СОЗДАНИЕ ПСИХОГРАММЫ ПРОФЕССИИ «КОСМОНАВТ»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЗДАНИЕ ПСИХОГРАММЫ ПРОФЕССИИ «КОСМОНАВТ»

Помазков И.В. 1
1МБОУ "СОШ № 2 имени М.Ф. Колонтаева" г. Калуги
Костина Г.М. 1
1МБОУ "СОШ № 2 имени М.Ф. Колонтаева" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Задумываясь о своей будущей профессии, уже в школе необходимо знать содержание будущей профессии, уметь оценить свою профессиональную пригодность к ней, а особенно те качества личности, которые необходимо формировать с детства, чтобы осуществить свою профессиональную мечту.

Многие, если не сказать большинство, мальчишек и девчонок с детства мечтают быть космонавтами. Они, конечно, задумываются: «Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать космонавтом?», «Кого берут в отряд космонавтов?» и др. Меня заинтересовали эти вопросы, и я задумался. Конечно, рассуждая логично, можно предположить, что это должен быть человек: смелый, находчивый, эмоционально уравновешенный, с высоким уровнем умственных способностей.

Область знаний, которая изучает профессии, называется профессиографией. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение ориентироваться в общем характере и требованиях любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.

Для того чтобы выбрать профессию, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений об избираемой профессии. Одним из важнейших источников информации о профессиях является профессиограмма.

Профессиограмма — документ, в котором описаны особенности профессии или специальности. Цель профессиограммы — создать целостное представление об особенностях данного вида труда.

Ядром профессиограммы является психограмма профессии.

Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.).

Актуальность представленной работы заключается в решении проблемной ситуации, связанной с тем, что в информационных источника и атласах профессий содержаться достаточное количество психограмм для различных профессий (инженер, врач, пилот воздушного судна и т.д.), а вот психограммы для профессии «Космонавт» нет. Получается, что посмотреть и познакомится с качествами личности данной профессии затруднительно, если только комбинированно думать, собирая образ из разных типов профессий, схожих к профессии «Космонавт»: летчик, ученый, врач и др.

Эти выводы я сделал, когда изучал разные направления деятельности космонавтов. В результате изучения специальной литературы [1], [5], [6] я выяснил, что в настоящее время существуют три основные специальности космонавтов:

- Космонавт-испытатель. Это пилот космического корабля. Его задача пилотирование летательного аппарата, взлет, посадка, координация работы всех систем и действий экипажа. Космонавты-испытатели набираются среди военных летчиков.

- Космонавт-инженер. Он обслуживает технические системы корабля, координирует пред- и послеполетную подготовку летательного аппарата, участвует в разработке и испытании новых технических систем. Во время полета выполняет все необходимые ремонтные работы. Конечно на данную должность берут человека, имеющего инженерную специализацию.

- Космонавт-исследователь. Он отвечает за состояние здоровья членов экипажа, проводит эксперименты, исследует поведение живых организмов в условиях невесомости. Космонавты-исследователи обязательно включаются в состав длительных экспедиций и имеют специальности, связанные с экспериментально- исследовательской деятельность.

Анализируя полученные данные, была определена тема, цель и задачи исследовательской работы.

Тема работы: «Создание психограммы профессии «Космонавт».

Цель работы: исследовать и описать требования, которые предъявляет профессия «Космонавт» к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию и т.д.).

Задачи работы:

1. Изучить информацию из различных информационных источников требования, предъявляемые к профессии «Космонавт».

2. Сделать анализ полученных результатов, разделив информацию по разделам в соответствии со структурой профессиограммы.

3. Выделить качества личности, которыми должен обладать человек, который собирается быть космонавтом или который работает космонавтом.

4. Создать психограмму важнейших качеств личности человека для профессии «Космонавт».

5. Собрать банк опытно-экспериментальных методик, позволяющих выявить психологические качества человека, необходимые для профессии «Космонавт».

6. Провести исследования в соответствии с представленными методиками.

7. Сделать выводы о составляющих психограммы профессии «Космонавт».

Гипотеза исследования: комплекс психологических качеств личности позволит прогностически определять пригодность человека к полету в космос.

Объект исследования: психологические требования к профессиям в рамках профессиограмм.

Предмет исследования: психологическая составляющая профессиограмм, необходимая для профессии «Космонавт».

