ВВЕДЕНИЕ
Все ощущения, испытываемые человеком, а также все его реакции так или иначе связаны с центральной и периферической нервной системой, главным «анализатором» в которой является головной мозг.
Принцип деятельности нервной системы по принципу рефлекса называется рефлекторным. В свою очередь рефлекс − это ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая и контролируемая нервной системой. [4]
Детальной проработкой данного вопроса занимался великий русский учёный И.П. Павлов. Именно он окончательно разделил рефлексы на условные и безусловные, а также создал учение о первой и второй сигнальной системе. Особый интерес представляет образование условных рефлексов через вторую сигнальную систему, что характерно только для человека. Однако первая и вторая системы взаимосвязаны между собой. Так сигналы первой сигнальной системы, поступающие из различных частей тела и окружающей среды, непрерывно взаимодействуют с сигналами второй сигнальной системы. При этом образуются условные рефлексы второго и высших порядков, функционально связывающие сигнальные системы в единое целое. Кроме того, связь между двумя сигнальными системами, основанная на элективной (избирательной) иррадиации возбуждения, позволяет воспроизводить через вторую сигнальную систему условные рефлексы, выработанные на основе первой сигнальной системы (А. Г. Иванов-Смоленский). [1]
Принцип работы второй сигнальной системы основан на слове, слышимом или произносимом мысленно, в то время как принцип работы первой сигнальной системы основан на воздействии конкретных раздражителей (звук, боль, свет и др.). [2]
К первой сигнальной системе можно отнести восприятие вкуса, которое неразделимо связанно с восприятием запаха, так как раздражителем в этом случае являются молекулы вещества, действующие на определённый вид рецепторов. Рецепторы в свою очередь трансформируют химическое соединение в электрический импульс, который через афферентные нейроны передается по сигнальному пути в продолговатый мозг (в случае со вкусом) или в миндалину (в случае с запахом), также в составлении полной картины о принимаемой пище участвуют зубы, которые дают представление об агрегатном состоянии продуктов. Сигналы от них поступают в таламус, где они соединяются с сигналами, полученными от вкусовых рецепторов, и вместе уходят во вкусовую зону коры больших полушарий, которая также является зоной анализа запахов. Всё это и даёт нам полную картину об употребляемом веществе. Всего человек различает пять вкусов: кислый, солёный, сладкий, горький и умами (мясо). При этом нужно отметить, что за горький, сладкий и вкус умами отвечает один тип рецепторов, а именно II, за солёный – тип I, а за кислый – тип III. [6]
При улавливании запаха сигнал поступает по обонятельному нерву в обонятельные луковицы, откуда в дальнейшем сигнал поступает в область височной доли больших полушарий. [5]
Однако не всё так просто. Например, до сих пор до конца не объяснена работа II типа рецепторных клеток, а также механизмы улавливания и определения отдельных запахов, например, кофе.
Возникает вопрос о целесообразности изучения данных механизмов, ведь значимость вкуса и запаха гораздо менее очевидна, чем, к примеру, – регенерации клеток и тканей, механизмы которой так же до конца не исследованы. Однако нельзя забывать о том, что нормальное состояние вкусовой системы не только доставляет удовольствие от приёма пищи, но также необходимо для нормального пищеварения и усвоения пищи. Так, например, люди, потерявшие вкусовые ощущения, часто вообще отказываются от еды. [7] То же касается и обоняния: данный рефлекс не только доставляет удовольствие, но также, помогает определить вкус и предупредить отравление. Например, рвотный рефлекс при неприятном запахе или определение свежести продуктов. Нетрудно понять, что без обоняния у человека ухудшается качество жизни. А что делать людям, которые по каким-то причинам не могут ощущать запахи, возможно ли им помочь? Можно ли помочь человеку, который не различает вкусов? Можно ли им помочь, не зная механизмов этих рефлексов? Ответ очевиден! Поэтому расширение знаний о механизме вкуса и запаха, изучение причин отклонений и поиск способов коррекции последних − важная задача медицины. [7]
Основываясь на вышеописанном, мы выдвинули гипотезу: любой человек способен менять своё восприятие качеств предмета (вкус, запах) посредством управления условными рефлексами на основе второй сигнальной системы.
