Нынешний старшекласник с самых ранних лет погружён в информационную среду - телевидение, видео, книги, журналы, компьютерные игры. С таким массивом разнообразной информации надо уметь обращаться, извлекать из неё пользу. От получаемой информации во многом зависит формирование отношения подрастающего человека к окружающей жизни. Неумение школьников работать с информацией, а именно анализировать материал, давать грамотные развёрнутые ответы на вопросы, осуществлять поисковый вид работы с информацией, неумение выбрать значимое из информационных потоков не способствует достижению социально и личностно значимых целей. Помочь развивающейся личности не впасть в информационную зависимость, обрести умение сосредоточивать внимание на смыслообразующих звеньях информационного потока, выстраивать из них логическую цепочку, приводящую к определённым умозаключениям, - всё это важная задача. Необходимо учитывать содержание предлагаемых старшеклассниками современных информационных продуктов, а также уметь организовать образовательно-информационную среду так, чтобы она оказывала помощь и поддержку учащимся.
Впервые в российской науке проблемы информационной среды стали разрабатываться Ю.А. Шрейдером в 70-х годах XX в.
Информационная среда, или сфера, - это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности, связанной с преобразованием и потреблением информации.
Интенсивно развивающееся в настоящее время информационное пространство справедливо вызывает тревогу специалистов различного профиля, так как таит в себе опасность активного манипулирования сознанием школьников, нанося психический и физиологический вред их здоровью, во многом определяя духовно-нравственные ценности подрастающих поколений.
Теоретическую основу исследования составили научные труды, связанные:
- с ценностным измерением сознания - Г.С.Батищева , Л.П.Буевой, ВЛ.Лекторского, А.Ф.Лосева, И.В.Метлик и др;
- с влиянием информационной среды на воспитание подрастающих поколений Е. Александрова, Т. Борисова, Е.У.Марданова, А.В.Шарикова и др.;
- анализом психологической природы воздействия СМИ на аудиторию, механизмов влияния на личность, группы и их последствия Альберт Бандура, Мая Дерен, и др;
- методикой и технологией социального воспитания М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева, М.П.Нечаева, И.Е.Смирновой и др.
Цель исследования – рассмотреть влияние информационной среды на ценностные ориентации старшеклассников.
Объектом исследования мы определили - информационную среду старшеклассников.
Предмет исследования – процесс влияния информационной среды на ценностные ориентации старшекласников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что информационная среда будет положительно влиять на ценностные ориентации старшеклассников, если в образовательно-информационную среду ученика включить следующие виды деятельности:
- анализ информационного материала из всех видов источников;
-обучение выбору социально и личностно значимого из информационных потоков.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить
следующие задачи:
- уточнить содержание понятий «информационная среда» и «ценностные ориентации»;
- осуществить диагностику источников и характера информации, «потребляемой» старшеклассниками, а также их ценностных ориентаций;
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение литературы по теме исследования
, сравнение и обобщение;
- эмпирические: наблюдение, беседа, диагностические методы (анкетирование, тестирование).
База исследования: МБОУ СОШ № 25 им.Героя Советского Союза Остаева А.Е. .
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1. Сущность понятий: «ценностные ориентации», «информационная среда
Средства массовой информации обладают огромными возможностями влияния на личность и массы. Во многих случаях они становятся совоспитателями подрастающего поколения, важным фактором формирования их мировоззрения и ценностных, побуждения их к тем или иным активным действиям.
Все информационные источники оказывают воздействие на формирующуюся личность школьника, в связи с чем необходимо рассмотреть их в комплексе.
Средства массовой информации - понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, интернет и т.д.). Под ними следует понимать - социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе.
К основным видам средств массовой информации относятся:
-радио - акустическое, словесно-звуковое воздействие;
-печать - словесное и графическое воздействие;
-кино - художественно-образное воздействие;
-телевидение - интегрированное акустическое и художественно-творческое воздействие;
-компьютерные технологии (Интернет) - оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационными потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия [5, c.21].
Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение, кино и компьютерные технологии. Телевидение позволяет обеспечивать «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события (маленький экран не давит, а незаметно решает свои задачи), домашний просмотр (отсутствует психологическая настроенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) позволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую информацию.
Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр.
