Введение
Теория межвидового доминирования – теория, согласно которой в межвидовом сообществе вид А пытается занять доминирующую позицию над видом Б. Мы предприняли попытку рассмотреть теорию межвидового доминирования в группе «человек – собака».
Семья, где живёт собака, представляет собой отдельное межвидовое сообщество, члены которого тесно взаимодействуют друг с другом. Всё больше и больше людей заводят собак в качестве компаньона, но часто сталкиваются с проблемами в поведении своего питомца. Это может быть необоснованная (или кажущаяся необоснованной) агрессия, патологические страхи, стереотипии.
Начиная с 90-х годов ХХ века, растёт количество исследований, посвященных данной проблематике. Люди, желающие быстро справиться с подобными проблемами, прибегают к насильственным методам. Существует мнение, что у волков есть строгое разделение по рангам, от альфы, до омеги. Человек должен стать «альфой» своей «стаи», а его пёс должен ему подчиняться. Мы часто видим курсы по воспитанию и дрессировке собак, в описании которых написано: «Поможем Вам стать альфой Вашей стаи». Это значит, что кинологи из этой организации придерживаются мнения о доминировании. Мы хотим определить, насколько верна эта теория, определить её достоинства и недостатки, подтвердить или опровергнуть её.
Цель
Рассмотреть теорию межвидового доминирования, выявить ее достоинства и
недостатки, принять или опровергнуть ее.
Задачи
Определить происхождение теории межвидового доминирования;
Определить методы и средства, которые используются при обучении собаки по данной теории
Определить достоинства и недостатки теории межвидового доминирования;
Подтвердить или опровергнуть её.
Глава I
Общая информация о теории межвидового доминирования
§1. Происхождение теории межвидового доминирования
Волчьи стаи часто используются в качестве примера отношений в группе «человек - собака». Тема социальной доминантности и альфа-статуса приобрела важное значение, а господствующее мнение представляет волчью стаю группой индивидов, постоянно состязающихся за доминантность, но сдерживаемых «альфа-парой»: альфа-самцом и альфа-самкой.
Результаты большинства исследований показали, что альфы стай имеют гораздо больше привилегий, чем волки других рангов. Альфа-самец принимал все важные решения, первым приступали к приёму пищи, имел самое комфортное место для отдыха в логове и являлся отцом большинства щенков. Альфа должен быть сильным и мудрым, чтобы руководить стаей и сдерживать других волков от попыток занять его место. Волк-омега являлся противоположностью волка-альфы. Он почти не имел прав, часто оставался без еды, подвергался постоянному насилию со стороны других членов стаи. За попытку омеги доминировать над другими волками рангом выше, то есть превысить свои права, его могли загрызть или изгнать из стаи.
После проведения подобных исследований на волках был сделан вывод, что псовые нуждаются в сильном и жестоком альфе, дабы они не вышли из под контроля. Тогда люди задумались. Появилось мнение, что хозяин собаки должен быть её альфой, её авторитетом, чтобы собака не начала «доминировать».
К доминированию начали относить:
агрессию к близким хозяина;
отсутствие реакции на команды;
попытку собаки тянуть поводок;
попытку собаки спать там, где спит хозяин;
попытку собаки идти впереди хозяина, обходить его;
запрыгивания на ноги, руки, спину хозяина.
Проще говоря, обычные проблемы в поведении, от которых собаку нужно отучать, как только они появились, стали считаться «попыткой собаки доминировать над хозяином». За подобные проступки собак били, как это делалось с омегами в волчьих стаях.
§2. Методы и средства, использующиеся при обучении собаки
Главной целью при обучении собаки, следуя теории межвидового доминирования является не дать ей начать доминировать над своим хозяином. Собака не должна чувствовать себя «вожаком стаи». Хозяин имеет более хорошие условия для жизни, он разумнее, сильнее собаки, поэтому альфой является он.
При обучении часто используется насилие, дабы показать, что собака гораздо слабее своего хозяина и не имеет права быть «выше» его в иерархии межвидового сообщества. Можно сказать, что используется силовой метод.
Точной тактики обучения собаки, следуя теории доминирования, не существует. Специалисты по данной теории часто разнятся в своих мнениях и способах. В чём-то они всё же сходятся, чаще всего рекомендуют:
Забирать у животного пищу;
За непослушание следует прижимать собаку к полу, встряхивать её;
Запретить собаке лежать на диванах, креслах и кроватях;
Запретить собаке обходить человека.
Так же при воспитании и дрессировке, следуя теории межвидового доминирования, часто используются специальная амуниция. Самый распространённый вариант – парфорс или же «строгий ошейник»
Парфорс – колючий или затяжной ошейник для дрессировки охотничьих и служебных собак. Парфорс применяется в ЗКС (защитно-караульная служба), IPO (международный порядок испытания служебных собак) и ОКД (общий курс дрессировки). Для обычных прогулок и воспитания строгий ошейник не подойдёт.