Цель работы −определить, возможность управления рефлексами посредством второй сигнальной системы.
Задачи:
Подтвердить экспериментально связь между получением информации с помощью обонятельных и вкусовых рецепторов.
Проанализировать основные этапы смены запаха и вкуса
Установить практически роль второй сигнальной системы в управлении рефлексами.
ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для детального рассмотрения теоретической части вопроса использовались следующие информационные ресурсы: книги, интернет, журналы.
Для определения возможности управления условными рефлексами было проведено четыре эксперимента, связанных с восприятием вкусовых и обонятельных качеств. Методика экспериментов была разработана специально для данной темы, исходя из теоретических материалов, а также из целей и задач данной работы.
Для подтверждения связи между обонятельными и вкусовыми рецепторами участнику были предложены стакан воды и долька лимона. Понюхав лимон, участник сразу должен попробовать воду. Если при этом поменялся вкус, то результат считается положительным.
В последующих экспериментах участникам предлагалось сначала идентифицировать вещество, а в дальнейшем попробовать поменять вкус или запах.
Во втором и третьем эксперименте у всех участников были завязаны глаза для исключения из процессов анализа, информации, полученной с помощью зрения. Исходя из теории, в данном случае сигналы, полученные от обонятельных и вкусовых рецепторов, должны усилиться, что позволит с большей точностью определить их взаимодействие, а также увеличит шансы на изменение вкуса или запаха.
В четвёртом, заключительном, эксперименте у всех участников был плотно закрыт нос, что позволяет исключить из процессов анализа информацию, полученную с помощью рецепторов обоняния. Это должно усилить сигналы, получаемые от вкусовых рецепторов, что в свою очередь могло бы способствовать возможности изменению вкуса.
Завершающим этапом всех экспериментов было изменение вкуса контрольного образца (контрольный образец − желе из воды без вкуса и запаха).
Примечание: в экспериментах, связанных с изменением вкусовых качеств веществ, между приёмами образцов мы обязательно делали паузу, также каждый участник споласкивал рот водой.
В исследовании принимали участие 10 человек в возрасте от 9 до 56 лет.
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В первом эксперименте проверялась связь между получением информации с помощью обонятельных рецепторов и вкусовых. Для этого участникам предлагалось понюхать кусочек лимона и сразу попробовать воды.
Больше чем у половины участников, а именно у 60% вкус воды отдалённо стал напоминать лимон, что ещё раз доказывает, что обоняние и восприятие вкуса неразделимо связаны между собой.
Во втором эксперименте для определения вкусовых качеств были выбраны следующие продукты: яблочный джем, тёртая клубника с сахаром, желе из воды, апельсиновое желе и лимонное желе. Сразу можно предположить, что яблочный джем, апельсиновое желе и тёртая клубника с сахаром будут воздействовать на два типа рецепторов: на III тип, отвечающий за восприятие кислого, так как данные продукты способны менять кислотность среды, что лежит в основе создания нервного импульса, и на II тип, отвечающий за восприятие сладкого вкуса, так как все эти продукты находились в обработанном состоянии и содержали в себе сахар. Лимонное желе должно воздействовать только на III тип, так как содержало в себе только лимонный сок. Таким образом, сразу можно предположить, что из-за разной интенсивности воздействия веществ на рецепторы конечное представление о продукте будет нестабильным и его можно будет осознанно поменять.
В начале эксперимента надо было определить, насколько обостряются или притупляются вкусовые ощущения при исключении из процесса анализа зрения. Для этого всем участникам завязывались глаза и в произвольном порядке предлагались 5 образцов. Участник должен был определить продукт. При этом для составления полной картины об употребляемом продукте мозгом использовались импульсы, полученные в основном только от вкусовых и обонятельных рецепторов. Результаты эксперимента представлены в таблице 1 (приложение 1).