Основные функции СМИ:
-общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);
-воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).
-информационная (от лат. informatio - разъяснение): осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;
-обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;
-художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;
-художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства - рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале;
-развлечение: заполнение досуга приятным отдыхом, развлечением (музыка, кино и т.д.) [3, с.37,39].
При изучении проблем воздействия СМИ на аудиторию применяются определенные концептуальные подходы. В основе их лежат соответствующие теории, позволяющие объяснить и понять механизмы влияния на личность, группы и их последствия.
Механизмы влияния СМИ на личность (аудиторию) обусловлены глубоким знанием психологии личности и групп. Они активно воздействуют на информационные интересы, потребности аудитории, ее мотивацию и таким образом оказывают существенное давление на мировоззрение и проявление активности. Действенность влияния СМИ на аудиторию обеспечивается благодаря созданию следующих условий:
-актуальность информации и создание для потребителя эффекта
ее востребованности, что усиливает влияние (действенность);
-настрой зрителя на восприятие именно этой информации. От
этого зависит включение его во взаимодействие с источником информации. Особенно это учитывается при решении пропагандистских задач;
-соответствие информации интересам, потребностям аудитории.
В этом случае она сразу же вызывает интерес и включает зрителя в
процесс ее потребления;
-эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного зрителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий. Он усиливает и снижает фактор воздействия. За счет «взаимозаражения» люди в группе переживают более глубокие эмоции, но после прекращения информации в определенной степени легче вместе выходить из возникшего эмоционального состояния, особенно если в группе есть люди более сильные, способные его преодолевать [2, с.21].
Такое воздействие называют «эмоциональной инфекцией». В основе этого лежит тот факт, что человек нередко неосознанно подражает в своей речи и поведении кому-то из окружающих. Следствием этой имитации становится эмоциональное единство с этим человеком. Объектами подражания часто становятся герои телепередач. Особенно это характерно для детей и подростков. Нередко после просмотров фильмов они активно имитируют героев фильма, повторяя их речи, действия и поступки;
- создание эффекта достоверности предлагаемой информации. Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действительности. Чаще всего создается эффект реальности, используются «достоверные» факты, либо на фоне действительно достоверных подаются те, которые должны быть восприняты как таковые. Такой эффект создает у потребителя веру в предлагаемую информацию, желание принять ее.
В качестве информатора выступает наиболее авторитетная для аудитории личность.
Такое явление основано на эмоциональном сопереживании зрителей
вместе с героем фильма. Сюжет, основанный на сложном, исключительно трудном решении проблемы героя, вызывает у зрителей напряжение (психологическое ожидание), требующее снятие (разрешение). Таким образом формируется нетерпеливое ожидание последующей
встречи с героем, желание участвовать в решении его проблем. На этом эффекте строятся многие сериалы, многосерийные фильмы [4; с.5].
Так, телевизионные программы предусматривают использование (создание) определенных условий (эффектов) и тем самым способствуют достижению соответствующего результата воздействия на личность, группу (аудиторию).
Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную (в частности, ценностные ориентации детей) и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. В частности:
-поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный
СМИ, является руководством для зрителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую деятельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;
-установочные последствия. При определенных условиях под воз
действием СМИ у зрителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на отношения этого зрителя, его действия и поступки;
-когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;
-последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением и особенно интенсивное общение с Интернетом приводят к формированию так называемых «виртуальных» (не имеющих физического воплощения или отличающихся от реально существующего) интересов, потребностей, образа жизни. Такой человек живет нереальными взглядами, идеями, ему скучно от естественной жизни, ее проблем, его постоянно тянет к компьютеру (телевизору), с ним ему интересно, он чувствует себя комфортно;
-психологические последствия. При просмотре различных психологических триллеров, фильмов ужасов и пр. у человека под воздействием глубоких переживаний возникает возбуждение, страх и пр. Он долго не может уснуть, у него сохраняется видение того, что только что происходило на экране. У людей с нарушениями психики могут быть более сложные последствия;
-физиологические последствия. Информация, которая воспринимается зрителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме. Такие последствия можно достаточно легко выявить. Например, просмотр фильма ужасов или захватывающего спортивного матча вызывает такие физические изменения, как учащение дыхания и сердцебиения [1, с.27].
