Большие беды маленького села

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Большие беды маленького села

Рубина М.А. 1
1МБОУ "ООШ с.Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области"
Зимина А.С. 1
1МБОУ "ООШ с.Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Интенсивное развитие общества, научно-техническая революция стали причиной того что экологические проблемы решаются уже на мировом уровне. Ежедневно мы слышим предостережения об экологической опасности и призывы к спасению и защите природы. Но они останутся словами, если каждый человек не осознает главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы.

Решая глобальную проблему загрязнения окружающей среды, мы не сможем ничего добиться, пока не наведем порядок у себя «дома», начиная со своего двора, улицы, села.

В моем селе нет промышленных заводов, отравляющих воздух и воду, но существуют другие экологические проблемы. Бытовые отходы ухудшают состояние окружающей среды. А единственный природный источник воды река Камелик ежегодно наполняет свои берега талой водой несущей мусор и минеральные соли с обрабатываемых полей.

В целях привлечения внимания общественности к проблемам нашего села, мы организовали работу направленную на исследование экологической обстановки местности в которой проживаем.

Тема актуальна, потому что экологическая проблема одна из важнейших в современном мире.

Цель: выявить экологические проблемы села Кучумбетово, разработать план реализации проекта и мероприятий для их решения.

Задачи:

изучить экологическое состояние села, выявить наиболее острые экологические проблемы, определить основные источники загрязнения;

разработать план реализации проекта и ряд мероприятий для решения экологических проблем села;

выяснить отношение жителей нашего села к данной проблеме.

Гипотеза: существование экологических проблем – следствие безответственного и равнодушного отношения человека к природе родного края.

Методы исследования:

Поиск и анализ источников, опрос, статистическая обработка, интервью, опыты. Для реализации исследования используется краеведческая литература, пособие по экологическому практикуму.

Социальная значимость исследования состоит в том, что оно способствует привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее, экологическое воспитание молодёжи, через взаимодействие с органами местного самоуправления – администрацией Кучумбетовского муниципального образования и жителями села.

Глава 1.Экологические проблемы села

Село Кучумбетово расположено на берегу реки Камелик. Инфраструктура населенного пункта развита очень слабо. Промышленное производство отсутствует. Однако экологическое состояние села оставляет желать лучшего.

Загрязнение села можно разделить на три категории:

1) загрязнение воздуха;

2) загрязнение реки;

3) загрязнение окружающей среды мусором.

1.1 Загрязнение воздуха

Без еды человек может прожить больше месяца, без воды неделю, а без кислорода, который входит в состав воздуха, и пяти минут. Из этого можно сделать вывод, что нам просто необходим для жизни чистый воздух.

Естественно, что нам, живущим вдалеке от крупных промышленных городов, где смог висит, не рассеиваясь, не стоит жаловаться на недостаток кислорода. В сельской местности дышится гораздо легче, да и бушующая кругом растительность в достаточном количестве поглощает углекислый газ. Нет, и у нас воздух не так уж чист!

Основными источниками загрязнения воздуха являются выхлопные газы, выбрасываемые автомобилями, как теми, что находятся в личных владениях жителей, так и транспортом, которым владеет ООО «Сельхозтехника», занимающаяся растениеводством и животноводством; газы (сероводород) попадающие в воздух в местах нефтедобычи (место нефтедобычи около 15 км от села)

В последние годы загрязнение атмосферы немного уменьшилось за счет того, что в селе повсеместное печное отопление было заменено на газовое.

1.2 Загрязнение реки

Местная река Камелик, является единственным природным источником пресной воды. Вода в реке используется жителями и в бытовых целях и хозяйственных. Но в последнее время все больше жителей нашего села перестают использовать водопроводную воду в качестве питьевой, и привозят её в цистернах из районного центра с. Перелюб, где есть очистительное сооружение.

По мнению многих жителей, состояние воды в реке за последние годы ухудшилось. Мы взяли интервью у местных жителей, чтобы выяснить какой была наша речка, а именно состояние берега, дна, наличие раков и ракушек (беззубок) 30, 20,10 лет назад.

