Интернет в жизни современных подростков

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Интернет в жизни современных подростков

Леонова А.В. 1
1Гимназия "Пущино"
Шестибратова О.В. 1
1МБОУ Гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Интернет охватил практически весь мир и все сферы жизнедеятельности. Почти у каждого подростка есть персональный компьютер, планшет или телефон с подключением к локальной сети Интернет. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Интернет и социальные сети оказывают самое серьезное влияние на социализацию современной молодежи.

Объект исследования – интернет как источник информации.

Предмет исследования – влияние интернета на молодёжь.

Цель исследования – выявить и изучить особенности влияния интернета на формирование личности подростков.

Задачи исследования:

Провести изучение и теоретический анализ литературы для изучения роли Интернета в жизни подростка;

Определить, какую роль играет Интернет в жизни подростка;

Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на формирование личности подростка;

Установить, позитивно или негативно влияет Интернет на формирование личности подростка;

Разработать анкету и провести исследование среди подростков по данной теме;

Проанализировать полученные данные, сформулировать выводы и предложить практические рекомендации по выявленным проблемам.

Гипотеза исследования: Интернет оказывает в большей степени негативное влияние на подростков, что выражается в формировании патологической зависимости.

Методы исследования:

- теоретический анализ научных источников;

- метод анкетирования, тестирования;

- метод статистической обработки результатов;

Практическая направленность проекта:

- полученные результаты помогут расширить научное знание о роли и влиянии интернета в подростковом возрасте;

- выводы исследования и практические рекомендации по устранения негативного влияния Интернета могут быть использованы в деятельности школы (классных часах, родительских собраний) и семье.

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРНЕТ?

РАЗДЕЛ 1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТА

Интернет - Всемирная компьютерная сеть электронной связи, позволяющая пользователям персональных компьютеров, находясь на любом расстоянии, в любой точке земного шара, иметь связь друг с другом, принимать и передавать текстовую и изобразительную информации.

Ещё несколько лет назад Интернет был роскошью, далеко не каждый пользователь компьютера мог позволить себе это удовольствие. Сегодня Интернет стал доступен практически каждому. Более того, многим он сейчас просто необходим.

Интернет возник как воплощение двух идей – глобального хранилища информации и универсального средства ее распространения. Сотрудники ARPA (Агентство перспективных исследовательских проектов министерства обороны США) разработали методы, ставшие основой развития сетевых технологий. В 1969 г. была создана сеть ARPANET, ставшая основой для объединения локальных и территориальных сетей в единую глобальную систему, которая постепенно разрослась до масштабов всей планеты. Это гигантское объединение сетей и называют Интернетом. Первый реальный результат был получен в 1969 году, 29 октября. Именно в этот день в 9 часов вечера была предпринята первая успешная попытка связи между университетами в Стэнфорде и в Лос-Анджелесе. Оператору Чарли Клайну в Лос-Анджелесе удалось подключиться к стэндфордскому компьютеру и передать кодовое слово. 1969 год традиционно считается годом его возникновения.

Настоящий расцвет Интернета начался после выхода в свет графического браузера «Мозаика». К этому времени возросла пропускная способность сетей и появилась возможность быстро передавать цветные изображения, фотографии, рисунки. В Интернет хлынула не только научная, но и развлекательная информация.

В настоящее время Интернет доступен не только через компьютерные сети, но и через спутники связи, радиосигнал, кабельное телевидение, телефон, сотовую связь, специальные оптико-волоконные линии и электропровода. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах.

РАЗДЕЛ 1.2 РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В ЖИЗНИ ПОДРОСТКА

Многие дети знакомятся с интернетом в школе, очень быстро осваиваются и становятся более активными интернет-пользователями, чем педагоги и родители, значительно быстрее взрослых накапливают пользовательский опыт. При этом очевиден недостаток знаний подростков о безопасном поведении в Сети. Чтобы научить их безопасной работе в интернете, родители и педагоги должны знать, что происходит в виртуальном мире детей, насколько важную роль занимает интернет в их жизни.

С каждым годом сообщество российских интернет - пользователей молодеет. По статистическим данным в России в среднем лишь треть взрослых - пользователи интернета, в то время как среди школьников таковых - почти 90%.Это связано с появлением сетевых порталов «Одноклассники», «В контакте», «Facebook».

Интернет предоставляет детям и подросткам огромные возможности, а обучаемость и

гибкость позволяют им гораздо быстрее, чем взрослым, осваиваться в интернете и чувствовать себя там "как дома". В Сети и с ее помощью школьники приобретают знания и социальные навыки, которые помогут им в недалеком будущем стать успешными гражданами цифрового общества.

