Сухофрукты как альтернатива сладкому

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сухофрукты как альтернатива сладкому

Бегеба Л.П. 1
1филиал МБОУ "Лицей № 11 г. Челябинска"
Рождествина Е.В. 1
1Филиал МБОУ “Лицей № 11 г. Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы связана с тем, что сейчас очень важно обратить внимание на то, что мы едим. Особенно будущее поколение – это школьники. И в своей работе мы хотели показать фрукты с другой стороны. Дети очень любят разнообразие в питание. В период обучения в школе увеличивается нагрузка на детей в связи с учебой. И возникающая нервозность заставляет детей постоянно что-то перекусывать, в карманах всегда конфеты, печенья или шоколад. И даже если родители запрещают детям есть сладкое, детей это не останавливает.

Проблема в том, что, запрещая есть сладкое, родители редко предлагают альтернативу.

В своей работе мы хотели показать, что такое сухофрукты, рассказать, насколько это полезно, как их готовить и что происходит с фруктами во время их сушки.

Почему мы выбрали именно сухофрукты как тема исследования? Это связано с географическим регионом, где мы живем. На Урале очень короткий период для выращивания сезонных овощей и фруктов. А сухофрукты при правильном хранении, могут употребляться в пищу весь год.

Цель: показать ценность сухофруктов как альтернативу сладкому.

Задачи:

1. Изучить литературу с целью получения информации о фруктах и сухофруктах и их полезных свойствах.

2. Провести дегидратацию фруктов.

3. Дать рекомендации по приготовлению сухофруктов, употреблению и их хранению.

4. Провести наблюдение за изменениями свойств фруктов при их сушке

5.. Провести сравнительный анализ распространенной сладости среди школьников и сухофруктов.

Объект исследования: сухофрукты

Практическая значимость:

Значимость нашей работы заключается в том, что на основании этих исследований, мы предложим использовать сухофрукты как альтернативу сладостям, что в дальнейшем будет вести к оздоровлению школьников, а также их родителей. И наглядно покажем, и расскажем о том, насколько просто, зная некоторые особенности, можно приготовить сухофрукты.

Гипотеза исследования: Можно ли использовать сухофрукты как замену сладостям?

Этапы исследования:

Выбрать 4 вида сезонных фруктов

Подготовить их к дегидратации.

Описать метод сушки

Провести дегидратацию фруктов

Изучить изменения свойств фруктов при сушке

Дать рекомендации по приготовлению, употреблению в пищу и хранению сухофруктов.

Выбрать распространенную в употреблении сладость среди школьников.

Провести сравнительный анализ сухофруктов и сладости.

Фрукты в нашем исследовании

Фрукт — это плод кустарников или деревьев, имеющий сочную внутреннюю часть, покрытую жесткой оболочкой и содержащий внутри семена [1, с. 14-41].

Для нашей исследовательской работы, было выбрано 4 вида фруктов (самые распространённые фрукты, которые можно найти и в саду у бабушки и на рынке в летнее время): апельсин, груша, слива, яблоко (см. рис. 1).

Апельсин – самый популярный и древний цитрус в мире. Плоды состоят из большого количества долек и толстой или тонкой оранжевой кожуры с неровностями. Мякоть апельсина бывает сладкой, кислой или кисло-сладкой. Все разновидности фрукта содержат в себе много сока. Знаменит витамином С в составе

Груша имеет плоды неправильной, напоминающей лампочку формы, которая может колебаться от круглой до вытянутой как огурец. Встречаются все оттенки желтого и зеленого цветов. Средний размер — с кулак человека. Съедобна и сочная мякоть, и более плотная кожура. Фрукт имеет характерный аромат и сладкий вкус. Очень много в груше калия и витамина С.

Слива – очень популярная. Мякоть бывает мягкая, твердая, пюреобразная. Цвет сливы значительно отличается в зависимости от сорта. Сливу завезли к нам из Азии. Много Калия, кальция, витамина С, витамина А.

