ВВЕДЕНИЕ
Социальное проектирование с каждым годом становится всё более популярным. Некоммерческие организации довольно часто используют его для удовлетворения интересов и потребностей граждан. Как же это происходит, и какие приносит плоды? Социальное проектирование столь необходимо при планировании социально значимых проектов, задействующих большое количество людей, крупных проектов с большой финансовой ответственностью. Грамотное социальное проектирование способно помочь избежать неэффективности, на этапе планирования отсеять невыполнимые задачи, создать необходимые условия для реализации целей, определить средства и так далее. Всё это даёт возможность получить наилучший результат или научным путём убедиться в необходимости корректировки цели.
Тема социального проектирования не может не быть актуальной, с развитием общества меняются условия, и то, что было невозможным десять лет назад, сейчас вполне доступно. Информация – это главное условие проектирования, и объём информации постоянно растёт. К тому же в рамках научной действительности это понятие довольно молодо и оправдывает интерес к себе со стороны людей, занимающихся социологией, политологией, психологией, менеджментом и др.
Всё вышеперечисленное заинтересовало меня и мне захотелось изучить эту тему подробнее.
Исходя из всех поставленных вопросов, я вывела цель работы:
Выяснить, действительно ли социальные проекты являются действенным инструментом для решения проблем граждан, и как написать результативный социальный проект.
Из цели были сформулированы следующие задачи:
Узнать историю социального проектирования.
Найти определение и типологию социальных проектов.
Ознакомиться с существующими социальными проектами.
Написать и реализовать собственный социальный проект.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Прежде, чем начинать заниматься изучением какой-либо темой следует разобрать, что же это такое.
Термин «социальный проект» появился не так давно, поэтому его нельзя найти в известных словарях, однако мы живём в веке Интернета, где можно отыскать всё, что угодно. Вбив термин в поисковой строке, я нашла несколько определений:
На странице свободной интернет-энциклопедии «Википедия»:
Социальный проект - сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы, воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.
На сайте Центра Дистанционного Образования МГУ им. М.В. Ломоносова:
Социальный проект - последовательность мероприятий, действий и акций, целью которых является предупреждение, минимизация или разрешение проблем, обусловленных дефицитами социально-культурной интеграции, адаптации, реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности.
Исходя из всех вышеперечисленных определений, я сформулировала собственное упрощённое, которое будет понятно каждому:
Социальный проект – это готовый продукт социально значимой деятельности человека, созданный для удовлетворения человеческих потребностей и улучшения качества жизни.
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Термин “проектирование” происходит от лат. “projectus” – брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.
Проектирование – составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития того или иного явления.
Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат.
Субъект социального проектирования – это тот, кто осуществляет проектирование с целью преобразования социальной действительности. В качестве субъекта выступают: различные носители управленческой деятельности – отдельные личности и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. д. Необходимая черта субъекта проектирования – его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.
Объект социального проектирования – это тот, на ком осуществляется процесс проектирования. Это могут быть объекты самой различной природы:
1) человек как индивид и субъект деятельности со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, трудовые и т.п.);
4) элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т. п.).
Изучение объекта и субъекта позволяет накопить определённый объём информации (информационный массив), что является необходимым условием и источником социального проектирования. Анализ информации, материала различных социологических исследований позволяет осуществить проектирование и сделать это так, чтобы оно отвечало заданным целям.
Основная цель социального проектирования – создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные и научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей и наличии определенных условий: финансовых, трудовых, материальных, энергетических, интеллектуальных и других.
Если отталкиваться от первых попыток научно обосновать применение проектной деятельности в отношении социальных явлений и процессов, то история развития социального проектирования берёт своё начало в 20-30 годах 20 века. И прежде всего эти попытки были связаны с разработкой проектных обоснований оптимальных путей решения перспективных проблем общественного развития. Их предметно-практическое проявление нашло своё отражение, в частности, в форме первого пятилетнего плана развития народного хозяйства в Советском Союзе и в так называемом «новом курсе» – в США. Советский Союз сконцентрировал своё внимание на социально-экономических проблемах, таких как неграмотность, беспризорность и других, а также на способах их разрешения. В США занимались преодолением «кризиса перепроизводства». В это время сложилась идеология проектирования, в рамках которой была поставлена задача проектирования новых общественных отношений, нового человека, социалистической культуры, то есть того, что сегодня относят к социальной деятельности.
