Введение
Актуальность темы связана с тем, что сейчас очень важно обратить внимание на то, что мы едим. Особенно будущее поколение – это школьники. И в своей работе мы хотели показать фрукты с другой стороны. Дети очень любят разнообразие в питание. В период обучения в школе увеличивается нагрузка на детей в связи с учебой. И возникающая нервозность заставляет детей постоянно что-то перекусывать, в карманах всегда конфеты, печенья или шоколад. И даже если родители запрещают детям есть сладкое, детей это не останавливает.
Проблема в том, что, запрещая есть сладкое, родители редко предлагают альтернативу.
В своей работе мы хотели показать, что такое сухофрукты, рассказать, насколько это полезно, как их готовить и что происходит с фруктами во время их сушки.
Почему мы выбрали именно сухофрукты как тема исследования? Это связано с географическим регионом, где мы живем. На Урале очень короткий период для выращивания сезонных овощей и фруктов. А сухофрукты при правильном хранении, могут употребляться в пищу весь год.
Цель: показать ценность сухофруктов как альтернативу сладкому.
Задачи:
1. Изучить литературу с целью получения информации о фруктах и сухофруктах и их полезных свойствах.
2. Провести дегидратацию фруктов.
3. Дать рекомендации по приготовлению сухофруктов, употреблению и их хранению.
4. Провести наблюдение за изменениями свойств фруктов при их сушке
5.. Провести сравнительный анализ распространенной сладости среди школьников и сухофруктов.
Объект исследования: сухофрукты
Практическая значимость:
Значимость нашей работы заключается в том, что на основании этих исследований, мы предложим использовать сухофрукты как альтернативу сладостям, что в дальнейшем будет вести к оздоровлению школьников, а также их родителей. И наглядно покажем, и расскажем о том, насколько просто, зная некоторые особенности, можно приготовить сухофрукты.
Гипотеза исследования: Можно ли использовать сухофрукты как замену сладостям?
Этапы исследования:
Выбрать 4 вида сезонных фруктов
Подготовить их к дегидратации.
Описать метод сушки
Провести дегидратацию фруктов
Изучить изменения свойств фруктов при сушке
Дать рекомендации по приготовлению, употреблению в пищу и хранению сухофруктов.
Выбрать распространенную в употреблении сладость среди школьников.
Провести сравнительный анализ сухофруктов и сладости.
Фрукт — это плод кустарников или деревьев, имеющий сочную внутреннюю часть, покрытую жесткой оболочкой и содержащий внутри семена [1, с. 14-41].
Для нашей исследовательской работы, было выбрано 4 вида фруктов (самые распространённые фрукты, которые можно найти и в саду у бабушки и на рынке в летнее время): апельсин, груша, слива, яблоко (см. рис. 1).
Апельсин – самый популярный и древний цитрус в мире. Плоды состоят из большого количества долек и толстой или тонкой оранжевой кожуры с неровностями. Мякоть апельсина бывает сладкой, кислой или кисло-сладкой. Все разновидности фрукта содержат в себе много сока. Знаменит витамином С в составе
Груша имеет плоды неправильной, напоминающей лампочку формы, которая может колебаться от круглой до вытянутой как огурец. Встречаются все оттенки желтого и зеленого цветов. Средний размер — с кулак человека. Съедобна и сочная мякоть, и более плотная кожура. Фрукт имеет характерный аромат и сладкий вкус. Очень много в груше калия и витамина С.
Слива – очень популярная. Мякоть бывает мягкая, твердая, пюреобразная. Цвет сливы значительно отличается в зависимости от сорта. Сливу завезли к нам из Азии. Много Калия, кальция, витамина С, витамина А.
Яблоко имеет округлую форму. Кожура и внутренняя часть достаточно жесткие. Цвет у яблок бывает разный. Чаще всего встречаются желтые, зеленые и красные. Очень много витамина С, калия, фосфора и конечно же железа.
В нашем исследование для приготовления сухофруктов мы будем использовать метод дегидратации.