Продукты исследовательской деятельности, полученные лично автором:

В результате выполнения исследовательской работы:

- изучены понятия, связанные с темой исследовательской работы: «профессиограмма», «психограмма», «качества личности», «профессиональные качества», «психологические процессы»;

- проведена взаимосвязь психологических качеств личности, которые необходимы профессии «Космонавт» и качеств личности других профессий, связанных с работой в космосе;

- систематизированы психологические качества личности, которыми должен обладать человек, имеющий профессию «Космонавт»;

- подобраны опытно-экспериментальные методики, позволяющие изучать качества личности человека с целью выявления способностей к выполнению работы в космосе;

- проведены исследования и сделаны выводы по результатам опытно-экспериментальной работы;

- представлен набор психологических качеств личности, которые являются составными единицами психограммы для космонавтов.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. М.Ф. Колонтаева» г. Калуги. В исследовании принимали участие учащиеся 3-го класса, в количестве 30 человек.

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами данного исследования, характеристикой выборки были выбраны следующие методики:

- наблюдение;

- анализ информации, смысловая работа с текстом;

- экспериментальный метод;

- качественно-количественные методы обработки данных.

Этапы работы:

Первый этап:

- Изучение информации из разных видов информационных источников требований, предъявляемых к профессии «Космонавт».

- Анализ полученных результатов, деление информации по разделам в соответствии со структурой профессиограммы.

Второй этап:

- Выделение качеств личности, которыми должен обладать человек, который собирается быть космонавтом или который работает космонавтом.

- Создание психограммы важнейших качеств личности человека для профессии «Космонавт».

- Сбор банка опытно-экспериментальных методик, позволяющих выявить психологические качества человека, необходимые для профессии «Космонавт».

- Проведение исследования в соответствии с представленными методиками.

Третий этап: Создание психограммы важнейших качеств профессии «Космонавт», представление выводов и результатов.

1. Краткий анализ выводов по результатам изучения

научно-популярной литературы по теме работы

Профессия «Космонавт» еще в начале прошлого века казалась фантастической и нереальной, но современные темпы научно-технического развития заставляют человечество уверенно осваивать просторы безграничной Вселенной. В настоящее время многие профессии уже перестают быть актуальными, но профессия «Космонавт» все еще остается редкой и исключительной. Как известно, 12 апреля 1961 года впервые в мире с Байконура вылетел космический корабль "Восток" с первым космонавтом на борту - Юрием Алексеевичем Гагариным. Данное великое событие дало начало новой профессии, ранее совершенно незнакомой, это профессия «Космонавт». Быть космонавтом мечтают многие дети, начиная с детского сада, эта профессия и сейчас остается самой привлекательной и загадочной. Для первых пилотов космических кораблей задача была одна - собственно совершить полет. Со временем задачи менялись и сейчас на космических просторах проводятся уникальные научные исследования, и уже люди готовятся полететь в космос, как космические туристы. На борту космического корабля трудятся испытатели, исследователи, врачи, инженеры и другие. Новые задачи на просторах космоса вынуждают создавать требования к специальностям, которые необходимы в космосе и к людям, которые хотят иметь космические профессии.

Изучая научно-популярную литературу [2], [5], [6], я увидел, что существует область знаний, которая изучает профессии, и она называется профессиографией. Согласно этой области наук принято классифицировать профессиограммы на:

- частные: физиологические (т.е. то, что связано со здоровьем, физическими параметрами), санитарно-гигиенические, психологические, социологические, экономико-организационные;

- специальные (целевые): для профессиональной ориентации и профконсультации, для профессионально-психологического отбора; для профессиональной подготовки, для оптимизации условий и режима деятельности; для проектирования и рационализации рабочего места.

- комплексные — это всестороннее описание профессии и специальности, с использованием результатов профессиографирования методами различных наук

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК.

В данной работе я хотел бы остановиться на Специальных (целевых) профессиограммах, которые связаны с профессионально-психологическим отбором, рассмотреть психологические процессы для профессии «Космонавт», т.е. выявить основные качества личности для психограммы.

Приведу рассуждения по итогам изученной литературы [1], [2], [4], [5] по теме работы, связанные с важнейшими показателям психологических процессов, которые можно выявить у человека, желающего профессионально работать в космосе.

1. Важное значение для нормального полета имеет техническое состояние летательного аппарата и, хотя при современном развитии техники человек в основном должен уметь хорошо разбираться в электронных устройствах, по которым он отслеживает состояние полета, но не менее важно космонавту самому чувствовать полет, который складывается из восприятия звука двигателей (опытные летчики определяют на слух малейшие изменения в режиме в работе самолета).

А вот при полете на космическом корабле нельзя услышать звук двигателей, тем более так явно как при полете на самолете, но опытные космонавты-инженеры должны быстро определять неполадки на борту корабля.

И здесь важными качествами для человека-космонавта являются характеристики его ощущений и осязаний, т.к. точность ощущений связано, высокая чувствительность позволит адекватно воспринимать ситуацию (тактильные восприятие, зрительное, слуховое) и принимать правильные (познавательные) решения для конкретной ситуации.