В последующие годы предпочитали рассуждать скорее о социальном планировании, программно-целевых методах или нововведениях, нежели о социальном проектировании как таковом. Вместе с тем появление в 1970-е гг. класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, политики, духовной жизни, а также градостроительства и дизайна, в полной мере продемонстрировавших, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ, потребовало выделения социального проектирования в качестве самостоятельной технологии реализации социологического знания.
Однако существует ещё две интересных точки зрения относительно возникновения социального проектирования.
Первая утверждает, что социальное проектирование берёт свои корни ещё в античности, а «Государство» Платона можно считать одним из первых социальных проектов. Другими словами можно сказать, что социальное проектирование существовало всегда.
И ведь, действительно, человеку всегда хотелось заглянуть в будущее, и даже в далёком прошлом, когда полученную информацию о будущем невозможно было верифицировать – различного рода предсказания, гадания, шаманизм. А в настоящее время, используя накопленные знания и опыт, применяя оправдавшие себя методы и методики, можно получить данные, от которых будут зависеть дальнейшие действия субъекта процесса. Можно ли сравнить проектирование с профессиональным чутьём – однозначно нет, даже при том условии, что результаты обоих процессов могут быть идентичными. Проектирование – это сложный многоуровневый процесс, в котором хоть и присутствует доля субъективизма (всё же проектированием занимается субъект), всё же он призван минимизировать эмоциональное отношение к прошлому опыту. Для этой цели весь процесс разбивается на несколько этапов, применяются определённые методики, учитываются все условия – система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность (отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.).
Существует такое понятие, как «утопический проект», например философские нормативные построения типа «Государство» Платона, классическая литературная утопия Томаса Мора «Утопия», утопические построения научной фантастики. Но можно ли утопию причислить к социальным проектам? С одной стороны, утопия так же, как и социальный проект, предвосхищает будущее, предполагает рационализацию для выработки ряда практических действий. С другой стороны, утопия не реализуется, так как содержит в своей основе заранее недостижимые цели (в силу социальных обстоятельств, социально-экономического устройства общества, отсутствия необходимых для реализации условий). Утопия – это, грубо говоря, больше фантазия, нежели логика практического действия.
Далее, в начале 20 века, происходит что-то вроде скрещивания социальных утопий с практической установкой поначалу архитектурной. «Мы прекрасно чувствуем, – писал И.Верещагин, – что архитектурные требования можно и нужно предъявлять не только к зданиям, но и к любой вещи, любому человеку и его лицу. В настоящее время строятся не только заводы, но и новая культура и новый человек». Полным ходом шло строительство клубов, Дворцов труда и отдыха, где должен был формироваться новый коллективный быт, общение трудящихся, а также их воспитание и культурное развитие. Впоследствии подобное жизнестроительство критиковалось, но тем не менее к нему вновь вернулись после войны. Подобное явление имеет установку на проектирование и на создание новых социальных отношений и нового человека, однако, данная практика не воспринималась как социальное проектирование, речь шла о градостроительной и архитектурной деятельности.
С середины 60-х годов впервые заговорили о проектировании как таковом. Одновременно в научных исследованиях и проектировании стал набирать силу социологический подход. Началось сближение идей проектирования и социального управления, что впоследствии привело к выделению социального проектирования. Необходимо было определить пути решения ряда социальных проблем. В частности, в исследованиях Б.В.Сазонова, М.А.Орлова, И.Р.Федосеевой, А.Г.Раппапорта, В.М.Розина были разработаны идеи «функциональной системы общественного обслуживания». По сути, с современной точки зрения это был один из первых образцов продуманного (методологически осмысленного) социального проектирования, но таковым он ещё не осознавался. Чтобы произошло выделение социального проектирования как самостоятельного вида деятельности, необходимо было проектный подход, осмысленный в методологии проектирования, скрестить с социологическим подходом. Это и произошло в семидесятых годах. К этому времени сложилась группа практик (видов деятельности), в структуре которых чувствовалось что-то общее, это – социальное управление, социальное планирование, конструирование и проектирование организационных и социальных процессов и структур, дизайнерское и градостроительное проектирование. С одной стороны, объекты этих практик описывались и специфицировались на основе набирающего в этот период силу социологического подхода, с другой – стратегия этих видов деятельности строилась под влиянием системотехнических, квазиинженерных и проектных представлений.