Метод дегидратации – это обезвоживание, то есть удалении влаги с продуктов, путем циркуляции сухого теплого воздуха по продукту. Для этого мы будем использовать сушильный комбайн –дегидратор, который равномерно обезвоживает продукты полностью сохраняя все биологически активные вещества. (см. Рис. 2.)
Схема 1. - Схема процесса приготовление сухофруктов.
Выбрать фрукты для сушки
Нарезать фрукты на мелкие дольки
Разложить дольки фруктов на поддоны дегидратора
Выбрать температуру нагрева 50 градусов по Цельсию
Выставить время сушки - 10 часов (минимальное)
Проверить наличия влаги во фрукте
Выложить в емкость
Досушивать еще около 2-5 часов
Выложить в емкость
Рекомендации по приготовлению и хранению сухофруктов:
Температура сушки не выше 50 градусов [3, с. 75], поскольку при воздействии на фрукт температурой свыше 50 градусов витамины разрушаются.
Время сушки фрукта зависит от того, насколько равномерно и тонко разрезан фрукт, в среднем от 10 до 15 часов.
Для проверки готовности сухофрукта – взять его в руки, и прощупать на наличие влаги. Если в нем останется влага – это может поспособствовать появлению плесени, поэтому, если не уверены в том, что сухофрукт готов, лучше пересушить его.
Хранить сухофрукт необходимо в сухом темном месте при комнатной температуре, в вакуумной упаковке.
Избегать влаги, поскольку влага – это враг номер один для сухофруктов, она способствует появлению плесени.
При дегидратации фруктов происходит изменение их свойств (см. Рис.3), как внешний вид фрукта, цвет фрукта, вкус фрукта.
Ниже в таблице мы собрали все данные при исследовании изменения свойств фруктов при их сушке.
Таблица 1. - Изменение свойств фруктов при их сушке в дегидраторе.
№ |
Фрукт |
Температура при сушке, градусы |
Время сушки, часы |
Внешний вид фрукта |
Цвет фрукта |
Вкус фрукта |
1 |
Апельсин |
50 |
14 |
уменьшился |
не изменился |
кислее |
2 |
Груша |
50 |
14 |
уменьшилась |
немного темнее |
слаще |
3 |
Слива |
50 |
13 |
уменьшилась |
темнее |
слаще |
4 |
Яблоко |
50 |
10 |
уменьшилось |
немного темнее |
кислее |
Фрукты состоят на 80 процентов из воды. При их сушке вода испарилась, что повлияло на размер фруктов – он уменьшился. А концентрации витаминов на объем сухофрукта увеличилась. Вкус фрукта стал насыщеннее, так как при потере продуктом влаги сахар и другие вещества сконцентрировались в малом объеме.
Поскольку тема нашей работы называется «Сухофрукты как альтернатива сладкому», следующий этап состоит из сравнительного анализа сухофруктов и сладостей. Для сравнения была выбрана распространенная сладость среди школьников Бисквит «Медвежонок Барни» (см. Рис .4).
Состав бисквита: мука пшеничная; сироп глюкозо-фруктозный; сахар; яйцо; вода; масло рапсовое; шоколадная масса (какао тертое, сахар, какао-порошок, эмульгатор - лецитин соевый); сухое молоко обезжиренное и сухое цельное молоко; влагоудерживающий агент - глицерин; масло пальмовое; эмульгаторы: эфиры глицерина и молочной и жирных кислот, эфиры полиглицерина и жирных кислот; разрыхлители: дигидропирофосфат натрия и бикарбонат натрия; сухая молочная сыворотка; соль поваренная пищевая; какао-порошок; ароматизатор «ванилин» идентичный натуральному. Витамин кальций. Калорийность :390 ккал на 100 грамм. Количества сахара на 100 грамм: 35,1 грамм.
Названия ингредиентов в списке располагаются строго в порядке убывания по количеству, вошедшему в состав продукта.
