1. Введение
Современная экология – это наука, познающая основы устойчивости жизни на всех уровнях ее организации. Экология является научной основой грамотных взаимоотношений общества и природы, рационального использования природных богатств, и тем самым – поддержания на Земле человечества. Используя ее законы, человечество может найти пути не только выживания, но и дальнейшего процветания на планете.
Сегодня проблемы экологии важны не только для отдельных территорий и стран – это проблема всего населения Земли. В настоящее время 7 млрд. человек населения Земли оказывают на природу такое же по масштабам воздействие, какое могли бы оказать 50 млрд. людей каменного века, хотя расход пищи на одного человека остался примерно прежним.
Экологическую ситуацию можно улучшить, но это требует знаний и средств, причем часто – очень больших (именно потому самые большие успехи в охране природы у богатых стран). Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост качества жизни. Чем богаче и экологически грамотнее будет общество, тем скорее излечит природу от экологических болезней.
Изучение проблем экологии помогает людям научиться экологически мыслить, обрести экологическое самосознание, чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки и принимать меры для исправления экологических ошибок, а также тяжелых экологических болезней.
Одна из острых глобальных экологических проблем - проблема загрязнения окружающей среды, и, в частности, атмосферы. Поэтому мы решили более подробно познакомиться с этой проблемой. Задачами нашей работы были:
1) изучение особенностей функционирования городских экосистем,
2) изучение видов загрязнений,
3) анализ запыленности воздуха в школе и на пришкольной территории.
2. Особенности городских экосистем
Характерными чертами современного этапа общественного развития являются быстрый рост городов и увеличение числа проживающих в них людей. В городских поселениях формируется особая среда жизни человека – городская (урбанизированная) среда.
Во многих промышленно развитых странах в городах ныне проживает 45-50% общей численности их населения. В мире насчитывается более 160 городов с населением свыше 1 млн. человек. Процесс роста городов, городского населения, повышения роли городов, широкого распространения городского образа жизни называется урбанизацией(от лат. Urbos - город). Урбанизация подавляет естественную среду как с количественной («захват» городами и агломерациями новых территорий), так и с качественной (ухудшение состояния окружающей среды) стороны.
Сегодня более трети всего мирового населения живет в городах. Начало процесса урбанизации исторически можно отнести к тому времени, когда 3500 лет назад первые в мире города появились на берегах Тигра, Евфрата и позднее Нила. Они возникли в связи с тем, что людям необходимо было заниматься торговлей и защищаться от врагов. Поэтому в течение долгого времени города представляли собой военные укрепления, расположенные в целях обороны в стратегических пунктах или для удобства торговли и связей на берегах рек и морей. Промышленная революция явилась, несомненно, основным ускорителем процесса урбанизации.
3. Загрязнение как одна из проблем урбоэкосистемы
3.1 Виды загрязнений
По определению одного из ведущих экологов России Н.Ф. Реймерса, загрязнение окружающей среды – это привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, информационных или биологических факторов, или превышение естественного уровня содержания данных факторов в среде, приводящих к негативным последствиям. Иначе говоря, это все то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, что неестественно для природы, выводит ее из состояния равновесия. [7]
Существует много самых разных классификаций загрязнений окружающей среды. Т.В. Стадницкий и А.И. Родионов выделяют следующие виды загрязнений экосистемы:
параметрическое;
биоценотическое;
стациально – деструктивное;
ингредиентное.
3.2 Загрязнение пылью как негативный экологический фактор
Запыленность воздуха – важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Пыль — мелкие твёрдые тела органического или минерального происхождения. Пыль — это частички среднего диаметра 0,005 мм и максимального — 0,1 мм. Более крупные частицы переводят материал в разряд песка, который имеет размеры от 0,1 до 1 мм. Под действием влаги пыль обычно превращается в грязь. [9]
Безвредных пылей не существует. Экологическая опасность пылей для человека определяется их природой и концентрацией в воздухе. Краткие сообщения о пылевых болезнях легких впервые встречаются в литературе древних и средних веков. В древнегреческой и римской литературе (VI-IV вв. до н.э.) имеются указания на болезнь горнорабочих серебряных и золотых рудников, сопровождающуюся давлением в груди и тяжелой одышкой. В своих трудах Гиппократ указывал на болезнь горнорабочих, протекающую с тяжелой одышкой, болями в груди, бледностью. По-видимому, речь шла о пневмокониозе.