Из показаний видно, что все участники определяли более 80% предложенных продуктов, из чего следует, что информации, поступающей в мозг, было достаточно, чтобы справиться с поставленной задачей.
Во второй части данного эксперимента участникам предлагалось с завязанными глазами пробовать менять вкусы, а именно: каждому участнику в случайном порядке давались на пробу продукты. Основываясь на предыдущем опыте и сигналах, поступающих от рецепторов, участник должен был определить вкус, а потом попробовать поменять его на любой другой. Учитывая, что примерно за 150 миллисекунд первая информация о вкусовой стимуляции доходит до центральной коры головного мозга, участнику на все манипуляции мы давали 3 секунд, если за это время не достигался положительный результат, то результат не засчитывался. Таким образом, по итогам второй части этого эксперимента была составлена таблица №2 (приложение 2).
Из результатов видно, что вкусы продуктов, которые воздействовали сразу на два типа рецепторов, удалось поменять более чем в 50 %, при этом видно, что они менялись на вкусы тех продуктов, которые также воздействуют на этот же тип рецепторов. В то время как вкус лимонного желе, которое воздействует только на один тип рецепторов, был поменян лишь в 40 %.
В третьей части данного эксперимента участникам было предложено попробовать желе из воды, а потом придать вкус тех образцов, которые участвовали в эксперименте. Если за установленное время (3-5 секунд) удавалось почувствовать вместо желе из воды вкус образцов или других продуктов, не участвовавших в эксперименте, то результат всё равно засчитывался. Результаты занесены в таблицу№3 (приложение 3).
Из таблицы видно, что контрольному образцу легче всего было придать вкус тёртой клубники с сахаром и лимонного желе. Скорее всего, это объясняется типом рецепторов, на которые воздействуют эти вещества, и созданным условным рефлексом, связанным с этими продуктами. Так, например, лимон содержит в своём составе лимонную кислоту, которая в свою очередь является самым сильным раздражителем рецепторов IIIтипа, что и придаёт лимону узнаваемость. А вот клубника с сахаром воздействует на рецепторы второго типа, которые также отвечают за восприятие ещё двух вкусов, поэтому можно предположить, что в данном случае именно по этой причине удалось на не продолжительное время придать ощущение вкуса простой воде. Также следует отметить, что вкус яблочного джема, который частично воздействует на II тип вкусовых рецепторов, удалось поменять на вкус колбасы, что, возможно, также объясняется тем, что данный тип отвечает за восприятие вкуса умами.
Так как в создании полной картины вкуса участвует обоняние, то третий эксперемент был посвещён определению запахов.
В качестве образцов были взяты вода и водные растворы следующих веществ: корицы, ванилина, зверобоя, кофе и грибов. Для эксперимента были выбраны именно эти запахи, потому что они достаточно узнаваемые и резкие, что может гарантировать их чёткое восприятие.
В первом этапе участникам предлагалось определить вещество по запаху. Результат занесён в таблицу №4 (приложение 4).
Из таблицы видно, что все участники определили более 50% всех образцов, что говорит об узнаваемости выбранных запахов. Самым трудно узнаваемым среди представленных оказался запах грибов, а самым легко узнаваемым – кофе.
Во втором этапе данного эксперимента участникам с завязаными глазами в случайном порядке предлагалось определить запах вещества и попробовать его поменять. Контрольным временем, в течение которого результат считался положительным, мы считали 3-5 секунды, если времени требовалось больше, результат не засчитывался. Результат представлен в таблице №5(приложение 5).
Исходя из полученых результатов, можно увидеть, что веществом, чей запах легче всего заменить, является ванилин. При этом следует отметить, что запах менялся в большенстве случаев на продукты, где ванилин присутствует в качестве компонента. Это можно объяснить ассоциативной связью, которая возникает в результате частого использования ванилина в тех или иных продуктах.
