Грязные руки. Задача со многими неизвестными...

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Грязные руки. Задача со многими неизвестными...

Хасанов А.И. 1
1СОШ №7
Пономаренко Г.А. 1
1МБОУ Школа №7 г.о.г.Уфа
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С маленьких лет мы слышим: «мой руки, мой руки!» Смотришь: ну руки же чистые!!! Зачем их мыть?!

Моя мама врач. Когда она мне говорит, что нужно сделать, она всегда объясняет для чего. Так, еще в детском саду, мама объяснила мне, что кроме нас в этом мире есть микробы. Это очень маленькие организмы, невидимые человеческим глазом, но живущие рядом с нами, на нашей коже и внутри нас. Многие микробы не приносят нам вреда, но в определенных условиях могут вызвать заболевание. Их называют условно-патогенными. Если разные микробы живут вместе в одном месте – их называют микрофлорой. И на наших руках всегда есть микробы. Поэтому, чтобы не занести их внутрь нашего организма, мы должны мыть руки перед едой, после прогулки, после игры с кошками, собаками. Мама говорит, что от того, как и сколько раз моешь руки, зависит, сколько микробов у нас на руках. И я решил это проверить.

Актуальность и значимость моей работы заключается в том, чтобы все дети понимали, почему необходимо мыть руки.

Цель моей работы: определить общее микробное число на руках моих одноклассников.

Для достижения этой цели я поставил задачи:

Изучить и освоить определение общего микробного числа;

Научить одноклассников эффективно мыть руки;

Взять смывы с рук одноклассников;

Определить общее микробное число взятых смывов;

Сравнить результаты и сделать выводы.

Гипотеза: на чистых руках меньше микроорганизмов.

Предмет исследования: общее микробное число грязных и чистых рук.

Объект исследования: руки школьников.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Издавна люди интересовались, почему они болеют. Древние люди, например, думали, что болезнь вызывают злые духи. Но мир не стоял на месте. И когда был изобретен микроскоп, французский ученый Луи Пастер предположил, что причиной заболеваний являются микроорганизмы. Сегодня мы точно знаем, что микроорганизмы действительно вызывают инфекционные заболевания.

Бактерии (греч. bakterion - палочка), простые микроскопические одноклеточные организмы, обладающих клеточной стенкой, имеющих примитивное ядро. Бактерии имеют палочковидную, шаровидную, нитевидную или извитую форму.

Одни и те же микроорганизмы можно найти на всех материках, то есть повсеместно. Бактерии обитают в почве, воде, воздухе. В 1 г почвы содержатся сотни тысяч или миллионы бактерий; в 1 мл воды - десятки или сотни клеток. Сильное влияние на бактериальную микрофлору оказывают экологические условия. Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, некоторые из них вызывают заболевания человека, животных или растений, применяются в различных отраслях микробиологической промышленности.

Попав на здоровую кожу, микробы погибают, потому что наша кожа вырабатывает особые вещества, препятствующие размножению микробов. Загрязнение кожи способствует накоплению на ней патогенных микроорганизмов. Питательным веществом для них являются выделения сальных и потовых желез, отмершие клетки, продукты распада.

В состав клеток бактерии входят те же микроэлементы, что и в состав клеток растений и животных. Кроме белков, углеводов и жиров, бактерии содержат железо, кальций, калий, натрий и другие. Через клеточную стенку внутрь микробов проходят только растворимые вещества.

Наука, изучающая бактерии, называется бактериологией. Это составная часть дисциплины - микробиологии, в задачу которой входит изучение всех сторон жизнедеятельности не только бактерии, но и других микроорганизмов (грибы, вирусы, простейшие). Для того, чтобы изучать микроорганизмы, их выращивают на питательных средах в пробирках или чашках Петри.

Питательная среда-это субстрат, состоящая из веществ, обеспечивающий рост и размножение микроорганизмов.

Колония - видимый рост микробов на питательной среде, полученный из одной материнской клетки.

Чистая культура - совокупность микроорганизмов одного вида.

Вид - совокупность микроорганизмов, имеющих одинаковое происхождение, сходные по морфологическим и биохимическим свойствам.

Для выяснения вида бактерий определяют их размеры, морфологию клеток, характер роста чистой культуры на разных питательных средах, форму, цвет и характер поверхности колоний, вырастающих на плотных средах. Изучают характер разжижения желатина, способность свёртывать молоко, сбраживать различные углеводы, восстанавливать нитраты, образовывать аммиак, сероводород и индол при разложении белков и т.п.