Пыли можно подразделить на две большие группы:
1) Мелкодисперсная пыль, состоящая из легких и подвижных частиц размером от 2 до 5 мкм. Такая пыль может находиться в воздухе длительное время – «витать». Она попадает с воздухом в легкие при дыхании, проникает в глубокие отделы дыхательных путей, может накапливаться в организме.
Такая пыль вызывает заболевания легких, в первую очередь пневмокониозы (от греч. pneumon - легкое, konia - пыль) в различных модификациях.
Существуют следующие основные виды пневмокониозов: силикоз, силикатозы, анракоз, алюминоз, апатитоз, пневмокониозы от воздействия органической пыли и др.
2) Крупнодисперсная пыль, состоящая из тяжелых и малоподвижных частиц. Такая пыль быстро выпадает из воздуха при отсутствии ветра, образуя пылевые отложения. Они являются источниками вторичного загрязнения воздуха. В 1 см3 воздуха в закрытом помещении может содержаться до 10 000 000 пылинок различного размера, природы и степени опасности. Пыль может содержать органические вещества (частицы биогенного происхождения – растительного, животного и антропогенного) и неорганические вещества (частицы почвы, строительных материалов, синтетических моющих средств, различных химических веществ и др.). На пылевых частицах могут поселяться вредные микроорганизмы, являющиеся сапрофитами.
Очень важно уметь оценивать качество воздуха по содержанию в нем пыли и представлять ее экологическую опасность. Поэтому мы решили изучить запыленность воздуха на пришкольной территории и в помещениях нашей школы.
4. Практическая часть.
4.1. Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.
Для выполнения работы нам потребовалась прозрачная клейкая пленка.
Нами были собраны листья в разных участках пришкольной территории и на разной высоте:
№ образца |
Где собран |
На какой высоте |
1 |
в школьном дворе в глубине зеленой зоны |
30 см |
2 |
в школьном дворе в глубине зеленой зоны |
2 м |
3 |
вблизи автомагистрали |
30 см |
4 |
вблизи автомагистрали |
2 м |
К поверхности листьев была приложена клеящаяся прозрачная пленка.
Затем пленку сняли с листьев вместе со слоем пыли и приклеили её на лист белой бумаги .
Отпечатки сравнили между собой. Образцы расположили по степени загрязненности, начиная с наибольшей. Были получены следующие результаты:
Степень загрязненности |
№ образца |
Где собран |
На какой высоте |
1 |
3 |
вблизи автомагистрали |
30 см |
2 |
4 |
вблизи автомагистрали |
2 м |
3 |
1 |
в школьном дворе в глубине зеленой зоны |
30 см |
4 |
2 |
в школьном дворе в глубине зеленой зоны |
2 м |
Таким образом, количество пыли на образцах, собранных около автомагистрали значительно больше, чем на образцах, собранных в школьном дворе. А количество пыли на образцах, собранных на высоте 30 см, значительно превышает количество пыли на образцах, взятых на высоте 2 м. По результатам исследования можно сделать вывод о важной роли зеленых насаждений в очистке атмосферного воздуха от пыли.
4.2. Определение относительной запыленности воздуха в школьных помещениях.
Для выполнения работы нам потребовалась: вода, микроскоп с объективом «Х8» (восьмикратное увеличение), пипетка, покровные и предметные стекла для микроскопа.
На четыре предметных стекла нами были нанесены по 1 капле воды.
Предметные стекла на 15 минут установили на высоте 1 м от пола:
предметное стекло № 1 в классе во время перемены,
предметное стекло №2 в коридоре во время перемены,
предметное стекло №3 в классе во время урока,
предметное стекло №4 в коридоре во время урока.
Затем накрыли каплю с осевшими на неё пылинками покровным стеклом, приготовив таким образом микропрепарат. Микропрепарат поместили на предметный столик микроскопа. Добились такого увеличения, чтобы в поле зрения микроскопа была как можно большая площадь капли.