Также в ходе этого этапа участников просили поменять некоторые запахи между собой. В результате было выявлено, что легче всего между собой меняются вещества, обладающие сильным запахом, с веществами обладающии менее сильным запахом.
На третьем этапе участникам предлагалось с закрытыми глазами придать запах воде, при этом запах должен был быть, в первую очередь, тех образцов, которые участвовали в эксперименте, но если удавалось придать запах не из предложенных, то результат всё равно засчитывался. Все результаты занесены в таблицу №6 (приложение 6).
Из результатов данного эксперимента видно, что самый узнаваемый запах – кофе – образцу придать труднее всего. Это можно объяснить тем, что запах кофе представляет собой чрезвычайно сложные смеси различных веществ, образующиеся при обжарке кофейных зёрен. Они связываются с белковыми рецепторами на клетках нашего носа, благодаря чему мы и чувствуем запах, а при попытках осознанно придать воде запах кофе нам не хватает информации. Придать воде запах кофе получилось только у людей, которые с этим запахом часто встречаются в повседневной жизни. Легче всего было придать воде запах корицы и ванилина. Это объясняется их химическим составом, а именно тем, что являются чистыми т.е. без примесей и имеют следующие формулы: ванилин − C8H8O3, корица − C9H13O.
В первом этапе четвёртого эксперимента участникам предлагалось определить 3 основных вкуса (сладкий, солёный, кислый) с плотно закрытым носом, для этого им одевалась специальная маска. Для эксперимента были выбраны именно эти три вкуса, потому что они воздействуют на разные типы вкусовых рецепторов, что позволяет составить более полную картину о генерации импульсов теми или иными типами рецепторов без участия обонятельных центров. Результаты первого этапа представлены в таблице №7 (приложение 7).
Из результатов эксперимента следует, что даже без участия обоняния человек легко определяет основные вкусы.
Во втором этапе участников попросили поменять вкус образцов с плотно закрытым носом. Результаты занесены в таблицу №8 (приложение 8).
По результатам данного этапа видно, что вкус у всех веществ меняется крайне тяжело, что показывает нам немалую роль обоняния в процессах анализа информации о вкусе продуктов. Но при этом следует отметить, что солёный и сладкий вкус взаимно «превращаемые». Возможно, это объясняется близким расположение рецепторов восприятия. А вкус сладкой воды изменялся на продукты, содержащие в себе сахар, т.е. можно сказать, что в изменении вкуса сладкой воды учувствуют ассоциативные связи.
На третьем этапе участникам предлагалось поменять вкус обычной воды на любой вкус продуктов. Результат представлен в таблице №9 (приложение 9).
В результате эксперимента было выявлено, что «вкус» воды крайне сложно поменять. Можно предположить, что в коре больших полушарий, а именно в височной доле имеются специализированные участки, отвечающие за восприятие «вкуса» воды. У нас на языке, предположительно имеются рецепторы, которые отвечают за восприятие «вкуса» воды [6].
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате первого эксперимента было подтверждена взаимосвязь обоняния и восприятия вкуса. Модель рефлекторной цепи данного эксперимента можно представить следующим образом:
Обонятельные рецепторы → обонятельные луковицы → миндалина→ обонятельные центры в височной доле коры больших полушарий.
Рецепторы, отвечающие за восприятие воды → продолговатый мозг → таламус → вкусовые центры в височной доле коры больших полушарий.
Так как все процессы происходят практически одновременно и механизм схож с механизмом восприятия вкуса, то наш мозг воспринимает данную последовательность сигналов как информацию для анализа вкусовых качеств, из-за чего человек отдалённо ощущает вкус лимона, хотя при этом употребляет обыкновенную воду.
