Цветы-часы

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Цветы-часы

Вехов А.В. 1Диденко В.Д. 1Диденко В.Д. 1Усенко М.Д. 1
1МБУ ДО "ДТДиМ"
Кремнева М.И. 1
1МБУ ДО "ДТДиМ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что жизнедеятельность растений подчинена определённым ритмам. Их называют биоритмами.

В настоящее время многие исследователи отмечают, что биоритмы растений не до конца изучены и содержат много загадочного. Поэтому, проблема изучения биоритмов растений актуальна в настоящее время.

Цель проекта: изучение суточных биоритмов растений.

Гипотеза: изучая биоритмы растений можно научиться определять время суток.

Задачи: 1) изучить литературу по теме исследования; 2) провести наблюдения за цветами и оформить результаты; 3)изготовить настольную игру «Цветы-часы»; 4) представить проект на заседании клуба «Почемучка».

Методы исследования: анкетирование; фотографирование; изучение и анализ литературы; поиск информации в сети Интернет; наблюдение за цветами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Страничка истории

Еще в Древней Греции и Риме люди заметили, что некоторые цветы раскрывают и закрывают венчики своих цветков в строго определенное время.

Первым ученым, который предложил систематизировать растения по времени раскрытия и закрытия цветов, был ученый Карл Линней.

В городе Упсала в Швеции Карл Линней сделал большую клумбу. На ней были посажены растения (около 50 видов). Начиная с раннего утра, цветы друг за другом открывали свои лепестки. Так появились первые цветочные часы. Карл Линней назвал их «Часы Флоры».

Часы начинали функционировать с 3—5 ч. утра, когда раскрывались соцветия козлобородника (Trapogon pratensis), и заканчивали в 12 ч. ночи, когда раскрывались цветки кактуса «царица ночи» (Celenicereus grandiflorus). Раскрывание и закрывание цветков происходило в ясные и солнечные дни (в пасмурную или дождливую погоду эти явления были почти незаметны или сильно запаздывали). Проведя многолетние наблюдения ученый установил, что раскрывание и закрывание цветков зависит от многих условий: географического положения местности, времени восхода и захода солнца и т.п. Свои наблюдения ученый изложил в книге «Сон растений»

2. Биоритмы растений

Изучая литературу, мы выяснили, что каждый цветок живет по своему режиму. Этот режим называется биоритмом. Ботаники так объясняют это явление: суточный ритм движения лепестков – результат неравномерного роста верхней и нижней сторон. Суточные биоритмы наиболее заметно проявляются у растений с яркими и крупными цветками.

Цветы – часы тесно связаны с насекомыми – опылителями. Днем насекомых привлекает яркая окраска цветов. Она может быть разнообразной: желтой у одуванчика, красной и розовой у мака, шиповника, портулака, голубой у цикория.

Ночные опылители летят к цветкам, которые хорошо видны в темноте. К вечеру у ночных цветов усиливается аромат.

Мы собрали информацию о 18 цветах-часах, среди них: 1) одуванчик; 2) ноготки; 3) портулак; 4) мирабилис; 5) гвоздика-травянка; 6) кислица; 7) вьюнок; 8) кувшинка белая; 9) смолка красная; 10) цикорий; 11) табак душистый; 12) бессмертник; 13) лен; 14) мак; 15) шиповник; 16) козлобородник; 17) фиалка ночная; 18) иван-чай. Для каждого растения составили паспорт. Образец паспорта в ПРИЛОЖЕНИИ 1.

3. Наблюдения за цветами

3.1. Наши наблюдения

Наблюдения за цветами проводились в летний период 2015 года в разных регионах нашей страны: Московская область (г.о. Балашиха), Владимирская область (с. Филипповское), Кабардино-Балкарская Республика (г. Прохладный), г. Саратов.

Для исследования были выбраны пять цветочных растений: кислица, мирабилис, портулак, гвоздика-травянка, календула, одуванчик.

   

Рисунок 1, 2. Наблюдения за цветами

Результаты заносились в дневник наблюдений (табл.1).

Таблица 1. Дневник наблюдений за цветами - часами

Цветок

Место наблюдения

Географическая

широта

Дата

наблюдения

Время

открытия

цветов

Время

закрытия

цветов

1

Одуванчик

Московская обл., г. о.Балашиха

550 с.ш.

10-17 мая

2015 г.

6-7 ч.

20-21 ч.

2

Мирабилис

Кабапдино-Балкарская Республика, г. Прохладный

430 с. ш.

27-31 июля

2015г.

19 ч.

6 ч.