В информационном обществе перспектива развития связана в первую очередь с

потреблением информации. Сегодня интернет превращается в один из основных ее источников не только для взрослых, но и для детей. Для российских подростков интернет по сравнению с книгами, телевидением, журналами становится главным источником информации, конкурирует с учителями и друзьями и частично заменяет родителей.

Подросток склонен скорее получать удовольствие от интернета, наслаждаться им,

нежели анализировать и критически осмысливать полученную информацию.

Более половины российских школьников считают интернет свободным пространством,

где каждый может делать то, что хочет. Это тоже очень привлекательный момент для

подростков, повышающий их пользовательскую активность. Ведь одна из самых актуальных потребностей в этом возрасте - потребность в автономии и самостоятельности.

Школьники активно используют возможности интернета для коммуникации: ведут онлайн - дневники, общаются с друзьями через Skype, пользуются электронной почтой, общаются в чатах и различных социальных сетях.

Определяя интернет как один из главных источников информации, часть

подростков осознает, что в Сети можно встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией.

Однако вредоносность некоторой информации осознают не все подростки. Знакомство с неизведанным и необычным почти всегда вызывает неуверенность и страх. А глобальная сеть не только захватывает, но и поражает любого своими колоссальными возможностями. Поэтому на первых этапах освоения интернета чувствительность к его возможным рискам и угрозам выше.

Поэтому так важно, чтобы педагоги и родители, осознавая значимость интернета в

развитии школьников, сами могли соответствовать новой социальной ситуации и обучали детей не только эффективному, но и безопасному использованию возможностей глобальной сети.

ГЛАВА 2. ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ ВЛИЯНИЯ

ИНТЕРНЕТА НА ПОДРОСТКА

РАЗДЕЛ 2.1 ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ ИНТЕРНЕТА

Для начала рассмотрим плюсы Интернета. Появились такие возможности,  как заработок в сети, способ показать, проявить себя, поместив свою собственную страничку или написанные программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, старых друзей, которых давно не видел.

В интернет  каждый прокладывает свой   собственный путь. Ты сам   решаешь, какими услугами сети воспользоваться. В интернете работают программы, решающие определенный круг задач. С его помощью можно даже звонить по телефону, делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться самыми различными способами, дружить и даже влюбляться,   и это далеко не всё.

Также миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями. В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь ценна научная литература – так как обычные книги стоят больших денег, а многие ученые, как это не прискорбно, не в состоянии обеспечить себя необходимой литературой, Интернет дает им такую возможность. Так же Интернет является воистину самым огромным сборником информации, Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию, либо поднять свои навыки на иной уровень. Так же в Интернете можно всегда получить самые свежие новости узкой либо широкой тематики.

Возможности Интернет практически безграничны, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это прелести живого общения, прелести писем, написанных рукой друга или любимого человека, а сидя перед мерцающим экраном никогда нельзя будет сходить погулять с друзьями в «реале». Это, конечно, большой недостаток сети, но вместе с тем и большое достоинство, потому что нельзя навечно переселяться в виртуальную реальность, всё-таки мы живые люди, а не машины.

РАЗДЕЛ 2.2 НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ ИНТЕРНЕТА

Теперь о минусах. Отрицательным является то, что интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть. В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики.

А ведь дети впитывают информацию как губка - и что они получают из Интернета? Достаточно зайти на некоторые сайты, и вы сами всё поймете.

В Интернете появились хакеры, гробящие все на своем пути ради удовлетворения своего ущемленного самолюбия, они не могут создать, могут только разрушить. Но давайте подумаем, что их подвигло на разрушение вся и всего в Интернете? Не прогулка ли по нему? Я часто вижу сайты, которые хочется уничтожить. К сожалению, негативная информация в Интернете на данный момент преобладает. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека...

Но, если зрение и слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то, что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость. Они уходят в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

И, конечно же, в интернете люди тратят большое количество времени на, в основном, бессмысленные вещи, которые никаким образом не развивают человека, его личность и мышление.

И еще, Интернет ”затягивает”. Некоторые люди теряют интерес к жизни, если у них отсутствует соединение с Интернетом. Появляется ощущение пустоты, раздражительность и депрессия. Возникает зависимость. Люди, которые проводят много времени в сети Интернет, могут начать лгать членам своей семьи, коллегам или друзьям. Чувство эйфории и удовольствия они ощущают только тогда, когда открывают свои любимые сайты или запускают игры.