В результате второго и третьего экспериментов удалось доказать, что человек способен кратковременно менять ощущение запахов и вкусовых качеств продуктов с помощью второй сигнальной системы. В результате опроса участников выяснилось, что для того, чтобы поменять вкус, они думали или про себя называли то вещество, вкус или запах которого хотели ощутить. При этом надо отметить, что вкус и запах контрольного образца поменять было проще. В данном случае слово и представление объекта (мышление) играют роль условных раздражителей, в результате действия которых в коре больших полушарий возникает возбуждение, которое анализируется отдельными центрами коры, а из-за тесной связи первой и второй сигнальной системы провоцирует собой условный рефлекс первой сигнальной системы, такой как ощущение вкуса. При этом в большинстве случаев человек ощущает отдалённый вкус представленного мысленно вещества. Таким образом, можно сделать вывод, что на основе имеющегося опыта, например, вкус часто употребляемых продуктов, человек способен менять своё восприятие действительности. Так же следует отметить, что лучше всего вкус и запах продуктов получается менять у детей, что можно объяснить более развитым абстрактным мышлением.
По результатам четвёртого, заключительного, эксперимента можно предположить, что в коре больших полушарий для восприятия пяти основных вкусов имеются отдельные области, отвечающие только за свой вкус. Это можно объяснить тем, что восприятие вкусов является врождённым условным рефлексом, который сформировался в ходе эволюции для выживания, так, например, у человека больше всего «горьких» рецепторов, так как большинство ядовитых веществ имеют горький вкус, то умение вовремя различить опасность может быть вопросом жизни и смерти. [6]. Также следует отметить, что при восприятии пяти основных вкусов обоняние практически не участвует [7], а в данном эксперименте и вовсе не участвовало.
Также в результате эксперимента была выявлена связь между восприятием солёного и кислого вкуса, что, возможно объясняется близким расположением рецепторов. А изменение сладкого вкуса связано с ассоциативными путями.
Таким образом, из результатов четвёртого эксперимента следует, что у человека плохо получается менять восприятие вкусов, относящиеся к пяти основным, в их определении не участвует обоняние, кратковременное ощущена сладкого вкуса связано с ассоциативным восприятием, а кислый и солёный вкус довольно легко менять местами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование на практике продемонстрировало взаимосвязь в получении информации от обонятельных и вкусовых рецепторов.
В результате исследования было доказано, что человек способен кратковременно менять ощущение вкуса и запаха продуктов более чем в 50%. При этом у детей до 16 лет (включительно) это получается сделать с большей вероятностью и быстрее, что объясняется эффектом привыкания ко вкусу и отмиранием вкусовых почек и обонятельных рецепторов.
Вкус и запах контрольного образца менять проще, и легче это сделать, не используя обоняние, так как тогда в анализе участвует информация, поступившая только от вкусовых рецепторов и зубов, играющих роль осязания, что не позволяет создать полноценную картину об употребляемом веществе, но позволяет изменить восприятие.
Менять вкусы и запахи способен любой человек без предварительной подготовки, но лучше это получается у людей, обладающих более развитым абстрактным мышлением.
Механизмом кратковременного изменения вкуса и запаха является самовнушение, которое реализуется посредством внутреннего голоса, который в свою очередь является основой работы второй сигнальной системы. Таким образом, исследование доказывает работу второй сигнальной системы и её непосредственное участие в кратковременном изменении восприятия вкуса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Helpiks.org [Электронный ресурс] // Вторая сигнальная система – Режим доступа: https://helpiks.org/6-67708.html – Дата доступа: 17.08.2019.
The Naked scientists [Электронный ресурс] // The Smelly World of Mice, and Men! – Режимдоступа:https://www.thenakedscientists.com/articles/science-features/smelly-world-mice-and-men . – Дата доступа: 17.08.2019.
Билич, Г. Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия / Г.Л. Билич, В. А. Крыжановский. – 3-е стер. изд. – М.: ОНИКС, 2005. – С.614−629.
Биология человека в таблицах и схемах. Человек и его здоровье. /Авт. –сост. Бодрова Н. Ф. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – С.129−135.