Духовность - форма человеческого самосознания, самоидентификации, основа конституирования человека в роли субъекта отношений, сфера сущности человека [4]. «Духовность - это проявление высших устремлений человека к знанию и служению другим людям» [4]. Для такого общего понимания духовности значимы формулировки, связывающие ее с ценностным измерением сознания (А.Ф.Лосев [5], Г.С.Батищев [5], Л.П.Буева [5]).
Понятие «духовность» необходимо для определения высших ценностей, мотивирующих внутреннюю жизнь человека и его деятельность.
В процессе духовного развития на человека воздействует социальное окружение: семья, «близкий круг», этнические, религиозные и другие социальные, мировоззренческие группы, средства массовой информации. Основные, наиболее распространенные и значимые ответы на бытийные вопросы сложились и существуют исторически в духовной культуре общества. Они берутся человеком оттуда и личностно осваиваются (принимаются, отвергаются, переосмысливаются) - в мышлении, эмоциональной сфере, жизненном опыте, что в целом составляет духовную жизнь личности. И постепенно формирует ее духовную культуру, которая проявляется затем в межличностных и социальных отношениях, деятельности человека в обществе.
В обыденном словоупотреблении «духовный» обычно понимается как однозначно достойный, нравственный в положительном смысле. Это происходит потому, что оно связано с конкретной мировоззренческой традицией в данном месте, стране, народе. Такое положительное понимание духовности уместно в контексте духовной культуры определенного типа.
В современной литературе в духовную жизнь общества включают науку, образование, искусство. Сферы деятельности, общественных отношений, социальной практики, культуры, в которых люди особенно проявляют свои духовные качества и способности - стремление к познанию, красоте, гармонии, волю, самосознание.
Духовные ценности представлены в форме определенных мировоззренческих традиций, учений, которые существуют не только в сознании их сторонников, но и в форме установочных правил, норм, символов, обрядов и т.п. В этом смысле мировоззрения - объективно существующие феномены культуры. Каждое мировоззрение предполагает наличие целостной, иерархически выстроенной, логически непротиворечивой картины мира и соответствующей ей системы отношений человека ко всем объектам и явлениям действительности - системы морали, нравственных норм.
Система морали фактически является частью мировоззрения определенного типа, его практическим компонентом и способом утверждения в действительности. Мировоззрение без системы морали - абстракция, как и система морали без мировоззренческого основания.
С учетом сказанного выше получает адекватное объяснение подчиненное положение слова «нравственное» в лексической конструкции «духовно-нравственное воспитание». Нравственности не существует без мировоззренческого основания, той или иной картины мира. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека. Духовно-нравственное воспитание включает формирование взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок. Именно тех установок, которые соответствуют данному мировоззрению. Поэтому никакого духовно-нравственного воспитания на немировоззренческой или размытой мировоззренческой основе - быть не может. Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысло-жизненных ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных качеств, духовно-нравственной культуры также определенного типа(4, с.12).
Исходя из всего вышесказанного, уточним определение и основные принципы духовно-нравственного воспитания учащихся заключаются в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе. Духовно-нравственное воспитание должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможность мировоззренческого выбора. Именно эти принципы: добровольность, возможность выбора и многообразие - были перечислены как базовые принципы.
Глава 2. Уровень влияния информационной среды на ценностные ориентации старшеклассников
( База исследования МБОУ СОШ №25)
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №25 г.Владикавказа. В исследовании приняли участие 23 учащихся 10 класса, из которых 11 мальчиков и 12 девочек.
Рассмотрим организацию и ход исследования.
Цель - диагностика ценностных ориентаций респондентов и выявление источников и характера информации, «потребляемой» школьниками.
Нами был использован следующий диагностический инструментарий:
Методика Рокича (для изучения ценностных ориентаций) (32, с.25 – 28). Текст методики Рокича дан в приложении 1.
Ценностные ориентации характеризуют направленность личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе. Для определения ценностных ориентаций наиболее распространенной является методика М.Рокича, в которой использован принцип ранжирования ценностей. Ценности сгруппированы в два списка - список терминальных ценностей (убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и список инструментальных ценностей (убеждений в том что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). Первая часть методики (Тест 1) посвящена определению терминальных ценностей, вторая часть (Тест 2) – определению инструментальных ценностей.