3

Портулак

Кабапдино-Балкарская Республика, г. Прохладный

430 с. ш.

4-8 июля

2015 г.

8 ч.

12 ч.

4

Кислица

Кабапдино-Балкарская Республика, г. Прохладный

430 с. ш.

28-31 июля

2015 г.

8 ч.

19 ч.

5

Календула

г. Саратов

510 с. ш.

1-31 июля

2015 г.

9 ч.

17-18 ч.

6

Гвоздика –

травянка

Владимирская обл.

с. Филипповское

560 с. ш.

3-6 июля

2015 г.

7-8 ч.

19 ч.

Наблюдения оформили в виде схемы «Цветочные часы». На схеме указаны: название растения, дата и место наблюдения, географическая широта местности, время раскрытия и закрытия цветка. Каждому растению соответствует свой цвет.

Рисунок 3. Схема «Цветочные часы»

3.2. Сравнение результатов наблюдений

Мы сравнили наши наблюдения за одуванчиком и календулой с наблюдениями Карла Линнея. Карл Линней наблюдал за растениями в г. Упсала в Швеции (59° Северной широты) и выяснил, что одуванчики в солнечную погоду открывают свои лепестки в 5-6 часов утра, а закрывают в 20-22 часов вечера. Время раскрытия и закрытия цветков одуванчика в Московской области, по нашим наблюдениям, практически совпадает с данными Карла Линнея.

Карл Линней выяснил, что цветки календулы раскрываются в 9 часов утра, а закрываются в 12 часов дня. Мы видим, что время открытия цветов календулы, которое мы наблюдали, совпадает с данными Карла Линнея. А вот засыпает календула в городе Саратов значительно позднее (в 17-18 часов вечера). Значит, время раскрытия и закрытия венчиков цветов зависит от географической широты. Чем дольше день, тем раньше открываются и позже закрываются цветы.

4. Изготовление настольной игры «Цветы – часы»

Следующий этап проекта – изготовление настольной игры «Цветы – часы». Цель игры: расширение знаний о цветах – часах. Мы придумали и написали правила игры (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

На первом этапе отобрали для игры цветы, нашли про растения загадки. Затем подготовили карточки – раскраски, изготовили игровое поле. Сначала мы играли сами, потом научили младших ребят. Игра им очень понравилась. Теперь дошкольники смогут с помощью игры изучать цветы-часы.

   

Рисунок 4. Играем с дошкольниками в настольную игру «Цветы-часы»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проекта

Гипотеза частично подтвердилась. Изучая биоритмы растений можно научиться определять время суток, но оно будет приблизительным.

В ходе реализации проекта, мы узнали много интересных сведений о цветах – часах.

Выяснили причины раскрытия и закрытия венчиков цветов.

Провели наблюдения за цветущими растениями и пришли к выводам:

каждый цветок живет по своему режиму. Этот режим называется биоритмом;

чтобы определить время по цветам, надо знать время раскрытия и закрытия цветка;

время раскрытия и закрытия цветов зависит от многих факторов: географического положения местности, погоды, естественной освещенности;

цветы – часы работают только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветки остаются закрытыми;

«пробуждение» и «сон» цветов в определённое время дня и ночи — это одно из приспособлений растения к насекомым, которые их опыляют.

Изготовили настольную игру «Цветы – часы».

Мы считаем, что определение времени по цветам-часам будет интересно каждому человеку, живет он в городе или в сельской местности. Особенно полезными могут оказаться эти сведения, если вы оказались на природе без часов, а также для людей, занимающихся заготовками лесных даров и трав. Данный материал можно использовать в школе на уроках окружающего мира, чтения, на внеклассных занятиях.

Защита проекта на IX Региональной научно-практической конференции «Мир проектов – 2016»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/148452.

Брем, А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия.- М.: Эксмо, 2005.- 976 с.

Все о полевых цветах России. Атлас – определитель. - Спб.: ООО «СЗКЭО», 2011.-120 с.

Козлова, Т. А. Покрытосеменные / Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов. -М.: Дрофа, 2003.- 96 с.

Никиточкина, Т. Цветы-часы. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 35 с.

Трайтак, Д. И. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1978. – 271 с.

Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология.-5-е изд., перераб. и доп. / Глав. ред М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2002.- 704 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Паспорт растения

Имена признаков

Значения признаков

Название растения

ЦИКОРИЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Научное название

Cichórium íntybus

Народное название

Серпник, христовы батоги и др.

Семейство

Сложноцветные

Распространение

Европейская часть России, Западная Сибирь.

Растет на лугах, опушках, межах, осыпях и пустырях, у дорог.