Обонятельный нерв – Википедия[Электронный ресурс]//Обонятельный нерв – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2 . – Дата доступа: 17.08.2019.
Химия и Жизнь – Анатомия вкуса [Электронный ресурс] / Химия и Жизнь научно-популярный журнал. // Благутина, В.В. // Химия и Жизнь. − 2010. − №10 – Режим доступа: http://www.hij.ru/read/detail.php?ELEMENT_ID=838 . – Дата доступа: 17.08.2019.
Элементы [Электронный ресурс] / Клеточные механизмы восприятия вкуса. // Романов, Р. // Природа – 2014. – №8 – Режим доступа: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434429/Kletochnye_mekhanizmy_vospriyatiya_vkusa . – Дата доступа: 17.08.2019.
Приложение 1.
Таблица1. Определение вкусовых качеств продуктов
№ участника |
Образцы |
Доля правильно определённых продуктов, % |
|||||
яблочный джем |
тёртая клубника с сахаром |
апельсиновое желе |
лимонное желе |
желе из воды |
|||
1 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
2 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
3 |
100 |
100 |
0 |
100 |
100 |
80 |
|
4 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
6 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
7 |
100 |
100 |
0* |
100 |
100 |
80 |
|
8 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
9 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
10 |
100 |
0 |
100 |
100 |
100 |
80 |
|
Среднее |
100 |
80 |
80 |
100 |
100 |
94 |
* – продукт неверно определен участником (как ананас)
Приложение 2.
Таблица№2. Изменение вкуса
№ участника |
Образцы |
|||||
яблочный джем |
тёртая клубника с сахаром |
апельсиновое желе |
лимонное желе |
|||
1 |
0 |
лимон |
0 |
огурец |
||
2 |
морковь |
малина |
0 |
0 |
||
3 |
лимон |
0 |
арбуз |
0 |
||
4 |
апельсин |
апельсин |
клубника |
0 |
||
5 |
клубника |
банан |
лимон |
яблоко |
||
6 |
груша |
малина |
ананас |
ванилин |
||
7 |
банан |
0 |
пепси |
0 |
||
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
9 |
0 |
лимон |
лимон |
0 |
||
10 |
сливки |
малина |
клубника |
чёрный чай |
||
Среднее |
70% |
70% |
70% |
40% |
||
морковь−10% лимон−10% апельсин−10% клубника−10% груша−10% банан−10% сливки−10% |
лимон−20% малина−30% апельсин−10% банан −10% |
клубника−20% лимон−20% пепси−10% ананас−10% |
огурец−10% ванилин−10% яблоко − 10% чёрный чай−10% |
Приложение 3
Таблица№3. «Контрольный образец»
№ участника |
Контрольный образец |
|||
яблочный джем |
тёртая клубника с сахаром |
апельсиновое желе |
лимонное желе |
|
1 |
0 |
100 |
0 |
100 |
2 |
100 |
100 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
арбуз |
100 |
4 |
100 |
0 |
0 |
100 |
5 |
колбаса |
100 |
100 |
100 |
6 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7 |
100 |
100 |
0 |
100 |
8 |
0 |
100 |
100 |
0 |
9 |
0 |
0 |
100 |
0 |
10 |
молоко |
100 |
0 |
апельсин |
Среднее |
40% |
70% |
40% |
60% |
Приложение 4.
Таблица№4. Определение запаха
№ участника |
Образцы |
% правильно определённых продуктов |
|||||||
вода |
корица |
ванилин |
зверобой |
кофе |
грибы |
||||
1 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
||
2 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0 |
83 |
||
3 |
100 |
0 |
100 |
100 |
100 |
0 |
67 |
||
4 |
100 |
100 |
0 |
100 |
100 |
0 |
67 |
||
5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
0 |
83 |
||
6 |
100 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
83 |
||
7 |
0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
83 |
||
8 |
0 |
100 |
100 |
0 |
100 |
100 |
67 |
||
9 |
100 |
100 |
100 |
0 |
100 |
0 |
67 |
||
10 |
0 |
100 |
100 |
0 |
100 |
100 |
67 |
||
Среднее (%) |
100 |
80 |
80 |
100 |
100 |
50 |
76 |
Приложение 5.