Анкета для выявления информационных интересов школьников (составлена нами и предполагает определение источников информации, ее характер, влияние данной информации на формирование ценностных ориентаций школьников).
Вопросы анкеты:
Какой источник информации Вы чаще используете (ранжирование ответов):
- книга;
- журналы и газеты;
- телевидение;
- радио;
- сеть Интернет.
Какую форму общения с друзьями Вы предпочитаете (желательно ранжирование ответов):
- живое общение с друзьями;
- общение по телефону;
- в программе «Скайп»;
- через сеть Интернет («Одноклассники», «Контакт» и т.д.).
Кто Ваш кумир в настоящее время?
Какие черты характера привлекают Вас в вашем кумире?
Как вы предпочитаете проводить свободное время (возможно ранжирование ответов):
- за чтением книг;
- занятия спортом (другой вид творчества);
- компьютерные игры.
6. Ваши любимые компьютерные игры:
- «стрелялки и убивалки»;
- игры в «спасателей»;
- игры в «виртуальные путешествия в космос»,
- различные «стратегии», где основным мотивом к действию является:
- «выжить и убить других»;
- «догнать и обогнать»;
- «спасти или наказать»;
- предложите другие темы для игр.
7. Ваше хобби, увлечения?
Диагностические методики мы намеренно расположили в данной последовательности, так как методика Рокича выполняет не только диагностическую функцию, но также и информационную – ознакомление с обобщенной картиной приемлемых обществом ценностей. А при помощи анкеты, помимо информации, возможно, отследить усвоение и осознание школьниками предложенных в методике Рокича ценностей.
В ходе проведения диагностики никаких проблем не возникло, учащиеся охотно участвовали в опросе.
Рассмотрим данные полученные при помощи методики Рокича.
Тест 1 – терминальные ценности.
В основном респонденты определили цели жизни, к которым в настоящее время считают необходимо стремиться, следующим образом (результаты среднегруппового ранжирования):
- на первом месте такая цель, как «здоровье» - 19 ответов, что составляет 82%;
- на втором месте – «развитие» - 15 ответа, что составляет 65%;
- на третьем месте – «интересная работа» - 12 ответ, что составляет 52% ;
- на четвертом месте – «материально обеспеченная жизнь» - 9 ответов, что составляет 39%;
- на пятом месте – «познание» - 8 ответов, что составляет 34%;
- на шестом месте - «развлечения» - 6 ответов, что составляет 26%;
- другие ценности респонденты расположили хаотично, в них не прослеживается сходство, однако, нам кажется, интересен и отсчет с конца:
на последнем месте «продуктивная жизнь» и «активная деятельная жизнь», что можно объяснить недопониманием смысла данных целей (рисунок 1).
Рис.1. Результаты диагностики терминальных ценностей детей исследуемой группы.
Отметим, что такая ценность, как «счастливая семейная жизнь», очень важная для современного этапа развития общества, в среднем встречается во второй половине ранга ценностей, то же можно сказать о «счастье других» как ценности, «красота природы и искусства» и «жизненная мудрость» чаще на 8 – 11 местах.
Вера в дружбу - «наличие хороших и верных друзей» как ценность - также оставляет желать лучшего: данный параметр примерно занимает от третьего до шестнадцатого мест, очень разнятся данные.
«Свобода» также на последних местах, но, на наш взгляд, это объясняется тем, что наши дети достаточно сегодня свободны в суждениях и поступках и не чувствуют нехватки данного показателя социальной жизни.
Что касается реализации предложенных целей в жизни каждого ученика в процентном соотношении, то данные цифры невелики, это объясняется возрастом детей: в 11 лет не многие терминальные ценности могут быть реализованы.Рассмотрим результаты среднегруппового ранжирования инструментальных ценностей
(Тест 2):
- на первом месте чаще других ценностей - «образованность» - 20 ответов, что составляет 86%; а процент реализации данной ценности в сознании школьников, отметивших данный показатель, составляет от 20 до 50%;
- на втором месте – «ответственность» - 18 ответа, что составляет 78%; а процент реализации от 30 до 90%;
- на третьем месте - «самоконтроль» - 15 ответов, что составляет 65%, а процент реализации от 40 до 100%;
- на четвертом месте – «воспитанность» (хорошие манеры) – 14 ответов, что составляет 60%, а процент реализации данной ценности 40 – 80%;
- на пятом месте – «жизненность» - 12 ответов, что составляет 52%, а процент реализации данной ценности 40 – 60%;
- на шестом месте – «отстаивание своего мнения, своих взглядов, твердая воля» - 11 ответов, что составляет 47%, а процент реализации составляет 50- 70%;
- на седьмом месте – «эффективность в делах» - 8 ответов, что составляет 34%, а процент реализации данной ценности в респондентах составляет 30 – 40%.
