Введение
Последние годы в нашей стране к приоритетным направлениям государственной политики относится вопрос о здоровье российских школьников. Установлено, что наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Известно, что здоровье человека в основном зависит от его образа жизни, продолжительности сна, питания, а также наследственности.
Мне стало интересно, как рацион питания влияет на организм школьников. Поэтом, цель моего исследования: провести сравнительный анализ между рационом питания одноклассников и физиологическим состоянием их здоровья.
Задачи исследования:
установить зависимость физиологического состояния здоровья ребёнка от ежедневного фактического рациона его питания;
изучить правила здорового питания: установить плюсы и минусы;
изучить способы и методы поддержания красоты и здоровья;
выяснить причины, которые влияют на снижение продолжительности жизни человека;
проанализировать и скорректировать личный рацион одноклассников.
Гипотеза исследования: здоровый образ жизни является решающим фактором в сохранении здоровья человека и увеличении продолжительности его жизни.
1.Теоретическая часть
1.1.Основы здорового питания
Нормальное развитие ребенка, позволяющее укреплять и сохранять здоровье зависит от здорового образа жизни (ЗОЖ) и возможно в сочетании правильного питания и физической активности. Соблюдение ЗОЖ – это сокращение риска хронических заболеваний.
Однако, ошибочно считать, что здоровое питание тождественно диетам. Здоровое питание – сочетание продуктов, которые смогут обеспечить организм человека необходимым количеством белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.
Белки – жизненно необходимый компонент для роста, восстановления тканей организма и для поддержания здоровой жизни человека. К продуктам богатым белками относятся яйцо, мясо, рыба, орехи, молоко, бобы.
Жиры – вещества, генерирующие в организме энергию и тепло. Продукты богатые жирами: молоко, мясо, рыба, растительные масла.
Углеводы – вещества, поставляющие энергию. Они делятся на простые - фрукты, и сложные – крупы.
Если человек придерживается принципов правильного питания, то сочетание в рационе белки: жиры: углеводы должно соответствовать 1 : 1 : 4.
Часто самостоятельно человек не в состоянии составить правильное ежедневное меню, соблюдая баланс между «хочу и надо». Чтобы не допустить ошибок важно учитывать возраст человека, его физическую активность. Так, дети и подростки должны получать определенное количество питательных веществ и витаминов, способствующих росту и укреплению растущего организма. Людям среднего и старшего возраста будет показан другой рацион питания. Общие рекомендации сводятся к тому, что полезно найти баланс между потреблением красного мяса, сливочного масла, максимально заменить насыщенные жиры животного происхождения на моно- и полиненасыщенные жиры растительного происхождения, снизить потребление сахара и соли.
В каждой стране имеются собственные рецепты и кухонные пристрастья, которые сложились согласно национальным традициям. Но большинство кухонь мира соглашаются с тем, что правильное питание является действенной профилактикой отдельных заболеваний. А основной принцип, лежащие в основе здорового питания – умеренность в еде.
Ежедневный рацион питания человека, зависит от его рода деятельности, среды обитания, но есть несколько общепринятых правила здорового питания:
1.Замена хлеба и другой выпечки из белой муки на цельнозерновые продукты.
2.Снижение калорийности пищи.
3.Исключение из рациона пищи, содержащей трансжиры.
4.Уменьшение употребления простых углеводов.
5.Снижение потребления соли.
6.Увеличение в рационе продуктов, обогащенных жирными кислотами.
7.Употребление продуктов, содержащих клетчатку.
8.Увеличение употребления овощей, фруктов.
9.Использование щадящих способов приготовления пищи: варка, тушение, запекание.
10.Употребление свежеприготовленной пищи.
Очень важно придерживаться правилам здорового питания в подростковом возрасте. Гормональная перестройка в организме подростка может привести к изменениям в психике, поведении. Часто молодые люди впадают в крайности: недоедают или переедают. Недоедание порождает плохое самочувствие, снижение жизненного тонуса, ухудшением внешнего вида человека. Переедание в сочетании с малоподвижным образом жизни может спровоцировать развитие хронических заболеваний сердца и желудочно-кишечного тракта.