Искакова Т.А 60 лет «Когда я была ребенком, у Камелика было глиняное дно, растительности почти не было, и водились очень большие раки размером с лобстеров и ракушки. Раков было очень много, до такой степен, что когда мы купались и вставали на дно, раки щипали нас за ноги»

36 летний житель села рассказал нам, что дно было глиняным раков и ракушек было много, вода была чистой, прозрачной, не было зарослей по берегам. А вот девушка 24 лет ответила, что когда ей было 11-12 лет в Камелике раков и ракушек было не так много, берега были заросшие, дно было плохое, засоренное, а сейчас дно полностью заросло водорослями, берега покрыла прибрежная растительность, вода летом зеленоватого оттенка и ужасно пахнет. Рыбы в Камелике значительно меньше, ракушек живых не остается, а ловля раков считается браконьерством, так как их уже не осталось.

Анализируя полученную информацию, можно сказать, что за последние 30 лет произошли значительные изменения и с флорой и фауной.

Каковы же основные причины изменения состояния водоема:

Весной в период половодья наша река сильно разливается и течением с полей и находящихся рядом ферм смывает минеральные и органические вещества. Ракам нужна чистая вода, возможно, это и стало причиной буйной растительности по берегам, и исчезновения раков.

К причинам загрязнения реки Камелик, относится и жизнедеятельность людей. Ими сбрасываются в реку различные отходы, которые загрязняют дно реки. От этого страдают все: животные и растения, обитающие в этом водоёме, и так же сами люди.

На самом ли деле вода речная (водопрововдная) не пригодна для использования. Выясним это, проведя исследование воды.

Физико-химическое исследование воды

Исследования по изучению качества водопроводной воды проводились осенью 2018 года в лабораторных условиях физико-химическими методами по методике Федоровой и Никольской [2]. Для определения органолептических свойств воды проводили определение прозрачности, цветности, запаха. Из химических показателей – водородный показатель (pH), определение хлоридов, металлов.

1.Физические свойства воды

а) Цвет (окраска).

Для определения цветности воды исследуемую воду налили в стеклянный цилиндр и рассмотрели ее на фоне белого листа бумаги при дневном освещении сверху и сбоку. Уровень прозрачности водопроводной воды очень высокий.

б) Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем. Запах воды хозяйственно-питьевого назначения не должен превышать 2 баллов.
Для определения запаха воды налили ее в колбу на 2/3 объема с притертой пробкой и сильно встряхнули в закрытом состоянии. Открыли быстро колбу и сразу отметили отсутствие интенсивности запаха, используя таблицу, определяем балл:

Балл

Интенсивность запаха

Качественная характеристика

0

-

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабое

Запах, неподдающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследованием.

2

Слабое

Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание.

3

Заметная

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением.

4

Отчетливая

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду не пригодной для питья.

5

Очень сильная

Вода непригодна для питья

Таблица 1. Характеристика запаха

Интенсивность запаха исследуемой воды равна – 0 баллов

в) Прозрачность. Для определения прозрачности воды использовали прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который налили воду, а под него подкладывали стандартный шрифт. По нахождению максимальной высоты столбцы столбца, при которой можно прочитать шрифт, оценивали прозрачность. Если прозрачность воды меньше 31 см, то она непригодна для питья

Прозрачность воды составила больше 31 см, значит, вода пригодна для питья.

Результаты исследования сведены в таблицу:

Категория воды

Цвет

Интенсивность запаха

Прозрачность

Водопроводная

Бесцветная

Отсутствует

Более 31 см

Таблица 2. Физические свойства воды.

Вывод: физические качества воды хорошие

2..Определение качества воды методами химического анализа.

а) Водородный показатель (pH). Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (pH около 7).

По уровню рН определим качество воды

Группы

Показатель

1.

Сильнокислые воды

рН < 3

 

Кислые воды

рН = 3...5

 

Слабокислые воды

рН = 5...6,5

 

Нейтральные воды

рН = 6,5...7,5

 

Слабощелочные воды

рН = 7,5...8,5

 

Щелочные воды

рН = 8,5...9,5

 

Сильнощелочные воды

рН > 9,5

Таблица 3. Группы природных вод в зависимости от значения рН

рН исследуемой воды 6.8, что соответствует нейтральной воде и отсутствие щелочных или кислотных примесей.

б) Определение хлоридов

Концентрация хлоридов в источниках водоснабжения допускается до 350 мг/л. Качественное определение хлоридов с приближенной количественной оценкой проводили следующим образом. В пробирку налили 5 мл исследуемой воды и добавили 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. Раствор побелел, появились хлопья. Приблизительное содержание хлоридов определяли по осадку или помутнению по таблице:.

Осадок или помутнение

Концентрация хлоридов, мг/л

Слабая муть

1-10

Сильная муть

10-50

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

50-100

Белый объемистый осадок

 

Более 100

 

 

Таблица 4. Определение содержания хлоридов

Вывод: наш опыт показал, что в исследуемой питьевой воде содержится 50-100 мг/л хлоридов, что соответствует пдк.