Все остальные диагностируемые инструментальные ценности располагаются в последовательности, не позволяющей систематизировать их. На последнем месте часто «чуткость» и «терпимость», респонденты видимо считают, что данные ценности не способствуют успеху в делах. Однако с позиции, интересующей нас, недопустимо, чтобы данные ценности оставались в сознании детей на последних местах (рисунок 2).
Рис. 2. Результаты диагностики инструментальных ценностей детей исследуемой группы.
Рассмотрим данные, полученные в ходе анкетирования.
На первый вопрос: «Какой источник информации Вы чаще используете?» чаще встречается следующая последовательность ранжирования ответов:
1 место – сеть Интернет ;
2 место - телевиденье;
3 место – радио;
4 место - книга;
5 место - журналы и газеты;
На второй вопрос: «Какую форму общения с друзьями Вы предпочитаете?» чаще были получены ответы в следующей последовательности:
1 место – живое общение с друзьями;
2 место - через сеть Интернет («Одноклассники», «Контакт» и т.д.);
3 место - общение по телефону;
4 место - в программе «Скайп».
На третий вопрос: «Кто Ваш кумир в настоящее время?» ответы различаются в соответствии с гендерными особенностями:
- для мальчиков: Рикардо Милос, Егор Летов, Алексей Шевцов; ведущие; Виктор Цой ведущий телепередачи «Галилео» - Александр Пушной; Фредди Мерькури.
- для девочек :Джастин Бибер , Ники Минаш.
Как видно из ответов, в основном это интернет герои, к сожалению, не было получено ни одного ответа, где кумиром для детей являются родители: папа и мама, или прародители: дедушки и бабушки, или педагоги – ни одного лица из реальной жизни.
На следующий вопрос: «Какие черты характера привлекают Вас в вашем кумире» были получены следующие ответы:хорошотанцует , догадливый, умеет правильно излагать свои мыслы; красивый, ее знает весь мир, звезда телеэкрана и т.д. То есть, в характеристика данных героев не прослеживаются вечные человеческие ценности, что важно в данном исследовании.
На пятый вопрос: «Как вы предпочитаете проводить свободное время?» чаще была получена следующая последовательность ответов:
- на первом месте – компьютерные игры;
- на втором месте - просмотр телевизора;
- на третьем место - активный отдых (занятия спортом, видом творчества);
- на четвертом месте - за чтением книг;
- на пятом месте - слушание музыки.
На шестой вопрос: «Ваша любимая компьютерная игра?» мальчики ответили «догнать и обогнать» и «стрелялки и убивалки»; девочки ответили – по сюжетам фильмов и мультфильмов, например, «Винкс».
На седьмой вопрос: «Ваше хобби, увлечения?» били получены, как мы и предполагали, опять таки деятельность связанная с компьютером и телеэкраном, это такие ответы: «прохождение компьютерных игр - миссий», «автомобили» и т.д.
Таким образом, как мы и предполагали на формирование сознания современного школьника, его воспитание, становление личности, ценностные ориентации большое влияние оказывает телеэкран, сеть Интернет. Для уточнения некоторых деталей мы также провели беседу с учащимися, из которой выяснилось, что дети очень редко смотрят фильмы с родителями, что автоматически исключает анализ просмотренного взрослыми и способствует искаженному восприятию детьми действительно реальности: цензура сегодня не действует. Зачастую телеэкран становится воспитателем детей. А такие передачи, как «Даешь молодежь!», сериалы типа «Универ» также явно не способствуют правильному формированию ценностных ориентаций подрастающего поколения.
