Апофения у голубей

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Апофения у голубей

Мамосуева А.В. 1
1МБОУ СОШ №14 мкр. «Павшинская Пойма» ГО Красногорск
Хлебанов В.Н. 1
1МБОУ СОШ №14 мкр. «Павшинская Пойма» ГО Красногорск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Во время эпизодического подкармливания птиц картофельными чипсами, было замечено странное поведение одного из голубей. Он кружился на месте во время паузы между очередными подбрасываниями пищи. Его поведение можно было принять за ухаживание за самкой [2], но было странным, что голубь не ворковал, не пытался «преследовать» объект своего ухаживания.

Такое «ритуальное» поведение голубя можно было бы объяснить «сбоем» системы формирования рефлексов. Т.е. рефлекс выработался в отсутствии логической связи между действием и поощрением.

Чтобы проверить это предположение, вместе с научным руководителем была подобрана научная литература и разработан план исследовательской работы.

Рабочая гипотеза состоит в том, что ритуальное поведение голубей во время кормления аналогично такому свойству человеческой психики, как апофения.

Предметом исследования является ритуальное поведение голубей во время их кормления.

Объектом исследования является сизый голубь, гнездящийся в черте города.

Как правило, люди склонны особенности своего мышления считать чем-то уникальным, присущим только разуму человека. Это далеко не всегда так. [3] [4] [5] Поняв механизмы возникновения тех, или иных особенностей работы нашего мозга, мы начнем лучше понимать себя. Именно этим и обусловлена актуальность данной исследовательской работы.

Целью исследования является определение соответствия ритуального поведения голубей во время кормления такому проявлению человеческой психики, как апофения.

Для достижения поставленной цели было запланировано выполнение следующих задач:

1) Провести кормление голубей в различных микропопуляциях;

2) С помощью наблюдения выявить закономерности появления ритуального поведения у голубей во время кормления;

3) Проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты и сделать выводы.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Определение апофении

Апофени́я (от др.-греч. ἀποφαίνω «высказываю суждение, делаю явным» ← ἀπο «из-» + φαίνω «представление») — переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Термин был введён в 1958 году немецким неврологом и психиатром Клаусом Конрадом, который определил его как «немотивированное ви́дение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности» (анормальное сознание значения).[8]

2.2. Описание объекта исследования

Сизый голубь (лат. Columba livia) — широко распространённая птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Природное место обитания сизых голубей — скалы, и в диких условиях они устраивают гнездо в труднодоступных для хищников каменистых расщелинах либо пещерах.

Городские популяции, приспособившиеся для жизни в населённых пунктах, выбирают для постройки гнезда места, напоминающие им естественные ландшафты — карнизы и пустоты под крышами, непосещаемые чердаки, балки под мостами и другие похожие строения. Предпочтение отдаётся закрытым пространствам. [2]

Как и другие представители семейства, сизые голуби моногамны; пары, как правило, сохраняются в течение жизни. Размножение на всём протяжении ареала может проходить в любое время года, однако в умеренном климате северного полушария чаще всего приходится на март — октябрь. Спариванию всегда предшествует брачная церемония, во время которой самец крутится возле самки, преследует её, раздувает шею, пригибает к земле голову, распускает крылья и громко воркует. Он также может принять вертикальную стойку, вытянувшись на лапах и распустив веером хвост. Танец непременно сопровождается громким воркованием. По окончании церемонии самец и самка ухаживают друг за другом — чистят перья и «целуются», соприкасаясь клювами.[7]

2.3. Работы по исследованию интеллекта животных

Перед началом исследования мы ознакомились с работами Ж.И. Резник, посвященными этологическим исследованиям [3], [4], [5], что позволило определиться с методикой исследования и дало понимание того, что корни поведенческих бессознательных и сознательных действий человека можно найти у животных, находящихся с нами в очень отдаленном родстве.

3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. Выбор метода исследования.

Основным методом исследования был выбран эксперимент, как наиболее эффективное и менее затратное по времени средство.

3.2. Выбор экспериментальных площадок

Ввиду отсутствия средств маркировки птиц, для минимизации искажений результатов эксперимента, чтобы в эксперименте приняло участие как можно больше разных особей, было решено кормить голубей в различных, удаленных друг от друга местах.

Как известно, голуби, живущие в городах, предпочитают кормиться возле места своего гнездовья. [1] Поэтому для кормления голубей были выбраны следующие места:

1) Двор дома в мкр. Павшинская Пойма в г. Красногорск Московской области;

2) Городской парк г. Красногорск;

3) Уличная площадка ресторана «Макдональдс» около м. Тушинская;

4) Площадка возле ТЦ «Крокус-Вегас» около м. Мякинино.

Опыт проводился в период осенних каникул с 5 по 9 октября днем в ясную погоду.

3.3. Описание эксперимента

После прибытия на одну из выбранных экспериментальных площадок осуществлялось разбрасывание раскрошенной еды на асфальте в одном и том же месте (чтобы исключить логическую связь между ритуальным поведением и количеством полученной отдельной особью еды ) с перерывами в 2-3 минуты течении получаса. При этом фиксировалось проявление ритуального поведения у птиц, общее количество голубей, тип ритуального (повторяющегося поведения) и количество птиц, проявляющих то или иное ритуальное поведение. Результаты наблюдений представлены в таблице ниже.

3.4. Методы обработки результатов эксперимента

Научный руководитель пытался объяснить, что такое стандартное отклонение и как оно вычисляется, но, к сожалению, объяснение было не очень понятным в силу моего слабого (базового) знакомства с теорией вероятности.

