1. Введение
Актуальность:
Выбранная мной тема очень актуальна, так как в 21 веке очень много детей и взрослых с нарушенным опорно-двигательного аппарата. Я бы хотела убедиться сама и доказать всем, что нарушение осанки в результате ношения тяжестей находится в группе риска по развитию ортопедических патологий позвоночника, заболеваний органов дыхания и пищеварения.Я считаю, что развития многих заболеваний можно избежать, прислушавшись к советам, данным в этой работе, к советам врачей и родителей.
Цель:
Выявить причины, вызывающие нарушение осанки учащихся МОБУ СОШ с. Чесноковка, изучив влияние нагрузок на формирование правильной осанки детейи способствовать профилактике болезней опорно-двигательного аппарата школьников.
Задачи:
1. Изучить литературные источники
2. Выявить причины неправильной осанки
3. Изучить заболевания позвоночника и узнать почему искривляется спина
4. Провести анкетирование учащихся 1,4,9 классов
5. Выявить нормативы для ежедневного ношения портфелей для учащихся начальной, средней и старшей школы.
6. Провести взвешивание портфелей школьников и выяснить вес портфеля в норме.
7. Составить рекомендации и советы по выбору портфеля для родителей и самих учащихся.
8. Составить перечень рекомендаций по профилактике нарушения осанки.
Предмет исследования:
Обучающиеся МОБУ СОШ с. Чесноковка
Гипотеза:
Неправильное ношение портфеля, его тяжёлый вес, неправильная посадка за партой - причины искривления позвоночника.
Методы исследования:
1. Поиск информации
2. Анкетирование
3. Статистический
2. Причины нарушения осанки школьников и методы коррекции по исправлению осанки во время учебного процесса в МОБУ СОШ с. Чесноковка и в домашних условиях
2.1 Теоретическая часть
2.1.1 Осанка и ее значение
Большое значение в жизнедеятельности человека имеет хорошая осанка. Скелет - каркас и опора всех мягких тканей и органов нашего тела. При плохой осанке он деформируется, нагрузка на суставы, связки и мышцы распределяется неправильно, отчего страдает вся опорно-двигательная система. Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки. [7]
В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, вне зависимости от веса, особенностей фигуры. Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. [2]
Формирование осанки начинается с самого раннего возраста и продолжается до завершения роста костей. Неправильная осанка способствует развитию ранних «неправильных» изменений в позвоночнике. Осанка определяется позицией позвоночника, имеющего четыре физиологических изгиба. Правильная осанка называется нормальной и имеет четкие критерии.[6]
Нормальная осанка характеризуется: прямым положением головы и позвоночника; симметричными надплечьями, лопатками; практически горизонтальной линией ключиц; одинаковыми треугольниками талии; ровными линиями крыльев таза; вертикальным направлением линии остистых отростков позвоночника; одинаковой длиной нижних конечностей и правильным положением стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев).[1]
Осанка достаточно сильно зависит и от психического состояния человека. Очень большое влияние на осанку оказывает развитость мышц шеи, спины, живота, нижних конечностей, а также сила этих мышц, которая определяет, насколько долго они могут находиться в статическом напряжении.
Как правило, нарушение осанки развивается у детей школьного возраста, хотя может встречаться и у 4-5 летних детей. Среди школьников выделяются возрастные периоды, когда наиболее велика вероятность возникновения различных патологических состояний организма, в том числе со стороны опорно-двигательного аппарата.[3]
Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении.
Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. Больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя.
2.1.2 Виды нарушений осанки и заболевания
Сутулость.
Симптомы: приведение плечевых суставов, крыловидные лопатки, согнутая голова.
Круглая спина
Симптомы: наклон таза меньший, голова согнута, плечи приведены, крыловидные лопатки, руки свисают, живот выпучен.У детей с круглой спиной укорочены и напряжены верхние фиксаторы лопаток, большая и малая грудные мышцы. [6]
Кругловогнутая спина
Симптомы: ноги могут быть, как полусогнутыми, так и переразогнутыми в коленных суставах, лопатки крыловидные, голова выдвинута вперед, плечи приведены, живот выпучен. У детей с таким нарушением осанки укорочены верхние фиксаторы лопаток, разгибатели шеи, большая и малая грудные мышцы, разгибатель туловища в поясничном отделе и подвздошно-поясничная мышца. [4]
Плоская спина
Симптомы: грудная полость смещается вперед, живот выпирает. Это нарушение осанки наиболее резко снижает рессорную функцию позвоночника, что отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы при беге, прыжках и других резких перемещениях, вызывая ее сотрясение и микротравматизацию.
