Объект исследования: ученики среднего и старшего звена школы, их осанка как основа здоровья.
Предмет исследования: портфели обучающихся
Гипотеза: тяжелый школьный портфель причина появления сколиозов и плоскостопия у учащихся.
Цель исследования: выяснить соответствует ли выбранный портфель и его вес возрасту учащихся, безопасен ли для здоровья хозяина портфеля его вес. Привлечь внимание учителей и родителей к данной проблеме.
Задачи исследования:
Узнать, каким должен быть школьный портфель?
Какие гигиенические требования предъявляются к современным портфелям и их весу.
Выяснить в чем ученики школы носят свои учебники и принадлежности.
Выяснить, считают ли они, что выбранный ими портфель влияет на здоровье.
Провести взвешивание портфелей и учебников с последующим анализом.
Доказать, что тяжелый портфель пагубно влияет на осанку и общее здоровье.
Выработать рекомендации для учителей, родителей и учеников.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, анкетирование, взвешивание и сравнение.
1.Введение. Актуальность темы исследования.
Одной из причин формирования неправильной осанки у школьника является школьный портфель. Ученики сами и вместе с родителями выбирают очень разные портфели. Это – рюкзаки, сумки , ранцы, классические портфели.
Часто , делая выбор, учитывается красота , привлекательность, практичность портфеля. Очень редко ученики и родители обращают внимание на вес портфеля и его ортопедические показатели. Многие ученики даже не знают , как называется именно их портфель и правильно ли он подобран.
Каждый день собираясь в школу и поднимая свой портфель, я понимаю, что он достаточно тяжелый. Такие же нелегкие портфели у всех учеников, которые несут в портфеле в школу все необходимые учебники, тетради, письменные принадлежности. Я часто думаю: к каким последствиям может привести такой перегруз школьного портфеля.
Выполняя эту работу, я хотел , доказать, что не все портфели «одинаковы», что излишне тяжелый портфель вредит здоровью, а также составить рекомендации ученикам, родителям и учителям, которые позволят сохранить здоровье учеников.
2. История появления портфеля.
Трудно точно определить, когда появились первые портфели. Скорее всего, вместе с тетрадями и книгами. Сначала была в Китае изобретена бумага, а уж затем в Европе сумка для ношения бумаги.
«Портфель»- французское слово. В переводе на русский язык означает «лист». Первые портфели , как правило, были кожаные, четырехугольные сумки с застежкой.
В России было принято носить в школу ранцы, которые были только у детей богатых дворян.
В словаре В.И. Даля дается следующее толкование слова «ранец»- « ранец- жесткая четырехугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором».
В словаре С.И. Ожегова – «ранец- рюкзак, заплечный вещевой мешок с карманами»
3. Осанка ученика и его здоровье.
Осанка- это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке- спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут. Это способствует нормальному функционированию внутренних органов и органов движения.[1]
Правильная осанка формируется в самые первые годы жизни. Но наиболее важный период с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки влияют хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая по росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие и дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам также портят тяжёлые ранцы, особенно портфели, так как регулярная нагрузка на неокрепший позвоночник способствует неприятностями на всю оставшуюся жизнь.[2]
Различают следующие виды искривления позвоночника:
Сколиоз-искривление позвоночника в боковую сторону.
Лордоз- искривление позвоночника вперед.
Кифоз-искривление позвоночника назад.
В норме позвоночник имеет физиологические искривления: лордоз в поясничном и шейном отделах позвоночника и кифоз в грудном и копчиковом отделах. Физиологические изгибы необходимы для амортизации толчков при ходьбе. [2]
Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки .[1]
К таким же последствиям может привести и неправильно подобранный школьный портфель, который к тому же еще и превышает допустимый вес.
Работая над проектом, я обратился к школьной медицинской сестре, которая предоставила мне сведения о проблемах опорно-двигательного аппарата у обучающихся школы.
Статистические данные достаточно свежие от 12.05.2015года. Выявлено, что проблемы здоровья, связанные с изменениями опорно-двигательного аппарата имеют 169 учащихся из 337 на учетный период, что составляет 50,14% от всех обучающихся.
Ниже я привожу график, который отражает частоту встречаемости различных типов заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Вывод: чаще всего у учеников школы встречаются сколиоз, плоскостопие разной степени выраженности, сутулость. Причиной всех этих заболеваний является большая нагрузка на скелет.
