Введение.
В современном обществе одно из основных мест занимают массовые события, в том числе спортивные, ставящие своей целью объединение людей. Построенные по всему миру арены, в частности футбольные, вместимостью более 30 тысяч зрителей создавали особую атмосферу и ажиотаж вокруг соревнований, проводившихся на них. Постепенно начала зарождаться новая, неизведанная субкультура – футбольные фанаты. Многие называют ее одной из главных общественных проблем, рождающих радикальные противоречия и лозунги. Лексика фанатов стала ненормативной и принятой в обществе, они пытаются выразить свою неприязнь к фанатам других футбольных клубов.
Цели и задачи.
Задача исследовательской работы заключается в исследовании лексики футбольных фанатов и самих футбольных фанатов, как субкультуры.
Целью моей работы является создание мини-словаря с разъяснениями жаргонных слов и выражений футбольных фанатов
Предметом исследовательской работы являются языковые особенности жаргона футбольных болельщиков.
Глава I. Теоретическая часть.
История фанатского движения.
Как и сам футбол, истоки околофутбольного насилия берут своё начало в Британии. Английский футбол знаком с инцидентами, связанными с футбольными беспорядками, начиная с XIX века. Уже в те времена поклонники команд и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после окончания игры. Однако, футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует, по сей день начало зарождаться в Великобритании.
Рабочая молодёжь окраин больших городов Англии, не имея средств на дорогие развлечения, выбрала вполне доступный — футбол. Постепенно им стало недостаточно поддержки команды на домашних матчах, а с началом поддержки своих клубов на гостевых поединках возникли первые проблемы.
В середине 1960-х годов трибуны английских стадионов примерно на 70 % состояли из тех, кто отождествлял себя с футбольным насилием. Каждый второй матч заканчивался серьёзными потасовками, некоторые районы городов на время матчей превращались в запретные зоны. Из одного города в другой с чётко определённой целью выявить сильнейшего выезжало от 400 до 7000 человек Вследствие этого тысячи обычных поклонников игры стали держаться подальше от стадионов, а телетрансляции стали для них единственной альтернативой посещению матчей.
Ситуация не улучшилась, когда телевидение, помимо самой игры, стало демонстрировать массовые драки с участием болельщиков. Это не только воодушевляло хулиганов, но и являлось новым средством общественной огласки и саморекламы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в прессе — коллекционирование газетных заметок стало настоящим увлечением для многих фанатов.
Ситуация требовала вмешательства властей, и реакция последовала. Были значительно ужесточены законы, регулирующие правопорядок; на самых отъявленных и опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Многие из хулиганов оказались за решёткой, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция внедряла своих людей в фанатскую среду, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок на корню. Наконец, развивающиеся технологии позволили оборудовать стадионы и прилежащие к ним территории камерами видеонаблюдения, что в значительной степени повышало вероятность хулиганов быть опознанными и впоследствии арестованными.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов внутренняя проблема Англии переступила границы и приняла общеевропейский масштаб.
Фанатское движение в России.
Сочетание «футбольный фанат» появилось в российском лексиконе в 70-е годы ХХ века и первоначально означало группу молодых западноевропейцев, нарушающих общественный порядок во время, до или после футбольного матча. Вместе с этим футбольный фанатизм начал проявляться на территории бывшего СССР. Тогда особо выделялись поклонники московского «Спартака», поддерживающие команду по всей стране, можно отметить и активных фанатов киевского «Динамо». Постепенно взгляды российских фанатов обратились в сторону Англии – родины футбола и футбольных фанатов, на стадионах зазвучали песни, речёвки, слоганы, движение приняло строго закрытый субкультурный характер со своей атрибутикой и жаргоном. Вначале 90-х появились группировки европейского масштаба – «Red-Blue Warriors» у ЦСКА и «Flint’s Crew» у «Спартака». На фоне их противостояния группы поддержки стали возникать практически у всех клубов Российской Федерации, вплоть до непрофессиональных команд. Каков же социальный портрет «среднестатистического» российского футбольного фаната? Как правило, это молодые люди от 15 до 25 лет. 15 лет считается самым ранним возрастом для вступления в «фирму», совсем юных людей берут редко, в исключительных случаях.
