Аннотация
Данная работа посвящена изучению болезней позвоночника, их причин и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое исследование, в которое активно включены школьники и которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии.
Проведено исследование, определившее вопросы:
1. Занятости детей в спортивных секциях и кружках,
2. Количество детей, имеющих нарушения осанки,
3. Количества детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы
Работа выполнялась при участии врача – педиатра и научного руководителя – учителя биологии Юшковой Натальи Александровны.
Разработаны рекомендации для учащихся, представлен комплекс упражнений ЛФК, приемы самомассажа.
Работа содержит иллюстративный материал, таблицы с результатами исследований (7), иллюстрации (15). Объем работы 30 страниц.
Введение.
С болью в спине могут столкнуться люди не только пожилого возраста, но и подростки и даже грудные дети. Боль может быть вызвана многими причинами: как усталостью, так и всевозможными заболеваниями, которые могли развиться со временем или быть врожденными. Работая над этим проектом, я изучила строение позвоночника, функции его отделов, узнала о заболеваниях позвоночника, способах их диагностики, лечения и профилактики.
Цель: установить связь между образом жизни человека и сохранением здоровья опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
• Из литературных источников узнать о строении и заболеваниях позвоночника.
• Оценить условия формирования осанки у школьников моей школы, провести тестирование на выявление отклонений в развитии опорно-двигательной системы среди учащихся.
• Показать значение правильной осанки человека, как необходимое условие для нормального развития организма и полноценного функционирования всех его внутренних органов, разработать рекомендации для сверстников по сохранению осанки.
• Провести беседы с одноклассниками и младшими школьниками по организации оптимального двигательного режима, популяризировать занятия физической культуры и спорта в школе.
Объект исследования: учащиеся среднего и старшего звена школы.
Предмет исследования: уровень изменения осанки у учащихся 7-9 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 им. А. С. Пушкина» г. Калуги.
Гипотеза:
Я предполагаю, что любые нарушения осанки, представляют большую опасность. Если их выявить на ранней стадии и принять меры по профилактике и лечению, можно избежать заболеваний опорно- двигательной системы в будущем.
Актуальность.
Учитывая низкие показатели физического развития школьников и большой процент школьников с нарушениями осанки и слабым мышечным корсетом, рекомендации по коррекции и формированию осанки, включающая комплексы упражнений на развитие всех групп мышц и их выносливость, приемы массажа, является очень актуальной.
По данным английских ученых от заболеваний, связанных с состоянием позвоночника страдает 2/3 населения Земного шара. Остеохондроз наблюдается почти у 90% населения. Как показывает статистика заболевания остеохондрозом, количество людей, страдающих этим недугом уступает только сердечно-сосудистым и онкологическим патологиям. Статистика заболеваний позвоночника и других проблем ОДА показывает рост показателей на 30% каждые 10 лет. Ежегодно в мире тратится более 70 млрд. долларов на выплаты по листам нетрудоспособности людей в связи с болью в позвоночнике.
Забота о состоянии костно-мышечного аппарата должна проводиться уже с детства. Научившиеся владеть своим телом дети, гораздо больше защищены от травм и несчастных случаев.
1. Основная часть. Обзор литературы.
1.1. Строения позвоночника.
Позвоночный столб имеет S-образную форму, благодаря чему он обладает упругостью – поэтому человек способен принимать различные позы, нагибаться, поворачиваться и прочее. Если бы межпозвоночные диски не состояли из хрящевой ткани, которая способна быть гибкой, то человек бы постоянно был зафиксирован в одном положении. Форма позвоночника и его строение обеспечивают сохранение баланса и прямохождение. На позвоночном столбе «держится» весь организм человека. Позвоночник представляет собой цепь позвонков, шарнирно разделяемых межпозвоночными дисками. Количество варьируется от 32 до 34 – это зависит от индивидуального развития.
Отделы позвоночника.
В позвоночнике различают пять отделов, каждый из которых, кроме копчикового, обладает своеобразными изгибами, и отвечает за работу определенных органов и частей человеческого тела. Шейное и грудное искривление, обращенное изгибом кпереди, называется лордозом, а крестцовое и поясничное, обращенное кзади – кифозом. Именно благодаря изгибам позвоночный столб обладает гибкостью. Все отделы позвоночника человека предназначены для защиты спинного мозга, через который головной мозг передает импульсы всем остальным частям тела.