Плосковогнутая спина
Симптомы: таз смещается сзади, ноги либо полусогнутые, либо отмечается переразгибание в коленях, лопатки крыловидные.У детей с таким нарушением осанки напряжены и укорочены разгибатели туловища в поясничном и грудном отделах, подвздошно-поясничные мышцы. Наиболее значительно ослаблены мышцы брюшного пресса. [2]
Болезни:
Кифоз – это изгиб позвоночника кзади, в норме встречается в грудном отделе, если превышает существующие нормальные величины, то считается патологическим;
Лордоз – прогибание позвоночного столба вперед, существует физиологический шейный и поясничный лордоз, если сильно выражен – то это патология;
- сколиоз – это искривление позвоночника в сторону, в зависимости от того, куда открыта дуга сколиоза, различают левосторонний и правосторонний, в некоторых случаях встречается S-образный сколиоз.[3]
2.1.3 Медицинская статистика:
1. Нарушение осанки является весьма распространенной патологией. Им страдают по данным разных авторов от 60 до 70% детей. 2.80% детей, у которых устаёт и болит спина, страдают от избыточной активности.
3.У 88% детей из-за неправильной осанки снижены спортивные способности.
4.92% детей из-за неправильной осанки при сидении через 30 минут перестают
воспринимать информацию.
2.1.4 Виды школьного портфеля.
В СанПине («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях») сказано, что вес ранца без учебников не должен быть более 700г, а вес портфеля с учебниками не должен превышать 10% от веса школьника. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2 классов – более 1,5 кг.; для учащихся 3-4 классов – более 2 кг., для учащихся 5-6 классов – более 2,5 кг., для учащихся 7-8 классов – более 3,5 кг., для учащихся 9 – 11 классов – не более 5 кг.[5]
Отправляясь в школу, ученик должен проверять, нет ли у того в ранце каких-либо лишних предметов. В школу ребенок ходит за знаниями, и ничто не должно отвлекать его от учебного процесса. Исходя из многолетних исследований, ученые пришли к выводу, что переполненный пеналами, тетрадями и учебниками рюкзак резко увеличит нагрузку на позвоночник, плечевой и коленный сустав. [3] Как следствие это приведет к периодическим болям в спине, которые могут стать хроническими.
2.1.5 Кинезиотерапия – новое направление ЛФК
В 21 веке набирает популярность новое направление лечебной физической культуры – кинезиотерапия. Кинезиотерапия представляет собой упражнения, вызывающие физиологические реакции организма на мышечную боль. Но при этом – упражнения не опасные и не чреватые травмами, поскольку силовое наращивание мышц и укрепление связок происходит практически без двигательной активности.
Особенно полезна кинезеотерапия для детей и подростков. Так как проблемы с осанкой начинаются уже в дошкольном возрасте, необходимо вовремя выявитть причину и препятствовать дальнейшему ухудшению. Положительное влияние кинезитерапии на здоровье детей — школьники меньше болеют простудными заболеваниями, реже жалуются на различные боли в опорно-двигательном аппарате. [7]
2.2 Собственные исследования
2. 2.1 Наблюдение за осанкой школьников на уроке и перемене
В ходе своего исследования я провела ряд экспериментов, демонстрирующих то, что большинство учеников имеют нарушения осанки. Для начала я решила просто посмотреть, как дети сидят за своими школьными партами на уроках. На переменах в норме позвоночник должен был быть прямым.
Вывод: даже на первый взгляд можно сделать вывод, что у большинства детей есть видимые признаки нарушения осанки. Дети не поддерживают осанку и даже в коридоре имеют сутулость.
2.2.2 Анализ результатов анкетирования учащихся
11.09.2019 года автор провела в школе социальный опрос, чтобы выяснить: «хорошая ли осанка у учеников нашей школы?». (Приложение 4) Было опрошено 150 человек из 1-ых, 4-ых и 9-ых классов. Анкетирование показало, что у 48% обучающихся есть заболевания, связанные со спиной, позвоночником, у 52% заболеваний нет. 21% учеников знают что такое сколиоз, 49% слышали, но не знают что это и 30% не знают. 34% учеников выполняют упражнения для формирования правильной осанки, 35% выполняют редко , а 52% упражнения не выполняют. 18% часто носят сумку почтальона, 35% носят иногда, а 47% никогда не носят.