Поэтому обязательно соблюдение энергетического и пищевого баланса в рационе школьника, с постоянным включением в него продуктов богатых кальцием, железом, цинком, витаминами А, Д, В6.
1.2.Калькулятор массы тела
В настоящее время часто встречаешь людей, которые кратковременно или постоянно находятся на диетах, причиной того является проблема избыточного веса. Часто подростки считают себя толстыми не обоснованно, они худеют без помощи специалистов, доводя себя до истощения. Для того, чтобы понять нужно вам худеть или нет, можно рассчитать индекс массы тела (ИМТ).
ИМТ – величина, показывающая насколько правильно соотношение роста и веса человека. Этой формулой часто пользуются врачи, когда назначают лечение, корректирующие массу тела человека.
В наше время известны несколько формул, по которым можно определить ИМТ человека. Но идея первой формулы принадлежит бельгийскому ученому Кетле.
Но, опираясь на ИМТ важно помнить, что для точного расчета необходимо учитывать рост, возраст, пол, тип телосложения человека (измеряют запястья) человека. Люди разных типов телосложения могут иметь одинаковый ИМТ, но эти значения будут нести разную информацию. Существуют нюансы при расчете ИМТ для детей и спортсменов. Поэтому, идеальной формулой для большинства людей является формула расчета ИМТ по Броку, дополненная профессором Креффом, она позволяет учитывать ряд нюансов, в том числе и тип телосложения человека. Так, например, чтобы определить страдает человек центральным ожирением нужно разделить объем талии на объем бедер, полученный результат не должен превышать 0,9. Иначе человек страдает ожирением.
Полезно уметь определять ИМТ, который позволит любому человеку не просто следить за массой своего тела, но и анализировать какие у него проблемы со здоровьем.
Удобной для самостоятельного расчета является формула ИМТ, разработанная А. Кетле:
ИМТ = , кг/м2.
Согласно, информации всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) существует следующая классификация ИМТ:
ниже 18,5 – наблюдается дефицит массы тела;
18,5 – 25 – нормальная масса;
25 – 30 – избыток массы тела;
свыше 30 – ожирение.
Однако, важно помнить, что нельзя рассчитать идеальный вес даже по самой точной формуле. Любому человеку полезно знать свой ИМТ, но не забывать заниматься спортом и ориентироваться на общее самочувствие.
1.3.Национальные кулинарные традиции
В формировании национальной кухни основную роль играет географическое расположение и экономическое развитие страны. Но уже доказано, что здоровье нации зависит от качества и ассортимента продуктов питания народа. Статисты называют десять стран, кухни которых позволяют поддерживать здоровье и увеличивать среднюю продолжительность жизни населения.
На первом месте в данном списке находится Япония. В этой стране самый низкий уровень ожирения среди населения. Особенностью японской кухни является максимальный отказ от мяса, сахара, и, наоборот употребление в больших количествах рыбы, сои, свежих овощей. Традиционно для японцев начинать прием пищи с легкого супа. И главное не переедать, стол надо покидать слегка голодным.
На втором месте находится кухня Сингапура, главным продуктом которой является рис в сочетании с рыбой и овощами.
Здоровой едой славится кухня Китая. Китайцы употребляют в пищу специфические китайские грибы, рыбу, овощи, нежирное мясо, приготовленное на пару, используют в приготовлении острые и пряные соусы. В рационе китайцев часто встречаются водоросли, богатые витаминами. Подобная пища позволяет избежать ожирения и является хорошей профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний.
Среди северных стран выделяется образ жизни шведов. Средняя продолжительность жизни в Швеции составляет 81 год. Кухня Швеции изобилует молочными продуктами, черным хлебом, рыбой и ягодами.