Малый интерес у учащихся проявился к темам о разных видах спорта (хотя это сегодня очень актуально и даже модно, к этому обращена политика государства, президента и правительства, этому способствует проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году и т.д., можно привести множество примеров в поддержку данного положения).
Не задумываются наши дети и о том, как научиться лучше считать, разгадывать ребусы; как сохранять природу и помогать животным. На основе данных этого опроса можно говорить о том, что интересы старшекласников в основном ограничиваются компьютерными играми . Такие результаты объясняются ещё и тем, что сегодня средства массовой информации предлагают детям 80% изданий, навязанных обществом потребления.
Таким образом, анализируя ход и результаты исследования можно сделать следующие выводы:
Ценностные ориентации школьников во многом формируются под влиянием той информации, которую они получают самостоятельно (без контроля взрослых).
Необходимо усилить влияние взрослых: педагогов, и еще более родителей, которые часто воспитание детей «поручают» телевизору, видео и компьютеру.
В образовательно-информационную среду учащихся школы чаще включать источники, положительно влияющие на духовность, нравственность детей, который будет способствовать подготовке детей к жизни в эпоху глобализации.
Заключение
Современная информационная среда – неотъемлемый атрибут нашей жизни. При разумном пользовании средствами, которые она предоставляет, можно достичь высоких результатов в области образования, расширить творческие и социальные возможности. Не все родители могут составить реальное представление о среде, в которой находятся они и их дети, поэтому одна из основных задач современного педагога – дать верные представления об окружающей действительности, помочь найти пути выхода из сложных ситуаций. Только совместная работа двух социальных институтов – семьи и школы будет способствовать воспитанию ценностных основ информационной культуры у младших школьников.
В условиях современного общества важной составляющей образования подрастающего поколения является формирование информационной культуры, формирование ценностных ориентации в соответствии с гуманистической парадигмой.
Каковы же содержание и средства воспитания ценностных основ информационной культуры у обучающихся?
Под информационной культурой следует понимать систему ценностей личности, включающую в себя социально значимые ценности, нормирующие деятельность человека в информационном пространстве, а также личностные ценности, рождённые человеком в процессе ценностного творчества.
В соответствии с областями деятельности человека в информационном обществе можно выделить компоненты:
1. Ориентация в информационном пространстве, выбор источников информации. Потоки информации ежедневно обрушиваются на каждого человека современного общества через СМИ и Интернет. Эта информация может быть необходимой и ненужной, устаревшей и актуальной, вредной и полезной, правдивой и недостоверной. Ориентация детей на поиск и использование достоверной, полезной, актуальной информации, воспитание негативного отношения к действиям с информацией, наносящим вред человеку или компьютеру – необходимая составляющая информационной культуры.
2. Характер использования компьютера. Особое значение имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента познания, приобщения к знаниям, накопленным обществом и аккумулированным на электронных носителях – библиотеках, музеях, энциклопедиях, обучающих программах и т.д., – а также как инструмента познания себя, своих творческих способностей.
3. Коммуникативные ценности. Сегодня общение наших детей со сверстниками чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте всё более заменяют «живое слово». Нередко школьники совершают компьютерные преступления, не зная о том, что поступают незаконно, или считая, что анонимность даёт им полную безопасность, что они могут поступать так, как хотят, не опасаясь осуждения обществом. Следовательно, единственным механизмом, регулирующим поведение человека в информационном пространстве, является его система ценностей. Детям необходимо объяснять, что Интернет не отдельный мир, а лишь удобное средство общения, и пользуясь им, необходимо соблюдать те же правила этики, что и при общении в школе. Главный постулат, осознанный детьми, должен звучать так: «Человек не имеет права использовать компьютер, информацию во вред другим людям».
4. Правовое поведение личности в информационном обществе. В Интернете тоже существует авторское право и собственность. Если в реальной жизни ребёнок не рискнёт стянуть чужую тетрадку с сочинением и выдать её за свою, то скачать реферат и выдать за собственную работу может каждый. Признание ценности авторских прав на продукты информационной деятельности человека (программы, тексты, рисунки и т.д.), признание права каждого человека на свое автономное личное информационное пространство, недопустимость проникновения в него без согласия владельца – всё это одна из составных частей информационной культуры.