Шейный отдел позвоночника состоит из 7 позвонков. Он обеспечивает мозговое кровообращение, иннервирует гипофиз, пазухи, язык, голосовые связки, губы, глаза, кожу, щитовидную железу, уши, мышцы, плечи, локти. Анатомия шейного отдела позвоночника настолько своеобразна, что именно данная часть всего столба является самой подвижной. Строение шейного отдела позвоночника способствует совершению наклонов и поворотов головы, а именно два первых позвонка. Первый из них не связан с телом позвоночника, имея вид двух дужек, которые соединены между собой костными боковыми утолщениями. Мыщелки прикрепляют данную часть позвоночника к затылочному отделу. Второй позвонок является зубовидным отростком – костным выростом в передней области.
Грудной отдел содержит 12 позвонков. Он отвечает за работу легких, сердца, бронхов, кожи, почек, грудной клетки, желудка, рук, печени, лимфы, надпочечников. Грудной отдел – имеет вид буквы «S», изогнутой кзади, представляя собой физиологический кифоз. Принимает участие в формировании задней стенки грудной полости. К отросткам и телам грудных позвонков прикрепляются ребра при помощи суставов, образуя грудную клетку. Данный отдел позвоночника малоподвижен, что обусловлено небольшим расстоянием между межпозвоночными дисками этой области, наличием остистых отростков позвонков и состоящей из крепких ребер грудной клетки.
Поясничный отдел имеет 5 позвонков. Он отвечает за работу кишечника, мочевого пузыря, тазобедренного и других суставов. Поясничный отдел берет на себя наибольшую нагрузку, которая приходится на позвоночник человека. Именно поэтому природа создала его более укрепленным, с большими позвонками, которые в диаметре гораздо больше, чем элементы остальных отделов. Строение поясничного отдела позвоночника имеет плавный легкий изгиб кпереди, что можно сравнить только с шейной областью столба.
Крестцовый состоит из 3-5 позвонков. Нарушения в этом отделе приводят к геморрою, болям в спине при сидении, и к недержанию каловых масс. Крестцовый отдел (крестец) – располагается у основания позвоночника и представляет собой позвонки, сросшиеся между собой в однородную кость, имеющую клинообразную форму.
Копчиковый отдел содержит 3-4 позвонка. Это нижний отдел позвоночника человека, обладающий незначительной подвижностью и являющийся завершающей, самой нижней частью позвоночного столба. Отдел имеет тесную взаимосвязь с крестцом и рассматривается в качестве рудимента хвоста, ненужного человеку. 8
1.2. Болезни позвоночника.
Болезни позвоночника – большая группа заболеваний, которыми страдает около 85% населения. Если полвека назад проблемы со спиной были в основном у людей пожилого возраста, то сидячий образ жизни и компьютеризация общества значительно «омолодили» болезни спины.
Кифоз. Искривление позвоночного столба с выпуклостью в передне-задней (сагиттальной) плоскости – это кифоз. Местом самой частой локализации заболевания является грудной отдел позвоночника, но также известны случаи диагностирования поясничного и шейного искривления. Может быть врожденным и приобретенным. Последний делится на физиологический, наблюдающийся в норме у взрослых, и патологический, возникающий как осложнения иных заболеваний и переломов позвонков. Лечение заболевания будет зависеть от стадии развития и причин возникновения. Активно развивающийся в период интенсивного роста ребенка кифоз называют болезнью Шейермана-Мау.
Лордоз. Это заболевание, при котором выпуклость позвоночного столба обращена вперед и имеет вид дуги. Физиологический лордоз формируется на первом году жизни, начиная с 5-6 месячного возраста (когда ребенок начинает самостоятельно садиться). Патологический вид заболевания позвоночника развивается в любом возрасте, причинами тому служат нарушение костно-мышечного и связочного аппарата, ожирение; у детей – рахит, дисплазия тазобедренных суставов или родовые травмы.