Яблоко имеет округлую форму. Кожура и внутренняя часть достаточно жесткие. Цвет у яблок бывает разный. Чаще всего встречаются желтые, зеленые и красные. Очень много витамина С, калия, фосфора и конечно же железа.

Исследование

В нашем исследование для приготовления сухофруктов мы будем использовать метод дегидратации.

Метод дегидратации – это обезвоживание, то есть удалении влаги с продуктов, путем циркуляции сухого теплого воздуха по продукту. Для этого мы будем использовать сушильный комбайн –дегидратор, который равномерно обезвоживает продукты полностью сохраняя все биологически активные вещества. (см. Рис. 2.)

Схема 1. - Схема процесса приготовление сухофруктов.

 

Выбрать фрукты для сушки

 

Нарезать фрукты на мелкие дольки

 

Разложить дольки фруктов на поддоны дегидратора

 

Выбрать температуру нагрева 50 градусов по Цельсию

 

Выставить время сушки - 10 часов (минимальное)

 

Проверить наличия влаги во фрукте

 

Выложить в емкость

Досушивать еще около 2-5 часов

 

Выложить в емкость

Рекомендации по приготовлению и хранению сухофруктов:

Температура сушки не выше 50 градусов [3, с. 75], поскольку при воздействии на фрукт температурой свыше 50 градусов витамины разрушаются.

Время сушки фрукта зависит от того, насколько равномерно и тонко разрезан фрукт, в среднем от 10 до 15 часов.

Для проверки готовности сухофрукта – взять его в руки, и прощупать на наличие влаги. Если в нем останется влага – это может поспособствовать появлению плесени, поэтому, если не уверены в том, что сухофрукт готов, лучше пересушить его.

Хранить сухофрукт необходимо в сухом темном месте при комнатной температуре, в вакуумной упаковке.

Избегать влаги, поскольку влага – это враг номер один для сухофруктов, она способствует появлению плесени.

При дегидратации фруктов происходит изменение их свойств (см. Рис.3), как внешний вид фрукта, цвет фрукта, вкус фрукта.

Ниже в таблице мы собрали все данные при исследовании изменения свойств фруктов при их сушке.

Таблица 1. - Изменение свойств фруктов при их сушке в дегидраторе.

Фрукт

Температура при сушке, градусы

Время сушки, часы

Внешний вид фрукта

Цвет фрукта

Вкус фрукта

1

Апельсин

50

14

уменьшился

не изменился

кислее

2

Груша

50

14

уменьшилась

немного темнее

слаще

3

Слива

50

13

уменьшилась

темнее

слаще

4

Яблоко

50

10

уменьшилось

немного темнее

кислее

Фрукты состоят на 80 процентов из воды. При их сушке вода испарилась, что повлияло на размер фруктов – он уменьшился. А концентрации витаминов на объем сухофрукта увеличилась. Вкус фрукта стал насыщеннее, так как при потере продуктом влаги сахар и другие вещества сконцентрировались в малом объеме.

Поскольку тема нашей работы называется «Сухофрукты как альтернатива сладкому», следующий этап состоит из сравнительного анализа сухофруктов и сладостей. Для сравнения была выбрана распространенная сладость среди школьников Бисквит «Медвежонок Барни» (см. Рис .4).

Состав бисквита: мука пшеничная; сироп глюкозо-фруктозный; сахар; яйцо; вода; масло рапсовое; шоколадная масса (какао тертое, сахар, какао-порошок, эмульгатор - лецитин соевый); сухое молоко обезжиренное и сухое цельное молоко; влагоудерживающий агент - глицерин; масло пальмовое; эмульгаторы: эфиры глицерина и молочной и жирных кислот, эфиры полиглицерина и жирных кислот; разрыхлители: дигидропирофосфат натрия и бикарбонат натрия; сухая молочная сыворотка; соль поваренная пищевая; какао-порошок; ароматизатор «ванилин» идентичный натуральному. Витамин кальций. Калорийность :390 ккал на 100 грамм. Количества сахара на 100 грамм: 35,1 грамм.

Названия ингредиентов в списке располагаются строго в порядке убывания по количеству, вошедшему в состав продукта. 