И.Ляхов в начале 70-х годов попытался обобщить накопившийся опыт, выделить общие законы, которым подчинялись все подобные виды деятельности. «Весьма условно и предварительно, – пишет он, – новое направление научных исследований можно назвать социальным конструированием. С помощью социологических исследований мы приобретаем знание о состоянии социального объекта, социальное прогнозирование раскрывает тенденции развития объекта, социальное конструирование указывает на осуществимые формы его рационального преобразования».
И. Ляхов, придерживаясь идеи конструирования, связывает её с такими ключевыми словами, как «конкретные социологические исследования», «прогнозирование», «рациональное преобразование социального объекта», «системный подход», и таким образом открывает совершенно новую действительность, лежащую в рамках социальной инженерии. Оставалось лишь найти более подходящий и адекватный термин. Сам Ляхов уже говорил о социальном проектировании, но пока не ставил его во главу угла. Другое понятие понадобилось потому, что термин «социальное конструирование» не отражал основной процесс, происходивший в течение всех 70-х годов – смену в общественном сознании инженерной парадигмы и организации деятельности на проектировочную. Поэтому в конце 70-х – начале 80-х годов за новым подходом закрепляется другое название – «социальное проектирование».
В работе Л.Н.Когана и С.Г.Пановой социальное проектирование получает уже развернутые характеристики, намечается основная проблематика. Социальное проектирование рассматривается как сложный многогранный процесс, включающий в себя и планирование, и программирование и проектирование. Однако составляющие процесса не тождественны самому процессу. Социальное проектирование противопоставляется прогнозированию: прогнозы, являясь «способом познания действительности, должны предшествовать социальному проектированию (а также планированию и программированию), повышая степень его научной «обоснованности, объективности и эффективности».
Существует также точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку в настоящее время произошло осознание социального проектирования, формируется база методов проектирования. На основании представлений о социальном проектировании, сформированных ранее, развиваются положения положения о социальном проектировании, идущие в рамках управленческой науки.
Выделяются два основных направления в изучении и применении социального проектирования: одно в большей степени опирается на философию, другое – на социологию. Хотя оба направления имеют много общего и часто пересекаются. Так, например, оба направления считают, что социальное проектирование является одним из видов социальной инженерии и в этой роли должно выступать эффективным средством решения актуальных социальных задач. Иногда в высказываниях учёных находили отклик утопические задачи жизнестроительства 20-30-х гг., например: «перерастание социалистических общественных отношений в коммунистические, изменение социальной структуры коллектива, города, стирание неравенства наций, превращение труда в жизненную необходимость личности, развитие личности, укрепление ее уверенности в завтрашнем дне и т.п.». Кризисных моментов, наверное, не избежать, и скорее всего это связано с субъективизмом, от которого никуда не деться в сфере, связанной с социумом, обществом, человеком. Ведь при планировании и проектировании будущего велик соблазн завысить планку, ставя иногда перед обществом такие задачи, к которым оно не готово. Как возможно стереть неравенство, если оно существовало среди людей всегда, на всём протяжении развития человека, сначала это было неравенство в физических возможностях «кто сильнее, тот и прав», неравенство в происхождении «сын вождя», затем стали появляться материальные блага, статус, положение в обществе и прочее. И неравенство между бедными и бесславными с богатыми и власть имеющими выросло до тех пределов, что перекроить общество, отобрав у одних и раздав другим, уже не получится. Ведь неравенство сложилось не только во внешних показателях, но и во внутреннем капитале человека: возможности одних получить более насыщенное и разностороннее развитие (секции, кружки требуют, как правило, дополнительных затрат, иногда немалых – участие в соревнованиях, оплата тренерской работы, закупка костюмов и так далее), более глубокое образование (лицей или гимназия со сложной учебной программой, укомплектованность преподавательским составом, хороший спортивный зал, оснащение компьютерного класса – всё это увеличивает шансы учеников таких лицеев и гимназий на получение более качественного образования и поступление в престижные вузы по сравнению с учениками из небольшой сельской школы, где иногда один преподаватель ведёт по несколько предметов у разных классов), более квалифицированная медицинская помощь и возможность путешествовать.
