Что такое сколиоз, и как с ним бороться

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что такое сколиоз, и как с ним бороться

Филатов М.Д. 1
1МБОУ СОШ №33, г. Озерск
Клиндухова Л.П. 1
1МБОУ СОШ №33, г. Озерск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одна из актуальных проблем в мировой практике – увеличение численности больных с нарушениями опорно-двигательной системы. Проявиться могут заболевания уже в раннем детстве, но прогрессирование деформации наиболее заметно в период бурного роста ребёнка, в так называемом пубертатном периоде. Зачастую это приводит к довольно серьёзным нарушениям в опорно-двигательном аппарате и как следствие – нарушение работы внутренних органов. [4]

Термин сколиоз, означающий боковое искривление, был введён ещё Гиппократом за 400 лет до нашей эры. На протяжении многих веков делались попытки расширить знания о причинах развития этого заболевания и часто сопутствующих ему лордозу и кифозу, разработать методы лечения. Общеизвестно, что данные заболевания легче предупредить, чем лечить. Для эффективного предупреждения нарушений опорно-двигательной системы, прежде всего, необходимо их диагностировать в самом раннем периоде развития. Искать же самые ранние признаки будущего искривления позвоночника следует у детей дошкольного и начального школьного возраста. [1]

Поэтому основная цель профилактики – это привлечь внимание широкого круга врачей, педагогов и родителей к проблеме сколиоза лордоза и кифоза. Необходимо убедить их, что только своевременное выявление деформаций позвоночника и раннее систематическое комплексное лечение могут обеспечить излечение начальных форм или предупредить прогрессирование искривления на наиболее поздних фазах развития.

Цель работы: изучить нарушения опорно-двигательной системы у школьников МБОУ «СОШ №33» на протяжении 5 лет и выявить причины.

Задачи исследования:

1. Изучить строение опорно-двигательной системы человека;

2. Изучить по литературным данным (статистическим) особенности заболевания опорно-двигательной системы: лордоза, кифоза, сколиоза;

3. Рассмотреть факторы, влияющие на возникновение данных заболеваний;

4. Изучить и проанализировать по медицинской документации динамику заболеваний опорно-двигательной системы у учащихся нашей школы;

5. Разработать рекомендации по профилактике нарушений опорно-двигательной системы;

6. Сформулировать предложение для администрации МБОУ «СОШ №33» по проведению занятий ЛФК на уроках физкультуры или доп. занятиях;

7. Разработать комплекс упражнений, которые рекомендуется использовать на физкультминутках.

Объект исследования – учащиеся МБОУ СОШ №33

Предмет исследования – состояние здоровья школьников, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы.

I.Теоретическая часть

1. Строение опорно-двигательной системы.

Опорно-двигательный аппарат человека включает пассивный двигательный аппарат – костную систему (скелет) и активный двигательный аппарат – систему скелетных мышц.

Скелет человека – совокупность костей, пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Служит опорой мягким тканям, точкой приложения мышц (рычажная система), вместилищем и защитой внутренних органов. Человеческий скелет состоит из двухсот с небольшим отдельных костей, и почти все они соединяются в одно целое с помощью суставов, связок и других соединений.

Общая масса костей живого человека равна 1/5-1/7 массы тела человека. Скелет и образующие его кости, имеющие сложное строение и химический состав, обладают большой прочностью. Они выполняют в организме функции опоры, передвижения, защиты, являются депо солей, кальция, фосфора и др. [2]

Кости содержат значительное количество солей кальция фосфора, магния и других элементов, которые участвуют в минеральном обмене. В состав скелета входит более 200 костей, из них 33-34 непарные, остальные парные; 29 костей образуют череп, 26 – позвоночный столб, 25 костей составляют рёбра и грудину, 64 кости образуют скелет верхних конечностей и 62 – скелет нижних конечностей.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребёнка в скелете почти 270 костей, что намного больше чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18–25 лет.