61% учеников начальной школы знают как сидеть за партой, 39% не знают. Гимнастику делают 42% обучающихся, 58% ее не делают. У 84% учащихся есть ортопедическая спинка в портфеле, всего у 16% ее нет. Это очень хороший показатель. Еще мы спросили у учеников начальной школы «носят ли они в портфеле какие-нибудь лишние предметы?» В ходе опроса выяснено, что учащиеся часто носят предметы для урока технологии (пластилин, краски, альбом для рисования и ножницы), а так же фломастеры и игрушки.
Так же у 52% учеников школы с. Чесноковка болит спина после ношения школьного портфеля. У 31% спина не болит. Это значит, что у детей, у которых болит спина слишком тяжелый портфель для их веса.
Таблица 1
Заболевания, связанные со спиной, позвоночником
Количество опрошенных учащихся в % |
Есть заболевания, связанные со спиной, позвоночником % |
Нет заболеваний % |
100 % (150 человек) |
48 % |
52 % |
Таблица 2
Знают, что такое сколиоз
Количество опрошенных учащихся в % |
Знают что такое сколиоз % |
Слышали, но не знают что это % |
Не знают % |
100 % (150 человек) |
21 % |
49 % |
30 % |
Таблица 3
Выполняют упражнения для формирования правильной осанки
Количество опрошенных учащихся в % |
Выполняют регулярно % |
Редко % |
Не выполняют % |
100 % (150 человек) |
18 % |
35 % |
52 % |
Таблица 4
Носят сумку почтальона
Количество опрошенных учащихся в % |
Да, часто % |
Иногда % |
Не носят % |
100 % (150 человек) |
18 % |
35% |
47% |
Таблица 5
Болит спина после ношения школьного портфеля
Количество опрошенных учащихся в % |
Часто болит% |
Иногда % |
Не болит % |
100 % (150 человек) |
52 % |
17% |
31% |
Ещё хотелось бы добавить, что у учеников начальной школы чаще болит спина, чем у учеников средней и старшей школы. Так же я взвесила портфели у ребят разных возрастов и проанализировав результаты исследования, я пришла к выводу, что наибольшей нагрузке на опорно-двигательный аппарат подвергаются учащиеся начальной школы.
Таблица 6
Знают, как правильно сидеть за партой
Количество опрошенных учащихся в % |
Знают % |
Не знают % |
100 % (150 человек) |
61% |
39 % |
Таблица 7
Делают гимнастику
Количество опрошенных учащихся в % |
Делают % |
Не делают % |
100 % (150 человек) |
42% |
58 % |
Таблица 8
Есть ортопедическая спинка
Количество опрошенных учащихся в % |
Есть ортопедическая спинка % |
Нет ортопедической спинки % |
100 % (150 человек) |
84 % |
16 % |
2.2.3 Изучение портфелей школьников МОБУ СОШ с. Чесноковка
Я измерила вес и виды портфелей у одноклассников и выясняла, что у многих учеников вес и вид портфеля не соответствует медицинским требованиям. А это вызывает не только искривление осанки и позвоночника, болезни суставов, плоскостопие, но и раннюю остановку роста у школьников.
Проведя параллели учеников 1-го класса с учениками 4-х и 9-х классов, хотелось бы обратить внимание на следующие результаты:
Среди всех младших школьников преобладающим типом портфеля является ранец. Его носят 90% учащихся. Я считаю, что это правильный выбор типа школьного портфеля, так как ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки и снижает риск испортить осанку ребёнка. Однако, у большинства младших школьников -64% - масса полного портфеля не соответствует норме. К сожалению, только 24% учеников школы с. Чесноковка носят портфели массой не более 10% от своего веса. Однако стоит отметить, что самое большое давление школьного портфеля испытывают ученики, имеющие сумки с узкими лямками. А лямки сдавливают нервные окончания на плечах и руках и вызывают их онемение.
Преобладающим типом портфеля у учащихся 9-х классов является рюкзак 79%, у всех остальных – ранец и сумка 21%. В 9-ом классе масса пустого портфеля превышает норму у 41% школьников.