в) Обнаружение железа

В пробирку поместили 10 мл исследуемой воды, прилили роданид калия, окраска воды не изменилась, что говорит об отсутствии солей железа

Вывод по результатам исследования:

Исследование показало, что речная вода пригодна для употребления. Улучшить ее качества позволят следующие методы:

1. Для того чтобы избавиться от хлора, воду перед употреблением надо либо отстаивать в открытом сосуде не менее 1 часа, либо кипятить. Газообразный хлор полностью улетучивается из открытого сосуда. Соли хлора хорошо выпадают в осадок при замораживании и последующем размораживании .2. Улучшить качество питьевой воды можно с помощью фильтров.

1.3 Загрязнение окружающей среды мусором

Огромные площади поверхности Земли загрязнены отходами жизнедеятельности человека. Многие из отходов токсичны, опасны для жизни животных и человека.

Из-за загрязнения окружающей среды мусором страдает не только экология. На территории нашего села существуют организованные свалки, расположенные за чертой населенного пункта. Мусорные свалки, находящиеся за пределами села фактически ни чем не грозят не самому селу ни его жителям, но они, если можно так выразиться, отравляют почву, а она и так не самая благоприятная. На свалках можно найти бумагу, стекло, древесину, старую мебель, старую одежду, резину, пластмассу, железо и его сплавы. А распад всех этих предметов долгий процесс, только железная банка распадается через 60 лет, а стекло так вообще через 1 000 лет.

В начале октября мы провели акцию совместно с главой администрации Кучумбетовского муниципального образование, целью которой, была очистка центральной улицы и придорожной территории. Всего за час работы мы собрали два прицепа, среди собранного мусора преобладали пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты. Жаль, что многие жители села не утруждают себя тем, чтобы доехать до свалки и выбросить накопившийся мусор там. Многие предпочитают избавиться от него в других, более удобных для них местах.

И как говориться в одной поговорке «Чисто не там где убирают, а там где не мусорят!», мы провели конкурс среди обучающихся нашей школы «Вторая жизнь ненужных вещей». Основная цель, стоявшая перед нами это привлечение внимания подрастающего поколения к экологическим проблемам села, через способы вторичного использования пластика, и вещей вышедших из строя. Кроме того к этому конкурсу мы привлекли и родителей, так как по результатам опроса проведенного нами мы выяснили что, среди отходов преобладают отходы бумажного происхождения, и пластик, который родители сжигаю или выбрасывают. А при сжигании пластика в воздух попадают вредные соединения..

основные способы утилизации

Диаграмма 1. Результаты опроса родителей

Дети и их родители охотно приняли участие в конкурсе, предоставив на суд зрителей поделки из пластика, полиэтиленовых пакетов, стекла, бумаги. (Приложение 1)

Заключение

Состояния внутренней среды нашего организма зависит от состояния окружающей среды. Воздух, вода, почва эта часть неживой материи, без которой невозможно существование живых организмов.

Целью проекта было выявление экологических проблем села и разработка мер для их решения.

По результатам нашего исследования, можно сделать вывод о том, что воздух и вода находятся в благоприятном состоянии, но санитарное состояние улиц желает быть лучшим. Силами учащихся нашей школы мы ежегодно проводим экологический десант, убираем территорию школы, территорию в окрестностях школы. Мы как настоящие граждане страны выполняем обязанность, которую наложило на нас государство «Защита и охрана окружающей среды». Но, к сожалению не каждый житель это знает. И это подтверждение нашей гипотезы. В целях просвещения односельчан о последствиях небрежного отношения к природе, способах вторичного использования сырья, мы разработали буклеты, и раздали жителям села.

Задача сохранить природу нашего края лежит перед нами – школьниками. Именно нам предстоит жить в будущем и от нас уже сейчас зависит, что мы получим от наших родителей и передадим нашим детям. Я думаю, что начатая работа будет продолжена и другими учащимися нашей школы.

Список источников и литературы:

В степях под Перелюбом. Бычков Ю.И., Саратов, Полиграфист, 1995.

Фѐдорова А.И. НикольскаяА.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды., М. « Владос» 2001

http://ecoinform.ru/ask/pochemu-v-reke-propali-raki - Почему в реке исчезли раки

Приложение 1

Поделки на конкурс «Вторая жизнь ненужных вещей»

Просмотров работы: 1254