В настоящее время реально сложились следующие подходы к раскрытию сущности социального проектирования. Первый подход рассматривает проектирование как специфическую деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность. Второй подход трактует социальное проектирование как директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связывая его с реализацией долгосрочных программ и планов развития. Третий подход характеризует социальное проектирование как один из видов социального планирования.
И, наконец, четвертый подход в качестве основной задачи социального проектирования определяет обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях.
Согласно другой классификации и объяснения сути социального проектирования выделяются следующие подходы:
– объективно-ориентированный подход (Г. А. Антонюк, Н. А. Айтов, Ж. Т. Тощенко) – предпочтение отдаётся разработке проектов объективной реальности в социально-проектной деятельности, чётко прорабатываются все требования;
– проблемно-ориентированный подход (Т. М. Дридзе, Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко) – предпочтение отдаётся выработке различных альтернативных образцов решения текущих и перспективных социально значимых проблем;
– субъективно-ориентированный подход (В. А. Луков) – предпочтение отдаётся учёту субъективного восприятия объективного мира со всеми его установками, ценностными ориентациями.
Рассмотрим основные характерные черты, присущие всем социальным проектам:
1) наличие характеристик, которые у проектируемого объекта без проекта не возникают;
2) наличие параметров и условий для реализации;
3) наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение заданного промежутка времени.
По мнению ряда авторов (В.И. Курбатова и др.), социальное проектирование является специфической социальной технологией решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и многофакторности их возможных решений. Важная методологическая задача состоит в выявлении системы общих (основных и специфических) групп принципов социального проектирования.
К основным принципам социального проектирования относятся:
Принцип «допустимого порога модификации и модернизации», требующий учета границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который одновременно является и субъектом самоорганизации и саморазвития), степени корректируемости социокультурных процессов, оценки социально значимых последствий их модификации.
Принцип оптимизации «зоны ближайшего развития» личности – социокультурной среды ее обитания, заключающийся в разработке условий, способствующих саморазвитию социокультурного субъекта (личности, группы, института, общества) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности.
Принцип персонифицированности процесса и результатов социального проектирования, означающий альтернативность идей и проектов, создающий условия для свободного самоосуществления и самореализации субъекта средствами социокультурной деятельности. • Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение, требующий соблюдения соразмерности традиционных и инновационных механизмов и процессов социокультурной динамики.
Принцип проблемно-целевой ориентации, предполагающий ведущую роль целевой ориентации проектов на решение различного рода социальных проблем.
Социальное проектирование — это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений, причём необходимо учитывать субъективный фактор. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:
– противоречивость социального объекта;
– многовекторность развития социального объекта;
– невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
– многофакторность бытия социального объекта;
– наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
– субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
– факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.
Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику социального проектирования. Они лишь являются системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование социальных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами.
Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит его, творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.
Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т. е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру).
Социальная технология — это упорядоченная последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов и приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа (указания, решения, распоряжения, нормативы, направляющие социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий).
Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие — система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т. п.
Проектный фон — это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.
Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности.
1.3 ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Социальные проекты делятся на несколько групп. Ниже представлена их классификация с примерами:
По целевому направлению:
Экология
Медицина. Здоровье
Жилье
Работа
Безопасность
Транспорт
Дети
Сервис жизнедеятельности
Климат
Социальная адаптация
Образование
Спорт
Питание
Досуг
Творчество
Финансы
Духовное просвещение
По административно-территориальному делению мест проживания:
Отдельных представителей общин как граждан страны
Сельских местных общин
Городских местных общин
Районных местных общин
Региональные проекты
Национальные проекты
Международные проекты
По срокам реализации:
Крайне необходимые. В настоящее время. Онлайн.