Таким образом, в психограмму космонавта входят характеристики ощущений, осязаний, восприятия, которые должны иметь высокий порог чувствительности (см. опыт 1).

2. Еще одной важной психологической характеристикой для психограммы космонавта это ориентировка в пространстве и времени. Важные характеристики ощущения, восприятия добавляются ориентацией во времени.

В земных условиях, например, пассажир автомобиля «видит», с какой скоростью идет машина: мимо окон могу проноситься деревья, столбы, дома. Мы ощущаем скорость и можем сориентироваться по времени, за сколько доедим до следующей остановки.

А вот в кабине космического корабля нет ни одного предмета на близком расстоянии, человек находиться как бы в пустоте. Правильная ориентировка во времени является важным условие существования и успешной деятельности (см. опыт 2).

3. Важное значение для стабильной работоспособности человека имеет наличие устойчивого положения, так называемой точки опоры. Когда человек чувствует себя твердо стоящим на земле, тем самым уходит чувство страха, тревоги, как например на высоте, когда нет твердой точки опоры (стоя на одной ноге, стоя на краю обрыва и т.д.). При этом наш организм работает на действия, связанные с его сохранением.

А вот космонавт, находясь в невесомости, должен выполнять определенные действия (эксперимент, исследование, ремонт и др.), таким образом сохраняя работоспособность, не имея земли под ногами. А значит, важнейшей характеристикой для психограммы космонавта является скорость мышления в нестандартной ситуации (см. опыт 3).

4. Продолжая тему нахождения человека на борту космического корабля можно еще остановиться на одной психологической характеристике для космонавтов. Находясь на земле, мы легко можем менять позы и положения тела, мы можем двигаться. Во время космического полета человек не только находится в невесомости, он находится в закрытом пространстве, где ограничен доступ внешних впечатлений и высокий уровень концентрации внимания на одном объекте. Велика вероятность возникновения иллюзий или появление сонливости (см. опыт 4).

Возвращаясь к составляющей психограммы для космонавта, необходимо обратить внимание на такие психологические качества как устойчивость внимания, переключение внимания сила воли для поддержания уровня бодрствования состояния мозга (см. опыт 5).

2. Описание опытно-экспериментальной части работы и выводы по результатам

Опыт № 1. Цель: показать роль ощущений и восприятия в познавательной деятельности человека.

Материал: набор набольших предметов (например, ручка, стирка, пластилин, перо или вата, ключ).

Ход опыта: экспериментатор предлагает испытуемому отвернуться (закрыть глаза) и кладет ему на руку какой-нибудь небольшой предмет, например, ключ, сначала на тыльную сторону руки, потом на подушечки пальцев. Каждый раз спрашивая испытуемого: «Что ты можешь сказать о предмете?». Ответы испытуемого каждый раз записывают (после каждого предмета), потом обсуждают.

Вывод, который можно сделать, что каждый раз возникают разные ощущения, которые не позволяют опознать предмет, а отражают только некоторые его свойства («что-то легкое», «мягкое», «холодное» и т.д.).

Во второй части эксперимента предлагают ощупывать предметы и отвечать на тот же вопрос. В подавляющем большинстве случаев испытуемый угадывает предмет.

Вывод: предмет, как комплексный раздражитель воспринимается с помощью осязания, когда функционирует не один кожный анализатор, а подключается и познавательное действие.

Опыт № 2. Цель: показать зависимость восприятия времени от личностных факторов.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Ход опыта. Начало времени будет указано ударом карандаша по столу. Не пользуясь часами и не считая, испытуемые фиксируют поднятием руки окончание временного интервала, равного одной минуте. Опыт закончить, когда поднимет руку последний испытуемый.

Результаты опыта заносятся в таблицу и обсуждаются:

Фамилии испытуемых

Фактическое время (в с.)

   

Вывод: в оценку времени каждый испытуемый вносит свои субъективные особенности, от этого зависит правильность оценки временного интервала (личный опыт испытуемого).

Опыт № 3. Цель: выявить скорость преодоления шаблонности при решении мыслительных задач.

Задача: Как зачеркнуть не отрывая карандаша от бумаги, четыре точки квадрата тремя прямыми линиями и вернуться в исходную точку?

Анализ исходной задачи заключается в преодолении шаблонности решения и представления о том, что нельзя выйти за пределы пространства, ограниченного только точками, и решить задачу используя свою точку зрения (решение в Приложении 1 на рис. 1).

Опыт № 4. Цель: показать объективные и субъективные причины возникновения иллюзий.

Материал: Различные рисунки с возникновением зрительных иллюзий.

Иллюзии Мюллера-Лиера. Сравнить отрезки а и в, затем а1 и в1 (Приложение 1, рис. 2).