По нашим наблюдениям, многие владельцы собак и профессиональные кинологи неправильно надевают парфорс, поэтому на шее собаки остаются глубокие следы от шипов. Строгий ошейник должен надеваться строго за уши, под челюстью. Центральные зубцы должны быть загнуты, чтобы не повредить крупные кровеносные сосуды, находящиеся на горле
Считается, что путём резкого рывка за парфорс, можно отучить собаку тянуть поводок, прыгать на людей и других собак. На самом деле часто получается так, что у животного появляются ещё более серьёзные проблемы в поведении из-за строгого ошейника.
По мнению многих охотников «Обучение легавых собак или дрессирование посредством парфорса, то есть ошейника с острыми спицами, совсем не нужно, если не требовать от собак разных штук, вовсе охоты не касающихся, и если иметь терпение и самому заняться её учением» (С. Т. Аксаков, 1852 г.)
Глава II
Анализ теории доминирования
§1. Достоинства и недостатки
Мы хотим представить Вам таблицу плюсов и минусов теории доминирования, следуя нашему мнение, а также высказываниям профессиональных кинологов.
Таблица достоинств и недостатков теории межвидового доминирования.
Достоинства |
Недостатки |
Существует больше количество курсов, направленных на то, чтобы обучить хозяина и его семью воспитывать собаку по методам теории доминирования; |
Пока ещё нет точной тактики отучения от доминирования, часто случается так, что мнения кинологов разнятся и сложно определить, кто прав; |
Подобная дрессировка может быстрее привести к ожидаемому результату. |
Попытка быстро отучить собаку от доминирования может испортить её, привести к агрессии, стрессу. Иногда к серьёзным травмам из-за парфорса и т.п. |
- |
Существует опровержение данной теории, поэтому можно считать, что все курсы, амуниция, книги о ней – развод неопытных собаководов. |
Как видно из представленных в таблице данных, недостатков у теории межвидового доминирования больше, чем достоинств.
§2. Опровержение теории межвидового доминирования
Считается, что своё начало теория межвидового доминирования берёт у предположения, что в стае волков, родственников домашних собак, есть непрерывная борьба за ранг, в которой волк рангом ниже доминирует над волком рангом выше. Проводилось большое количество исследований на эту тему. Все они данное высказывание подтвердили.
Однако, следует учесть, что большинство исследований проводилось в неестественных группах невольных животных, поэтому формировался социальный конструктор, состоящий из «альфы», «беты» и «омеги». В то время как в естественной среде обитания поведение животных может быть другимю
Дэвид Мич — всемирно известный исследователь волков. С 1958 года Дэвид изучал волков Северной Америки в их естественной среде обитания. Данные его многолетних наблюдений опровергли мифы об устройстве волчьих стай и отношениях между их членами. На протяжении 13-ти лет он наблюдал за стаей волков на острове Элсмир, Канада. Вопреки представлениям, что волчья стая является группой с непрерывной жестокой борьбой за ранг, стая оказалась семьёй. В такой стае нет распределения по рангам. Волк-отец отвечает за добычу еды, а волк-мать должна заботиться и защищать потомство. Иерархия стаи является естественным отражением возрастных и половых различий между членами стаи, а не жестокой борьбой за ранг, как было в стаях, выращенных в неволе.
Заключение
Смысл теории межвидового доминирования заключается в том, что собака всё время пытается занять доминирующую позицию в «стае» своего хозяина. Человек не должен дать своему питомцу быть выше себя, поэтому воспитывает собаку с помощью особых методов и специальной амуниции. Подобное обучение может привести к негативным последствиям. К стрессу, агрессии, травмам.
В результате нашей работы выявлено, что у теории межвидового доминирования больше минусов, чем плюсов.
Существенным недостатком этой теории и основанием для ее опровержения является тот факт, что исследования поведения волков в стае проводились в большинстве случаев в неволе, где между членами стаи формировалось ранговое разделение. В то время как в природе, в естественной среде обитания волчья стая - это семья.
У теории есть опровержение: большинство стай из исследований были созданы в неволе из волков из разных мест, поэтому между членами стаи формировалось ранговое разделение. В естественной среде обитания волчья стая — семья.
Список использованной литературы
Аксаков, С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии : Москва, 1852. — 500 с.
Мич, Д. Альфа-статус, доминантность и разделение труда в волчьей стае / Мич Д. ; исследовательский центр дикой природы Северной прерии города. — Джеймстаун, штат Нью-Йорк, 1999. — 21 с.
Никольская, А. В. Социально-психологическое исследование межвидового этологического взаимодействия человека и собаки в условиях городской семьи : автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук : 19.00.05 / Никольская Анастасия Всеволодовна. — Москва, 2008. — 193 с.