Самое первое, расположение глюкозо-фруктозного сиропа. То, что сироп находится на втором месте, уже не делает продукт полезным. Сироп глюкозо-фруктозный - широко используемый заменитель сахара. По мнению диетологов данный заменитель является одной из причин ожирения, в частности, в США.
Масло рапсовое. В пищевой промышленности используется только рафинированное масло. Специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о вреде и пользе рапсового масла. К тому же в некоторых странах мира выращивают генномодифицированный рапс.
Эмульгатор (лецитин соевый). С помощью эмульгаторов можно смешивать ингредиенты, которые в обычных условиях не смешиваются, например жиры с водой.
Лецитин - важнейшая составляющая организма человека. Однако соевый лецитин может производиться из генномодифицированного сырья.
Дигидропирофосфат натрия Е450 – разрыхлитель. Использование фосфатов может привести к нарушению баланса в организме между фосфором и кальцием. Чрезмерное употребление фосфатов чревато ухудшением усвоения кальция, что приводит к отложению в почках кальция и фосфора и способствует развитию остеопороза.
Поэтому нужно осторожно относиться к употреблению продуктов, содержащих фосфаты.
Ароматизатор «ванилин» идентичный натуральному — химическое соединение с запахом ванили. Это промышленный продукт. Как любой химический продукт, ароматизаторы зачастую содержат токсические примеси, которые ухудшают функцию печени и почек, угнетают сердечную и дыхательную деятельность, негативно влияют на обменные процессы [2 ,с. 27].
Можно сделать выводы, что это не совсем полезный продукт, точнее в нем полезность почти нулевая, кроме быстрых калорий. Но это и не самая вредная сладость.
Если рассмотреть сухофрукты, представленные в нашей работе, и их состав по микроэлементам и витаминам на 100 грамм и предоставить в таблице, то сразу становится ясно, что сухофрукты – это кладезь витаминов и микроэлементов! Калорийность в среднем: 250 ккал на 100 грамм. Количества сахара на 100 грамм: 60 грамм.
Для таблицы мы взяли те витамины ( 9 основных витаминов), содержание которых максимально на 100 грамм в софруктах. Конечно кроме этих витаминов и минералов, которые в таблице, в сухофруктах еще очень много других полезных веществ дополнительно.
Таблица 2. - Макроэлементы и микроэлементы, витамины в сухофруктах.
Сухофрукты |
Макроэлементы и микроэлементы |
витамины |
||||||||
Калий |
Кальций |
Железо |
Магний |
фосфор |
А |
группы В |
С |
Е |
||
Апельсин |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Груша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
Слива |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Яблоко |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Для полного понимания насколько сухофрукты полезнее бисквита «Барни», мы составили сравнительную таблицу и сравнительную диаграмму основных свойств этих продуктов, влияющих на здоровье человека.
Таблица 2. - Сравнительная таблица свойств сухофруктов и бисквита «Барни».
Св-ва продукта |
Сухофрукт |
Бисквит "Барни" |
||
ед. |
% |
ед. |
% |
|
Калорийность на 100 грамм, ккал |
250 |
39 |
390 |
61 |
Количество сахара на 100 грамм, граммы |
60 |
63 |
35,1 |
37 |
Кол-во вредных веществ, ед. |
1(сахар) |
17 |
5 (см. выше в составе бисквита) |
83 |
Кол-во полезных веществ(витамином и минералов), ед. |
9 (см. Таблицу 2) |
90 |
1 (см. выше в составе бисквита) |
10 |
Рисунок 1. – Сравнительная диаграмма свойств сухофруктов и бисквита «Барни».
С помощью диаграммы мы можем сделать основные выводы. По калорийности Бисквит более насыщен, чем сухофрукт и в качестве перекуса от него пользы больше. По количеству сахара, сухофрукт на 100 грамм имеет больше чем бисквит, и поэтому тем людям, у которых есть проблемы с сахаром, большое количество сухофруктов может быть вредно. По количеству вредных веществ бисквит «Барни» обгоняет сухофрукты, а по количеству полезных веществ, витаминов и минералов, конечно сухофрукт намного опережает бисквит. Таким образом, для того, чтобы полностью заменить бисквит «Медвежонок Барни», к сухофруктам для их питательности и калорийности можно добавлять йогурты, каши, кексы. Мною предложены различные варианты употребления сухофруктов в приложении к данной работе.