Общие замечания о футбольных фанатах.
Футбольные фанаты — лица, нарушающие общественный порядок, связывая свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывая их ими. Сами футбольные хулиганы расценивают своё движение как субкультуру. Как правило, те или иные действия на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков.
Классификация футбольных фанатов.
Ультрас.
Организованное движение фанатов для поддержки своих клубов. Эти ребята больше нацелены на поддержку команды, чем на драку после матча, хотя часто также принимают участие в стычках. Чаще всего они официально зарегистрированная структура, которая занимается созданием фанатрибутики, продажей билетов, информационным продвижением команды, организацией выездов болельщиков на гостевые матчи команды. Крупнейшие группировки часто имеют контакт с руководством клубов и участвуют в коммерческой деятельности клуба.
Карлики.
Юные хулиганы, которые во всем пытаются подражать старшим «коллегам». Самые, наверно, ужасные из всех фанатиков. Всегда идут на «акции» со старшими товарищами, но в драках не принимают участия, а ждут момента, чтобы добивать лежащего врага.
Кузьмичи.
Футбольный болельщик, приходящий на стадион исключительно ради игры к дракам не имеет никакого отношения, из за своей миролюбивости. Часто это болельщики со стажем в возрасте. Любят распивать спиртное на стадионах. Не принимают особого участия в поддержке команд. Кричат только во время ярких моментов игры.
Глоры.
Чаще всего юные болельщики, поддерживающие команды победителей. Отрекаются от команды после первой же неудачи. Либо подбирают команды по «звездности» составов. Их не уважают все слои фанатов и болельщиков.
Глава II. Практическая часть.
Лексика и сленг футбольных фанатов.
Каждая субкультура создает свой сленг, свой язык. Фанаты – не исключение. Порой их речь бывает абсолютно непонятной постороннему слушателю, но, если узнать «общечеловеческие» значения жаргонных слов, то фанатский язык окажется довольно ярким и образным.
Этот арго складывался параллельно с развитием фанатского движения в нашей стране. Зачем он был нужен? Некоторые считают, что только для того, чтобы фанатам, общающимся между собой, удобнее было скрывать свои намерения и мысли от посторонних – милиции, добропорядочных обывателей. Но это не совсем так. Есть ещё один аспект. Фанатам хотелось выделиться из серой обывательской массы, причем не только внешне, а также установить некоторые правила деления на «чужих» и «своих». Серьезное развитие данного элемента новой субкультуры может повлечь за собой образование дополнительных и нежелательных проблем и последствий.
Мини-словарь футбольного сленга.
Заряжать (реже – исполнять) – скандировать кричалки и песни.
Золотой сезон – сезон, во время которого фанат побывал на всех официальных матчах любимой команды.
«Кони» (реже – «лошади», сборище «коней», «конюшня», «конноспортивный комплекс») – собирательные термины для обозначения футболистов и болельщиков московского ЦСКА.
Момон – ОМОН.
«Мясо» («мясные») – самоназвание фанатов московского «Спартака».
Мячик – футбольный матч.
Моб – 1) небольшая группировка фанатов одного клуба, зачастую объединенная по территориальному принципу. Большая фирма состоит из нескольких мобов; 2) часто использующееся выражение, которое определяет большую фанатскую группировку.
«Собака» – электропоезд, на котором большинство фанатов добираются в города.
Фанат (реже – фан, фэн, фанатик) – активный спортивный болельщик, участвующий в акциях.
Фэйр плэй – честная игра. Драка по взаимной договоренности, с одинаковым количеством человек с обеих сторон, без использования аргументов.
Шедвел – проникновение группы фанатов на трибуну с другими фанатами с целью захвата сектора или драки.
Авоська — сетка ворот.
Аут — выход мяча за боковую линию.
Аутсайдер — команда, находящаяся в конце турнирной таблицы.
Банка:
1) скамейка запасных;
2) гол.
Второй этаж — игра головой
Висеть:
1)висеть на карточке — ситуация, при которой игрок имеет непогашенные предупреждения, полученные в предыдущих матчах, и очередное предупреждение повлечёт за собой, согласно регламенту турнира, дисквалификацию на следующий матч.