Преимуществ у Интернета, как ни крути, множество, иначе бы он не завоевал такую популярность. К сожалению, помимо преимуществ, Интернет принес в жизнь современных людей и отрицательные моменты, которых, по-видимому, ещё больше...

Поэтому, я бы хотела рассмотреть одну из самых значимых патологических проблем, формирующаяся из-за интернета – интернет-зависимость.

РАЗДЕЛ 2.3 ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬ

Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. Это болезнь современности, которая до конца еще не изучена. Проведенные исследования на предмет интернет-зависимости доказали, что длительное пребывание в сети интернет приводит к изменению сознания и работы головного мозга, что в свою очередь ведет к потере обучаемости и возможности глубоко мыслить.

Симптомы интернет-зависимости:

Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние.

Вас за уши не оттащить от монитора, и ни под каким предлогом не выманить на улицу.

Вы не ходите в гости, реже встречаетесь с друзьями, т.е. потихоньку теряете контакты с людьми в оффлайне.

Вы постоянно обновляете страничку в соцсетях, часто проверяете e-mail почту, аккаунт на сайте знакомств и т.д.

Обсуждаете компьютерную тематику даже с людьми, едва сведущими в данной области.

Вы теряете чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.

Во время интернет-серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.

Сайты вы посещаете не с целью найти нужную информацию, а заходите на них бесцельно и механически.

Тратите немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытаетесь скрыть это от близких.

На физиологическом уровне вы чувствуете последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания.

Испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие — негативные новости или сообщения вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.

Замечаете, как близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что вы слишком много времени проводите в Интернете.

И это является явным признаком интернет зависимости. Самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает сложно.

Причины

В основе возникновения интернет-зависимости лежит возможность компенсировать в сети интернет свои нереализованные потребности в реальной жизни: значимость, достижения, общения, любви и дружбы. Интернет способен улучшать настроение, облегчать депрессивные состояния, которые вызваны низкой самооценкой, одиночеством, обидой, неудачливости, страха и т.д. Фактором развития зависимости является неправильное воспитание, нездоровая атмосфера в семье и бездуховность. Такие принципы воспитания как вседозволенность, подавление инициативы, безнаказанность и безотчетность способствуют к возникновению у человека зависимости.

Некоторые советы по избавлению от интернет-зависимости:

Составьте список с перечнем оснований, из-за которых вам стоит отказаться от чрезмерного использования интернета.

Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер.

Не употребляйте пищу, сидя за компьютером, так вы сможете отвлечься от онлайн режима.

Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.

Скопируйте в отдельный фай или распечатайте страницы, которые содержат информацию, часто вами используемую, например, это может быть статья о том, как правильно отдыхать после работы. Так вы сократите визиты в Интернет, и у вас будет меньше соблазн рыскать по сети.

Если вы решили избавиться от интернет-зависимости, вам следует отрегулировать режим вашего сна.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ (ПРАКТИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ 3.1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вывод: Проанализировав все ответы на вопросы, я могу сделать вывод, что интернет незаметно внедрился в жизнь молодёжи и, хотя многие не признали себя зависимым от него, диаграмма ответов показывает обратное. Честные ответы на второй вопрос показывают, что большинство детей сидит в интернете почти целый рабочий день. Это говорит о том, что они бесконтрольно там могут смотреть все, что хотят, если нет запрета на какие-нибудь контенты. Это пагубно влияет на мировоззрение не созревшего психологически молодого поколения. Это очень опасная тенденция приводит к перемещению жизни молодежи в мировую сеть, что влечет за собой такие вытекающие проблемы, как суициды, затягивание в мир видеоигр, неумение беречь круг общения в жизни.

Также, несмотря на то, что все подростки предпочли живое общение виртуальному, большую часть своего времени они проводят и общаются в интернете.

РАЗДЕЛ 3.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ

Для защиты своего компьютера необходимо регулярное обновление программного обеспечения, использование надежных антивирусных и антишпионских программ.

В интернете не стоит переходить по ссылкам и нажимай кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными. Даже если вас будут уверять, что там находится нечто очень важное лично для вас.

Для защиты личной информации придумайте надежный пароль и никому его не сообщайте. Для каждого ресурса стоит использовать уникальные логины и пароли.

Никогда не предоставляйте секретные сведения, например, номер счета или пароль в ответе на сообщение электронной почты или в социальных сетях.