В результате нашей работы была изучена литература с целью получения информации о фруктах и сухофруктах и их полезных свойствах. Фрукты и сухофрукты полезны для хорошего пищеварения и нормальной жизнедеятельности организма. В них очень много витаминов, микроэлементов и макроэлементов, необходимых для роста детей и конечно же клетчатки для отличного пищеварения. Живя в нашем регионе, где очень мало солнца, возможность питаться сезонными фруктами ограничено, а то, что привозят с других стран может быть генномодифицированным или с антибиотиками.
Сухофрукты – это отличное решение для того, чтобы восполнять запас ежедневно по нужным элементам и витаминам у ребенка и у взрослого.
Также были проведены наблюдения за изменениями свойств фруктов при их сушке. Было замечено, что вкус у фрукта при его сушке усиливается. Сладкие фрукты становятся слаще, кислые – кислее. Размеры уменьшаются, за счет дегидратации. Цвет остаётся либо таким же.
Были даны рекомендации по приготовлению сухофруктов, достаточно для этого иметь фрукты и сушильную технику (это может быть специальная техника для сушки фруктов, а также можно использовать любую духовку с режимом сушки при низкой температуре). Нужно понимать, что чем выше температура, тем больше вероятность того, что витамины будут разрушаться, поэтому обязательно условие для получения полезного сухофрукта – это температура ниже 50 градусов. Время приготовления зависит от того, насколько много воды в дольке фрукта, насколько она тонко нарезана.
Также даны рекомендации по употреблению сухофруктов и предложены разные варианты использования сухофруктов в пищу (Приложение). Сухофрукты можно использовать не только как самостоятельную закуску, их хорошо добавлять в каши, в чай, в муссы и коктейли, в йогурт и сметану, для украшения домашних кексов. В Сушильном комбайне можно сушить не только фрукты, но и овощи, ягоды и зелень, делать пастилу.
Обязательно нужно уделить вниманию, чтоб сухофрукт был сухой – это залог долгого хранения.
Проведен сравнительный анализ распространенной сладости среди школьников и сухофруктов. Для этого выбран бисквит «Барни» и анализ показал, что сухофрукты намного полезнее и в целом это кладезь витаминов.
На основании нашей исследовательской работы мы наглядно показали насколько полезны и важны сухофрукты. В них очень много витаминов, микро и макроэлементов, которые улучшают работу мозга у детей и взрослых. И сухофрукты являются отличным заменителем сладкому во время перекусов, тем более если включить фантазию по их разнообразному использованию в пищу!
Безруких, М.М., Филиппова, Т.А. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Изд-в: «ОЛМА-ПРЕСС», 2007. – 61с.
Ефремов, О. В. Осторожно: вредные продукты! /О.В. Ефремов. – М.: Изд-во «Вектор», 2010.
Семенов, Г.В. Сушка пищевого сырья / Г.В. Семенов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Издательский центр «Март», 2002. - 75 с.
Шорыгина, Т.А. Фрукты, Какие они / Т.А. Шорыгина. - М.: Изд-во «Гном», 2015. – С.14-41.
Христолюбова, В. Сохранить здоровье ребенка. Как? / В. Христолюбова. // https://www.litres.ru/valeriya-hristolubova/sohranit-zdorove-rebenka-kak/?topadvert50autmn=&from=topadvert
Рис. 1. Фотографии использованных фруктов в исследовании.
Апельсин Груша
Слива Яблоко
Рис. 2. Фотографии дегидратора – сушильного комбайна.
Рис. 3. Фотографии полученных сухофруктов.
Апельсин Груша
Слива Яблоко
Рис. 4.Фотография бисквита «Медвежонок Барни».
Рис.5. Предложенные варианты для использования сухофруктов в пищу.
Рис. 6. Я за работой.