ВВЕДЕНИЕ
В Конституции Российской Федерации провозглашается широкий перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации). Состояние здоровья населения является одним из самых точных показателей социально – экономического развития страны в целом. Актуальность выбранной темы исследовательской работы обусловлена тем, что в современном российском обществе за последние 10-15 лет становится очевидным существенное снижение уровня жизни значительного количества населения, и государство практически перестало поддерживать социально-экономические требования своих граждан в области адекватного обеспечения прав человека в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. В Указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683 среди факторов национальной безопасности Российской Федерации было выделено физическое здоровье нации, угрозой которому является кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Объектом исследования выступает медицинская помощь как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья. Предметом исследования являются актуальные проблемы оказания медицинской помощи. Цель работы заключается в изучении актуальных проблем оказания медицинской помощи и предложении некоторых путей их разрешения. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: 1. Охарактеризовать понятие и виды медицинской помощи. 2. Изучить основные принципы охраны здоровья населения. 3. Определить виды и критерии ненадлежащего оказания медицинской помощи. 4. Проанализировать основные проблемы оказания медицинской помощи. 5. Рассмотреть некоторые способы повышения эффективности оказания медицинской помощи населению. Исследовательская работа состоит из двух глав, в свою очередь первая глава состоит из двух параграфов, вторая глава также состоит из двух параграфов. При написании исследовательской работы использовались такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая), Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция), Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании медицинской деятельности» от 16.04.2012 № 291, Приказ Минздрава Российской Федерации «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» от 10.05.2017 г. № 203н, научные работы Каменевой З.В., Найговзиной Н.Б., Сергеева Ю.Д., Агеевой Н.А., Шакирова Р.Р., Мурзовой Т.В., Шевчук Е.П.
Глава 1. Общая характеристика понятия медицинской помощи и принципов охраны здоровья населения
1.1. Понятие и виды медицинской помощи
Понятие «медицинская помощь» нормативно определено в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В то же время в научных кругах определение данного термина не характеризуется единством. Например, 3. В. Каменева определяет медицинскую помощь как деятельность медицинского учреждения (медицинского работника) по оказанию услуг в целях сохранения, укрепления, предупреждения, лечения либо восстановления физического и психического здоровья человека, регулирования, управления и конструирования жизнедеятельности человеческого организма с использованием всех дозволенных методов и технологий.1 По мнению Н. Б. Найговзиной, медицинская помощь — это осуществляемая медицинскими работниками медицинская деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья граждан.2 Несмотря на различные точки зрения авторов относительно понятия медицинской помощи, мы считаем, что для того чтобы определить понятие медицинской помощи, необходимо выделить ее основные признаки. 1. Медицинская помощь — это совокупность правоотношений, т.е. общественных отношений, урегулированных нормами права. 2. Правоотношения возникают, но поводу предоставления необходимого комплекса медицинских услуг лечебного и (или) профилактического характера (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение, изоляция), а также обеспечения медицинскими приспособлениями (очки, костыли), отпуска необходимых медикаментов по рецепту врача или другого квалифицированного специалиста, предоставления специализированных продуктов питания, а также ухода за выздоравливающим. 3. Получателем медицинской помощи является физическое лицо, утратившее здоровье. 4. Медицинская помощь оказывается как в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, так и вне их (в том числе на дому, в условиях дневного стационара). 5. Медицинская помощь оказывается врачами и представителями иных медицинских профессий (медсестрами (медбратьями)), а также лицами, обладающими достаточной квалификацией для оказания помощи и замещения должности в медицинском учреждении. 6. Источниками финансирования медицинской помощи являются средства обязательного медицинского страхования, в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средства бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, средства работодателей, граждан.3 7. Цель оказания медицинской помощи — сохранение, улучшение или восстановление здоровья гражданина, а также его трудоспособности и способности удовлетворять свои личные потребности. С учетом сказанного медицинскую помощь следует определить как совокупность правоотношений по поводу предоставления необходимого комплекса медицинских услуг лечебного и (или) профилактического характера (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение, изоляция), а также обеспечения медицинскими приспособлениями (очки, костыли), отпуска необходимых медикаментов по рецепту врача или другого квалифицированного специалиста, предоставления специализированных продуктов питания, а также ухода за выздоравливающим, оказываемых физическому лицу, утратившему здоровье в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, а также вне их (в том числе на дому, в условиях дневного стационара) врачами и представителями иных медицинских профессий за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, средств работодателей, граждан и средств благотворительности с целью сохранения, улучшения или восстановления здоровья гражданина, а также его трудоспособности и способности удовлетворять свои личные потребности. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» нормативно закреплены четыре основных вида медицинской помощи: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами- специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), которые требуют использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также включает медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная, оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, а также в транспортном средстве с применением медицинского оборудования - при медицинской эвакуации). Скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная, оказывается также в амбулаторных и стационарных условиях выездными консультативными бригадами скорой медицинской помощи в случае невозможности оказания данного вида медицинской помощи в соответствующей медицинской организации. Скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная, оказывается бесплатно медицинскими организациями государственной системы здравоохранения. Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
1.2. Основные принципы охраны здоровья населения
Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья населения являются: 1) Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Согласно действующему законодательству, государство обязано обеспечивать людям, проживающим на его территории, охрану их здоровья. При этом не имеет значение их пол, возраст, социальное положение, религиозные взгляды и иные факторы. При наличии у гражданина какого-либо заболевания, государство обязано гарантировать ему защиту от любых дискриминаций - в противном случае виновные лица могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности (в зависимости от обстоятельств).4 2) Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. При оказании данного вида помощи лицу - его интересы должны быть приоритетны, также: - к нему обязаны относиться вежливо и гуманно, соблюдая этические и моральные нормы; -при оказании медицинской помощи должно учитываться состояние больного и его физические особенности; - по возможности необходимо соблюдать культурные и религиозные традиции гражданина, которому предоставляется медицинская помощь; - обеспечение надлежащего ухода (достаточно часто от качественного ухода зависит выздоровление); - при нахождении лица в медицинском учреждении, его пребывание должно быть комфортным; -медицинские организации должны быть оборудованы с учетом действующих санитарно-гигиенических норм; - в зависимости от состояния больного, должны быть созданы условия, которые бы давали возможность посещать его родным и близким, но, одновременно с этим, это не должно отражаться на сотрудниках больницы и других пациентах. 3) Приоритет охраны здоровья детей. Забота о детях (лиц, не достигших 18-летнего возраста), в том числе их психическом, физическом, а также социальном благополучии, обязанность не только государства, но и общества. Это связано с тем, что организм ребенка только формируется и упущения в этой области (как психические, так и физические) могут нанести непоправимый вред его здоровью и, как следствие, отразиться на его дальнейшей судьбе. В частности, данные положения закреплены в Конвенции о правах ребенка.5 4) Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья. В случае, если гражданин по тем или иным причинам утратил здоровье, государство обязано оказать лицу поддержку для его восстановления. Для этих целей государством создаются специальные службы, оказывающие помощь в реабилитации. Кроме того, лицо, утратившее здоровье, имеет право получать пособие, которое может быть временным либо постоянным - в зависимости от того, какое заболевание у него было выявлено. 5) Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;. Государственные органы (естественно только в пределах своей компетенции) несут ответственность за надлежащее обеспечение гарантий в области охраны здоровья людей. В случае выявления нарушений, виновные (это могут быть должностные лица либо уполномоченные органы) привлекаются к ответственности - она может быть, как гражданская и уголовная, так и административная. 6) Доступность и качество медицинской помощи. Медицинская помощь должна быть доступна - это связано с тем, что она может потребоваться гражданину в любой момент, а также с тем, что существуют люди, обладающие ограниченными возможностями, которым достаточно проблематично добираться до медицинского учреждения без посторонней помощи. Помимо доступности, медицинская помощь должна быть оказана качественно. С этой целью установлены требования к квалификации работников медицинских учреждений. Штат сотрудников учреждения также должен быть сформирован с учетом количества лиц, в них обращающихся.6 7) Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Правом на получение медицинской помощи обладают все категории граждан нашей страны. Отказ в предоставлении необходимой человеку помощи либо взимание платы за услуги, которые должны быть бесплатными, не допускается. 8) Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Благодаря профилактике можно предотвратить появление множества заболеваний. Именно поэтому профилактике уделяется немаловажная роль. 9) Соблюдение врачебной тайны. Важным вопросом при обращении в медицинское учреждение является соблюдение тайны, т.е. неразглашение сведений не только о факте обращения к врачу, но и информации о заболеваниях, а также другой, полученной в больнице (к примеру, персональные данные - контакты больного). Разглашение подобных сведений о гражданине может негативно отразиться на нем - именно поэтому эта информация строго охраняется законодательством (даже если это данные о наличии у лица венерических заболеваний. 7
