Влияние физической нагрузки на артериальное давление и пульс

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние физической нагрузки на артериальное давление и пульс

Костарев Л.В. 1
1МБОУ школа № 4
Захаров А.В. 1Леонидова Т.В. 2
1МБОУ школа № 4 г. Долгопрудный
2ФНЦ ВИК им. Вильямса, МБОУ школа № 4 г. Долгопрудный
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания школьников может быть более успешным при условии обоснованного подбора физических нагрузок на уроках физкультуры, при этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и подростков. Такой подход оградит от применения недостаточных или чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья учащихся. О соответствии применяемой на уроках нагрузки функциональному состоянию организма можно судить по артериальному давлению и пульсу. Предугадать изменение этих показателей в процессе нагрузок невозможно. Поэтому на уроках физкультуры необходимо проводить контроль, обеспечивающей оценку изменения физического состояния учащихся после комплекса упражнений.

Цель работы:выяснить влияние физической нагрузки на артериальное давление и пульс школьников и найти закономерности их изменения в зависимости от уровня физического развития школьника

Задачи:

1.Ознакомиться, используя литературные источники, с показателями работы сердечно-сосудистой системы.

2.Провести наблюдения за работой сердца в состояние покоя и при нагрузке.

3.Сравнить показатели артериального давления и пульса школьников различного возраста и физической подготовки.

Методы исследований: 1) теоретический;

2) измерение; 3) математический.

Объект исследований: пульс и артериальное давление.

Предмет исследований: изменения показаний пульса и артериального давления школьников при физических нагрузках.

Место проведения исследований: МБОУ школа № 4 г. Долгопрудного.Время проведения исследований: 2018-2019 гг.

2.Литературный обзор

Артериальное давление – это показатель, который отображает силу давления крови на стенки артерий. Кровяное давление является одним из показателей того, насколько жизнеспособен организм. Оно показывает состояние здоровья организма, наличие хронических патологий.

Выделяют два типа АД:

- систолическое – его максимальная цифра, которая появляется в момент сокращения сердечной мышцы;

- диастолическое – нижняя граница АД в артериях (возникает, когда сердце расслаблено).

Показатели АД с учетом возраста:

До 10 лет - систолическое – до 95 , диастолическое – до 65 мм рт. ст.

10-16 лет - до 110, до 70

16-20 лет - 100-120, 70-80 [1]

У подростков АД несколько ниже, чем у взрослых. Такое отличие связано с тем, что стенки сосудов обладают высокой эластичностью. По этой причине происходит свободный кровоток. С возрастом гладкие мышцы становятся крепче, тонус их увеличивается. Соответственно, АД немного повышается.

Занятия физкультурой оказывают большое влияние на АД и организм в целом. В умеренном дозировании они приносит только пользу, тонизируют и укрепляют сердечно-сосудистую систему [2].

Предугадать реакцию человеческого организма на физнагрузки невозможно.

Во время занятий спортом уровень давления может значительно возрастать или уменьшаться.

Повышение артериального давления после физической нагрузки - это нормальная реакция организма на увеличение интенсивности кровотока и выброс адреналина. Главное, чтобы самочувствие при этом оставалось хорошим [3].

Снижение АД после физкультуры считается странной реакцией, поскольку, согласно физиологическим особенностям организма, в этот момент должны происходить совершенно иные процессы. Низкое давление у спортсменов может возникнуть из-за следующих факторов: срыв контроля вегетативной иннервации, недостаточная физическая подготовка или переутомление, пролапс митрального клапана, стенокардия, пониженное кровяное давление [2].

Подходящие физические нагрузки приносят колоссальную пользу всему организму, а также положительно влияют на работоспособность сердца и сосудов. Но, в случае перегрузки происходят нежелательные процессы, которые негативно воздействуют на состояние здоровья человека. Поэтому выполнение упражнений для развития физических качеств требует достаточно точной дозировки физических нагрузок и контроля за реакцией организма [4].

Один из важнейших показателей работы сердца ребенка, наряду с артериальным давлением, – это частота сердечных сокращений. ЧСС показывает, сколько раз в минуту сокращается сердечная мышца.

Нормальные значения частоты сердечных сокращений в детском возрасте значительно отличаются от аналогичных у взрослых. Сердцебиение у детей имеет свои особенности и неодинаково в разном возрасте.

Чем младше ребенок, тем ЧСС выше. Постепенно с возрастом значение этого показателя уменьшается.

Влиять на частоту сокращений могут не только возрастные, но и половые факторы. Как известно, мальчики имеют более низкий пульс, чем девочки, причем в любом возрасте. Но особенно такие различия видны в период полового созревания.

В норме пульс подростка должен равняться примерно 75 ударам. Допускаются незначительные колебания, как правило, они в одних случая это может быть 60 ударов, в других — 80, что в принципе соответствует норме пациента во взрослом возрасте [5].

Возрастание частоты пульса при физических упражнениях объясняется возрастающей нагрузкой на сердце, которое чаще сокращается, благодаря чему увеличивается число пульсовых толчков [6].

Пульс является важным показателем работы организма при физических тренировках. По его значениям можно оценить, насколько хорошо тело справляется с возложенной на него задачей, насколько правильно подобрана нагрузка, является ли тренировка эффективной [7]. 