Таблица№5. Изменение запаха
№ участника |
Образцы |
||||
корица |
ванилин |
зверобой |
кофе |
грибы |
|
1 |
ванилин |
зверобой |
кофе |
0 |
зверобой |
2 |
кока-кола |
0 |
0 |
табачный дым |
0 |
3 |
огурец |
крем-сода |
0 |
0 |
какао |
4 |
какао |
0 |
0 |
кока-кола |
0 |
5 |
ванилин |
корица |
чёрный чай |
кока-кола |
чай |
6 |
0 |
корица |
лимон |
какао |
«Читас» |
7 |
крем-сода |
крем-сода |
бергамот |
шоколад |
0 |
8 |
0 |
булка |
кока-кола |
0 |
0 |
9 |
0 |
сгущённое молоко |
лимон |
0 |
0 |
10 |
кофе |
коктейль |
шоколад |
сгущённое молоко |
сгущённое молоко |
Среднее (%) |
70 |
80 |
70 |
60 |
50 |
Приложение 6.
Таблица№6. «Контрольный образец» (запах)
№ участника |
Контрольный образец |
|||||
корица |
ванилин |
зверобой |
кофе |
грибы |
||
1 |
100 |
100 |
кофе |
0 |
0 |
|
2 |
100 |
100 |
0 |
0 |
0 |
|
3 |
100 |
спрайт |
100 |
0 |
0 |
|
4 |
100 |
100 |
0 |
100 |
0 |
|
5 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
6 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
7 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
100 |
|
9 |
0 |
100 |
100 |
0 |
0 |
|
10 |
100 |
100 |
100 |
0 |
100 |
|
Среднее |
80% |
80% |
60% |
40% |
50% |
Приложение 7.
Таблица№7. Определение вкуса (без запаха)
№ участника |
Образцы |
||
сладкая вода |
солёная вода |
кислая вода |
|
1 |
100 |
100 |
100 |
2 |
100 |
100 |
100 |
3 |
100 |
100 |
100 |
4 |
100 |
100 |
100 |
5 |
100 |
100 |
100 |
6 |
100 |
100 |
100 |
7 |
100 |
100 |
100 |
8 |
100 |
100 |
100 |
9 |
100 |
100 |
100 |
10 |
100 |
сода |
100 |
Среднее |
100% |
90% |
100% |
Приложение 8.
Таблица№8. Изменение вкуса
№ участника |
Образцы |
||
Сладкая вода |
Солёная вода |
Кислая вода |
|
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
чай |
0 |
0 |
3 |
0 |
кислый |
0 |
4 |
Кока-кола |
кислый |
сладковатый |
5 |
0 |
0 |
солёный |
6 |
лимон |
колбаса |
0 |
7 |
напиток |
колбаса |
0 |
8 |
0 |
0 |
0 |
9 |
0 |
0 |
солёная |
10 |
кислый |
0 |
сладкая |
Среднее (%) |
50 |
40 |
40 |
Приложение 9.
Таблица №9. Контрольный образец
№ участника |
Контрольный образец |
|||
сладкая вода |
солёная вода |
кислая вода |
||
1 |
100 |
100 |
100 |
|
2 |
0 |
0 |
0 |
|
3 |
0 |
0 |
0 |
|
4 |
0 |
0 |
0 |
|
5 |
100 |
100 |
100 |
|
6 |
100 |
100 |
100 |
|
7 |
100 |
100 |
100 |
|
8 |
100 |
0 |
0 |
|
9 |
0 |
100 |
100 |
|
10 |
100 |
0 |
100 |
|
Среднее |
60% |
50% |
60% |
Витебск-2019