Сколиоз. Неестественное искривление позвоночного столба вправо или влево, влекущее за собой деформацию позвоночника и грудной клетки называется сколиозом. Обычно заболевание носит приобретенный характер, в редких случаях является врожденным. Патология активно развивается в период интенсивного роста скелета в детском и подростковом возрасте, а также при постоянном напряжении мышц спины и неравномерным распределением нагрузки на суставы у взрослых.
Артроз позвоночника. Спондилоартроз – дегенеративное поражение межпозвоночных суставов, которое влечет за собой нарушение работы функций позвоночного столба. Заболевание распространяется на подвздошные, крестцовые и реберные кости, вызывая преждевременный износ хрящевой ткани и ослабление околопозвоночных мышц и связок. Человека с артрозом позвоночника будет беспокоить дискомфорт при движении, он может ощущать скованность и боль при наклонах.
Болезнь Бехтерева. Анкилозирующий спондилоартрит – хроническое системное заболевание межпозвонковых суставов, при котором они воспаляются и могут полностью срастаться между собой с полной потерей подвижности. Также болезнь может поражать реберно-позвоночные и крестцово-подвздошные сочленения. Чаще всего болезнь Бехтерева диагностируется у мужчин в возрасте 20-30 лет. Среди всех ревматологических заболеваний анкилозирующий спондилоартрит занимает последние позиции.
Грыжа Шморля. Хрящевой узел Шморля – определенные структурно-анатомические изменения в телах позвонков, при которых хрящевая ткань продавливается в губчатое тело ниже или выше лежащего позвонка. Грыжа Шмоля влечет за собой сильные боли в области повреждения, а прослеживается только при рентгенологическом обследовании. Чаще всего это приобретенные проблемы со спиной, которые возникают вследствие нарушений осанки, после ушибов и травм.
Ишиас. Воспаление седалищного нерва носит название ишиас. Возникает оно из-за сдавливания корешков спинного мозга в области пояснично-крестцового отдела позвоночника. Причин возникновения невралгического заболевания очень много, поэтому и протекает оно у всех людей по-разному, начиная от дискомфорта в области поясницы и заканчивая болью в ступнях.
Межпозвоночная грыжа. Межпозвонковая грыжа – это смещение межпозвонкового диска, за которым следуют разрыв фиброзного кольца и воспаление корешков спинномозговых нервов. Шейный и поясничный отделы подвержены заболеванию больше всего, но при различных искривлениях грыжа межпозвонкового диска развивается и в грудном отделе.
Остеопороз. Остеопороз – хронически прогрессирующее системное, обменное заболевание, которое характеризуется нарушением структуры костной ткани (усилением хрупкости и снижением плотности костей). Причинами проявления остеопороза являются дисбаланс обмена веществ и недостаток в организме кальция. Для больного даже небольшой ушиб может спровоцировать перелом. У 50% женщин и 30% мужчин преклонного возраста позвоночник страдает от болезни остеопороза.
Остеохондроз. Одна из самых распространенных болезней позвоночника – остеохондроз – дистрофическое поражение суставного хряща и дегенеративные процессы костной ткани вокруг хряща. По месту своей дислокации остеохондроз разделяется на шейный, грудной, поясничный. На своих начальных стадиях болезнь протекает бессимптомно, и обнаруживается уже при возникновении различных осложнений (сужении спинномозгового канала, радикулите, спондилезе).
1.3. Методы диагностики заболеваний позвоночника.
Диагностирование и лечение заболевания должны проходить под строгим контролем специалиста. В зависимости от характера жалоб проблемой может заниматься хирург-ортопед, травматолог, эндокринолог, невропатолог, ревматолог, онколог, мануальный или простой семейный терапевт. Вариантов лечения спины и позвоночника очень много: медицинские лекарственные препараты и блокады, физиотерапевтические процедуры, массажи, ЛФК, мануальная терапия, остеопатия и оперативное вмешательство.
Основные варианты диагностики:
Исследование с помощью рентгена применяют чаще всего. При исследовании с помощью рентгена делается несколько снимков с разных точек обзора (переднезадний, боковая проекции и т. Д) и в разных положениях тела.