2.2.4 Изучение данных по заболеваемости позвоночника в условиях врачебной амбулатории с. Чесноковка
Для изучения болезней опорно-двигательной системы у детей и подростков в возрасте 6-18 лет автор 23.09. 19 г. посетил сельскую врачебную амбулаторию в с. Чесноковка, чтобы узнать: у скольких детей начальной и средней школы имеются заболевания и искривления позвоночника? Педиатр нашей амбулатории Ибауллина Л. И. дала ответ на интересующий меня вопрос.(Приложение 5)
В 1-ых классах показатели уже не в норме. Из 100 учащихся у 38 уже есть заболевания. У 1 человека-плоская спина, у 2-круглая, у 5-кругловогнутая, у 14-сколиоз и у 16 человек-сутулость.
В 4-ых классах ситуация только ухудшилась. Из 85 учащихся у 43 имеются заболевания позвоночника. Это же половина! У 3-плоская спина, у 5-круглая, у 5-кругловогнутая, у 12- есть сколиоз и у 18 учащихся сутулость. К концу 4-го класса учащиеся
В 9-ых классах ученики носят меньше учебников и школьных принадлежностей и нагрузка а спину уменьшается. Тем самым искривление позвоночника приостанавливается. Из 56 учащихся всего у 19 есть заболевания. У 1-плоская спина, у 2-круглая, у 4-кругловогнутая, у 5 учащихся-сколиоз и у 7-сутулость.
Можно сделать вывод, что нагрузка на спину уменьшается и искривление позвоночника приостанавливается.
Из беседы с врачом и просмотра статистических данных стало ясно, что наиболее частыми заболеваниями стала сутулость и боковое искривление позвоночника(сколиоз).
Так же стало известно, что обучающиеся в среднем и старшем звене больше обращаются к врачу с жалобами на боли в спине. Так же ответили и учащиеся в социальном опросе.
3. Заключение
Изучив литературные источники, статистические данные медицинских документов из врачебной амбулатории села Чесноковка, проведя ряд исследований с учащимися МОБУ СОШ с. Чесноковка автор сделал следующие выводы и рекомендации:
1. Причинами неправильной осанки школьников МОБУ СОШ с. Чесноковка являются: тяжелые портфели, неправильная посадка за партой и слабая опорно-двигательная система.
2. Самые тяжелые портфели со школьными принадлежностями носят ученики 1-х класса (18%), что указывает на возможность нарушения осанки с самых первых дней учебы в школе. А ученики 9-х классов предпочитают тканевые рюкзаки без ортопедической спинки и лямок. Такие рюкзаки сильно искривляют осанку и позвоночник, особенно если носить их на одном плече. Так же многие ученики носят учебники не по расписанию. А это учебник, общая и рабочая тетрадь, дополнительные принадлежности. Это 700-800 лишних грамм по одному предмету.
3. Переполненный пеналами, тетрадями и учебниками рюкзак резко увеличит нагрузку на позвоночник, плечевой и коленный сустав. Как следствие это приведет к периодическим болям в спине, которые могут стать хроническими.
4. Для сохранения правильной осанки необходимо соблюдать нормативы ношения портфелей для учащихся начальной школы -1-2 классов – более 1,5 кг, 3-4 классов – более 2 кг, среднего звена - 5-6 классов – более 2,5 кг, 7-8 классов – более 3,5 кг и старшей школы - 9 – 11 классов – не более 5 кг .
5. При покупке школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента: на конструкцию, материал и вместительность. Вес пустого ранца для первоклассника не должен превышать 600 граммов, а нагруженного тетрадками и книжками - трех килограммов. Чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи, выбирайте ранец с как можно более широкими лямками и специальной ортопедической подкладкой на спинке.
6. В учебном процессе необходимо соблюдать правильную посадку обучающихся за партами и учебными столами.Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног. Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см. Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см. Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
7. Изучив статистические данные врачебной амбулатории стало ясно, что наиболее частыми заболеваниями стала сутулость и боковое искривление позвоночника (сколиоз).
8. Автор выявил, что большая половина исследуемых учеников предрасположена к появлению таких заболеваний как: нарушение осанки, плоскостопие, боли в суставах.
9. Необходимо проводить родительские собрание и классные часы, для того чтобы каждый родитель знал о нормах выбираемого рюкзака для их детей. (Приложение 2)
10. Администрация школы должна уделить внимание оборудованию индивидуальных шкафчиков для хранения личных вещей, спортивной и сменной обуви, для того чтобы уменьшить вес школьного рюкзака и проведению физкультминуток во время учебных занятий.(Приложение 6)
11. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
12. Физическая культура и гимнастика — является основным средством при лечении нарушений осанки. (Приложения 1, 3)
4. Список использованных источников литературы:
1. Биология: для поступающих в вузы / Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. и др. Ростов-на-Дону: Феникс, 5-е изд., испр. - Мн.: 2018. - 639 с. (Государственный экзамен).
2. Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности - Ростов-на-Дону, 2002. - С.129.
3. Коровкин М.А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М.А.Коровкин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 192 с.
4. Милюкова И.В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. – 160 с.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
6. Шоммер Н. "Как остановить сколиоз", 1996 г.[Пер. с англ.] / Нэнси Шоммер. - М. : Изд. дом "КРОН-пресс", 1996. - 170с.
7. Коршунов А.В. Правильная осанка - залог здоровья позвоночника. [Электронный ресурс]
5. Приложения
Приложение 1
Рекомендации по профилактике нарушения осанки.
Профилактика и сохранение правильной осанки
Подход к коррекции неправильной осанки должен быть комплексным. Невозможно добиться положительного результата, только занимаясь гимнастикой или организовав правильное питание.
- Сон на жесткой постели или ортопедическом матрасе.
- Соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.).
- Систематические и разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки.
- Детям с дефектами осанки необходимо составлять свой комплекс, иначе корригирующего эффекта не будет.
- Постоянная двигательная активность, включающая прогулки, соблюдение ежедневного двигательного минимума.
- Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник (детям лучше носить рюкзак).
- Правильный подбор рабочего места.
- Коррекция дефектов стоп, качественная обувь.
- Массаж — является дополнительным средством при лечении нарушений осанки. В детском возрасте массаж — эффективное средство профилактики нарушений осанки. Особенно в сочетании с физическими нагрузками.
- Физическая культура и гимнастика — является основным средством при лечении нарушений осанки.
- лечебная физкультура — специальные упражнения, направленные на коррекцию нарушений осанки. Они называются корригирующими, поскольку их выполнение помогает устранить дефект;
- плавание — занятия в воде широко используются для профилактики и лечения всех видов нарушений осанки. Такой метод называется гидрокинезотерапией.
- общеукрепляющая гимнастика — используется при всех видах нарушения осанки. После ее выполнения улучшаются кровообращение, дыхание, а также питание тканей организма.
Ребята! Помните!
Неправильная осанка может нанести непоправимый вред здоровью.
Особенно портит осанку неправильная поза за столом.
Сидеть нужно так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног.
Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
Сидеть нужно так, чтобы спина касалась спинки стула вплотную, расстояние между грудью и столом должно быть 1,5 – 2 см.
Расстояние от глаз до стола должно быть 30 см.
Книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь надо класть под углом в 30 градусов.
Нельзя носить в одной и той же руке тяжести.
Для исправления осанки детям нужно ежедневно заниматься, наблюдая за собой в зеркало.
Приложение 2
Правила для поддержания правильной осанки.
Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, а через каждые 30 минут обязательно встать и походить.
Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка.
Приложение 2
Рекомендация родителям при покупке школьного портфеля.
При покупке школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента: на конструкцию, материал и вместительность. Врачи убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо. или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, взвесьте ее в руках не слишком ли тяжела будет ноша. Вес пустого ранца для первоклассника не должен превышать 600 граммов, а нагруженного тетрадками и книжками - трех килограммов. Ну, а чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи, выбирайте ранец с как можно более широкими лямками и специальной ортопедической подкладкой на спинке.
Кстати, для того, чтобы все поместилось и удобно расположилось в ранце, выбирайте модель с большим количеством отделений: для письменных принадлежностей, учебников и альбомов, сменной обуви, для ключей. Тогда ребенка не придется нагружать большим количеством дополнительных сумок. Что же касается ткани, то она конечно же, должна быть плотной.
- Не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют: средняя масса пустого ранца для ученика начальной школы – 300-600г.
- У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
- Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжелые ранцы.
- Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Приложение 3
Упражнения для поддержания правильной осанки
2. Завести одну руку за спину, вторую поднять и, согнув в локте, подвести к лопаткам. Сцепить ладони в замок, вытягивая локоть поднятой руки вверх. Спустя 10 секунд поменять руки местами.
3. Ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вперед, назад, вправо и влево.
4. Планка. Принять упор лежа. Согнуть руки в локтях и положить предплечья на пол так, чтобы они лежали параллельно друг другу. Ладони сжать в кулаки. Выпрямить тело. Напрячь мышцы пресса и ягодиц. Главное держать спину ровно.
5. Положить на голову небольшой предмет (книга). Ходить с ровной спиной 5 минут.