Вывод: в зависимости от соотношения частей и целого могут возникать различные иллюзии. Еще виды иллюзий представлены в Приложении 1 на рис. 3.

Опыт № 5. Цель: определить причины колебания внимания.

Материал: рисунок усеченной пирамиды.

Ход опыта. Испытуемому предлагают внимательно в течении времени смотреть на рисунок 4 из Приложения 1. При этом испытуемый должен отмечать стуком карандаша те моменты, когда основание пирамиды начинает «приближаться» и «удаляться», что выражает колебание внимания. Количество ударов фиксируют в течение одной минуты.

Затем испытуемому с помощью волевого усилия предлагают удерживать то или иное положение сечения, задерживать его движение и снова стучать карандашом по мере смены положения. Необходимо замерять временные промежутки по секундомеру.

Вывод: по мере нарастания утомления, интервалы колебания внимания увеличиваются, а для преодоления колебания внимания необходимы волевое усилие и саморегуляция.

По результатам проведенной работы я определили, что космонавтами могли бы стать три моих одноклассника (см. Приложение 2).

3. Представление важнейших составляющих (психологических качеств личности) психограммы к профессии «Космонавт»

Из информационных источников [3], [6] мне стало известно, что включается в структуру профессиограммы.

Обращаясь к основным характеристикам психограммы космонавта делаю вывод, чтобы быть космонавтом необходимо обладать такими психологическими качествами как:

- высокий порог ощущений, восприятия, развитую чувствительность;

- высокий уровень концентрации внимания и помехоустойчивость, работоспособность;

- высокий уровень переключаемости и сосредоточенности внимания;

- эмоциональная устойчивость, богатство воображения и творчество;

- высокий уровень интеллектуального (познавательного) развития;

- навыки снятия напряжения и переутомления.

Учитывая мой возраст и обучение на уровне начального общего образования я буду продолжать проводить изучение и исследования в данном направлении, создавать целостную картину профессиограммы для профессии «Космонавт».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате подготовки работы, тема которой мне очень интересна и которая, логично, требует продолжения в виде разработки других разделов профессиограммы, заставила меня задуматься о ее продолжении в дальнейшем.

На данном этапе раздела психограммы:

- проведен анализ изученной информации по теме работы;

- проведен подбор опытно-экспериментальные методики, позволяющих изучать качества личности человека с целью выявления способностей к выполнению работы в космосе;

- проведены исследования и сделаны выводы по результатам опытно-экспериментальной работы о пригодности конкретного человека к полету в космос (или ему необходимо еще дополнительного готовиться);

- представлен набор психологических качеств личности, которые являются составными единицами психограммы для космонавтов.

Результаты работы, представленные рассуждения, факты из истории космоса, опытные результаты подтверждают поставленную ранее гипотезу о необходимости учета психограммы для полета в космос.

Способности человеческого разума до конца не изучены, и они бесконечны. Сделав первые шаги в космос — создав космические корабли, спутники земли с современным электронным оборудованием,— человек, обязательно, успешно сделает и второй шаг, проникая в секреты космических высот. Конечно, на своем пути он встретит множество неожиданностей, нерешенных проблем, но учитывая уникальность человеческой мысли, его обязательно ждет успех!

Литература

1. Андреев В. Работы в открытом космосе/ Авиация и космонавтика, 1968., №1

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2004, -319 с.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996.

4. Сборник задач по общей психологии. Учеб пособие. Под ред. Проф. В.С. Мерлина. – М., «Просвещение», 1974.

5. Электронный ресурс: https://fb.ru/article/251786/professiya-kosmonavt-opisanie-dlya-detey-informatsiya-o-professii-kosmonavta-kakie-sueveriya-svyazanyi-s-professiey-kosmonavta.

6. Электронный ресурс: Пропроф.ру

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рисунки к опытам.

Рис. 1. Опыт № 3.

Рис. 2. Опыт № 4

Рис. 3. Виды иллюзий.

Рис. 4. Опыт № 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Проведение экспериментов с одноклассниками.

Опыт № 1.

В первой части эксперимента ни один учащийся из 30 не смог ответить на вопрос, что у него в руке. Учащиеся лишь описывали его свойства (теплое, холодное, гладкое, тяжелое, легкое, крупное, мелкое…)

Во второй части эксперимента после ощупывания предмета 28 учащихся из 30 правильно ответили на вопрос, что у него в руке.

Опыт № 2.

Примерно определить правильное время смогли 9 человек из 30.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Продолжение.

Опыт № 3, 4

Только 3 учащихся из 30 смогли правильно выполнить задание и ответить на вопросы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Продолжение.

Опыт № 5.

У каждого учащегося различные интервалы колебания внимания. Самыми внимательными оказались 3 учащихся.

Просмотров работы: 753