Компьютерная томография тоже является рентген-диагностикой, но в этом случае с помощью компьютера делаются более детализированные послойные снимки позвоночника, что обеспечивает больший обзор и точность;
Магнитно-резонансная томография (МРТ) дает изображение на основе ядерно-магнитного резонанса. Наиболее информативный метод, дает высококачественную картинку;
Ультразвуковое исследование (УЗИ) наиболее безопасный метод исследования с наименьшим количеством противопоказаний. Таким образом, существует множество методов диагностики, главное их правильный подбор и комплексный подход.
1.4. Причины болезней позвоночника
Проблемы с позвоночником начинаются тогда, когда изменяется анатомическая структура позвоночника. Причин для таких изменений может быть очень много. Самыми распространенными раздражающими факторами считаются:
1.Неправильный образ жизни является самой главной причиной проблем со здоровьем, в том числе и с позвоночником. Ведь именно такие факторы, как вредные привычки, плохое питание, отсутствие физической активности и безразличие к своему позвоночнику, которое выражается в неправильной осанке, становится первостепенной причиной многих нарушений в организме. Отсюда и нарушения обмена веществ, ухудшение кровообращения, возникновение онкологических, инфекционных и других дегенеративно-дистрофических процессов - неправильный образ жизни.
2.Лишний вес. Наш позвоночник постоянно испытывает огромные физические нагрузки в течение всего дня. А избыточный вес лишь увеличивает их, уменьшая межпозвоночные промежутки. Вследствие таких изменений возникает большая компрессия сегментов, что в свою очередь приводит различным проблемам с позвоночным столбом.
3.Дегенеративные процессы. Такие процессы чаще всего возникают у людей при нарушенном обмене веществ или плохом кровообращении в том или ином отделе позвоночника. Но в данном случае дегенеративные процессы являются даже не первостепенной причиной заболевания, а уже следствием неправильного образа жизни человека.
4.Травмы. Любые механические повреждения сегментов позвоночника или мягких тканей, окружающих его, зачастую приводят к различным проблемам в дальнейшем. Особенно если после полученной травмы человек несвоевременно обращается к врачу за медицинской помощью.
5.Инфекции. В результате инфекционных заболеваний, таких как туберкулез, могут поражаться тела позвонков, что разрушает структуру позвоночника.
6.Большие физические нагрузки. Несмотря на то, что человек для обеспечения выполнения всех функций позвоночника должен вести активный образ жизни, все физические занятия должны иметь свой предел нагрузок.
7. Переохлаждение чаще всего приводит к проблемам с мышечной тканью спины. В процессе воздействия слишком низких температур мышечные волокна начинают неправильно сокращаться, нарушая всю работу определенной группы мышц, которые тесно связаны с позвоночным столбом. Поэтому в результате таких нарушений и возникают проблемы в том или ином отделе позвоночника.
1.5. Профилактика заболеваний позвоночника.
Забота о спине дома. Для того чтобы спина полноценно отдыхала ночью, лучше купить специальный ортопедический матрас, а также современную подушку. При правильном положении тела во время сна, мышцы спины будут максимально расслабляться, а кровообращение улучшится.
Если работа сидячая. Для начала, нужно подумать о том, чтобы научиться сидеть правильно, чтобы избежать напряжения поясницы. Спина должна быть прямой, живот – подтянут, плечи -расправлены. Если есть возможность, лучше заменить офисное кресло большим футбольным мячом. На нем волей-неволей придется правильно сидеть, чтобы удерживать равновесие. Можно использовать мяч дол тех пор, пока спина не привыкнет к правильной осанке.
Физическая активность. При пассивной в физическом плане работе, стоит заниматься спортом. Идеально для спины – плавание, пилатес или йога. В воде тело становится легче, исключается напряжение позвоночника, а вот мышцы работают и укрепляются. Кроме того, плавание поможет снять стресс и расслабиться.
Осанка и походка. Лучше приучать свою спину к правильной осанке с детства. Для этого подойдет метод ношения книги на голове. Также можно представить, что к макушке привязана нить, за которую кто-то постоянно тянет вверх. Постепенно, спина привыкнет к правильному положению, которое позволит уменьшить нагрузку на позвоночник.
Следить нужно и за походкой. Неудобная обувь, мозоли или натоптыши вызывают хромоту, а нагрузка на позвоночник увеличивается в разы. Для профилактики проблем с позвоночником полезно дома ходить босиком, а носить обувь на каблуке стоит не дольше, чем 2 часа подряд. Не стоит перегружать позвоночник, поднимая тяжелые предметы. Лечение проблем со спиной обойдется дороже, чем услуги грузчиков.