Скелет человека устроен по общему для всех позвоночных животных принципу. Кости скелета подразделяются на 2 группы: осевой скелет и добавочный скелет. К осевому скелету относятся кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина. Добавочный скелет составляют ключицы, лопатки кости верхних конечностей, кости таза и кости нижних конечностей.

Все кости делят на подгруппы:

Осевой скелет:

Череп – костная основа головы является вместилищем головного мозга, а также органов зрения, слуха и обоняния. Череп имеет два отдела: мозговой и лицевой.

Грудная клетка – имеет форму усечённого сжатого конуса, является костной основой груди и вместилищем для внутренних органов. Состоит из 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер и грудины.

Позвоночник, или позвоночный столб – является главной осью тела, опорой всего скелета; внутри позвоночного канала проходит спинной мозг.

Добавочный скелет:

Пояс верхних конечностей – обеспечивает присоединение верхних конечностей к осевому скелету. Состоит из парных лопаток и ключиц.

Верхние конечности – максимально приспособлены для выполнения трудовой деятельности. Конечность состоит из трёх отделов: плеча, предплечья и кисти.

Пояс нижних конечностей состоит из парных костей таза, крестца и копчика. Пояс нижних конечностей обеспечивает присоединение нижних конечностей к осевому скелету, а также является вместилищем и опорой для органов пищеварительной, мочевыделительной и половой систем.

Нижние конечности состоят из бедра, голени и стопы и приспособлены для перемещения тела в пространстве.[3]

Помимо механических функций по поддержанию формы тела, обеспечению возможности движения и защите внутренних органов, скелет является также и местом кроветворения: в костном мозге происходит образование новых клеток крови. (Одно из самых распространенных заболеваний, поражающих костный мозг – лейкоз, часто, несмотря на лечение, приводит к смерти.) Кроме этого, скелет, являясь хранилищем большей части кальция и фосфора организма, играет важную роль в обмене минеральных веществ. Приложение №1 рис.1,2

2. Исторический обзор болезни сколиоз.

Сколиоз – стойкое боковое отклонение позвоночника от нормального выпрямленного положения.

Сколиоз позвоночника является очень древним заболеванием. В старинных захоронениях найдены скелеты людей со сколиотическими искривлениями позвоночников. У Тутанхамона было сколиотическое искривление позвоночника. Безусловно, эта проблема стояла перед врачевателями с незапамятных времён. Известно, что с целью исправления осанки пациентов Гиппократ использовал мануальную терапию и лечебную гимнастику. Некоторые приёмы физических воздействий корригирующих положение оси позвоночника, описаны Авиценной.

В русскоязычной литературе первое серьёзное научное исследование по сколиозу принадлежит Н. Ф. Гагману (1896).

Возникновение и развитие сколиотической болезни – сложный процесс, протекающий в период роста скелета. Оно развивается при наличии трёх факторов:

А) Первичный патологический фактор – наследственный (нарушения на уровне генного аппарата, хромосом, появляющиеся диспластическими изменениями в спинном мозге, позвонках, межпозвоночных дисках, сосудах и др.) или приобретённый;

Б) Фактор, создающий общий патологический фон – это эндокринные нарушения деятельности щитовидной (гормон кальцитонин) и паращитовидной (паратгормон) желёз, а также остиопороз, – предрасполагающий фактор;

В) Статико-динамический фактор, имеющий особое значение в период формирования структурных изменений позвонков и реализующий действие первых двух факторов. Приложение №2 рис.1

Клиническая картина сколиоза.

Фактором, определяющим клиническую картину сколиоза, является величина искривления.

Применяют четырёхстепенную систему оценки величины искривления позвоночника В. Д. Чаклина (1958):

I степень – искривления от 5 до 10°

II степень – искривления от 11 до 30°

III степень – искривления от 31 до 60°

IV степень – искривления более 60°

Сколиоз I степени характеризуется небольшим боковым отклонением и начальной степенью торсии, выявляемой рентгенологически.

Сколиоз II степени сопровождается не только заметным отклонением позвоночника во фронтальной плоскости, но и выраженной торсией, наличием компенсаторных дуг.