Мгновенные (1 - 4 недель).
Краткосрочные (1 - 6 месяцев).
Среднесрочные (0,5-1 лет).
Долгосрочные (1-5 лет).
Постоянные.
ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Этапы проектирования — система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) — социальный заказ — социальный паспорт — цели проекта — задачи проекта — изыскательский прогноз — нормативный прогноз — верификация и корректировка — модель — конструкт — проект.
1. Уяснение проблемы.
Предметная проблемная ситуация, где некое социальное противоречие требует организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ.
Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее развитие.
3. Паспортизация объекта.
Получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.
Паспорт – это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные характеристики системы, влияющие на функционирование и развитие. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п.
Этапы создания паспорта социальной структуры:
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие;
6) разработка формы паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться);
в) заполнение форм паспорта данными
4. Цель.
Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Чётко сформулированная цель, понимаемая всеми субъектами – залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:
а) потребность – мотив;
б) выбор способов ее удовлетворения (планирование действий);
в) предполагаемые конечные результаты и последствия (желаемые и не желаемые).
В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута; обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.
На стадии определения целей необходимо: предусмотреть все противоречия между ними, чтобы избежать конфликта целей, наметить пути устранения конфликта целей, если избежать его невозможно; определить одну из целей в качестве главной, на достижение которой и будет направлено функционирование всей системы.
5. Задачи.
После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой, которые станут этапами достижения целей. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов.
6. Прогнозирование.
Это очень важный этап, суть которого в широком смысле – предвидение, информация о будущем, информация о предположительных результатах. В узком смысле – это специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов.
Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.
Главная задача прогнозирования – научная разработка прогнозов. Делается это с целью выявления предположительных результатов, чтобы избежать неудачи и возможности подкорректировать действия. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы.
2. РАБОТА НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
Социальное проектирование в Пермском крае находится на достаточно высоком уровне. На данный момент, существует множества программ, направленных на популяризацию социальных проектов. Это различные форумы, гранты, программы. Самыми известными в Пермском крае являются Молодёжный форум «Пермский период», Программа социального проектирования «Мой город. Мои ценности», Краевой конкурс социально-значимых проектов Департамента общественных проектов Администрации губернатора Пермского края. Все эти программы имеют большое значение, с их помощью реализовывались многие пермские проекты.
Прежде чем начинать работу над собственным социальным проектом, следует ознакомиться с существующими. Ниже представленные именно эти проекты, так как мне самой доводилось с ними работать.
1. «Строим лес» - это проект, организаторами которого являются учащиеся муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» Василий Павлов и Евгений Баландин, при поддержке Администрации школы №9 и Администрации города Перми. «Строим лес» призван показать, что решение экологических проблем зависит от каждого человека, и что лишь общими усилиями возможно всё изменить.
Главные мероприятия проекта:
-сбор макулатуры,
-сбор пластика,
-сбор использованных батареек,
-благотворительные ярмарки по принципу 75/25(75% средств от вырученной суммы идут в фонд проекта, 25% средств участник ярмарки может оставить себе, но также он может отдать их в фонд проекта), на которых может продаваться выпечка, поделки, игрушки и т.д.
На все вырученные средства планируются закупка саженцев, из которых будут высаживаться аллеи в парках и скверах населённых пунктов РФ. Так по всей стране появятся "Аллеи Школьников", как символ того, как подрастающее поколение уже сейчас способно повлиять на экологию. Этими аллеями можно заниматься долгое время, ведь после того как будут посажены деревья, можно будет положить плитку, поставить скамейки, урны, а также таблички, на которых будет написана информация об РДШ (Российское движение школьников). Таким образом школьники помогают и администрации, ведь это позволит выделять меньше средств на благоустройство.
На данный момент проект реализуется не только на территории Пермского края, но и в г. Владивосток.