Питание против остеопороза. Это заболевание может существенно «пошатнуть» здоровье позвоночника. Связано оно с нарушением обменных процессов, из-за которых кости становятся очень хрупкими. Особенно часто остеопороз встречается у женщин старше 50 лет. Чтобы избежать остеопороза, нужно следить, чтобы в рационе питания всегда был твердый сыр, творог, рыба. А если врач назначил препараты кальция, не стоит игнорировать его рекомендации. 7
1.6. Методы немедикаментозного лечения заболеваний позвоночника.
Массаж.
Массаж при данных заболеваниях преследует следующие цели:
1) снижение болевого эффекта в пораженных зонах;
2) активизация лимфо – и кровообращения в области спины, шеи и руки, в которую отдает боль;
3) уменьшение напряжения в мускулатуре шеи и спины; размягчение соединительной ткани путем интенсивного поверхностного поглаживания и разминания.
Однако не стоит забывать, что сеансы массажа оказываются эффективными лишь в том случае, когда болезнь находится вне стадии обострения. Только в этот период для облегчения состояния больного можно использовать все массажные приемы. Разрабатывая методику массажа для пациента, страдающего шейным или грудным остеохондрозом или радикулитом, необходимо учитывать факт наличия у него сопутствующих сердечно-сосудистых заболеваний (например, гипертензии или гипотензии, нарушения кровообращения и др.), а также нервных расстройств, обусловленных поражением затылочных нервов.
Самомассаж.
Самостоятельно проводить массаж при заболеваниях позвоночника довольно сложно, однако несколькими простыми приемами можно облегчить боль и улучшить свое самочувствие. Проводится самомассаж 2-3 раза в день, продолжительность сеансов – 3-5 мин. Движения осуществляются по ходу кровотока, по направлению к ближайшим лимфатическим узлам, которые не подлежат массированию. 10
Лечебная физкультура (ЛФК)
Добиться положительных результатов при лечении многих заболеваний позвоночника можно, если, наряду с массажем или самомассажем, принятием лечебных ванн, плаванием, использовать лечебную физкультуру. Она способствует снижению болезненных ощущений, нормализует тонус мускулатуры спины и живота, создавая так называемый мышечный корсет, а также увеличивает подвижность позвоночника в болезненной зоне. Начинать упражнения следует с простых, постепенно переходя к более сложным.
Основной комплекс упражнений.
1. Исходное положение (и. п.) – стоя на коленях, опираясь кистями рук в пол. Сделать вдох, поднять голову, прогнуться в поясничной части позвоночника; на выдохе вернуться в исходное положение. Повторить упражнение 5-6 раз.
2. И. п. – стоя на коленях, упираясь кистями рук в пол. Сделать вдох, вытянуть правую ногу назад, поднять голову; на выдохе вернуться в исходное положение. Выполнить упражнение левой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
3. И. п. – стоя на коленях, присев на пятки, вытянув перед собой руки и упершись ими в пол, опустив голову между руками. Сделать вдох, согнуть руки, стараясь коснуться пола предплечьями, одновременно приподнять таз и голову и прогнуться; на выдохе вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
4. И. п. – стоя на коленях, упираясь кистями рук в пол. Сделать вдох, согнуть руки, стараясь коснуться пола предплечьями, вытянуть правую ногу назад и вверх и поднять голову; на выдохе вернуться в исходное положение. Выполнить упражнение левой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
5. И. п. – стоя на коленях, упираясь кистями рук в пол, округлив спину и опустив голову. Согнуть руки, стараясь коснуться пола предплечьями, вытянуть правую ногу назад и вверх, поднять голову, прогнуться в спине, затем вернуться в исходное положение. Выполнить упражнение левой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
6. И. п. – стоя на коленях, упираясь кистями рук в пол. Одновременно поднять правую руку и левую ногу и приподнять голову. Затем вернуться в исходное положение и проделать то же самое левой рукой и правой ногой. Повторить упражнение 5-6 раз.