Соцветие

корзинка

Время цветения

июнь - август

Особенности строения

Многолетник высотой 30 - 120 см. Соцветия – корзинки сидячие, развиваются по одной в пазухах листьев. Стеблевые листья мелкие, очередные.

Прикорневые листья образуют розетку.

Применение

Используется в лекарственных целях и кулинарии. Корень употребляется как заменитель кофе, молодые листья – для приготовления салатов.

Время раскрытия цветка

4 - 5 часов

Источник:

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.

http://www.vehi.net/brokgauz/

Время закрытия цветка

10 часов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игра «Цветы – часы»

Цель игры: расширение знаний о цветах-часах.

Рекомендации. В игре участвуют от 2 до 8 человек. Игру проводит ведущий.

Ведущий раздает детям карточки, на которых изображены цветы - часы:

1 ) одуванчик, 2) ноготки, 3) портулак, 4) мирабилис, 5) гвоздика-травянка, 6) кислица, 7) вьюнок, 8) кувшинка белая, 9) смолка красная, 10) цикорий, 11) табак душистый, 12) бессмертник, 13) лен, 14) мак, 15) шиповник, 16) козлобородник, 17) фиалка ночная, 18) иван-чай.

Подготовка к игре. Участники делятся на две команды. Командам дается название, например, «Пчелка» и «Бабочка».

Ход игры. «Пчелка» и «Бабочка» (игрушки) помещаются на поле «Начало игры». Ими участники будут делать очередной ход. Участники команд по очереди бросают кубик и делают столько ходов, сколько выпало на грани кубика, повернутой вверх. «Бабочки» и «Пчелка» при очередном ходе будут попадать в гости к цветку. Ведущий загадывает загадку про цветок игроку, сделавшему ход. Отгадкой служит цветок, название которого начинается на указанную букву. Участник отгадывает загадку. Всем играющим задается вопрос: «У кого карточка с этим цветком»? Дети находят нужную карточку. Карточка с цветком помещается «на клумбу» с буквой.

Особые указания.

Пропускаем ход, если попадаем на картинку с изображением нераспущенных цветов.

Делаем дополнительный ход вперед, если ход выпал на табличку с изображением цветочной полянки.

Окончание игры и победа. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд первой не доберется до финиша. Она и становится победителем.

Загадки к игре

Смолка

Цветки малиновые. Стебель темно-красный, липкий.

Тронешь его рукой - и кажется, что он намазан смолой.

 

Табак душистый

Листок пушистый,

Цветок - душистый,

С длинной трубочкой

С красной юбочкой.

Ночная прохлада -

Ему отрада.  

Бессмертник

Стоит цвет – сухоцвет,

Травушка – невянка,

С бархатной одежкой

И с кошачьей ножкой.

 

Мак

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк -

Это ярко-красный ...

Кувшинка

Цветок в воде родится,

А воды не боится.

 

Козлобородник

Раньше всех встает цветочек,
Вылечит любого,

Он похож на одуванчик

Только покрупнее 

Шиповник

Вот колючие кусты,

Лучше их не трогай ты.

Родственник красотки розы

Затаил в шипах угрозу.

Хоть не кактус, не терновник,

Но колюч в саду... (шиповник)

 

Лен

Свет-цветочек в сыру землю зашел,

Синю шапку нашел.

Цикорий

Вырос синенький цветок,

Он похож на василек.

Его корень на поджарку,

Да в кофейник на заварку.

 

Кислица

Белый цветок, кислый листок.

В суп пригодиться, а зовут его…

Фиалка

Фиолетовый цветочек,

Мягкий, бархатный листочек.

Ночью нежный аромат

Наполняет лес и сад.

 

Вьюнок

Тот, кто на поле бывал,

Тот, наверно, замечал,

Как вьется розовый цветок,

Он называется?...

Мирабилис

Листок – стрелочкой,

Цветок – тарелочкой,

Ночью распускается

Зорькой называется.

 

Одуванчик

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился ...

Иван - чай

Чьи высокие макушки

Розовеют на опушке?

Лето красное встречай!

Расцветает... (иван-чай)

 

Календула

Оранжевых головок стая

Стремится к солнцу расцветая,

Отрада глазу - яркий ноготок,

Но, если нужно, вылечит цветок!

Гвоздика-травянка

Вот цветок.

Похож на гвоздик:

Шляпка яркая и хвостик.

 

Портулак

То ли листья, то ль сучки,

То ли сочные стручки?

А цвет – горицвет:

На солнце – алмаз,

Нет солнца – погас.

Просмотров работы: 2362