2. «Школа Парламентаризма» - федеральный образовательно-политический проект, целью которого является вовлечение молодёжи в политику и продвижение собственных социальных проектов. В рамках . «Школа Парламентаризма» участники получают: навыки командной работы, опыт публичных выступлений, основы проектного менеджмента, знание региональной и федеральной политической повестки.
Основу образовательной программы составят мастер-классы и обучающие тренинги, деловые игры и сессии. Также в рамках проекта участникам представляется возможность пообщаться с известными политиками и парламентариями, политтехнологами и представителями общественных организаций.
Лучшие участники получают стажировка в государственных органах; возможность стать помощником депутата; представить свой проект и получить рекомендации по его реализации, создать эффективную команду.
Проект реализуется с 2017 года, в этом сезоне приняли участие 78 субъектов РФ, в том числе и Пермский край. Организатором является «Молодая Гвардия Единой России».
3. «Интерактивная история» - это проект, направленный на изучение локальной, отечественной и международной истории через интерактивные и увлекательные формы.В рамках проекта создан Интернет сайт, на котором проводятся конкурсы по разработке исторических игр, исторические онлайн-турниры среди молодежи, также на сайте имеется база исторических интеллектуальных игр (которая регулярно пополняется). Лозунг проекта: Изучай историю играя и путешествуя!
Проект является победителем ряда грантовых конкурсов социально-значимых проектов разных уровней, молодежных премий, конвейеров проектов, победителем Всероссийского фестиваля исторических проектов «Живая история».
В рамках проекта запущен флешмоб «История Прикамья через призму социальных сетей».
Участиники выкладывают в своих профилях социальных сетей как можно больше фотографий на фоне любимых мест в Пермском крае, которые имеют свою историю. Под фото нужно добавить короткую историческую справку и хэштеги флешмоба. Затем создаётся сборник
2.2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
2.2.1 «ИСКУССТВО СПАСАТЬ»
В рамках проекта «Школа парламентаризма», о котором уже было сказано выше, я, вместе со своей командой, подготовила собственный социальный проект «Искусство Спасать»
Это Ежегодный благотворительный аукцион произведений искусств художников из Всероссийской творческой организации «Союз художников России» пермского отделения. Средства, полученные с аукциона, пойдут в пермский фонд для тяжелобольных детей. Параллельно с продажей картин будет происходить знакомство с художниками, авторами произведений. Процесс пожертвования должен стать полезным, приносящим нравственное удовлетворение и общественную пользу
Проблема проекта в том, средств, выделяемых физическими и юридическими лицами, а также грантодателями, чаще всего, недостаточно для решения проблем финансирования фондов. В значительной степени эту проблему можно решить благотворительными аукционами. Именно поэтому мы решили создать Ежегодный благотворительный аукцион произведений искусств «Искусство Спасать».
Средства, полученные с аукциона, пойдут в пермский фонд для тяжелобольных детей, поэтому мероприятие станет площадкой для связи тех, кто желает приобщиться к искусству и «культурной благотворительности» и нуждающимися в помощи детьми.
Цель нашего проекта - проведение благотворительного аукциона 20 декабря 2019 г. на базе музея современного искусства PERMM с привлечением тридцати пермских художников из Всероссийской творческой общественной организации Союза художников России пермского отделения, для сбора денежных средств, которые пойдут на лечение тяжелобольных детей.
В связи с данной целью, были сформулированы следующие задачи:
1. Привлечь художников для участия в аукционе;
2. Провести благотворительный аукциона 20 декабря 2019 г на базе музея современного искусства PERMM;
3. Собрать деньги на лечение тяжелобольных детей;
4. Перевести деньги в пермский благотворительный фонд;
5. Провести мониторинг результатов по проведенному мероприятию.
6. Спланировать мероприятия на следующий год с учётом всех ошибок и пожеланий.
В качестве партнеров будут представлены:
Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России» Пермского отделения (ВТОО СХР ПО);
Некоммерческий благотворительный фонд «Берегиня»;
Департамент культуры г.Пермь;
Музей современного искусства PERMM, частная филармония «Триумф» (будет выбран один вариант);
Молодая Гвардия Единой России (МГЕР);
Арт-салон «Художники Перми»;
Кофе-кондитерская «FRESH MIX».