Рентгенологически отчётливо проявляется деформация тел позвонков на уровне вершины искривления. Клинически определяется мышечный валик из-за торсии позвоночника и рёберный горб.

Сколиоз III степени характеризуется стойкостью и более выраженной деформацией, наличием большого рёберного горба, резкой деформации грудной клетки. Рентгенологически на вершине искривления и прилегыющих к ней участков имеются позвонки клиновидной формы; межпозвонковые диски с вогнутой стороны трудно прослеживаются.

Сколиоз IV степени сопровождается тяжёлым обезображиванием туловища. Отмечается кифосколиоз грудного отдела позвоночника, деформация таза, отклонение туловища, Скованность движений в позвоночнике, стойкая деформация грудной клетки, задний и передний рёберный горб. Рентгенологически определяется выраженная клиновидная деформация тел грудных позвонков, деформирующий спондилоартроз и спондилез в грудном и поясничном отделах позвоночника, обызвествление связочного аппарата.

3. Распознавание сколиоза

Распознавание сколиоза чрезвычайно важно в самом начале его развития, так как раннее систематическое его лечение может предупредить прогрессирование искривления. Постоянное изучение и наблюдение за физическим развитием ребёнка со стороны врача-педиатра, школьного врача и врача по лечебной гимнастике, а также своевременное направление ребёнка к специалисту-ортопеду является обязательным.

Обследование при сколиозе производится в положении больного сидя, стоя, лёжа. В положении сидя определяется положение таза, измеряется степень поясничного лордоза позвоночника, боковое отклонение туловища и боковое искривления позвоночника, его длина (от VII шейного позвонка до крестца). В положении стоя измеряется длина нижних конечностей, определяется наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов, изучается изменение лордоза, определяется степень подвижности поясничного отдела позвоночника. Измеряется кифоз, степень отклонения туловища и бокового искривления позвоночника, сопоставляются треугольники талии, определяется положение лопаток и надплечий. Изгиб позвоночника определяется клинически по остистым отросткам.

При наличии сколиоза одно плечо стоит выше другого, лопатка на вогнутой стороне искривления расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. При сколиозе I степени удаётся отметить паравертебральную асимметрию, а при сколиозе II и III степени – Рёберный горб. Измеряется расстояние от вершины остистого отростка VII шейного позвонка до верхнее-внутреннего угла лопатки справа и слева. При потягивании на голову устанавливается степень стабильности деформации. В положении больного лёжа на спине исследуют функциональное состояние мышц живота, косых мышц туловища, в положении лёжа на животе – степень коррекции первичных и компенсаторных дуг искривления.

Рентгенография позвоночника проводится обязательно в двух проекциях в положении больного лёжа и стоя. По профильному снимку позвоночника устанавливается наличие костных аномалий развития позвоночника. Для определения угла искривления среди опубликованных способов самое широкое распространение получила методика Кобба и Фергюссона.

Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков, встречаются у 15% подрастающего поколения (грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5-2%). К сожалению, выявляют этот недуг иногда слишком поздно. Приложение №2 рис.2,3

4. Последствия сколиоза

Статистика многочисленных исследований по выявлению сколиоза у детей свидетельствует, что эта деформация – одно из наиболее частых заболеваний опорно-двигательного аппарата, которое имеет тенденцию к прогрессированию и достигает высшей степени к окончанию роста детского организма. Тяжелые искривления позвоночника и грудной клетки значительно влияют на функции внутренних органов, а особенно на функцию дыхания.

1. При сколиозе происходит:

2. Уменьшение объёма плевральных плоскостей,

3. Нарушается механика дыхания, что в свою очередь ухудшает функцию внешнего дыхания,

4. Изменяется характер тканевого дыхания,

5. Возникает гипертензия в малом кругу кровообращения,

6. Гипертрофия миокарда правой половины сердца – развитию симптомокомплекса легочно-сердечной недостаточности, объединенного названием «кифосколиотическое сердце».

Достаточно часто сколиоз сопровождается такими заболеваниями, как кифоз и лордоз.