Прежде чем вводить секретные сведения в веб-форме или на веб-странице, обратите внимание на наличие таких признаков, как адрес веб-страницы, начинающийся с префикса https и значка в виде закрытого замка рядом с адресной строкой, который обозначает безопасное соединение.

Для безопасности общения в социальных сетях оставляйте как можно меньше данных о себе и избирательно подходите к предложениям о дружбе.

Перед просмотром входящих писем на электронном ящике, проверьте адрес отправителя. Подозрительные письма смело отправляйте в спам, особенно если в таких письмах содержатся прикрепленные файлы.

В чатах и системах мгновенного обмена сообщениями вы никогда не можете быть уверенными, кто с вами общается. Постарайтесь избегать общения с незнакомцами и ни в коем случае не соглашайтесь с ним на встречу в реальной жизни.

Для скачивания картинки или мелодии вам предлагают отправить смс? Не спешите! Сначала проверьте этот номер в интернете — безопасен ли он и не обманут ли вас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интернет давно стал неотъемлемой частью жизни современного подростка. С этим сложно не согласиться. Любое явление несёт в себе положительные и отрицательные стороны, интернет не исключение. Он помогает молодёжи в поиске информации для учёбы, экономя время на походы в библиотеку, развивает самые разные способности детей, реализует их таланты, помогает заводить новых друзей и многое другое. Каждый для себя может найти положительные моменты от пользования интернетом. Но при этом проявляются и отрицательные его стороны, незаметно для себя, молодежь тратит все больше времени на интернет, это и подготовка домашних заданий, а чаще просто списывание без особого осмысления того, что они делают, сами себя лишая возможности развития в изучении школьных наук; общение с друзьями, забывая об обязанностях по дому и раздражаясь, если родители делают замечания по поводу беспорядка в комнате, обижаясь, что взрослые не понимают, что у них в данный момент происходит всё самое важное, теряя при этом реальный мир вокруг себя; затягивание в мир видеоигр, которое приводит к изменению мироощущения и потери чувства реальности существования, опасности и потери жизни; просмотр фильмов с элементами насилия, что влияет на неокрепший мозг ребенка, приводит к психологическим травмам. Родителям уже невозможно запретить интернет в жизни своих детей, но направить, научить использовать его на благо, любить и ценить реальную жизнь вокруг нас просто необходимая задача номер один.

Чем хороши такие исследования, как мое, так тем, что можно со стороны посмотреть на проблему, которая реально касается каждого из нас в данный момент и вынести для себя определенный урок, и сделать вывод, что для тебя важнее: живые люди или интернет с его вытекающими последствиями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Белоногова Н. И. Интернет в жизни подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2491–2495.

Кимберли Я. Диагноз интернет – зависимости //Психология, 2010 г. -No 5

КентП. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2006.

Интернет-ресурсы:

https://kak-eto-sdelano.ru/istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-interneta/

http://e-koncept.ru/2013/53501.htm.

https://piter-trening.ru/kak-na-nas-vliyaet-internet/

https://molportal.ru/node/11557

https://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html

https://medbooking.com/illness/internet-zavisimosty

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опрос по теме: «Интернет в жизни современного подростка»

Первый вопрос: «Пользуетесь ли вы интернетом каждый день?»

а) Да б) Нет

Второй вопрос: «Сколько часов в сутки вы проводите в интернете?» а) 1-2 б)3-4 в)5-6 г)7-8

Третий вопрос: «Для чего вам нужен интернет?»

а) поиск нужной информации б) общение с друзьями в) учеба

г) развлечения

4. Четвертый вопрос: «Что для тебя интернет в первую очередь?»

а) поиск нужной информации б) общение с друзьями в) учеба

г) развлечения д) всё выше перечисленное в равной степени

5. Пятый вопрос: «Предпочтёте ли вы замену живого общения виртуальному?»

а) Да б) Нет

6. Шестой вопрос: «Считаете ли вы себя зависимым от интернета?»

а) Да б) Нет в) Частично г) Затрудняюсь ответить

7. Седьмой вопрос: «Контролируют ли родители твое посещение интернет-сайтов?»

а) Да б) Нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест для диагностики интернет-зависимости

Составитель: Педагог-психолог Марущак Я.В.

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь в сети? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание в сети, думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить в сети или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу в сети? 
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне сети? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться в сеть для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частого пребывания в сети? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого в сети? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частым пребыванием в сети? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой в сети? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости; 
16-22 балла — стадия увлеченности; 
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем); 
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!

Просмотров работы: 28717