6. Положить на голову небольшой предмет (книга). Сделать приседания, держа ровно голову и спину так, чтобы предмет не упал.
7. Так же можно приседать с опорой на стену.
8. Стоя у стены, развести руки в стороны и медленно наклонить корпус вперед, не сгибая коленей. Оставаться в такой позе 10 секунд.
9. Сесть на стул. Завести руки за голову и повернуть верхнюю часть торса влево так, чтобы плечи были перпендикулярно спинке стула. Задержаться на 30 секунд в таком положении, затем развернуться вправо.
10. Сесть на край стула, одну ногу завести под стул (чем дальше, тем лучше), вторую — вытянуть вперед. Такая поза заставит выпрямить спину и держать ее ровной, чтобы сохранить равновесие.
Так же для поддержания правильной осанки можно заниматься йогой. В йоге есть множество упражнений для поддержания осанки.
Приложение 4
Анкета для одноклассников (9б класс)
Есть ли какие-нибудь заболевания, связанные со спиной, с позвоночником?
Да
Нет
Знаете ли вы что такое сколиоз?
Да
Слышал (а), но не знаю что это
Нет
Выполняете ли вы упражнения для формирования правильной осанки?
Да
Нет
Носите ли вы сумку почтальона?
Да, часто
Иногда
Нет
Болит ли спина после ношения школьного рюкзака?
Да, часто
Иногда
Нет
Анкетирование 1 и 4 класс
Знаете ли вы как правильно сидеть за партой?
Да
Нет
Делаете ли вы гимнастику?
Да
Нет
Есть ли у вашего портфеля ортопедическая спинка?
Да
Нет
Болит ли спина после ношения школьного портфеля?
Да
Иногда
Нет
Приложение 5
Вопросы врачу
- Какое правильное положение осанки?
- Какой самый оптимальный вид портфеля для учеников школы?
- Как часто к вам обращаются дети с проблемами, касающимися позвоночника и какие самые распространенные проблемы?
- В каком возрасте чаще всего обращаются?
- Профилактика и лечение
Какое правильное положение осанки?
Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий, глубиной треугольников талии, прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области. Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза.
Какой самый оптимальный вид портфеля для учеников школы?
Самый оптимальный вид портфеля – портфель с ортопедической спинкой, широкими лямками для поддержания веса учебников.
Как часто к вам обращаются дети с проблемами, касающимися позвоночника и какие самые распространенные проблемы?
Самые распространенные проблемы это конечно же боковое искривление позвоночника(сколиоз). Так же круглая спина и сутулость.
В каком возрасте чаще всего обращаются?
Наиболее остро проблемы с осанкой проявляются у детей в период активного роста и начала школы — 6-8 лет, а также в 11-12 лет, когда кости и мышцы ребенка резко увеличиваются в длину. Проблема состоят в том, что в этот период у ребенка еще в полной мере не выработалось поддержание нормальной позы. По статистике более 65% всех нарушений приходится на младший школьный возраст 7-8 лет.
Профилактика и лечение
Нужно конечно же держать правильную осанку, следить за посадкой за столом, особенно за школьной партой, носить правильные портфели с оптимальным весом и делать упражнения для формирования правильной осанки. Но, если все-таки появились болени в первую очередь идти к врачу ортопеду или педиатру.
Приложение 6
Я подготовила комплекс упражнений для поддержания правильной осанки и укрепления мышц спины. Этот комплекс подойдет и для ребенка, и для подростка, и для взрослого человека.
Упражнения для поддержания осанки:
- Ходьба на носках, руки за головой.
- Ходьба на пятках, руки на поясе.
- Ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.
- Ходьба с книгой на голове.
Упражнения, для шейного отдела позвоночника:
- Повороты головы вперед и назад.
- Повороты головы направо и налево.
Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса и грудной отдел позвоночника:
- Завести одну руку за спину, вторую поднять и, согнув в локте, подвести к лопаткам. - - Сцепить ладони в замок, вытягивая локоть поднятой руки вверх. Спустя 10 секунд поменять руки местами.
- Встать прямо, ноги врозь. Положить ладони на лопатки (локти вверх наружу), затем развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга.
- Разведение рук в стороны, ноги врозь.
Упражнения, для поясничного отдела позвоночника:
- Ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны вперед, назад, вправо и влево.
Я провела физкультминутку у учащихся 4-ых классов. Ребятам очень понравилось занятие и они попросили комплекс, составленных мной упражнений, чтобы продолжать занятия дома.