7. И. п. – стоя на коленях, упираясь кистями рук в пол. Не отрывая рук от пола, отодвинуть таз назад и приподнять голову, затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
8. И. п. – стоя на коленях, присев на пятки, упираясь кистями рук в пол и опустив голову. Вытянуть правую ногу назад и вверх, подавшись плечами вперед до вертикального положения рук, приподнять голову, прогнуться, а затем вернуться в исходное положение. То же самое сделать левой ногой. Повторить упражнение 5-6 раз каждой ногой.
9. И. п. – стоя на коленях, присев на пятки, опираясь кистями рук в пол и опустив голову. Подавшись плечами вперед, опереться на предплечья, вытянуть правую ногу назад и вверх, прогнуться, поднять голову, а затем вернуться в исходное положение. Повторить то же самое левой ногой. Выполнить упражнение 3-4 раза каждой ногой.
10. И. п. – стоя на коленях, присев на пятки, упираясь кистями рук в пол и подняв голову. Подавшись плечами вперед, коснуться пола предплечьями, прогнуться, затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз. 10
Лечебная физкультура проводится как при хронической, так и при острой форме заболевания (в последнем случае – при стихании болей). В первые дни после выполнения упражнений следует надевать фиксирующую повязку, обеспечивающую позвонкам и мышцам шеи покой.
Исправить дефекты осанки можно, выполняя ежедневно следующее упражнение: взять палку длиной около 100 см, завести ее за спину в горизонтальном положении и зажать локтевыми суставами, так чтобы предплечья и кисти рук были направлены вперед. В таком положении следует ходить по несколько раз в день в течение 20—30 мин. Благодаря данному упражнению закрепляется привычная поза и вырабатывается правильная осанка.
Лечебные ванны и баня.
Положительное влияние на организм человека, страдающего тем или иным заболеванием позвоночника, оказывают лечебные ванны. Их можно применять как до массажного сеанса, так и после него.
Особого разговора заслуживает баня. Однозначного мнения о том, посещать ли ее при заболеваниях позвоночника, у медиков нет. Многие склоняются к тому, что баня полезна лишь вне периода обострения болезни, а также в период выздоровления, поэтому, прежде чем идти в баню, следует посоветоваться с лечащим врачом, назначающим все процедуры.
2. Практическая часть.
2.1. Результаты опроса и исследований, проведенных среди учащихся.
Для выявления учащихся, имеющих склонность к заболеваниям позвоночника, я провела опрос учащихся среднего и старшего звена.
Ребятам были предложены следующие вопросы:
1.Занимаетесь ли вы в спортивных секциях и кружках?
2. Делаете ли вы зарядку?
3. Есть ли у Вас проблемы с выносливостью?
4.Испытываете ли вы боль в спине?
5. Можете ли вы достать пол пальцами рук, не сгибая колени?
А) да, легко; Б) да, с трудом; В) нет, не могу.
Результаты опроса представлены в таблицах.
Класс |
Кол-во учеников, участвовавших в опросе |
Кол-во учащихся, занимающихся в спортивных секциях |
Кол-во учащихся, не занимающихся в спортивных секциях |
Процент учащихся, занимающихся в спортивных секциях |
7 класс |
62 |
42 |
20 |
67,2% |
8 класс |
51 |
28 |
23 |
54,8% |
9 класс |
25 |
8 |
17 |
32% |
Таким образом, больше всего заняты в спортивных секциях учащиеся 7 класса.
На вопрос об утренней зарядке учащиеся ответили следующим образом:
Класс |
Кол-во опрошенных учеников |
Кол-во учащихся, делающих зарядку |
Кол-во учащихся, не делающих зарядку |
Процент учащихся, делающих зарядку |
7 класс |
62 |
13 |
49 |
20,8% |
8 класс |
51 |
9 |
42 |
17,6% |
9 класс |
25 |
8 |
17 |
32% |
По результатам опроса видно, что 30% учеников 9 класса включают утреннюю зарядку в свой режим дня, а в 7 и 8 классах около 20%.
Данные опроса о проблемах с выносливостью распределились следующим образом:
Класс |
Кол-во опрошенных учеников |
Кол-во учащихся, имеющих проблемы с выносливостью |
Кол-во учащихся, не имеющих проблем с выносливостью |
Процент учащихся, не имеющих проблем с выносливостью |
7 класс |
62 |
18 |
44 |
70,4% |
8 класс |
51 |
13 |
38 |
72,2% |
9 класс |
25 |
14 |
11 |
44% |
По данным опроса проблемы с выносливостью выявлены только у учащихся 9 класса.