Глава 2. Основные проблемы в организации медицинской помощи и предлагаемые пути их решения
2.1. Ненадлежащее оказание медицинской помощи: критерии и виды
В Российской Федерации гарантируется право пациентов на получение как бесплатной, так и платной медицинской помощи (п. 5 ст. 10, ч. 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). В нормативную базу, регламентирующую вопросы оказания медицинской помощи, помимо названного ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», так же входит ряд других законов и подзаконных нормативных актов. Принцип надлежащего исполнения обязательств установлен ст. 309 Гражданского Кодекса РФ и предполагает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми требованиями. Исходя из положений ст. 309 ГК РФ, а также положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Закона РФ «О защите прав потребителей», следует вывод о том, что медицинская помощь, как услуга, которую потребляет пациент, должна быть надлежащего качества, надлежащего объема, оказываться надлежащим субъектом, надлежащим образом, в надлежащее время и с соблюдением установленных прав пациента. В настоящий момент, в законодательстве отсутствует четкое определение понятия ненадлежащего оказания медицинской помощи. В связи с этим, ненадлежащее оказание медицинской помощи может быть определено, как антипод надлежащего оказания медицинской помощи и, соответственно, будет представлять собой оказание медицинской помощи, не соответствующей требованиям, предъявляемым к ней законодателем. Таким образом, можно выделить следующие критерии ненадлежащего оказания медицинской помощи, как: 1) Условия; 2) Объем; 3) Безопасность; 4) Качество; 5) Несоответствие медицинской помощи целям, для которых данная медицинская помощь обычно оказывается (причинение вреда жизни и здоровью пациентов); 6) Нарушение прав пациентов; 7) Неоптимальный выбор технологии оказания медицинских услуг; 8) Нарушение правил оформления медицинской документации и др. Оказание медицинской помощи с нарушением требований законодательства об условиях оказания медицинской помощи является ненадлежащим.8 К критериям ненадлежащих условий оказания медицинской помощи, в частности, могут быть отнесены: 1) Оказание медицинской помощи без соответствующей лицензии или с нарушением санитарно-эпидемиологических требований к размещению и эксплуатации медицинской организации. В связи с тем, что осуществление медицинской деятельности может повлечь за собой причинения вреда жизни или здоровью пациента, законодательством установлены обязательные требования по лицензированию медицинской деятельности, а также специальные санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации медицинской организации. Требование о необходимости получения лицензии на осуществление медицинской деятельности установлено в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а конкретные лицензионные требования определены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)». Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность определяются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее – Постановление № 58) и так же, как и лицензионные требования, являются обязательными для всех медицинских организаций. Таким образом, если медицинская помощь была оказана в нарушении лицензионных или санитарно-эпидемиологических требований к размещению и эксплуатации медицинской организации, оказанная медицинская помощь будет являться ненадлежащей по критерию условий ее оказания. Данный критерий безусловно влияет на безопасность оказанной медициной помощи в целом. 9 2) Оказание медицинской помощи медицинским работником, не имеющим права на осуществление соответствующей медицинской деятельности. Надлежащая медицинская помощь может быть оказана исключительно медицинским работником, который с учетом своей профессиональной компетенции, специализации, объема знаний, практических умений и навыков получил право на осуществлении определенной медицинской деятельности. В случае оказания медицинской помощи за пределами предоставленного врачу права, сам факт совершения медицинским работником таких действий будет являться ненадлежащем в оказании медицинской помощи. Требования, предъявляемые к медицинским работникам для предоставления права на осуществление медицинской деятельности установлены, в частности, в ст. 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в Приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», в Приказе Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста», в Приказе Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» и др. 3) Ненадлежащий объем оказания медицинской помощи. Критерий объема оказания медицинской помощи отражает соответствие объемов оказанной медицинской помощи объективным потребностям конкретного пациента.10 При этом, необходимо отметить, что оказание медицинской помощи будет являться ненадлежащим как в случае недостаточного, так и завышенного объема выполненных медицинских вмешательств. Так, недостаточный объем диагностических процедур может привести к тому, что правильный диагноз пациента установлен не будет, что повлечет за собой отсутствие лечения либо ненадлежащее лечение и, соответственно, причинение вреда здоровью пациента. 