5. Кифоз физиологический и патологический

Физиологический кифоз грудного отдела позвоночника определяется у всех жителей нашей планеты, является характерной особенностью строения позвоночного столба человека и не имеет ничего общего с патологическими состояниями. О патологическом кифозе говорят в случаях, когда угол искривления превышает 45 градусов, на что указывает видимая деформация позвоночника и результаты рентгенографического его исследования.

Патологический кифоз - это искривление позвоночника назад. Сопровождается сутулостью и иногда - образование горба.

Приложение №3 рис.1,2

6. Лордоз физиологический и патологический

Поясничный лордоз – естественный изгиб в нижней части позвоночника, вогнутый внутрь. Лордоз поясничного отдела позвоночника считается нормальным лишь в определенных границах, определяемых углом изгиба. Некоторым не повезло родиться с такой патологией, а некоторые приобрели вследствие неправильного образа жизни, чрезмерных нагрузок, болезней и др. Излишний изгиб в пояснице может служить причиной появления болей, возникновения заболеваний позвоночника.

Патологический лордоз - это искривление позвоночника назад

Приложение №4 рис.1,2

II Практическая работа

1. Анкетирование учащихся

В связи с увеличением численности больных с нарушениями опорно-двигательной системы, мы решили провести исследование по динамике данных заболеваний среди учащихся нашей школы в период с 2014 по 2018 год. За данными мы обратились к секретарю школы - Марии, и к школьному педиатру - Жарковой Елене Леонидовне. Полученные результаты мы поместили в таблицу 1, и показали на графике. Приложение №5рис.1,2

 

2014

2015

2016

2017

2018

Кол-во уч-ся

721

683

719

736

786

Кол-во уч-ся с заболеваниями опорно-двигательной системы

371

382

408

420

414

Процент учащихся с заболеваниями одс

51,5%

56%

56,7%

57%

52,7%

2.Результаты исследования причин заболеваний опорно-двигательной системы

Из проведенного исследования, мы видим, что процент учащихся с заболеваниями опорно-двигательной системы очень высокий. И причины этого таковы:

1 - всеобщая компьютеризация, которая приводит к тому, что школьники проводят у компьютера очень много времени, что школьники проводят у компьютера очень много времени, не задумываясь о последствиях. Я провел анкетирование среди 7-классников, и выяснил, а сколько же времени проводят за компьютером мои одноклассники в рабочие дни и в выходной. Было опрошено 68 человек. Данные мы поместили в таблице 2.

Количество времени, проведенного у компьютера в рабочие дни

4,5 часов

Количество времени, проведенного у компьютера в выходные

6,5 часов

Приложение № 6 рис.1

2-Очень мало внимания уделяется этой проблеме со стороны родителей

3- Гиподинамия (малоподвижный образ жизни у современных детей), который приводит к тому, что мышцы становятся дряблыми, слабыми, а значит у скелета отсутствует мышечный корсет, что и приводит к деформации позвоночника.

Приложение №7 рис.1,2

4- Неравномерное распределение нагрузки на позвоночник, ношение большого количества учебников в сумках, которые носятся на одном плече.

Приложение №8 рис.1,2

5- Неправильная посадка детей за столом.

Приложение №9 рис.1,2

6- Из-за плоскостопия происходит усиление нагрузки на позвоночник, что со временем приводит к сколиозу.

Приложение №10 рис.1,2

7- Неправильное питание - недостаточное употребление пищевых продуктов, содержащих Са, Р и белок. (Са и Р входят в состав межклеточного вещества костной ткани и придают твердость костям, а белок коллаген придает эластичность. И только достаточное количество и минеральных солей и белка, придает костям прочность).

Приложение №11 рис.1,2

8- Массовое курение подростков (юношей и девушек), которое тормозит развитие скелета и является причиной его деформации. Курение влияет на кровоток и кровообращение. Более конкретно, это уменьшает скорость циркуляции.