На коже человека чаще всего находят такие микроорганизмы:

Стафилококки – грамположительные шаровидные (кокки) микроорганизмы, расположенные в виде грозди винограда. На мясо-пептонном агаре растут в виде небольших (1-2 мм), округлых выпуклых, от белого до желтого цвета колоний. Вызывают воспаления кожи, глаз, внутренних органов, пищевые отравления;

Энтерококки - грамположительные кокки, расположенные разрозненно или в виде цепочки. На мясо-пептонном агаре растут в виде маленьких (0,5 -1 мм) округлых выпуклых колоний, цвет от белого до серого. Вызывают воспалительные инфекции горла, почек, крови и сердца.

Микрококки - мелкие грамположительные кокки, расположенные поодиночке; На мясо-пептонном агаре растут в виде небольших (1-2 мм), округлых выпуклых колоний, белого цвета.

Плесневые грибы - грамположительные длинные ветви с овальными спорами. На мясо-пептонном агаре растут в виде больших (5-10 мм), плоских колоний с неровными краями, неравномерно окрашеных. При попадании внутрь организма очень опасны. Заболевание развивается быстро. Вызывают аллергию, дыхательные инфекции.

Палочки - грамотрицательные палочки. На мясо-пептонном агаре растут в виде больших (3-5 мм), округлых выпуклых слизистых колоний серого цвета. Вызывают кишечные инфекции.

Для изучения микрофлоры окружающей среды применяется метод смывов с инвентаря, оборудования, посуды, санитарной одежды и рук персонала. Метод смывов дает возможность объективно оценить санитарное содержание обследуемых учреждений. Проведение санитарно-бактериологических исследований смывов предназначается для обнаружения всех видов бактерий, и расценивается как одно из подтверждений нарушения санитарного режима.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ.

Я работал в медицинском халате, шапочке, маске и перчатках. Взятие смывов с рук я проводил с помощью стерильных увлажненных ватных тампонов. Стерильные ватные тампоны на стеклянных палочках, были погружены в стерильные пробирки с резиновыми пробками. Непосредственно перед взятием смыва я увлажнял тампон. При взятии смывов с рук я протирал тампоном ладонные поверхности обеих рук, проводя не меньше 5 раз по каждой ладони и пальцам, затем протирал межпальцевые пространства.

При взятии смывов с рук я записывал: номер по порядку, номер пробы, фамилия, инициалы обследуемого, дата и время забора. Доставка проб в лабораторию проводилась в контейнере. Время доставки проб смывов в лабораторию для исследования 1 час. В бактериологической лаборатории взятые смывы я высевал на чашки Петри с питательными средами. В качестве питательной среды я использовал мясо-пептонный агар. Затем чашки поместил в термостат. Термостат – прибор для выращивания микроорганизмов, поддерживающий постоянную температуру 37*С. Через 18-20 часов я вынимал чашки и просматривал их на наличие роста микроорганизмов. При наличии колоний я их описывал - изучал культуральные свойства. Далее готовил мазки, окрашивал и микроскопировал. При микроскопии я изучал морфологические и тинкториальные свойства.

Для микроскопии я использовал монокулярный микроскоп Биолам. Сначала я включал микроскоп и настраивал яркость света. В окуляр я смотрел двумя глазами, как меня научила мама. Исследуемое предметное стекло я помещал на предметный столик. Глядя на предметный столик и препарат сбоку, я опускал тубус с объективом 8* с помощью винта грубой настройки. После этого, смотря в окуляр, я медленно поднимал тубус, пока не видел препарат, далее с помощью микровинта я настраивал четкое изображение и приступал к исследованию объекта. Для того чтобы получить более сильное увеличение, я использовал иммерсионное масло и переводил микроскоп на увеличение 90*. Если между линзой объектива и стеклом поместить иммерсионное масло, то способность линзы собирать свет в значительной степени усиливается.

Зарисовав все увиденное и закончив работу, я удалял с линзы масло салфеткой, смоченной этиловым спиртом.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

Для исследования были выбраны 20 детей из моего 4 А класса и разделены на две группы. До уроков у всех детей были взяты смывы с рук. Первая группа мыла руки каждую перемену в течение всей учебной смены. Я показал, как правильно мыть руки и сам наблюдал каждую перемену, чтобы никто не забыл из первой группы вымыть руки. Вторая группа детей вела себя как обычно. После уроков у всех детей снова были взяты смывы. Результаты, которые я получил, изображены в таблице 1 и на диаграммах 1 и 2.

Таблица 1.

Полученные результаты исследования смывов с рук.

1 группа

Увеличение ОМЧ

ФИО

До уроков

Обнаруженные микроорганизмы

После уроков

Обнаруженные микро

организмы

пробы

ОМЧ

КОЕ/мл

пробы

ОМЧ

КОЕ/мл

 

1

Карим В.

6

30

Стафилококки, энтерококки

21

15

Стафилококки

0,5

2

Богдан П.

2

79

Стафилококки, микрококки

22

99

Стафилококки, микрококки

1,25

3

Диана Н.

3

40

Стафилококки, энтерококки

23

20

Стафилококки

0,5

4

Настя К.

