирующий эндартериит;

импотенцию и фригидность;

бесплодие;

эмфизему легких;

пневмонию;

хронический бронхит;

разрушение зубной эмали;

болезни ЖКТ;

врожденные уродства;

отставание в развитии;

раннюю смертность.

Практический все человеческие органы страдают от этой пагубной привычки. Результаты статистический исследований поражают!

Они показали, что курение является причиной:

98% смертей от рака гортани (98 из 100 умерших, если бы не курили, жили бы дольше!),

96% смертей от рака легких,

30% всех случаев смерти от рака,

75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких,

20% всех случаев сердечной смерти,

25% умерших от ишемической болезни сердца погубили себя курением.

2.3. Проблема курения среди подростков.

К сожалению, на сегодняшний день проблема курения очень актуальна и среди молодёжи. По информации Роспотребнадзора в возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и семь сигарет в день соответственно.

Согласно исследованиям психологов, чаще всего причинами курения подростков являются подражание более старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожим (в том числе и родителям); желание казаться взрослым, независимым; желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей. Психолог Ф. Райс считает, что, начав курить, молодые люди продолжают это делать по следующим причинам:

1. Снятие психологического напряжения;

2. Приобретение бессознательной привычки: у курильщиков возникает рефлекс, от которого трудно избавиться;

3. Ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей.

Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя безвредным, а в некотором отношении даже полезным. При этом вредные стороны действия наркотического вещества выставляются в качестве привлекательных и полезных. Зачастую, подростки даже не представляют, какой урон они наносят своему здоровью, воспринимая курение, как способ развлечения. Однако при таком отношении к этой проблеме и при таких темпах распространенности курения среди молодежи, к 2020 году ежегодно преждевременная смерть будет ожидать 10 млн. человек.

3. Анализ наиболее благоприятного и реализуемого вида социальной рекламы.

Спектр разновидностей социальной рекламы огромен: баннер, социальный ролик, листовки, стенды, вывески, лекции в устной форме и т.д. Проанализировав выше перечисленные виды, я выбрала социальный ролик.

Преимущества социального ролика:

1.Повышенный интерес. В социальной рекламе (в отличие от другой рекламы) отсутствует "эффект навязывания", поэтому ее охотнее и с большим интересом смотрят зрители.

2. "Сарафанное радио". Социальные видеоролики, затрагивающие волнующую многих тему будут показывать знакомым, пересылать друзьям в социальных сетях, лайкать и «репостить». Также социальное видео может пригодиться Вам, если Ваша цель – изменить наш мир к лучшему!

3. Касается каждого. Социальный видеоролик освещает одну из общественных проблем (или комплекс таких проблем), к которым социум не проявляет должного внимания, поскольку они уже укоренились и стали привычными для большинства людей.

При выборе я опиралась на несколько критериев:

Реализуемость (социальный ролик можно создать в домашних условиях, без материальных затрат).

Доступность для большой аудитории (ролик можно показать в школе, на классном часу, а можно расширить свою аудиторию, разместив его, например, в социальных сетях).

Последний пункт особенно важен, т.к. большинство подростков проводят много времени в Интернете. И размещение социальной рекламы там гарантирует то, что большее количество молодых людей его заметят.

IV. Этап (практический)

Прежде, чем приступить к работе, я решила познакомиться c правовыми нормами создания социальной рекламы.

Согласно статье 10 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006 г., рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Из этой статьи следует то, что создание социального ролика физическим лицом разрешено законом. Поэтому можно приступать к работе!

Процесс создания социального ролика.

Обсуждаем с тематику видео, видение, идеи;

Изучаем проблему, основные факты, вызывающие резонанс;

Изучаем целевую аудиторию, их интересы;

Формулируем основную идею;

Пишем сценарий;

Подбираем видеоматериалы, статистические данные и пр.;

Производим съемку и монтаж видеоматериалов;

Вносим правки и представляем готовый проект.

V. Этап (презентация результатов проекта)

Изучив виды социальной рекламы, и разобравшись в проблеме курения я выбрала оптимальный вид социальной рекламы: видео ролик.

Я создала социальный ролик против курения подростков. Его я показала на классном часе своим одноклассникам. Статистика и некоторые кадры, представленные в нём, шокировали их. Многие даже не осознавали, насколько курение масштабная проблема в современном обществе.

Здорово, что теперь больше людей осознают, что курение - это большая проблема. И если мой ролик заставил хоты бы несколько человек задуматься об этой проблеме и отказаться от неё- то цель моей работы достигнута!

V. Заключение

Сделаю несколько выводов по проделанной работе.

Проблема курения в настоящее время представляет собой комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Проблема актуальна, как никогда. Одним из способов её преодоления является эффективная профилактика и пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры социальных и медицинских последствий курения также эффективно воздействуют на сознание молодых людей. Такую пропаганду может обеспечить социальная реклама.

Работая над проектом, я рассмотрела социальную рекламу, как метод воздействия на общество, нашла наиболее оптимальный вид социальной рекламы – ролик. Мне удалось создать социальный рекламный ролик и разместить данный социальный ролик в социальной среде. Цель, поставленная в работе достигнута, задачи выполнены.

VI. Библиографический список

1. Публикации в периодической печати.

1. Колесов Д.Б. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст]. - Москва, 2004г. - С. 21-22.

2. Воропай А. В. Дорогая сигарета [Текст]. - Москва, 2004г - С. 13-17.

3. Медведев Р. Катастрофа здоровья нации [Текст] // Фармация. - №6 (57). - Москва, 2007г - С. 9.

4. Георгиевская Ю.В. Молодежь как объект социального воздействия: некоторые факторы, формирующие девиантное поведение в молодежной среде [Текст] // Гуманитарные исследования - Москва, 2005г. - № 4. - С. 42-51.

5. Лисицын Ю.П., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка приводит к болезни [Текст]. - Москва. 2006г. - С. 15-16.

6. Макдауэл Дж. Лучший подарок-это жизнь [Текст] // пер. Кенжеев Б. - Москва: Санкт Петербург "Соваминко ", 2003г. - С. 19-21.

2. Электронные ресурсы.

http://www.gazeta.ru.

http://www.abitura.com

http://ege.edu.ru

http://region.ulsu.ru

http://youth.msses.ru

https://rkn.gov.ru/

Документы.

Федеральный закон N 38-ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 (ред. от 30.10.2018)

VII. Приложение

Приложение 1

Кадры из социального ролика (продукт проекта).

Приложение 2

Просмотров работы: 2376