Кроме того, одним из последствий курения на суставы является то, что оно замедляет производство новых тканей. Это происходит на высоком уровне, как на суставах, так и на костях, но иногда затрагиваются и мышцы. Когда мышцы не сильны, травмы также возможны. Эти ткани сделаны из клеток, называемых остеобластами.

Когда человек курит, его организм не способен хорошо поглощать кальций. Даже если вы принимаете пищевые добавки с большим количеством кальция, курение с подавлением абсорбции кальция. Кальций является одним из важнейших химических элементов для костей. Приложение №12 рис.1,2

3.Комплекс упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы

Для того чтобы данные заболевания не прогрессировали мы разработали небольшой комплекс упражнений, которые можно использовать на физкультминутках:

1. Встать на носочки и потянуться вверх, зацепив руки над головой и прогнув спину.

2. Поставить ноги на ширину плеч. Наклонится вправо, чтобы правая рука скользила по ноге, а левая рука была на плече. То же проделать с левой рукой.

3. Ноги на ширине плеч, поочередно поднимаем одну руку вверх, а вторую отводим назад.

4.Ноги на ширине плеч, правая рука за спиной, левая поднята. Наклон вправо. И наоборот.

5.Поставить руки на поясе, прогнуть спину назад, отставляя поочередно то левую, то правую ногу назад. Приложение №13 рис.1,2

6. Ноги на ширине плеч, зацепить руки над головой в замок. Наклонится вправо, затем влево.

7.Зацепить руки в замок. Приложение №14 рис.1,2

Заключение

Цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены. Итогом нашей работы является разработка рекомендаций по профилактике нарушений опорно-двигательной системы у школьников.

Рекомендации

Учащимся:

Вести более активный образ жизни;

Носить ранцы для равномерного распределения нагрузки на позвоночник;

Следить за своей осанкой;

Носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке;

Заниматься лечебной физкультурой для профилактики;

Не сильно поддаваться веяниям моды (сумки на одно плечо, обувь на плоской подошве или на очень высоком каблуке);

Не курить, т.к. курение тормозит развитие скелета, таким образом может быть причиной его деформации;

Начинать день с небольшой разминочной гимнастики прямо в кровати, чтобы "проснулись" мышцы. Тем самым формируется мышечный корсет.

Родителям

Следить за здоровьем своих детей с самого раннего детства;

Обеспечить ребенку рабочее место, соответствующее его возрасту и росту;

Покупать такую обувь, чтобы у детей не развивалось плоскостопие;

Обеспечить правильное питание с содержанием в пище Са, Р и белка;

Педиатру школы

Разработать лекционный курс для учащихся и родителей по профилактике нарушения опорно-двигательной системе;

Выйти с предложением к администрации школы к администрации школы об увеличении числа медосмотров в учебном году;

Учителям физкультуры

Разработать индивидуальную программу для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы;

Разработать индивидуальную программу для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы;

Администрации школы

Разрешить проведение ЛФК в школе на уроках физкультуры или как факультативное занятие;

Взять под контроль выполнение данных рекомендаций учителям физкультур и педиатру.

Список литературы:

1. Батуев А.С. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.М.:Дрофа,2012

2.Гиляров М.С.Биология. Большой энциклопедический словарь. М.:Дрофа,2008

3.Обручникова А.А. Сборник тезисов IV Всероссийской конференции учащихся "Национальное достояние России".М.: Издательство научной литературы.

4.Петровский Б.В. Большая медицинская энциклопедия. М.: Большая Советская энциклопедия,2

Приложение №1

рис.1

рис.2

Приложение №2

рис.1

рис.2

рис.3

Приложение 3

рис.1

рис.2

Приложение №4

рис.1

рис.2

Приложение №5

рис.1

рис.2

Приложение №6

рис.1

Приложение №7

рис.1

рис.2

Приложение №8

рис.1

рис.2

Приложение №9

рис.1

рис.2

Приложение №10

рис.1

рис.2

Приложение №11

рис.1

рис.2

Приложение №12

Приложение №13

рис.1

Приложение №14

рис.1 рис.2

27

Просмотров работы: 216