Самое первое, расположение глюкозо-фруктозного сиропа. То, что сироп находится на втором месте, уже не делает продукт полезным. Сироп глюкозо-фруктозный - широко используемый заменитель сахара. По мнению диетологов данный заменитель является одной из причин ожирения, в частности, в США.
Масло рапсовое. В пищевой промышленности используется только рафинированное масло. Специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о вреде и пользе рапсового масла. К тому же в некоторых странах мира выращивают генномодифицированный рапс.

Эмульгатор (лецитин соевый). С помощью эмульгаторов можно смешивать ингредиенты, которые в обычных условиях не смешиваются, например жиры с водой.

Лецитин - важнейшая составляющая организма человека. Однако соевый лецитин может производиться из генномодифицированного сырья.

Дигидропирофосфат натрия Е450 – разрыхлитель. Использование фосфатов может привести к нарушению баланса в организме между фосфором и кальцием. Чрезмерное употребление фосфатов чревато ухудшением усвоения кальция, что приводит к отложению в почках кальция и фосфора и способствует развитию остеопороза.

Поэтому нужно осторожно относиться к употреблению продуктов, содержащих фосфаты.

Ароматизатор «ванилин» идентичный натуральному — химическое соединение с запахом ванили. Это промышленный продукт. Как любой химический продукт, ароматизаторы зачастую содержат токсические примеси, которые ухудшают функцию печени и почек, угнетают сердечную и дыхательную деятельность, негативно влияют на обменные процессы [2 ,с. 27].

Можно сделать выводы, что это не совсем полезный продукт, точнее в нем полезность почти нулевая, кроме быстрых калорий. Но это и не самая вредная сладость.

Если рассмотреть сухофрукты, представленные в нашей работе, и их состав по микроэлементам и витаминам на 100 грамм и предоставить в таблице, то сразу становится ясно, что сухофрукты – это кладезь витаминов и микроэлементов! Калорийность в среднем: 250 ккал на 100 грамм. Количества сахара на 100 грамм: 60 грамм.

Для таблицы мы взяли те витамины ( 9 основных витаминов), содержание которых максимально на 100 грамм в софруктах. Конечно кроме этих витаминов и минералов, которые в таблице, в сухофруктах еще очень много других полезных веществ дополнительно.

Таблица 2. - Макроэлементы и микроэлементы, витамины в сухофруктах.

Сухофрукты

Макроэлементы и микроэлементы

витамины

Калий

Кальций

Железо

Магний

фосфор

А

группы В

С

Е

Апельсин

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Груша

+

+

+

+

+

-

+

+

+

Слива

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Яблоко

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Для полного понимания насколько сухофрукты полезнее бисквита «Барни», мы составили сравнительную таблицу и сравнительную диаграмму основных свойств этих продуктов, влияющих на здоровье человека.

Таблица 2. - Сравнительная таблица свойств сухофруктов и бисквита «Барни».

Св-ва продукта

Сухофрукт

Бисквит "Барни"

ед.

%

ед.

%

Калорийность на 100 грамм, ккал

250

39

390

61

Количество сахара на 100 грамм, граммы

60

63

35,1

37

Кол-во вредных веществ, ед.

1(сахар)

17

5

(см. выше в составе бисквита)

83

Кол-во полезных веществ(витамином и минералов), ед.

9

(см. Таблицу 2)

90

1

(см. выше в составе бисквита)

10

Рисунок 1. – Сравнительная диаграмма свойств сухофруктов и бисквита «Барни».

С помощью диаграммы мы можем сделать основные выводы. По калорийности Бисквит более насыщен, чем сухофрукт и в качестве перекуса от него пользы больше. По количеству сахара, сухофрукт на 100 грамм имеет больше чем бисквит, и поэтому тем людям, у которых есть проблемы с сахаром, большое количество сухофруктов может быть вредно. По количеству вредных веществ бисквит «Барни» обгоняет сухофрукты, а по количеству полезных веществ, витаминов и минералов, конечно сухофрукт намного опережает бисквит. Таким образом, для того, чтобы полностью заменить бисквит «Медвежонок Барни», к сухофруктам для их питательности и калорийности можно добавлять йогурты, каши, кексы. Мною предложены различные варианты употребления сухофруктов в приложении к данной работе.