Пятое место занимает кухня Франции. Меню жителей пятой республики богато жирами, оно включает в себя сливочное масло, сыры, красное мясо, шоколад, сдобу. Особенностью является прием пищи маленькими порциями. Французы не перекусывают и придерживаются трехразового питания.
Популярными являются кухни Италии и Испании. Их особенности заключаются в предпочтении морепродуктов и оливкового масла.
Отмечают кулинарные предпочтения жителей Греции, которые отдают предпочтение рыбе, в основном жирным сардинам, и баклажанам.
Кухня России не входит в десятку популярных и здоровых традиций питания.
2.Практичекая часть
2.1.Анализ ежедневного меню старшеклассников
Пища дает возможность функционировать организму человека, она снабжает его энергией, жирами, белками, углеводами и другими питательными веществами. Согласно, научным данным в зависимости от возраста человека его ежедневный рацион должен обладать определенной калорийностью.
В исследовании принимали участие учащиеся 9 – 11 классов (9 классы - 37, 10 класс – 24, 11 класс – 9), возрастной категории 14 – 18 лет. Нормальные показатели калорийности для подростков данной группы составляют: юноши – 2900 ккал, девушки – 2500 ккал.
Чтобы выяснить как подростки относятся к здоровому образу жизни, провела анкетирование среди старшеклассников.
Цели исследования:
провести анализ ежедневного рациона старшеклассников;
выяснить пищевые пристрастия учащихся;
выяснить какое значение в жизни подростка играют физические нагрузки.
На начальном этапе исследования совместно с учителем была разработана анкета «Анализ рациона питания учащегося» (Приложение 1). На внеклассном мероприятии «Здоровое питание – основа долголетия» ребятам было предложено заполнить опросный лист (по желанию анонимно). На заключительном этапе была произведена обработка результатов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование |
Количество анкетируемых |
Занимаются спортом |
Кулинарные предпочтения |
Калорийность еды |
|||||||||
Девушки |
Юноши |
Итого |
На уроках |
В спортивных секциях |
Не занимаются |
Домашняя кухня |
Фастфуд |
Норма |
Превышена |
Занижена |
|||
человек |
54 |
16 |
70 |
67 |
39 |
3 |
57 |
13 |
45 |
18 |
7 |
||
% |
77 |
23 |
100 |
95,7 |
55,7 |
4,3 |
81,4 |
18,6 |
64,3 |
25,7 |
10 |
В ходе обработки анкет было дополнительно установлено, что в основном подростки не придерживаются режима питания:
регулярно питаются в одно и тоже время – 15%; не соблюдают распорядок питания – 85%;
предпочитают перекусы полноценным блюдам – 67%;
систематически употребляют «вредные» продукты – 53%;
отказываются от завтрака – 39%;
едят в среднем 2 раза в день – 12%.
Вывод:
согласно анкетированию, выяснили, что большая часть опрошенных учеников не имеет сведений о правильном питании, не умеют составлять и оценивать правильный рацион питания, не задумываются о вреде нарушения режима питания;
большинство опрошенных подростков систематически, занимаются физической культурой;
большинству подросткам необходима помощь в составлении примерного ежедневного меню.
2.2.Вычисление ИМТ
Для составления примерного меню необходимо учитывать калорийность продуктов. Значит правильно будет определить индекс массы тела. Для решения данной задачи, предложила старшеклассникам определить собственный индекс массы тела и определить есть ли у них признаки центрального ожирения.
В медицинском кабинете определили массу, рост подростков, измерили объем талии и бедер. С помощью формул, рассчитали индекс массы тела по А. Кетле (ИМТ) и отношение объема талии к объему бедер (К):
ИМТ = , кг/м2.
К = .
Полученные результаты занесли в таблицу «Калькулятор ИМТ» (Приложение 2), которое заполнялось анонимно (по желанию).
В исследованиях принимали участие 70 старшеклассников: 16 юношей и 54 девушек. Анализ полученные результаты с помощью данных ВОЗ приведен в таблице 2.