На данном этапе уже заключены партнерские соглашения между руководителем проекта Бизяевой.Е.С и Союзом художников РФ Пермского отделения, а также с МГЕР, благотворительным фондом «Берегиня» и спонсором мероприятия Арт-салоном «Художники Перми».
Устойчивость:
Результат благотворительного аукциона – вырученные деньги, которые могут помочь тяжелобольным детям.
В г. Пермь есть более десяти фирм готовые принять участие в аукционе.
«Союз художников России» Пермского отделения готов сотрудничать и после завершения благотворительного мероприятия.
Данное мероприятие будет проводиться ежегодно, чтобы собирать деньги на благотворительность.
Статистика социального опроса показывает заинтересованность с жителей г.Перми/Пермского края.
Увеличение количества художников, путем привлечения мастеров из Санкт-Петербурга и Москвы на следующее мероприятия. Расширение площадки для проведения мероприятия, увеличение количества участников. Ввести разные ценовые категории лотов аукциона, используя различные форматы картин и уровень мастерства.
Бюджет проекта составил 91.500 рублей. Основные наши затраты – канцелярские товары, аренда помещения, рекламная компания и з/п аукционисту. У нас уже есть имеющаяся сумма в размере 20.000руб, выделенная спонсором арт-салоном «Художники-Перми.
К исследовательской работе прикреплён паспорт данного проекта.
2.2.2 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ГВАРДИЯ»
В рамках деятельности Ленинского местного отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России», недавно я начала реализовывать проект «Поэтическая гвардия».
В рамках проекта, создаётся площадка для получения знаний и общения молодёжи, интересующейся поэзией. Здесь школьники и студенты смогут познакомиться/узнать лучше творчество русских поэтов, изучить их био-графию и интересные факты из жизни; найти единомышленников, поделиться своим творчеством и понять, как можно его улучшить.
Актуальность проекта заключается в отсутствии постоянной и общей площадки для общения и получения знаний по теме поэзии для школьников и студентов. В настоящее время, организовывается большое кол-во поэтиче-ских вечеров, однако все они локальные (на базе школы, ВУЗа или СУЗа). «Поэтическая гвардия» станет местом, которое может посетить молодёжь, вне зависимости от места жительства и учёбы.
Цель проекта:
Популяризация культуры среди молодёжи города Перми, создание площадки для знакомства и общения школьников и студентов, интересующихся поэзией.
Задачи:
● Содействие культурному воспитанию молодёжи города Перми
● Формирование литературного пространства в городе Перми
● Установление контактов между школьниками и студентами, интересующимися поэзией
● Стимулирование интереса молодёжи к поэзии
На данный момент, уже проведён поэтический вечер «И тот, чьё имя берегу», посвящённый творчеству Сергея Есенина. 21 марта, во Всемирный день поэзии, в Общественном центре Ленинского района, он был организован (положение о мероприятии прикреплено к работе).
Участники мероприятия смогли не только послушать стихи поэта в исполнении чтецов, но и узнать много интересных фактов о жизни и творчестве Сергея Есенина.
В завершение вечера, после небольшого перерыва, был проведен открытый микрофон: ведущие раздали каждому слушателю небольшой сверток со стихотворением. Таким образом, каждый зритель смог почувствовать себя в роли чтеца.
Хотелось бы сразу указать на ошибки первого мероприятия:
• Ввиду отсутствия регистрации, до самого начала мероприятия не было известно, сколько человек придёт.
• Плохо отрепетированный актёрами сценарий и, соответственно, их ошибки на сцене.
• Возникновение проблем с техникой и оборудованием.
Что бы всё вышеперечисленное не появилось вновь на втором мероприятии, мы составили комплекс мер:
• Проведение предварительной регистрации, путём заполнения участниками гугл форм.
• Увеличение количества репетиций и подбор более профессио-нальных актёров.
• Организация генеральной репетиции за день до мероприятия, с одновременной проверкой оборудования.