На вопрос, испытываете ли вы боли в спине, опрашиваемые ответили следующим образом:
Класс |
Кол-во опрошенных учеников |
Кол-во учащихся, испытывающих боль в спине |
Кол-во учащихся, не испытывающих боль в спине |
Процент учащихся, испытывающих боль в спине |
7 класс |
62 |
15 |
47 |
24% |
8 класс |
51 |
25 |
26 |
49% |
9 класс |
25 |
11 |
14 |
56% |
Результаты показывают, что более 50% учащихся 9 класса беспокоят боли в спине. Те, у кого они выявлены, особенно нуждаются в рекомендациях по исправлению нарушений работы ОДА.
Результаты на 5 вопрос опроса представлены в таблице.
Класс |
Число опрошенных учащихся |
Легко могут достать руками до пола |
Могут достать руками до пола, но с трудом |
Не могут достать руками до пола |
7 класс |
62 |
39 |
20 |
3 |
8 класс |
51 |
23 |
14 |
15 |
9 класс |
25 |
8 |
10 |
7 |
Для определения подвижности позвоночника мною была использована методика О.С.Байловой и К.Ф.Зенкевич: И.П. - стоя на скамейке, стопы параллельно - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки).9 Объектами исследования были мои одноклассники. Результаты представлены в таблице.
Число учащихся 9 класса, проходивших тестирование |
Не смогли дотронуться руками до скамейки |
Смогли дотронуться руками до скамейки |
Смогли опустить руки ниже уровня скамейки |
21 |
5 |
3 |
13 |
На основании проведенного наблюдения я сделала вывод о том, что большинство учащихся моего класса имеют гибкий позвоночник.
Так же в 9 классе я провела тест «Выявление нарушения осанки».
Порядок работы:
1. Встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.
2. Попробовать между поясницей и спиной просунуть кулак.
3. Если это возможно, просунуть туда ладонь.
Обработка результатов:
В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.
Результаты теста: у 16 Учащихся между спиной и стеной проходит ладонь, у 5 учащихся между поясницей и стеной проходит кулак. Таким образом, у 5 учащихся есть склонность к нарушению осанки.
Одним из простых способов выявления нарушения осанки (кифоза) является плечевой показатель (ПП). Для вычисления плечевого показателя нужно измерить ширину плеч и плечевую дугу. Плечевая дуга измеряется по задней поверхности туловища между акромиальными точками. Формула ля вычисления плечевого показателя:
П.П = ШП (ширина плеч)/ ПД (плечевая дуга) *100%
Оценка результатов:
Сутулая осанка, если - ПП равно или менее 80% (ПП <80%);
Нормальная осанка, если - ПП от 80,1% до 85% (ПП <80,1-85%);
Хорошая осанка, если - ПП более 85% (ПП>85%).
Данную методику я использовала в 9 классах нашей школы. Результаты представлены в табл. 2
Класс |
Число обследованных учащихся |
Число учащихся, имеющих ПП<80% |
Число учащихся, имеющих ПП<80,1-85% |
Число учащихся, имеющих ПП>85% |
9 класс |
21 |
3 |
10 |
8 |
Из приведенных данных я сделала вывод о том, что большинство учащихся 8 и 9 классов имеют нормальную и хорошую осанку. У троих учащихся была обнаружена сутулость. Я предложила им использовать комплекс упражнений для устранения нарушения осанки и предотвращения его развития.
Так же мною были изучены медицинские карты и данные медицинского осмотра учащихся школы за 2018-2019 учебный год. Я выяснила, что в школе есть 7 учащихся с нарушениями осанки, 2 имеют сколиоз, 2 плоскостопие, 2 врожденную дисплазию суставов.
2.2. Анализ причин нарушений осанки и появления болезней позвоночника у школьников.
Неправильная поза во время учебных занятий ведет к неравномерной нагрузке на позвоночник и мышцы спины, утомляя и расслабляя их, возникают изменения связок позвоночника и формы самих позвонков, образуется стойкое боковое искривление. Искривление позвоночника приводит к деформации хрящевых дисков, расположенных между позвонками, а в некоторых местах они вовсе стираются.