Посчитали количество пылинок в капле и описали их состав:
№ микро препарата |
Место отбора образца |
Кол-во пылинок в поле зрения |
Расположе ние пылинок |
Размеры |
Форма |
1 |
в классе во время перемены |
50 |
По одной |
мелкие |
продолговатая |
2 |
в коридоре во время перемены |
62 |
По одной |
мелкие |
круглая |
3 |
в классе во время урока |
19 |
По одной |
крупные |
Сферическая, неправильная |
4 |
в коридоре во время урока |
15 |
По одной, небольшими скоплениями |
Крупные, средних размеров |
Сферическая, неправильная. |
Таким образом, относительная запыленность школьных помещений во время перемены значительно больше, чем во время урока. Во время перемены пыли больше в коридорах школы, а во время урока – в классе. Это объясняется местонахождением основного количества учеников. [2]
5. Заключение
Загрязнение атмосферного воздуха вызывает у людей большую озабоченность, чем любой другой вид разрушения окружающей среды. В настоящее время большинство развитых стран уделяет большое внимание ликвидации основных источников загрязнения воздуха.
Способы уменьшения вреда от химических загрязнений.
Самые распространенные загрязнения - химические. Существует три основных способа уменьшения вреда от химического загрязнения.
Разбавление - даже очищенные стоки необходимо разбавлять в 10 раз (а неочищенные – в 100-200 раз). На предприятиях сооружают высокие трубы, чтобы выбрасываемые газы и пыль рассеивались равномерно. Разбавление – малоэффективный способ уменьшения вреда от загрязнения, допустимый лишь как временная мера.
Очистка - это основной способ уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду в России сегодня. Однако, в результате очистки образуется много концентрированных жидких и твердых отходов, которые также приходится хранить. Например, при очистке сточных вод в зависимости от степени и характера загрязнения применяют механические, химические и биологические методы очистки сточных вод. Механическими методами удаляют грубые дисперсные примеси с помощью решеток, сит, фильтров, отстойников, нефтеловушек. Этими методами удаляют нерастворимые примеси из бытовых стоков - до 60%, из промышленных - до 95%.
Химическая очистка - это добавление в сточные воды реагентов, способствующих образованию осадков из коллоидных и некоторых истинных растворов.
Биологическая очистка в естественных условиях происходит на специальных полях орошения или полях фильтрации.
Биологическая очистка сточных вод в искусственных условиях производится в специальных сооружениях - биофильтрах и аэротенках.
Замена старых технологий новыми – малоотходными. В настоящее время научные интересы ученых и технологов направлены на:
1) разработку малоотходных и ресурсосберегающих технологий (в задачи которых входит создание производства с минимальным количеством отходов, вредные воздействия которых не превышают допустимой санитарно-гигиенической нормы).
2) экономное использование природных ресурсов, безотходные технологии.
За счет более глубокой переработки удается снизить количество вредных выбросов в десятки раз. Отходы от одного производства становятся сырьём для другого (например, из сернистого газа, вырабатываемого ТЭЦ, производят серную кислоту).
Что касается запыленности воздуха в помещениях нашей школы и на пришкольной территории, то основными мерами по ее снижению могут стать:
1) уменьшение общей загрязненности атмосферы в городе и в нашем районе;
2) увеличение количества зеленых насаждений на пришкольной территории, особенно той ее части, которая граничит с автомагистралью (подсчитано, что один гектар газона связывает 60 тонн пыли);
3) для уменьшения количества пыли в помещении школы проводить регулярные влажные уборки классов и коридоров;
4) всем обучающимся обязательно иметь сменную обувь в течение всего учебного года.
Список использованной литературы
Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. СПБ: СМИО Пресс, 1999.
Алексеев С. В. , Груздева Н. В., Муравьёв А. Г. , Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. С. В. Алексеева. – М. : АО МДС, 1996.
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная Экология: Учебник для 10 – 11 классов. М.: Просвещение, 1998.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. - М.: АОМДС,1996.
Николаевская И.А. Благоустройство территорий. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.
Радкевич В. А. Экология. –МН. : Выш. шк. , 1998.
Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь – справочник. - М.,1998.
Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Сайт Википедия