5. Здоровый образ жизни. Ценностная ориентация на санитарные нормы и правила работы за компьютером как здоровьесберегающих факторов – необходимая часть содержания воспитания информационной культуры школьников. В начальной школе прививаются гигиенические нормы работы за компьютером, складывается ценностное отношение к учебной и творческой деятельности на компьютере.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило подтвердить гипотезу: информационная среда будет положительно влиять на ценностные ориентации, если в образовательно-информационную среду ученика включить следующие виды деятельности:
- анализ информационного материала из всех видов источников;
- поисковый вид работы с информацией;
-обучать выбору социально и личностно значимого из информационных потоков.
БИБЛИОГРАФИЯ
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
Бондарквская Е.В. Воспитание как гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов Н/Д., 1995.
Борисова Т. Влияние информационной среды на ценностные ориентации младших школьников // Социальная педагогика в России. 2009. №6. – С. 37 – 39.
Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. № 2.
Марданова Е.У. Формирование навыков использования информационной среды // Народное образование. 2009. №4.
Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. - С. 104-110.
Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1999. №4.
Шариков А.В. Ребенок и его информационное окружение // Магистр. 1992. № 1, 2, 3.
Шариков А.В. Медиа-образование // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. – Т.1.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методика Рокича
Цель: изучение ценностных ориентаций. Ценностные ориентации характеризуют направленность личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе. Для определения ценностных ориентаций наиболее распространенной является методика М.Рокича, в которой использован принцип ранжирования ценностей. Ценности сгруппированы в два списка - список терминальных ценностей (убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и список инструментальных ценностей (убеждений в том что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). Первая часть методики (Тест 1) посвящена определению терминальных ценностей, вторая часть (Тест 2) – определению инструментальных ценностей.
Тест Инструкция: Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите их них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую значимую цель и обозначьте цифрой 2 и так далее. Наименее важная – получит номер 18.
Затем оцените, насколько каждая из предложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА и в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах.
Ф.И.О._______________________________________________________
Возраст, пол _________________________________________________
№ |
Предложенные цели |
% |
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенная жизнь) |
||
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) |
||
Здоровье (физическое и психическое) |
||
Интересная работа |
||
Красота природы и искусство (переживание прекрасного в природе и искусстве) |
||
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
||
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
||
Наличие хороших и верных друзей |
||
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) |
||
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
||
Продуктивная жизнь (максимально полезное использование своих возможностей, сил и способностей) |
||
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
||
Развлечения (приятное, необременительное вемяпрепровождение, отсутствие обязанностей) |
||
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
||
Счастливая семейная жизнь |
||
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
||
Творчество (возможность творческой деятельности) |
||
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
Тест 2
Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющие в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в скобках СЛЕВА от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2 и т.д. Наименее важная получит номер 18.
Затем оцените, насколько каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА в вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах.
Ф.И.О. _______________________________________________________
Возраст, пол __________________________________________________
№ |
Предложенные цели |
% |
Аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах) |
||
Воспитанность (хорошие манеры) |
||
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
||
Жизнерадостность (чувство юмора) |
||
Исполнительность (дисциплинированность) |
||
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
||
Непримиримость к недостаткам в себе и в других |
||
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
||
Ответственность (чувство долга, умение держать слово) |
||
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
||
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплинированность) |
||
Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов |
||
Отстаивание своего мнения, своих взглядов, твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
||
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
||
Чуткость (заботливость) |
||
Честность (правдивость, искренность) |
||
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
||
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
Оценка результатов:
Сравните результаты среднегруппового ранжирования Ценностей с личными.
Примечания:
Ввиду того, что в данном издании предлагается использовать эту методику для школьников, следует ожидать, что попытки определить степень реализации ценностей-целей (Тест 1) могут вызвать затруднения – некоторые из представленных в списке целей и не могут быть реализованы в школьном возрасте. Здесь нужно пояснить детям, что такую оценку нужно провести «по возможности», не считая обязательным иметь в графе большой процент реализации, а в некоторых графах естественно иметь 0%.
Недостатком методики является влияние социальной желательности, а значит, возможна неискренность. Поэтому особую роль играет добровольный характер тестирования, наличие соответствующего настроя и доверительного контакта между тестером и респондентом.
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.