В нашей школе, как и во многих, кабинетная система. Подростки, у которых рост колеблется от 148-168 см сидят за партами, которые не соответствуют их росту. Ученики приспосабливаются к этим партам, позвоночник постепенно прогибается в грудном отделе, в результате меняется осанка и формируется грудной кифоз позвоночника. Нужно учесть и тот факт, что в школьных классах занимаются как пятиклашки, так и девятые классы, а мебель находится одна и та же, что приводит к нарушению осанки. Неправильные позы посадки за партой быстро закрепляются и в дальнейшем с трудом исправляются. Во время занятий от ученика требуется огромное внимание и чрезмерное напряжение глазных мышц, у ребенка возникает дефект зрения. Ученики с нарушением зрения ниже наклоняются над учебником или тетрадью, при этом постоянно согнута спина в грудном и шейном отделе позвоночника, что способствует нарушению осанки и искривлению позвоночника. Именно эта группа детей старается сесть на первые парты из-за плохого зрения, а они часто не соответствуют их росту.
Возникновению искривлений позвоночника способствует перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями. Такая тяжесть деформирует позвоночник, искривляет его, а если школьная сумка носится только на одном плече, то выше другого, развивается боковой сколиоз. Масса портфеля второклассника составляет в среднем 4,5 кг.
Искривлению позвоночника у девочек способствует раннее ношение обуви на высоком каблуке. Туфли на высоких каблуках поднимают пятку и наклоняют тело вперед, спина компенсирует этот наклон соответствующим изгибом туловища и в результате таз отводит далеко назад, вызывая напряжение мышц нижней части спины. Все это приводит к изменению прогиба поясничной части позвоночника и, соответственно, к сдавливанию межпозвоночных дисков. Формируется лордоз поясничного отдела позвоночника.
Возникновению заболевания способствует ограничение двигательной активности. В школьном подростковом возрасте, это связано с нерациональным распорядком дня, перегрузкой учебными заданиями, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр и занятий спортом. Очень много времени подросток проводит за компьютером или просмотром телепередач. Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы.
2.3. Выводы, рекомендации.
В настоящее время вопросы сохранения здоровья детей приобретают все большую значимость. Проведенная работа подтверждает актуальность выбранной темы.
Опорно-двигательная система современного школьника испытывает большую нагрузку, это приводит к ряду нарушений.
При формировании опорно-двигательного аппарата воздействие физических нагрузок имеет огромное значение. При нарушениях осанки методы физического воздействия наиболее эффективны.
Если обучающиеся будут владеть достаточными знаниями о влиянии физических нагрузок на организм и регулярно пользоваться этими знаниями, то это заметно скажется как на здоровье, так и на физическом развитии.
Физические упражнения, проводимые с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки, которые могут быть вызваны заболеванием скелета, малой подвижностью, слабым развитием мышц.
Для предупреждения нарушений осанки я рекомендую соблюдать следующие профилактические меры:
1. При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.
2. При длительной работе сидя, необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
3. Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване.
Сидение должно быть на высоте полуметра от пола.
4. Перемещая тяжелые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например, в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
5. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
Выполнение этих рекомендаций поможет сохранить позвоночник здоровым.
3. Список используемой литературы и интернет источников
1. Попов. Лечебная физическая культура. Москва, 2004.
2. Матвеева Л.П., Новикова А.Д. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Матвеева Л.П. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1993.
4. Под ред. В.И.Ильинича, Физическая культура студента - М.:Гардарики, 1999.
6. Г. С. Юмашев. Оперативная травмотология и реабилитация больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. М.: Медицина 1990.
7.https://spina-expert.ru/diagnostika/stroenie-pozvonochnika-cheloveka-ego-otdely-i-funkcii/
8.https://spina-expert.ru/diagnostika/stroenie-pozvonochnika-cheloveka-ego-otdely-i-funkcii/
9. http://orthoteam.ru/blog/metody-diagnostiki-problem-pozvonochnika/
10.https://aupam.ru/pages/medizina/massazh_pri_zabolevaniyakh_pozvonochnika/
17