Следующий поэтический вечер запланирован на 7 мая 2019 года, будет посвящён Дню победы и пройдёт на базе Пермской краевой библиотеки име-ни А.М. Горького. Мы учтём все нюансы и предыдущие ошибки, потому, ме-роприятие обещает быть более качественным и хорошо организованным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать, Применение технологий социального проектирования в практике социальной работы способно обеспечить долгосрочные социальные программы развития социальных служб. Так как социальное проектирование состоит из разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, обработки методик, техники и технологии конкретных форм социальной работы. Сказанным определяется актуальность применения социального проектирования в практике социальных служб.
Сегодня деятельность социальных служб регламентируется Постановлениями Министерства труда и социального развития, программами Правительства. Но для улучшения деятельности социальных организаций необходимо привлечение технологий социального проектирования. Так как социальное проектирование призвано решать не только задачи социальной политики, но и основные задачи социальных служб.
Проектирование развития социальных служб помогает населению совершенствовать возможности улучшения условий своей жизни, повышения уровня их благосостояния, материальных ресурсов, а также вносит вклад в социальные отношения, знания, ценностные ориентации, потребности, интересы, мотивы деятельности.
Социальное проектирование тем самым позволяет решить соединение прогноза, программы или плана социальных служб с реальными изменениями в обществе. Оно позволяет перейти от диагноза реального положения дел и прогнозов к планированию социальных изменений и разработке способов их конкретной реализации. Также посредством социального проектирования формируются исходные цели, анализируется современное положение дел и данные, полученные на основе поисковых прогнозов, определяется круг задач на будущее для решения возникающих проблем. Таким образом, социальное проектирование является одним из наиболее актуальных направлений в практике социальной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонюк Г.А. Социальное проектирование. – Минск, 2007.
2. Грищенко В.И., Демидова Л.Г., Петров А.Н. Теоретические основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. – СПб., 2006
3. Верещагин И. Об архитектурной достоевщине и прочем // Современная архитектура, 1928.
4. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: Системный подход. – М., 2006
5. Карасев О.И., Вишневский К.О. Возможности интеграции Форсайта в
разработку инновационной политики [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ido.ru/ido_press/ido_press/articles/?content_id=1581&news_id=1292
6. Коган Л.Н., Панова С.Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы // Методологические аспекты социального прогнозирования. – Красноярск, 1981.
7. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. – М., 2006
8. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. – М., 2006
9. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2001. – 416с.
10. Леньков Р. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие для бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент». – М.: ЦСП и М, 2013. – 192 с.
11. Лисичкин В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты. – М., 2006
12. Ляхов И.И. Социальное конструирование. – М., 1970.
13. Макарцева Н. Н. Социальное прогнозирование и проектирование: Учеб.-метод. пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003.
14. Методологические проблемы социального прогнозирования / Под ред. А.П. Казакова. – Л., 2006
15. Орлов М.А., Сазонов Б.В., Федосеева И.Р. Некоторые вопросы проектирования системы обслуживания быта городского населения // Архитектура СССР, 1970.
16. Розин В.М. Социальное проектирование систем общественного обслуживания: построение понятий // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. М., 1987.
17. Сазонов Б.В. Методологические проблемы в развитии теории и методики градостроительного проектирования систем в проектировании // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975.
18. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Сафронова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
19. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.
20. Стариков П. А. Пиковые переживания технологии творчества: учебное пособие. – Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2011. – 92 с.
21. Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование (методол. основы) // Общественные науки, 1983.
22. Тощенко, Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт – М, 2001. – 511с.
23. Третьяк В.П. Структура форсайта / В.П. Третьяк // Отраслевые рынки. – № 1-2 (13). – 2007.
24. Третьяк В.П. Формирование Форсайта в Иркутском регионе / В.П. Третьяк, Н.Я. Калюжнова. – [Электронный ресурс.] – Режим доступа: URL: http//stra.leg:ru/library/global/Prognoz/foresight/
25. Холостова Е. И. Социальная работа: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К”», 2007. — 668 с.
26. Щедровицкий Г.П. Проблема объекта в системном проектировании / Избранные труды. – М., 2006
27. Martin, B. Research Foresight and the exploitation of science base. HSMO, London, 1993.