3. Экспериментальная часть

3.1. Методика исследований

В исследовании принял участие 35 человека – это учащиеся обоего пола (20 мальчиков и 15 девочек) в возрасте от 10 до 17 лет, отличающиеся физическим развитием. Эксперимент проводили в спортивном зале школы. Для характеристики сердечно-сосудистой системы проводилась оценка измерений пульса и артериального давления до и после физической нагрузки. Все измерения проводили с помощью тонометра.

Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводилась с помощью функциональной пробы, состоящей из 30 приседаний.

ЧСС и АД измеряли до и после приседаний.

3.2. Результаты исследований

Рассматривая показатели сердечно-сосудистой системы у обследованных учащихся, мы установили, что в покое величина ЧСС - одного из самых лабильных показателей системы кровообращения – колебалась у мальчиков от 61 уд/мин (5 класс) до 101 уд/мин (7 класс) и у девочек от 60 уд/мин (10 класс) до 100 уд/мин. (7 класс).

При сравнении среднего показателя пульса всех испытуемых детей были отмечены более высокие показатели ЧСС у девушек по сравнению с юношами. Средний пульс девочек составил 84 уд. в мин, средний пульс у мальчиков – 79 уд. в мин, т.е. у девочек на 5 единицы этот показатель был больше. При сравнении средних значений ЧСС в покое по классам мы отметили, что у младших детей показатели были выше, чем у старшеклассников (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Средние значения ЧСС в покое по классам, уд/мин

Среднее давление у девочек до нагрузки составило 112/69 мм рт. ст., у мальчиков – 105/60 мм рт .ст., т.е. у девочек оно было немного выше. У учеников 4 класса наблюдалось наименьшее значение артериального давления (диаграмма 2), что соответствует обще принятым нормам.

Диаграмма 2. Средние значения артериального давления по классам, мм рт. ст.

При проведении исследования были выявлены дети с высокими значениями артериального давления, им было рекомендовано обратиться к врачу.

Реакция школьников на физические нагрузки была не одинаковой. У большинства детей наблюдалось увеличение артериального давления и пульса после приседаний. Это считается нормальной реакцией организма на увеличение интенсивности кровотока и выброс адреналина. Самое высокое значение артериального давления после нагрузки в нашем исследовании составило 144/90 мм рт.ст. В норме считается, что после нагрузки давление может увеличиваться на 15-25 единиц. Так, если до нагрузки давление у школьника с 3 группой здоровья из 8 класса было 119/73, после нагрузки – 144/99, то в данном случае это уже предельная величина. Необходимо следить за своим здоровьем.

У некоторых детей происходило снижение артериального давления после нагрузки. Снижение АД после физкультуры считается странной реакцией, поскольку, согласно физиологическим особенностям организма, в этот момент должны происходить совершенно иные процессы. Это может быть связано с недостаточной физической подготовкой, переутомлением, заболеваниями и др. факторами.

Меньше всего нагрузка повлияла на ЧСС у детей 4 класса, возможно дети в таком возрасте более подвижные и привыкшие к нагрузкам, это можно наблюдать по их поведению на переменах. Больше всего пульс изменился у детей 8 класса, очевидно здесь сказывается период полового созревания (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Влияние нагрузки на изменение пульса

При сравнении школьников с различным уровнем физического развития установлено, что у детей с низким уровнем физического развития после приседаний ЧСС увеличилась в среднем на 40 уд/мин, у детей со средним уровнем – на 25 уд/мин, а у детей с высоким уровнем физического развития – на 14 уд/мин. Это говорит о том, что у человека, занимающимся спортом, сердце более тренированное и выдерживает определенные нагрузки.

Четкой закономерности изменения давления при физической нагрузки в зависимости от групп здоровья не обнаружено.

3. Выводы

1. ЧСС и артериальное давление у девочек выше, чем у мальчиков.

2. У младших школьников значение ЧСС выше, а значение артериального давления ниже, чем у старших школьников.

3. Для каждого человека характерно своё АД и ЧСС, и следить за ним должен каждый.

4.Тренировка сердца и развитие выносливости, нагрузки на сосуды - все это важные элементы жизни здорового человека.

5.Источники

1.Артериальное давление в организме человека James V.S.(автор) https://otgipertonii.ru/obshhie-svedeniya/arterialnoe-davlenie-v-organizme-cheloveka/

2..Артериальное давление подростка при нагрузках Источник: https://bolitsosud.ru/davlenie/arterialnoe-davlenie-podrostka-pri-nagruzkah.html

3.Артериальное давление при физ нагрузках Источник: https://bolitsosud.ru/davlenie/arterialnoe-davlenie-pri-fiz-nagruzkah.html

4.Планирование нагрузок на уроках физкультуры с учетом физиологических показателей – путь к оздоровлению учащихся .Хорошилова Светлана Анатольевна https://открытыйурок.рф/статьи/621524/

5. Пульс при физической нагрузке у детей http://chernovsky.ru/puls-pri-fizicheskoj-nagruzke-u-detej/

6.Нормы пульса во время занятий спортом Источник: https://lechimsosudy.com/normy-pulsa-vo-vremya-zanyatij-sportom/

7.Пульс при физических нагрузках и зоны для тренировок http://odavlenii.ru/puls/pri-fizicheskih-nagruzkah.html

Просмотров работы: 13334