4) Ненадлежащая безопасность оказания медицинской помощи. В соответствии со ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» пациент, как потребитель медицинской услуги, имеет право на то, чтобы медицинская помощь при обычных условиях ее оказания была безопасна для жизни и здоровья. Критерий безопасности оказания медицинской помощи отражает, в частности, оптимальность выбора медицинских технологий при оказании пациенту медицинской помощи, с учетом минимизации риска применения данных технологий для конкретного пациента, соблюдение специальных требований, установленных в отношении профилактических, диагностических, лечебных и иных медицинских вмешательств, а также выполнение медицинской организацией правил хранения и применения лекарственных препаратов и расходных материалов. 11 5) Ненадлежащее качество оказания медицинской помощи. Основываясь на положениях п. 21 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», можно сделать вывод о том, что под ненадлежащим качеством оказания медицинской помощи следует понимать предоставление последней при наличии одного из следующих условий: - несвоевременность оказания медицинской помощи; Вопросы, связанные со сроками оказания медицинской помощи регламентируются постановлениями Правительства РФ, различными ведомственными актами, а также договором, заключенным между медицинской организацией и пациентом. В сфере оказания медицинской помощи сроки подразделяются на две группы: - Срок ожидания медицинской помощи; -Срок оказания непосредственно медицинской помощи. Так, сроки ожидания медицинской помощи, в случае оказания пациенту платной медицинской помощи, устанавливаются соглашением между пациентом и медицинской организацией. В случае же оказания пациенту бесплатной медицинской помощи, сроки ожидания плановой медицинской помощи устанавливаются территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Экстренная же медицинская помощь оказывается безотлагательно (ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Средние сроки лечения по конкретным видам заболеваний устанавливаются Приказами Минздрава России, утверждающими стандарты медицинской помощи (ч. 2 ст. 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»). - ошибочность выбора метода профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; Важнейшими источниками выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации являются как национальные, так и международные клинические и практические рекомендации, протоколы лечения, руководства, научные публикации, учебники, справочники и др. Это все, так называемые, источники доказательной медицинской практики.12 - неудовлетворительная степень достижения запланированного результата; В соответствии с существующей судебной практикой, одной из наиболее распространенных причин возникновения претензий пациентов к медицинским работникам и медицинским организациям является несоответствие результата полученной медицинской помощи ожиданиям пациентов. Это связано с тем, что, зачастую, пациенты считают отсутствие достижения ожидаемого результата следствием некачественно оказанной медицинской помощи.13
2.2. Способы повышения эффективности оказания медицинской помощи населению
Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. Существует множество подходов и мнений, касательно наиболее оптимальных и подходящих для России путей улучшения качества медицинской помощи. Вот лишь некоторые из них: 1) Совершенствование уже действующих и разработка новых нормативных актов в медицинской сфере. До сих пор нет закона, в котором было бы дано подробное разъяснение термину «качество медицинской помощи», а многие уже принятые документы функционируют лишь номинально; 2) Повышение внимания к деятельности младшего и среднего персонала лечебных учреждений (медсестры, санитары, лаборанты и т.п.). Несмотря на то, что они выполняют значительные работы, в том числе и по обеспечению безопасности и высокого качества оказания медицинских услуг, и от них в большей степени зависит уровень удовлетворенности пациентов, условия труда на таких вакансиях и размер заработной платы оставляют желать лучшего. Из-за этого никакого серьезного отбора на эти специальности не проводится, и туда зачастую попадают люди, малопригодные для подобного вида деятельности; 3) Повышение внимания к деятельности руководителей учреждений здравоохранения. Как показывает практика, на столь важные и ответственные посты назначаются лица, не обладающие требуемыми навыками и опытом работы. 14 4) Необходимость реформирования системы подготовки медицинского персонала. Начиная с сентября 2017 года, в медицинских вузах полностью упраздняется такой элемент профессиональной подготовки, как интернатура. Соответственно возникает вопрос, каким образом вчерашний выпускник сможет интегрироваться в медицинских организациях, и как это скажется на качестве оказания медицинской помощи. Одной из главных задач здравоохранения является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также передовым достижениям медицинской науки. Согласно принятой стратегии развития здравоохранения в РФ на 2015-2030 года уже проводится ряд мероприятий для улучшения качества оказания медицинской помощи. Например, создана трехуровневая система распределения медицинских мощностей (дорогостоящего оборудования, узкопрофильных специалистов и т.