Таблица 2
Наименование |
Дефицит массы тела |
Норма массы тела |
Избыток массы тела |
Есть центральное ожирение |
Нет центрального ожирения |
|||||||||||||
Юноши |
Девушки |
Всего |
Юноши |
Девушки |
Всего |
Юноши |
Девушки |
Всего |
Юноши |
Девушки |
Всего |
Юноши |
Девушки |
Всего |
||||
человек |
0 |
12 |
12 |
16 |
37 |
53 |
0 |
5 |
5 |
0 |
5 |
5 |
16 |
49 |
65 |
|||
% |
0 |
22 |
17 |
100 |
68,5 |
75,7 |
0 |
9,3 |
7 |
0 |
9,3 |
7 |
100 |
90,7 |
92,9 |
Вывод: анкетирование позволило установить, что:
большинство старшеклассников имеют нормальный ИМТ (75,7% обследованных), а среди юношей не выявлено случаев избытка или недостатка массы тела;
все девушки, имеющие избыток массы тела, имеют признаки центрального ожирения.
2.3.Примерный рацион старшеклассника
В детском и подростковом возрасте важно уделять внимание питанию ребенка. Формирование основных органов, гормональная перестройка организма влияют на здоровье человека в будущем. Не правильное питание может привести к изменениям в психике, поведении человека. Проблемы из-за недоедания или переедания могут привести к задержке роста или избытку массы тела. Поэтому питание детей должно быть сбалансированным и содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
Проанализировав рекомендации специалистов по организации питания, можно порекомендовать следующую модель питания школьника.
Завтрак: закуска (овощи или фрукты), горячее блюдо (каша), горячий напиток (чай, какао).
Обед: закуска (салат), первое блюдо (суп), второе блюдо (рыба, мясо), сладкое блюдо (фрукт).
Полдник: напиток (молоко, сок, кисель, йогурт), булочное или кондитерское изделие.
Ужин: закуска (салат), основное блюдо (рыба, белое мясо).
3.Заключение
Проанализировав материалы по теме «Здоровое питание» выяснили, что здоровый образ жизни на прямую влияет на продолжительность жизни человека, его здоровье и ежедневное самочувствие. Правильное питание является приоритетным направление в ЗОЖ.
Результаты работы свидетельствуют, что современная молодежь практически не имеет навыков культуры питания. Большинство подростков не задумываются о своем рационе питания. Однако, старшеклассники с интересом приняли участие в исследовании и обратили внимание на советы и рекомендации, полученные с результатами.
Список используемой литературы /электронные образовательные ресурсы/
1.https://healthdo.ru/zdorovoe-pitanie-plyusy-i-minusy-diet.html#i-5
2.http://shop.soyka.ru/article/zdorovoe-pitanie
3.http://odiplom.ru/lab/prichiny-nepravilnogo-pitaniya.html
4.https://studfiles.net/preview/5919341/
5.https://woman.rambler.ru/cooking/39470644-traditsii-pravilnogo-pitaniya-v-raznyh-stranah-kotorye-stoit-perenyat/
6. http://diet.neolove.ru/calc/ideal_ves_imt/
7. https://vesit-skolko.ru/calc/
Приложение 1
Индивидуальный опросный лист
«Анализ рациона питания учащегося»
Дата: |
|
Пол: |
|
Возраст: |
|
Занятие спортом (часов в неделю): |
|
на уроках в школе: |
|
в спортивных секциях: (название) |
|
Какую пищу предпочитаете: |
|
домашнюю: |
|
фастфуд: |
Прием пищи |
Блюдо (-а) |
Перечень продуктов, приблизительная масса, г |
Жиры, г |
Белки, г |
Калорийность, ккал |
ИТОГО: |
Приложение 2
«Калькулятор ИМТ (индекс массы тела)»
Пол |
|
Возраст |
|
Рост, м |
|
Вес, кг |
|
ИМТ = , кг/м2 |
|
Объем талии, см |
|
Объем бедер, см |
|
К = . |