Учёные провели эксперимент и сделали выводы: чем тяжелее портфель, тем больше ощущается боль в спине; а средний вес ранца школьника обычно составляет 22% от веса тела; перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки. Правильный портфель пустой должен весить 500-1000 грамм. Это зависит от возрастной категории учащегося.[2]
Вес портфеля ученика зависит и от его наполнения: количества учебников, канцелярских принадлежностей, личных мелочей и т.д.
Согласно санитарным правилами нормам масса учебника не должна превышать 300г для учащихся 1-4 классов, 400 г- для 5-6 классов, 500г- для 7-9 классов, 600г- для 10-11 классников.[3]
Исходя из этих данных, а также учитывая среднюю урочную нагрузку учеников можно вычислить примерную массу школьного портфеля для каждой возрастной категории учащихся.
Врачи педиаторы не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10- 20% веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине.
Для учащегося начальной школы, масса тела которого составляет примерно 25 килограмм, портфель может в идеале весить 2500 грамм. Портфель ученика 5-9 класса должен весить от 3000г до 4500 г. Масса портфеля ученика 10-11 класса не должна превышать 6500г. [3]
4.Каким должен быть школьный портфель?
«Правильный портфель» - это ранец с жесткой ортопедической спинкой. Ширина ранца , должна быть равна ширине плеч ребенка. Верхний край ранца не должен быть выше плеч, нижний – не ниже поясницы. Материал легкая водонепроницаемая ткань со светоотражающими полосками. Лямки шириной 8 см, регулируемые.
Конечно, ранец лучше портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
При выборе ранца следует обращать внимание на следующие 10 признаков функционального ранца:
вес ранца не должен превышать 700 г.;
конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму;
спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму;
рекомендуется использовать ранцы, спинка которых имеет специальные массажные профили;
ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни должен быть эластичным; при использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки;
высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм;
ширина ранца не должна превышать 60-100 мм;
длина ранца не должна превышать 300-360 мм;
материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки и ярким по цвету;
материалы, из которых изготовлен ранец, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее их гигиеническую безопасность.
Педагогам и родителям следует воспитывать у детей бережное отношение к ранцу. Необходимо содержать его в чистоте и постоянно проверять содержимое
ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей.
Чтобы ранец был безопасным, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами.
В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1 к 10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка. Однако при контроле веса ранца в массовых условиях школы он менее приемлем.
Основными причинами превышения нормативов веса ранца с ежедневными учебными комплектами являются:
нерационально составленное учебное расписание, требующее на каждый предмет учебники и тетради;
необходимость использования более 1-го учебника по одному предмету
невнимательное отношение ребенка и родителей к тому, что находится в ранце – зачастую дети носят лишние учебники, тетради, посторонние предметы,
вес ранца без книг превышает 700 г (отдельные ранцы, имеющиеся в широкой продаже весят от 1000г до 1500 г.
5.Основные пути решения проблемы по снижению веса ранца с ежедневными учебными комплектами:
наиболее радикальным способом снижения веса ранца с ежедневными учебными комплектами является приобретение второго комплекта учебников для постоянного использования и хранения в классе;
внимательное ежедневное отношение детей и родителей к содержимому ранца;
рационально составленное расписание, чередующее предметы интеллектуального характера с физически активными и эстетически направленными;
постоянный и действенный контроль со стороны администрации школы и педагогов за решением проблемы «тяжелого ранца», регулярные контрольные взвешивания в течение учебной недели каждой четверти и регистрация веса в специальной карте. Проводить такие взвешивания рекомендуется с помощью старшеклассников.
необходимо периодически обсуждать на педсоветах проблемы, связанные с контролем веса ранцев у учащихся;
проведение в конце учебного года родительского собрания, на котором, наряду с другими вопросами подготовки к новому учебному году, следует обсудить вопрос о школьном ранце;
проведение школьного конкурса «Мой школьный ранец», при подведении итогов которого следует обращать внимание на вес самого ранца, его конструкцию, внешний вид, опрятность и, конечно, на содержимое;
воспитание у детей бережного отношения к своему школьному ранцу.
6. Исследование
Результаты проведения исследования
(взвешивание портфелей, учебников, детей)
Взвешивание портфелей было проведено у 21 учащегося школы. Из них 12 человек ученики 6 класса, 9 человек ученики 11 класса. Для учеников 6 класса масса портфеля в норме 3- 4,5 кг, для учеников 11 класса- 6,5 кг.
Вывод: по результатам исследования можно сделать следующие выводы: всего у 7 человек выявлено, что портфель вместе со всем его содержимым весит больше обозначенного норматива, что составляет 33% от всех учащихся, принявших участие в исследовании. При этом величина лишнего веса колеблется от 57 г до 1,5 кг.