2)висеть на сопернике — то же, что плотно опекать.
Гекса-трик — шесть мячей, забитых игроком в одном матче (упоминается редко).
Гол в раздевалку — гол на последних минутах первого тайма.
Гол из раздевалки — гол на первых минутах второго тайма.
Горчичник — жёлтая карточка.
Зажигать (об арбитре на линии) — поднимать флажок, сигнализируя главному судье о нарушении правил либо офсайде.
Корнер — угловой удар.
Мундиаль — чемпионат мира.
Набегание — технический приём, при котором игрок(и), не владеющий(ие) мячом, производит(ят) движение в предполагаемую зону получения навеса (прострела).
Навес — пас по воздуху.
Нырок:
1)имитация нарушения правил с целью «выпросить» штрафной удар или пенальти;
2)способ удара головой по низколетящему мячу в падении.
Подкат — способ отбора мяча, при котором защищающийся игрок в падении, скользя по траве (подкатываясь), выбивает мяч из-под ног нападающего.
Финт — обманное движение, обманный приём, исполненный футболистом.
Большинство слов в футбольном сленге имеют русскоязычные корни, но значительно изменившие собственную форму, либо приобретя совершенно другое значение в большей степени, которое отличалось от изначального значения. Любые слова, которые обозначали коллективные практики и все что с ними связано, являются русскими. Создание новых слов, как правило, не происходит, а серьезное расширение словарного запаса осуществляется благодаря появлению у определенных единиц речи обновленного смысла, который часто варьируется в зависимости от событий.
Опрос.
100-ти людям были заданы такие вопросы:
Являетесь ли вы футбольным фанатом?
А) Да
Б) Нет
В) Не интересуюсь
Как часто вы приходите на футбольные матчи?
А) Часто
Б) Редко
В) Не прихожу
Используете ли вы кричалки на матчах?
А) Да
Б) Нет
В) Не интересуюсь
На 1-ый вопрос 50 человек выбрали вариант ответа «А) Да», 40 человека не являются футбольными фанатами, а 10 выбрали «В) Не интересуюсь».
На 2-ой вопрос 30 человек ответили «часто», 50 выбрали «редко», 20 человек не приходят на футбольные матчи.
50 человек используют кричалки на матчах, 30 человек не используют кричалки, 20 не интересуются.
Заключение.
Лексика футбольных болельщиков набирает все больший интерес, благодаря популярности футбола во всем мире. В англоязычной среде ЖФБ, распространена метафора, основанная на сходстве вхарактере действия. Вторая по распространенности – группа метафор с переносом по сходству расположения. Метафоры других видов также встречаются, но в единичных вариантах.
Благодаря развитию футбола, жаргон футбольного болельщика постоянно пополняет свой лексический состав. Некоторые слова отмирают вместе с обозначаемыми ими явлениями и предметами, другие, наоборот, появляются и внедряются в речь.
Все это свидетельствует о том, что в ближайшее время количество пользователей лексикона футбольных болельщиков будет только увеличиваться, и будет возрастать лингвистический интерес к его исследованию.
Вывод.
В ходе выполнения этой исследовательской работы я познакомился с лексикой футбольных фанатов, узнал общие сведения о футбольных фанатах и об их лексиконе, провел опрос, создал словарик, выполнил поставленные задачи.
Использованная литература.
Айваз Маннанов «Я – фанат!».
Авакова А. С. Терминология игроков в современном русском языке // Этимологическое исследование по русскому языку. – Вып. 8. – М.: МГУ, 1976г. – С. 15-29.
Арутюнова Н. Д. Жанры общения. – М.: Наука, 1992г. – 102 с.
Бургаков М.Г. Жаргон футбольных болельщиков в системном и коммуникативном аспектах//сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание. – Элиста.: КалмГУ, 2016г. – 50 с.
http://sarvelo.ru/sv-2/ssylki/razvlecheniya/futbolnyje-boljelshhiki/
http://www.slovonovo.ru/chitat/stati/sleng-futbolnyx-fanatov.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%85%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B
http://subculture.narod.ru/texts/book2/ille.htm