Заключение

В результате нашей работы была изучена литература с целью получения информации о фруктах и сухофруктах и их полезных свойствах. Фрукты и сухофрукты полезны для хорошего пищеварения и нормальной жизнедеятельности организма. В них очень много витаминов, микроэлементов и макроэлементов, необходимых для роста детей и конечно же клетчатки для отличного пищеварения. Живя в нашем регионе, где очень мало солнца, возможность питаться сезонными фруктами ограничено, а то, что привозят с других стран может быть генномодифицированным или с антибиотиками.

Сухофрукты – это отличное решение для того, чтобы восполнять запас ежедневно по нужным элементам и витаминам у ребенка и у взрослого.

Также были проведены наблюдения за изменениями свойств фруктов при их сушке. Было замечено, что вкус у фрукта при его сушке усиливается. Сладкие фрукты становятся слаще, кислые – кислее. Размеры уменьшаются, за счет дегидратации. Цвет остаётся либо таким же.

Были даны рекомендации по приготовлению сухофруктов, достаточно для этого иметь фрукты и сушильную технику (это может быть специальная техника для сушки фруктов, а также можно использовать любую духовку с режимом сушки при низкой температуре). Нужно понимать, что чем выше температура, тем больше вероятность того, что витамины будут разрушаться, поэтому обязательно условие для получения полезного сухофрукта – это температура ниже 50 градусов. Время приготовления зависит от того, насколько много воды в дольке фрукта, насколько она тонко нарезана.

Также даны рекомендации по употреблению сухофруктов и предложены разные варианты использования сухофруктов в пищу (Приложение). Сухофрукты можно использовать не только как самостоятельную закуску, их хорошо добавлять в каши, в чай, в муссы и коктейли, в йогурт и сметану, для украшения домашних кексов. В Сушильном комбайне можно сушить не только фрукты, но и овощи, ягоды и зелень, делать пастилу.

Обязательно нужно уделить вниманию, чтоб сухофрукт был сухой – это залог долгого хранения.

Проведен сравнительный анализ распространенной сладости среди школьников и сухофруктов. Для этого выбран бисквит «Барни» и анализ показал, что сухофрукты намного полезнее и в целом это кладезь витаминов.

На основании нашей исследовательской работы мы наглядно показали насколько полезны и важны сухофрукты. В них очень много витаминов, микро и макроэлементов, которые улучшают работу мозга у детей и взрослых. И сухофрукты являются отличным заменителем сладкому во время перекусов, тем более если включить фантазию по их разнообразному использованию в пищу!

Список литературы

Безруких, М.М., Филиппова, Т.А. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Изд-в: «ОЛМА-ПРЕСС», 2007. – 61с.

Ефремов, О. В. Осторожно: вредные продукты! /О.В. Ефремов. – М.: Изд-во «Вектор», 2010.

Семенов, Г.В. Сушка пищевого сырья / Г.В. Семенов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Издательский центр «Март», 2002. - 75 с.

Шорыгина, Т.А. Фрукты, Какие они / Т.А. Шорыгина. - М.: Изд-во «Гном», 2015. – С.14-41.

Христолюбова, В. Сохранить здоровье ребенка. Как? / В. Христолюбова. // https://www.litres.ru/valeriya-hristolubova/sohranit-zdorove-rebenka-kak/?topadvert50autmn=&from=topadvert

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Фотографии использованных фруктов в исследовании.

Апельсин Груша

Слива Яблоко

Рис. 2. Фотографии дегидратора – сушильного комбайна.

Рис. 3. Фотографии полученных сухофруктов.

Апельсин Груша

Слива Яблоко

Рис. 4.Фотография бисквита «Медвежонок Барни».

Рис.5. Предложенные варианты для использования сухофруктов в пищу.

Рис. 6. Я за работой.

Просмотров работы: 1174