Для того, чтобы выяснить какие портфели предпочитают ученики нашей школы, какие требования он и к ним предъявляют, как и с кем приобретают себе портфель я провел среди учеников 6- 11 классов анкетирование.
Вопросы анкеты.
1.Что вы предпочитаете использовать?
А) портфель Б) ранец В) рюкзак Г) сумку
2.На что обращаете внимание при покупке портфеля?
А) дизайн Б) вес В) размер Г) ортопедические показатели
3.Вы считаете, что Ваш школьный портфель:
А) тяжелый Б) легкий В) нормальный Г) неподъемный
4. Как Вы покупали свой портфель?
А) сам Б) вместе с родителями В) родители Г) это подарок
5. Как облегчить школьный портфель? Ваши предложения:
По итогам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
65% учащихся школы предпочитают использовать рюкзак
55,81% всех учеников обращают внимание на размер и дизайн портфеля
53,48% опрошенных считают, что по весу их портфель нормальный
О твечая на вопрос – как Вы покупали свой портфель ? 41,86% ответили сам(сама) и 55,81% сказали- вместе с родителями.
Вывод: по результатам опроса видно, что большинство учеников отдают свое предпочтение при выборе портфеля рюкзаку, что ортопедически оправдано, так как при использовании рюкзака происходит равномерное распределение нагрузки на позвоночник. Но вот на вес портфеля и его ортопедические показатели при покупке обращают внимание 2,3% и 6,9% соответственно, даже приобретая его вместе с родителями.
Скорее, всего, именно это одна из причин такого количества проблем с опорно-двигательным аппаратом у обучающихся школы.
Проценты между разными предложениями о том - как облегчить портфель разделились следующим образом
Таким образом делаем вывод, что многие предложения, сделанные учениками достаточно простые и легко выполнимые.
Большинство опрошенных -20,9% предлагают носить учебники в школу пополам с соседом.
18,6% - предлагают не брать в школу лишние вещи.
11,62% - предлагают оставлять учебники в классе, т.е. личный учебник дома, а в каждом кабинете должен быть еще один комплект книг.
6,9% - предлагают уменьшить вес учебников
6,9% - использовать электронные книги
Но о некоторых предложениях нельзя судить однозначно так 18,6% предлагают уменьшить количество уроков, 2,3% - убрать учебники по некоторым предметам, 2,3% опрошенных все устраивает.
7.Выводы
Анализ, полученных в ходе исследований, данных позволяет сделать вывод о том , что степень нарушения опорно- двигательного аппарата в школе высокая и составляет 50,14%. При этом чаще всего это плоскостопие -69,23%, сутулость -24,26%, сколиоз – 11,24%.
Одной из главных причин возникновения этих заболеваний является неправильно подобранный школьный портфель и его вес. По результатам проведенного взвешивания портфелей у 33% учащихся вес портфеля превышал допустимые нормативы.
Исходя из выше сказанного, возникает необходимость контроля веса школьного портфеля у обучающихся школы. А также возникает необходимость коррекции условий школьной среды, как условия формирования правильной осанки. Анализу необходимо подвергнуть школьное расписание уроков и проверить санитарно-гигиеническое соответствие мебели в школьных классах основным антропометрическим показателям учащихся.
Также для изменения ситуации с проблемами опорно- двигательного аппарата у обучающихся школы я предлагаю обсудить учителям нам педагогическом совете возможность увеличения числа динамических пауз на уроках в 1-4-х классах с одной до двух, в среднем звене проводить физ. минутки не только в 5-6-х классах, но и в 7-9-х классах.
Материалы данного проекта можно использовать на классных часах и родительских собраниях, посвященных ЗОЖ.
Помните!
Ношение тяжелых предметов в одной руке не рекомендуется, так как это может привести к искривлению позвоночника и плоскостопию
Помните!
Что профилактика сколиоза, плоскостопия, сутулости гораздо эффективнее, чем лечение.
Материалы исследования можно использовать при проведении классных часов и родительских собраний.
Список использованной литературы.
Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл: учебн.для общеобразовательных учреждений. Дрофа. 2012г- 332с.
Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах 8-11 классы/авт.сост. М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина Издательство «Учитель».Волгоград,2007г
В.П.Александрова, И.В.Болгова. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: ВАКО, 2015
Биология. Практикум по анатомии и физиологии человека 10-11 классы/авт.-сост. М.В.Высоцкая- Волгоград: Учитель, 2008.