4

26

Стафилококки

33

30

Стафилококки

1,1

5

Кира М.

5

42

Стафилококки

26

32

Стафилококки

0,76

6

Софья С.

1

149

Стафилококки, энтерококки

25

152

Стафилококки, энтерококки

1,02

7

Маша Ж.

7

148

Стафилококки, энтерококки

27

130

Стафилококки, энтерококки

0,87

8

Адиля Н.

8

42

Стафилококки

28

27

Стафилококки

0,64

9

Чулпан С.

9

21

стафилококки

30

26

Стафилококки, энтерококки

1,2

10

Ирина Х.

10

49

Стафилококки, микрококки

29

55

Стафилококки, микрококки

1,12

2 группа

 

11

Аида А.

11

98

стафилококки

31

153

стафилококки

1,6

12

Мансур А.

12

96

Стафилококки, энтерококки

32

197

Стафилококки, энтерококки, палочки

2,05

13

Камил Г.

13

10

стафилококки

24

20

Плесневые грибы

2,0

14

Мирра М.

14

58

Стафилококки, энтерококки

34

262

Стафилококки, энтерококки, палочки,

4,5

15

Саша С.

15

14

стафилококки

35

38

стафилококки

2,7

16

Миша К.

16

20

стафилококки

36

42

Плесневые грибы

2,1

17

Элиф К.

17

17

стафилококки

37

35

Плесневые грибы

2,05

18

Егор М.

18

100

Стафилококки, микрококки

38

210

Стафилококки, энтерококки, микрококки

2,1

19

Дима О.

19

90

стафилококки

39

181

Стафилококки, палочки

2,01

20

Олег Н.

20

120

стафилококки

40

310

Стафилококки, палочки

2,58

Диаграмма 1. ОМЧ с рук группы 1.

Диаграмма 2. ОМЧ с рук группы 2.

Из таблицы и диаграмм хорошо видно, что в первой группе повышения общего микробного числа не произошло или увеличилось незначительно (от 0,5 до 1,25 раз). Во второй группе, которая не мыла руки каждую перемену, общее микробное число изменилось во много раз (от 2 до 4,5).

Кроме этого, я не только посчитал колонии микроорганизмыов, но и посмотрел их все в микроскоп. В основном, это были стафилококки, энтерококки, микрококки. Но у второй группы в смывах, взятых после уроков, я увидел грамотрицательные палочки и плесневые грибы. Мама объяснила, что эти микроорганизмы опасны и если они попадут внутрь, то могут вызвать боли, тошноту, рвоту, понос и даже может подняться температура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнив свою работу, я могу заключить:

На грязных руках обитают микроорганизмы, которые могут вызывать различные заболевания;

Мытье рук уменьшает количество микроорганизмов;

Важно не просто мыть руки, а делать это правильно;

В нескольких смывах, взятых после уроков я обнаружил грамотрицательные палочки. Известно, что в строго определенном количестве они находятся во флоре кишечника человека, но при ослаблении иммунитета они могут вызвать острые кишечные расстройства. Поэтому нахождение палочек на руках опасно для человека;

В смывах с грязных рук также обнаружил плесневые грибы, крайне опасные для человека;

Гипотеза исследования подтверждается: на чистых руках общее микробное число меньше.

Берегите себя и своих близких: мойте руки часто и правильно!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Госманов Р.Г. «Санитарная микробиология» — СПб. Издательство «Лань», 2010. — 240 с.:

Красноженов Е.П. «Микробиологическая диагностика инфекционных заболеваний» - Ростов н/Д.: Феникс, 2006-304 с.

Инешина Е.Г., Гомбоева С.В. «Методические указания к лабораторному практикуму по курсу «Санитарная микробиология»» -Улан-Удэ, ВСГТУ, 2006-45 с.

Поздеев О.К. «Медицинская микробиология» - Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2007- 768 с.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10

Учебно-методическое пособие для студентов II - III курсов медико-профилактического факультета «Санитарная микробиология» - Барнаул, Кафедра микробиологии АГМУ, 2004- 8с

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Как правильно мыть руки

Намочите руки водопроводной водой,

Нанесите жидкое мыло,

Втирайте мыло в ладошки рук,

Протрите внутренние и наружные поверхности рук,

Соедините пальцы одной руки в межпальцевых пространствах другой,

Соедините пальчики в «замок», тыльной стороной согнутых пальцев растирать ладонь другой руки,

Охватите по очереди основание каждого пальчика вращательными движениями,

Охватите запястье вращательными движениями,

Поменяйте руки,

Хорошенько ополосните руки водой.

Вытирайте руки одноразовым или индивидуальным полотенцем,

Как только ваши руки высохли они безопасны!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Микроорганизмы под микроскопом

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фото Участники научно- исследовательской работы

Просмотров работы: 109