д.). Предполагается, что эта мера позволит существенно увеличить эффективность оказываемых услуг, поскольку теперь врачи дефицитных специальностей будут равномерно рассредоточены по всем регионам РФ, и медицинская помощь станет доступнее. Также постепенно реализуется программа по усилению государственного контроля за денежными средствами, используемыми в рамках системы обязательного медицинского страхования. В ближайшем будущем для этих целей в сферу обязательного медицинского страхования внедрят институт «финансово-экономических менеджеров», специалистов получивших профессиональное образование в области экономики здравоохранения. 15 В целях выявления факторов, свидетельствующих о ненадлежащем оказании медицинской помощи, необходимо проведение специальной экспертизы качества медицинской помощи, которая, в том числе предоставляет заключение о своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации и степени достижения запланированного результата (ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). В соответствии с ч. 2 ст. 64 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и соответствующих клинических рекомендаций по вопросам оказания медицинской помощи. Существенным нововведением в сфере проведения экспертизы качества оказания медицинской помощи стало вступление в силу Приказа Минздрава России от 10.05.2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». В данном Приказе установлены критерии оценки качества медицинской помощи, которые сформированы по группам заболеваний и подразделяются в зависимости от амбулаторных или стационарных условий получения медицинской помощи. Однако, важно отметить, что на сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи производится только в рамках программ обязательного медицинского страхования, так как федерального закона, регламентирующего такой вид экспертизы в другой области, пока что не принято. В случае же когда медицинская помощь была оказана платно, для определения качества медицинской помощи пациент имеет право воспользоваться всеми возможными правовыми средствами, предоставленными ему законодательством РФ (например, получить заключение в независимой экспертной организации (ст. 41 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»), получить консультацию или заключение на основании медицинской документации у другого специалиста (ч. 4 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») и др.). В соответствии с ч. 2 ст. 98 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав пациентов в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни или здоровью пациентов при оказании медицинской помощи. Так, пациент, при возникновении претензий к медицинскому работнику и (или) медицинской организации, имеет право обратиться: - С жалобой или сообщением о преступлении в органы прокуратуры; -С жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор; - С жалобой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и (или) в страховую медицинскую организацию, в случае получения медицинской помощи на основании полиса обязательного или добровольного медицинского страхования; - С жалобой в общественные организации (Национальная медицинская палата, лиги по защите прав пациентов и т.д.); - С претензией к главному врачу или иному уполномоченному лицу в медицинской организации; - В суд с гражданским иском в отношении медицинской организации .
Заключение
В ходе исследования были сделаны следующие выводы: - здоровье человека представляет собой одну из главных социальных ценностей и предпочтений современного цивилизованного общества, величайшее общественное и личное благо и богатство, основу национальной безопасности страны; - в настоящий момент, в законодательстве отсутствует четкое определение понятия ненадлежащего оказания медицинской помощи; в связи с этим, ненадлежащее оказание медицинской помощи может быть определено, как антипод надлежащего оказания медицинской помощи и, соответственно, будет представлять собой оказание медицинской помощи, не соответствующей требованиям, предъявляемым к ней законодателем. - одной из главных задач здравоохранения является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также передовым достижениям медицинской науки. На государственном уровне предпринимаются попытки улучшения качества медицинской помощи, отраженные в стратегии развития здравоохранения на ближайшие 15 лет. Основными путями улучшения являются реформирование подготовки будущих медработников, уделение большего внимания квалификации младшего медперсонала и руководителей медучреждений и другое. Следует отметить, однако, что действующее законодательство регулирует в основном административно-организационные и управленческие отношения в области здравоохранения, уделяя меньшее внимание механизмам правовой защиты пациентов, а формирование и утверждение правовых норм в области здравоохранения в ряде случаев опережают изменения, происходящие в общественном сознании людей, в восприятии содержания и значимости законодательного обеспечения вопросов взаимоотношения врача и пациента.
Список источников и литературы
Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2014. – 23 июля.
Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 03.08.2018): Принят 21 октября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018): Принят 1 ноября 2011 года № 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 30.10.2018): Принят 22 апреля 2011 года № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 19. – Ст. 2716.