Поэтому для обработки результатов мы решили воспользоваться процентным соотношением между голубями, проявившими беспричинное ритуальное поведение, возникающее в процессе кормления, и общим количеством голубей.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

4.1. Таблица результатов

Место кормления

Количество слетевшихся голубей

Тип ритуального поведения

Количество птиц, проявляющих ритуальное поведение

Двор дома в Павшинской Пойме

7

Верчение на одном месте

2

Кивание головой

1

Нахохливание

1

Городской парк

8

Верчение на одном месте

1

Склоняет голову сбоку на бок

2

Нахохливание

1

Макдональдс

12

Верчение на одном месте

2

Кивание головой

2

Склоняет голову сбоку на бок

1

Нахохливание

2

Крокус-Вегас

5

Верчение на одном месте

2

Нахохливание

1

Итого

32

 

17

4.2. Анализ результатов

Из 32 голубей 17 проявили признаки ритуального поведения. При этом в 14 случаях было замечено, что голуби начинают в паузах между бросками еды повторять те действия, которые они производили в тот момент, когда им бросалась еда перед этим. Чем больше времени проходило после подбрасывания корма, тем активнее голуби начинали повторять свой «ритуал».

Ритуальное поведение трех голубей, которые начинали проявлять ритуальное поведение почти сразу после прилета можно объяснить тем, что они научились этому у своих товарищей, или тем, что это были голуби, которые уже были накормлены на другой экспериментальной площадке. Учитывать их результаты нецелесообразно, но для ужесточения условий анализа результатов исследования они были включены в общую выборку.

Таким образом, процент птиц, проявивших ритуальное поведение в процессе кормления без причины составляет 14/32 * 100% = 43,75%.

5. ВЫВОДЫ

Зафиксированное ритуальное поведение голубей полностью подходит под определение апофении, так как «награда» никак не зависела от их поведения. Логическая связь между кормлением и «ритуалом» отсутствовала. Корм получали и те голуби, которые ничего особенного не делали. То есть голубями была совершена логическая ошибка «после не значит вследствие», которую так часто совершают люди.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочу сначала указать на недостатки моей работы:

1) Отсутствие возможности экспериментировать над каждым голубем отдельно создало проблемы при наблюдении за ними. Очень трудно отследить поведение каждой птицы, особенно когда их много. Возможно, ритуальное поведение проявляли и остальные особи, но заметить этого не удалось.

2) Так как отсутствовала возможность отличить особей одной микропопуляции от особей другой микропопуляции, возможно какие-то из голубей были уже накормленными на другой площадке и результаты могли «задвоиться».

3) Хоть площадки и были удаленны друг от друга, но все же это удаление не было достаточным для того, чтобы полностью исключить присутствие на площадке тех особей, с которыми уже экспериментировали.

4) Эксперимент не был «слепым». Неосознанно экспериментатор мог повлиять на результат исследования, так как что именно нужно искать, было известно заранее. Это могло привести к искажению результатов.

Не смотря на недостатки, главную цель моей исследовательской работы можно считать достигнутой. Даже с учетом погрешности моих наблюдений были установлены факты проявления у голубей апофении (ничем другим объяснить подобное поведение нельзя).

Апофения является одной из бед человечества. Именно из-за этого свойства нашей психики среди людей со скоростью ветра распространяется вера в астрологические гороскопы, гомеопатические лекарства, остеопатию, акупунктуру, экстрасенсорику и так далее. Из-за этого многие люди умирают от болезней, которые не лечатся, расстаются с любимыми, так как они не подходят по знаку зодиака, отдают свои деньги мошенникам, вызывают смех окружающих своей верой в несчастливую «черную кошку».

Именно поэтому исследование истоков апофении так важно и актуально для нас. Возможно, если человек поймет, что такие проявления его психики «не от ума», а от особенности психики не особо умных животных, с апофенией, как с явлением будет легче бороться.

Несколько слов надо сказать о дальнейших перспективах данного исследования. Поставив аналогичные эксперименты на других видах животных, находящихся с нами в различных степенях родства, можно будет установить:

- является ли склонность к апофении следствием параллельной эволюции, или мы унаследовали ее от наших далеких предков;

- у какой группы животных и на каком этапе эволюции появилась апофения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аринина А. В., Рахимов И. И. «Адаптивные особенности сизого голубя (Columba livia) в условиях урбанизированной среды (на примере города Казани)». / Казань: Новое знание, 2008. — 162 с.

2. Гаврилов Э. И., Иванчев В. П., Котов А. А. и др. «Птицы России и сопредельных регионов: Рябкообразные, Голубеобразные. Кукушкообразные, Совообразные» / Москва: издательствоНаука, 1993. – 208 с.

3. Резникова Ж. И., «Интеллект и язык животных и человека: Основы когнитивной этологии.» / Москва: Издательско-книготорговый центр «Академкнига», 2005. - 518 с.

4. Резникова Ж. И., «Исследование орудийной деятельности как путь к интегральной оценке когнитивных возможностей животных» / Журнал общей биологии. 2006. Том 67, № 1. С. 3–22

5. Резникова Ж. И., Пантелеева С.Н «Возможные эволюционные механизмы "культуры" у животных: гипотеза распределенного социального обучения» / Журнал общей биологии. Резюме статей 2015 Том 76. № 4, Июль-август, Стр. 295–309

6. Сергеев Б.Ф. «Ступени эволюции интеллекта.» / Москва: Наука, 1986. — 192 с.

7. D. W. Snow, C. M. Perrins «The Birds of the Western Palearctic» / Oxford University Press, 1998.— 1830 p.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Апофения

7

Просмотров работы: 397