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.03.2015): Принят 5 апреля 2001 года № 73-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 23. – Ст. 2291.
Закон Российской Федерации «О Защите прав потребителей» (ред. от 04.06.2018): Принят 7 февраля 1992 года № 2300-1 // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. – Ст. 140.
Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании медицинской деятельности» от 16.04.2012 № 291 // Собрание законодательства РФ. – 2012. № 17. - Ст. 1965.
Приказ Минздрава Российской Федерации «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» от 10.05.2017 г. № 203н // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 2017.
Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. - № 36.
Специальная литература:
Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения / Н.А.Агеева // Медицина и фармакология. - 2014. - №6 (7). – С. 11-18.
Каменева 3. В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь / З.В. Каменева // Адвокат. - 2013. - № 7. – С. 18-25.
Мурзова Т.В., Сенина-Волжская И.В. Вопросы ненадлежащего оказания медицинской помощи / Т.В.Мурзова, И.В. Сенина-Волжская // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 7-1. – С. 224-229.
Найговзина Н. Б. Организация медицинской помощи и источники финансирования в здравоохранении в современных условиях. Разграничение полномочии по уровням власти / Н.Б.Найговзина // Советник бухгалтера в здравоохранении. - 2013. - № 4. – С. 120-128.
Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья / Ю.Д.Сергеев // Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья. - М.: Политек. - 2014. - 258 с.
Шакиров Р. Р. К вопросу ответственности медицинских работников за дефекты оказания медицинской помощи / Р.Р.Шакиров // Медицинский вестник Башкортостана. - 2013. - №2. – С. 70-74.
Шевчук Е.П. Стандарты медицинской помощи: история развития, понятие, виды и правовая природа / Е.П.Шевчук // Сибирский юридический вестник. - 2010. - №4. – С.80-85.
Интернет-ресурсы:
http://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс - надежная правовая защита.
1Каменева 3. В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь / З.В. Каменева // Адвокат. - 2013. - № 7. – С. 18-25.
2Найговзина Н. Б. Организация медицинской помощи и источники финансирования в здравоохранении в современных условиях. Разграничение полномочии по уровням власти / Н.Б.Найговзина // Советник бухгалтера в здравоохранении. - 2005. - № 4. – С. 120-128.
3Шевчук Е.П. Стандарты медицинской помощи: история развития, понятие, виды и правовая природа / Е.П.Шевчук // Сибирский юридический вестник. - 2010. - №4. – С.80-85.
4Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья / Ю.Д.Сергеев // Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья. - М.: Политек. - 2014. - 258 с.
5http://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс - надежная правовая защита.
6 Мурзова Т.В., Сенина-Волжская И.В. Вопросы ненадлежащего оказания медицинской помощи / Т.В.Мурзова, И.В. Сенина-Волжская // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 7-1. – С. 224-229.
7 Шакиров Р. Р. К вопросу ответственности медицинских работников за дефекты оказания медицинской помощи / Р.Р.Шакиров // Медицинский вестник Башкортостана. - 2013. - №2. – С. 70-74.
8Мурзова Т.В., Сенина-Волжская И.В. Вопросы ненадлежащего оказания медицинской помощи / Т.В.Мурзова, И.В. Сенина-Волжская // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 7-1. – С. 224-229.
9Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения / Н.А.Агеева // Медицина и фармакология. - 2014. - №6 (7). – С. 11-18.
10Мурзова Т.В., Сенина-Волжская И.В. Вопросы ненадлежащего оказания медицинской помощи / Т.В.Мурзова, И.В. Сенина-Волжская // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 7-1. – С. 224-229.
11Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья / Ю.Д.Сергеев // Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья. - М.: Политек. - 2014. - 258 с.
12Шевчук Е.П. Стандарты медицинской помощи: история развития, понятие, виды и правовая природа / Е.П.Шевчук // Сибирский юридический вестник. - 2010. - №4. – С.80-85.
13Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья / Ю.Д.Сергеев // Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья. - М.: Политек. - 2014. - 258 с.
14Мурзова Т.В., Сенина-Волжская И.В. Вопросы ненадлежащего оказания медицинской помощи / Т.В.Мурзова, И.В. Сенина-Волжская // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 7-1. – С. 224-229.
15Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения / Н.А.Агеева // Медицина и фармакология. - 2014. - №6 (7). – С. 11-18.